суббота, 3 декабря 2011 г.

В Сочи закончил работу фестиваль «Текстура-Олимп»

В Сочи закончил работу фестиваль «Текстура-Олимп»Фестиваль «Текстура» представил в Сочи программу «Текстура-Олимп». Официальная цель мероприятия – выбрать лучшие спектакли для представления в рамках Культурной Олимпиады, которая будет сопровождать Олимпиаду спортивную в 2014 году. Неофициальная – привлечь молодежь и примирить местных жителей с существованием неопознанных арт-объектов.

Пермский фестиваль «Текстура» продолжил освоение более теплых мест – даже в начале зимы в Сочи очень хорошо, морской воздух успокаивает нервы, а курортный режим располагает к компромиссам. Для конкурса «Текстура-Олимп», проходившем в городе с 21 ноября по 2 декабря, его жюри во главе с Ингеборгой Дапкунайте из 120 российских постановок выбрало шесть самых современных.

В программу вошли два спектакля в технике «вербатим» (то есть дословного воспроизведения документального текста) по материалам сегодняшних собирателей сибирского фольклора – московские «Бабушки» из театра «Практика» и алтайская «Деревня» в режиссуре номинанта на «Золотую маску» Романа Феодори, одна хип-хоп-опера – полицейский комикс «Копы в огне», а также два спектакля по пьесам англоязычных драматургов 90-х. Специализирующийся на творческом наследии ирландца Мартина Макдонаха пермский театр «У моста» привез своего «Калеку с Инишмана», а волгоградский Молодежный театр приехал со спектаклем «Gagarin way» по пьесе шотландского плохиша Грегори Берка. И наконец, екатеринбургский «Коляда-театр» представил монолог «Луна и трансформер» драматурга Андрея Крупина – знаменитого, кроме прочего, тем, что белгородские власти обвинили его наивную подростковую прозу в пропаганде педофилии.

Миссия конкурса «Текстура-Олимп» как будто направлена на то, чтобы впредь избегать подобных недоразумений.

Жюри старалось выбирать исключительно современные, но не омраченные излишним натурализмом и нехорошими словами тексты.

Из шотландской пьесы про обесценивание леворадикальных идей к сочинскому представлению был трогательно вымаран мат. Речь ее героев - доморощенного философа, профсоюзного активиста и случайного охранника, похитивших приглашенного финансового консультанта завода, на котором они все работают, пестрела разнообразными «блин», «черт побери» и «черт возьми». Аннотация к пермской версии пьесы Макдонаха предусмотрительно предупреждала: «В спектакле нет «гнетущей чернухи» ... романтике и наивным мечтам тут нет места – но нет места и безнадежности».

Фестиваль изо всех сил старался быть дружелюбным.

На входе в зал зрителям раздавали анкеты для выражения симпатий и антипатий, с помощью которых спектакль можно было оценить по пятибалльной шкале и при желании письменно прокомментировать. По итогам голосования будет вручен соответствующий приз.

В концепцию интеграции вписана и специальная программа. Для студентов объединения «АРТкино Сочи» и Сочинского училища искусств был организован открытый мастер-класс гуру современного танца Антона Адасинского по изучению выразительных возможностей тела и Лаборатория Бориса Павловича по работе с современной драматургией и документальными техниками.

Умение этого молодого режиссера и художественного руководителя кировского «Театра На Спасской», а с недавних пор и советника по культуре губернатора Кировской области делать театр «на местности», без высокомерия заинтересовать собеседника, вовлечь его в свою работу без скидок на возраст и предыдущий опыт вообще заслуживает отдельного комментария. Под его руководством студенты Сочинского училища искусств получили проверенные московскими спектаклями тексты «Экспонатов» Вячеслава Дурненкова, «Тития Безупречного» Максима Курочкина, «Я не вернусь» Ярославы Пулинович, а также постановщиков, с которыми интересно работать. Среди последних, например, председатель жюри фестиваля Ингеборга Дапкунайте и актриса Светлана Иванова-Сергеева.

В качестве подкрепления для участия в читках были приглашены и несколько профессиональных актеров.

Сам Павлович поставил документальную историю «Сочи: все включено». Давно переставший быть модной новинкой вербатим остается действенным методом экспресс-освоения новых территорий. Документальные комедии, сюжетом которых становится место с его диалектизмами, топонимикой, привычками и местными шутками, а исполнителями – обитатели этого места, во многом разделяющие проблемы своих персонажей, воспринимающие себя как часть среды, получают все большее распространение. Вспоминается питерский проект «Ржевка VS Невский проспект», среди многочисленных героев которого были, к примеру, актеры в костюмах Петра и Екатерины, с которыми можно недорого сфотографироваться на фоне достопримечательностей, а также приезжавший на «Золотую Маску» спектакль самого Павловича про Вятку под названием «Так-то да».

В вербатиме про Сочи нашлось место туристке, таксисту, склочной семье, сдающей жилье, моряку-ловеласу, владельцу, обслуживающему персоналу и посетителям кафе и другим носителям «местного колорита». И, самое главное, берегу моря.

Сменяющие друг друга в бодром ритме стендап-комедиии реальные слова реальных людей, уличные шутки про противостояние Сочи и остальной части Краснодарского края, кубанский казачий хор, «частный сектор» и курортные романы вызывали живой отклик в аудитории.

Но главным и самым смелым событием фестиваля все же остается открывший его «Мефисто-вальс» Антона Адасинского и его дрезденской группы DEREVO. Спектакль возник во время работы над победившем в этом году в венецианском конкурсе фильмом «Фауст» Александра Сокурова, где Адасинскому досталась роль искусителя-ростовщика. Автор признается, что в его работе нет никакого Мефистофеля, а есть только он сам и его внутренние бесы. Переодевание, перевоплощение, перерождение главного героя, противостояние солиста хору (в каждом из 4 артистов узнается Адасинский – все они бриты, одухотворены и обладают невероятной физической подготовкой) в основе драматругии бессюжетной цепочки пластических образов.

Чертовщина в спектакле скорее фольклорного характера.

Клоун в его исполнении легко превращается в демона, кружащигося под «Песни и пляски смерти» в исполнении Шаляпина – в огородное пугало, одиноко висящее на крестовине. Образы подчинены логике карнавала или сменяющих друг друга времен года. В воротниках-гнездах, надетых на черные силуэты танцовщиков, покоятся головы-яйца. Вылупившиеся вороны кружат над стареющим, никому уже не страшным пугалом, садятся ему на перекладины. После дождя на сцене вырастают огромные подсолнухи. Мало кого оставили равнодушным уходящие в небо на фоне этого подсолнечного поля следы.

После холодного приема, который был оказан сочинцами в сентябре мультимедийному проекту композитора Алексея Сысоева и режиссера Филиппа Григорьяна «Полнолуние», многие боялись за пластический театр питерского авангардиста 90-х, давно живущего в Германии. Однако «Мефисто-вальс» сорвал заслуженные апплодисменты и вызвал ожесточенные дискуссии в коридорах.

На пресс-конференции Адасинского спросили, не упрощал ли он спектакль для привыкшей к юмористическим вечерам и нетрезвым гастролерам курортной публики. Ответ был резко отрицательным.

Свою публику нужно воспитывать. Этим занималась и Пина Бауш в захолустном Вуппертале, и создатели французского современного танца в своих региональных центрах хореографии.

Однако прививать современные тексты и нетрадиционные театральные формы хорошо получается и диетическими дозами. Здорово, что в Сочи нашлись люди с позитивной реакцией, и что хорошему театральному художнику удалось увлечь за собой новых последователей.
Оригинальная статья

Поделитесь этой новостью с Вашими друзьями!

Ранее в рубрике "Театр":

Эдуард Бояков: фестиваль "Текстура Олимп" срезонировал с Сочи
Театральный фестиваль "Текстура Олимп", завершившийся в пятницу вечером объявлением лауреатов, прошел успешно, с аншлагом, отобрал лучшие театры для Олимпийских игр в 2014 году, сказал РИА Новости в пятницу художественный руководитель проекта, член совета конкурса Эдуард Бояков. Театральный конкурс о современности "Текстура Олимп", финал которого проходил в Сочи с 25 ноября по 2 декабря, заверши...
  (читать дальше)

Табаков предложил Путину провести "инвентаризацию" российских театров
Художественный руководитель Московского художественного театра им.Чехова Олег Табаков предложил главе правительства РФ Владимиру Путину провести "инвентаризацию" российских театров. "Не надо ли инвентаризовать, так сказать, русский театр и понять, обладаем ли мы кадровым резервом, обладаем ли мы действующими полноценными руководителями театров. Потому что 600 театров, которые содержит Россия, на...
  (читать дальше)

Ажиотаж вокруг билетов в ГАБТ спадет после Нового года, заявил Капков
Ажиотаж, связанный со спекуляцией билетами в Большой театр, создан искусственно и спадет после новогодних праздников, заявил на пресс-конференции в среду глава столичного департамента культуры Сергей Капков. "Мне кажется, что это искусственно созданный ажиотаж. Думаю, что рано или поздно он спадет, с учетом того, что новогодние праздники пройдут, все родители отведут детей на "Щелкунчика", и все...
  (читать дальше)

Путин считает возможным создание госфонда для театров
Премьер-министр РФ Владимир Путин считает возможным создание государственного фонда, в который могли бы привлекаться и частные средства, для финансирования реконструкции и развития российских театров. С таким предложением выступил в среду в ходе встречи Путина с художественными руководителями театров худрук Александринского театра Валерий Фокин. "То есть создать государственный, правительственн...
  (читать дальше)

Первая в мире видеоэнциклопедия оперного искусства вышла в России
Первый том видеоэнциклопедии оперного искусства "Хроника мировой оперы" вышел в свет в России, сообщили РИА Новости в пресс-службе Музыкального театра им. Станиславского и Немировича-Данченко. Трехтомная энциклопедия под авторством критика, профессора РАТИ Михаила Мугинштейна охватывает 400-летнюю историю оперы, первый том описывает около двухсот опер периода с 1600 по 1850 годы. Помимо тысяч ви...
  (читать дальше)

Минкульт предлагает разграничить посты финдиректора и худрука в театре
Министерство культуры России готовит изменения в действующее законодательство, которое бы вводили в театрах разграничение руководящих функций между художественным руководителем и директором театра, сообщил глава ведомства Александр Авдеев на встрече премьер-министра Владимира Путина с худруками театров. "Мы сейчас готовим изменения в закон, причем мы сошлемся и на театральную концепцию, и на мне...
  (читать дальше)

Любимов может выбрать для "Бесов" театр им. Вахтангова, заявил Капков
Режиссер Юрий Любимов, который в декабре проведет кастинг актеров для участия в его новом спектакле "Бесы", может выбрать театр им. Вахтангова для репетиций и премьеры, рассказал журналистам в среду глава департамента культуры Москвы Сергей Капков. "Сейчас площадка определяется. Сначала он должен был поставить в Центре имени Мейерхольда, сейчас собирается в театре им. Вахтангова ставить этот спе...
  (читать дальше)

Фокин предложил вернуть переаттестацию театральных работников
Худрук петербургского Александринского театра Валерий Фокин на встрече с российским премьер-министром Владимиром Путиным предложил при переходе на контрактную систему вернуть переаттестацию театральных работников. Тема перехода от системы закупок на контрактную систему и финансовое регулирование была поднята на встрече Путина с художественными руководителями театров в среду. Премьер-министр отме...
  (читать дальше)

Видеофонд лучших столичных постановок начнут создавать с 2012 года
Самые выдающиеся спектакли столичных театров планируется с 2012 года записывать на видео и транслировать записи по телевидению, создав тем самым "золотой фонд" театральных постановок столицы, сообщил РИА Новости в пятницу руководитель департамента культуры Москвы Сергей Капков. "Мы хотим записать и сохранить на видеоносителе такие спектакли и потом транслировать их на телеканалах "Культура", "Мо...
  (читать дальше)
Выставка Ай Вэйвэя в Мультимедиа Арт Музее
К финалу «Фотобиеннале-2012» Мультимедиа Арт Музей приберег фотовыставку Ай Вэйвэя, одного из самых известных в мире китайских художников, – 220 фотографий, сделанные им в 1983–1993 годах во время жизни в Нью-Йорке. Строго говоря, Ай Вэйвэй не фотограф, хотя в 1970-х и учился в Пекинской киношколе вместе будущими звездами китайской волны 1990-х Чен Кайге и Чжан Имоу – их тоже можно увидеть на нью...
  (читать дальше)

«Свидание» Юсупа Бахшиева вышло в прокат
В прокат выходит «Свидание» – нескладная, но любовно сделанная алкогольно-романтическая комедия по мотивам старого фильма с Уиллисом и Бессинджер. Главный герой Дима (вокалист группы Uma2rmaH Владимир Кристовский) – ожившее объявление из рубрики знакомств. Перспективный молодой нейрохирург, аккуратная геологическая борода, в которой как бы кроется обязательность, не женат, не встречается, с ж/п,...
  (читать дальше)

Каннский кинофестиваль объявил программу основного конкурса 2012 года
65-й Каннский кинофестиваль объявил программу. Фильмом открытия станет «Королевство полной луны» Уэса Андерсона, а закрытия — экранизация Франсуа Мориака «Тереза Дескейру» недавно скончавшегося Клода Миллера. Россию в конкурсе представит Сергей Лозница. Каннский фестиваль пристрастен и верен своим героям. В этом году это правило получило очередное подтверждение: в одном списке оказались самые гро...
  (читать дальше)

В ГМИИ им. Пушкина открылась выставка «Портреты коллекционеров»
Лучшие образцы русского и европейского искусства из собраний Ильи Глазунова и Петра Авена в ГМИИ: сезон мероприятий к столетнему юбилею музея Пушкина открывает выставка «Портреты коллекционеров». Экспозицию «Портреты коллекционеров», на днях открывшуюся в отделе личных коллекций ГМИИ им. Пушкина, смело можно назвать обязательной для просмотра: здесь можно увидеть шедевры, обычно широкой публике н...
  (читать дальше)

Интервью с генеральным секретарем «DOCOMOMO-Россия» Анной Броновицкой
Генеральный секретарь российского отделения международной организации по охране архитектурных памятников DOCOMOMO Анна Броновицкая рассказала «Газете.Ru» о том, что происходит с павильонами ВВЦ, почему не реставрируются Дом Наркомфина и о том, чего добилась ее организация за год своей работы. В Международный день памятников, отмечавшийся в среду, год своей деятельности отметила российская секция ...
  (читать дальше)

Интервью Захара Прилепина
Захар Прилепин рассказал «Газете.Ru» о новой книге «Восьмерка», о превращениях героев его «Саньки» в эпоху Болотной и революции и о том, как может помочь русскому писателю слаборазвитая фантазия. За последний месяц у Захара Прилепина вышли две книги: его собственная книга «Восьмерка», состоящая из маленьких повестей, и «Лимонка в тюрьму» — сборник текстов политзаключенных, который он составил с Э...
  (читать дальше)

В коллективе Центра драматургии и режиссуры произошел раскол
Часть труппы столичного Центра драматургии и режиссуры заявила о недоверии своим худруку и директору, внедрившим новые методы работы. Городские культурные власти в ответ поставили обоим жесткое условие – урегулировать конфликт до конца сезона. Часть коллектива московского Центра драматургии и режиссуры (ЦДР) выразила недоверие своему художественному руководителю Михаилу Угарову и директору Людмил...
  (читать дальше)

В прокат вышел фильм ужасов «Хижина в лесу»
В прокате «Хижина в лесу» — хоррор, который то ли впервые со времен «Крика» и «Ведьмы из Блэр» перезапускает жанр, то ли окончательно его закрывает. Пока сотрудники явно очень секретного центра (Ричард Дженкинс и другие) готовятся к чему-то серьезному и обсуждают конкуренцию с Японией, пятеро студентов отправляются на выходные в загородный дом, удачно изолированный от большого мира: дорогу к нему...
  (читать дальше)

В Москве вручили «Золотые маски»
В Москве прошла церемония вручения наград театрального фестиваля «Золотая маска». Впервые за 8 лет премия вручалась на сцене Большого театра – и принесла большие сюрпризы: в списке лауреатов предпочла мастерам новые имена. Режиссёром церемонии выступила режиссёр Нина Чусова, громко заявившая о себе в начале нулевых, но последние годы работающая в основном в провинции. Театр Чусовой всегда резок ...
  (читать дальше)

«Маппеты»: история, персонажи, выдающиеся эпизоды
В прокат выходит фильм «Маппеты», в котором Лягушонок Кермит, Мисс Пигги, Медведь Фоззи, Гонзо, Животное и другие герои легендарного телешоу объединяются, чтобы спасти свой театр от нефтяного магната. Мир Маппетов населяют безбашенные марионетки из телевизора: преимущественно звери и птицы, но есть и несколько существ, идентификация которых вызывает всеобщее затруднение. Если брать перечисленных...
  (читать дальше)