пятница, 27 января 2012 г.

"Боевой конь": все мы немножко лошади

Боевой конь: все мы немножко лошадиНа этой неделе в кинотеатрах стартует очередной киноблокбастер Стивена Спилберга - фильм "Боевой конь", поставленный по одноименной детской книжке Майкла Морпурго. Несмотря на некоторые странности сюжета и, быть может, чрезмерный для детских глаз лоск, это очень неплохой "фильм выходного дня", на который можно отправляться всей семьей.

Еще меньше, чем сценарные натяжки и экранные "красивости", зрителей должны смутить время и место действия: Европа, Первая мировая война. Потому, во-первых, что "спилберговская" Великая (как ее принято называть в западном мире) война, при всей жестокости показана вполне щадяще по отношению к детям. Во-вторых, вся эта история про четвероногого героя Джоуи, прошедшего через мясорубку мирового побоища, гремит, как раньше говорили, мощным антивоенным пафосом.

Если в начале ленты еще невольно любуешься выправкой и мундирами британских офицеров (среди которых на короткое время показывается и главная звезда сезона, Бенедикт Камбербэтч), то к середине от порыва немедленно сорваться с кресла и устроить одиночный пикет под окнами Минобороны сдерживает только желание узнать, чем же все кончится.

Чтобы разместить это видео у себя в блоге, скопируйте данный код

Этот пацифистский месседж, не чуждый ни самому Спилбергу, ни голливудскому мейнстриму как таковому, берет начало в 1980-х, когда была написана книжка; но современная трактовка не оставляет от ее первоначального британского панпсихизма и следа. В повести Морпурго мы узнаем историю Первой мировой от самого гнедого рассказчика, боевого коня Джоуи. Здесь, в отличие от фильма, мы отчетливее слышим призыв к ответственности за тех, кого мы приручили, в то время как Спилберг жертвует точкой зрения гнедого и поднимает тему человеческого гуманизма вообще. В его "Боевом коне" слово дается растерянным и далеким от понимания смысла происходящего народам: англичанам, французам и немцам, которым лошади, при всем их значении - вовсе не ровня. Собственный голос коня, который внятно, хотя и несколько монотонно звучал у Морпурго, в экранизации заменяют чувства людей, не вполне традиционно перенесенные на чудо-коня.

К примеру, главный человеческий персонаж фильма, простой сельский парень Берти (Джереми Ирвин), явно раздвигает привычные рамки отношений землепашца и тяглового животного. Сперва мальчишка, затаив дыхание, наблюдает рождение Джоуи, затем робко пытается угостить жеребенка яблоком и, наконец, надевает тому на шею хомут; все это он делает с какой-то преувеличенной чувственностью и истомой (приоткрытый рот, воспаленные глаза, плавные, как будто безвольные движения), которые старательно фиксирует оператор.

Офицер, которому отец Берти продает коня в начале войны, заражается этим странным чувством. Даже заплатив за Джоуи немного больше, чем тот стоил, капитан Николс (Том Хиддлстон) как будто испытывает чувство вины за то, что "увел" коня у хозяина - и пишет фермерскому сыну о самочувствии гнедого (сопровождая письма карандашными набросками конской головы). Это мужчины; неудивительно, что маленькая французская девочка, при виде Джоуи приходит в такой трепет, что даже умудряется на время немецкого налета спрятать огромное животное (и его вороного приятеля) в собственной спальне, расположенной на втором этаже не слишком просторного деревенского дома.

Весь фильм - это череда подобных эпизодов, "Барри Линдон" с точки зрения коня, который то попадает в плен и впрягается в санитарную телегу, то дезертирует на французскую ферму, где клубника размером с куриное яйцо, то бредет сквозь дымы и колючую проволоку по выжженной нейтральной полосе, пока не встречает, наконец, хозяина. Эта лошадь в тумане не имеет голоса, но за нее говорят парни, которым слегка великоваты их каски, и которые сдают перед штурмом очередной глупой кочки ценные вещи, чтобы их потом разделили между собой выжившие.

Эмили Уотсон, сыгравшая мать Берти, призналась, что на этих съемках все время кто-то рыдал, вспоминая своих родных, погибших на той войне. Для наших зрителей память о Первой мировой, пожалуй, почти полностью заместила Великая Отечественная, поэтому "Боевой конь" - фильм о войне вообще, о ее бессмысленности и о том, что для того, чтобы уберечь от нее нечто прекрасное, его надо любить больше жизни.

В конце концов, почти все, кто помогал Джоуи, оказываются мертвы: капитан Николс, немецкие братья из санитарного отряда, французская девочка, друг по несчастью - вороной Топторн… Берти, в отличие от своего книжного прототипа, так и не женится, и вся его личная жизнь фактически сводится к верховым прогулкам в лучах закатного солнца по родным девонширским полям.

Если задуматься, "Боевой конь" - очень странное кино. Почти такое же странное, как и одноименное шоу 2007 года, число зрителей которого только в Лондоне перевалило за миллион, и которое почтила присутствием Ее Величество Елизавета Вторая. В сценической версии кони тоже бессловесны; больше того, парадоксальным образом диссонируя с руссоизмом Морпурго, животных в этой версии "Боевого коня" изображают искусно сконструированные механизмы. Получается, что культ природы 1980-х в 2000-х сменяет вновь актуальный сциентизм (который и породил в начале пошлого века новейшие средства убийства: танки, артиллерию и отравляющие газы); в 2010-х - то и другое отошло на второй план.

Спилберг, используя чудо-коня Джоуи как символ, говорит не о конфликте природы и цивилизации, а о мультикультурализме. Недаром даже в английской армии в его фильме часть офицеров - индусы. И лучшая сцена фильма, почти целиком выдуманная сценаристами, а не взятая из книги - эта та, где англичанин и немец, выбравшись каждый из своего окопа, помогают Джоуи освободиться от колючей проволоки, спорят, кому из них вести коня к своим, и в конце расстаются едва ли не друзьями.

Перекличка Спилберга со своими предшественниками, почти незаметная за качественным продакшеном, неожиданно прорывается со всей очевидностью, если прочесть повесть Морпурго (которую специально издали к выходу фильма), после сеанса. Неожиданно выясняется, что кино - лучше. Красивее, точнее, собраннее. Без лишних длиннот, зато с дополнительными деталями, которые сильно украшают эту историю. А главное - с идеей, которая оказывается более востребованной, чем у детской классики: не хорошее отношение к лошадям, а разумное отношение к людям.

С лошадьми, как будто говорит Спилберг, мы уж как-нибудь разберемся. Давайте, братцы, себя побережем. И даже в нашу, вроде бы, мирную эпоху, эти слова звучат как-то очень уместно.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции

Оригинальная статья

Поделитесь этой новостью с Вашими друзьями!

Ранее в рубрике "Кино":

В филармонии Санкт-Петербурга прошел первый в России показ «Фауста» Александра Сокурова
Предпремьерный показ фильма Александра Сокурова «Фауст» в Санкт-Петербурге едва не оказался сорван из-за технических проблем: начало сеанса в академической филармонии им. Шостаковича, большой зал которой вечером четверга был превращен в кинозал, задержалось на полтора часа. Тем не менее фильм – победитель 68-го Венецианского кинофестиваля зрители все же увидели. Начиналось все очень многообещающе...
  (читать дальше)

Российские фильмы за 2011 год заработали в зарубежном прокате $4,5 млн
Десять российских фильмов, вышедших в зарубежный прокат в 2011 году, собрали в общей сложности 4,46 миллиона долларов, подсчитал в четверг портал Kinobusiness.com. В этой десятке были фильмы разных лет - от пока недоступного в российском прокате "Фауста" Сокурова до анимационного проекта 2010 года "Белка и Стрелка: Звездные собаки" и отреставрированной копии "Броненосца "Потемкина" Сергея Эйзенш...
  (читать дальше)

Премьера "Фауста" прошла в Петербурге с техническими накладками
Премьерный показ новой кинокартины Александра Сокурова "Фауст" состоялся в четверг, 26 января, в Большом зале Санкт-Петербургской филармонии - за две недели до начала проката, из-за технических неполадок просмотр пришлось отложить почти на час, передает корреспондент РИА Новости. Зрители начали собираться в здании филармонии задолго до начала премьеры. В фойе, в большом зале и на самой сцене был...
  (читать дальше)

"Золотых орлов" раздадут на "Мосфильме" в пятницу
"Золотых орлов" Национальной академии кинематографических искусств и наук России раздадут в пятницу на "Мосфильме", в павильоне номер 1, сообщили РИА Новости в Академии. Главным фаворитом считается "Елена", у которой десять номинаций: картина Андрея Звягинцева претендует на призы за лучший фильм, лучшую режиссуру, лучшую женскую роль первого и второго плана (Надежда Маркина и Елена Лядова), лучш...
  (читать дальше)

"Монти Пайтон" воссоединяется в научно-фантастическом фарсе
Участники "Летающего цирка Монти Пайтона" (Monty Python`s Flying Circus) снимутся в научно-фантастическом фарсе под названием "Все, что угодно" (Absolutely Anything), сообщает в четверг киноресурс Variety. Режиссером картины, где компьютерные технологии будут соединяться с игровыми съемками, станет один из участников группы - Терри Джонс (Terry Jones), вместе с Терри Гиллиамом снявший в 1974 год...
  (читать дальше)

Немецкий актер и режиссер Вадим Гловна ушел из жизни в четверг
Немецкий актер и режиссер Вадим Гловна (Vadim Glowna), сыгравший более чем в 150 фильмах, в том числе с Роми Шнайдер (Romy Schneider), Ивом Монтаном (Yves Montand) и Клаусом Кински (Klaus Kinski), скончался на 70-м году жизни во вторник в берлинской больнице после тяжелой болезни, сообщает в четверг издание Der Standart. Гловна сыграл в фильмах "Пистолет "Питон-357" с Ивом Монтаном (Yves Montand...
  (читать дальше)

Джонни Депп лидирует в рейтинге популярности портала IMDb
Голливудский актер Джонни Депп (Johnny Depp), фильм "Темный рыцарь" и сериал "Остаться в живых" возглавили рейтинги самых просматриваемых страниц за историю существования крупнейшей в мире интернет-базы данных о кино IMDb, сообщает интернет-ресурс Deadline. Internet Movie Database (IMDb) - крупнейшая в мире база данных и веб-сайт о кинематографе, которая, по данным на конец сентября 2010 года, с...
  (читать дальше)

"Потомки" Пейна, к которым может уйти "Оскар"
В российский прокат 26 января выходят "Потомки" Александра Пейна – фильм, в середине месяца получивший престижную американскую кинопремию "Золотой глобус" как лучшая драма. "Потомки" номинированы и на "Оскар". В своей ленте Пейн разрабатывает тематический Клондайк американского кинематографа – "мысль семейную". "Древо жизни" растет по-разному Чтобы разместить это видео у себя в блоге, скопируй...
  (читать дальше)

Киносценарист Рустам Ибрагимбеков отказался от французского ордена
Председатель конфедерации кинематографистов стран СНГ и Балтии, азербайджанский кинодраматург и общественный деятель Рустам Ибрагимбеков отказался от присужденного ему французского ордена искусств и должности президента общества культурных связей "Азербайджан-Франция" в знак несогласия с принятым французским сенатом закона об ответственности за отрицание геноцида армян в Османской Турции. Сенат ...
  (читать дальше)
Выставка Ай Вэйвэя в Мультимедиа Арт Музее
К финалу «Фотобиеннале-2012» Мультимедиа Арт Музей приберег фотовыставку Ай Вэйвэя, одного из самых известных в мире китайских художников, – 220 фотографий, сделанные им в 1983–1993 годах во время жизни в Нью-Йорке. Строго говоря, Ай Вэйвэй не фотограф, хотя в 1970-х и учился в Пекинской киношколе вместе будущими звездами китайской волны 1990-х Чен Кайге и Чжан Имоу – их тоже можно увидеть на нью...
  (читать дальше)

«Свидание» Юсупа Бахшиева вышло в прокат
В прокат выходит «Свидание» – нескладная, но любовно сделанная алкогольно-романтическая комедия по мотивам старого фильма с Уиллисом и Бессинджер. Главный герой Дима (вокалист группы Uma2rmaH Владимир Кристовский) – ожившее объявление из рубрики знакомств. Перспективный молодой нейрохирург, аккуратная геологическая борода, в которой как бы кроется обязательность, не женат, не встречается, с ж/п,...
  (читать дальше)

Каннский кинофестиваль объявил программу основного конкурса 2012 года
65-й Каннский кинофестиваль объявил программу. Фильмом открытия станет «Королевство полной луны» Уэса Андерсона, а закрытия — экранизация Франсуа Мориака «Тереза Дескейру» недавно скончавшегося Клода Миллера. Россию в конкурсе представит Сергей Лозница. Каннский фестиваль пристрастен и верен своим героям. В этом году это правило получило очередное подтверждение: в одном списке оказались самые гро...
  (читать дальше)

В ГМИИ им. Пушкина открылась выставка «Портреты коллекционеров»
Лучшие образцы русского и европейского искусства из собраний Ильи Глазунова и Петра Авена в ГМИИ: сезон мероприятий к столетнему юбилею музея Пушкина открывает выставка «Портреты коллекционеров». Экспозицию «Портреты коллекционеров», на днях открывшуюся в отделе личных коллекций ГМИИ им. Пушкина, смело можно назвать обязательной для просмотра: здесь можно увидеть шедевры, обычно широкой публике н...
  (читать дальше)

Интервью с генеральным секретарем «DOCOMOMO-Россия» Анной Броновицкой
Генеральный секретарь российского отделения международной организации по охране архитектурных памятников DOCOMOMO Анна Броновицкая рассказала «Газете.Ru» о том, что происходит с павильонами ВВЦ, почему не реставрируются Дом Наркомфина и о том, чего добилась ее организация за год своей работы. В Международный день памятников, отмечавшийся в среду, год своей деятельности отметила российская секция ...
  (читать дальше)

Интервью Захара Прилепина
Захар Прилепин рассказал «Газете.Ru» о новой книге «Восьмерка», о превращениях героев его «Саньки» в эпоху Болотной и революции и о том, как может помочь русскому писателю слаборазвитая фантазия. За последний месяц у Захара Прилепина вышли две книги: его собственная книга «Восьмерка», состоящая из маленьких повестей, и «Лимонка в тюрьму» — сборник текстов политзаключенных, который он составил с Э...
  (читать дальше)

В коллективе Центра драматургии и режиссуры произошел раскол
Часть труппы столичного Центра драматургии и режиссуры заявила о недоверии своим худруку и директору, внедрившим новые методы работы. Городские культурные власти в ответ поставили обоим жесткое условие – урегулировать конфликт до конца сезона. Часть коллектива московского Центра драматургии и режиссуры (ЦДР) выразила недоверие своему художественному руководителю Михаилу Угарову и директору Людмил...
  (читать дальше)

В прокат вышел фильм ужасов «Хижина в лесу»
В прокате «Хижина в лесу» — хоррор, который то ли впервые со времен «Крика» и «Ведьмы из Блэр» перезапускает жанр, то ли окончательно его закрывает. Пока сотрудники явно очень секретного центра (Ричард Дженкинс и другие) готовятся к чему-то серьезному и обсуждают конкуренцию с Японией, пятеро студентов отправляются на выходные в загородный дом, удачно изолированный от большого мира: дорогу к нему...
  (читать дальше)

В Москве вручили «Золотые маски»
В Москве прошла церемония вручения наград театрального фестиваля «Золотая маска». Впервые за 8 лет премия вручалась на сцене Большого театра – и принесла большие сюрпризы: в списке лауреатов предпочла мастерам новые имена. Режиссёром церемонии выступила режиссёр Нина Чусова, громко заявившая о себе в начале нулевых, но последние годы работающая в основном в провинции. Театр Чусовой всегда резок ...
  (читать дальше)

«Маппеты»: история, персонажи, выдающиеся эпизоды
В прокат выходит фильм «Маппеты», в котором Лягушонок Кермит, Мисс Пигги, Медведь Фоззи, Гонзо, Животное и другие герои легендарного телешоу объединяются, чтобы спасти свой театр от нефтяного магната. Мир Маппетов населяют безбашенные марионетки из телевизора: преимущественно звери и птицы, но есть и несколько существ, идентификация которых вызывает всеобщее затруднение. Если брать перечисленных...
  (читать дальше)