пятница, 9 декабря 2011 г.

В центре прошла дискуссия на тему «Художник и власть: мир или война» с участием «Синих носов», группы «Война» и художника Хихуса

В центре прошла дискуссия на тему «Художник и власть: мир или война» с участием «Синих носов», группы «Война» и художника ХихусаВ Центре-музее им. Сахарова дискуссией на тему «Художник и власть: мир или война» открылся новый дискуссионный проект «Говорящие головы». В приобретшем неожиданную актуальность разговоре приняли участие художник-комиксист Хихус, арт-группа «Синие носы» и члены московской фракции группы «Война». Лидер последних обратился к собравшимся с экрана в связи с тем, что изучал заявленную тему на практике — отбывал 15 суток за шествие на Чистых прудах.

С экрана в этот вечер говорил не только Верзилов: перед ним Андрей Ерофеев, сам в свое время едва не получивший реальный срок за выставку «Запретное искусство-2006», рассказал о том, что искусство в нашей стране всегда было связано с властью и даже атрибутировалось потом по политическим эпохам — сталинский реализм, хрущевский нонконформизм... Автономия художника, заметил Ерофеев, для отечественного искусства всегда была чаемым, но никогда достижимым идеалом. Специфику нынешнего момента Ерофеев видит в том, что власть не вмешивается в дела творца, но дает ему ясно понять:

задача современного искусства — быть самодостаточной сферой формального творчества, создавать элегантные вещи для удовлетворения спроса, для торговли, а вовсе не говорить на социально-политические темы.

Затем Ерофеев посетовал на слишком серьезное отношение художников к себе, и поностальгировал по временам концептуализма, во время которых художники все-таки сохраняли смеховое, ироничное отношение к власти и идеологии.

В ответ на это экранный Верзилов, уступая в красноречии искусствоведу, сообщил, что именно концептуалисты не выдержали испытания временем, постепенно растратив запас иронии и превратившись в «молодых формалистов». Видимо, следовало понимать, что радикальный акционизм его группы в этом смысле противопоставлен самозамкнутым играм деиронизированных и раздувшихся от собственной важности классиков неофициального искусства.

Первым живым оратором стал художник Александр Шабуров из группы «Синие носы», который отчего-то принялся рассказывать о том, как он два года назад ездил на Селигер; за эту поездку художник был в свое время подвергнут обструкции, по этому поводу даже вышло несколько презрительных статей. Из рассказа Шабурова следовало, что и с другой стороны не все было ладно: вроде как Василий Якеменко в последний момент объявил «синего носа» персоной нон грата и даже не прислал обещанную машину, и «если бы не руководитель комитета Госдумы по культуре, хороший мужик», то художник не получил бы ни пропуска, ни места в палатке. Сообщив нечто сложносочиненное на вопрос о причинах и результатах этой поездки, Шабуров уступил микрофон группе «Война».

Пока господин Шабуров говорил, он постоянно делал руками движение, описанное в знаменитом стихотворении Даниила Хармса «Математик и Андрей Семенович», в котором один из героев достает из головы шар.

«А можно спросить, что за искру вы несете, в чем она заключается?» — неожиданно хриплым голосом спросила Шабурова активистка группы «Война». В ответ тот начал рассуждать о некой заслонке, которая позволяет сохранять здравый смысл перед лицом творящейся действительности. «Вот у нашей группы есть позиция, и ее никак нельзя представить на Селигере. Нет места говеннее, чем Селигер», — взяла микрофон в руки Толокно, сообщившая, что место, где художник представляет себя, для ее группы едва ли не важнее самой работы, в связи с чем нужно задумываться прежде всего о том, с кем выступаешь и где. Таким образом Надежда языком современного искусствоведения изложила первый стих первого псалма Давида: «Блажен муж, иже не иде на совет нечестивых».

Шабуров же отвечал в том духе, что именно сознание художника определяет бытие, а не наоборот, даже когда ты приехал на Селигер. Особенно если ты приехал на Селигер.

Голос Надежды разлетался под сводами Центра-музея Сахарова безо всякого звукоусиления — настолько звонко, что автор этих строк невольно представил себе не заставшую коммунистов Толокно в пионерской форме и с горном.

Далее ведущий, театральный деятель и журналист Михаил Калужский, предложил Надежде перейти от вопросов к утверждениям. «Я никакой не художник. Мы политические деятели, избравшие для себя форму искусства, — охотно откликнулась Толокно. — В условиях, когда СМИ не могут нормально работать и не работают другие каналы передачи информации, форма искусства является единственно возможной».

Из дальнейших объяснений стало ясно, что московская фракция своей основной задачей считает «отставить Путина», чтобы пользоваться благами государства без чувства, что за это пришлось заплатить свободой, и далее заниматься общественной и политической деятельностью — например, бороться за права ЛГБТ-сообщества. При этом в отличие от более радикальной питерской фракции «Войны», приглашенной сокураторствовать на Берлинской биеннале современного искусства, московская часть считает самой важной деятельность внутри России. «Предыдущие ночи мы провели в отделениях полиции, и мы в экстазе: половина ментов называет Путина и его партию жуликами и ворами», — сообщила Надежда.

К реалиям сегодняшнего дня вернул обсуждение взявший слово художник Хихус, задавший вопрос о том, к каким же конкретным действиям могут сейчас призвать люди искусства. Сошлись на том, что выходить на площадь, однако вместо ответа московская «Война» устроила маленькую перепалку на тему, где же именно пройдет «настоящий» митинг протеста. «И чо, мы просто так придем и встанем?» — вопрошал Хихус. «Картинку желаете нарисовать?» — ехидничали в ответ люди Толокно. «Надо быть с людьми, — обозначила свою позицию Надежда. — Не время вые*ываться». «Перевыборы как минимум, как максимум — отставка Путина», — обозначила свою позицию по теме дискуссии группа «Война» и добавила чуть мягче: «Мы выражаем оппозиционный тренд в рамках культуры».

С этих пор дискуссия потекла в заранее обозначенном русле гораздо живее и заодно выплеснулись за пределы президиума, так что камеры едва успевали поворачиваться. В самый разгар дискуссии о том, кто виноват и что теперь делать (вопрос о том, обманули ли общество на выборах, не поднимался — ответ на него подразумевался), московская «Война» внезапно поднялась с мест и покинула зал, сославшись на необходимость присутствовать на оргкомитете митинга за честные выборы.

«Сказать им просто нечего, — довольно злобно напутствовал уходящих Хихус. — Все за них сказал Константин Звездочетов сто лет назад».

В зале меж тем кипело. Студенты Кирилла Серебренникова из школы-студии МХТ признались, что для них молва об их мастере как о ближайшем друге Суркова, периодически организующего масштабные акции на средства, которыми их обеспечивает администрация президента, является их личной болью (при этом сам их мастер отказался от участия, прислав раздраженное письмо с вопросом «Зачем вы пиарите действующую власть?»). Заспорили, означает ли дружба с Сурковым автоматически сотрудничество с властью, возможно ли персонифицировать власть в лице замруководителя главы администрации президента, пробовали разобраться, зачем замруководителя администрации президента вообще дружит с людьми искусства. Плавно переехали на то, может ли художник или артист брать от государства деньги в виде гранта или прямой помощи, а если прямой, то от друга во власти или просто по факту наличия идей. «Художник должен быть просто порядочным человеком», — пыталась эмоционально резюмировать одна зрительница, в ответ на что ее спросили, морально ли переворачивать машины с живыми полицейскими внутри.

И вдруг прозвучали программные заявления. «Я отказался за свой годовой гонорар «расписывать» итоги выборов, просто делать веселое оформление для данных, ни за какую ни партию, — сообщил Хихус и затем высказался по самой сути: —

Художник не должен работать за деньги. Он должен рисовать картинки, чтобы просто не умереть совсем».

«Главное — сохранять в голове те ценности, которые ты представляешь, отгородиться железным занавесом от ужаса, который происходит вокруг», — возразил ему Шабуров.

Закончилась дискуссия, как и всегда в случаях, когда люди с самого начала не очень понимают и никак не могут договориться, о чем же они, собственно, спорят, указанием ведущего на то, что время вышло. Констатировав нешуточный накал, ведущий приглушил свет, и «Синие носы» стали показывать свой видеоарт — на фоне прошедшей дискуссии он выглядел настолько же весело и невинно, насколько таковыми выглядели сами «Синие носы» в сравнении со своими оппонентами. Зрители, проявляя мало интереса к видеоискусству, стали расходиться, вспоминая, как забавно, бесхитростно и даже любовно художник Шабуров говорил о деньгах, сколько пионерского задора было в словах Нади Толокно о том, что ее возбуждает политика, и как забавно выглядела ее перепалка с Хихусом о том, кто лучше знает, где же в субботу будет настоящий митинг — на площади Революции или на Болотной. И, видимо, думая о том, что яснее всего по теме все-таки высказались два сидельца от современного искусства — ходящий под условным сроком Ерофеев и отбывающий свои 15 суток Верзилов — с экрана, в режиме не допускающего возражений монолога.
Оригинальная статья

Поделитесь этой новостью с Вашими друзьями!

Ранее в рубрике "Живопись":

"Благовещение" Чимы да Конельяно вернулось после реставрации в Эрмитаж
Произведение эпохи Возрождения "Благовещение" Джованни Батисты Чимы да Конельяно из коллекции Эрмитажа после длительной реставрации снова выставлено в музее, передает корреспондент РИА Новости. "В результате реставрации работа стала выглядеть ярче и светлее. Картина написана в смешанной технике - темперой и маслом, и изначально художник использовал чистые и светлые тона, что сейчас и стало видно...
  (читать дальше)

Интервью с Людмилой Маркиной, куратором выставки «O dolce Napoli. Неаполь глазами русских и итальянских художников XVIII – первой половины XIX века».
Куратор выставки «O dolce Napoli» Людмила Маркина рассказала «Парку культуры» о том, что связывало русских художников с Неаполем и какой след этот город и Италия в целом оставили в отечественной художественной культуре. В Третьяковке готовят последнее крупное событие из программы Года России – Италии: здесь открывается выставка «O dolce Napoli. Неаполь глазами русских и итальянских художников XVI...
  (читать дальше)

Google отметила логотипом-дудлом день рождения художника Диего Риверы
Крупнейшая интернет-компания Google отметила праздничным логотипом-дудлом 125-летие со дня рождения Диего Риверы (Diego Rivera) - известного мексиканского художника, политика и мужа не менее знаменитой художницы Фриды Кало. Обычный логотип компании на главной странице поисковика google.com в четверг заменен на роспись стены здания в стиле мексиканского мурализма - движения в изобразительном иску...
  (читать дальше)

США отмечают 125-летие художника Диего Риверы выставкой в Нью-Йорке
Выставка неистового мексиканского монументалиста Диего Риверы открылась в Нью-Йоркском музее современного искусства (MoMA) по случаю 125-й годовщины этого яркого художника. Шесть переносных фресок Риверы представлены в зале музея, включая его хрестоматийную работу "Крестьянский лидер Запата". Эти фрески в 1931 году были привезены на нашумевшую персональную выставку мексиканца в Нью-Йоркском муз...
  (читать дальше)

Картина Сюй Бэйхуна ушла с молотка в Пекине за рекордные $42 млн
Картина известного китайского художника Сюй Бэйхуна продана на проходящих в Пекине осенних торгах аукциона Poly за рекордные 266,8 миллиона юаней (42 миллиона долларов), говорится в размещенном на сайте аукционной компании сообщении. Сюй Бэйхун (1895-1953 годы) считается одним из патриархов современной китайской живописи, объединившим национальные художественные традиции с достижениями европейск...
  (читать дальше)

Владимир Путин во время беспорядков поехал в музей
Во время митингов протеста премьер-министр Владимир Путин поехал в музей: в ГМИИ имени Пушкина он насладился творчеством Караваджо, поговорил о будущем музейном квартале в центре Москвы, освобождении необходимых зданий и об опасности коммерциализации. Председатель правительства России Владимир Путин после встречи с активом партии «Единая Россия» посетил Государственный музей изобразительных искус...
  (читать дальше)

Выделенной на преобразование ГМИИ Пушкина суммы должно хватить - Путин
Премьер-министр РФ Владимир Путин считает достаточной сумму в 23 миллиарда рублей, выделенную Государственному музею изобразительных искусств имени Пушкина в Москве на развитие музейного комплекса, строительство новых зданий и реконструкцию старых. Правительство России выделило 23 миллиарда рублей на 2009-2015 годы для мероприятий, связанных с подготовкой и проведением празднования столетия музе...
  (читать дальше)

Пещеру Шове во Франции предложат добавить в список наследия ЮНЕСКО
Французскую пещеру Шове (Grotte Chauvet) с самыми ранними наскальными рисунками, в которой Вернер Херцог снял документальный 3D фильм "Пещера забытых снов", представят экспертам в феврале 2012 года для включения в список всемирного культурного наследия ЮНЕСКО, сообщает издание Le Figaro. В пещере, обнаруженной в 1994 году Жаном-Мари Шове на юге Франции и названной его именем, находятся около тре...
  (читать дальше)

Время для инвестиций в русское искусство уже прошло, считают эксперты
Рынок русского искусства перегрет, и инвестировать в него на пике цен нецелесообразно, считает директор по информационной политике и связям с общественностью Альфа-банка Леонид Игнат. Закончившаяся на прошлой неделе серия лондонских торгов русским искусством подтвердила устоявшуюся тенденцию: переплачивать за посредственные вещи российский коллекционер не станет, цены и так высоки, но и шедевр н...
  (читать дальше)
Выставка Ай Вэйвэя в Мультимедиа Арт Музее
К финалу «Фотобиеннале-2012» Мультимедиа Арт Музей приберег фотовыставку Ай Вэйвэя, одного из самых известных в мире китайских художников, – 220 фотографий, сделанные им в 1983–1993 годах во время жизни в Нью-Йорке. Строго говоря, Ай Вэйвэй не фотограф, хотя в 1970-х и учился в Пекинской киношколе вместе будущими звездами китайской волны 1990-х Чен Кайге и Чжан Имоу – их тоже можно увидеть на нью...
  (читать дальше)

«Свидание» Юсупа Бахшиева вышло в прокат
В прокат выходит «Свидание» – нескладная, но любовно сделанная алкогольно-романтическая комедия по мотивам старого фильма с Уиллисом и Бессинджер. Главный герой Дима (вокалист группы Uma2rmaH Владимир Кристовский) – ожившее объявление из рубрики знакомств. Перспективный молодой нейрохирург, аккуратная геологическая борода, в которой как бы кроется обязательность, не женат, не встречается, с ж/п,...
  (читать дальше)

Каннский кинофестиваль объявил программу основного конкурса 2012 года
65-й Каннский кинофестиваль объявил программу. Фильмом открытия станет «Королевство полной луны» Уэса Андерсона, а закрытия — экранизация Франсуа Мориака «Тереза Дескейру» недавно скончавшегося Клода Миллера. Россию в конкурсе представит Сергей Лозница. Каннский фестиваль пристрастен и верен своим героям. В этом году это правило получило очередное подтверждение: в одном списке оказались самые гро...
  (читать дальше)

В ГМИИ им. Пушкина открылась выставка «Портреты коллекционеров»
Лучшие образцы русского и европейского искусства из собраний Ильи Глазунова и Петра Авена в ГМИИ: сезон мероприятий к столетнему юбилею музея Пушкина открывает выставка «Портреты коллекционеров». Экспозицию «Портреты коллекционеров», на днях открывшуюся в отделе личных коллекций ГМИИ им. Пушкина, смело можно назвать обязательной для просмотра: здесь можно увидеть шедевры, обычно широкой публике н...
  (читать дальше)

Интервью с генеральным секретарем «DOCOMOMO-Россия» Анной Броновицкой
Генеральный секретарь российского отделения международной организации по охране архитектурных памятников DOCOMOMO Анна Броновицкая рассказала «Газете.Ru» о том, что происходит с павильонами ВВЦ, почему не реставрируются Дом Наркомфина и о том, чего добилась ее организация за год своей работы. В Международный день памятников, отмечавшийся в среду, год своей деятельности отметила российская секция ...
  (читать дальше)

Интервью Захара Прилепина
Захар Прилепин рассказал «Газете.Ru» о новой книге «Восьмерка», о превращениях героев его «Саньки» в эпоху Болотной и революции и о том, как может помочь русскому писателю слаборазвитая фантазия. За последний месяц у Захара Прилепина вышли две книги: его собственная книга «Восьмерка», состоящая из маленьких повестей, и «Лимонка в тюрьму» — сборник текстов политзаключенных, который он составил с Э...
  (читать дальше)

В коллективе Центра драматургии и режиссуры произошел раскол
Часть труппы столичного Центра драматургии и режиссуры заявила о недоверии своим худруку и директору, внедрившим новые методы работы. Городские культурные власти в ответ поставили обоим жесткое условие – урегулировать конфликт до конца сезона. Часть коллектива московского Центра драматургии и режиссуры (ЦДР) выразила недоверие своему художественному руководителю Михаилу Угарову и директору Людмил...
  (читать дальше)

В прокат вышел фильм ужасов «Хижина в лесу»
В прокате «Хижина в лесу» — хоррор, который то ли впервые со времен «Крика» и «Ведьмы из Блэр» перезапускает жанр, то ли окончательно его закрывает. Пока сотрудники явно очень секретного центра (Ричард Дженкинс и другие) готовятся к чему-то серьезному и обсуждают конкуренцию с Японией, пятеро студентов отправляются на выходные в загородный дом, удачно изолированный от большого мира: дорогу к нему...
  (читать дальше)

В Москве вручили «Золотые маски»
В Москве прошла церемония вручения наград театрального фестиваля «Золотая маска». Впервые за 8 лет премия вручалась на сцене Большого театра – и принесла большие сюрпризы: в списке лауреатов предпочла мастерам новые имена. Режиссёром церемонии выступила режиссёр Нина Чусова, громко заявившая о себе в начале нулевых, но последние годы работающая в основном в провинции. Театр Чусовой всегда резок ...
  (читать дальше)

«Маппеты»: история, персонажи, выдающиеся эпизоды
В прокат выходит фильм «Маппеты», в котором Лягушонок Кермит, Мисс Пигги, Медведь Фоззи, Гонзо, Животное и другие герои легендарного телешоу объединяются, чтобы спасти свой театр от нефтяного магната. Мир Маппетов населяют безбашенные марионетки из телевизора: преимущественно звери и птицы, но есть и несколько существ, идентификация которых вызывает всеобщее затруднение. Если брать перечисленных...
  (читать дальше)