воскресенье, 8 января 2012 г.

Марина Неелова, воплощенная тайна женственности

Марина Неелова, воплощенная тайна женственности

Тех, кто не любит актрису Марину Неелову, раздражают, как правило, три вещи: аристократизм ее манер, закрытость жизни и ее загадочная, кажущаяся капризной женственность. Но и те, кто не жалует ярчайшую звезду «Современника», уважают ее смелый и сложный талант вкупе с высочайшим профессионализмом. «Она родилась актрисой», -- говорят о Нееловой друзья. 8 января актриса отмечает 65-летие.

Двуликая женская душа

Многие героини Марины Нееловой в театре и кино переживают изматывающий конфликт душевной силы и слабости.

Ее королева Британии Елизавета I усилием воли подавляет в себе сестринские чувства к Марии Стюарт («Играем... Шиллера!» в постановке 2000 г Римаса Туминаса). Раневская в чеховском «Вишневом саде» в «Современнике», с одной стороны, нежна и душевна, а с другой стороны - временами жестока и бестактна. Американские критики, видевшие премьеру этого спектакля «Современника» на Бродвее, отмечали, что Раневская в исполнении Нееловой -- это постаревшее дитя, не желающее признать свершившийся трагический факт -- гибель родового поместья.

Алла в «Осеннем марафоне» (1979) Георгия Данелии, с одной стороны, пытается отстоять свою независимость и достоинство, а с другой - с отчаяньем держится за отношения с бесхарактерным, боязливым человеком. И даже Анна Андреевна в «Ревизоре» (1996) Сергея Газарова по комедии Гоголя - странный микс власти над мужем и детской наивности. Другие персонажи Нееловой тоже, как правило, противоречивы, ранимы и переменчивы.

По сути, две героини Нееловой в «Сладкоголосой птице юности» Теннесси Уильямса в «Современнике» (постановка 2002 г.) -- стареющая звезда Принцесса Космонополис, борющаяся с возрастом, и рано увядшая Хэвенли, пережившая трагедию, -- это два лика женской души, сильной и слабой одновременно.

Тихий женский героизм

Многократно воплотив универсальную женскую суть, Неелова при этом создала и вполне конкретный, узнаваемый и точный образ российской (советской) женщины средних лет, не слишком счастливой, но настойчиво ищущей счастье, мечтающей о надежном возлюбленном и готовой идти на жертвы ради таких отношений.

Героини Нееловой не останавливали на скаку коней, не входили в горящие избы - вопреки канону, сформулированному Николаем Некрасовым, но порой переступали через себя, побеждали свои слабости, а это тоже эквивалент мужества и смелости.

Одна из типичных героинь Нееловой начала 1980-х - 30-летняя Нюра Позднякова в фильме «Дамы приглашают кавалеров» Ивана Киасашвили, которая не слишком уверена в себе и почти отчаялась найти мужа, но все-таки продолжает сама себя тянуть из жизненной трясины, как неустрашимый оптимист барон Мюнхгаузен в книге Рудольфа Распе.

Героиня Нееловой в фильме «Ты у меня одна» (1993) Дмитрия Астрахана - Наташа, безупречная жена и хлопотливая мать почти взрослой дочери, уже устала спасать семью из бытового болота. Но, кроме нее, это делать некому (многие мужчины, в том числе муж Наташи Евгений, в начале «лихих 1990-х» морально сдались, потеряли веру в себя). И героиня Нееловой оказывается главой семьи, решает все проблемы сама.

Тонкая кожа, обнаженные нервы, железная самодисциплина

Когда Неелова играла в «Сладкоголосой птице юности», за ее здоровье и рассудок становилось попросту страшно. Ее тяжелейшие, жестокие к своему исполнителю роли в этом спектакле кого угодно измотают и душевно, и физически. Но хрупкая Марина Неелова, как всегда, не играла, а жила на сцене на пределе человеческих сил.

Неелова - почти последняя из тех актеров-«могикан», кто считает необходимым по-настоящему перевоплощаться на сцене и в кадре, вживаться в героя, органически усваивать логику его характера.

Актриса выбрала этот затратный по силам и нервам способ взаимоотношений с искусством уже с первых своих киноролей - в «Старой, старой сказке» (1968) Надежды Кошеверовой (роли взбалмошной принцессы и дочери трактирщика) и «Монологе» (1972) Ильи Авербаха (роль обманутой любовником девушки Нины).

«Она гениально перевоплощается - в мужчину ли, в женщину, и становится другим человеком, -- говорит о ней коллега по «Современнику» Игорь Кваша. - Никогда и ни у кого я больше не видел такого дара».

Неелова - актриса, которая может все, заключает актер.

Она всегда побеждала природную робость и страх перед актерами, с которыми играла бок о бок, и трудилась, не щадя себя. Надо было повторить сцену дикой истерики Нины в «Монологе» -- и Неелова с готовностью записывала новый дубль. Надо было на съемках переносить дикий холод - она переносила. Она не боится выглядеть гротескно, уродливо, как в спектакле «Шинель» (2004) Валерия Фокина по повести Гоголя, в котором она играет Акакия Башмачкина.

«Бог дал ей тонкую кожу и обнаженные нервы, -- говорит о своей коллеге по «Современнику» Лия Ахеджакова. - Но я ни разу не видела в театре ее проявлений истерии, каких-нибудь срывов, женских нервов... У нее отношение к профессии как к миссии».

Галина Волчек, художественный руководитель «Современника», не раз рассказывала о комедийном таланте Нееловой: актриса, импровизируя, умеет создавать уморительно смешные сценки. Ее бенефисы как блистательной комической актрисы - телевизионный театр одного актера, фильм Камы Гинкаса «Граф Нулин», снятый к 200-летию со дня рождения Пушкина в 1999 году, и спектакль «Шинель». Обиженного «маленького человека» Башмачкина Неелова сыграла и с юмором, и с трагизмом, сделав спектакль гениальной печальной клоунадой, которая бередила душевные раны зрителей.

Роли, которых не было

Искусствовед Виталий Вульф как-то заметил, что Марина Неелова не сыграла многих ролей, предназначенных для актрисы ее склада, -- например, Нины Заречной в чеховской «Чайке», Ларисы в «Бесприданнице» Островского.

Можно только вообразить себе, какой замечательной Бланш Дюбуа из «Трамвая «Желание»» Теннесси Уильямса была бы Неелова. Эту роль великолепно сыграла Вивиен Ли в фильме Элиа Казана, а неподражаемой российской Бланш была Светлана Немоляева. Можно не сомневаться, что если бы Неелова сыграла роль несчастной, истерзанной душевными муками и человеческой жестокостью мисс Дюбуа, зрители ушли бы из театра в потрясении.

В середине 1990-х Неелова играла мало - вместе с мужем-дипломатом и дочерью Никой она жила во Франции и Нидерландах. И тогда театр «Современник» подстраивал свою программу под Неелову.

Сейчас семья Нееловой живет в России, и актриса снова снимается и играет на сцене чаще. В 2009 году она сыграла в ироническом детективе Александра Хвана «Предлагаемые обстоятельства» актрису Веру Стрельникову. Два года назад Неелова, когда-то озвучивавшая советские мультики про Алису в Стране чудес, участвовала в озвучании одноименной приключенческой сказки, снятой Тимом Бертоном. Голосом Марины Нееловой заговорила Соня, героиня безумного чаепития со Шляпником и Мартовским зайцем.

Марина Неелова хрупка, загадочна, неприступна для прессы. Это актриса, в которой есть тайна - не мнимая, напускная, как у многих молодых звезд, а подлинная: тайна бесконечного таланта, помноженного на силу воли и достоинство.

Оригинальная статья

Поделитесь этой новостью с Вашими друзьями!

Ранее в рубрике "Театр":

Марина Мстиславовна Неелова. Биографическая справка
8 января актрисе Марине Нееловой исполняется 65 лет. Актриса театра икино, Народная артистка России Марина Неелова родилась вЛенинграде (ныне – Санкт‑Петербург) 8 января 1947 года всемье, неимеющей отношения ктеатру икино. Ее мама, Валентина Николаевна, состуденческой скамьи ушла добровольцем нафронт ивсю Великую Отечественную служила радистом вМурманске, участвовала вбоях. Война помешала ей полу...
  (читать дальше)

Театр зверей имени Дурова («Уголок дедушки Дурова»). Справка
8 января 2012 года Театр "Уголок дедушки Дурова" отмечает столетний юбилей. Театр зверей имени Дурова был открыт 8 января 1912 года Владимиром Леонидовичем Дуровым – цирковым артистом, клоуном-сатириком, дрессировщиком, ученым-зоопсихологом, первым заслуженным цирковым артистом России. С 1919 года театр носил название «Уголок дедушки Дурова», современное название носит с1982 года. Известный дре...
  (читать дальше)

Оперные певцы из России приняли участие в богослужении в Таиланде
Оперные певцы изРоссии выступили вроли певчих церковного хора вовремя рождественского богослужения вправославном храме Всех Святых втаиландском курортном городе Паттайя, сообщает корреспондент РИА Новости. В составе группы артистов, приехавших вТаиланд дляучастия впраздничном рождественском богослужении, лауреат международных конкурсов, солистка московского театра «Русская Опера» Надежда Нивинск...
  (читать дальше)

Цискаридзе подтвердил, что его могут отстранить от работы педагога
Народный артист РФ, солист балета Большого театра Николай Цискаридзе подтвердил РИА Новости, что договор о его педагогической работе в Большом театре может быть прерван. "Я получил уведомление 15 декабря о том, что мой договор о педагогической работе в Большом театре может быть прерван в связи с тем, что я работаю на полставки, а есть кандидатура педагога, который может работать на полную ставку...
  (читать дальше)

Ахеджакова в сотый раз выйдет в роли Селестины в театре "Современник"
Спектакль "Селестина" 3 января покажут в театре "Современник" в сотый раз, сообщили РИА Новости в пресс-службе театра. Спектакль поставлен по пьесе Николая Коляды, сочиненной им по мотивам творения испанского драматурга ХV века Фернандо де Рохаса. Главную роль деревенской колдуньи Селестины сыграла неповторимая, всегда неожиданная и замечательная Лия Ахеджакова. 3 января актриса в сотый раз выйд...
  (читать дальше)

Искусство по обе стороны пошлости
Искусство в уходящем 2011-м году напомнило букварь в виде комикса для детей изрядного возраста. В этом карикатурном букваре – и мифы о титанах, и страшилки об эпидемиях, и фантом Высоцкого, и великие оперы, и Большой-Большой театр, и Шерлок Холмс, русский душою. Театр, опера и балет почти избавились от всех органов чувств, кроме носа, который помогает уловить поблизости запах денег продюсера. К...
  (читать дальше)

Актриса Малого театра Елена Доронина скончалась в Новый год
Актриса Малого театра Елена Доронина скончалась 31 декабря на 56-м году жизни, ее похороны пройдут во вторник на Троекуровском кладбище в Москве, сообщили РИА Новости в пресс-службе Малого театра. Доронина скончалась дома, после тяжелой и продолжительной болезни, не дожив двух дней до своего дня рождения. Прощание с ней состоится около Малого театра в 9.30 во вторник. Доронина родилась 2 январ...
  (читать дальше)

Спектакли Григоровича стали настоящей классикой, считает Путин
Председатель российского правительства Владимир Путин поздравил выдающегося балетмейстера, Народного артиста СССР Юрия Григоровича с 85-летием, отметив, что созданные им спектакли стали настоящей классикой, сообщила в понедельник пресс-служба кабмина. "Вас по праву считают выдающимся хореографом современности, человеком, олицетворяющим целую эпоху в истории русского и мирового балета. За годы пл...
  (читать дальше)

Медведев поздравил балетмейстера Григоровича с 85-летием
Президент РФ Дмитрий Медведев поздравил по телефону с 85-летием знаменитого российского балетмейстера Юрия Григоровича. Как сообщили в пресс-службе Кремля, в телефонном разговоре с юбиляром президент пожелал ему крепкого здоровья и новых творческих успехов, отметил выдающийся вклад Григоровича в развитие российской и мировой культуры. Медведев поблагодарил Григоровича за его многолетнюю творчес...
  (читать дальше)
Выставка Ай Вэйвэя в Мультимедиа Арт Музее
К финалу «Фотобиеннале-2012» Мультимедиа Арт Музей приберег фотовыставку Ай Вэйвэя, одного из самых известных в мире китайских художников, – 220 фотографий, сделанные им в 1983–1993 годах во время жизни в Нью-Йорке. Строго говоря, Ай Вэйвэй не фотограф, хотя в 1970-х и учился в Пекинской киношколе вместе будущими звездами китайской волны 1990-х Чен Кайге и Чжан Имоу – их тоже можно увидеть на нью...
  (читать дальше)

«Свидание» Юсупа Бахшиева вышло в прокат
В прокат выходит «Свидание» – нескладная, но любовно сделанная алкогольно-романтическая комедия по мотивам старого фильма с Уиллисом и Бессинджер. Главный герой Дима (вокалист группы Uma2rmaH Владимир Кристовский) – ожившее объявление из рубрики знакомств. Перспективный молодой нейрохирург, аккуратная геологическая борода, в которой как бы кроется обязательность, не женат, не встречается, с ж/п,...
  (читать дальше)

Каннский кинофестиваль объявил программу основного конкурса 2012 года
65-й Каннский кинофестиваль объявил программу. Фильмом открытия станет «Королевство полной луны» Уэса Андерсона, а закрытия — экранизация Франсуа Мориака «Тереза Дескейру» недавно скончавшегося Клода Миллера. Россию в конкурсе представит Сергей Лозница. Каннский фестиваль пристрастен и верен своим героям. В этом году это правило получило очередное подтверждение: в одном списке оказались самые гро...
  (читать дальше)

В ГМИИ им. Пушкина открылась выставка «Портреты коллекционеров»
Лучшие образцы русского и европейского искусства из собраний Ильи Глазунова и Петра Авена в ГМИИ: сезон мероприятий к столетнему юбилею музея Пушкина открывает выставка «Портреты коллекционеров». Экспозицию «Портреты коллекционеров», на днях открывшуюся в отделе личных коллекций ГМИИ им. Пушкина, смело можно назвать обязательной для просмотра: здесь можно увидеть шедевры, обычно широкой публике н...
  (читать дальше)

Интервью с генеральным секретарем «DOCOMOMO-Россия» Анной Броновицкой
Генеральный секретарь российского отделения международной организации по охране архитектурных памятников DOCOMOMO Анна Броновицкая рассказала «Газете.Ru» о том, что происходит с павильонами ВВЦ, почему не реставрируются Дом Наркомфина и о том, чего добилась ее организация за год своей работы. В Международный день памятников, отмечавшийся в среду, год своей деятельности отметила российская секция ...
  (читать дальше)

Интервью Захара Прилепина
Захар Прилепин рассказал «Газете.Ru» о новой книге «Восьмерка», о превращениях героев его «Саньки» в эпоху Болотной и революции и о том, как может помочь русскому писателю слаборазвитая фантазия. За последний месяц у Захара Прилепина вышли две книги: его собственная книга «Восьмерка», состоящая из маленьких повестей, и «Лимонка в тюрьму» — сборник текстов политзаключенных, который он составил с Э...
  (читать дальше)

В коллективе Центра драматургии и режиссуры произошел раскол
Часть труппы столичного Центра драматургии и режиссуры заявила о недоверии своим худруку и директору, внедрившим новые методы работы. Городские культурные власти в ответ поставили обоим жесткое условие – урегулировать конфликт до конца сезона. Часть коллектива московского Центра драматургии и режиссуры (ЦДР) выразила недоверие своему художественному руководителю Михаилу Угарову и директору Людмил...
  (читать дальше)

В прокат вышел фильм ужасов «Хижина в лесу»
В прокате «Хижина в лесу» — хоррор, который то ли впервые со времен «Крика» и «Ведьмы из Блэр» перезапускает жанр, то ли окончательно его закрывает. Пока сотрудники явно очень секретного центра (Ричард Дженкинс и другие) готовятся к чему-то серьезному и обсуждают конкуренцию с Японией, пятеро студентов отправляются на выходные в загородный дом, удачно изолированный от большого мира: дорогу к нему...
  (читать дальше)

В Москве вручили «Золотые маски»
В Москве прошла церемония вручения наград театрального фестиваля «Золотая маска». Впервые за 8 лет премия вручалась на сцене Большого театра – и принесла большие сюрпризы: в списке лауреатов предпочла мастерам новые имена. Режиссёром церемонии выступила режиссёр Нина Чусова, громко заявившая о себе в начале нулевых, но последние годы работающая в основном в провинции. Театр Чусовой всегда резок ...
  (читать дальше)

«Маппеты»: история, персонажи, выдающиеся эпизоды
В прокат выходит фильм «Маппеты», в котором Лягушонок Кермит, Мисс Пигги, Медведь Фоззи, Гонзо, Животное и другие герои легендарного телешоу объединяются, чтобы спасти свой театр от нефтяного магната. Мир Маппетов населяют безбашенные марионетки из телевизора: преимущественно звери и птицы, но есть и несколько существ, идентификация которых вызывает всеобщее затруднение. Если брать перечисленных...
  (читать дальше)