суббота, 28 января 2012 г.

В галерее XL открылась выставка фотографий Игоря Мухина «Сообщники»

В галерее XL открылась выставка фотографий Игоря Мухина «Сообщники»В галерее XL открылась выставка фотографий Игоря Мухина «Сообщники», на которой запечатлены представители художественной сцены от 1980-х до наших дней.

На выставке фотографа Игоря Мухина «Сообщники» – работы за четверть века. Черно-белые отпечатки конца 1980-х – начала 1990-х и цветные фото, снятые только что, всего 240 штук. На них – представители художественной сцены с перестроечных времен до текущего момента, те самые неизвестные обычному зрителю люди, которые делают искусство.

Знакомство с ними для рядового посетителя «Винзавода» обычно ограничивается именем в афише – ведь художник скрывается за произведениями. Наверное, это хорошо – зачем непрофессионалу творческая кухня? Зритель не увидит ее и на выставке Мухина.

Выставка «Сообщники» - не производственный репортаж, а, скорее, домашний альбом, долгая история не такого уж большого круга несуществующего пока профсоюза современного искусства.

Игорь Мухин начал снимать в гуще перестроечных событий. Его тогдашние герои – стремительно набиравшие массовую популярность Олег Гаркуша и Петр Мамонов, рок-концерты и армии неформалов. Фотограф знакомится с художниками круга Малой Грузинки. Вскоре одна зарубежная организация заказывает ему серию портретов современных художников для каталогов – для молодого советского фотографа это было очень круто. Заказчики испарились, каталоги изданы не были, но остались фотографии и знакомства. В 1991 Мухин снимает портреты тридцати художников для выставки «Art Books». С тех пор деятели искусства постоянно появляются в его кадрах.

Важно, что «Сообщники» – это не проект, который сознательно готовился 25 лет, а выставка, которая сложилась сама. На всех отпечатках – друзья и знакомые фотографа, лица из тусовки. Чаще в домашней обстановке, чем за работой. Большинство фото делались Мухиным параллельно основным съемкам. Больше всего, пожалуй, известен его коллективный портрет советской молодежи (в 2005 году вышел альбом «Рожденные в СССР»). Без толики пафоса зафиксированы Мухиным атмосфера открытости перед рушащимся на глазах прошлым и неопределенным будущим и наивные счастливые лица перестроечных юношей и их джинсовых красавиц. Отсутствует социальный градус и в сериях о садовых скамейках и советской монументальной пропаганде. Разрушенную, как античные руины, садово-парковую архитектуру Мухин видит без сожаления, но и без ожидания перемен.

В каждой безупречной мухинской композиции, в почти каждом портрете есть это ощущение опустошенности, паузы между событиями.

Поэтому не очень верно сравнивать, как иногда делают, Игоря Мухина с фотографами раннего «Магнума». Формула Картье-Брессона – мгновенное осознание значимости происходящего и точная организация форм, то, что называется «школа решающего момента», и она, пожалуй, важна для Мухина как фоторепортера. Но автор выставки не гонится за фактом, как фотографы агентства «Магнум». Экспрессия мухинского кадра передает не кульминацию, а потенциальную возможность события. В промежутке между пунктом А и пунктом Б он снимает и митинги (так называлась предудыщая выставка Мухина в XL), и художественные хроники.

Персонажи Мухина, скандально известные или не известные вовсе широкой публике, сняты в будничных условиях.

Они пьют чай и крепкие напитки, позируют в телефонной будке или посреди улицы Горького. Например, Авдей Тер-Оганьян, которого никогда, наверное, не покинет сомнительная слава рубщика икон, на одном из снимков несет по переходу на Пушкинской бутылку пива, и только безумный взгляд и хохломская ложка в петлице отличают его от мирных прохожих. На других фотографиях он просто спит. Эрик Булатов еще до отъезда и всемирной известности покойно расположился на своей кухне между эмалированным чайником и трехлитровыми банками. Художники двухтысячных также не бравируют атрибутами профессии и сняты в обстановке, приближенной к бытовой. Хотя в фотографиях новой генерации «сообщников» чувствуется некоторая дистанция: они для Мухина, конечно, свои, но в силу разницы поколений он больше очевидец, чем соучастник. Мухину ближе панки 1980-х, чем нынешние активисты.

Герои Мухина редко смотрят в глаза. Они живут свою жизнь и как будто не видят фотографа – именно «как будто», потому что в композиции большинства фотографий есть для него место.

Присутствие фотографа в каждой сцене – первое, что бросается в глаза при сравнении Мухина с его старшим коллегой, хроникером художественного сообщества 70-х гг. Игорем Пальминым. И нам кажется, что это место приготовлено для нас, что мы cами выглядываем из линзы объектива в чужую кухню.

В ноябре Мухину исполнилось 50. 27 лет он снимает. Интересна участь фотографа, который невольно становится летописцем своего круга. Пока он снимает, его модели живут и умирают, становятся известными или забываются, меняют взгляды, уезжают в Америку и возвращаются. Фокус Мухина в том, что молодежь нулевых в его видоискателе покрыта таким же флером «творящейся истории», как олдовый народ 80-х и буйное поколение 90-х. Хроники Мухина создают легенду. Фотограф – спутник истории, тогда как большинство остальных – только попутчики.
Оригинальная статья

Поделитесь этой новостью с Вашими друзьями!

Ранее в рубрике "Живопись":

"Елена" Звягинцева прибавила "Золотых орлов" к своей коллекции наград
Главным триумфатором пятничной церемонии раздачи "Золотых орлов" стал Андрей Звягинцев со своей "Еленой" - этой картине достались призы за лучший игровой фильм, лучшую режиссуру, лучшую операторскую работу и лучшую женскую роль второго плана, сыгранную Еленой Лядовой. Меньше всего из номинантов повезло "Шапито-шоу": фильм получил только один, второстепенный приз - за лучшую работу звукорежиссера...
  (читать дальше)

Оператор Михаил Кричман получил "Золотого орла" за "Елену" Звягинцева
Постоянный оператор Андрея Звягинцева Михаил Кричман получил "Золотого орла" за работу над фильмом "Елена", передает корреспондент РИА Новости с церемонии награждения, проходящей в пятницу вечером на "Мосфильме". Ранее его работа над "Овсянками" Алексея Федорченко (2010) была удостоена кубка Вольпи в Венеции. "Елена" Звягинцева была номинирована на "Золотого орла" в общей сложности в десяти кат...
  (читать дальше)

Sotheby`s выставил на торги полотна Климта, Миро и Моне
Полотна Густава Климта, Хуана Миро и Клода Моне выставил Sotheby`s на лондонские февральские торги "Импрессионисты и искусство ХХ века", сообщили РИА Новости в пресс-службе аукционного дома. Наиболее высоко - в 7-10 миллионов фунтов стерлингов - специалисты Sotheby`s оценили монументальную композицию "Живопись" Хуана Миро, написанную им в Париже в 1933 году. Произведения этого художника неоднокр...
  (читать дальше)

Выставка «Лениниана» Александра Джикия в «Крокин-галерее»
Художник Александр Джикия превратил Ленина из монументального исторического идола в обычного человека в рисунках и скульптурах на выставке «Лениниана» в «Крокин-галерее». Уже много лет Александру Джикия снится Ленин. Но не как живой, а воплощенный в художественные произведения. Чаще всего в скульптурной форме. Иногда в гробу. Другой бы пошел к доктору или в пивную, а художник фантомов не боится ...
  (читать дальше)

Открывается фестиваль независимого кино «Санденс»
В США начинается «Санденс» — кинофестиваль независимых фильмов со всего мира, придуманный Робертом Редфордом и ставший одним из главных смотров авторского кино. Один из конкурсов будет судить российский режиссер Алексей Попогребский. Сегодня, 19 января, в американском Парк-Сити (штат Юта) в 28-й раз начнется самый представительный фестиваль международного независимого кино «Сандэнс». В этом году ...
  (читать дальше)

Кино о войне 1812 года: "комиксы вышли замуж за пошлятину"
Чем скабрезнее шутки, тем выше кассовые сборы. Похоже, именно этим принципом руководствуются авторы комедии "Ржевский против Наполеона", которая 25 января выходит в кинотеатрах страны. Отечественная война 1812 года изображена здесь как балаган – и это традиционное для современного российского общества восприятие той войны. Откуда взялись эти стереотипы? Наполеон карикатурный и реальный Сюжет л...
  (читать дальше)

Выставка «Memory Art | Искусство Памяти, 19/91» на Artplay
В центре дизайна ArtPlay открывается выставка «Memory Art | Искусство Памяти, 19/91»: вместо историков о точке слома в истории страны заговорили художники. В 1991 году уже не ходили по улицам с транзисторами, а о мобильных телефонах писали в фантастических романах. Поэтому те, кто не успел с утра 19 августа того года послушать радио, могли только гадать, зачем по Каширскому шоссе в центр движется...
  (читать дальше)

Премьера «Circo Ambulante» Андрея Могучего в Театре наций
На сцене Театра наций дуэт Лии Ахеджаковой и Альберта Филозова в премьере «Circo Ambulante» режиссера Андрея Могучего. В Театре наций продолжается парад имен: вслед за Эймунтасом Някрошюсом, Алвисом Херманисом и Томасом Остермайером сцену отдали Андрею Могучему, знаменитому петербуржцу, делающему театр, аналогов которому нет, — театр предмета, формы, картинки. В его работах всегда сложносочиненна...
  (читать дальше)

Лувр приобрел картину, датированную 1400 годом, за 7,8 млн евро
Французский художественный музей Лувр после 12 лет исследований и переговоров приобрел уникальный шедевр французской живописи за 7,8 миллионов евро, сообщает в пятницу агентство Франс Пресс. Картина Le Christ de piti soutenu par saint Jean ("Христос, поддерживаемый Св. Иоанном после снятия с креста") принадлежит кисти одного из крупнейших мастеров Бургундской школы Жана Малуэля и датирована прим...
  (читать дальше)
Выставка Ай Вэйвэя в Мультимедиа Арт Музее
К финалу «Фотобиеннале-2012» Мультимедиа Арт Музей приберег фотовыставку Ай Вэйвэя, одного из самых известных в мире китайских художников, – 220 фотографий, сделанные им в 1983–1993 годах во время жизни в Нью-Йорке. Строго говоря, Ай Вэйвэй не фотограф, хотя в 1970-х и учился в Пекинской киношколе вместе будущими звездами китайской волны 1990-х Чен Кайге и Чжан Имоу – их тоже можно увидеть на нью...
  (читать дальше)

«Свидание» Юсупа Бахшиева вышло в прокат
В прокат выходит «Свидание» – нескладная, но любовно сделанная алкогольно-романтическая комедия по мотивам старого фильма с Уиллисом и Бессинджер. Главный герой Дима (вокалист группы Uma2rmaH Владимир Кристовский) – ожившее объявление из рубрики знакомств. Перспективный молодой нейрохирург, аккуратная геологическая борода, в которой как бы кроется обязательность, не женат, не встречается, с ж/п,...
  (читать дальше)

Каннский кинофестиваль объявил программу основного конкурса 2012 года
65-й Каннский кинофестиваль объявил программу. Фильмом открытия станет «Королевство полной луны» Уэса Андерсона, а закрытия — экранизация Франсуа Мориака «Тереза Дескейру» недавно скончавшегося Клода Миллера. Россию в конкурсе представит Сергей Лозница. Каннский фестиваль пристрастен и верен своим героям. В этом году это правило получило очередное подтверждение: в одном списке оказались самые гро...
  (читать дальше)

В ГМИИ им. Пушкина открылась выставка «Портреты коллекционеров»
Лучшие образцы русского и европейского искусства из собраний Ильи Глазунова и Петра Авена в ГМИИ: сезон мероприятий к столетнему юбилею музея Пушкина открывает выставка «Портреты коллекционеров». Экспозицию «Портреты коллекционеров», на днях открывшуюся в отделе личных коллекций ГМИИ им. Пушкина, смело можно назвать обязательной для просмотра: здесь можно увидеть шедевры, обычно широкой публике н...
  (читать дальше)

Интервью с генеральным секретарем «DOCOMOMO-Россия» Анной Броновицкой
Генеральный секретарь российского отделения международной организации по охране архитектурных памятников DOCOMOMO Анна Броновицкая рассказала «Газете.Ru» о том, что происходит с павильонами ВВЦ, почему не реставрируются Дом Наркомфина и о том, чего добилась ее организация за год своей работы. В Международный день памятников, отмечавшийся в среду, год своей деятельности отметила российская секция ...
  (читать дальше)

Интервью Захара Прилепина
Захар Прилепин рассказал «Газете.Ru» о новой книге «Восьмерка», о превращениях героев его «Саньки» в эпоху Болотной и революции и о том, как может помочь русскому писателю слаборазвитая фантазия. За последний месяц у Захара Прилепина вышли две книги: его собственная книга «Восьмерка», состоящая из маленьких повестей, и «Лимонка в тюрьму» — сборник текстов политзаключенных, который он составил с Э...
  (читать дальше)

В коллективе Центра драматургии и режиссуры произошел раскол
Часть труппы столичного Центра драматургии и режиссуры заявила о недоверии своим худруку и директору, внедрившим новые методы работы. Городские культурные власти в ответ поставили обоим жесткое условие – урегулировать конфликт до конца сезона. Часть коллектива московского Центра драматургии и режиссуры (ЦДР) выразила недоверие своему художественному руководителю Михаилу Угарову и директору Людмил...
  (читать дальше)

В прокат вышел фильм ужасов «Хижина в лесу»
В прокате «Хижина в лесу» — хоррор, который то ли впервые со времен «Крика» и «Ведьмы из Блэр» перезапускает жанр, то ли окончательно его закрывает. Пока сотрудники явно очень секретного центра (Ричард Дженкинс и другие) готовятся к чему-то серьезному и обсуждают конкуренцию с Японией, пятеро студентов отправляются на выходные в загородный дом, удачно изолированный от большого мира: дорогу к нему...
  (читать дальше)

В Москве вручили «Золотые маски»
В Москве прошла церемония вручения наград театрального фестиваля «Золотая маска». Впервые за 8 лет премия вручалась на сцене Большого театра – и принесла большие сюрпризы: в списке лауреатов предпочла мастерам новые имена. Режиссёром церемонии выступила режиссёр Нина Чусова, громко заявившая о себе в начале нулевых, но последние годы работающая в основном в провинции. Театр Чусовой всегда резок ...
  (читать дальше)

«Маппеты»: история, персонажи, выдающиеся эпизоды
В прокат выходит фильм «Маппеты», в котором Лягушонок Кермит, Мисс Пигги, Медведь Фоззи, Гонзо, Животное и другие герои легендарного телешоу объединяются, чтобы спасти свой театр от нефтяного магната. Мир Маппетов населяют безбашенные марионетки из телевизора: преимущественно звери и птицы, но есть и несколько существ, идентификация которых вызывает всеобщее затруднение. Если брать перечисленных...
  (читать дальше)