среда, 11 января 2012 г.

Интервью Михаила Идова, нового главного редактора журнала GQ

Интервью Михаила Идова, нового главного редактора журнала GQНовый главред российского GQ, журналист и писатель Михаил Идов рассказал об американской журналистике на русской почве, поставил моду в один ряд с искусством и констатировал возрождение «длинного» жанра.

Главным редактором российской версии глянцевого мужского журнала GQ впервые в истории издания стал англоязычный журналист и писатель Михаил Идов, автор романа «Ground Up» (в русском издании «Кофемолка») и до последнего времени обозреватель New York Magazine. В интервью «Парку культуры» Идов рассказал, почему не стоит хоронить жанр «длинных» историй, что американского может быть в российском журнале и когда выйдет его новая книга.

— Вас здесь знают как журналиста, колумниста, писателя — автора текстов, своего рода коммуникатора между Москвой и Нью-Йорком…

— Да? Странно. Это, вероятно, эффект взгляда с одного угла. Я-то как раз старался на русском языке не писать в тоне «а вот у нас в Нью-Йорке». А в своих англоязычных материалах, будь то New York Magazine или журнал Foreign Policy, наоборот, никогда не ставил перед собой задачи быть эмиссаром русской культуры.

— Теперь вы в Россию переноситесь сами, а насколько переносим американский опыт на русскую почву?

— Абсолютно переносим. У российских журналистов есть ощущение особой эзотеричности, что ли, российской журналистики. В то время как она очень похожа на вообще европейскую: британскую с ее язвительностью, французскую с ее преувеличенной ролью публичного интеллектуала и упором на колумнистику; в частности, российский GQ очень похож на британский. Сейчас многие американские коллеги мне говорят: в России нет традиции длинных журналистских текстов, репортажей. Да, но точно так же нет их и в Германии, скажем: длинные, долго пишущиеся истории — это чисто американская вещь. Но это не значит, что они не будут здесь востребованы — будут, именно потому что этого нет. Сложно ли будет вводить этот формат? Да, но не менее сложно чем, было бы делать GQ, например, в Париже. Здесь мне дает фору тот факт, что язык мне родной и я могу сам на нем редактировать тексты.

— И как писатель вы тоже начинали по-английски — с романа «Кофемолка», который сами же перевели на русский. Для вас стоит вопрос языковой и культурной идентификации?

— У меня, как еврея из Риги, уехавшего из СССР в 1992 году в возрасте 16 лет, такой вопрос просто не возникает.

— Но при этом после выхода «Кофемолки» вы признавались, что следующей книгой хотите сделать роман в форме сильно перешифрованной биографии….

— Ну, не совсем так. Мне хотелось дать такое художественное жизнеописание Айн Ренд, некоторые вехи из жизни которой, как мне кажется, пересекаются с некоторыми поворотами моей биографии. Но сейчас вокруг этого автора столько шума, что решил подождать с этим. Сейчас мне куда важнее книжка рассказов, которая должна выйти в этом году.

— Кстати, вы решили стать журналистом еще в СССР или еще в Америке?

— В Америке, конечно, — когда студентом колледжа начал писать кинорецензии в газету Michigan Daily, а потом переехал в Нью-Йорк и стал писать в Village Voice и другие места. Ну, это если не считать нескольких подростковых публикаций в газете «Советская Молодежь» до моего отъезда, но этим фактором можно пренебречь.

— Вы ведь уже были главным редактором — журнала «Russia!» с 2006-го по 2008 год?

— Да. Но это был журнал, который не ставил перед собой четких конкурентных, «бизнесовых» целей и был в большей степени арт-проектом. Для меня куда важнее другой опыт: я, уже работая внутри New York Magazine, был одним из редакторов-основателей блога Daily Intell (от слова «интеллигенция»). Многое из того опыта, который мы получили вместе с моим партнером Джесси Оксфилд, думаю, стоит применить на сайте GQ.Ru.

— А как вам кажется, сайт журнала может быть отдельным изданием или он обязан интегрироваться по своему содержанию с бумажной версией, которая выходит раз в месяц?

— Дух времени, а точнее, дух момента — за его отображение, конечно, должен отвечать сайт. Точки какого-то постоянного напряжения, не ослабевающие с течением месяцев, — им место в бумажной версии журнала, в длинной журналистике. Модель, когда на сайте есть анонс материала, а в бумажной версии — полный текст, немного устарела. А интеграция между ними происходит естественным образом: эти материалы будут делать одни и те же люди. У сети и у бумаги есть свои сильные стороны — сближать их искусственно не стоит.

— Но пока все выглядит так, как будто сетевая журналистика, в том числе и созданная с участием блогеров и пользователей соцсетей, успешно побеждает бумажную, длинную.

— Это, на мой взгляд, совершенно не так. В США, по крайней мере, наметился двоякий тренд. С одной стороны, бумажные журналы стали больше цениться. С другой — длинная, журнальная журналистика выделилась в отдельный жанр: ей пришлось это сделать, чтобы выжить. И зажила какой-то своей жизнью — так, например, распространение электронных ридеров привело к тому, что отдельные ударные большие материалы люди скачивают себе в е-книги и затем читают в отрыве от контекста периодического издания, в котором они опубликованы.

— Скажите, а про что может в нынешнем веке писать мужской журнал? Какой образ мужчины может исповедоваться «мужским журналом» в России?

— Думаю, в нашем случае он диктуется названием — Gentelmen`s Quarterly, то есть джентльмен. Молодой человек, который достиг каких-то первичных результатов и опыта и чувствует, что включился или вот-вот включится в систему неких джентльменских координат. Который на фоне существования готовых трафаретов добровольно и с удовольствием взваливает на себя бремя выработки собственного стиля. И именно в смаковании тех мелких деталей, из которых такой стиль может складываться, и состоит журнал GQ — и в России, и в Америке. Попробовать дать мужчине набор ключей к этим деталям. Говоря о стиле, я имею в виду это слово в самом серьезном его значении, имеющем в виду и внешний вид, и мышление, и поведение, и мировоззрение.

При этом важно установить их если не равенство, то хотя бы сопоставимость — так, по моему мнению, мода является ничуть не менее важным способом самовыражения, чем любой другой — еда, танец, дизайн, искусство. Именно поэтому я хочу перенести модные страницы из их угла в конце журнала в середину, к важнейшим материалам номера. Причем тут словосочетание «мужской журнал» приобретает особенно выраженное значение. Многие мужские журналы просто копируют подход женских журналов, когда есть модель и есть то, что на ней надето. Женская мода — это джаз, от модной съемки девушка получает общее вдохновение для импровизации на тему своего внешнего вида. Мужчина же не склонен выделять отдельные детали костюма, ему свойственно придти в магазин с вырванной из журнала страницей и попросить вот это конкретное сочетание. Мужская мода — это блюз, здесь импровизация возможна, но только в рамках четкой структуры. Поэтому мне кажется куда более важным использовать для таких съемок не моделей, которые устраняются от того, чтобы что-то своим присутствием значить, а актеров или спортсменов, на которых одежда будет смотреться живо. Ничего нового в этом нет, но так читатель скорее проассоциирует себя с предметом материала, чем модель.

— Первый отредактированный вами номер выйдет в мае, когда картина жизни и в Москве, и в стране может сильно измениться. Как оставаться актуальным журналу, который делается за четыре месяца?

— Элементарно — рассказывать интересные истории и публиковать красивые картинки.
Оригинальная статья

Поделитесь этой новостью с Вашими друзьями!

Ранее в рубрике "Литература":

Линдси Лохан может сыграть Элизабет Тейлор в фильме Скорсезе
Актриса Линдси Лохан может исполнить роль "королевы Голливуда" Элизабет Тейлор в биографическом фильме, режиссером которого, возможно, станет Мартин Скорсезе, сообщает во вторник ресурс Deadline.com. Картина будет основываться на бестселлере Сэма Кэшнера (Sam Kashner) и Нэнси Шенбергер (Nancy Shoenberger) "Яростная любовь" (Furious Love), в котором изложена история знакомства 29-летней Тейлор с ...
  (читать дальше)

Уральские деятели культуры объяснили, зачем вошли в штаб Путина
Известный драматург Николай Коляда, ветеран уральского рока, основатель группы "Урфин Джюс" Александр Пантыкин и директор Екатеринбургского цирка Анатолий Марчевский вошли в созданный в дни новогодних праздников екатеринбургский "народный штаб" Владимира Путина. Путин выдвинут кандидатом в президенты РФ правящей "Единой Россией". К настоящему времени кандидатами в президенты также зарегистрирова...
  (читать дальше)

Театр зверей имени Дурова («Уголок дедушки Дурова»). Справка
8 января 2012 года Театр "Уголок дедушки Дурова" отмечает столетний юбилей. Театр зверей имени Дурова был открыт 8 января 1912 года Владимиром Леонидовичем Дуровым – цирковым артистом, клоуном-сатириком, дрессировщиком, ученым-зоопсихологом, первым заслуженным цирковым артистом России. С 1919 года театр носил название «Уголок дедушки Дурова», современное название носит с1982 года. Известный дре...
  (читать дальше)

Известный итальянский писатель Умберто Эко отмечает 80-летний юбилей
Самый известный современный итальянский писатель за рубежом, философ и литературный критик Умберто Эко (Umberto Eco) отмечает в четверг 80-летний юбилей. По случаю круглой даты прославленный романист решил выпустить новую версию своей книги "Имя розы", публикация которой в 1980 году принесла ему мировую известность. Этот философско-детективный роман, действие которого разворачивается в средневек...
  (читать дальше)

Берлинский кинофестиваль откроет драма Жако о французской революции
Фильмом открытия 62-го Берлинского кинофестиваля, который пройдет с 9 по 19 февраля, станет историческая драма француза Бенуа Жако (Benoit Jacqout) "Прощай, моя королева" (Les Adieux a la reine), где Диана Крюгер (Diane Kruger) играет королеву Марию-Антуанетту, а Леа Сейду (Lea Seydoux) из "Бесславных ублюдков" и "Миссия невыполнима: протокол фантом" - ее фрейлину, сообщает в среду официальный са...
  (читать дальше)

Поттер-тур откроется по студии, где снимался фильм про волшебника
Поклонники киноэпопеи о приключениях Гарри Поттера смогут в этом году стать участниками специального "Поттер-тура" на британской киностудии, где снимался знаменитый фильм, сообщает телеканал Sky News. "Новый тур по местам Гарри Поттера открывается в этом году, чтобы обеспечить продолжение магии волшебника и поступления денежных средств", - иронично охарактеризовал телеканал новую достопримечател...
  (читать дальше)

Вишневская, Кобзон, Искандер получили премии правительства России
Правительство России присудило премии в области культуры 2011 года, в том числе певцу Иосифу Кобзону, оперной певице Галине Вишневской, писателю Фазилю Искандеру, поэтессе Юнне Мориц. Соответствующее распоряжение было размещено в субботу в банке нормативных и распорядительных актов. Согласно документу, Кобзон получил премию за участие в музыкальном проекте "Письма с фронта", Вишневская - за соз...
  (читать дальше)

Интернет-портал для Минкультуры сделают на 12,5 млн рублей дешевле
Создание единого интернет-портала дляпопуляризации культурного наследия итрадиций России обойдется федеральному бюджету на12,5 миллиона рублей дешевле, чем предполагалось изначально, так каксогласно сайту госзакупок, победитель тендера ООО «РБК-Центр», сделает портал за235, 5 миллиона рублей, тогда какранее доконца 2013 года Минкультуры РФ планировало потратить порядка 248 миллионов рублей. ООО ...
  (читать дальше)

Одной из первых кинопремьер января станет «Хранитель времени» Мартина Скорсезе
В начале января в прокат выходит «Хранитель времени» Мартина Скорсезе — экранизация популярной детской книги и признание в любви к магии кино. Рано осиротевший потомственный часовщик Хьюго Кабре (Аса Баттерфилд) живет между мировыми войнами в недрах парижского вокзала: тайком замещая дядю-алкоголика (Рэй Уинстон), мальчик следит за тем, чтобы вокзальные часы исправно сообщали точное время пассажи...
  (читать дальше)
Выставка Ай Вэйвэя в Мультимедиа Арт Музее
К финалу «Фотобиеннале-2012» Мультимедиа Арт Музей приберег фотовыставку Ай Вэйвэя, одного из самых известных в мире китайских художников, – 220 фотографий, сделанные им в 1983–1993 годах во время жизни в Нью-Йорке. Строго говоря, Ай Вэйвэй не фотограф, хотя в 1970-х и учился в Пекинской киношколе вместе будущими звездами китайской волны 1990-х Чен Кайге и Чжан Имоу – их тоже можно увидеть на нью...
  (читать дальше)

«Свидание» Юсупа Бахшиева вышло в прокат
В прокат выходит «Свидание» – нескладная, но любовно сделанная алкогольно-романтическая комедия по мотивам старого фильма с Уиллисом и Бессинджер. Главный герой Дима (вокалист группы Uma2rmaH Владимир Кристовский) – ожившее объявление из рубрики знакомств. Перспективный молодой нейрохирург, аккуратная геологическая борода, в которой как бы кроется обязательность, не женат, не встречается, с ж/п,...
  (читать дальше)

Каннский кинофестиваль объявил программу основного конкурса 2012 года
65-й Каннский кинофестиваль объявил программу. Фильмом открытия станет «Королевство полной луны» Уэса Андерсона, а закрытия — экранизация Франсуа Мориака «Тереза Дескейру» недавно скончавшегося Клода Миллера. Россию в конкурсе представит Сергей Лозница. Каннский фестиваль пристрастен и верен своим героям. В этом году это правило получило очередное подтверждение: в одном списке оказались самые гро...
  (читать дальше)

В ГМИИ им. Пушкина открылась выставка «Портреты коллекционеров»
Лучшие образцы русского и европейского искусства из собраний Ильи Глазунова и Петра Авена в ГМИИ: сезон мероприятий к столетнему юбилею музея Пушкина открывает выставка «Портреты коллекционеров». Экспозицию «Портреты коллекционеров», на днях открывшуюся в отделе личных коллекций ГМИИ им. Пушкина, смело можно назвать обязательной для просмотра: здесь можно увидеть шедевры, обычно широкой публике н...
  (читать дальше)

Интервью с генеральным секретарем «DOCOMOMO-Россия» Анной Броновицкой
Генеральный секретарь российского отделения международной организации по охране архитектурных памятников DOCOMOMO Анна Броновицкая рассказала «Газете.Ru» о том, что происходит с павильонами ВВЦ, почему не реставрируются Дом Наркомфина и о том, чего добилась ее организация за год своей работы. В Международный день памятников, отмечавшийся в среду, год своей деятельности отметила российская секция ...
  (читать дальше)

Интервью Захара Прилепина
Захар Прилепин рассказал «Газете.Ru» о новой книге «Восьмерка», о превращениях героев его «Саньки» в эпоху Болотной и революции и о том, как может помочь русскому писателю слаборазвитая фантазия. За последний месяц у Захара Прилепина вышли две книги: его собственная книга «Восьмерка», состоящая из маленьких повестей, и «Лимонка в тюрьму» — сборник текстов политзаключенных, который он составил с Э...
  (читать дальше)

В коллективе Центра драматургии и режиссуры произошел раскол
Часть труппы столичного Центра драматургии и режиссуры заявила о недоверии своим худруку и директору, внедрившим новые методы работы. Городские культурные власти в ответ поставили обоим жесткое условие – урегулировать конфликт до конца сезона. Часть коллектива московского Центра драматургии и режиссуры (ЦДР) выразила недоверие своему художественному руководителю Михаилу Угарову и директору Людмил...
  (читать дальше)

В прокат вышел фильм ужасов «Хижина в лесу»
В прокате «Хижина в лесу» — хоррор, который то ли впервые со времен «Крика» и «Ведьмы из Блэр» перезапускает жанр, то ли окончательно его закрывает. Пока сотрудники явно очень секретного центра (Ричард Дженкинс и другие) готовятся к чему-то серьезному и обсуждают конкуренцию с Японией, пятеро студентов отправляются на выходные в загородный дом, удачно изолированный от большого мира: дорогу к нему...
  (читать дальше)

В Москве вручили «Золотые маски»
В Москве прошла церемония вручения наград театрального фестиваля «Золотая маска». Впервые за 8 лет премия вручалась на сцене Большого театра – и принесла большие сюрпризы: в списке лауреатов предпочла мастерам новые имена. Режиссёром церемонии выступила режиссёр Нина Чусова, громко заявившая о себе в начале нулевых, но последние годы работающая в основном в провинции. Театр Чусовой всегда резок ...
  (читать дальше)

«Маппеты»: история, персонажи, выдающиеся эпизоды
В прокат выходит фильм «Маппеты», в котором Лягушонок Кермит, Мисс Пигги, Медведь Фоззи, Гонзо, Животное и другие герои легендарного телешоу объединяются, чтобы спасти свой театр от нефтяного магната. Мир Маппетов населяют безбашенные марионетки из телевизора: преимущественно звери и птицы, но есть и несколько существ, идентификация которых вызывает всеобщее затруднение. Если брать перечисленных...
  (читать дальше)