четверг, 26 января 2012 г.

Интервью с Рэйфом Файнсом

Интервью с Рэйфом ФайнсомРэйф Файнс рассказал «Парку культуры» о своем «Кориолане», ставшем для артиста дебютом в режиссуре, о взгляде на Шекспира через современную историю и об эротическом подтексте в отношениях Кориолана и Авфидия.

В прокат выходит фильм «Кориолан» — трагедию Шекспира про римского полководца британский актер и режиссер Рэйф Файнс перенес в современную Европу: на Рим прут танки мятежных соседей, Кориолан орет на сограждан в прямом эфире ток-шоу. Помимо самого постановщика, который играет заглавную роль, в картине снялись Джерард Батлер в роли заклятого врага Кориолана — Авфидия, Ванесса Редгрейв в роли суровой матери военачальника и Джессика Честейн в роли его молчаливой жены. Файнс рассказал «Парку культуры» почему из всего шекспировского наследия выбрал далеко не самую известную пьесу, как эта пьеса воспринимается с точки зрения современной истории и что общего между клинчем и объятьями.

– Почему из всех пьес Шекспира вы выбрали для режиссерского кинодебюта «Кориолана»?

– Это самая политически конфронтационная пьеса, которая всегда остается актуальной. Очень уж щекотливые вопросы в ней задаются о мире, в котором мы живем, о кризисе института лидерства, в котором мы сейчас оказались, о бесконечных конфликтах, в которые мы вовлечены. Во многих отношениях опасное произведение, потому что открывает простор для самых разных интерпретаций. Плюс, я же люблю Шекспира и снова хотел сыграть эту роль (Файнс играл Кориолана в театральной постановке — прим. «Парка культуры»), но у меня было четкое видение этой истории в качестве фильма. Довольно захватывающая история, на самом деле, наэлектризованная, и, если позволить себе использовать это грязное слово — «развлечение», я даже нахожу ее развлекающей. Только вот для театральной сцены сложная — слишком уж интенсивная, а для кино в самый раз: получается мощный политический триллер с античной трагедией в сердцевине.

– Пьеса довольно реакционная, ее даже называли прото-фашистской: бравый генерал защищал свою страну, но был отвергнут собственным народом в рамках ловко дирижируемых демократических процедур — такую историю легко представить в агитпортфеле пентагоновских ястребов. Это как-то соотносится с вашими политическими взглядами?

– Не думаю, что в этом фильме следует искать политическое высказывание, я сознательно старался избежать крена в политику. По-моему, фильм просто задает нам вопросы о нас самих. Кориолан — опасная личность. Определенно, такого и близко нельзя подпускать к власти, к руководству. Он не способен на эмпатию, он недоговороспобен и не умеет идти на компромисс, лучше всего ему удается быть убийцей. В то же время Кориолан отважен и вообще цельная личность, так что его образ порождает противоречие — смысл хорошей драмы и состоит в том, чтобы показать это. Ну и для меня он также трагическая фигура: остановившийся в своем росте, незаконченный человек. Он храбр, да, но совершенно не способен вступить с кем-либо в человеческий контакт, сблизиться, отнестись к кому-либо с состраданием. Он мальчик, который так и не вырос, внутри тела воина.

Пожалуй, не стоит подходить к этой пьесе с политическим уклоном, вправо ли, влево ли. Наш исторический опыт включает в себя фашизм, и мы проецируем этот опыт на пьесу, что само-по-себе может быть интересно, но Шекспир жил во времена, когда еще не было самой идеи фашизма — была власть, были властители: генералы, короли... Впрочем, забавно, что история, которую прожило человечество после Шекспира, делает пьесу более провокационной. Однако, главное здесь то, как нам показывают ужасающий пример неспособности людей действовать в качестве социально-политических субъектов. Это же еще и история о том, как одно племя постоянно пытается доминировать над другим, уничтожить его. Как говорит Авфидий: «Клин клином вышибают, силу силой...»

– Ну в этом столкновении силы с силой же есть еще один важный подтекст: Авфидий просто-таки вожделеет Кориолана...

– Так и есть. Думаю, они оба в каком-то смысле увлечены друг другом и в этом явно предполагается гомоэротический подтекст. Блестящее ведь изображение нераспознанного ими самими взаимного влечения двух мужчин. Разные постановщики по-разному подошли бы к этому моменту — я попытался сделать так, чтобы этот мотив присутствовал, как нечто затаенное, скрытое под поверхностью. Как в сцене схватки, где соперники входят в клинч, подобный объятиям. Ну и не менее амбивалентный момент в душевой, где Авфидий бреет голову Кориолану. В этой паре Авфидий переживает притяжение противоположностей острее, чувствует себя преданным любовником, отвергнутым поклонником.

– С матерью у Кориолана отношения тоже довольно болезненные...

– Кориолан был сформирован в системе ценностей своей матери, а она сама тоже довольно устрашающий персонаж, и ценности у нее соответствующие: беззаветно служить своей стране, быть готовым положить свою жизнь за ее интересы — предельно милитаристская этика. И, одновременно, аристократическая: возвышаться над обычными людьми. Кориолан воплощает эти идеалы в крайне деструктивной манере, но это мать сделала его таким и она же вынуждена отступиться от собственных убеждений. Там есть важная сцена, в которой мать уговаривает сына стать ради близких лицемером и использует весьма макиавеллианский аргумент: «если интересы моих друзей потребуют от меня солгать, я солгу, мы твои друзья — пойди и солги ради нас». Но это та ложь, на которую Кориолан не способен, — его выучили говорить одну только правду, нравится она кому-то или нет. И это порой восхитительно, когда люди говорят правду, но это может быть болезненно и разрушительно. Когда играешь Кориолана, понимаешь, насколько сильным крушением оказывается для него то, что мать и друзья меняют правила жизни.

– И каково это — быть актером, который играет человека, который не может притвориться, не может быть актером?

– Ха, довольно волнительный опыт — играть Кориолана. Когда смотришь со стороны, видишь крайне непривлекательного типа с кучей проблем. Но в виде роли, которую нужно сыграть – это дико интригует. Его гнев, шекспировский язык гнева настолько прекрасен! Говорить его словами – это как гнать на мощном спорткаре. Мы даже немного приглушили этот эффект, но в пьесе он разгоняется, и разгоняется, и разгоняется, и разгоняется, и ему говорят «стоп!», но он продолжает, и продолжает! Серьезный вызов для актера, зато пронимает до дрожи. Думаю, в том, чтобы играть гнев, есть что-то терапевтическое.

– А из предыдущих осовременивающих экранизаций Шекспира от «Ричарда III» с Иэном МакКелланом до недавней «Бури» Джулии Теймор какая-нибудь нравится?

– Очень люблю «Ромео и Джульетту» База Лурмана.

– Почему?

– Очень стильно и остроумно сделанное кино. Вот, например, «Ричард III» МакКеллана тоже понравился, но, боюсь, в моей голове слишком плотно впечатан образ Лоуренса Оливье в роли Ричарда III, и его там не потеснить. А Лурман предъявил нам ясный и совершенно новый мир шекспировской пьесы, очень изобретательно придуманный: какая там сцена в бассейне! А лимузины, а перевязанные раны! Это же крайне увлекательно — придумывать новый мир к старому тексту, мы со сценаристом Джоном Логаном отлично проводили время, воображая новые обстоятельства для «Кориолана».
Оригинальная статья

Поделитесь этой новостью с Вашими друзьями!

Ранее в рубрике "Кино":

Скончался британский актер Николь Уильямсон
Британский актер Николь Уильямсон (Nicol Williamson), которого драматург Джон Осборн называл "величайшим артистом после Марлона Брандо", скончался в возрасте 75 лет от рака в Амстердаме, где жил последние 20 лет, сообщает в четверг киноиздание Variety. Умер актер еще в декабре, в свой день рождения, но известно об этом стало только сейчас. Уильямсон родился в Шотландии 16 декабря 1936 года. В 1...
  (читать дальше)

На Линдси Лохан подали в суд
Нубия дель Кармен Преса (Nubia Del Carmen Preza), утверждающая, что в сентябре 2010 года ее сбила на своем автомобиле Maserati голливудская актриса Линдси Лохан, подала на нее в суд, сообщает в четверг агентство Ассошиэйтед Пресс. В исковом заявлении отмечается, что Преса получила сделавшие ее нетрудоспособной серьезные травмы, перенесла боль, страдания и мучения. Женщина добивается компенсации ...
  (читать дальше)

Чурикова сломала обе руки при падении, сообщили в "Ленкоме"
Актриса Инна Чурикова при падении на подходе к театру "Ленком" сломала обе руки, сообщил замдиректора театра Сергей Вольтер РИА Новости. Ранее источник в медицинских кругах сказал, что Чурикову доставили в московскую больницу с травмами, полученными в результате падения. "Чуриковой сделан рентген, который показал перелом двух рук, и она сейчас находится в больнице", - сказал Вольтер. Инна Миха...
  (читать дальше)

Греция учредила международную кинопремию имени режиссера Ангелопулоса
Международная кинопремия будет учреждена в Греции в память о трагически погибшем кинорежиссере Теодоросе Ангелопулосе, сообщило министерство культуры страны. Премия учреждена совместно министерством и международным кинофестивалем в Салониках, где она и будет вручаться каждый год в ноябре. О материальной составляющей премии не сообщается. Режиссер Теодорос (Тео) Ангелопулос, наиболее известный с...
  (читать дальше)

Смерть режиссера Ангелопулоса расследуют в греческой "скорой помощи"
Гибель в результате ДТП выдающегося греческого кинорежиссера Теодороса Ангелопулоса станет предметом служебного расследования в греческой "скорой помощи", сообщило в среду Афинское агентство новостей. Ангелопулос скончался в ночь на среду в возрасте 76 лет после того, как его сбил мотоциклист на шоссе близ Афин, где снимался фильм режиссера "Другое море". Глава греческой службы "скорой помощи" ...
  (читать дальше)

Инну Чурикову госпитализировали в столичную клинику с травмами
Инна Чурикова в роли Офелии в спектакле "Гамлет" МОСКВА, 25 янв - РИА Новости. Народную артистку СССР Инну Чурикову доставили в московскую больницу с травмами, полученными в результате падения во время репетиции, сообщил РИА Новости в среду источник медицинских кругах. "Авария произошла в театре "Ленком" на Малой Дмитровке во время репетиции. Актриса упала и сильно ударилась ногой", - сказал соб...
  (читать дальше)

Академия киноискусств решила изменить систему голосования за "Оскаров"
Американская академия киноискусств и наук объявила в среду, что отказывается от традиционной системы голосования бюллетенями и со следующего года перейдет на электронное голосование. Новация будет впервые применена на юбилейной 85-й церемонии вручения самых престижных наград в мире кино. Выбор академиков пал на компанию Everyone Counts, которая в течение года подготовит, отладит и проверит нову...
  (читать дальше)

Даниел Рэдклифф появится в арт-кино в роли Аллена Гинзберга
Звезда "Гарри Поттера" Даниел Рэдклифф (Daniel Radcliffe) решил попробовать себя в арт-хаусном кино, согласившись на роль американского поэта XX века Аллена Гинзберга (Allen Ginsberg) в фильме Джона Крокидаса (John Krokidas) "Убивай своих любимых" (Kill Your Darlings), сообщает издание Rolling Stone. Изначально на роль Гинзберга претендовал Джесси Айзенберг (Jesse Eisenberg), но позже предложени...
  (читать дальше)

Инна Чурикова думает над предложением медиков об операции
Инна Чурикова в роли Жанны д`Арк в сцене из фильма "Начало" МОСКВА, 25 янв - РИА Новости. Московские медики предложили народной артистке СССР Инне Чуриковой, которая при падении сломала запястья обеих рук, провести операцию, она раздумывает, сообщил РИА Новости в среду источник в медицинских кругах столицы. Чурикову доставили в больницу №31 с травмами, полученными при падении возле театра "Лен...
  (читать дальше)
Выставка Ай Вэйвэя в Мультимедиа Арт Музее
К финалу «Фотобиеннале-2012» Мультимедиа Арт Музей приберег фотовыставку Ай Вэйвэя, одного из самых известных в мире китайских художников, – 220 фотографий, сделанные им в 1983–1993 годах во время жизни в Нью-Йорке. Строго говоря, Ай Вэйвэй не фотограф, хотя в 1970-х и учился в Пекинской киношколе вместе будущими звездами китайской волны 1990-х Чен Кайге и Чжан Имоу – их тоже можно увидеть на нью...
  (читать дальше)

«Свидание» Юсупа Бахшиева вышло в прокат
В прокат выходит «Свидание» – нескладная, но любовно сделанная алкогольно-романтическая комедия по мотивам старого фильма с Уиллисом и Бессинджер. Главный герой Дима (вокалист группы Uma2rmaH Владимир Кристовский) – ожившее объявление из рубрики знакомств. Перспективный молодой нейрохирург, аккуратная геологическая борода, в которой как бы кроется обязательность, не женат, не встречается, с ж/п,...
  (читать дальше)

Каннский кинофестиваль объявил программу основного конкурса 2012 года
65-й Каннский кинофестиваль объявил программу. Фильмом открытия станет «Королевство полной луны» Уэса Андерсона, а закрытия — экранизация Франсуа Мориака «Тереза Дескейру» недавно скончавшегося Клода Миллера. Россию в конкурсе представит Сергей Лозница. Каннский фестиваль пристрастен и верен своим героям. В этом году это правило получило очередное подтверждение: в одном списке оказались самые гро...
  (читать дальше)

В ГМИИ им. Пушкина открылась выставка «Портреты коллекционеров»
Лучшие образцы русского и европейского искусства из собраний Ильи Глазунова и Петра Авена в ГМИИ: сезон мероприятий к столетнему юбилею музея Пушкина открывает выставка «Портреты коллекционеров». Экспозицию «Портреты коллекционеров», на днях открывшуюся в отделе личных коллекций ГМИИ им. Пушкина, смело можно назвать обязательной для просмотра: здесь можно увидеть шедевры, обычно широкой публике н...
  (читать дальше)

Интервью с генеральным секретарем «DOCOMOMO-Россия» Анной Броновицкой
Генеральный секретарь российского отделения международной организации по охране архитектурных памятников DOCOMOMO Анна Броновицкая рассказала «Газете.Ru» о том, что происходит с павильонами ВВЦ, почему не реставрируются Дом Наркомфина и о том, чего добилась ее организация за год своей работы. В Международный день памятников, отмечавшийся в среду, год своей деятельности отметила российская секция ...
  (читать дальше)

Интервью Захара Прилепина
Захар Прилепин рассказал «Газете.Ru» о новой книге «Восьмерка», о превращениях героев его «Саньки» в эпоху Болотной и революции и о том, как может помочь русскому писателю слаборазвитая фантазия. За последний месяц у Захара Прилепина вышли две книги: его собственная книга «Восьмерка», состоящая из маленьких повестей, и «Лимонка в тюрьму» — сборник текстов политзаключенных, который он составил с Э...
  (читать дальше)

В коллективе Центра драматургии и режиссуры произошел раскол
Часть труппы столичного Центра драматургии и режиссуры заявила о недоверии своим худруку и директору, внедрившим новые методы работы. Городские культурные власти в ответ поставили обоим жесткое условие – урегулировать конфликт до конца сезона. Часть коллектива московского Центра драматургии и режиссуры (ЦДР) выразила недоверие своему художественному руководителю Михаилу Угарову и директору Людмил...
  (читать дальше)

В прокат вышел фильм ужасов «Хижина в лесу»
В прокате «Хижина в лесу» — хоррор, который то ли впервые со времен «Крика» и «Ведьмы из Блэр» перезапускает жанр, то ли окончательно его закрывает. Пока сотрудники явно очень секретного центра (Ричард Дженкинс и другие) готовятся к чему-то серьезному и обсуждают конкуренцию с Японией, пятеро студентов отправляются на выходные в загородный дом, удачно изолированный от большого мира: дорогу к нему...
  (читать дальше)

В Москве вручили «Золотые маски»
В Москве прошла церемония вручения наград театрального фестиваля «Золотая маска». Впервые за 8 лет премия вручалась на сцене Большого театра – и принесла большие сюрпризы: в списке лауреатов предпочла мастерам новые имена. Режиссёром церемонии выступила режиссёр Нина Чусова, громко заявившая о себе в начале нулевых, но последние годы работающая в основном в провинции. Театр Чусовой всегда резок ...
  (читать дальше)

«Маппеты»: история, персонажи, выдающиеся эпизоды
В прокат выходит фильм «Маппеты», в котором Лягушонок Кермит, Мисс Пигги, Медведь Фоззи, Гонзо, Животное и другие герои легендарного телешоу объединяются, чтобы спасти свой театр от нефтяного магната. Мир Маппетов населяют безбашенные марионетки из телевизора: преимущественно звери и птицы, но есть и несколько существ, идентификация которых вызывает всеобщее затруднение. Если брать перечисленных...
  (читать дальше)