суббота, 24 декабря 2011 г.

Выставка польского плаката в ГМИИ имени Пушкина

Выставка польского плаката в ГМИИ имени Пушкина Вслед за выставками английских рекламных постеров, французских афиш и работ Альфонса Мухи в ГМИИ открылась выставка польского плаката.

Коллекция зарубежного плаката досталась ГМИИ им. Пушкина после ликвидации в 1948 году Государственного музея нового западного искусства. Пополнялась она нерегулярно – сотрудники отдела гравюры и рисунка обычно привозили из загранпоездок рулоны афиш.

Некоторых представленных на нынешней выставке плакатов из собрания ГМИИ, крупнейшего в России, нет в самой Польше.

Как жанр художественный плакат появился приблизительно в одно время с фотографией – как один из результатов технического прогресса XIX века. Распространению фотографии способствовало открытие мокрого коллодионного процесса, а развитию индустрии плаката или афиши послужило открытие техники литографской печати. Рекламные афиши писали еще в Древнем Риме, но придать декоративную составляющую информационному листку с сообщением о месте и времени какого-либо события – это придумал только модерн.

Многие польские художники учились в венской и мюнхенской Академиях, и в 1897 году под влиянием венского Сецессиона в Кракове было организовано Товарищество художников Польши «Штука» («Искусство»). Самый ранний плакат на выставке в ГМИИ приглашает на лекцию `Мистика и Метерлинк` в 1899 году. Он альбомного формата, текст литографирован рукописным шрифтом, на грубой бумаге. В нем нет той изящной сделанности хорошо известных в Польше французских афиш, как нет ее и в афишах первых выставок «Штуки».

Эти плакаты – штучная вещь, их авторам еще не близки параллели с коммерческой рекламой.

Так же далеки от рекламы заготовки к афишам выставок литовского искусства, сделаные Чюрленисом – их тоже можно найти на выставке. Но очень интересно видеть, как в дальнейшем, в течение 1910-х годов, в работу художника проникают элементы газетных рекламных объявлений. И на плакате, зазывающем на «Бал литераторов» или на «Бал молодого искусства» появляется родная сестра барышни, рекламирующей в газете какую-нибудь чудо-пудру или керосин.

Все афиши коллекции ГМИИ оповещают о культурной жизни поляков: зовут на выставку, в театр или кино, рекламируют художественный журнал. Несмотря на эти мирные темы, хронологический принцип расположения плакатов на выставке позволяет судить и о сложных политических перипетиях в жизни соседней страны. Вдруг исчезают надписи на кириллице, приглашавшие народ на «Американскiй катокъ на колесикахъ» - наступила Первая Мировая Война, и – с невероятными приключениями – Польша впервые за сотни лет стала независимой. А вот афиша Кароля Фрыша для журнала `Naprzod` сделана в невозможной для классической литографии технике. Чтобы изобразить для сцены где-то в джунглях сложный переход тонов, художник накатывал на один камень краску разных цветов. Аннотация гласит, что журнал Naprzod – орган рабочей партии, издавался с начала века до 1939 года. Началась Вторая Мировая, и не стало журнала, как и самой независимой Польши. На выставке отсутствуют экспонаты 1930-1940-х – и эти лакуны тоже говорящие. А вот уже и 1950-е – только киноафиши советских фильмов, унылые и безрадостные.

Особенно в контрасте и с улыбчивыми красотками последующего десятилетия, и с его красочной полиграфией

В 1960-х этот прикладной жанр оформляется, становится более четким. Линии упрощаются, вводятся аппликации. В моде минимализм: в театральной афише Хенрика Томашевского одна-единственная туфелька на черном фоне. Плакаты 60-х самодостаточны, их рекламная функция не выпячена, да и информации остается, бывает, немного. Например, надпись Polen или CYRK. Цирка, кстати, очень много.

Выставка может оставить впечатление, что балы, гулянья и другие развлечения заменил полякам застойных лет один только цирк.

Но не все в этом цирке так просто. Цирковые афиши для польских художников – упражнение в стиле. Они рисуют циркачек в виде Моны Лизы или танцовщиц в стиле Дега. Львы на плакате Йодловского – карикатурная копия Мэрилин Монро Уорхола. Работа Яна Млодоженца оформлена в стиле битловской Yellow Submarine. Есть в этом зале и антивоенное высказывание. Но нельзя уверенно сказать о грозном силуэте с надписью `Nie` (`Нет`), чью именно бомбу имел в виду художник в 1952 году : фашистский снаряд, боеголовку НАТО или контингент советских войск, чей правовой статус на территории Польши был определен только спустя четыре года.

За плакатами же художественными на выставке в ГМИИ читается история того, как мировые катаклизмы и общественные передряги влияли на жизнь славянского народа, пользующегося латинским шрифтом, и его страны, расположенной между Востоком и Западом.
Оригинальная статья

Поделитесь этой новостью с Вашими друзьями!

Ранее в рубрике "Живопись":

Аттестация реставраторов нужна, но требует доработки, считают эксперты
В России решено возобновить существовавшую до 2004 года практику аттестации реставраторов, чтобы освободить рынок от непрофессионалов и тем самым предотвратить некачественные работы, проводимые на памятниках культуры. Соответствующие поправки в законодательстве были приняты в конце ноября, а уже с февраля Минкультуры готовится приступить к оценке специалистов. Между тем, эксперты, в целом положит...
  (читать дальше)

Картина Александра Савко «Нагорная проповедь» повторно признана «экстремистским материалом»
Художник Александр Савко рассказал «Парку культуры» о суде на своей картиной «Нагорная проповедь», которую суд повторно признал «экстремистским материалом», о том, когда было создано это полотно и почему оно не направлено против христианства. Картина Александра Савко «Нагорная проповедь» из цикла «Путешествие Микки-Мауса по истории искусства» повторно признана «экстремистским материалом»: Жуковск...
  (читать дальше)

В Театре наций играют первую премьеру - «Фрекен Жюли» в постановке Томаса Остермайера
21 декабря Театр наций сыграет свою первую премьеру в новом здании – спектакль «Фрекен Жюли», поставленный одним из главных режиссеров Германии Томасом Остермайером с Чулпан Хаматовой и Евгением Мироновым в главных ролях. В начале нынешнего театрального сезона завершилась многолетняя реконструкция здания Театра наций. Старинный особняк в Петровском переулке с большой театральной историей – в нем ...
  (читать дальше)

Продажа вещей Лиз Тейлор стала самой прибыльной в истории Christie`s
Продажа драгоценностей и одежды голливудской звезды Элизабет Тейлор, скончавшейся в марте 2011 года, стала самой прибыльной в истории аукционного дома Christie`s, сообщили во вторник устроители торгов. Торги в зале Рокфеллер-центра и онлайн-продажа, которые проводились с 13 по 17 декабря, увенчались небывалым результатом - были распроданы все лоты. В общей сложности за них было выручено 156,8 ми...
  (читать дальше)

В прокат выходит фильм «Без названия»
В прокат выходит фильм «Без названия» — незлобливая пародия на мир современного искусства. Городской невротик Эдриен Джейкобс (Адам Голдберг) сочиняет и исполняет атональную музыку, послушать которую в хороший вечер приходит человек 10, из которых двое — родители, еще двое — брат с девушкой, следующие двое — неприятные критики, а про остальных можно подумать, что зашли они случайно, но стесняются...
  (читать дальше)

"Мадонну с младенцем" и полиптих Джотто выставили в Третьяковке
Два произведения художника раннего Возрождения Джотто ди Бондоне (Giotto di Bondone) можно увидеть в Третьяковской галерее по случаю обмена художественными и духовными шедеврами между Россией и Италией в честь перекрестного года культур обеих стран, сообщили РИА Новости в пресс-службе музея. Речь идет о "Мадонне с младенцем" из церкви Сан-Джорджо алла Коста, относящейся сейчас к Епархиальному му...
  (читать дальше)

Выставка работ Церетели открылась в Туле
Выставка президента Российской академии художеств Зураба Церетели, на которой представлена не только живопись и скульптура, но и другие работы, выполненные мастером в различной технике, открылась в пятницу в выставочном зале тульского музея изобразительных искусств. В экспозиции, которая получила название "Туле с любовью", представлены эмали, рельефы, скульптура, живопись и графика. Автор работ ...
  (читать дальше)

Эрмитаж выставит в Главном штабе "Древности Геркуланума"
Первая после реставрации Главного штаба выставка "Древности Геркуланума" станет бесплатной для зрителей и покажет предметы античных церемоний императорского культа, заявил журналистам директор Эрмитажа Михаил Пиотровский. "Эта выставка была подарена нам, а мы, в свою очередь, хотим подарить ее петербуржцам. Проход на нее будет совершенно свободным", - заявил Пиотровский. Геркуланум, также как и...
  (читать дальше)

Петербургский художник возродил культ тела Древнего Рима в Эрмитаже
Мирный период истории Римской империи, Pax Romana, стал сюжетом выставки Antologia последователя неоклассических идеалов "Новой академии" Алексея Морозова, сообщили РИА Новости в пресс-службе Мраморного дворец, где открылась экспозиция. Pax Romana, по мнению Морозова, заложил фундамент для западной цивилизации и послужил отправным пунктом для творчества художника. "Лицо современного мира сформи...
  (читать дальше)
Выставка Ай Вэйвэя в Мультимедиа Арт Музее
К финалу «Фотобиеннале-2012» Мультимедиа Арт Музей приберег фотовыставку Ай Вэйвэя, одного из самых известных в мире китайских художников, – 220 фотографий, сделанные им в 1983–1993 годах во время жизни в Нью-Йорке. Строго говоря, Ай Вэйвэй не фотограф, хотя в 1970-х и учился в Пекинской киношколе вместе будущими звездами китайской волны 1990-х Чен Кайге и Чжан Имоу – их тоже можно увидеть на нью...
  (читать дальше)

«Свидание» Юсупа Бахшиева вышло в прокат
В прокат выходит «Свидание» – нескладная, но любовно сделанная алкогольно-романтическая комедия по мотивам старого фильма с Уиллисом и Бессинджер. Главный герой Дима (вокалист группы Uma2rmaH Владимир Кристовский) – ожившее объявление из рубрики знакомств. Перспективный молодой нейрохирург, аккуратная геологическая борода, в которой как бы кроется обязательность, не женат, не встречается, с ж/п,...
  (читать дальше)

Каннский кинофестиваль объявил программу основного конкурса 2012 года
65-й Каннский кинофестиваль объявил программу. Фильмом открытия станет «Королевство полной луны» Уэса Андерсона, а закрытия — экранизация Франсуа Мориака «Тереза Дескейру» недавно скончавшегося Клода Миллера. Россию в конкурсе представит Сергей Лозница. Каннский фестиваль пристрастен и верен своим героям. В этом году это правило получило очередное подтверждение: в одном списке оказались самые гро...
  (читать дальше)

В ГМИИ им. Пушкина открылась выставка «Портреты коллекционеров»
Лучшие образцы русского и европейского искусства из собраний Ильи Глазунова и Петра Авена в ГМИИ: сезон мероприятий к столетнему юбилею музея Пушкина открывает выставка «Портреты коллекционеров». Экспозицию «Портреты коллекционеров», на днях открывшуюся в отделе личных коллекций ГМИИ им. Пушкина, смело можно назвать обязательной для просмотра: здесь можно увидеть шедевры, обычно широкой публике н...
  (читать дальше)

Интервью с генеральным секретарем «DOCOMOMO-Россия» Анной Броновицкой
Генеральный секретарь российского отделения международной организации по охране архитектурных памятников DOCOMOMO Анна Броновицкая рассказала «Газете.Ru» о том, что происходит с павильонами ВВЦ, почему не реставрируются Дом Наркомфина и о том, чего добилась ее организация за год своей работы. В Международный день памятников, отмечавшийся в среду, год своей деятельности отметила российская секция ...
  (читать дальше)

Интервью Захара Прилепина
Захар Прилепин рассказал «Газете.Ru» о новой книге «Восьмерка», о превращениях героев его «Саньки» в эпоху Болотной и революции и о том, как может помочь русскому писателю слаборазвитая фантазия. За последний месяц у Захара Прилепина вышли две книги: его собственная книга «Восьмерка», состоящая из маленьких повестей, и «Лимонка в тюрьму» — сборник текстов политзаключенных, который он составил с Э...
  (читать дальше)

В коллективе Центра драматургии и режиссуры произошел раскол
Часть труппы столичного Центра драматургии и режиссуры заявила о недоверии своим худруку и директору, внедрившим новые методы работы. Городские культурные власти в ответ поставили обоим жесткое условие – урегулировать конфликт до конца сезона. Часть коллектива московского Центра драматургии и режиссуры (ЦДР) выразила недоверие своему художественному руководителю Михаилу Угарову и директору Людмил...
  (читать дальше)

В прокат вышел фильм ужасов «Хижина в лесу»
В прокате «Хижина в лесу» — хоррор, который то ли впервые со времен «Крика» и «Ведьмы из Блэр» перезапускает жанр, то ли окончательно его закрывает. Пока сотрудники явно очень секретного центра (Ричард Дженкинс и другие) готовятся к чему-то серьезному и обсуждают конкуренцию с Японией, пятеро студентов отправляются на выходные в загородный дом, удачно изолированный от большого мира: дорогу к нему...
  (читать дальше)

В Москве вручили «Золотые маски»
В Москве прошла церемония вручения наград театрального фестиваля «Золотая маска». Впервые за 8 лет премия вручалась на сцене Большого театра – и принесла большие сюрпризы: в списке лауреатов предпочла мастерам новые имена. Режиссёром церемонии выступила режиссёр Нина Чусова, громко заявившая о себе в начале нулевых, но последние годы работающая в основном в провинции. Театр Чусовой всегда резок ...
  (читать дальше)

«Маппеты»: история, персонажи, выдающиеся эпизоды
В прокат выходит фильм «Маппеты», в котором Лягушонок Кермит, Мисс Пигги, Медведь Фоззи, Гонзо, Животное и другие герои легендарного телешоу объединяются, чтобы спасти свой театр от нефтяного магната. Мир Маппетов населяют безбашенные марионетки из телевизора: преимущественно звери и птицы, но есть и несколько существ, идентификация которых вызывает всеобщее затруднение. Если брать перечисленных...
  (читать дальше)