пятница, 23 декабря 2011 г.

В Театре наций сыграли "Фрекен Жюли"

Сцена из спектакля "Фрекен Жюли" в Театре Наций

Ольга Галахова, театральный критик, главный редактор газеты "Дом актера" специально для РИА Новости.

В новом здании старого Театра Наций состоялась впечатляющая премьера первого спектакля. На постановку был приглашен один из самых известных молодых немецких режиссеров, руководитель знаменитого берлинского театра "Шаубюне" Томас Остермайер.

Режиссер предложил для постановки пьесу Стриндберга "Фрекен Жюли", но Евгений Миронов, прочтя текст, не почувствовал пьесу шведского классика своей, и не увидел себя в роли слуги Жана. Тогда к проекту привлекли драматурга Михаила Дурненкова, который написал новую версию, сделал сценическую адаптацию, перенеся события в наши дни.

Место действия – не графская усадьба, а дом богатого человека, в прошлом военного, так что фрекен Жюли получилась генеральской дочкой. Время действие пьесы Стриндберга – ночь накануне Ивана Купалы, когда исчезают сословные различия, – Михаил Дурненков перенес в ночь новогоднюю. Жан в спектакле – не лакей в ливрее, а водитель богатого хозяина. Кристина – не кухарка, но близко к тому: домработница, которая готовит и убирает. Современную сценическую версию великой классической пьесы исполняет трио актеров: Чулпан Хаматова, Евгений Миронов и Юлия Пересильд.

Какой этот дом, в котором за одну ночь происходит стремительно столько драматических событий? Кухня нового истеблишмента оформлена в современном стиле модерн. Длинный стол с мойкой, плитой, разделочной поверхностью водружен в центре сцены. Сам многоквартирный дом, особняк или коттедж спрятан за черным бархатом занавеса, на фоне которого идет рождественский снег, валит и валит мягкими хлопьями весь спектакль. Это создает какой-то особый визуальный эффект: кажется, сама картинка спектакля дрожит, лишается устойчивых очертаний (сценография – Ян Паппельбаум).

Кристина (Юлия Пересильд) приступает к процессу приготовления пищи для собачки хозяйки. Видеопроекция дает на экран подробно то, как она разделывает курицу. Вот отрублены лапки, вот вынуты потроха и брошены на сковородку. Вот рука Кристины залезла внутрь тушки и посолила курицу. Такой подробный натурализм пролога дан крупным планом и настраивает на то, что перед зрителем развернется драма во всей ее жесткости (видео – СебАстьян Дюпуэ).

Здание с историей для Театра Наций. Фотолента>>

Слуги в этом доме знают свое место: и Кристина, и Жан. Первая, поднимаясь на воображаемый этаж к хозяину, не стремится расстаться со своим низшим социальным этажом. Ей нужно только выйти замуж за Жана, и она будет удовлетворена. Поначалу и Жан Евгения Миронова выглядит самодовольным шофером, который довольствуется малыми привилегиями: в частности, предпочитает пиву вино, взятое из богатых генеральских запасов. Плебс вполне невинно копирует жизнь хозяев жизни на уровне сферы потребления. Эта пара смогла бы вполне так прожить всю жизнь. Коротали бы так время на кухне: он бы снисходительно учил жизни свою ограниченную и недалекую спутницу, которая смотрела бы на него с нескрываемым восхищением. Все были бы довольны спокойной сытостью и тепленьким местечком. Юлия Пересильд играет точно, выразительно эту Кристину, жизнь которой укладывается в дорогу от магазина к дому хозяина.

Но в жизнь первого этажа входит Жюли. В спектакле Чулпан Хаматова заглядывает к обслуге, оставляя на время своих гостей, занятых дискотечной радостью. Она зовет водителя Жана танцевать. С этого момента в жизнь Жана вторгается женщина, которая угрожает его мирному существованию, ординарному небытию.

Евгений Миронов, герои которого, как правило, наделены обаянием – наивным восприятием мира, способностью по-детски удивляться этому самому миру – на этот раз решительно отказывает своему герою в малейшей симпатии. Я не знаю, как, но актер какими-то неуловимыми штрихами схватывает сразу узнаваемый типаж водилы: не таксист, и уж, конечно, не шофер грузовика. Это такой офисный водитель – в белой рубашечке, скромненький по виду. Все его представления о жизни укладываются в зеркальце заднего вида. Он привык не смотреть, а подглядывать, в состав крови вошло бояться и маскировать свой страх хозяина суетливой услужливостью. Разбухает от собственного меленького достоинства он только с Кристиной.

Сценический дуэт Чулпан Хаматовой и Евгения Миронова в этом спектакле – мощный актерский драйв. Их игра богата и взрывами эмоций, и безупречно точными реакциями, и уместным, корректным юмором, и способностью держать паузу, уметь играть не только словами, но и тем, что между строк.

Та психологическая борьба, которая случится между ними, есть не только война полов, но еще и через взаимные оскорбления и унижения у обоих актеров проскальзывает в игре, что каждый борется с самим собою, с собственными клише и табу, зарытыми в сознании. В этом смысле ее опыт – умершая мать, которая ненавидела отца, заразила дочь ненавистью и недоверием к миру, а его опыт – детская любовь к богатой девочке, которая обнаружила всю пропасть социальной дистанции и навсегда уложила жизнь в формат обслуги.

Зимние премьеры театральной Москвы. Инфографика>>

И вот между ними случается близость в новогоднюю ночь, которая не только не делает их ближе, но превращает время до рассвета в изощренные истязания друг друга.

Накачавшись спиртным, элегантно покачиваясь на высоченных каблуках, она соблазняет Жана, который берет большой реванш в своей маленькой жизни. За потерей девственности со слугой в ней просыпается отвращение к нему, к себе. И чем больше неумело хочет успокоить Жюли Жан, тем отчетливее видно, что они принадлежат разным мирам: она готова выскочить из сытого мира, он же готов утвердиться в мире благополучия. Однако недолго хватает Жана на заботу и уговоры. Он как-то комично и вместе с тем отвратительно взрывается, превращая Жюли в шлюшку, достойную пощечин. Она взывает его проявить собственную сущность.

Останавливая возню на полу, Жюли приставляет шпильку каблука к его лицу. Кажется, она проткнет ему голову. Он бросает ей деньги за проведенную ночь – плебей вошел в раж. Она угрожает ему шантажом – ты меня изнасиловал.

Наступает неустойчивое примирение. Она взламывает сейф отца, чтобы бежать с Жаном. Чулпан Хаматова появляется в дорожном костюме с сумочкой, в которой оказывается ее любимая собачка – живой пекинес. Он выхватывает собачку, уносит и разделывает ножом. К пятнам вина на беленькой рубашке добавляются капли крови от собачки.

Сюрпризы для Жана не заканчиваются. В сумочке еще и пистолет. Этот калейдоскоп событий трагикомичен. Они оба выглядит и смешными, и жалкими. Пистолет не выстрелит. Ее попытка самоубийства не случится. На мобильный телефон позвонит хозяин, и Жан, сложившись в позу обсуживающего персонала, исчезнет в снежной метели, оставив Жюли саму решать – жить ей или нет. Он-то точно будет жить, другой вопрос – как.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции

Чтобы разместить ссылку на этот материал, скопируйте данный код в свой блог.

18:1723/12/2011В новом здании старого Театра Наций состоялась впечатляющая премьера первого спектакля. На постановку был приглашен один из самых известных молодых немецких режиссеров, руководитель знаменитого берлинского театра "Шаубюне" Томас Остермайер.>>

Все поля обязательны для заполнения!

Комментарий отправлен и будет открыт после премодерации.

Посмотрите, что еще обсуждают >>

Поля, помеченные звездочкой (*) обязательны для заполнения

Оригинальная статья

Поделитесь этой новостью с Вашими друзьями!

Ранее в рубрике "Театр":

Режиссера Петра Фоменко выписали из больницы после обследования
Режиссер театра и кино Петр Фоменко, который проходил плановое обследование в отделении кардиологии НИИ имени Мясникова, выписан из больницы в четверг днем, сообщил РИА Новости источник в медицинских кругах. "После обследования и курса лечения режиссера выписали из больницы",- сказал собеседник агентства. Петр Фоменко родился в Москве 13 июля 1932 года. Окончил музыкально-педагогический институ...
  (читать дальше)

МВД РФ опровергло сведения о проверке романа Акунина на экстремизм
МВД РФ опровергает распространенную писателем Борисом Акуниным информацию о том, что его роман "Весь мир театр" проверяют на экстремизм, сообщил в пятницу РИА Новости представитель главка по противодействию экстремизму МВД России. Акунин в своем блоге написал, что недавно в издательство "Захаров" пришли правоохранители с намерением "проверять на экстремизм злосчастный роман "Весь мир театр". "Те...
  (читать дальше)

Аттестация актеров будет главным фактором реализации реформы в театрах
Одним из ключевых факторов реализации Концепции долгосрочного развития театрального дела в РФ на период до 2020 года, принятой в июне 2011 года, станет возрождение существовавшей в советское время аттестации актеров, заявил журналистам в пятницу замминистра культуры Алексей Шалашов, подводя итоги заседания министерской коллегии. "На сегодня, в соответствии с поручениями, которые были даны по рез...
  (читать дальше)

Юлий Ким: свобода творчества сейчас почти стопроцентная
Отмечающий в пятницу 75-летие поэт и композитор, драматург и бард, участник диссидентского движения Юлий Ким сбежал от празднования юбилея в Израиль, пообещав выступить в столице в январе, и считает одним из достоинств России гласность и творческую свободу. Беседовала Бова Городовикова. - Юлий Черсанович, почему вы все-таки решили не отмечать юбилей? - Я вообще не любитель такого рода праздников...
  (читать дальше)

Рождественские забавы пушкинских времен ждут гостей "Михайловского"
Театрализованную программу с развлечениями пушкинского времени подготовили для посетителей сотрудники музея-заповедника "Михайловское" Псковской области на новогодние и рождественские праздники, сообщила в четверг РИА Новости пресс-секретарь заповедника Лидия Токарева. "Мероприятие рассчитано на группу от 10 до 40 человек разных возрастов. Для тех, кто прибыл индивидуально, будет организована сп...
  (читать дальше)

Алексей Бородин: молодость театра не определяется возрастом
В преддверии 90-летнего юбилея столичного Российского академического Молодежного театра художественный руководитель РАМТа, режиссер, народный артист РФ Алексей Бородин рассказал РИА Новости, как провоцировать творческую атмосферу и что талант – это подробность. Беседовала Наталия Курова. - РАМТ – театр с богатой историей, здесь работали такие выдающиеся мастера, как Мария Кнебель, Анатолий Эфрос,...
  (читать дальше)

Власти Москвы подготовили на праздники "антидиванную" программу
Департамент культуры Москвы подготовил максимально разнообразную программу отдыха и развлечений для гостей Первопрестольной и жителей столицы, которые остаются в городе на новогодние каникулы, сообщает корреспондент РИА Новости, ознакомившись с планами властей Москвы. "Антидиванная" кампания "В преддверии каникул все школьники Москвы принесут домой программу "50 поводов, чтобы выйти из дома", в...
  (читать дальше)

В Театре наций играют первую премьеру - «Фрекен Жюли» в постановке Томаса Остермайера
21 декабря Театр наций сыграет свою первую премьеру в новом здании – спектакль «Фрекен Жюли», поставленный одним из главных режиссеров Германии Томасом Остермайером с Чулпан Хаматовой и Евгением Мироновым в главных ролях. В начале нынешнего театрального сезона завершилась многолетняя реконструкция здания Театра наций. Старинный особняк в Петровском переулке с большой театральной историей – в нем ...
  (читать дальше)

Начо Дуато представил детям свой балет "Спящая красавица"
Более 600 детей, нуждающиеся в благотворительной помощи, приехали со всей России во вторник в Михайловский театр на третье представление балета "Спящая красавица" в постановке Начо Дуато, сообщает корреспондент РИА Новости. Организатором и спонсором мероприятия выступила компания Walt Disney. Наблюдать за происходящим на сцене можно было также в режиме on-line трансляции. Ее в виде эксперимента...
  (читать дальше)
Выставка Ай Вэйвэя в Мультимедиа Арт Музее
К финалу «Фотобиеннале-2012» Мультимедиа Арт Музей приберег фотовыставку Ай Вэйвэя, одного из самых известных в мире китайских художников, – 220 фотографий, сделанные им в 1983–1993 годах во время жизни в Нью-Йорке. Строго говоря, Ай Вэйвэй не фотограф, хотя в 1970-х и учился в Пекинской киношколе вместе будущими звездами китайской волны 1990-х Чен Кайге и Чжан Имоу – их тоже можно увидеть на нью...
  (читать дальше)

«Свидание» Юсупа Бахшиева вышло в прокат
В прокат выходит «Свидание» – нескладная, но любовно сделанная алкогольно-романтическая комедия по мотивам старого фильма с Уиллисом и Бессинджер. Главный герой Дима (вокалист группы Uma2rmaH Владимир Кристовский) – ожившее объявление из рубрики знакомств. Перспективный молодой нейрохирург, аккуратная геологическая борода, в которой как бы кроется обязательность, не женат, не встречается, с ж/п,...
  (читать дальше)

Каннский кинофестиваль объявил программу основного конкурса 2012 года
65-й Каннский кинофестиваль объявил программу. Фильмом открытия станет «Королевство полной луны» Уэса Андерсона, а закрытия — экранизация Франсуа Мориака «Тереза Дескейру» недавно скончавшегося Клода Миллера. Россию в конкурсе представит Сергей Лозница. Каннский фестиваль пристрастен и верен своим героям. В этом году это правило получило очередное подтверждение: в одном списке оказались самые гро...
  (читать дальше)

В ГМИИ им. Пушкина открылась выставка «Портреты коллекционеров»
Лучшие образцы русского и европейского искусства из собраний Ильи Глазунова и Петра Авена в ГМИИ: сезон мероприятий к столетнему юбилею музея Пушкина открывает выставка «Портреты коллекционеров». Экспозицию «Портреты коллекционеров», на днях открывшуюся в отделе личных коллекций ГМИИ им. Пушкина, смело можно назвать обязательной для просмотра: здесь можно увидеть шедевры, обычно широкой публике н...
  (читать дальше)

Интервью с генеральным секретарем «DOCOMOMO-Россия» Анной Броновицкой
Генеральный секретарь российского отделения международной организации по охране архитектурных памятников DOCOMOMO Анна Броновицкая рассказала «Газете.Ru» о том, что происходит с павильонами ВВЦ, почему не реставрируются Дом Наркомфина и о том, чего добилась ее организация за год своей работы. В Международный день памятников, отмечавшийся в среду, год своей деятельности отметила российская секция ...
  (читать дальше)

Интервью Захара Прилепина
Захар Прилепин рассказал «Газете.Ru» о новой книге «Восьмерка», о превращениях героев его «Саньки» в эпоху Болотной и революции и о том, как может помочь русскому писателю слаборазвитая фантазия. За последний месяц у Захара Прилепина вышли две книги: его собственная книга «Восьмерка», состоящая из маленьких повестей, и «Лимонка в тюрьму» — сборник текстов политзаключенных, который он составил с Э...
  (читать дальше)

В коллективе Центра драматургии и режиссуры произошел раскол
Часть труппы столичного Центра драматургии и режиссуры заявила о недоверии своим худруку и директору, внедрившим новые методы работы. Городские культурные власти в ответ поставили обоим жесткое условие – урегулировать конфликт до конца сезона. Часть коллектива московского Центра драматургии и режиссуры (ЦДР) выразила недоверие своему художественному руководителю Михаилу Угарову и директору Людмил...
  (читать дальше)

В прокат вышел фильм ужасов «Хижина в лесу»
В прокате «Хижина в лесу» — хоррор, который то ли впервые со времен «Крика» и «Ведьмы из Блэр» перезапускает жанр, то ли окончательно его закрывает. Пока сотрудники явно очень секретного центра (Ричард Дженкинс и другие) готовятся к чему-то серьезному и обсуждают конкуренцию с Японией, пятеро студентов отправляются на выходные в загородный дом, удачно изолированный от большого мира: дорогу к нему...
  (читать дальше)

В Москве вручили «Золотые маски»
В Москве прошла церемония вручения наград театрального фестиваля «Золотая маска». Впервые за 8 лет премия вручалась на сцене Большого театра – и принесла большие сюрпризы: в списке лауреатов предпочла мастерам новые имена. Режиссёром церемонии выступила режиссёр Нина Чусова, громко заявившая о себе в начале нулевых, но последние годы работающая в основном в провинции. Театр Чусовой всегда резок ...
  (читать дальше)

«Маппеты»: история, персонажи, выдающиеся эпизоды
В прокат выходит фильм «Маппеты», в котором Лягушонок Кермит, Мисс Пигги, Медведь Фоззи, Гонзо, Животное и другие герои легендарного телешоу объединяются, чтобы спасти свой театр от нефтяного магната. Мир Маппетов населяют безбашенные марионетки из телевизора: преимущественно звери и птицы, но есть и несколько существ, идентификация которых вызывает всеобщее затруднение. Если брать перечисленных...
  (читать дальше)