пятница, 27 января 2012 г.

В филармонии Санкт-Петербурга прошел первый в России показ «Фауста» Александра Сокурова

В филармонии Санкт-Петербурга прошел первый в России показ «Фауста» Александра СокуроваПредпремьерный показ фильма Александра Сокурова «Фауст» в Санкт-Петербурге едва не оказался сорван из-за технических проблем: начало сеанса в академической филармонии им. Шостаковича, большой зал которой вечером четверга был превращен в кинозал, задержалось на полтора часа. Тем не менее фильм – победитель 68-го Венецианского кинофестиваля зрители все же увидели.

Начиналось все очень многообещающе. Идея студии «Пролайн» устроить предпремьерный показ «Фауста» не в кинотеатре, а в Большом зале легендарной питерской филармонии понравилась всем. Представители студии объясняли все сугубо практическими соображениями: дескать, кинотеатры в Санкт-Петербурге слишком маленькие, а желающих посмотреть чересчур много. Но истинный подтекст был очевиден. Перенести высокое киноискусство Сокурова из попсового кинозала под филармонические своды — мысль одновременно смелая и вполне напрашивающаяся.

«Когда меня спрашивают, почему просмотр организовали именно здесь, я отвечаю: а почему бы и не здесь? — прокомментировал выбор зала сам режиссер. — Есть ли еще подобное место в России, столь же «намоленное»?»

Так или иначе, но к вечеру 26 января Большой зал филармонии должным образом преобразился: был натянут большой экран, установлен проектор. Зрителей собралось немало. Организаторам даже пришлось пустить людей в боковые ложи, хотя изначально предполагалось оставить их закрытыми, чтобы публике не пришлось смотреть на экран под углом.

Партер был забит битком. Посмотреть «Фауст» пришли режиссер Алексей Герман, актер Леонид Мозговой, игравший у Сокурова роли Гитлера в «Молохе» и Ленина в «Тельце». Замечены в зале были музыкант Вячеслав Бутусов, телеведущий Сергей Шолохов, бывший ректор Петербургской консерватории скрипач Сергей Стадлер и другие медийные персоны.

Наконец в зале погас свет и на экране пошел ролик, презентующий тетралогию Александра Сокурова о природе власти.

«Фауст» является завершающим фильмом этого проекта. До этого были сняты «Молох» (1999), «Телец» (2000) и «Солнце» (2005). Главными героями этих трех фильмов были соответственно Адольф Гитлер, Владимир Ленин и японский император Хирохито. Ему-то и не повезло: когда действие в ролике дошло до представления картины «Солнце», по экрану пошли цветные полосы, а затем изображение пропало.

«Ничего себе! Это что такое?» — довольно громко и очень удивленно сказал молодой человек, стоявший за пультом, с которого управлялся кинопроектор.

После десятисекундной заминки в зале зажгли свет. Публика великодушно простила то, что ей не дали досмотреть ролик, и зааплодировала, тем более что на сцене появился Сокуров с продюсером картины Андреем Сигле. Режиссер начал с комплиментов в адрес филармонии, отметив, что «для нас, кинематографистов, огромная честь просто выйти на эту сцену».

«Первые очертания замысла этого фильма появились у меня в далеком декабре 1980 года, — продолжил Сокуров. — Конечно, мы работали над своим фильмом не так долго, как Гете над своим «Фаустом», но тоже немало. Простите, если мы не совпадем с вашими ожиданиями. Мы очень старались, чтобы у нас получилось нечто существенное».

Андрей Сигле ограничился тем, что поблагодарил спонсоров, поддерживавших съемки, а закончил так:

«Мы всем сердцем делали эту картину и всегда помнили, что мы петербуржцы. Именно поэтому большую премьеру мы решили сделать в Санкт-Петербурге».

Это было сказано не для красного словца. Известно, что Сокуров действительно крайне трепетно отнесся к идее представить новый фильм в родном городе. Специально для того варианта «Фауста», который показывался в Северной столице, режиссер лично начитал весь текст закадрового перевода. По всей стране фильм будет идти в официальном дубляже, так что питерский сеанс был по-настоящему уникальным.

Тем обиднее описывать то, что происходило дальше. В зале погас свет, и на экране появился сначала обнаженный мужской труп, а затем циничный сокуровский Фауст, препарирующий тело. Одновременно он жевал печенье и язвительно рассуждал о душе, которую никак не может отыскать среди человеческих потрохов. Четыре минуты — и по экрану снова пошла знакомая цветная рябь. Экран погас, а еще через минуту зажегся верхний свет. Публика, проявив себя с наилучшей стороны, зааплодировала, чтобы поддержать Сокурова, переживавшего в эти минуты, надо полагать, не самые приятные эмоции. Вокруг пульта толпились уже трое или четверо специалистов, по поведению которых было видно, что дела с техникой плохи. Тем не менее фильм попытались запустить снова. На этот раз все закончилось еще на титрах. В зале кто-то не выдержал и засвистел. Снова зажегся свет.

В двух шагах от корреспондента «Газеты.Ru» Андрей Сигле растерянно говорил кому-то по телефону: «У нас тут катастрофа. Полнейшая катастрофа». Затем продюсер вышел на сцену и обратился к публике:

«Техника проверялась два дня, и все два дня она работала отлично. Но теперь не работает. Я не думаю, что это мистика, непосредственно связанная с Фаустом… Но, видимо, какая-то мистика все же есть».

Для наладки аппаратуры был объявлен двадцатиминутный перерыв. Половину из него зрителей развлекал мим Антон Адасинский, сыгравший в «Фаусте» роль Ростовщика (Мефистофеля). К слову, Адасинский — единственный российский актер, которого Сокуров занял в своей картине.

Перерыв затягивался, публика разбредалась по фойе. Журналистам пообещали, что сейчас к ним выйдет Сокуров, который прокомментирует проблемы с показом, но режиссер так и не вышел. Главной темой для разговоров в кулуарах, разумеется, стало обсуждение «мистической подоплеки» возникших проблем, а также первых пяти минут картины. Некоторые зрители были весьма суровы в оценках.

«Это сделал этот зал! — категорично вещала окружившим ее подругам пожилая петербурженка с типичной внешностью постоянной посетительницы филармонии. —

Потому что в этом зале нельзя показывать такие вещи! Этот зал для художества! Для высокой культуры!»

«Что же, Сокуров — не высокая культура?..» — робко пытались возразить ей собеседницы. Но поклонница «художества» была непреклонна.

К счастью, победить технику все же удалось, и сеанс состоялся. В итоге он начался с задержкой на полтора часа, ближе к 21.00. Впрочем, публика, хоть и изрядно измученная ожиданием, практически не поредела. Жаль, что впечатления от первого показа «Фауста» в России оказались для большинства смазаны банальными техническими проблемами.

Как уже говорилось, впервые «Фауст» был показан в основном конкурсе Венецианского кинофестиваля в сентябре прошлого года и заслуженно победил. Но его путь к российскому зрителю сопровождался не меньшими трудностями, чем петербургская премьера. Остается надеяться, что основные проблемы уже позади: сегодня, 27 января, пройдет показ фильма Сокурова в Москве, затем ожидается тур по городам России. В прокат же «Фауст» выходит через две недели — 9 февраля.
Оригинальная статья

Поделитесь этой новостью с Вашими друзьями!

Ранее в рубрике "Кино":

Российские фильмы за 2011 год заработали в зарубежном прокате $4,5 млн
Десять российских фильмов, вышедших в зарубежный прокат в 2011 году, собрали в общей сложности 4,46 миллиона долларов, подсчитал в четверг портал Kinobusiness.com. В этой десятке были фильмы разных лет - от пока недоступного в российском прокате "Фауста" Сокурова до анимационного проекта 2010 года "Белка и Стрелка: Звездные собаки" и отреставрированной копии "Броненосца "Потемкина" Сергея Эйзенш...
  (читать дальше)

Премьера "Фауста" прошла в Петербурге с техническими накладками
Премьерный показ новой кинокартины Александра Сокурова "Фауст" состоялся в четверг, 26 января, в Большом зале Санкт-Петербургской филармонии - за две недели до начала проката, из-за технических неполадок просмотр пришлось отложить почти на час, передает корреспондент РИА Новости. Зрители начали собираться в здании филармонии задолго до начала премьеры. В фойе, в большом зале и на самой сцене был...
  (читать дальше)

"Золотых орлов" раздадут на "Мосфильме" в пятницу
"Золотых орлов" Национальной академии кинематографических искусств и наук России раздадут в пятницу на "Мосфильме", в павильоне номер 1, сообщили РИА Новости в Академии. Главным фаворитом считается "Елена", у которой десять номинаций: картина Андрея Звягинцева претендует на призы за лучший фильм, лучшую режиссуру, лучшую женскую роль первого и второго плана (Надежда Маркина и Елена Лядова), лучш...
  (читать дальше)

"Монти Пайтон" воссоединяется в научно-фантастическом фарсе
Участники "Летающего цирка Монти Пайтона" (Monty Python`s Flying Circus) снимутся в научно-фантастическом фарсе под названием "Все, что угодно" (Absolutely Anything), сообщает в четверг киноресурс Variety. Режиссером картины, где компьютерные технологии будут соединяться с игровыми съемками, станет один из участников группы - Терри Джонс (Terry Jones), вместе с Терри Гиллиамом снявший в 1974 год...
  (читать дальше)

Немецкий актер и режиссер Вадим Гловна ушел из жизни в четверг
Немецкий актер и режиссер Вадим Гловна (Vadim Glowna), сыгравший более чем в 150 фильмах, в том числе с Роми Шнайдер (Romy Schneider), Ивом Монтаном (Yves Montand) и Клаусом Кински (Klaus Kinski), скончался на 70-м году жизни во вторник в берлинской больнице после тяжелой болезни, сообщает в четверг издание Der Standart. Гловна сыграл в фильмах "Пистолет "Питон-357" с Ивом Монтаном (Yves Montand...
  (читать дальше)

Джонни Депп лидирует в рейтинге популярности портала IMDb
Голливудский актер Джонни Депп (Johnny Depp), фильм "Темный рыцарь" и сериал "Остаться в живых" возглавили рейтинги самых просматриваемых страниц за историю существования крупнейшей в мире интернет-базы данных о кино IMDb, сообщает интернет-ресурс Deadline. Internet Movie Database (IMDb) - крупнейшая в мире база данных и веб-сайт о кинематографе, которая, по данным на конец сентября 2010 года, с...
  (читать дальше)

"Потомки" Пейна, к которым может уйти "Оскар"
В российский прокат 26 января выходят "Потомки" Александра Пейна – фильм, в середине месяца получивший престижную американскую кинопремию "Золотой глобус" как лучшая драма. "Потомки" номинированы и на "Оскар". В своей ленте Пейн разрабатывает тематический Клондайк американского кинематографа – "мысль семейную". "Древо жизни" растет по-разному Чтобы разместить это видео у себя в блоге, скопируй...
  (читать дальше)

Киносценарист Рустам Ибрагимбеков отказался от французского ордена
Председатель конфедерации кинематографистов стран СНГ и Балтии, азербайджанский кинодраматург и общественный деятель Рустам Ибрагимбеков отказался от присужденного ему французского ордена искусств и должности президента общества культурных связей "Азербайджан-Франция" в знак несогласия с принятым французским сенатом закона об ответственности за отрицание геноцида армян в Османской Турции. Сенат ...
  (читать дальше)

Интервью с Рэйфом Файнсом
Рэйф Файнс рассказал «Парку культуры» о своем «Кориолане», ставшем для артиста дебютом в режиссуре, о взгляде на Шекспира через современную историю и об эротическом подтексте в отношениях Кориолана и Авфидия. В прокат выходит фильм «Кориолан» — трагедию Шекспира про римского полководца британский актер и режиссер Рэйф Файнс перенес в современную Европу: на Рим прут танки мятежных соседей, Кориола...
  (читать дальше)
Выставка Ай Вэйвэя в Мультимедиа Арт Музее
К финалу «Фотобиеннале-2012» Мультимедиа Арт Музей приберег фотовыставку Ай Вэйвэя, одного из самых известных в мире китайских художников, – 220 фотографий, сделанные им в 1983–1993 годах во время жизни в Нью-Йорке. Строго говоря, Ай Вэйвэй не фотограф, хотя в 1970-х и учился в Пекинской киношколе вместе будущими звездами китайской волны 1990-х Чен Кайге и Чжан Имоу – их тоже можно увидеть на нью...
  (читать дальше)

«Свидание» Юсупа Бахшиева вышло в прокат
В прокат выходит «Свидание» – нескладная, но любовно сделанная алкогольно-романтическая комедия по мотивам старого фильма с Уиллисом и Бессинджер. Главный герой Дима (вокалист группы Uma2rmaH Владимир Кристовский) – ожившее объявление из рубрики знакомств. Перспективный молодой нейрохирург, аккуратная геологическая борода, в которой как бы кроется обязательность, не женат, не встречается, с ж/п,...
  (читать дальше)

Каннский кинофестиваль объявил программу основного конкурса 2012 года
65-й Каннский кинофестиваль объявил программу. Фильмом открытия станет «Королевство полной луны» Уэса Андерсона, а закрытия — экранизация Франсуа Мориака «Тереза Дескейру» недавно скончавшегося Клода Миллера. Россию в конкурсе представит Сергей Лозница. Каннский фестиваль пристрастен и верен своим героям. В этом году это правило получило очередное подтверждение: в одном списке оказались самые гро...
  (читать дальше)

В ГМИИ им. Пушкина открылась выставка «Портреты коллекционеров»
Лучшие образцы русского и европейского искусства из собраний Ильи Глазунова и Петра Авена в ГМИИ: сезон мероприятий к столетнему юбилею музея Пушкина открывает выставка «Портреты коллекционеров». Экспозицию «Портреты коллекционеров», на днях открывшуюся в отделе личных коллекций ГМИИ им. Пушкина, смело можно назвать обязательной для просмотра: здесь можно увидеть шедевры, обычно широкой публике н...
  (читать дальше)

Интервью с генеральным секретарем «DOCOMOMO-Россия» Анной Броновицкой
Генеральный секретарь российского отделения международной организации по охране архитектурных памятников DOCOMOMO Анна Броновицкая рассказала «Газете.Ru» о том, что происходит с павильонами ВВЦ, почему не реставрируются Дом Наркомфина и о том, чего добилась ее организация за год своей работы. В Международный день памятников, отмечавшийся в среду, год своей деятельности отметила российская секция ...
  (читать дальше)

Интервью Захара Прилепина
Захар Прилепин рассказал «Газете.Ru» о новой книге «Восьмерка», о превращениях героев его «Саньки» в эпоху Болотной и революции и о том, как может помочь русскому писателю слаборазвитая фантазия. За последний месяц у Захара Прилепина вышли две книги: его собственная книга «Восьмерка», состоящая из маленьких повестей, и «Лимонка в тюрьму» — сборник текстов политзаключенных, который он составил с Э...
  (читать дальше)

В коллективе Центра драматургии и режиссуры произошел раскол
Часть труппы столичного Центра драматургии и режиссуры заявила о недоверии своим худруку и директору, внедрившим новые методы работы. Городские культурные власти в ответ поставили обоим жесткое условие – урегулировать конфликт до конца сезона. Часть коллектива московского Центра драматургии и режиссуры (ЦДР) выразила недоверие своему художественному руководителю Михаилу Угарову и директору Людмил...
  (читать дальше)

В прокат вышел фильм ужасов «Хижина в лесу»
В прокате «Хижина в лесу» — хоррор, который то ли впервые со времен «Крика» и «Ведьмы из Блэр» перезапускает жанр, то ли окончательно его закрывает. Пока сотрудники явно очень секретного центра (Ричард Дженкинс и другие) готовятся к чему-то серьезному и обсуждают конкуренцию с Японией, пятеро студентов отправляются на выходные в загородный дом, удачно изолированный от большого мира: дорогу к нему...
  (читать дальше)

В Москве вручили «Золотые маски»
В Москве прошла церемония вручения наград театрального фестиваля «Золотая маска». Впервые за 8 лет премия вручалась на сцене Большого театра – и принесла большие сюрпризы: в списке лауреатов предпочла мастерам новые имена. Режиссёром церемонии выступила режиссёр Нина Чусова, громко заявившая о себе в начале нулевых, но последние годы работающая в основном в провинции. Театр Чусовой всегда резок ...
  (читать дальше)

«Маппеты»: история, персонажи, выдающиеся эпизоды
В прокат выходит фильм «Маппеты», в котором Лягушонок Кермит, Мисс Пигги, Медведь Фоззи, Гонзо, Животное и другие герои легендарного телешоу объединяются, чтобы спасти свой театр от нефтяного магната. Мир Маппетов населяют безбашенные марионетки из телевизора: преимущественно звери и птицы, но есть и несколько существ, идентификация которых вызывает всеобщее затруднение. Если брать перечисленных...
  (читать дальше)