среда, 21 декабря 2011 г.

В Театре наций играют первую премьеру - «Фрекен Жюли» в постановке Томаса Остермайера

В Театре наций играют первую премьеру - «Фрекен Жюли» в постановке Томаса Остермайера21 декабря Театр наций сыграет свою первую премьеру в новом здании – спектакль «Фрекен Жюли», поставленный одним из главных режиссеров Германии Томасом Остермайером с Чулпан Хаматовой и Евгением Мироновым в главных ролях.

В начале нынешнего театрального сезона завершилась многолетняя реконструкция здания Театра наций. Старинный особняк в Петровском переулке с большой театральной историей – в нем на рубеже XIX-XX веков располагался Театр Корша – реконструировался под руководством знаменитого театрального художника Александра Боровского. В его задачу входило соединение сверхсовременных внутренностей театра с его историческим обликом; в результате Театр наций превратился в универсальную площадку, оборудованная по последнему слову техники. И неспроста - основным профилем театра станет фестивальная деятельность, приглашение ведущих мировых коллективов, современных европейских спектаклей, подчас очень сложные в техническом исполнении.

У Театра не будет собственной труппы, но в нем будут создаваться и собственные проекты.


«Фрекен Жюли» – первый спектакль, премьера которого состоится на обновленной сцене Театра наций. Проект, проанонсированный еще в начале сезона, создал интригу в столичном театральном сообществе. Во-первых, это первая работа в России известного немецкого режиссера Томаса Остермайера. Художественный руководитель Театра наций Евгений Миронов не раз говорил о своем желании привлекать к работе в театре режиссеров первой мировой «десятки» – таких, например, как Роберт Уилсон или Робер Лепаж. Первые шаги на этом пути были сделаны в предыдущие сезоны, когда театр работал на чужих площадках – рижанин Алвис Херманис выпустил спектакль «Рассказы Шукшина», а Эймунтас Някрошюс поставил с русскими артистами «Калигулу» по пьесе Альбера Камю. С Томасом Остермайером руководство театра вело переговоры около двух лет: знаменитый немец ссылался на высокую занятость, но все-таки ударили по рукам.

Остермайер – одна из ключевых фигур современного европейского театра.

Свою славу он начал зарабатывать, сотрудничая со студией «Барак», которая работала при Немецком театре. В 1999 году 30-летний Остермайер возглавил один из ведущих берлинских театров «Шаубюне», и за 10 лет своего руководства превратил его в самый актуальный немецкий театр, особой чертой которого стала активная социальная позиция. В драматургическом выборе Остермайера можно найти закономерность – в череде его любимых авторов представители «новой драмы» рубежа XIX-XX веков соседствуют с нашими современниками: постановки по пьесам Ибсена, Гауптмана, Метерлинка, Ведекинда соседствуют в его биографии со спектаклями по пьесам Марка Равенхилла, Сары Кейн и Алексея Шипенко.

Впрочем, режиссер обращался и к самой классической классике – на его счету несколько шекспировских постановок, однако в театре Остермайера «старый» текст всегда подвергается адаптации; эта операция, по словам самого режиссера – необходимое условие для того, чтобы театр не превратился в музей.

По убеждению режиссера, классическое название в афише не должно успокаивать зрителя, не должно дарить ему гарантию его безопасности, того, что спектакль станет формой приятного расслабленного досуга.


Над адаптациями в «Шаубюне» работает известный немецкий драматург Мариус фон Майебург, постоянный соавтор Остермайера, переписывающий тексты классиков современным языком. Несколько лет назад в Москву на фестиваль NET привозили спектакль «Нора» по пьесе Ибсена «Кукольный дом». В версии Остермайера и Майенбурга герои Ибсена не только говорили современным языком, но и жили в бытовых реалиях конца ХХ века. Однако одним временным переносом дело не ограничилось - за внешними изменениями влекли за собой и внутренние – в мотивировках, поступках. В результате Нора не просто покидала дом своего супруга, но и стреляла в него из пистолета, отменяя вариативное будущее, сквозящее в пьесе.

В случае с «Фрекен Жюли» Остермайер пошел по сходному пути – решив перенести героев Стриндберга в современную Россиию, он позвал драматурга Михаила Дурненкова, адаптировавшего текст 1888 года к современной урбанистической лексике.

При этом, по признанию режиссера, он не сторонник перенасыщения театральной речи уличным сленгом, изгнания из нее поэзии.

Сюжет пьесы, признанной в свое время слишком смелой, натуралистической и сексуальной, строится на социальных и половых противоречиях: молодая аристократка Жюли вступала в связь с отцовским лакеем Жаном; ее разрывало от страха, желания, брезгливости и сладострастия. Так и не найдя выхода, Жюли решалась на самоубийство. Неравенство в пьесе Стриндберга дополнена темой социального сдвига – вырождения старой аристократии, наступления плебеев. Можно предположить, что в спектакле Остермайера, сориентированного на современную российскую реальность, неравенство героев будет лишено подобного подтекста, их социальное противоречие будет построено на чисто финансовом аспекте. Жюли уже не аристократка, цепляющаюся за генеалогическое древо, у новой российской аристократии нет биографии, их социальное положение не проверено веками, оно – результат исторических катаклизмов 90-х годов. Для Остермайера, режиссера, внимательного к социальным противоречиям, российская действительность с ее чудовищным расслоением на новое малочисленное сословие очень богатых и массу бедных, наверняка, представляет благодарную почву для своего высказывания – художественного и идеологического.

Остермайер создает этот спектакль со своей постоянной командой – сценографом Яном Паппельбаумом и художником по костюмам Габриэле Ферингер. Мир спектакля будет насыщен предметами, на первый взгляд, бытовыми, но которые, попадая в небытовое пространство, начинают выполнять роль символа.

В начале на экране долго потрошат курицу – будничный процесс, показанный в театре крупным планом, становится камертоном спектакля, задавая жесткость и трагическое предчувствие финала еще в прелюдии.

«Фрекен Жюли» интересен еще и тем, что немецкий режиссер, работающий с ведущими мировыми артистами, с российскими актерами ставит впервые – дуэт Евгения Миронова и Чулпан Хаматовой (уже игравших вместе на «Рассказах Шукшина» у Херманиса) во «Фрекен Жюли», истории жестокого соперничества женщины и мужчины, должен достигнуть небывалого накала. Невесту Жана, служанку Кристину играет Юлия Пересильд – недавняя выпускница ГИТИСа, за несколько сезонов превратившаяся из яркой дебютантки в одну из ведущих молодых актрис Москвы.
Оригинальная статья

Поделитесь этой новостью с Вашими друзьями!

Ранее в рубрике "Театр":

Начо Дуато представил детям свой балет "Спящая красавица"
Более 600 детей, нуждающиеся в благотворительной помощи, приехали со всей России во вторник в Михайловский театр на третье представление балета "Спящая красавица" в постановке Начо Дуато, сообщает корреспондент РИА Новости. Организатором и спонсором мероприятия выступила компания Walt Disney. Наблюдать за происходящим на сцене можно было также в режиме on-line трансляции. Ее в виде эксперимента...
  (читать дальше)

Театр на Таганке опровергает заявление властей о конфликте в труппе
Руководство Театра на Таганке в письме-опровержении заявления главы департамента культуры Москвы Сергея Капкова о конфликтной ситуации в труппе, утверждает, что конфликта нет, а спектакли Юрия Любимова "Замок" и "Сказки" сняты из репертуара по технической необходимости. Как сказал ранее РИА Новости Капков, в Театре на Таганке назревает новый театральный конфликт между частью труппы, которая подд...
  (читать дальше)

Актер Михаил Державин госпитализирован из-за проблем с желудком
Актер Московского академического театра Сатиры, народный артист РСФСР Михаил Державин госпитализирован в отделение хирургии из-за проблем с желудком, его состояние врачи оценивают как средней тяжести, сообщил РИА Новости во вторник источник в медицинских кругах столицы. "Вчера Державина на скорой доставили в больницу №31 из-за проблем с желудком, но состояние у него не тяжелое", - сказал собесед...
  (читать дальше)

Режиссер Паоло Ланди: я еще не имею права ставить русскую классику
Итальянский режиссер Паоло Эмилио Ланди, который поставил первый после ухода Юрия Любимова спектакль в театре на Таганке "Венецианские близнецы", в преддверии премьеры рассказал РИА Новости, что русский выучил сам, но наших классиков еще ставить боится, таганская труппа особенная, но и комедия выбрана непростая, и что главное в спектакле – легкость. Беседовала Наталия Курова. - Корр.: Сегодня пье...
  (читать дальше)

Федерация еврейских общин назвала главные культурные события года
Главным культурным событием года по версии Федерации еврейских общин России (ФЕОР) стало открытие памятников поэту Иосифу Бродскому и писателю-прозаику Исааку Бабелю работы известного российского скульптора Георгия Франгуляна, передает корреспондент РИА Новости. Церемония награждения лауреатов премии ФЕОР "Человек года-2011" состоялась в понедельник вечером в Государственном Кремлевском дворце, ...
  (читать дальше)

Балетная премия Benois de la Danse объявила членов жюри
Жюри фестиваля Benois de la Danse, отмечающего 20-летие, по-прежнему возглавит Юрий Григорович, среди экспертов также Джон Ноймайер, Алтынай Асылмуратова, Лоран Илер и другие, сообщила на пресс-конференции в понедельник арт-директор приза Надежда Кудрявцева-Лури. "Каждый год состав жюри меняется, неизменен только председатель - Юрий Григорович, возглавляющий Международный союз деятелей хореограф...
  (читать дальше)

Медведев наградил Льва Дурова орденом "За заслуги перед Отечеством"
Президент России Дмитрий Медведев наградил актера Театра на Малой Бронной Льва Дурова орденом "За заслуги перед Отчеством" III степени за развитие отечественного театрального и кинематографического искусства, многолетнюю творческую деятельность. Соответствующий указ размещен в понедельник на портале государственной системы правовой информации. В пятницу Дурову исполнится 80 лет. С 1967 года он и...
  (читать дальше)

Актриса Юганова подала иск о компенсации 1 млн руб к газете "Жизнь"
Актриса театра "Ленком" Алла Юганова подала к газете "Жизнь" иск о защите чести, достоинства и деловой репутации и взыскании компенсации морального вреда в размере одного миллиона рублей, сообщил агентству РАПСИ/rapsinews.ru адвокат истицы Игорь Симонов. Поводом для судебного спора послужила публикация в 21-м номере газеты "Жизнь" от 25-31 мая 2011 года статьи под названием: "Греховные страсти Д...
  (читать дальше)

Собянин поздравил с днем рождения худрука "Современника" Галину Волчек
Мэр Москвы Сергей Собянин поздравил с днем рождения народную артистку СССР и художественного руководителя театра "Современник" Галину Волчек, сообщает в понедельник сайт правительства столицы. "Вы по праву и таланту принадлежите к плеяде больших мастеров режиссуры, вносите значительный вклад в развитие российского театрального искусства. Особенно дороги жителям столицы московские страницы вашего...
  (читать дальше)
Выставка Ай Вэйвэя в Мультимедиа Арт Музее
К финалу «Фотобиеннале-2012» Мультимедиа Арт Музей приберег фотовыставку Ай Вэйвэя, одного из самых известных в мире китайских художников, – 220 фотографий, сделанные им в 1983–1993 годах во время жизни в Нью-Йорке. Строго говоря, Ай Вэйвэй не фотограф, хотя в 1970-х и учился в Пекинской киношколе вместе будущими звездами китайской волны 1990-х Чен Кайге и Чжан Имоу – их тоже можно увидеть на нью...
  (читать дальше)

«Свидание» Юсупа Бахшиева вышло в прокат
В прокат выходит «Свидание» – нескладная, но любовно сделанная алкогольно-романтическая комедия по мотивам старого фильма с Уиллисом и Бессинджер. Главный герой Дима (вокалист группы Uma2rmaH Владимир Кристовский) – ожившее объявление из рубрики знакомств. Перспективный молодой нейрохирург, аккуратная геологическая борода, в которой как бы кроется обязательность, не женат, не встречается, с ж/п,...
  (читать дальше)

Каннский кинофестиваль объявил программу основного конкурса 2012 года
65-й Каннский кинофестиваль объявил программу. Фильмом открытия станет «Королевство полной луны» Уэса Андерсона, а закрытия — экранизация Франсуа Мориака «Тереза Дескейру» недавно скончавшегося Клода Миллера. Россию в конкурсе представит Сергей Лозница. Каннский фестиваль пристрастен и верен своим героям. В этом году это правило получило очередное подтверждение: в одном списке оказались самые гро...
  (читать дальше)

В ГМИИ им. Пушкина открылась выставка «Портреты коллекционеров»
Лучшие образцы русского и европейского искусства из собраний Ильи Глазунова и Петра Авена в ГМИИ: сезон мероприятий к столетнему юбилею музея Пушкина открывает выставка «Портреты коллекционеров». Экспозицию «Портреты коллекционеров», на днях открывшуюся в отделе личных коллекций ГМИИ им. Пушкина, смело можно назвать обязательной для просмотра: здесь можно увидеть шедевры, обычно широкой публике н...
  (читать дальше)

Интервью с генеральным секретарем «DOCOMOMO-Россия» Анной Броновицкой
Генеральный секретарь российского отделения международной организации по охране архитектурных памятников DOCOMOMO Анна Броновицкая рассказала «Газете.Ru» о том, что происходит с павильонами ВВЦ, почему не реставрируются Дом Наркомфина и о том, чего добилась ее организация за год своей работы. В Международный день памятников, отмечавшийся в среду, год своей деятельности отметила российская секция ...
  (читать дальше)

Интервью Захара Прилепина
Захар Прилепин рассказал «Газете.Ru» о новой книге «Восьмерка», о превращениях героев его «Саньки» в эпоху Болотной и революции и о том, как может помочь русскому писателю слаборазвитая фантазия. За последний месяц у Захара Прилепина вышли две книги: его собственная книга «Восьмерка», состоящая из маленьких повестей, и «Лимонка в тюрьму» — сборник текстов политзаключенных, который он составил с Э...
  (читать дальше)

В коллективе Центра драматургии и режиссуры произошел раскол
Часть труппы столичного Центра драматургии и режиссуры заявила о недоверии своим худруку и директору, внедрившим новые методы работы. Городские культурные власти в ответ поставили обоим жесткое условие – урегулировать конфликт до конца сезона. Часть коллектива московского Центра драматургии и режиссуры (ЦДР) выразила недоверие своему художественному руководителю Михаилу Угарову и директору Людмил...
  (читать дальше)

В прокат вышел фильм ужасов «Хижина в лесу»
В прокате «Хижина в лесу» — хоррор, который то ли впервые со времен «Крика» и «Ведьмы из Блэр» перезапускает жанр, то ли окончательно его закрывает. Пока сотрудники явно очень секретного центра (Ричард Дженкинс и другие) готовятся к чему-то серьезному и обсуждают конкуренцию с Японией, пятеро студентов отправляются на выходные в загородный дом, удачно изолированный от большого мира: дорогу к нему...
  (читать дальше)

В Москве вручили «Золотые маски»
В Москве прошла церемония вручения наград театрального фестиваля «Золотая маска». Впервые за 8 лет премия вручалась на сцене Большого театра – и принесла большие сюрпризы: в списке лауреатов предпочла мастерам новые имена. Режиссёром церемонии выступила режиссёр Нина Чусова, громко заявившая о себе в начале нулевых, но последние годы работающая в основном в провинции. Театр Чусовой всегда резок ...
  (читать дальше)

«Маппеты»: история, персонажи, выдающиеся эпизоды
В прокат выходит фильм «Маппеты», в котором Лягушонок Кермит, Мисс Пигги, Медведь Фоззи, Гонзо, Животное и другие герои легендарного телешоу объединяются, чтобы спасти свой театр от нефтяного магната. Мир Маппетов населяют безбашенные марионетки из телевизора: преимущественно звери и птицы, но есть и несколько существ, идентификация которых вызывает всеобщее затруднение. Если брать перечисленных...
  (читать дальше)