среда, 25 января 2012 г.

Выставка «Memory Art | Искусство Памяти, 19/91» на Artplay

Выставка «Memory Art | Искусство Памяти, 19/91» на ArtplayВ центре дизайна ArtPlay открывается выставка «Memory Art | Искусство Памяти, 19/91»: вместо историков о точке слома в истории страны заговорили художники.

В 1991 году уже не ходили по улицам с транзисторами, а о мобильных телефонах писали в фантастических романах. Поэтому те, кто не успел с утра 19 августа того года послушать радио, могли только гадать, зачем по Каширскому шоссе в центр движется танковая колонна. Чуть позже по всем квартирам и предприятиям радиоточки передали Постановление № 1 Государственного комитета по чрезвычайному положению: «В целях защиты жизненно важных интересов народов и граждан Союза ССР, независимости и территориальной целостности страны, восстановления законности и правопорядка, стабилизации обстановки, преодоления тяжелейшего кризиса, недопущения хаоса, анархии и братоубийственной гражданской войны Государственный комитет по чрезвычайному положению в СССР постановляет...» Танки, однако, ничего из этого предотвратить не смогли.

Путч августа 1991 стал последним из ключевых событий в истории СССР. С баррикад у Белого дома началась история новой России. Крутые перемены в сознании людей обозначило внезапно возникшее, как черт из коробки, чувство безграничной свободы.

Только свободный, ничего не боящийся человек может, выйдя с пакетом в булочную, лечь под танк и преградить ему дорогу телом и батоном за 18 копеек.

Никогда не совершавшая подвигов молодая журналистка Татьяна Малкина на пресс-конференции бросает в лицо членам ГКЧП: «Вы понимаете, что совершили государственный переворот?» Эта небывалая свобода — главнейшая характеристика начала 90-х. Ее кульминация — на баррикадах, которые никого не могли остановить. Это ощущение не восстановимо по документам, фотографиям и свидетельствам.

Куратор Валерий Анашвили, составивший выставку из работ Владислава Юрашко и Виктории Шумской, добавил в название экспозиции слэш — черту, символизирующую как разделение эпох, стран и сознания. Всего за несколько месяцев до обыгрываемых выставкой событий, в начале 1991 года, Анашвили вместе с сокурсниками философского факультета основал журнал «Логос». СССР был еще жив, но литовать журнал — то есть носить в Главлит на цензуру — уже никто не требовал. «Логос» выходит до сих пор, а ощущение свободы, по словам его основателя, куда-то подевалось. Чувство участия в переменах, сопричастности стране за прошедшие с тех пор 20 лет сошло на нет. А какая свобода, когда живешь как в гостях?

Воспроизвести это состояние «разлома и выбора», «точку деконструкции времен», как говорит Анашвили, можно только в искусстве.

Живопись Юрашко и Шумской на выставке «19/91. Искусство памяти» восстанавливает протянутую на несколько месяцев черту между странами и временами по архивным фотографиям. Танки на улицах Москвы и останавливающие их простые прохожие, с батонами и без.

Журналистка Малкина, в лицо назвавшая путчистов преступниками. Очередь в первый «Макдоналдс» и толпа у Белого дома. И серия портретов героев первых полос тех месяцев — Старовойтовой, Чубайса, Гайдара, молодого и энергичного Ельцина.

Отдельно выстроен «уголок отдыха», где перед диваном развешены также написанные с фото идиллические картины отдыха на южном берегу Крыма — здесь зрителю предлагается вспомнить, что частная жизнь в СССР до перелома все же не была чередой кошмаров. Но при этом именно на крымской даче в Форосе был заперт во время переворота Горбачев.

Очень вероятно, что образцом художникам послужили монохромные работы знаменитого бельгийца Люка Тюйманса. Выбеленный кадр хроники, полуслепой живописный снимок телеэкрана — символ стертой памяти. Но картины Юрашко решены в серых тонах не только потому, что в 1991 еще, кажется, не вошла в обиход цветная фотопленка.

Сны редко бывают цветными, а выставка «19/91» моделирует «великий перелом» от разрухи в головах к разрухе в сортирах именно в пространстве сна.

Наяву остались только документы; они не передают тех, прежних эмоций, но наполнены новыми. В нашем настоящем, даже спустя 20 лет, эти документы нельзя смотреть беспристрастно. Ты всегда или с той стороны баррикады, или с этой. А чаще с обеих сразу. Но только во сне можно подняться над ситуацией 1991 года.

Поперек зала на ArtPlay, бывшего когда-то цехом завода «Манометр», воздвигнута баррикада. За ней виднеется самая большая работа на выставке — составленная из трех холстов сцена из «Лебединого озера» — балета, телетрансляция которого еще со времен снятия Хрущева стала символом происходящей в стране смены власти. Волшебная призма гипнотической постжурналистики Юрашко и Шумской возвращает нас в эти краткие месяцы между прошлым и будущим, в эту прекрасную попытку изменить ход истории и материализовать мираж.

В этой любопытной инсталляции тоже можно было увидеть рифму той самой черте, если бы не было очевидно, что в общественном сознании не возникло другой баррикады: между развалом Советского Союза и нынешней Россией ее как не было, так и нет. Пока что эти 20 лет считают от крушения старого государства, а не от даты рождения нового. «Искусство памяти» — попытка философа Анашвили похоронить фантомы старого мира, от которого давно уже отреклись. Попытка не первая и не последняя. Новую Россию без оглядки на СССР увидят только те, кто родился после 1991 года и для кого советская власть стала одной из глав учебника по истории. Тем же, кто еще застал ее, предстоит до конца проживать и пережевывать эту самую черту-баррикаду между временами. Даже если очень не хочется.
Оригинальная статья

Поделитесь этой новостью с Вашими друзьями!

Ранее в рубрике "Живопись":

Премьера «Circo Ambulante» Андрея Могучего в Театре наций
На сцене Театра наций дуэт Лии Ахеджаковой и Альберта Филозова в премьере «Circo Ambulante» режиссера Андрея Могучего. В Театре наций продолжается парад имен: вслед за Эймунтасом Някрошюсом, Алвисом Херманисом и Томасом Остермайером сцену отдали Андрею Могучему, знаменитому петербуржцу, делающему театр, аналогов которому нет, — театр предмета, формы, картинки. В его работах всегда сложносочиненна...
  (читать дальше)

Лувр приобрел картину, датированную 1400 годом, за 7,8 млн евро
Французский художественный музей Лувр после 12 лет исследований и переговоров приобрел уникальный шедевр французской живописи за 7,8 миллионов евро, сообщает в пятницу агентство Франс Пресс. Картина Le Christ de piti soutenu par saint Jean ("Христос, поддерживаемый Св. Иоанном после снятия с креста") принадлежит кисти одного из крупнейших мастеров Бургундской школы Жана Малуэля и датирована прим...
  (читать дальше)

Художники из Китая обошли Пабло Пикассо на аукционах
Китайский художник Чжан Дацянь, сместивший с первого места Пабло Пикассо, по итогам 2011 года, принес самую большую прибыль аукционным домам, сообщает Bloomberg. За год аукционы продали произведений Чжан Дацяня более чем на $505 млн, в то время как у Пабло Пикассо показатель "всего" около $312 млн. Испанский художник удерживал лидерство с 1997 по 2010 год, с перерывом на год в 2007-м. Но Чжан Да...
  (читать дальше)

«Комитет 19 января» проведет вторую выставку антифашистского плаката
«Комитет 19 января» проведет вторую выставку антифашистского плаката в московском метро: она покажет историю политического искусства, а её основу составят работы Пикассо и Кукрыниксов. На этой неделе «Комитет 19 января» проведет выставку антифашистского плаката. Она приурочена к третьей годовщине убийства адвоката Станислава Маркелова и журналистки Анастасии Бабуровой, как обещают организаторы на...
  (читать дальше)

Минкульт Греции уверен в надежной охране музеев после кражи Пикассо
Всемирно известным коллекциям искусства, хранящимся в Греции, ничто не угрожает, и они находятся под надежной охраной, заявило во вторник греческое министерство культуры. Накануне неизвестные украли из Национальной картинной галереи в Афинах три картины, в том числе полотно Пабло Пикассо "Голова женщины", которое сам художник подарил греческому народу. Также была похищена картина нидерландского ...
  (читать дальше)

Картина Пикассо оказалась в числе украденных из галереи в Афинах
АФИНЫ, 9 янв - РИА Новости, Алексей Богдановский. Картина Пабло Пикассо оказалась в числе трех работ, украденных в понедельник из Национальной галереи в Афинах, сообщила греческая полиция. Похищенная картина размером 56 на 40 сантиметров создана в 1939 году, она изображает в абстрактной манере голову женщины. Пикассо подарил ее греческому народу в 1949 году. Другая похищенная картина принадлеж...
  (читать дальше)

Один из самых продаваемых художников раскрыл секрет популярности
Такаси Мураками в новом тысячелетии стал одним из самых востребованных и высокооплачиваемых современных художников, доказав, что совсем не обязательно умирать для того, чтобы за твои работы коллекционеры начали выкладывать миллионы долларов. В 2008 году его скульптура "Мой одинокий ковбой" была продана на аукционе Sotheby`s за 15,2 миллиона долларов, спустя два года его чудаковатый герой ДОБ появ...
  (читать дальше)

Похищенная картина Магритта "Олимпия" возвращается в музей в Брюсселе
Картина бельгийского сюрреалиста Рене Магритта, похищенная в сентябре 2009 года из дома-музея знаменитого художника в Брюсселе, найдена, и, вероятно, вновь займет место в экспозиции, сообщили в четверг местные СМИ. По их информации, картину принес в полицию эксперт-искусствовед Жанпьет Калленс (Janpiet Callens), которому она была предложена две недели назад. Никакие подробности не приводятся. П...
  (читать дальше)

Эксперты разошлись в оценке качества реставрации картины да Винчи
Картина Леонардо даВинчи «Мадонна имладенец сосвятой Анной» изколлекции Лувра, помнению экспертов изконсультативного комитета музея, была отреставрирована некорректно, сообщает британская газета Guardian. В знак протеста против некорректной реставрации эксперты— Сеголен Бергеон Лангль (Segolene Bergeon Langle), курирующая реставрационные работы вовсех государственных французских музеях иЖан-Пьер...
  (читать дальше)
Выставка Ай Вэйвэя в Мультимедиа Арт Музее
К финалу «Фотобиеннале-2012» Мультимедиа Арт Музей приберег фотовыставку Ай Вэйвэя, одного из самых известных в мире китайских художников, – 220 фотографий, сделанные им в 1983–1993 годах во время жизни в Нью-Йорке. Строго говоря, Ай Вэйвэй не фотограф, хотя в 1970-х и учился в Пекинской киношколе вместе будущими звездами китайской волны 1990-х Чен Кайге и Чжан Имоу – их тоже можно увидеть на нью...
  (читать дальше)

«Свидание» Юсупа Бахшиева вышло в прокат
В прокат выходит «Свидание» – нескладная, но любовно сделанная алкогольно-романтическая комедия по мотивам старого фильма с Уиллисом и Бессинджер. Главный герой Дима (вокалист группы Uma2rmaH Владимир Кристовский) – ожившее объявление из рубрики знакомств. Перспективный молодой нейрохирург, аккуратная геологическая борода, в которой как бы кроется обязательность, не женат, не встречается, с ж/п,...
  (читать дальше)

Каннский кинофестиваль объявил программу основного конкурса 2012 года
65-й Каннский кинофестиваль объявил программу. Фильмом открытия станет «Королевство полной луны» Уэса Андерсона, а закрытия — экранизация Франсуа Мориака «Тереза Дескейру» недавно скончавшегося Клода Миллера. Россию в конкурсе представит Сергей Лозница. Каннский фестиваль пристрастен и верен своим героям. В этом году это правило получило очередное подтверждение: в одном списке оказались самые гро...
  (читать дальше)

В ГМИИ им. Пушкина открылась выставка «Портреты коллекционеров»
Лучшие образцы русского и европейского искусства из собраний Ильи Глазунова и Петра Авена в ГМИИ: сезон мероприятий к столетнему юбилею музея Пушкина открывает выставка «Портреты коллекционеров». Экспозицию «Портреты коллекционеров», на днях открывшуюся в отделе личных коллекций ГМИИ им. Пушкина, смело можно назвать обязательной для просмотра: здесь можно увидеть шедевры, обычно широкой публике н...
  (читать дальше)

Интервью с генеральным секретарем «DOCOMOMO-Россия» Анной Броновицкой
Генеральный секретарь российского отделения международной организации по охране архитектурных памятников DOCOMOMO Анна Броновицкая рассказала «Газете.Ru» о том, что происходит с павильонами ВВЦ, почему не реставрируются Дом Наркомфина и о том, чего добилась ее организация за год своей работы. В Международный день памятников, отмечавшийся в среду, год своей деятельности отметила российская секция ...
  (читать дальше)

Интервью Захара Прилепина
Захар Прилепин рассказал «Газете.Ru» о новой книге «Восьмерка», о превращениях героев его «Саньки» в эпоху Болотной и революции и о том, как может помочь русскому писателю слаборазвитая фантазия. За последний месяц у Захара Прилепина вышли две книги: его собственная книга «Восьмерка», состоящая из маленьких повестей, и «Лимонка в тюрьму» — сборник текстов политзаключенных, который он составил с Э...
  (читать дальше)

В коллективе Центра драматургии и режиссуры произошел раскол
Часть труппы столичного Центра драматургии и режиссуры заявила о недоверии своим худруку и директору, внедрившим новые методы работы. Городские культурные власти в ответ поставили обоим жесткое условие – урегулировать конфликт до конца сезона. Часть коллектива московского Центра драматургии и режиссуры (ЦДР) выразила недоверие своему художественному руководителю Михаилу Угарову и директору Людмил...
  (читать дальше)

В прокат вышел фильм ужасов «Хижина в лесу»
В прокате «Хижина в лесу» — хоррор, который то ли впервые со времен «Крика» и «Ведьмы из Блэр» перезапускает жанр, то ли окончательно его закрывает. Пока сотрудники явно очень секретного центра (Ричард Дженкинс и другие) готовятся к чему-то серьезному и обсуждают конкуренцию с Японией, пятеро студентов отправляются на выходные в загородный дом, удачно изолированный от большого мира: дорогу к нему...
  (читать дальше)

В Москве вручили «Золотые маски»
В Москве прошла церемония вручения наград театрального фестиваля «Золотая маска». Впервые за 8 лет премия вручалась на сцене Большого театра – и принесла большие сюрпризы: в списке лауреатов предпочла мастерам новые имена. Режиссёром церемонии выступила режиссёр Нина Чусова, громко заявившая о себе в начале нулевых, но последние годы работающая в основном в провинции. Театр Чусовой всегда резок ...
  (читать дальше)

«Маппеты»: история, персонажи, выдающиеся эпизоды
В прокат выходит фильм «Маппеты», в котором Лягушонок Кермит, Мисс Пигги, Медведь Фоззи, Гонзо, Животное и другие герои легендарного телешоу объединяются, чтобы спасти свой театр от нефтяного магната. Мир Маппетов населяют безбашенные марионетки из телевизора: преимущественно звери и птицы, но есть и несколько существ, идентификация которых вызывает всеобщее затруднение. Если брать перечисленных...
  (читать дальше)