понедельник, 19 декабря 2011 г.

В Большом театре проходят гастроли балета театра «Ла Скала «

В Большом театре проходят гастроли балета театра «Ла Скала «Выступлениями балета из Милана в Москве завершается культурный Год Италии в России. Балетная труппа театра «Ла Скала» уже станцевала «Эксельсиор» – первый из двух балетов гастрольной программы. Впереди – «Сон в летнюю ночь».

Сначала о том, что будет. Шекспировский балет стоит смотреть – его поставил Джордж Баланчин, маг и волшебник мирового балета, русский американец, родившийся в Петербурге и учившийся в Императорском балетном училище. Потом было бегство из революционной страны, работа в антрепризе Дягилева – и приглашение в США, где на Баланчина возложили задачу: ни много ни мало создать американский классический балет. И он создал, да так, что балеты Мистера Би и спустя много лет после его смерти идут по миру.

Миланский театр приобрел один из немногих сюжетных спектаклей Баланчина, поставленный на музыку Мендельсона (да-да, «Свадебный марш» будет, и как раз на свадьбе).

Параллельные истории любви жителей фэнтезийных Афин и страсти мира духов-фэйри хореограф использовал как повод для изумительных танцев, от которых разбегаются глаза: танец комический и лирический, нежный и торжественный, характерный и академический. Всякий.

«Эксельсиор» – вещь по-своему тоже изумительная. Это реконструкция итальянского балета 1881 года, и такого сгустка глупости на квадратный сантиметр надо поискать.

Но в этом есть притяжение для многих современников: в определенных художественных кругах сейчас модно умиляться китчу – чем больше, тем лучше. А старинная балетная феерия по определению подарит тонны. Таков уж этот жанр. Самое парадоксальное, что «Эксельсиор» возник из комплекса вины. Его автор Луиджи Манцотти на практике усилил несообразности позднего балетного академизма. А в теории он, наоборот, хотел расправиться с распространенным мнением, что балет – формально бесполезное украшение.

К концу XIX века канули в Лету времена, когда романтические спектакли (типа «Сильфиды» или «Жизели») входили в резонанс с общественным мнением.

В эпоху тургеневского Базарова все мечтали резать лягушек и приносить конкретную пользу. Классический балет, с его идеальными вневременными флюидами, в таком деле не помощник. На улице могло твориться черт знает что, а российский Императорский театр жил замкнутой красивой жизнью и не вел ни ухом, ни рылом.

Вот представьте себе: актуальные художники того времени – передвижники, о которых активно спорят, будоражат общество обличением его пороков. На свет рождается «Последний кабак у заставы» или на худой конец «Неравный брак». А балет исправно выдает какую-нибудь «Голубую георгину» или «Дочь фараона», где пляшет ожившая египетская мумия. Недаром это отвлеченное от буквальной реальности искусство ненавидели революционные демократы. Некрасов и Салтыков-Щедрин посвятили ему много негодующих и язвительных строк. Почти никого не волновало, что главная ценность балета – не в либретто, а в танце. Позитивистское сознание такие истины не приемлет.

В Италии к моменту создания «Эксельсиора» было то же самое, только хуже.

Увлечение прямолинейными аллегориями перешло все границы, бессюжетных балетов тогда не ставили, процветала чистая развлекательность. Смысл постановок понемногу утек в никуда, поскольку уровень хореографии резко упал. Но общественный темперамент балетмейстера Луиджи Манцотти не позволял примириться с тем, что танец в «Ла Скала» считался второсортным приложением к опере. Манцотти не думал реформировать лексику, композицию и режиссуру балета. Он, как и Некрасов, наивно полагал, что дело в литературном содержании. Замените сильфиду на паровоз – и сама собой появится актуальность. Так новое вино влили в старые мехи. И не беда, что ловкий автор использовал идею «пропагандистского балета» для создания выгодного коммерческого шоу. В 1974 году хореограф Уго дель Арра как мог восстановил (точнее, стилизовал) масштабный спектакль. Убрав при этом многих из 600 персонажей и сократив живых волов, слонов и лошадей, наводнявших премьеру.

Развеселый туризм по странам и эпохам начинается с Испании времен инквизиции. На авансцене корчится мужская фигура в черном трико с нарисованным спереди скелетом. Это Обскурантизм, который держит в оковах Свет прогресса – девицу на пуантах и в белом платье. Конечно, оковы рухнут, и свобода нас встретит радостно у входа.

Вы увидите густонаселенный Дворец гениев, где пляшут достижения цивилизации в псевдоантичных одеждах – Наука, Индустриализация, Изобретение, Земледелие;

танец достаточно виртуозный – в эпоху создания «Эксельсиора» итальянские балерины славились техникой. Обскурантизм мешает применению чудо-новинки – парохода, пытается предотвратить изобретение электрического разряда, негодует по поводу открытия Суэцкого канала и противодействует копанию тоннеля через Альпы. Но молодая и красивая Прогресс все время ему мешает.

Танцуют моряки и солдаты, арабы и европейцы, рабы и горняки, почтальоны и поселяне. Бодро шастают кафешантанные красотки в дезабилье и юноши в облике телеграмм-молний.

Свет высоко поднимает ногу и кончиком пуанта почти бьет разъяренный Обскурантизм по лбу. В финале земля под злодеем расступается, и Гений зла проваливается в преисподнюю.

Объединенная Европа (то есть дефиле разодетых девиц с национальными флагами в руках) ликует. Ну чистый Дубоссарский. Или Комар и Меламид. Только, кажется, всерьез.

Все это длится под музыку (польки, марши и галопчики), рядом с которой «Чижик-Пыжик» – мелодия на века. Пестрейшая сценография вырви-глаз, конечно, типична для времени создания. Кто-то этим умилится: ах, эклектика! Но не всякая эклектика хороша лишь по факту исторического существования. И впечатляет убийственная сдержанность, с которой миланская труппа проделывает этот канкан, словно перед нами священнодействие, а не картинка для релакса.

Беда в том, что «Эксельсиор» способен основательно подпортить репутацию классическому балету. Теперешняя «продвинутая» молодежь и так в балет не ходит: больно старомодное искусство, к тому же требующее невиданного для поколения соцсетей усилия – неторопливого созерцания. А тут еще лубочное ревю, в котором что ни мысль, то умора. С другой стороны, смех этот опус и спасает. В Большом театре не часто удается от души поржать.
Оригинальная статья

Поделитесь этой новостью с Вашими друзьями!

Ранее в рубрике "Театр":

Выбор РИА Новости: главные события 2011 года в культуре
. Год выдался урожайным по части громких премьер и открытий: в сопровождении неизбежных скандалов заработала историческая сцена Большого, кинопроект памяти Высоцкого наконец представили зрителям; неожиданными стали некоторые решения государства и рокировка известных личностей: внезапно проблемы аниматоров превратились во вполне конкретную бюджетную статью, группа "Война", весь год увертываясь от п...
  (читать дальше)

"Политеатр" внедрит современное искусство в Политехнический музей
Науку и современное искусство объединит совместный проект театра "Практика" и Политехнического музея - "Политеатр", который будет запущен продюсером и режиссером Эдуардом Бояковым 29 февраля 2012 года, сообщили РИА Новости в пресс-службе "Практики". "Мы хотим построить театр нового поколения и в технологическом, и в социальном, и в творческом смыслах", - прокомментировал РИА Новости Бояков, доба...
  (читать дальше)

Шоу Запашных "Легенда" в день премьеры посмотрели 12 тысяч зрителей
Громкие овации полного зала Малой арены спорткомплекса "Лужники" стали наградой "Цирку братьев Запашных", который отработал в субботу вечером второе премьерное представление нового театрализованного шоу "Легенда". Эдгард Запашный поблагодарил зрителей и попросил отпустить артистов поспать впервые за трое суток, передает корреспондент РИА Новости. Уже четвертый год на новогодние праздники знамени...
  (читать дальше)

Сезария Эвора сделала музыку островов Зеленого мыса всемирным трендом
"Босоногая дива" Сезария Эвора, которая скончалась в субботу в Кабо-Верде в возрасте 70 лет, вывела музыку своих родных островов Зеленого мыса на мировой уровень благодаря своему таланту и зародившейся тоске по искренности в музыкальной среде, отравленной бездушностью изъезженных жанров, считают российские музыкальные критики. Посмотрите фотоленту "Сезария Эвора - босоногая певица с Островов Зел...
  (читать дальше)

Умерла певица Сезария Эвора
17 декабря, на 71 году жизни скончалась знаменитая певица Сезария Эвора В субботу, 17 декабря скончалась певица Сезария Эвора, всемирно известная исполнительница морнов — народных песен жителей островов Зеленого мыса. Певица умерла в городе Сен-Винсенте, у себя на родине. В 2010 году певица отложила на длительный срок часть своих выступлений из-за проблем с сердцем и дыханием, а в сентябре 2011 г...
  (читать дальше)

Музыкальную сказку по Андерсену "Огниво" покажет театр Дуровой
Музыкальный спектакль "Огниво" по сказке Ганса-Христиана Андерсена, премьера которого пройдет в субботу, приготовил юным зрителям "Театриум на Серпуховке" под руководством Терезы Дуровой, сообщили РИА Новости в пресс-службе театра. Поэтическая история о любви обыкновенного солдата и капризной принцессы, наполненная волшебными персонажами и загадочными событиями, идет в сопровождении живого оркес...
  (читать дальше)

Ледовое шоу "Спящая красавица" стало триумфом Слуцкой
Премьера ледового мюзикла "Спящая красавица", состоявшаяся в пятницу в "Лужниках", запомнилась зрителям виртуозной актерской игрой Ирины Слуцкой, необычными акробатическими номерами на коньках и мощным белоснежным конем, который особенно радовал маленьких зрителей, передает корреспондент РИА Новости. Выход на лед в роли злой феи Карабос чемпионки мира Ирины Слуцкой, единственной звезды фигурного...
  (читать дальше)

Андрей Князев объявил об уходе из группы "Король и Шут"
Один из основателей, вокалист и автор большинства текстов панк-рок группы "Король и Шут" Андрей Князев объявил в пятницу о своем уходе из коллектива ради сольного творчества, сообщается на официальном сайте нового проекта музыканта "КняZz". "Это и желанное, и вынужденное решение. Сольную работу я вел на протяжении всей истории "Короля и Шута". В приоритете всегда была творческая деятельность в "...
  (читать дальше)

Выставка "Архитектура пламени" расскажет о лучших балетах Григоровича
Ретроспектива творчества балетмейстера Юрия Григоровича представлена на выставке "Архитектура пламени", посвященной 85-летию хореографа, в столичном Театральном музее имени Бахрушина, сообщили РИА Новости в пресс-центре музея. "В создании выставки мы не следовали хронологической последовательности творческого и жизненного пути Юрия Николаевича, - рассказала РИА Новости куратор выставки Надежда С...
  (читать дальше)
Выставка Ай Вэйвэя в Мультимедиа Арт Музее
К финалу «Фотобиеннале-2012» Мультимедиа Арт Музей приберег фотовыставку Ай Вэйвэя, одного из самых известных в мире китайских художников, – 220 фотографий, сделанные им в 1983–1993 годах во время жизни в Нью-Йорке. Строго говоря, Ай Вэйвэй не фотограф, хотя в 1970-х и учился в Пекинской киношколе вместе будущими звездами китайской волны 1990-х Чен Кайге и Чжан Имоу – их тоже можно увидеть на нью...
  (читать дальше)

«Свидание» Юсупа Бахшиева вышло в прокат
В прокат выходит «Свидание» – нескладная, но любовно сделанная алкогольно-романтическая комедия по мотивам старого фильма с Уиллисом и Бессинджер. Главный герой Дима (вокалист группы Uma2rmaH Владимир Кристовский) – ожившее объявление из рубрики знакомств. Перспективный молодой нейрохирург, аккуратная геологическая борода, в которой как бы кроется обязательность, не женат, не встречается, с ж/п,...
  (читать дальше)

Каннский кинофестиваль объявил программу основного конкурса 2012 года
65-й Каннский кинофестиваль объявил программу. Фильмом открытия станет «Королевство полной луны» Уэса Андерсона, а закрытия — экранизация Франсуа Мориака «Тереза Дескейру» недавно скончавшегося Клода Миллера. Россию в конкурсе представит Сергей Лозница. Каннский фестиваль пристрастен и верен своим героям. В этом году это правило получило очередное подтверждение: в одном списке оказались самые гро...
  (читать дальше)

В ГМИИ им. Пушкина открылась выставка «Портреты коллекционеров»
Лучшие образцы русского и европейского искусства из собраний Ильи Глазунова и Петра Авена в ГМИИ: сезон мероприятий к столетнему юбилею музея Пушкина открывает выставка «Портреты коллекционеров». Экспозицию «Портреты коллекционеров», на днях открывшуюся в отделе личных коллекций ГМИИ им. Пушкина, смело можно назвать обязательной для просмотра: здесь можно увидеть шедевры, обычно широкой публике н...
  (читать дальше)

Интервью с генеральным секретарем «DOCOMOMO-Россия» Анной Броновицкой
Генеральный секретарь российского отделения международной организации по охране архитектурных памятников DOCOMOMO Анна Броновицкая рассказала «Газете.Ru» о том, что происходит с павильонами ВВЦ, почему не реставрируются Дом Наркомфина и о том, чего добилась ее организация за год своей работы. В Международный день памятников, отмечавшийся в среду, год своей деятельности отметила российская секция ...
  (читать дальше)

Интервью Захара Прилепина
Захар Прилепин рассказал «Газете.Ru» о новой книге «Восьмерка», о превращениях героев его «Саньки» в эпоху Болотной и революции и о том, как может помочь русскому писателю слаборазвитая фантазия. За последний месяц у Захара Прилепина вышли две книги: его собственная книга «Восьмерка», состоящая из маленьких повестей, и «Лимонка в тюрьму» — сборник текстов политзаключенных, который он составил с Э...
  (читать дальше)

В коллективе Центра драматургии и режиссуры произошел раскол
Часть труппы столичного Центра драматургии и режиссуры заявила о недоверии своим худруку и директору, внедрившим новые методы работы. Городские культурные власти в ответ поставили обоим жесткое условие – урегулировать конфликт до конца сезона. Часть коллектива московского Центра драматургии и режиссуры (ЦДР) выразила недоверие своему художественному руководителю Михаилу Угарову и директору Людмил...
  (читать дальше)

В прокат вышел фильм ужасов «Хижина в лесу»
В прокате «Хижина в лесу» — хоррор, который то ли впервые со времен «Крика» и «Ведьмы из Блэр» перезапускает жанр, то ли окончательно его закрывает. Пока сотрудники явно очень секретного центра (Ричард Дженкинс и другие) готовятся к чему-то серьезному и обсуждают конкуренцию с Японией, пятеро студентов отправляются на выходные в загородный дом, удачно изолированный от большого мира: дорогу к нему...
  (читать дальше)

В Москве вручили «Золотые маски»
В Москве прошла церемония вручения наград театрального фестиваля «Золотая маска». Впервые за 8 лет премия вручалась на сцене Большого театра – и принесла большие сюрпризы: в списке лауреатов предпочла мастерам новые имена. Режиссёром церемонии выступила режиссёр Нина Чусова, громко заявившая о себе в начале нулевых, но последние годы работающая в основном в провинции. Театр Чусовой всегда резок ...
  (читать дальше)

«Маппеты»: история, персонажи, выдающиеся эпизоды
В прокат выходит фильм «Маппеты», в котором Лягушонок Кермит, Мисс Пигги, Медведь Фоззи, Гонзо, Животное и другие герои легендарного телешоу объединяются, чтобы спасти свой театр от нефтяного магната. Мир Маппетов населяют безбашенные марионетки из телевизора: преимущественно звери и птицы, но есть и несколько существ, идентификация которых вызывает всеобщее затруднение. Если брать перечисленных...
  (читать дальше)