пятница, 2 декабря 2011 г.

В ГЦСИ открылась выставка «Внимание: восприятие требует соучастия» испанского художника Антони Мунтадаса

В ГЦСИ открылась выставка «Внимание: восприятие требует соучастия» испанского художника Антони МунтадасаВ ГЦСИ открылась выставка «Внимание: восприятие требует соучастия» испанского художника Антони Мунтадаса, много лет живущего в Нью-Йорке. К ретроспективному обзору своего творчества автор добавил свежий проект, посвященный московским очередям.

В современном испанском искусстве довольно сильна традиционная пластическая линия, берущая начало в живописи тамошних великих живописцев. Но для представительства на международной арене испанцы предпочитают выбирать художества другого рода. Антони Мунтадас принадлежит как раз к тем авторам, чьи работы символизируют постфранкистскую культурную парадигму. В 1970-е годы страна жаждала быстрых преобразований, в том числе в изобразительном искусстве, и Мунтадас сумел одним из первых протоптать тропинку в сферу глобализованного контемпорари-арта. Например, в 1976 году он участвовал в знаменитой кассельской «Документе» с видеоинсталляцией «Последние десять минут». Это произведение фигурирует и на нынешней выставке: три монитора транслируют ретро-новости, некогда позаимствованные из телевизионных эфиров Вашингтона, Касселя и Москвы.

Авторская мораль: различия в идеологиях и национальных менталитетах не мешают сближению медийных форматов. Последующие десятилетия сей вывод полностью подтвердили.

Антони Мунтадас в принципе склонен к исследованию банальностей. По этой причине в его работах бывает непросто вычленить креативную составляющую. Взять, скажем, его недавнее видео «О переводе: На обозрение», где в режиме нон-стоп транслируется бесконечная мизансцена с участием множества персонажей, предположительно пассажиров в японском аэропорту. Одни снуют по залу, другие что-то разглядывают сквозь стеклянную стену. Нет никакого события, а есть лишь упертость художника, решившего во что бы то ни стало следить за поведением толпы. Именно благодаря этой неотступности видеоролик начинает обретать признаки произведения искусства. Недаром Мунтадас вынес в заглавие экспозиции слоган про восприятие и соучастие. По сути, все его опусы требуют от зрителя максимальной вовлеченности и желания разобраться, что же все-таки автор подразумевал.

Стоит лишь ослабить заинтересованное внимание, как карета превращается в тыкву, то есть улетучивается магия искусства и остается набор тривиальных изображений.

Концептуальная подоплека у Мунтадаса настолько сильна, что он даже не особенно заморачивается производством собственных визуальных образов. Для него трактовка важнее исходного материала – так что за важность, откуда материал почерпнут. Вот и в новом фотографическом проекте «О переводе: Режим ожидания: Москва» он комбинирует собственноручную съемку с архивными кадрами. У них имеются свои авторы, которые педантично перечислены в аннотации, но совершенно понятно, что испанцу без разницы, кто конкретно запечатлевал очереди в мавзолей Ленина или в винный магазин. Его занимает сама по себе историческая привычка россиян выстраиваться друг за другом по всякому поводу. Сравнение советского прошлого с днем сегодняшним приводит Мунтадаса, а вслед за ним и зрителя к довольно оптимистическому заключению: московские очереди стали менее многолюдными, более расслабленными и похожими на любые другие в цивилизованном мире.

Нельзя сказать, впрочем, что мэтр зациклен на социально-политических аспектах.

Он берется за те сценарии, которые почему-то представляются ему любопытными. Например, Мунтадас бывает не прочь сосредоточиться на персональной психологии: возьмет да и зафиксирует жестикуляцию говорящего человека, не обращая внимания ни на мимику, ни на смысл произносимых фраз (видео «Портрет»). А иной раз озаботится вдруг созданием медитативных аллегорий, выстраивая инсталляции вроде «Сиесты», где на реальное кресло в белом чехле проецируются беззвучные кадры из старых кинофильмов. Но критика современных нравов остается его коньком. То он выпустит на улицы Нью-Йорка роскошный лимузин, на затемненные стекла которого изнутри салона проецируются надписи типа Power Symbol (документация этой акции на выставке прилагается), то обрушит сатирические стрелы на культ жестокого натурализма, царящий в средствах массовой информации (видеотриптих «Аплодисменты» представлял Испанию на Венецианской биеннале 2005 года). Так или иначе, говорить о фирменной манере или о круге излюбленных этим авторов сюжетов несколько затруднительно. Перепархивая с предмета на предмет, Мунтадас оставляет за собой траекторию, изгибами которой его персональный стиль и определяется.
Оригинальная статья

Поделитесь этой новостью с Вашими друзьями!

Ранее в рубрике "Живопись":

Возвращение "Бориса Годунова" на сцену Большого встретили с восторгом
Легендарный спектакль "Борис Годунов" Модеста Мусоргского в постановке 1948 года привлек необычайно много посетителей на свое триумфальное возвращение. Зрители до отказа заполнили историческое здание Большого театра, где 1 декабря произошло это знаменательное событие. Главный оперный шедевр "большого стиля" - первый из знаменитых больших спектаклей театра, вернувшихся после реконструкции на родну...
  (читать дальше)

В Москве открылась художественная ярмарка «Арт-Манеж-2011»
В Москве открылась художественная ярмарка «Арт-Манеж-2011», где основная ставка делается на традиционные формы искусства – живопись, графику и скульптуру. Несмотря на целый ряд интересных проектов, «Арт-Манежу» в целом так и не удается избавиться от засилья коммерческого салона. Про две будто бы конкурирующие институции – ярмарки «Арт-Москва» и «Арт-Манеж» – давно уже понятно, что никакие они в д...
  (читать дальше)

Завершилась неделя «русских торгов» в Лондоне
В Лондоне прошли торги русским искусством: было продано пять лотов-миллионников, а успехи небольших аукционных домов Bonhams и MacDougall`s затмили результаты Christie`s и Sotheby`s. В Лондоне завершилась традиционная осенне-зимняя неделя русских торгов – аукционов русской живописи и предметов искусства на площадках четырех аукционных домов – Christie`s, Sotheby`s, Bonhams и MacDougall`s. Торги п...
  (читать дальше)

Ярмарка искусства Art Basel Miami Beach отметит десятилетний юбилей
Арт-Базель Майами Бич (Art Basel Miami Beach), американская версия самой статусной европейской ярмарки искусства ХХ-ХXI веков которая ежегодно проходит в Базеле, откроется 1 декабря во Флориде в десятый раз, чтобы отпраздновать юбилей большим количеством культурных и светских мероприятий, сообщают ее организаторы на официальном сайте. Именно Art Basel Miami Beach, как и нью-йоркские торги соврем...
  (читать дальше)

Выходит документальный фильм Артема Лоскутова «Нефть в обмен на ничего»
Новосибирский художник Артем Лоскутов, создатель «Монстрации» и лауреат премии «Инновация», снял документальный фильм «Нефть в обмен на ничего». В день премьеры «Газета.Ru» побеседовала с автором картины о лозунге «Хватит кормить Москву», разбитых сибирских дорогах и кино как форме социального протеста. В 2004 году он впервые вывел на первомайскую демонстрацию в Новосибирске 80 человек под абсурд...
  (читать дальше)

Коллекция рисунков Бенуа продана в Лондоне за 2 млн фунтов
Продажа коллекции рисунков и театральных эскизов Александра Бенуа на аукционе русского искусства Sotheby`s в Лондоне получила статус "торгов белой перчатки" после того, как была продана во вторник на 100% по количеству лотов и их стоимости и собрала в общей сложности почти два миллиона фунтов стерлингов, говорится в сообщении аукциона. Коллекция из 127 работ охватывала весь творческий путь худож...
  (читать дальше)

"Войну" позвали курировать Берлинскую биеннале современного искусства
Прославившаяся радикальными акциями арт-группа "Война" приглашена в качестве сокуратора VII Берлинской биеннале современного искусства, которая пройдет с 27 апреля по 1 июля, сообщается на сайте организаторов проекта. "Война" вместе с основательницей "Фонда Лоры Палмер" Иоанной Варшей, занимавшейся проектами для Варшавского музея современного искусства и Центра Помпиду, вошла в состав кураторско...
  (читать дальше)

Попечитель галереи Тейт выступает с критикой ее главного спонсора
Художник и один из 13-ти попечителей галереи Тейт Патрик Брилл за несколько дней объявления финалиста британской самой значимой в области современного искусства премии Тернера (Turner Prize), учрежденной Тейт, выступил против сотрудничества галереи с нефтяным магнатом British Petroleum (BP), который является ее спонсором около 20 лет, сообщает издание The Independent. ВР - один из крупнейших спо...
  (читать дальше)

В Пушкинском музее открылась выставка «Уильям Блейк и британские визионеры»
Вслед за открытием выставки Караваджо ГМИИ им. А. С. Пушкина вывел на свою авансцену еще одного знаменитого автора. Гастрольная экспозиция «Уильям Блейк и британские визионеры» посвящена творчеству самого загадочного художника туманного Альбиона. «Милый Агнец, расскажи, кем ты создан, расскажи? Из каких ты вышел рук? Кто тебя привел на луг? Кто пушок придумал твой, чистый, мягкий, золотой?...» Ви...
  (читать дальше)
Выставка Ай Вэйвэя в Мультимедиа Арт Музее
К финалу «Фотобиеннале-2012» Мультимедиа Арт Музей приберег фотовыставку Ай Вэйвэя, одного из самых известных в мире китайских художников, – 220 фотографий, сделанные им в 1983–1993 годах во время жизни в Нью-Йорке. Строго говоря, Ай Вэйвэй не фотограф, хотя в 1970-х и учился в Пекинской киношколе вместе будущими звездами китайской волны 1990-х Чен Кайге и Чжан Имоу – их тоже можно увидеть на нью...
  (читать дальше)

«Свидание» Юсупа Бахшиева вышло в прокат
В прокат выходит «Свидание» – нескладная, но любовно сделанная алкогольно-романтическая комедия по мотивам старого фильма с Уиллисом и Бессинджер. Главный герой Дима (вокалист группы Uma2rmaH Владимир Кристовский) – ожившее объявление из рубрики знакомств. Перспективный молодой нейрохирург, аккуратная геологическая борода, в которой как бы кроется обязательность, не женат, не встречается, с ж/п,...
  (читать дальше)

Каннский кинофестиваль объявил программу основного конкурса 2012 года
65-й Каннский кинофестиваль объявил программу. Фильмом открытия станет «Королевство полной луны» Уэса Андерсона, а закрытия — экранизация Франсуа Мориака «Тереза Дескейру» недавно скончавшегося Клода Миллера. Россию в конкурсе представит Сергей Лозница. Каннский фестиваль пристрастен и верен своим героям. В этом году это правило получило очередное подтверждение: в одном списке оказались самые гро...
  (читать дальше)

В ГМИИ им. Пушкина открылась выставка «Портреты коллекционеров»
Лучшие образцы русского и европейского искусства из собраний Ильи Глазунова и Петра Авена в ГМИИ: сезон мероприятий к столетнему юбилею музея Пушкина открывает выставка «Портреты коллекционеров». Экспозицию «Портреты коллекционеров», на днях открывшуюся в отделе личных коллекций ГМИИ им. Пушкина, смело можно назвать обязательной для просмотра: здесь можно увидеть шедевры, обычно широкой публике н...
  (читать дальше)

Интервью с генеральным секретарем «DOCOMOMO-Россия» Анной Броновицкой
Генеральный секретарь российского отделения международной организации по охране архитектурных памятников DOCOMOMO Анна Броновицкая рассказала «Газете.Ru» о том, что происходит с павильонами ВВЦ, почему не реставрируются Дом Наркомфина и о том, чего добилась ее организация за год своей работы. В Международный день памятников, отмечавшийся в среду, год своей деятельности отметила российская секция ...
  (читать дальше)

Интервью Захара Прилепина
Захар Прилепин рассказал «Газете.Ru» о новой книге «Восьмерка», о превращениях героев его «Саньки» в эпоху Болотной и революции и о том, как может помочь русскому писателю слаборазвитая фантазия. За последний месяц у Захара Прилепина вышли две книги: его собственная книга «Восьмерка», состоящая из маленьких повестей, и «Лимонка в тюрьму» — сборник текстов политзаключенных, который он составил с Э...
  (читать дальше)

В коллективе Центра драматургии и режиссуры произошел раскол
Часть труппы столичного Центра драматургии и режиссуры заявила о недоверии своим худруку и директору, внедрившим новые методы работы. Городские культурные власти в ответ поставили обоим жесткое условие – урегулировать конфликт до конца сезона. Часть коллектива московского Центра драматургии и режиссуры (ЦДР) выразила недоверие своему художественному руководителю Михаилу Угарову и директору Людмил...
  (читать дальше)

В прокат вышел фильм ужасов «Хижина в лесу»
В прокате «Хижина в лесу» — хоррор, который то ли впервые со времен «Крика» и «Ведьмы из Блэр» перезапускает жанр, то ли окончательно его закрывает. Пока сотрудники явно очень секретного центра (Ричард Дженкинс и другие) готовятся к чему-то серьезному и обсуждают конкуренцию с Японией, пятеро студентов отправляются на выходные в загородный дом, удачно изолированный от большого мира: дорогу к нему...
  (читать дальше)

В Москве вручили «Золотые маски»
В Москве прошла церемония вручения наград театрального фестиваля «Золотая маска». Впервые за 8 лет премия вручалась на сцене Большого театра – и принесла большие сюрпризы: в списке лауреатов предпочла мастерам новые имена. Режиссёром церемонии выступила режиссёр Нина Чусова, громко заявившая о себе в начале нулевых, но последние годы работающая в основном в провинции. Театр Чусовой всегда резок ...
  (читать дальше)

«Маппеты»: история, персонажи, выдающиеся эпизоды
В прокат выходит фильм «Маппеты», в котором Лягушонок Кермит, Мисс Пигги, Медведь Фоззи, Гонзо, Животное и другие герои легендарного телешоу объединяются, чтобы спасти свой театр от нефтяного магната. Мир Маппетов населяют безбашенные марионетки из телевизора: преимущественно звери и птицы, но есть и несколько существ, идентификация которых вызывает всеобщее затруднение. Если брать перечисленных...
  (читать дальше)