пятница, 2 декабря 2011 г.

"Высоцкий". Кому сказать спасибо, что живой?

Высоцкий. Кому сказать спасибо, что живой?Владимир Семенович Высоцкий еще при жизни стал вполне себе мифологическим персонажем. Его смерть удостоверила и освятила сей факт. Его похороны превратились в церемонию то ли коронования, то ли инаугурации на столь высокое местоположение.

Признание сменилось преклонением и поклонением, которое не ослабевает уже более трех десятков лет. На этом собственно и решили сыграть инициаторы первого художественного фильма о покойном поэте и живом мифе.

Автор сценария Никита Высоцкий, представляя фильм в кинотеатре "Октябрь", сказал, что картина об отце получилась именно такой, какой он ее задумал, какой он ее надеялся увидеть.

***

От сценаристов такое редко услышишь даже тогда, когда речь идет о безусловной удаче экранного создания.

Чтобы разместить это видео у себя в блоге, скопируйте данный код

В данном случае, как я могу догадаться, сын думал и мечтал о достойном памятнике для своего великого отца. Чтобы он был абсолютно узнаваем внешне - раз. Чтобы в нем чувствовалась внутренняя мощь характера - два. Чтобы в нем проглядывало что-то богоподобное и нечто богоборческое - три.

Немного зная о вкусовых предпочтениях и о художественных амбициях креативных продюсеров Константина Эрнста и Анатолия Максимова, могу предположить, чего хотелось им.

Им хотелось, чтобы случилось кино. Им желалось чистой, родниковой кинематографичности в высокой степени искусства. И в столь же высокой степени - общенационального признания их искусства. И если, мол, никак не получается родить и взрастить национальную идею, то вот вам общенациональный герой.

***

В этой ситуации создатель двух "Бумеров" Петр Буслов понадобился как режиссер-оформитель, способный согласовать и привести к общему знаменателю совпадающие, но не тавтологичные интересы лиц, вовлеченных в производственный процесс. Петр Буслов как режиссер - энергичен, динамичен, обожает крутые виражи, острые монтажные стыки…

Он - то, что надо. Для этого продюсерского проекта.


Успешнее всего решена задачка достижения неправдоподобного подобия самого Высоцкого. Действительно, тип и прототип - близнецы-братья. Впечатление такое, когда смотришь на экран, будто Высоцкий не сыгран актером, а нарисован и вылеплен. Тот же эффект узнавания, что и в музее восковых фигур. Только там мы видим остановленное мгновение, опознаем застывшего фигуранта, утонувшего в немоте.

А тут?.. "Движенья быстры. Он прекрасен. Он весь, как божия гроза". К тому же искусно сконструированная фигура Высоцкого - может говорить, петь, гневаться и смеяться.

Первый пункт пожелания сценариста, стало быть, исполнен: копия почти неотличима от оригинала.

Идем дальше. Как иносказательно дать представление о внутренней мощи героя и стремительности его порывов.

- Ему, что ли, коня подводят?..

- Нет. Он седлает голубой "Мерседес". Его мчание по улицам столицы со скоростью реактивного истребителя (так, по крайней мере, ощущается) - один из запоминающихся аудиовизуальных мотивов картины.

Другой столь же впечатляющий мотив - взлет и посадка "Боинга". Не уверен, что момент отрыва машины от бетонки снят оператором, а не смоделирован посредством компьютерных программ. Так или иначе, но авторам удалось намекнуть на тот надрыв, на те гигантские усилия, с которыми Высоцкий поднимается над обстоятельствами и обязательствами, над самим собой. Это такая эмоционально-зрелищная поддержка сюжетных перипетий, которые сами по себе ничего не стоят без непреодолимых препятствий. Былинному герою по штату положены серьезные противники.

Один из них - КГБ в лице двух полковников в штатском. Тот, которого играет Владимир Ильин, - характерный герой, карьерист, туго знающий свое дело и тупо его исполняющий. А тот, что представлен артистом Андреем Смоляковым, - персонаж с чертовщиной. За обоими - могущественная (на тот исторический момент) организация, всесилие которой позволяет ее агентам манипулировать поступками практически любого человека. Но не Высоцкого.

Проблемы, которые создает Высоцкому хунта из двух полковников, в конце концов, решаемы. А одного из них (того, кто с чертовщиной) человек с лицом и с голосом Высоцкого даже вроде бы перевербовывает. По крайней мере, нравственно его как-то отрезвляет и что-то человеческое в нем пробуждает. Правда, это очень натужная сцена. Ну да ладно. К ней дело шло. Не отказываться же было от нее только потому, что она лежала на поверхности.

Авторы дают понять, что для Высоцкого вырваться из когтей КГБ - службишка, не служба.

Служба была позади - когда он умер за год до своей смерти. В него вогнали ампулу адреналина, и он, вспомнив (на уровне подсознания), как некогда, рвя жилы, вытаскивал из болотной жижи буксующий грузовик, вытащил себя из комы после восьмиминутной остановки сердца.
Напасть под названием "наркозависимость" - штука посильнее, чем советская власть со всеми ее репрессивными возможностями и идеологическими примочками.

Это хуже, чем напасть. Это - пропасть. В поединке с этой зависимостью он обречен был погибнуть, чтобы затем, спустя три десятка лет, вернуться виртуальным гостем к нам, живым, в фильме "Высоцкий. Спасибо, что живой".

Понятно, что авторы были одержимы той же идеей, что и их герои, вытаскивавшие Высоцкого в люксе бухарской гостиницы из клинической смерти. Понятно, что героическая работа над фильмом вторит этому сюжетному повороту.

Возвращение осуществлено профессионально, технично и с большой рекламной помпой. Фокус удался. Он действительно как живой. И кому сказать спасибо, что живой?

В первую очередь, думаю, пластическим гримерам и компьютерным умельцам. В последнюю - безымянному артисту, который на своих плечах носил голову Высоцкого?

Засекретили имя туловища, чтобы зрители не отвлекались от героя?.. Чтобы думали, что Высоцкого играет Высоцкий? А добились того, что зрители только тем и занимаются, что гадают: Безруков или…

Ладно, оставим эту угадайку для особо любопытных журналистов и зрителей. Спросим другое. Вот он, такой похожий на себя, пришел. И что?

Что он нам сказал? В общем, ничего существенного.

Что сказали авторы? Сказали следующее: вот вам человек, который мог делать все, что не могли себе помыслить его современники. Для которого нет слова "нельзя". Он мог зарабатывать большие деньги, мог жениться на французской кинозвезде, мог приобрести Мерседес, мог гонять на нем с превышением скорости, мог не бояться КГБ. Смог отсрочить собственную кончину.

И это все, что они смогли сказать?

Как-то ничтожно мало в сравнении с теми техническими усилиями и творческими талантами, что они затратили на клонирование феноменального человека. И неизмеримо меньше того, что он сказал своими балладами.

Надо ли было тревожить загробную жизнь поэта только для того, чтобы посмаковать его земные подвиги и потешить тщеславие тех, кто овладел технологией кинематографического клонирования?..

***

Мы до конца не понимаем, чем славен статус мифологического божества. Не понимаем, что мифологический герой не подчиняется закону гравитации - как физической, так и моральной.

Легко было древнегреческим богам. Жили себе на Олимпе, откуда снисходительно поглядывали на землю и принимали некоторое участие в земных делах. Иногда позволяли себе притворяться простыми смертными.

Мифологическому Высоцкому довелось сполна отведать земной юдоли. Он жил на разрыв, потому что жил между Небом и Землей, не сознавая того.

При жизни Высоцкий более всего жаждал признания как автор, а толпы боготворили его как героя.

Это как если бы Зевс (или другой олимпиец) захотел бы стать всего лишь Гомером. Высоцкий, будучи Громовержцем, захотел быть еще немножечко и Вознесенским. В фильме своего имени он - немножечко сверхчеловек.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции

Оригинальная статья

Поделитесь этой новостью с Вашими друзьями!

Ранее в рубрике "Кино":

Авдотья Смирнова закончила съемки черной комедии из жизни Кунсткамеры
Завершился съемочный период кинокартины "Кококо" сценариста и режиссера Авдотьи Смирновой, рассказала РИА Новости директор фильма Татьяна Банакова. Cюжет фильма строится вокруг встречи научной сотрудницы Кунсткамеры Лизы, которую сыграла Анна Михалкова, с молодой девушкой из Екатеринбурга Викой, роль которой исполнила Яна Троянова. После того, как Лиза предлагает своей новой знакомой на время ос...
  (читать дальше)

Власти Петербурга помогут "Ленфильму", заказывая на студии фильмы
Власти Санкт-Петербурга готовы оказать помощь "Ленфильму", оказавшемуся в нелегкой финансовой ситуации, заказывая на киностудии производство фильмов, сообщил на пресс-конференции в среду вице-губернатор Санкт-Петербурга и член совета директоров "Ленфильма" Василий Кичеджи. К спасению "Ленфильма" от приватизации призывали ранее режиссеры Алексей Герман-старший и Александр Сокуров, которые обратил...
  (читать дальше)

Доля российских фильмов в общих сборах 2011 года составила 12,6%
Суммарная выручка от кинобилетов, проданных на территории России и СНГ в 2011-м прокатном году, составила 1,15 миллиарда долларов, сообщили РИА Новости в среду в журнале "Кинобизнес сегодня". На долю 62 отечественных фильмов, выпущенных в течение кинопрокатного года, то есть с 1 декабря по последний уикенд ноября, пришлось из них 12,6% выручки, то есть 145,4 миллиона долларов. В прошлом году это...
  (читать дальше)

На "Артдокфесте" будет преобладать взгляд на Россию со стороны
Фестиваль "Артдокфест", где показывают документальные картины, снятые о России на русском языке, пройдет со 2 по 10 декабря в московском кинотеатре "Художественный", сообщил РИА Новости его президент и основатель, режиссер Виталий Манский. "Нашу аббревиатуру мы расшифровываем так: "арт" - искусство, "док" - актуальность, "фест - премьера, праздник", - объяснил он. Фестиваль существует с 2007 го...
  (читать дальше)

Выходит документальный фильм Артема Лоскутова «Нефть в обмен на ничего»
Новосибирский художник Артем Лоскутов, создатель «Монстрации» и лауреат премии «Инновация», снял документальный фильм «Нефть в обмен на ничего». В день премьеры «Газета.Ru» побеседовала с автором картины о лозунге «Хватит кормить Москву», разбитых сибирских дорогах и кино как форме социального протеста. В 2004 году он впервые вывел на первомайскую демонстрацию в Новосибирске 80 человек под абсурд...
  (читать дальше)

Гид «Парка культуры» по событиям ярмарки интеллектуальной литературы Non/Fiction
Сегодня в столичном ЦДХ открывается ярмарка Non/Fiction. В ее программе – презентации книг, традиционные встречи с авторами и издателями, показы редких фильмов, спецпроекты различных СМИ и дискуссии на злободневные темы. «Парк культуры» выбрал десять мероприятий, которые обязательно нужно посетить в рамках книжной ярмарки. 30 ноября Зал ДНК 15.00 Лекция «Эволюция медиа в современном мире». Ор...
  (читать дальше)

Независимые издательства получат на ярмарке non/fiction льготы
Небольшим издательствам предоставят льготы для участия в 13-й международной ярмарке интеллектуальной литературы non/fiction, которая проходит со среды по воскресенье в столичном Центральном доме художника и станет проверкой на жизнеспособность печатной книги, сообщил на пресс-конференции в среду директор ЦДХ Василий Бычков. Non/fiction - одна из старейших московских ярмарок, участие в которой пр...
  (читать дальше)

В Москве объявили лауреатов литературной премии «Большая книга»
В московском Доме Пашкова прошла церемония награждения победителей шестого сезона премии «Большая книга»: организаторам удалось «надуть» министра культуры, который вручил главный приз «Письмовнику» Михаила Шишкина и пообещал бесплатно дать пленку на экранизацию. Вторую и третью премии получили соответственно «Метель» Владимира Сорокина и «Остромов, или Ученик чародея» Дмитрия Быкова. «Вы меня над...
  (читать дальше)

Восточный базар и воскрешенного Высоцкого показали в Москве
Премьера фильма "Высоцкий. Спасибо, что живой", чье действие происходит главным образом в Узбекистане, состоялась во вторник вечером в московском кинотеатре "Октябрь", который отгородили стеной от Нового Арбата и превратили в восточный базар, передает корреспондент РИА Новости. "Мы работали пять лет на пределе возможностей. Это не проект, это не план, это реальность. Это та картина, которую я хо...
  (читать дальше)
Выставка Ай Вэйвэя в Мультимедиа Арт Музее
К финалу «Фотобиеннале-2012» Мультимедиа Арт Музей приберег фотовыставку Ай Вэйвэя, одного из самых известных в мире китайских художников, – 220 фотографий, сделанные им в 1983–1993 годах во время жизни в Нью-Йорке. Строго говоря, Ай Вэйвэй не фотограф, хотя в 1970-х и учился в Пекинской киношколе вместе будущими звездами китайской волны 1990-х Чен Кайге и Чжан Имоу – их тоже можно увидеть на нью...
  (читать дальше)

«Свидание» Юсупа Бахшиева вышло в прокат
В прокат выходит «Свидание» – нескладная, но любовно сделанная алкогольно-романтическая комедия по мотивам старого фильма с Уиллисом и Бессинджер. Главный герой Дима (вокалист группы Uma2rmaH Владимир Кристовский) – ожившее объявление из рубрики знакомств. Перспективный молодой нейрохирург, аккуратная геологическая борода, в которой как бы кроется обязательность, не женат, не встречается, с ж/п,...
  (читать дальше)

Каннский кинофестиваль объявил программу основного конкурса 2012 года
65-й Каннский кинофестиваль объявил программу. Фильмом открытия станет «Королевство полной луны» Уэса Андерсона, а закрытия — экранизация Франсуа Мориака «Тереза Дескейру» недавно скончавшегося Клода Миллера. Россию в конкурсе представит Сергей Лозница. Каннский фестиваль пристрастен и верен своим героям. В этом году это правило получило очередное подтверждение: в одном списке оказались самые гро...
  (читать дальше)

В ГМИИ им. Пушкина открылась выставка «Портреты коллекционеров»
Лучшие образцы русского и европейского искусства из собраний Ильи Глазунова и Петра Авена в ГМИИ: сезон мероприятий к столетнему юбилею музея Пушкина открывает выставка «Портреты коллекционеров». Экспозицию «Портреты коллекционеров», на днях открывшуюся в отделе личных коллекций ГМИИ им. Пушкина, смело можно назвать обязательной для просмотра: здесь можно увидеть шедевры, обычно широкой публике н...
  (читать дальше)

Интервью с генеральным секретарем «DOCOMOMO-Россия» Анной Броновицкой
Генеральный секретарь российского отделения международной организации по охране архитектурных памятников DOCOMOMO Анна Броновицкая рассказала «Газете.Ru» о том, что происходит с павильонами ВВЦ, почему не реставрируются Дом Наркомфина и о том, чего добилась ее организация за год своей работы. В Международный день памятников, отмечавшийся в среду, год своей деятельности отметила российская секция ...
  (читать дальше)

Интервью Захара Прилепина
Захар Прилепин рассказал «Газете.Ru» о новой книге «Восьмерка», о превращениях героев его «Саньки» в эпоху Болотной и революции и о том, как может помочь русскому писателю слаборазвитая фантазия. За последний месяц у Захара Прилепина вышли две книги: его собственная книга «Восьмерка», состоящая из маленьких повестей, и «Лимонка в тюрьму» — сборник текстов политзаключенных, который он составил с Э...
  (читать дальше)

В коллективе Центра драматургии и режиссуры произошел раскол
Часть труппы столичного Центра драматургии и режиссуры заявила о недоверии своим худруку и директору, внедрившим новые методы работы. Городские культурные власти в ответ поставили обоим жесткое условие – урегулировать конфликт до конца сезона. Часть коллектива московского Центра драматургии и режиссуры (ЦДР) выразила недоверие своему художественному руководителю Михаилу Угарову и директору Людмил...
  (читать дальше)

В прокат вышел фильм ужасов «Хижина в лесу»
В прокате «Хижина в лесу» — хоррор, который то ли впервые со времен «Крика» и «Ведьмы из Блэр» перезапускает жанр, то ли окончательно его закрывает. Пока сотрудники явно очень секретного центра (Ричард Дженкинс и другие) готовятся к чему-то серьезному и обсуждают конкуренцию с Японией, пятеро студентов отправляются на выходные в загородный дом, удачно изолированный от большого мира: дорогу к нему...
  (читать дальше)

В Москве вручили «Золотые маски»
В Москве прошла церемония вручения наград театрального фестиваля «Золотая маска». Впервые за 8 лет премия вручалась на сцене Большого театра – и принесла большие сюрпризы: в списке лауреатов предпочла мастерам новые имена. Режиссёром церемонии выступила режиссёр Нина Чусова, громко заявившая о себе в начале нулевых, но последние годы работающая в основном в провинции. Театр Чусовой всегда резок ...
  (читать дальше)

«Маппеты»: история, персонажи, выдающиеся эпизоды
В прокат выходит фильм «Маппеты», в котором Лягушонок Кермит, Мисс Пигги, Медведь Фоззи, Гонзо, Животное и другие герои легендарного телешоу объединяются, чтобы спасти свой театр от нефтяного магната. Мир Маппетов населяют безбашенные марионетки из телевизора: преимущественно звери и птицы, но есть и несколько существ, идентификация которых вызывает всеобщее затруднение. Если брать перечисленных...
  (читать дальше)