вторник, 13 декабря 2011 г.

В храме Христа Спасителя открылась гастрольная выставка «Таинство Рождества Христова. Сцены и вертепы в неаполитанской традиции XVIII века»

В храме Христа Спасителя открылась гастрольная выставка «Таинство Рождества Христова. Сцены и вертепы в неаполитанской традиции XVIII века»В храме Христа Спасителя открылась гастрольная выставка «Таинство Рождества Христова. Сцены и вертепы в неаполитанской традиции XVIII века».

Фрагменты из шедеврального «презепе Кучиньелло», хранящегося в музее Сан-Мартино, соседствуют на выставке с живописью и графикой эпохи барокко и рококо. Едва ли этот проект свидетельствует о каких-то подвижках в сторону экуменизма, но косвенно все же намекает на продолжение диалога между РПЦ и Ватиканом.

Обычай устраивать рождественские вертепы распространен почти везде в Европе, особенно в католических странах и регионах. Если спросить местных жителей, откуда у них взялась эта традиция, они, скорее всего, станут заверять, что так делалось испокон веков и что говорить о каком-либо заимствовании попросту неуместно. Действительно, везде существуют собственные «школы» и национальные особенности, а сам обычай настолько старинный, что кажется, будто он был всегда. Однако здесь как раз тот редкий случай, когда достоверно известно о времени и месте зарождения народной традиции.

Первым придумал «экранизировать» сцену появления на свет младенца Иисуса не кто иной, как святой Франциск Ассизский.

Дело было в 1223 году близ городка Греччо в Умбрии. Дабы вселить в окрестный народ побольше благоговения перед таинством Рождества, Франциск устроил в пещере «живые картины», интерпретирующие этот евангельский сюжет. Со временем актеров заменили статуэтки, декорации обрели ремесленную изощренность – и пошло-поехало, уже в масштабах всего континента. Но звания «родины вертепов» у Италии не отнять.

А если начать выяснять, где же на Апеннинском полуострове изготовлялись самые искусные и красочные вертепы (их там называют «презепе», то есть «ясли» – слово сугубо латинское, в других контекстах оно в итальянском языке не используется), то с наибольшей вероятностью показания сойдутся на Неаполе. По крайней мере, в XVIII веке именно в главном городе Кампаньи искусство презепе расцвело до необычайности, поскольку ему всячески покровительствовал двор короля Карла Бурбона. Это было подлинное искусство:

над заказными придворными вертепами работали архитекторы, сценографы, скульпторы, живописцы, а также многочисленные ремесленники, именовавшиеся «фигурари» или «пасторари».

Индустрию обслуживали целые цеха портных, вышивальщиков, мастеров по серебру и т. п. Не всякий «живой» театр в ту пору мог похвастаться подобным вниманием и благосклонностью монарха. Стоит заметить, что неаполитанские вертепы нередко выходили за рамки евангельской истории и

представляли собой детальнейший обзор тогдашних нравов – с типажами, костюмами, злободневными коллизиями.

Вся та феерия дошла до наших дней, увы, лишь частично. Но для того и музеи, чтобы сберегать прошлое по максимуму. Лучшая коллекция неаполитанских презепе хранится в музее Сан-Мартино, который разместился в старинном картезианском монастыре. Важнейшим вкладом в это собрание стал дар известного комедиографа Микеле Кучиньелло. В 1877 году тот передал музею все, чем владел, имея в виду разрозненные части вертепов предыдущего столетия, и оказалось, что его коллекция уникальна. Сейчас грандиозный ансамбль «презепе Кучиньелло» радует туристов в Сан-Мартино, и разорять его накануне Рождества никто бы не стал даже из безраздельной любви к России. Однако в музее существуют запасники, откуда и вынули экспонаты для гастрольного показа. Справедливости ради сообщим, что привезенное в Москву ничем не хуже оставленного итальянцами у себя дома. Коллекционер Кучиньелло (именно ему принадлежит афористичное высказывание: «Презепе – это страница Евангелия в переводе на неаполитанский язык») насобирал столько, что в постоянную экспозицию музея все экспонаты просто не вмещаются.

Нам достались разрозненные фигуры, но, во-первых, из них составлены кое-где небольшие мизансцены, а именно: «Благовещение пастухам», «Восточное шествие», «Рождество Христово» как таковое и даже «Таверна», иллюстрирующая разгул неаполитанских нравов. Во-вторых, эти статуэтки – деревянные или из папье-маше, с мимикой и психологической пластикой, в затейливых одеяниях или без оных (тут уже речь о рождественском бестиарии – собаках, козах, коровах и оленях) – все они занимательны сами по себе, даже вне преднамеренной режиссуры. Достаточно лишь вспомнить, что

культура презепе еще не так давно вбирала в себя почти всю возможную визуальную медийность, включая нерожденные журналы, интернет, телевидение и прочее.

Хотя нет, мы забыли про живопись и графику. Они многое значили для итальянцев XVIII столетия – и на выставке тоже фигурируют. По привычной шкале ценностей «Поклонения волхвов» или «Поклонения пастухов» работы Франческо Лиани, Гаэтано Джиганте, Филиппо Фальчиаторе и Микко Спадаро должны бы даже затыкать за пояс ремесленную дотошность безвестных создателей вертепов, но здесь этого не происходит. Как минимум они на равных. А замыкает экспозицию новодельный презепе образца 2011 года: художник Роберто Ванадио предъявляет сегодняшнюю версию вертепа – основанную на научно изученных древнееврейских реалиях. Материалы: дерево, камень, масляные краски, папье-маше, глина.

Любопытно, но почему-то выглядит слегка по-голливудски.

Так вот, спрашивается, по чьей же указке данная католическая субкультура проникла в сердце православия?

Не беспокойтесь, ситуация под контролем. Патриархия в курсе, все документы согласованы, и даже получено благословение самого главного – в смысле его святейшества патриарха Кирилла


.

Кстати, православные верующие и сами были когда-то неплохими любителями рождественских вертепов, но этот тренд упал в советские времена практически до нуля, да так почему-то и не возродился. Хотя речь сейчас не об этом. Приглашение итальянских презепе в ХХС случается не впервые: нечто подобное уже было шесть лет назад, и наша публика тогда ликовала. Нынче ситуация повторяется, только с неаполитанским акцентом. Схизма схизмой, а красота красотой. Похоже, нашим клирикам, прихожанам и просто гражданам тамошние вертепы все-таки нравятся. Ну так benvenuto.
Оригинальная статья

Поделитесь этой новостью с Вашими друзьями!

Ранее в рубрике "Живопись":

Продажи на китайском аукционе Beijing Poly превысили $770 млн
Общая сумма сделок на завершившейся в пятницу осенней сессии аукциона предметов искусства китайской Beijing Poly International Auction Company составила 4,92 миллиарда юаней (около 776 миллионов долларов), сообщила компания. Beijing Poly, образованная в 2005 году, является одной из двух крупнейших китайских компаний, проводящих аукционы предметов искусства. Крупнейшие китайские аукционные дома P...
  (читать дальше)

Михаил Николаевич Румянцев. Биографическая справка
10 декабря исполняется 110 лет со дня рождения циркового артиста и мастера клоунады Михаила Румянцева (творческий псевдоним – Карандаш). Выдающийся цирковой артист и мастер клоунады Михаил Николаевич Румянцев (творческий псевдоним – Карандаш) родился 10 декабря (27 ноября по старому стилю) 1901 года в Санкт-Петербурге. В школе будущий мэтр советского цирка учился плохо и закончил ее с трудом. В ...
  (читать дальше)

Выставка «Нет на свете краше птицы, чем свиная колбаса» Ростислава Лебедева в в галерее pop/off/art
На выставке «Нет на свете краше птицы, чем свиная колбаса» в галерее pop/off/art художник Ростислав Лебедев демонстрирует, что эстетика соц-арта поддается реанимации. Соединив казенные плакатные лозунги советской эпохи с текстами народных частушек, автор напоминает о пропасти между жизнью реальной и воспеваемой пропагандистами. Еще лет десять назад казалось, что участь соц-арта – иронического кон...
  (читать дальше)

Скончался художник Робинсон, придумавший героев комиксов про Бэтмена
Американский художник-иллюстратор Джерри Робинсон, который считается одним из создателей героев культовых в США комиксов о Бэтмене - Джокера и Робина, скончался в возрасте 89 лет, сообщает в пятницу агентство Ассошиэйтед Пресс. Робинсон умер в четверг в больнице Нью-Йорка. "Робинсон иллюстрировал известнейшие персонажи, ставшие иконами американской поп-культуры", - цитирует агентство слова Джим...
  (читать дальше)

В центре прошла дискуссия на тему «Художник и власть: мир или война» с участием «Синих носов», группы «Война» и художника Хихуса
В Центре-музее им. Сахарова дискуссией на тему «Художник и власть: мир или война» открылся новый дискуссионный проект «Говорящие головы». В приобретшем неожиданную актуальность разговоре приняли участие художник-комиксист Хихус, арт-группа «Синие носы» и члены московской фракции группы «Война». Лидер последних обратился к собравшимся с экрана в связи с тем, что изучал заявленную тему на практике —...
  (читать дальше)

"Благовещение" Чимы да Конельяно вернулось после реставрации в Эрмитаж
Произведение эпохи Возрождения "Благовещение" Джованни Батисты Чимы да Конельяно из коллекции Эрмитажа после длительной реставрации снова выставлено в музее, передает корреспондент РИА Новости. "В результате реставрации работа стала выглядеть ярче и светлее. Картина написана в смешанной технике - темперой и маслом, и изначально художник использовал чистые и светлые тона, что сейчас и стало видно...
  (читать дальше)

Интервью с Людмилой Маркиной, куратором выставки «O dolce Napoli. Неаполь глазами русских и итальянских художников XVIII – первой половины XIX века».
Куратор выставки «O dolce Napoli» Людмила Маркина рассказала «Парку культуры» о том, что связывало русских художников с Неаполем и какой след этот город и Италия в целом оставили в отечественной художественной культуре. В Третьяковке готовят последнее крупное событие из программы Года России – Италии: здесь открывается выставка «O dolce Napoli. Неаполь глазами русских и итальянских художников XVI...
  (читать дальше)

Google отметила логотипом-дудлом день рождения художника Диего Риверы
Крупнейшая интернет-компания Google отметила праздничным логотипом-дудлом 125-летие со дня рождения Диего Риверы (Diego Rivera) - известного мексиканского художника, политика и мужа не менее знаменитой художницы Фриды Кало. Обычный логотип компании на главной странице поисковика google.com в четверг заменен на роспись стены здания в стиле мексиканского мурализма - движения в изобразительном иску...
  (читать дальше)

США отмечают 125-летие художника Диего Риверы выставкой в Нью-Йорке
Выставка неистового мексиканского монументалиста Диего Риверы открылась в Нью-Йоркском музее современного искусства (MoMA) по случаю 125-й годовщины этого яркого художника. Шесть переносных фресок Риверы представлены в зале музея, включая его хрестоматийную работу "Крестьянский лидер Запата". Эти фрески в 1931 году были привезены на нашумевшую персональную выставку мексиканца в Нью-Йоркском муз...
  (читать дальше)
Выставка Ай Вэйвэя в Мультимедиа Арт Музее
К финалу «Фотобиеннале-2012» Мультимедиа Арт Музей приберег фотовыставку Ай Вэйвэя, одного из самых известных в мире китайских художников, – 220 фотографий, сделанные им в 1983–1993 годах во время жизни в Нью-Йорке. Строго говоря, Ай Вэйвэй не фотограф, хотя в 1970-х и учился в Пекинской киношколе вместе будущими звездами китайской волны 1990-х Чен Кайге и Чжан Имоу – их тоже можно увидеть на нью...
  (читать дальше)

«Свидание» Юсупа Бахшиева вышло в прокат
В прокат выходит «Свидание» – нескладная, но любовно сделанная алкогольно-романтическая комедия по мотивам старого фильма с Уиллисом и Бессинджер. Главный герой Дима (вокалист группы Uma2rmaH Владимир Кристовский) – ожившее объявление из рубрики знакомств. Перспективный молодой нейрохирург, аккуратная геологическая борода, в которой как бы кроется обязательность, не женат, не встречается, с ж/п,...
  (читать дальше)

Каннский кинофестиваль объявил программу основного конкурса 2012 года
65-й Каннский кинофестиваль объявил программу. Фильмом открытия станет «Королевство полной луны» Уэса Андерсона, а закрытия — экранизация Франсуа Мориака «Тереза Дескейру» недавно скончавшегося Клода Миллера. Россию в конкурсе представит Сергей Лозница. Каннский фестиваль пристрастен и верен своим героям. В этом году это правило получило очередное подтверждение: в одном списке оказались самые гро...
  (читать дальше)

В ГМИИ им. Пушкина открылась выставка «Портреты коллекционеров»
Лучшие образцы русского и европейского искусства из собраний Ильи Глазунова и Петра Авена в ГМИИ: сезон мероприятий к столетнему юбилею музея Пушкина открывает выставка «Портреты коллекционеров». Экспозицию «Портреты коллекционеров», на днях открывшуюся в отделе личных коллекций ГМИИ им. Пушкина, смело можно назвать обязательной для просмотра: здесь можно увидеть шедевры, обычно широкой публике н...
  (читать дальше)

Интервью с генеральным секретарем «DOCOMOMO-Россия» Анной Броновицкой
Генеральный секретарь российского отделения международной организации по охране архитектурных памятников DOCOMOMO Анна Броновицкая рассказала «Газете.Ru» о том, что происходит с павильонами ВВЦ, почему не реставрируются Дом Наркомфина и о том, чего добилась ее организация за год своей работы. В Международный день памятников, отмечавшийся в среду, год своей деятельности отметила российская секция ...
  (читать дальше)

Интервью Захара Прилепина
Захар Прилепин рассказал «Газете.Ru» о новой книге «Восьмерка», о превращениях героев его «Саньки» в эпоху Болотной и революции и о том, как может помочь русскому писателю слаборазвитая фантазия. За последний месяц у Захара Прилепина вышли две книги: его собственная книга «Восьмерка», состоящая из маленьких повестей, и «Лимонка в тюрьму» — сборник текстов политзаключенных, который он составил с Э...
  (читать дальше)

В коллективе Центра драматургии и режиссуры произошел раскол
Часть труппы столичного Центра драматургии и режиссуры заявила о недоверии своим худруку и директору, внедрившим новые методы работы. Городские культурные власти в ответ поставили обоим жесткое условие – урегулировать конфликт до конца сезона. Часть коллектива московского Центра драматургии и режиссуры (ЦДР) выразила недоверие своему художественному руководителю Михаилу Угарову и директору Людмил...
  (читать дальше)

В прокат вышел фильм ужасов «Хижина в лесу»
В прокате «Хижина в лесу» — хоррор, который то ли впервые со времен «Крика» и «Ведьмы из Блэр» перезапускает жанр, то ли окончательно его закрывает. Пока сотрудники явно очень секретного центра (Ричард Дженкинс и другие) готовятся к чему-то серьезному и обсуждают конкуренцию с Японией, пятеро студентов отправляются на выходные в загородный дом, удачно изолированный от большого мира: дорогу к нему...
  (читать дальше)

В Москве вручили «Золотые маски»
В Москве прошла церемония вручения наград театрального фестиваля «Золотая маска». Впервые за 8 лет премия вручалась на сцене Большого театра – и принесла большие сюрпризы: в списке лауреатов предпочла мастерам новые имена. Режиссёром церемонии выступила режиссёр Нина Чусова, громко заявившая о себе в начале нулевых, но последние годы работающая в основном в провинции. Театр Чусовой всегда резок ...
  (читать дальше)

«Маппеты»: история, персонажи, выдающиеся эпизоды
В прокат выходит фильм «Маппеты», в котором Лягушонок Кермит, Мисс Пигги, Медведь Фоззи, Гонзо, Животное и другие герои легендарного телешоу объединяются, чтобы спасти свой театр от нефтяного магната. Мир Маппетов населяют безбашенные марионетки из телевизора: преимущественно звери и птицы, но есть и несколько существ, идентификация которых вызывает всеобщее затруднение. Если брать перечисленных...
  (читать дальше)