среда, 25 января 2012 г.

Премьера «Circo Ambulante» Андрея Могучего в Театре наций

Премьера «Circo Ambulante» Андрея Могучего в Театре нацийНа сцене Театра наций дуэт Лии Ахеджаковой и Альберта Филозова в премьере «Circo Ambulante» режиссера Андрея Могучего.

В Театре наций продолжается парад имен: вслед за Эймунтасом Някрошюсом, Алвисом Херманисом и Томасом Остермайером сцену отдали Андрею Могучему, знаменитому петербуржцу, делающему театр, аналогов которому нет, — театр предмета, формы, картинки. В его работах всегда сложносочиненная сценография, масса взаимодействующих фигур, необычный свет; он смело применяет анимацию, элементы комикса и других техник поп-арта. В этом же ряду для Могучего находится и текст — он ставит его вровень с другими компонентами, но уж никак не выше.

Сюжетная, драматургическая основа служит базой для формальных упражнений.

Именно таков его московский дебют «Circo Ambulante», который он сочинял вместе с другим знатоком и пропагандистом визуального в театре, художником Максимом Исаевым, участником инженерного театра АХЕ. По словам режиссера, источником вдохновения для работы послужила идея представить Лию Ахеджакову в образе Дон Кихота. Из этой картины родилась целая антиутопия, которую авторы придумывали и писали прямо во время репетиций: история о вулканическом острове и его тиране Оберкондукторе, о городе, бывшем когда-то центром металлургии, — теперь здесь работает только мясокомбинат.

Впрочем, это тоже стратегическое производство: здесь добывают бычьи семенники, с помощью которых диктатор поддерживает свой политический и половой потенциал. Оберкондуктор желает открыть на острове новый цирк-шапито — для забавы местных жителей, женская часть которых в полном составе трудится на мясопереработке.

В городе есть свои арт-террористы — троица акционистов-революционеров; правда, один из актуальных художников сам признается, что подрабатывает в полиции осведомителем.

На самом деле пересказывать туго набитый деталями сюжет можно долго, но едва ли нужно: в два часа спектакля еле вместилось около двух третей истории, придуманной Могучим и Исаевым; первую, прологовую часть в изложении режиссера можно прочитать на сайте Театра наций. При детальном рассмотрении сюжетная линия выглядит чересчур ветвистой, но из всех обстоятельств здесь важны лишь те, что служат отправной точкой для создания атмосферы, которая и создается с помощью визуального решения.

И вот здесь перед нами настоящий пир для глаз, а затем и головы. Мясные туши, перешитые из пальто, слаженные движения «кишковальщиц» на комбинате в такт отгружаемым коробкам, белые медведи, выходящие на сцену с лозунгами в лапах, и скрывающиеся под их матерчатыми шкурами арт-террористы, сами символически разодетые в черное и белое. Гигантские заводские трубы, поворот которых обозначает переход действия из комбината в дом и обнаруживает внутри детали обветшалого интерьера. Все двигается, поворачивается, все имеет значение. Наконец, те сцены, в которых нужны спецэффекты, — взрывы, драки, убийства — с потрясающей непосредственностью заменены комиксами — смешными картинками, в котором у нарисованных на полотнище фигурок подписаны имена персонажей и приписано «хрясь!» и «баммм!».

Ясно, что понятие «главная роль» в таком театре получает несколько иное значение, чем в театре психологическом, точно так же, как и текст, чье назначение из несущего делается служебным. Поэтому сначала кажется, что главная пара, которую Могучий пригласил играть, — Лия Ахеджакова и Альберт Филозов —является лишь равноправной частью общей композиции из людей и декораций.

Однако по ходу спектакля становится ясно, что именно с появлением этого дуэта колеса действия начинают вращаться, а обстоятельства, с которыми нас так долго знакомили, — меняться.

Она бывшая потомственная циркачка Мария, лишившаяся уха во время номера с метанием ножей, жившая как все, но однажды получившая от полицейского дубиной по голове и с тех пор поменявшая свои представления о социуме. Он бывший герой страны Антон, металлург, оставшийся на острове еще с тех времен, когда вместо позорных бычьих яиц здесь делали гордую сталь, ныне — лежачий больной. Вместе они смысловой центр спектакля: два донкихота, к своим пятидесяти с лишним прошедшие путь из необыкновенных людей в обыкновенные, из молодых и полных сил в старые и больные и наконец сказавшие себе, что жизнь должна перестать походить на мясокомбинат и выглядеть как бычьи яйца. Антон и Мария решаются на убийство диктатора, и едва решаются, как в буквальном смысле становятся больше себя самих. Антон как ни в чем ни бывало встает с постели, с которой был неразлучен десятки лет, а Мария надевает латы.

И с задачей быть локомотивом действия артистический дуэт справляется блестяще.

Ни разу не походя на старых собак психологического театра, мучительно исполняющих новые для себя фокусы, Ахеджакова и Филозов чувствуют себя в незнакомом им прежде «визуальном» жанре так, будто этот первый в их жизни прыжок в «театр формы» дался им без малейших усилий.

Собственно, с учетом небезупречности текста именно они и становятся здесь теми, кто примиряет и соединяет привычный нам театр слова с театром картинки и предмета. Впрочем, есть в этом и заслуга самих Могучего — Исаева, избежавших искушения превратить артистов как первого, так и второго плана в демонстраторов пластических поз: для этого собранные на проекте актеры (среди которых Ильяс Тамеев, Арина Маракулина, Михаил Ефимов, перекочевавшие в постановку из проекта «Зажги мой огонь», а также одна из лучших актрис Театра им. Станиславского Ольга Лапшина) были бы слишком хороши. Наоборот, Могучий дал им максимальную свободу и стимулировал к творчеству и импровизациям — как следствие, многие из сцен спектакля родились прямо на репетициях, возникали и вырастали в резонансе с тем, что происходило в этот момент за стенами репетиционного зала.

В результате такого подхода «Цирко амбуланте» получился каким-то пугающе и безупречно актуальным: к вечной актуальности антиутопии как жанра добавились совсем уж удивительные совпадения. Причем как в идеях, так и в образах. Действующие в постановке арт-террористы повадками, манерой речи, движениями сильно напоминают группу «Война». Донкихотская речь ахеджаковской Марии в финале почти дословно напоминает ту, что Лия Меджидовна произнесла на камеру перед митингами на Сахарова. Бычьи яйца как средство для поддержания вертикали, строительство цирка на острове, где вся жизнь вертится вокруг мясного завода, — метафоры Могучего — Исаева прямы и просты. Вроде бы не Россия, но так похоже на Россию — формально, визуально, очевидно.
Оригинальная статья

Поделитесь этой новостью с Вашими друзьями!

Ранее в рубрике "Театр":

«Талантов и поклонников» Миндаугаса Карбаускиса в театре им. Маяковского
В Театре имени Маяковского Миндаугас Карбаускис показал «Таланты и поклонники» — первый спектакль, сделанный им в качестве художественного руководителя. В Театре имени Маяковского Миндаугас Карбаускис показал «Талантыв и поклонники» — свой первый спектакль, сделанный в статусе художественного руководителя. После долгих лет неспешной, не баловавшей удачами жизни этого режиссера на разных площадках...
  (читать дальше)

Режиссера Евгения Гинзбурга похоронят в среду в Москве
Режиссера и сценариста Евгения Гинзбурга, скончавшегося в Москве на 67-м году жизни, похоронят в среду, 18 января, сообщает Русская служба новостей. Прощание с режиссером начнется в полдень в Московском доме кино. Похороны пройдут, скорее всего, на Троекуровском кладбище. Евгений Гинзбург родился 28 февраля 1945 года в Челябинске. Режиссуре учился в Ташкентском институте театрального искусства...
  (читать дальше)

Деятели культуры: Гинзбург был первым несоветским режиссером в СССР
Евгений Гинзбург был первым несоветским режиссером на советском телевидении, убежден режиссер-документалист Олег Дорман, автор вызвавшего большой резонанс "Подстрочника". Режиссер Евгений Гинзбург скончался в субботу на 67-м году жизни от инсульта. "Это горькая потеря. Из легендарных работ Гинзбурга, в общем, вышло все лучшее, что на российском телевидении имеет отношение к шоу``, - сказал Дорм...
  (читать дальше)

Скончался известный режиссер Евгений Гинзбург
Скончался режиссер Евгений Гинзбург, сообщает телеканал "Россия К". "Его фильмы помнят и любят многие. Его работами могут гордиться ведущие российские телеканалы... Имя Евгения Гинзбурга вписано в историю телевидения: он в 1970-80-е годы придумал и снял телевизионные новогодние аттракционы и бенефисы, получившие огромную популярность", - отмечает телеканал культура. Евгений Гинзбург российским ...
  (читать дальше)

Лауреаты премии правительства в области культуры получат по 1 млн руб
Двадцать пять лауреатов премии правительства РФ в области культуры получат по миллиону рублей, сообщил на пресс-конференции в Москве в пятницу министр культуры РФ Александр Авдеев. "Всего премий 25. Из них -15 общие по культуре и искусству, 5 - за творчество для детей и юношества и 5 - за заслуги в литературе и поэзии. Последние были установлены в прошлом году после встречи премьер-министра Влад...
  (читать дальше)

Ариадна Всеволодовна Шенгелая. Биографическая справка
13 января актриса Ариадна Шенгелая отмечает 75-летие. Народная артистка России и Грузии Ариадна Всеволодовна Шенгелая (Шпринк) родилась 13 января 1937 года в городе Ташкенте (Узбекистан). Получив среднее образование, она поступила во Всесоюзный государственный институт кинематографии (ВГИК), в актерскую мастерскую Владимира Белокурова. В 1960 году, окончив ВГИК, актриса была принята в труппу Ру...
  (читать дальше)

Медведев назвал Ренату Литвинову яркой и одаренной актрисой
Президент России Дмитрий Медведев поздравил с 45-летием актрису, режиссера, заслуженную артистку РФ Ренату Литвинову, сообщает сайт Кремля. Чтобы разместить это видео у себя в блоге, скопируйте данный код "Уже с первых ролей в кино Вы заявили о себе как о яркой, одаренной актрисе. Но поистине всенародная известность пришла к Вам после блистательно исполненной роли в телесериале "Граница. Таежны...
  (читать дальше)

Телеверсии спектаклей московских театров можно будет посмотреть в сети
Власти Москвы познакомят горожан с лучшими постановками столичных театров через интернет-сайт Youtube, сообщает в четверг пресс-служба столичного департамента СМИ и рекламы. "Департамент средств массовой информации и рекламы города Москвы в рамках государственной программы "Информационный город на 2012-2016 годы" реализует проект по созданию коллекций телеверсий спектаклей, идущих на театральных...
  (читать дальше)

Юрий Любимов планирует премьеру "Бесов" в Вахтанговском театре в марте
Режиссер Юрий Любимов приступил к репетициям постановки "Бесы" по роману Достоевского в театре имени Евгения Вахтангова и уже наметил премьеру на 27 марта, сообщил РИА Новости директор театра Кирилл Крок. "Сейчас в театре каждый день идут репетиции нового спектакля. Актерский состав пока окончательно не сформирован - эта работа еще в процессе. Но уже известна дата премьеры - 27 марта этого года"...
  (читать дальше)
Выставка Ай Вэйвэя в Мультимедиа Арт Музее
К финалу «Фотобиеннале-2012» Мультимедиа Арт Музей приберег фотовыставку Ай Вэйвэя, одного из самых известных в мире китайских художников, – 220 фотографий, сделанные им в 1983–1993 годах во время жизни в Нью-Йорке. Строго говоря, Ай Вэйвэй не фотограф, хотя в 1970-х и учился в Пекинской киношколе вместе будущими звездами китайской волны 1990-х Чен Кайге и Чжан Имоу – их тоже можно увидеть на нью...
  (читать дальше)

«Свидание» Юсупа Бахшиева вышло в прокат
В прокат выходит «Свидание» – нескладная, но любовно сделанная алкогольно-романтическая комедия по мотивам старого фильма с Уиллисом и Бессинджер. Главный герой Дима (вокалист группы Uma2rmaH Владимир Кристовский) – ожившее объявление из рубрики знакомств. Перспективный молодой нейрохирург, аккуратная геологическая борода, в которой как бы кроется обязательность, не женат, не встречается, с ж/п,...
  (читать дальше)

Каннский кинофестиваль объявил программу основного конкурса 2012 года
65-й Каннский кинофестиваль объявил программу. Фильмом открытия станет «Королевство полной луны» Уэса Андерсона, а закрытия — экранизация Франсуа Мориака «Тереза Дескейру» недавно скончавшегося Клода Миллера. Россию в конкурсе представит Сергей Лозница. Каннский фестиваль пристрастен и верен своим героям. В этом году это правило получило очередное подтверждение: в одном списке оказались самые гро...
  (читать дальше)

В ГМИИ им. Пушкина открылась выставка «Портреты коллекционеров»
Лучшие образцы русского и европейского искусства из собраний Ильи Глазунова и Петра Авена в ГМИИ: сезон мероприятий к столетнему юбилею музея Пушкина открывает выставка «Портреты коллекционеров». Экспозицию «Портреты коллекционеров», на днях открывшуюся в отделе личных коллекций ГМИИ им. Пушкина, смело можно назвать обязательной для просмотра: здесь можно увидеть шедевры, обычно широкой публике н...
  (читать дальше)

Интервью с генеральным секретарем «DOCOMOMO-Россия» Анной Броновицкой
Генеральный секретарь российского отделения международной организации по охране архитектурных памятников DOCOMOMO Анна Броновицкая рассказала «Газете.Ru» о том, что происходит с павильонами ВВЦ, почему не реставрируются Дом Наркомфина и о том, чего добилась ее организация за год своей работы. В Международный день памятников, отмечавшийся в среду, год своей деятельности отметила российская секция ...
  (читать дальше)

Интервью Захара Прилепина
Захар Прилепин рассказал «Газете.Ru» о новой книге «Восьмерка», о превращениях героев его «Саньки» в эпоху Болотной и революции и о том, как может помочь русскому писателю слаборазвитая фантазия. За последний месяц у Захара Прилепина вышли две книги: его собственная книга «Восьмерка», состоящая из маленьких повестей, и «Лимонка в тюрьму» — сборник текстов политзаключенных, который он составил с Э...
  (читать дальше)

В коллективе Центра драматургии и режиссуры произошел раскол
Часть труппы столичного Центра драматургии и режиссуры заявила о недоверии своим худруку и директору, внедрившим новые методы работы. Городские культурные власти в ответ поставили обоим жесткое условие – урегулировать конфликт до конца сезона. Часть коллектива московского Центра драматургии и режиссуры (ЦДР) выразила недоверие своему художественному руководителю Михаилу Угарову и директору Людмил...
  (читать дальше)

В прокат вышел фильм ужасов «Хижина в лесу»
В прокате «Хижина в лесу» — хоррор, который то ли впервые со времен «Крика» и «Ведьмы из Блэр» перезапускает жанр, то ли окончательно его закрывает. Пока сотрудники явно очень секретного центра (Ричард Дженкинс и другие) готовятся к чему-то серьезному и обсуждают конкуренцию с Японией, пятеро студентов отправляются на выходные в загородный дом, удачно изолированный от большого мира: дорогу к нему...
  (читать дальше)

В Москве вручили «Золотые маски»
В Москве прошла церемония вручения наград театрального фестиваля «Золотая маска». Впервые за 8 лет премия вручалась на сцене Большого театра – и принесла большие сюрпризы: в списке лауреатов предпочла мастерам новые имена. Режиссёром церемонии выступила режиссёр Нина Чусова, громко заявившая о себе в начале нулевых, но последние годы работающая в основном в провинции. Театр Чусовой всегда резок ...
  (читать дальше)

«Маппеты»: история, персонажи, выдающиеся эпизоды
В прокат выходит фильм «Маппеты», в котором Лягушонок Кермит, Мисс Пигги, Медведь Фоззи, Гонзо, Животное и другие герои легендарного телешоу объединяются, чтобы спасти свой театр от нефтяного магната. Мир Маппетов населяют безбашенные марионетки из телевизора: преимущественно звери и птицы, но есть и несколько существ, идентификация которых вызывает всеобщее затруднение. Если брать перечисленных...
  (читать дальше)