вторник, 6 декабря 2011 г.

Время для инвестиций в русское искусство уже прошло, считают эксперты

Время для инвестиций в русское искусство уже прошло, считают эксперты Рынок русского искусства перегрет, и инвестировать в него на пике цен нецелесообразно, считает директор по информационной политике и связям с общественностью Альфа-банка Леонид Игнат.

Закончившаяся на прошлой неделе серия лондонских торгов русским искусством подтвердила устоявшуюся тенденцию: переплачивать за посредственные вещи российский коллекционер не станет, цены и так высоки, но и шедевр не упустит. На Bonhams были проданы за рекордные 6,8 миллиона фунтов обе картины Василия Поленова. Подчистую и вдвое дороже первоначальной цены скуплена коллекция рисунков и эскизов Александра Бенуа, за которую Sothebys получил 2 миллиона фунтов стерлингов. На Christies продали картину Виктора Васнецова "Богатырь" за рекордную для художника цену в 1,1 миллиона фунтов стерлингов, при эстимейте 300-500 тысяч фунтов.

"Цены на русское искусство сейчас находятся на пике и, несмотря на кризис 2008 года, завышены, и для арт-инвесторов нет смысла заходить на рынок на таком высоком уровне", - рассказал в интервью РИА Новости Леонид Игнат. Причину этого собеседник видит в глобальной проблеме отечественных собирателей искусства, которую он сформулировал кратко и емко - мало вкуса и много денег.

Он пояснил, что инвестировать в дорогое русское искусство, неважно идет ли речь о живописи XIX века или современных российских художниках, имеет смысл в том случае, когда уже есть готовая коллекция, а дорогостоящее вложение лишь увеличит капитализацию собрания в целом.

На взгляд эксперта, с финансовой точки зрения выгоднее сегодня вкладывать деньги в живопись старых мастеров Европы, так как кризис значительно снизил цены на качественные произведения художников второго ряда.

"Например, фарфор Императорского фарфорового завода (ИФЗ) стоит в ряду произведений других европейских заводов, но оказывается значительно дороже. То же самое с русским серебром. Понятно, что российского антиквариата осталось мало, многочисленные национализации, революция, война. Но с точки зрения художественной ценности западные и российские вещи сопоставимы, но наши в разы дороже. Я не говорю о том, что рынок наводнен подделками", - отмечает Игнат.

Впрочем, по его мнению, раздутые цены свойственны не только для российского арт-рынка, но и мирового, особенно в сегменте современного искусства.

"До кризиса 2008 года западный мир жил в иллюзиях. Инвестиционные банки стали другими, стимулирование кредитования привело к тому, что более 20-ти лет все жили в долг. Появились молодые и успешные яппи, которые принесли новый стиль жизни с пентхаусами без декора, но с огромным свободным пространством, которое надо было украшать. Тут и пригодилось современное искусство", - пояснил собеседник.

Следом за молодыми коллекционерами потянулись и банки, которые стали формировать портфели искусства, включая в них кроме проверенного китайского фарфора и классической живописи, активы - современное искусство, которое, все же рассматривалось как рисковые инвестиции.

По словам Игната, рынок современного искусства "странно устроен", так как регулируется несколькими крупными игроками, которые раскручивают те или иные имена. "Как в шоу-бизнесе, где в раскрутку имен вкладываются большие деньги, а потом вам самыми разными способами объясняют, что этот художник - очень хороший и стоит денег", - говорит он.

Искусный залог

Однако, если отечественные банки считают вложение в русское искусство и contemporary сомнительными с инвестиционной точки зрения, то использовать предметы антиквариата и искусства в качестве залога они, напротив, готовы.

"Банкиры заинтересованы в том, чтобы предметы искусства и антиквариата принимались в качестве залога. Вы можете взять в залог автомобиль, но не можете Репина, хотя Репин ликвиден", - пояснил представитель Альфа-банка. Однако сделать это на сегодняшний день нельзя, так как существующее законодательство ограничивает использование предметов искусства в качестве залога.

"Поскольку нет общепризнанного института экспертизы, то нет гарантии подлинности произведений и искусство не может выступать гарантом залога", - считает он, добавляя, что с оценкой все обстоит еще хуже.

"Легко посчитать стоимость машины "Мерседес", так как на нее есть рынок. А рынок искусства в России, в отличие от европейского или американского рынка искусства, где за каждым именем стоят история продаж, экспертиза и провенанс, находится в стадии зарождения, и в случае невозврата кредита реализовать это будет непросто. Там банкиры понимают, с чем имеют дело, а здесь - нет", - отмечает эксперт, подчеркивая, что цена на искусство очень субъективна - это сложно уходящий залог.

По его мнению, сегодня в России легко купить предмет искусства, но сложно продать. Случаи, когда предметы искусства принимались в качестве залога, в России были, но, как правило, решение принимал банкир, который рисковал собственными деньгами, а не деньгами вкладчиков.

Игнат также считает, что вторичного рынка искусства и антиквариата в России пока не существует: "Предметы искусства и антиквариата, которые находятся в частных руках, никто не хочет закладывать или продавать, они принадлежат богатым людям. Я думаю, что такая ситуация останется надолго, так как не очень хочется верить в социальные катаклизмы, когда придется распродавать последнее".

Поэтому арт-банкинг в чистом виде в нашей стране, по мнению собеседника агентства, пока имеет весьма слабые перспективы: рынок искусства очень узкий и за счет этого в значительной степени управляем, кроме того есть вероятность коррекции вниз существующих цен, особенно в среднем ценовом сегменте.

"Были отдельные банки, которые формировали свои коллекции, но потом их не могли продать, так как работы оказались более чем сомнительными", - сказал он.

Если все же клиент хочет формировать инвестиционный портфель из предметов искусства, то лучше обратиться, например, в швейцарский банк, где все отработано, существуют эксперты, оценки, а также системы хранения, словом все то, чего нет в России.

Оригинальная статья

Поделитесь этой новостью с Вашими друзьями!

Ранее в рубрике "Живопись":

Тернеровскую премию третий год подряд получит художник из Глазго
Художник из Глазго Мартин Бойс (Martin Boyce) стал лауреатом Тернеровской премии в области современного искусства за 2011 год со своей инсталляцией "Библиотека листьев" (A Library of Leaves), передает корреспондент РИА Новости. Третий год подряд одну из престижнейших в Европе премий в области современного искусства получил художник из второго по величине города Шотландии. В 2010 году победителем...
  (читать дальше)

В ММСИ на Петровке открылась новая постоянная экспозиция
В ММСИ на Петровке открылась новая постоянная экспозиция: куратор из Эрмитажа совместил Цоя с Пикассо и создал на основе разношерстной коллекции музея обветшавший с момента рождения аттракцион. В некоторых кругах принято сетовать, что музея современного искусства в Москве нет. Но потребитель искусства не обращает внимания на корпоративные претензии, он-то знает, что музей существует и иногда дела...
  (читать дальше)

Картина Поленова продана в Лондоне за рекордные 4,07 миллиона фунтов
Полотно Василия Поленова "Христос и грешница (Кто из вас без греха?)" продано на лондонском аукционе Bonhams за 4,07 миллиона фунтов стерлингов, что превышает эстимейт в 2,5 раза и является рекордно высокой ценой на работы художника, сообщает сайт аукциона. Оценка картины составляла 1,2-1,8 миллиона фунтов. "Христос и грешница (Кто из вас без греха?)" являлась топ-лотом русских продаж наравне с...
  (читать дальше)

Московские промзоны станут культурными кластерами, заявил Капков
Столичные власти планируют устроить культурные центры на территории промышленных зон Москвы, сообщил РИА Новости в пятницу глава департамента культуры Москвы Сергей Капков. "Мы планируем, что на различных промышленных высвобождаемых территориях будут культурные кластеры", - сказал Капков. По его словам, подобные центры будут существовать на постоянной основе и в собственности города Москвы. Кон...
  (читать дальше)

Ученые нашли автопортрет Рембрандта под его "Стариком с бородой"
Голландские и американские ученые и искусствоведы обнаружили ранее неизвестную картину Рембрандта - под приписываемой ему картиной "Старик с бородой" найден его незаконченный автопортрет, что позволило окончательно подтвердить авторство полотна, сообщается на сайте Брукхейвенской национальной лаборатории, где проводились исследования. "Мы увидели скрытые красочные слои, наличие которых предполаг...
  (читать дальше)

В ГЦСИ открылась выставка «Внимание: восприятие требует соучастия» испанского художника Антони Мунтадаса
В ГЦСИ открылась выставка «Внимание: восприятие требует соучастия» испанского художника Антони Мунтадаса, много лет живущего в Нью-Йорке. К ретроспективному обзору своего творчества автор добавил свежий проект, посвященный московским очередям. В современном испанском искусстве довольно сильна традиционная пластическая линия, берущая начало в живописи тамошних великих живописцев. Но для представит...
  (читать дальше)

Возвращение "Бориса Годунова" на сцену Большого встретили с восторгом
Легендарный спектакль "Борис Годунов" Модеста Мусоргского в постановке 1948 года привлек необычайно много посетителей на свое триумфальное возвращение. Зрители до отказа заполнили историческое здание Большого театра, где 1 декабря произошло это знаменательное событие. Главный оперный шедевр "большого стиля" - первый из знаменитых больших спектаклей театра, вернувшихся после реконструкции на родну...
  (читать дальше)

В Москве открылась художественная ярмарка «Арт-Манеж-2011»
В Москве открылась художественная ярмарка «Арт-Манеж-2011», где основная ставка делается на традиционные формы искусства – живопись, графику и скульптуру. Несмотря на целый ряд интересных проектов, «Арт-Манежу» в целом так и не удается избавиться от засилья коммерческого салона. Про две будто бы конкурирующие институции – ярмарки «Арт-Москва» и «Арт-Манеж» – давно уже понятно, что никакие они в д...
  (читать дальше)

Завершилась неделя «русских торгов» в Лондоне
В Лондоне прошли торги русским искусством: было продано пять лотов-миллионников, а успехи небольших аукционных домов Bonhams и MacDougall`s затмили результаты Christie`s и Sotheby`s. В Лондоне завершилась традиционная осенне-зимняя неделя русских торгов – аукционов русской живописи и предметов искусства на площадках четырех аукционных домов – Christie`s, Sotheby`s, Bonhams и MacDougall`s. Торги п...
  (читать дальше)
Выставка Ай Вэйвэя в Мультимедиа Арт Музее
К финалу «Фотобиеннале-2012» Мультимедиа Арт Музей приберег фотовыставку Ай Вэйвэя, одного из самых известных в мире китайских художников, – 220 фотографий, сделанные им в 1983–1993 годах во время жизни в Нью-Йорке. Строго говоря, Ай Вэйвэй не фотограф, хотя в 1970-х и учился в Пекинской киношколе вместе будущими звездами китайской волны 1990-х Чен Кайге и Чжан Имоу – их тоже можно увидеть на нью...
  (читать дальше)

«Свидание» Юсупа Бахшиева вышло в прокат
В прокат выходит «Свидание» – нескладная, но любовно сделанная алкогольно-романтическая комедия по мотивам старого фильма с Уиллисом и Бессинджер. Главный герой Дима (вокалист группы Uma2rmaH Владимир Кристовский) – ожившее объявление из рубрики знакомств. Перспективный молодой нейрохирург, аккуратная геологическая борода, в которой как бы кроется обязательность, не женат, не встречается, с ж/п,...
  (читать дальше)

Каннский кинофестиваль объявил программу основного конкурса 2012 года
65-й Каннский кинофестиваль объявил программу. Фильмом открытия станет «Королевство полной луны» Уэса Андерсона, а закрытия — экранизация Франсуа Мориака «Тереза Дескейру» недавно скончавшегося Клода Миллера. Россию в конкурсе представит Сергей Лозница. Каннский фестиваль пристрастен и верен своим героям. В этом году это правило получило очередное подтверждение: в одном списке оказались самые гро...
  (читать дальше)

В ГМИИ им. Пушкина открылась выставка «Портреты коллекционеров»
Лучшие образцы русского и европейского искусства из собраний Ильи Глазунова и Петра Авена в ГМИИ: сезон мероприятий к столетнему юбилею музея Пушкина открывает выставка «Портреты коллекционеров». Экспозицию «Портреты коллекционеров», на днях открывшуюся в отделе личных коллекций ГМИИ им. Пушкина, смело можно назвать обязательной для просмотра: здесь можно увидеть шедевры, обычно широкой публике н...
  (читать дальше)

Интервью с генеральным секретарем «DOCOMOMO-Россия» Анной Броновицкой
Генеральный секретарь российского отделения международной организации по охране архитектурных памятников DOCOMOMO Анна Броновицкая рассказала «Газете.Ru» о том, что происходит с павильонами ВВЦ, почему не реставрируются Дом Наркомфина и о том, чего добилась ее организация за год своей работы. В Международный день памятников, отмечавшийся в среду, год своей деятельности отметила российская секция ...
  (читать дальше)

Интервью Захара Прилепина
Захар Прилепин рассказал «Газете.Ru» о новой книге «Восьмерка», о превращениях героев его «Саньки» в эпоху Болотной и революции и о том, как может помочь русскому писателю слаборазвитая фантазия. За последний месяц у Захара Прилепина вышли две книги: его собственная книга «Восьмерка», состоящая из маленьких повестей, и «Лимонка в тюрьму» — сборник текстов политзаключенных, который он составил с Э...
  (читать дальше)

В коллективе Центра драматургии и режиссуры произошел раскол
Часть труппы столичного Центра драматургии и режиссуры заявила о недоверии своим худруку и директору, внедрившим новые методы работы. Городские культурные власти в ответ поставили обоим жесткое условие – урегулировать конфликт до конца сезона. Часть коллектива московского Центра драматургии и режиссуры (ЦДР) выразила недоверие своему художественному руководителю Михаилу Угарову и директору Людмил...
  (читать дальше)

В прокат вышел фильм ужасов «Хижина в лесу»
В прокате «Хижина в лесу» — хоррор, который то ли впервые со времен «Крика» и «Ведьмы из Блэр» перезапускает жанр, то ли окончательно его закрывает. Пока сотрудники явно очень секретного центра (Ричард Дженкинс и другие) готовятся к чему-то серьезному и обсуждают конкуренцию с Японией, пятеро студентов отправляются на выходные в загородный дом, удачно изолированный от большого мира: дорогу к нему...
  (читать дальше)

В Москве вручили «Золотые маски»
В Москве прошла церемония вручения наград театрального фестиваля «Золотая маска». Впервые за 8 лет премия вручалась на сцене Большого театра – и принесла большие сюрпризы: в списке лауреатов предпочла мастерам новые имена. Режиссёром церемонии выступила режиссёр Нина Чусова, громко заявившая о себе в начале нулевых, но последние годы работающая в основном в провинции. Театр Чусовой всегда резок ...
  (читать дальше)

«Маппеты»: история, персонажи, выдающиеся эпизоды
В прокат выходит фильм «Маппеты», в котором Лягушонок Кермит, Мисс Пигги, Медведь Фоззи, Гонзо, Животное и другие герои легендарного телешоу объединяются, чтобы спасти свой театр от нефтяного магната. Мир Маппетов населяют безбашенные марионетки из телевизора: преимущественно звери и птицы, но есть и несколько существ, идентификация которых вызывает всеобщее затруднение. Если брать перечисленных...
  (читать дальше)