суббота, 3 декабря 2011 г.

В ММСИ на Петровке открылась новая постоянная экспозиция

В ММСИ на Петровке открылась новая постоянная экспозицияВ ММСИ на Петровке открылась новая постоянная экспозиция: куратор из Эрмитажа совместил Цоя с Пикассо и создал на основе разношерстной коллекции музея обветшавший с момента рождения аттракцион.

В некоторых кругах принято сетовать, что музея современного искусства в Москве нет. Но потребитель искусства не обращает внимания на корпоративные претензии, он-то знает, что музей существует и иногда делает в своих многочисленных зданиях прекрасные выставки. А также Московский музей современного искусства имеет собственную коллекцию, лишь малую часть которой может показать публике. Это нормально: все музеи мира выставляют лишь несколько процентов фондов.

Не все, что в фондах, шедеврально, да и выставочные площади в дефиците.

Поэтому основная экспозиция любого музея периодически меняется. Несколько месяцев назад обновился раздел новейших течений в ГТГ на Крымском Валу, несколько недель назад – залы искусства XVII века в старой Третьяковке, а теперь открылась и новая постоянная экспозиция ММСИ на Петровке. Последняя выставка ясно доказывает, насколько велика роль личности в истории, в данном случае – искусства.

Частенько современный куратор становится соавтором художников, включая покойных, и конструирует выставку так, что она становится иллюстрацией неким интересующим его в данный момент идеям, бывает, совершенно внеположным произведениям. В музейном деле, как правило, применяется менее травмирующий искусство подход. К сожалению, коллекции ММСИ не повезло.

Когда-то очевидная всем и каждому идея «искусство = комментарий», которая лежит в основе выставки «Искусство есть искусство есть искусство», выпячивает разнообразие музейного собрания, но отнюдь не его художественную ценность.

Экспозицию строил приглашенный искусствовед из Эрмитажа Дмитрий Озерков. Как руководитель проекта «Эрмитаж 20/21» Озерков дважды в год делает большие выставки новейшего искусства, каждая из которых является событием. Но что хорошо как спецпроект для классического музея, не очень ловко вышло для ММСИ. Специалист по искусству XVIII века подошел к коллекции как к набору экспонатов кунсткамеры, разделив их на 25 произвольных категорий. Куратору Эрмитажа, привыкшему иметь дело с художественной продукцией давно ушедших эпох, удалось создать на основе разношерстной коллекции музея обветшавший с момента рождения аттракцион.

25 глав новой экспозиции должны, по идее куратора, демонстрировать всеразличные «пути интерпретации и комментирования».

Толерантность, возможно, штука хорошая, – в трамвае и других местах общего пользования.

А в нашем случае вещи выдающиеся она уравнивает с балластом, какого в любой музейной коллекции достаточно. И в постмодернистской игре вырывая произведения из их контекста, превращает в унылое развлечение историю искусства ХХ века.

Экспозиция открывается на лестничном пролете огромным видео Якова Каждана «Как хорошо, что мы не умерли в 90-е». Заунывная музыка смешивается по мере подъема по ступенькам с громким бульканьем музейных батарей. Первый зал, или первая глава выставки, называется «Человек играющий». Он целиком занят конструктором Дмитрия Теселкина. Несколько лет назад Теселкин изобрел первоэлемент искусства, оргалитовую пластину сложной формы, из которых собирает различные конструкции. На этот раз конструкция криволинейна и напоминает американские горки. В стену между двух обрамленных объектов из таких же пластин вбит угрожающий крюк, под ним подпись: «Художник за работой. П. Пикассо». Как объяснила смотрительница, это шутка.

Все это напоминает разрушенные карусели в Парке Горького совсем недавно: красиво, но не работает.

Дальше попадаешь в категорию №2, озаглавленную «Очень доброе и приятно знакомое», или «родная речь», что на сленге антикваров означает любимые народом картинки из учебников русской литературы. Здесь милый букет Митурича-Хлебникова, московские и дачные пейзажи и две акварели Бориса Иогансона, автора картины «Допрос коммуниста». Одна из акварелей – вид из окна знаменитых мастерских на Масловке на еще не построенную Москву. О покинутом аттракционе-конструкторе напоминает поставленная посреди дачно-замоскворецкой пасторали скульптура «Мать и дитя», очень похожая на садово-парковые упражнения гипсовых комсомолок-физкультурниц с замесом левого МОСХа.

Пастораль, оказывается, последняя: черный проем ведет в лабиринт «Страх и трепет».

Освещать путь предлагается сотовым телефоном.

В тусклом свете экрана видны фрагменты висящих рядом мрачного всадника Пурыгина и «Свидетеля убийства» Пиросмани. В категорию трепета угодили полосатый «Артефакт №1» Инфанте и коллаж Гробмана «Ведьмачка». Кажется уже, что все это называется «они пугают, а нам не страшно», хотя выход из черного лабиринта можно только нащупать. Кто не испугался и смело ушел во тьму, попадает в черную-черную комнату с видео Айдан Салаховой «Невеста» и смутным пятном неизвестно чего в углу. Разглядывать его нужно с уровня пола. Оказывается – невинные цветочки. Это и есть, видимо, то фрейдистское, о чем предупреждала надпись при входе.

Если еще поискать, можно найти рисунок Пикассо.

Через фрейдистские тернии выходишь к звездам Анзельма и Гороховского. Самая удачная глава выставки, в которой впервые, кажется, в визуальной форме произошло уже нередкое в устной речи смешение соцреализма и соц-арта. Здесь четыре бюста Ленина, выстроенные по росту, смотрят фильм «Аэроград», пионеры на ферме, разгон демонстрации и октябрьские дни висят вперемежку с высоткой Телепнева и Гороховским, «СССР-оплот мира» Макаревича соседствует с интересной акварелью Родченко 40 года. Все это только играет в соц-арт и соцреализм, но играет неплохо.

В следующей комнате, «Сон разума», пора остановиться, взять под локоток экзальтированную искусствоведку, если она случится рядом, и посмотреть, лежа на кровати, большой телевизор.

Где еще увидишь телевидение, как не в музее?

Если любопытство уведет дальше, разум от бессмысленности категорий, на которые поделена выставка, уснет неминуемо. Там, в продолжении кунсткамеры, шпалерная развеска портретов в крохотном закутке и за ними полупустой раздел «Обман зрения» с Целковым, «Эрогенная зона», в которой зрителю, уже слопавшему соц-арт с соцреализмом в одной обертке, предлагают различать эротику и порнографию. Тут действительно можно испытать Переживание, в попытке разглядеть детали видео нашей современницы Маши Ша попав в жаркий луч проектора. В разделе «Квадратиш» все квадратное, как шоколадка. Немного его почему-то нашлось. За комнатой для отзывов, очень-очень похожей на интерьер вагона метро «Читающая Россия», следует «Конструктивизм».

Тот же хаос, и на третьем этаже музея. Мутность композиции тут не столь беспощадна ввиду коридорной системы. И здесь, возможно, кроется ключ к чересчур сложным конструкциям куратора. Зал Перестройки заполнен кичем «а ля Измайлово», слегка разбавленным панками и академиками. В нем крутится единственный на выставке фильм «Конец каникул» с Виктором Цоем в главной роли. Его наивная искренность постмодернистскому переворачиванию не поддается.

Цой 20 лет назад умер.

И все новое искусство, в Перестройку вышедшее к широкому зрителю, а позже попавшее в музей, в интерпретации Озеркова так же мертво (читай – неактуально), как искусство XVIII века. Название новой выставки «Искусство есть искусство есть искусство» взято из стихотворения Бродского. Не следует забывать, что следующая за этой строчка звучит «Но лучше петь в раю, чем врать в концерте».

Концерт не удался, да и понятно: искусству ХХ века гораздо ближе строка Всеволода Некрасова «Свобода есть свобода есть свобода». Но мертвому художнику свободы не надобно.

Средний посетитель музея – студенческого возраста, то есть, как правило, не знаком с контекстом большинства произведений. И при выходе из музея он снова пройдет, провожаемый взглядами человекообразных обезьян Кулика (работа называется Memento mori), под видео «Как хорошо, что мы не умерли в 90-е», и невольно задумается: «А правда ли они выжили в эти далекие 90-е? Или вымерли, как Виктор Цой?» Пытливый студент обратится в соцсеть, а для куратора ответ ясен. Мумии покойных гения из Нары Лени Пурыгина и академика Тимура Новикова он беззастенчиво тасует в некрополе новейшего искусства с бодрым пенсионером Оскаром Рабиным и питерской красавицей Ирой Дрозд, чтобы смотрелись без чинов и позабавнее.

Забавно и вышло, да все же как-то обидно: старались ребята, а их сосчитали.

На ум приходит фраза, которой заканчивается фильм «Борис Годунов» Владимира Мирзоева: «Мы видели их мертвые трупы». Когда свободы не видать, остается только тасовать старые тексты и смеяться.
Оригинальная статья

Поделитесь этой новостью с Вашими друзьями!

Ранее в рубрике "Живопись":

Картина Поленова продана в Лондоне за рекордные 4,07 миллиона фунтов
Полотно Василия Поленова "Христос и грешница (Кто из вас без греха?)" продано на лондонском аукционе Bonhams за 4,07 миллиона фунтов стерлингов, что превышает эстимейт в 2,5 раза и является рекордно высокой ценой на работы художника, сообщает сайт аукциона. Оценка картины составляла 1,2-1,8 миллиона фунтов. "Христос и грешница (Кто из вас без греха?)" являлась топ-лотом русских продаж наравне с...
  (читать дальше)

Московские промзоны станут культурными кластерами, заявил Капков
Столичные власти планируют устроить культурные центры на территории промышленных зон Москвы, сообщил РИА Новости в пятницу глава департамента культуры Москвы Сергей Капков. "Мы планируем, что на различных промышленных высвобождаемых территориях будут культурные кластеры", - сказал Капков. По его словам, подобные центры будут существовать на постоянной основе и в собственности города Москвы. Кон...
  (читать дальше)

Ученые нашли автопортрет Рембрандта под его "Стариком с бородой"
Голландские и американские ученые и искусствоведы обнаружили ранее неизвестную картину Рембрандта - под приписываемой ему картиной "Старик с бородой" найден его незаконченный автопортрет, что позволило окончательно подтвердить авторство полотна, сообщается на сайте Брукхейвенской национальной лаборатории, где проводились исследования. "Мы увидели скрытые красочные слои, наличие которых предполаг...
  (читать дальше)

В ГЦСИ открылась выставка «Внимание: восприятие требует соучастия» испанского художника Антони Мунтадаса
В ГЦСИ открылась выставка «Внимание: восприятие требует соучастия» испанского художника Антони Мунтадаса, много лет живущего в Нью-Йорке. К ретроспективному обзору своего творчества автор добавил свежий проект, посвященный московским очередям. В современном испанском искусстве довольно сильна традиционная пластическая линия, берущая начало в живописи тамошних великих живописцев. Но для представит...
  (читать дальше)

Возвращение "Бориса Годунова" на сцену Большого встретили с восторгом
Легендарный спектакль "Борис Годунов" Модеста Мусоргского в постановке 1948 года привлек необычайно много посетителей на свое триумфальное возвращение. Зрители до отказа заполнили историческое здание Большого театра, где 1 декабря произошло это знаменательное событие. Главный оперный шедевр "большого стиля" - первый из знаменитых больших спектаклей театра, вернувшихся после реконструкции на родну...
  (читать дальше)

В Москве открылась художественная ярмарка «Арт-Манеж-2011»
В Москве открылась художественная ярмарка «Арт-Манеж-2011», где основная ставка делается на традиционные формы искусства – живопись, графику и скульптуру. Несмотря на целый ряд интересных проектов, «Арт-Манежу» в целом так и не удается избавиться от засилья коммерческого салона. Про две будто бы конкурирующие институции – ярмарки «Арт-Москва» и «Арт-Манеж» – давно уже понятно, что никакие они в д...
  (читать дальше)

Завершилась неделя «русских торгов» в Лондоне
В Лондоне прошли торги русским искусством: было продано пять лотов-миллионников, а успехи небольших аукционных домов Bonhams и MacDougall`s затмили результаты Christie`s и Sotheby`s. В Лондоне завершилась традиционная осенне-зимняя неделя русских торгов – аукционов русской живописи и предметов искусства на площадках четырех аукционных домов – Christie`s, Sotheby`s, Bonhams и MacDougall`s. Торги п...
  (читать дальше)

Ярмарка искусства Art Basel Miami Beach отметит десятилетний юбилей
Арт-Базель Майами Бич (Art Basel Miami Beach), американская версия самой статусной европейской ярмарки искусства ХХ-ХXI веков которая ежегодно проходит в Базеле, откроется 1 декабря во Флориде в десятый раз, чтобы отпраздновать юбилей большим количеством культурных и светских мероприятий, сообщают ее организаторы на официальном сайте. Именно Art Basel Miami Beach, как и нью-йоркские торги соврем...
  (читать дальше)

Выходит документальный фильм Артема Лоскутова «Нефть в обмен на ничего»
Новосибирский художник Артем Лоскутов, создатель «Монстрации» и лауреат премии «Инновация», снял документальный фильм «Нефть в обмен на ничего». В день премьеры «Газета.Ru» побеседовала с автором картины о лозунге «Хватит кормить Москву», разбитых сибирских дорогах и кино как форме социального протеста. В 2004 году он впервые вывел на первомайскую демонстрацию в Новосибирске 80 человек под абсурд...
  (читать дальше)
Выставка Ай Вэйвэя в Мультимедиа Арт Музее
К финалу «Фотобиеннале-2012» Мультимедиа Арт Музей приберег фотовыставку Ай Вэйвэя, одного из самых известных в мире китайских художников, – 220 фотографий, сделанные им в 1983–1993 годах во время жизни в Нью-Йорке. Строго говоря, Ай Вэйвэй не фотограф, хотя в 1970-х и учился в Пекинской киношколе вместе будущими звездами китайской волны 1990-х Чен Кайге и Чжан Имоу – их тоже можно увидеть на нью...
  (читать дальше)

«Свидание» Юсупа Бахшиева вышло в прокат
В прокат выходит «Свидание» – нескладная, но любовно сделанная алкогольно-романтическая комедия по мотивам старого фильма с Уиллисом и Бессинджер. Главный герой Дима (вокалист группы Uma2rmaH Владимир Кристовский) – ожившее объявление из рубрики знакомств. Перспективный молодой нейрохирург, аккуратная геологическая борода, в которой как бы кроется обязательность, не женат, не встречается, с ж/п,...
  (читать дальше)

Каннский кинофестиваль объявил программу основного конкурса 2012 года
65-й Каннский кинофестиваль объявил программу. Фильмом открытия станет «Королевство полной луны» Уэса Андерсона, а закрытия — экранизация Франсуа Мориака «Тереза Дескейру» недавно скончавшегося Клода Миллера. Россию в конкурсе представит Сергей Лозница. Каннский фестиваль пристрастен и верен своим героям. В этом году это правило получило очередное подтверждение: в одном списке оказались самые гро...
  (читать дальше)

В ГМИИ им. Пушкина открылась выставка «Портреты коллекционеров»
Лучшие образцы русского и европейского искусства из собраний Ильи Глазунова и Петра Авена в ГМИИ: сезон мероприятий к столетнему юбилею музея Пушкина открывает выставка «Портреты коллекционеров». Экспозицию «Портреты коллекционеров», на днях открывшуюся в отделе личных коллекций ГМИИ им. Пушкина, смело можно назвать обязательной для просмотра: здесь можно увидеть шедевры, обычно широкой публике н...
  (читать дальше)

Интервью с генеральным секретарем «DOCOMOMO-Россия» Анной Броновицкой
Генеральный секретарь российского отделения международной организации по охране архитектурных памятников DOCOMOMO Анна Броновицкая рассказала «Газете.Ru» о том, что происходит с павильонами ВВЦ, почему не реставрируются Дом Наркомфина и о том, чего добилась ее организация за год своей работы. В Международный день памятников, отмечавшийся в среду, год своей деятельности отметила российская секция ...
  (читать дальше)

Интервью Захара Прилепина
Захар Прилепин рассказал «Газете.Ru» о новой книге «Восьмерка», о превращениях героев его «Саньки» в эпоху Болотной и революции и о том, как может помочь русскому писателю слаборазвитая фантазия. За последний месяц у Захара Прилепина вышли две книги: его собственная книга «Восьмерка», состоящая из маленьких повестей, и «Лимонка в тюрьму» — сборник текстов политзаключенных, который он составил с Э...
  (читать дальше)

В коллективе Центра драматургии и режиссуры произошел раскол
Часть труппы столичного Центра драматургии и режиссуры заявила о недоверии своим худруку и директору, внедрившим новые методы работы. Городские культурные власти в ответ поставили обоим жесткое условие – урегулировать конфликт до конца сезона. Часть коллектива московского Центра драматургии и режиссуры (ЦДР) выразила недоверие своему художественному руководителю Михаилу Угарову и директору Людмил...
  (читать дальше)

В прокат вышел фильм ужасов «Хижина в лесу»
В прокате «Хижина в лесу» — хоррор, который то ли впервые со времен «Крика» и «Ведьмы из Блэр» перезапускает жанр, то ли окончательно его закрывает. Пока сотрудники явно очень секретного центра (Ричард Дженкинс и другие) готовятся к чему-то серьезному и обсуждают конкуренцию с Японией, пятеро студентов отправляются на выходные в загородный дом, удачно изолированный от большого мира: дорогу к нему...
  (читать дальше)

В Москве вручили «Золотые маски»
В Москве прошла церемония вручения наград театрального фестиваля «Золотая маска». Впервые за 8 лет премия вручалась на сцене Большого театра – и принесла большие сюрпризы: в списке лауреатов предпочла мастерам новые имена. Режиссёром церемонии выступила режиссёр Нина Чусова, громко заявившая о себе в начале нулевых, но последние годы работающая в основном в провинции. Театр Чусовой всегда резок ...
  (читать дальше)

«Маппеты»: история, персонажи, выдающиеся эпизоды
В прокат выходит фильм «Маппеты», в котором Лягушонок Кермит, Мисс Пигги, Медведь Фоззи, Гонзо, Животное и другие герои легендарного телешоу объединяются, чтобы спасти свой театр от нефтяного магната. Мир Маппетов населяют безбашенные марионетки из телевизора: преимущественно звери и птицы, но есть и несколько существ, идентификация которых вызывает всеобщее затруднение. Если брать перечисленных...
  (читать дальше)