четверг, 29 декабря 2011 г.

В Большом театре прошел вечер балетов Ролана Пети

В Большом театре прошел вечер балетов Ролана ПетиГала-концертом балета Большой театр помянул знаменитого французского хореографа Ролана Пети, скончавшегося летом этого года в возрасте 87 лет. В честь мастера давали его постановки «Арлезианка» и «Юноша и смерть», а также балетный дивертисмент.

Биография Ролана Пети — сама по себе роман. У него даже был автобиографический моноспектакль, показанный и в России, где мэтр вспоминал общение со знаменитыми людьми. Кого он только не знавал! Пикассо и Сен-Лорана, Сименона и Макса Эрнста, Мэрилин Монро и Жана Ануя… А началось все во время войны. В годы оккупации, с их лишениями и комендантским часом, юный Пети, заболевший танцем, учился в школе при Парижской опере. Сценический дебют пришелся на 1943 год, тогда же был поставлен и первый балет.

После войны Пети создал собственную, недолго прожившую труппу, прославился, делал танцы в Голливуде (в том числе для Фреда Астера), ставил балеты везде — от Пекина до Лондона, работал со многими звездами — от Жана Бабиле до Марго Фонтейн и Михаила Барышникова. Приходил на работу в Парижскую оперу, и уходил из нее, и снова возвращался. Выстраивал карьеру жены — балерины, певицы и актрисы мюзик-холла Зизи Жанмер (на московском вечере зачитали ее приветственное письмо). И 25 лет возглавлял Марсельский балет.

Трудно найти более всеядного мастера. Пети ставил балеты сюжетные и бессюжетные, психологические и формалистические, малые и большие, классические и эстрадные, серьезные и веселые. Его постановки, как правило, народны в хорошем смысле слова: доступность сочетается с французским шиком, а эмоциональность манеры — с рациональным освоением стилей танца XX века.

Из наследия хореографа Большой театр выбрал два коротких трагических опуса.

В молодости Пети увлекался экзистенциализмом и думал, что бытие вполне бессмысленно, но крайне эмоционально. В 1946 году он вместе с Жаном Кокто сделал свой самый знаменитый балет «Юноша и смерть», где действует обессилевший от жизни богемный житель парижской мансарды. Балет, числящийся в афише ГАБТа, начинается с пронзительного танцевального монолога, когда герой нервно курит, в истерике швыряет стулья и яростно танцует на столе. Продолжается стычкой с приходящей красоткой, издевающейся над героем (Екатерина Шипулина эффектно сыграла парижскую стерву). И заканчивается самоубийством героя на виселице, причем любовница появится еще раз — в виде Смерти. Второй опус, «Арлезианка» 1974 года, для театра новый, но это тоже история про суицид. Странно, что, составляя программу, в Большом не заметили столь убийственного (в прямом смысле) сгущения. Многовато оказалось трупов перед Новым годом. Можно было бы взять и иного Пети — ведь он сочинил более 150 балетов.

Ради участия в вечере в Большой прибыли Наталья Осипова и Иван Васильев — те самые не так давно покинувшие театр солисты, вокруг ухода которых из труппы раздули неимоверный шум. Их присутствие послужило приманкой для публики: ведь никто не знает, когда народные любимцы выступят в ГАБТе в следующий раз.

Васильев, творчески обласканный Роланом Пети в его последние годы жизни, вышел на сцену дважды. Его герой в «Юноше и смерти» был по-мальчишески прямолинеен:

прыжки до потолка забавно символизировали уровень протеста, а вешался этот юноша от детского максимализма и вселенской обиды непонятно на что.

Нечто подобное было и в «Арлезианке» по драме Альфонса Доде, разыгранной в пейзаже ван Гога и с музыкой Бизе. Васильев старательно изображал парня с французского юга в апогее душевных метаний. Его простоватого героя душило чувство любви, хотя воспитанием было предписано презрение: малый тщетно мечтал о девушке свободного поведения из Арля, реально отсутствующей в спектакле. Потанцевав что-то фольклорное с соседями-крестьянами и оттолкнув преданную, но постылую невесту, герой Васильева исполнил душераздирающее соло и смачно выпрыгнул из окна.

Балеты о невыносимости жизни дополнили дивертисментом, который разрядил атмосферу.

Ведь Пети не только исследовал пограничные ситуации. Он воспевал жизнь в ее психологическом и чувственном апогее.

Взять, например, фрагмент из «Кармен», не смертельный финал, а разгар истории, когда героиня еще любит героя. Тут царила Наталья Осипова, подтвердив репутацию самой темпераментной балерины: из-под ног ее сердцеедки-цыганки, казалось, брызгали искры. Это была не женщина с прошлым, какой нередко танцуют Кармен, а угловатый подросток с бушующими гормонами, которому интересно попробовать новую забаву — соблазнение.

Начинающая балерина Ольга Смирнова, которую ГАБТ сманил из Петербурга, покорила совсем другим. Ее танец в отрывке из балета «Моя Павлова» был похож на дворец отменных пропорций, где все выверено по циркулю, но холодности нет, а есть ощущение прекрасной формы. Балет «Собор Парижской Богоматери» был представлен популярным в сборных концертах дуэтом, где Пети столкнул красавицу и чудовище: плачущий Квазимодо (Михаил Лобухин) убаюкивал бодрую Эсмеральду (Мария Александрова). Дуэт из балета «Пруст» тоже известен как шлягер на тему сна: герой Марсель наблюдает Альбертину спящей, воображая даму в своих объятиях и терзаясь одновременно ревностью и страстью. Тут была незаменима Светлана Лунькина, которой образ вечно ускользающей красоты дается как родной, а музыка Сен-Санса дает возможность поупражняться в теме «любовь-тюрьма». Финал дивертисмента доверили Николаю Цискаридзе: он темпераментно, с бешено сверкающими глазами, изобразил душевную черствость Германа из балета «Пиковая дама», домогающегося карточного секрета у старой графини (Илзе Лиепа).

Почему Большой устроил такой вечер? Наверно, потому что Пети и Россия — отдельная и большая глава жизни хореографа. В балетах мэтра самовыражались Плисецкая, Максимова, Лопаткина, Владимир Васильев. В Большом в разные годы шли постановки Пети — «Сирано де Бержерак», «Пиковая дама», «Пассакалия», «Собор Парижской Богоматери». Балетные учителя у молодого Пети были русские: после уроков в школе мальчик бегал к ним на дополнительные занятия. Пети сделал балет о Маяковском и дружил с Нуреевым. Говорят, что в последний год жизни он обдумывал спектакль о Пушкине. Жаль, что не вышло. Так и видишь балетного премьера в бакенбардах, стреляющего в Дантеса пируэтом.
Оригинальная статья

Поделитесь этой новостью с Вашими друзьями!

Ранее в рубрике "Театр":

Большой театр вспоминает Ролана Пети
Вечер памяти величайшего балетмейстера ХХ века Ролана Пети стриумфом прошел всреду вБольшом театре. Вечер начался спослания главной музы Пети, блистательной балерины иего обожаемой супруги Зизи Жанмэр, которое зачитала сосцены пресс-атташе Большого театра Екатерина Новикова. Зизи Жанмэр извинялась, что попричине плохого самочувствия несмогла приехать вМоскву наэтот праздник вчесть Ролана Пети иб...
  (читать дальше)

Худрук Маяковки видит в новом директоре практичного единомышленника
Новый директор московского театра им. Маяковского Леонид Ошарин, назначенный столичным департаментом культуры вместо Евгении Куриленко, решит проблемы скапитальным ремонтом здания, считает худрук театра Миндаугас Карбаускис. В среду стало известно, что руководитель департамента культуры Москвы Сергей Капков подписал приказ оназначении Леонида Ошарина, который работал втеатре Et Cetera, надолжнос...
  (читать дальше)

Интервью с Сашей Денисовой, автором спектакля «Маяковский идет за сахаром «
Автор спектакля «Маяковский идет за сахаром « Саша Денисова рассказала «Парку культуры» о соотношении документального и художественного в новой работе, процессе совместных поисков отношений поэта с его друзьями и современниками и о том, что значит сахар в жизни человека. В театре имени Маяковского прошла премьера спектакля под названием «Маяковский идет за сахаром». Его поставил молодой режиссер ...
  (читать дальше)

Путин поздравил театр "Ромэн" с 80-летием со дня основания
Премьер-министр Владимир Путин поздравил коллектив музыкально-драматического цыганского театра "Ромэн" с 80-летием со дня основания театра, сообщает в среду пресс-служба правительства. "Ромэн" всегда славился ярким и одаренным актерским составом, сильной режиссурой, прекрасным, насыщенным репертуаром. Здесь всегда царил дух свободного творчества, глубокое уважение и доверие к своему зрителю. Сце...
  (читать дальше)

Режиссер Анатолий Васильев встретится с москвичами впервые за пять лет
Первое запять лет выступление знаменитого театрального режиссера Анатолия Васильева, который согласился вернуться вРоссию ивозглавить школу-лабораторию театра вМоскве, пройдет наплощадке столичного центра дизайна Artplay всреду, сообщили РИА Новости впресс-службе школы кино прицентре. Помимо дискуссии срежиссером, модератором которой будет Зара Абдулаева, покажут «Медея. Материал», снятый Василь...
  (читать дальше)

Вечер памяти Ролана Пети пройдет в Большом театре
Вечер памяти Ролана Пети (Roland Petit), скончавшегося летом на88-м году жизни, пройдет вБольшом театре, набалет которого хореограф оказал существенное влияние. Пети признан одним изсамых величайших хореографов, его балеты были поставлены навсех ведущих сценах мира. Особую роль он сыграл дляРоссии, вчастности, дляБольшого театра, где ставил несколько спектаклей, втом числе «Гибель розы» 1973 год...
  (читать дальше)

Театр Дурова накануне столетия просит денег на животных и новое здание
Театр "Уголок дедушки Дурова", который 8 января отметит столетний юбилей, нуждается в дополнительных средствах на покупку животных и просит властей Москвы разрешить строительство нового здания на выделенной под него территории, рассказал РИА Новости в преддверии праздника руководитель театра, режиссер и потомственный дрессировщик Юрий Дуров. По его словам, единственный в мире театр, где главными...
  (читать дальше)

Власти Москвы будут развивать непопулярные столичные театры
Власти Москвы намерены повышать популярность городских театров, и ни один из них не будет закрыт, сообщил руководитель столичного департамента культуры Сергей Капков в интервью газете "Известия", опубликованном во вторник. "Мэр ставит задачу часть из них реконструировать, часть - отремонтировать, оборудовать нормальной вентиляцией. Но главное - помочь вдохнуть жизнь в театры, на содержание котор...
  (читать дальше)

Анатолий Васильев откроет школу-лабораторию театра по приезде в Москву
Научно-исследовательский центр "Кафедра лабораторных исследований теории и техник театра" возглавит режиссер Анатолий Васильев, который в ноябре объявил о согласии вернуться в Москву, в историческое здание театра на Поварской, сообщила РИА Новости в понедельник заместитель руководителя департамента культуры Евгения Шерменева. "Еще осенью 2011 года выдающийся режиссер Анатолий Васильев получил оф...
  (читать дальше)
Выставка Ай Вэйвэя в Мультимедиа Арт Музее
К финалу «Фотобиеннале-2012» Мультимедиа Арт Музей приберег фотовыставку Ай Вэйвэя, одного из самых известных в мире китайских художников, – 220 фотографий, сделанные им в 1983–1993 годах во время жизни в Нью-Йорке. Строго говоря, Ай Вэйвэй не фотограф, хотя в 1970-х и учился в Пекинской киношколе вместе будущими звездами китайской волны 1990-х Чен Кайге и Чжан Имоу – их тоже можно увидеть на нью...
  (читать дальше)

«Свидание» Юсупа Бахшиева вышло в прокат
В прокат выходит «Свидание» – нескладная, но любовно сделанная алкогольно-романтическая комедия по мотивам старого фильма с Уиллисом и Бессинджер. Главный герой Дима (вокалист группы Uma2rmaH Владимир Кристовский) – ожившее объявление из рубрики знакомств. Перспективный молодой нейрохирург, аккуратная геологическая борода, в которой как бы кроется обязательность, не женат, не встречается, с ж/п,...
  (читать дальше)

Каннский кинофестиваль объявил программу основного конкурса 2012 года
65-й Каннский кинофестиваль объявил программу. Фильмом открытия станет «Королевство полной луны» Уэса Андерсона, а закрытия — экранизация Франсуа Мориака «Тереза Дескейру» недавно скончавшегося Клода Миллера. Россию в конкурсе представит Сергей Лозница. Каннский фестиваль пристрастен и верен своим героям. В этом году это правило получило очередное подтверждение: в одном списке оказались самые гро...
  (читать дальше)

В ГМИИ им. Пушкина открылась выставка «Портреты коллекционеров»
Лучшие образцы русского и европейского искусства из собраний Ильи Глазунова и Петра Авена в ГМИИ: сезон мероприятий к столетнему юбилею музея Пушкина открывает выставка «Портреты коллекционеров». Экспозицию «Портреты коллекционеров», на днях открывшуюся в отделе личных коллекций ГМИИ им. Пушкина, смело можно назвать обязательной для просмотра: здесь можно увидеть шедевры, обычно широкой публике н...
  (читать дальше)

Интервью с генеральным секретарем «DOCOMOMO-Россия» Анной Броновицкой
Генеральный секретарь российского отделения международной организации по охране архитектурных памятников DOCOMOMO Анна Броновицкая рассказала «Газете.Ru» о том, что происходит с павильонами ВВЦ, почему не реставрируются Дом Наркомфина и о том, чего добилась ее организация за год своей работы. В Международный день памятников, отмечавшийся в среду, год своей деятельности отметила российская секция ...
  (читать дальше)

Интервью Захара Прилепина
Захар Прилепин рассказал «Газете.Ru» о новой книге «Восьмерка», о превращениях героев его «Саньки» в эпоху Болотной и революции и о том, как может помочь русскому писателю слаборазвитая фантазия. За последний месяц у Захара Прилепина вышли две книги: его собственная книга «Восьмерка», состоящая из маленьких повестей, и «Лимонка в тюрьму» — сборник текстов политзаключенных, который он составил с Э...
  (читать дальше)

В коллективе Центра драматургии и режиссуры произошел раскол
Часть труппы столичного Центра драматургии и режиссуры заявила о недоверии своим худруку и директору, внедрившим новые методы работы. Городские культурные власти в ответ поставили обоим жесткое условие – урегулировать конфликт до конца сезона. Часть коллектива московского Центра драматургии и режиссуры (ЦДР) выразила недоверие своему художественному руководителю Михаилу Угарову и директору Людмил...
  (читать дальше)

В прокат вышел фильм ужасов «Хижина в лесу»
В прокате «Хижина в лесу» — хоррор, который то ли впервые со времен «Крика» и «Ведьмы из Блэр» перезапускает жанр, то ли окончательно его закрывает. Пока сотрудники явно очень секретного центра (Ричард Дженкинс и другие) готовятся к чему-то серьезному и обсуждают конкуренцию с Японией, пятеро студентов отправляются на выходные в загородный дом, удачно изолированный от большого мира: дорогу к нему...
  (читать дальше)

В Москве вручили «Золотые маски»
В Москве прошла церемония вручения наград театрального фестиваля «Золотая маска». Впервые за 8 лет премия вручалась на сцене Большого театра – и принесла большие сюрпризы: в списке лауреатов предпочла мастерам новые имена. Режиссёром церемонии выступила режиссёр Нина Чусова, громко заявившая о себе в начале нулевых, но последние годы работающая в основном в провинции. Театр Чусовой всегда резок ...
  (читать дальше)

«Маппеты»: история, персонажи, выдающиеся эпизоды
В прокат выходит фильм «Маппеты», в котором Лягушонок Кермит, Мисс Пигги, Медведь Фоззи, Гонзо, Животное и другие герои легендарного телешоу объединяются, чтобы спасти свой театр от нефтяного магната. Мир Маппетов населяют безбашенные марионетки из телевизора: преимущественно звери и птицы, но есть и несколько существ, идентификация которых вызывает всеобщее затруднение. Если брать перечисленных...
  (читать дальше)