среда, 25 января 2012 г.

«Талантов и поклонников» Миндаугаса Карбаускиса в театре им. Маяковского

«Талантов и поклонников» Миндаугаса Карбаускиса в театре им. МаяковскогоВ Театре имени Маяковского Миндаугас Карбаускис показал «Таланты и поклонники» — первый спектакль, сделанный им в качестве художественного руководителя.

В Театре имени Маяковского Миндаугас Карбаускис показал «Талантыв и поклонники» — свой первый спектакль, сделанный в статусе художественного руководителя. После долгих лет неспешной, не баловавшей удачами жизни этого режиссера на разных площадках, после громкой истории с увольнением прежнего руководителя Сергея Арцыбашева, после административных неприятностей уже на посту худрука Маяковки… в общем, эту премьеру ждали с особым чувством. С именем одного из лучших мастеров своего поколения связывают надежды на возрождение этого театра.

«Таланты и поклонники» — пьеса для Маяковки знаковая. Сорок с лишним лет назад с нее началось славное правление Андрея Гончарова.

Пьесу Островского тогда, в 1969 году, ставила знаменитая Мария Кнебель: в том спектакле Светлана Немоляева играла Негину, а только пришедшие в театр Филиппов и Костолевский выходили в маленьких ролях без слов.

Островский, досконально изучивший законы театрального дела, знавший множество разных актерских судеб, написал пьесу о закономерностях, управляющих судьбой таланта. Молодая провинциальная актриса Саша Негина, скромно живущая со старухой матерью, пытается совместить честь и успех. Любимица публики, она отвергает сальные ухаживания местных тузов, выбрав защитником студента Мелузова, которого Островский сделал классическим резонером. Но, оказавшись перед выбором между честной, «трудовой» жизнью и перспективой карьеры на сцене, предложенной купцом Великатовым, Негина выбирает последнее.

Спектакль Карбаускиса не погружает нас в подобие жизни: условность, свойственная театру, представлена в декорациях Сергея Бархина. Основной игровой площадкой становится поворотный круг — черный полированный диск, который герои то разгоняют, то тормозят, то вступают на эту территорию зыбкого равновесия, то выходят, соскакивают и наблюдают со стороны. Над кругом такого же цвета железная декорация: три стены с косым окном, расположенным внизу, – опустившись, они обозначат квартиру Негиной. Окошко, прилепившееся к земле, подсказывает, что Негина живет в каком-то подвальном помещении, а с другой стороны, и мир ее театральный — он живет по другим законам. Пианино, стоящее в центре, редко используется по назначению: на нем нагромождены стулья, стоит самовар. А в финале, когда пространство, освобожденное от предметов, становится вокзальной площадью, пианино с составленными ножками кверху стульями, с приделанной дымящей трубой становится паровозом, увозящим Негину с маменькой и с Великатовым в новую жизнь.

Карбаускис, известный своей концептуальной режиссурой, здесь как будто пошел от актеров, составил спектакль из калейдоскопа персонажей, а каждого персонажа — из множества мелких черт.

Главную роль режиссер отдал Ирине Пеговой. Актриса МХТ изображает Негину поначалу наивной девочкой: в цветастом деревенском платье она ведет себя как школьница — сгорая от любопытства при появлении Великатова, чуть ли не приподнимается на цыпочках, закладывая руки за спину. Старый ловелас князь Дулебов (узнаваемые интонации Игоря Костолевского безупречно работают на образ напыщенного, неумного опереточного злодея) гневно взмахивает мокрым букетом, разгоняет ногой круг, пытаясь приблизить к себе упирающуюся Негину, а та бушует в подростковом безыскусном возмущении. Но, когда надменный Мелузов заставляет ее исповедаться, видно, что она лишь играет с ним, изображая благоговение перед житейской мудростью наставника.

Талант, требующий служения, заставляет принимать взрослые решения, и во втором акте Негина, пережившая успех, в роскошном платье восседающая у рояля, уже взрослая, все понимающая женщина.

В ее грустной ленце, в меланхолии есть какая-то усмешка и сожаление — как прощание с прошлой жизнью. Выбор Негиной в пользу Великатова — жертва, получающая оправдание.

Мелузов в исполнении Даниила Спиваковского предстает совсем не тем симпатичным резонером, каким его можно было бы представить по пьесе: перед нами долговязый занудный ханжа, уязвленное самолюбие превращает его в авторитарного, надменного властолюбца, наслаждающегося своей мнимой властью над девушкой. Но если в первом акте нелепо одетый Мелузов кажется карикатурой, то затем его образ становится объемнее. Когда Негина после бенефиса читает его письмо, режиссер дарует этому персонажу несколько секунд искренности и естественности. Негина читает первые строчки, появляется Мелузов, подхватывает их и идет через вращающийся круг. В какой-то момент он стягивает шапочку, снимает очки и перестает быть жалким шутом.

Купец Великатов — самый, пожалуй, странный персонаж пьесы — сыгран Филипповым настоящим хозяином жизни. В его коренастой фигуре, в неспешных движениях уверенное знание того, как устроена жизнь. Он делает безошибочные ходы, изящно разыгрывая тоску и меланхолию на глазах у матери Негиной, Домны Пантелеевны, а потом огорошивая ее страстным рассказом об имении и хозяйстве.

В его любовном письме к героине Пеговой проступает вдруг лопахинский тон: нежные мечты о деревенской идиллии обрываются практическим заключением: «Поживем — увидим».

Спектакль, в котором много и актерского юмора, и режиссерского остроумия — в нешуточном понимании этого слова, к финалу обнаруживает в себе жестокость и беспощадность: да, талант требует особых правил игры, одновременно эгоизма и изгнанничества, жертвы и хищничества. Но взамен дарит странноватое, особенное счастье: обозначив все вышеперечисленное, Карбаускис сочинил неожиданно светлый, упрямый финал, финал, нагло «забывающий» о том, что героиня только что согласилась стать содержанкой богатого купца. Никого нет, на пустой сцене лишь Негина и рабочий сцены.

Вертится круг, несется пианино, Негина, снова легкая, светлая, скользит, упиваясь своей тайной внутренней свободой, за неприкосновенность которой придется платить всю жизнь.

Выбор пьесы для первой премьеры Карбаускиса явно не ограничивался одними только историческими соображениями, о которых говорилось в начале. Отношения таланта и публики для режиссера — вопрос первостепенной важности. И дело тут не в неприятностях, сопровождавших работу Карбаускиса на его нынешнем посту, и даже не в напряженных ожиданиях, которые ему предъявлялись. Сила и талант здешней труппы и прежде не ставились под сомнение, но раньше роли ведущих актеров казались сольными номерами. Карбаускис, казалось бы, отдал спектакль артистам, избавил их от давления концепции, позволил их персонажам прорастать в нюансах, меняться. Но при этом ему удалось собрать из своих артистов нечто большее, чем хороший состав, — работающую машину спектакля, живое и настоящее целое. И тем самым обозначить, что в стенах Маяковки новая жизнь все-таки появилась.
Оригинальная статья

Поделитесь этой новостью с Вашими друзьями!

Ранее в рубрике "Театр":

Режиссера Евгения Гинзбурга похоронят в среду в Москве
Режиссера и сценариста Евгения Гинзбурга, скончавшегося в Москве на 67-м году жизни, похоронят в среду, 18 января, сообщает Русская служба новостей. Прощание с режиссером начнется в полдень в Московском доме кино. Похороны пройдут, скорее всего, на Троекуровском кладбище. Евгений Гинзбург родился 28 февраля 1945 года в Челябинске. Режиссуре учился в Ташкентском институте театрального искусства...
  (читать дальше)

Деятели культуры: Гинзбург был первым несоветским режиссером в СССР
Евгений Гинзбург был первым несоветским режиссером на советском телевидении, убежден режиссер-документалист Олег Дорман, автор вызвавшего большой резонанс "Подстрочника". Режиссер Евгений Гинзбург скончался в субботу на 67-м году жизни от инсульта. "Это горькая потеря. Из легендарных работ Гинзбурга, в общем, вышло все лучшее, что на российском телевидении имеет отношение к шоу``, - сказал Дорм...
  (читать дальше)

Скончался известный режиссер Евгений Гинзбург
Скончался режиссер Евгений Гинзбург, сообщает телеканал "Россия К". "Его фильмы помнят и любят многие. Его работами могут гордиться ведущие российские телеканалы... Имя Евгения Гинзбурга вписано в историю телевидения: он в 1970-80-е годы придумал и снял телевизионные новогодние аттракционы и бенефисы, получившие огромную популярность", - отмечает телеканал культура. Евгений Гинзбург российским ...
  (читать дальше)

Лауреаты премии правительства в области культуры получат по 1 млн руб
Двадцать пять лауреатов премии правительства РФ в области культуры получат по миллиону рублей, сообщил на пресс-конференции в Москве в пятницу министр культуры РФ Александр Авдеев. "Всего премий 25. Из них -15 общие по культуре и искусству, 5 - за творчество для детей и юношества и 5 - за заслуги в литературе и поэзии. Последние были установлены в прошлом году после встречи премьер-министра Влад...
  (читать дальше)

Ариадна Всеволодовна Шенгелая. Биографическая справка
13 января актриса Ариадна Шенгелая отмечает 75-летие. Народная артистка России и Грузии Ариадна Всеволодовна Шенгелая (Шпринк) родилась 13 января 1937 года в городе Ташкенте (Узбекистан). Получив среднее образование, она поступила во Всесоюзный государственный институт кинематографии (ВГИК), в актерскую мастерскую Владимира Белокурова. В 1960 году, окончив ВГИК, актриса была принята в труппу Ру...
  (читать дальше)

Медведев назвал Ренату Литвинову яркой и одаренной актрисой
Президент России Дмитрий Медведев поздравил с 45-летием актрису, режиссера, заслуженную артистку РФ Ренату Литвинову, сообщает сайт Кремля. Чтобы разместить это видео у себя в блоге, скопируйте данный код "Уже с первых ролей в кино Вы заявили о себе как о яркой, одаренной актрисе. Но поистине всенародная известность пришла к Вам после блистательно исполненной роли в телесериале "Граница. Таежны...
  (читать дальше)

Телеверсии спектаклей московских театров можно будет посмотреть в сети
Власти Москвы познакомят горожан с лучшими постановками столичных театров через интернет-сайт Youtube, сообщает в четверг пресс-служба столичного департамента СМИ и рекламы. "Департамент средств массовой информации и рекламы города Москвы в рамках государственной программы "Информационный город на 2012-2016 годы" реализует проект по созданию коллекций телеверсий спектаклей, идущих на театральных...
  (читать дальше)

Юрий Любимов планирует премьеру "Бесов" в Вахтанговском театре в марте
Режиссер Юрий Любимов приступил к репетициям постановки "Бесы" по роману Достоевского в театре имени Евгения Вахтангова и уже наметил премьеру на 27 марта, сообщил РИА Новости директор театра Кирилл Крок. "Сейчас в театре каждый день идут репетиции нового спектакля. Актерский состав пока окончательно не сформирован - эта работа еще в процессе. Но уже известна дата премьеры - 27 марта этого года"...
  (читать дальше)

Первой работой Стуруа в театре "Et Cetera" станет пьеса Тарика Нуи
Грузинский режиссер Роберт Стуруа, который в этом сезоне стал главным приглашенным режиссером театра "Et Cetera", руководителем которого является Александр Калягин, приступит к своим обязанностям уже в январе и поставит пьесу французского драматурга Тарика Нуи, сообщили РИА Новости в пресс-службе театра. "Уже готов кабинет для нового главного режиссера Роберта Стуруа, который уже ставил в нашем ...
  (читать дальше)
Выставка Ай Вэйвэя в Мультимедиа Арт Музее
К финалу «Фотобиеннале-2012» Мультимедиа Арт Музей приберег фотовыставку Ай Вэйвэя, одного из самых известных в мире китайских художников, – 220 фотографий, сделанные им в 1983–1993 годах во время жизни в Нью-Йорке. Строго говоря, Ай Вэйвэй не фотограф, хотя в 1970-х и учился в Пекинской киношколе вместе будущими звездами китайской волны 1990-х Чен Кайге и Чжан Имоу – их тоже можно увидеть на нью...
  (читать дальше)

«Свидание» Юсупа Бахшиева вышло в прокат
В прокат выходит «Свидание» – нескладная, но любовно сделанная алкогольно-романтическая комедия по мотивам старого фильма с Уиллисом и Бессинджер. Главный герой Дима (вокалист группы Uma2rmaH Владимир Кристовский) – ожившее объявление из рубрики знакомств. Перспективный молодой нейрохирург, аккуратная геологическая борода, в которой как бы кроется обязательность, не женат, не встречается, с ж/п,...
  (читать дальше)

Каннский кинофестиваль объявил программу основного конкурса 2012 года
65-й Каннский кинофестиваль объявил программу. Фильмом открытия станет «Королевство полной луны» Уэса Андерсона, а закрытия — экранизация Франсуа Мориака «Тереза Дескейру» недавно скончавшегося Клода Миллера. Россию в конкурсе представит Сергей Лозница. Каннский фестиваль пристрастен и верен своим героям. В этом году это правило получило очередное подтверждение: в одном списке оказались самые гро...
  (читать дальше)

В ГМИИ им. Пушкина открылась выставка «Портреты коллекционеров»
Лучшие образцы русского и европейского искусства из собраний Ильи Глазунова и Петра Авена в ГМИИ: сезон мероприятий к столетнему юбилею музея Пушкина открывает выставка «Портреты коллекционеров». Экспозицию «Портреты коллекционеров», на днях открывшуюся в отделе личных коллекций ГМИИ им. Пушкина, смело можно назвать обязательной для просмотра: здесь можно увидеть шедевры, обычно широкой публике н...
  (читать дальше)

Интервью с генеральным секретарем «DOCOMOMO-Россия» Анной Броновицкой
Генеральный секретарь российского отделения международной организации по охране архитектурных памятников DOCOMOMO Анна Броновицкая рассказала «Газете.Ru» о том, что происходит с павильонами ВВЦ, почему не реставрируются Дом Наркомфина и о том, чего добилась ее организация за год своей работы. В Международный день памятников, отмечавшийся в среду, год своей деятельности отметила российская секция ...
  (читать дальше)

Интервью Захара Прилепина
Захар Прилепин рассказал «Газете.Ru» о новой книге «Восьмерка», о превращениях героев его «Саньки» в эпоху Болотной и революции и о том, как может помочь русскому писателю слаборазвитая фантазия. За последний месяц у Захара Прилепина вышли две книги: его собственная книга «Восьмерка», состоящая из маленьких повестей, и «Лимонка в тюрьму» — сборник текстов политзаключенных, который он составил с Э...
  (читать дальше)

В коллективе Центра драматургии и режиссуры произошел раскол
Часть труппы столичного Центра драматургии и режиссуры заявила о недоверии своим худруку и директору, внедрившим новые методы работы. Городские культурные власти в ответ поставили обоим жесткое условие – урегулировать конфликт до конца сезона. Часть коллектива московского Центра драматургии и режиссуры (ЦДР) выразила недоверие своему художественному руководителю Михаилу Угарову и директору Людмил...
  (читать дальше)

В прокат вышел фильм ужасов «Хижина в лесу»
В прокате «Хижина в лесу» — хоррор, который то ли впервые со времен «Крика» и «Ведьмы из Блэр» перезапускает жанр, то ли окончательно его закрывает. Пока сотрудники явно очень секретного центра (Ричард Дженкинс и другие) готовятся к чему-то серьезному и обсуждают конкуренцию с Японией, пятеро студентов отправляются на выходные в загородный дом, удачно изолированный от большого мира: дорогу к нему...
  (читать дальше)

В Москве вручили «Золотые маски»
В Москве прошла церемония вручения наград театрального фестиваля «Золотая маска». Впервые за 8 лет премия вручалась на сцене Большого театра – и принесла большие сюрпризы: в списке лауреатов предпочла мастерам новые имена. Режиссёром церемонии выступила режиссёр Нина Чусова, громко заявившая о себе в начале нулевых, но последние годы работающая в основном в провинции. Театр Чусовой всегда резок ...
  (читать дальше)

«Маппеты»: история, персонажи, выдающиеся эпизоды
В прокат выходит фильм «Маппеты», в котором Лягушонок Кермит, Мисс Пигги, Медведь Фоззи, Гонзо, Животное и другие герои легендарного телешоу объединяются, чтобы спасти свой театр от нефтяного магната. Мир Маппетов населяют безбашенные марионетки из телевизора: преимущественно звери и птицы, но есть и несколько существ, идентификация которых вызывает всеобщее затруднение. Если брать перечисленных...
  (читать дальше)