четверг, 8 декабря 2011 г.

"Резня": родительское собрание, переходящее в вендетту

Резня: родительское собрание, переходящее в вендетту

"Резня" ("Carnage") Романа Полански, выходящая в российский прокат 8 декабря, по форме напоминает разговорную драму с пряным трагикомическим привкусом. По сути же режиссер-пессимист, исследователь зла во всех его видах, снял социально-психологический триллер – о войне в обществе на всех фронтах и том сумбуре ходульных клише, который все чаще заменяет человеку самосознание и питает его агрессию.

Двое разгневанных мужчин и две разъяренных женщины

Название "carnage" более точно звучит в переводе с английского как "бойня" или "побоище". На деле сюжет фильма – история психологической вендетты, девиз которой очень прост: "Зуб за зуб". А страсти, кипящие в респектабельной гостиной частного дома в Бруклине, в которой встречаются две малознакомые семьи, – симптомы болезней, свойственных современному обществу.

Один мальчик вышиб другому в драке два зуба. Родители агрессора (Нэнси в исполнении Кейт Уинслет и Алан – Кристоф Вальц) и родители жертвы (Пенелопа – Джоди Фостер и Майкл – Джон Рейли) встречаются, вроде бы пытаются сгладить конфликт, но на деле сводят счеты друг с другом. В итоге разражается битва на всех фронтах, в разных конфигурациях: одна супружеская пара против другой, истеричные лицемеры против брезгливых циников, женщины против мужчин, средний кошелек против толстого, дама против дамы, кавалер против кавалера.

Этот вулкан страстей вызревает подспудно, накапливает энергию, а затем бурно извергается в четырех стенах фешенебельного дома. Сюжет начинается с интеллигентной дискуссии (две семьи пытаются письменно истолковать инцидент), продолжается перепалкой, а заканчивается взрывом признаний в ненависти и невозможностью придти к согласию. Так, по Полански, выглядят отношения в современном западном обществе – что в политике, что в быту.

"Наши представления о морали логичны и конструктивны, а сами мы довольно примитивны. В чем-то мы просто чудовища", – говорит Джоди Фостер, сыгравшая любительницу искусства Пенелопу, которая, по словам актрисы, пишет "книгу о бедном народе Африки". Если бы люди "чувствовали хотя бы немного ответственности, то, возможно, стали бы лучше", считает Фостер.

Роман Полански (вслед за французской писательницей Ясминой Реза, по пьесе которой "Бог резни" снят фильм) высекает искры конфликта, ударяя друг о друга два древних психологических "кремня" – лицемерие и цинизм. На этих камнях – агрессии, прикрытой ложью, и вседозволенности, оправдываемой прагматическими соображениями, – зиждется общество, считает режиссер.

Самые интересные события месяца в России и мире в календаре проекта Weekend РИА Новости>>

Женская вендетта

"Полански стремится быть максимально открытым и честным, – говорит Кейт Уинслет. – Он многое испытал, многое знает и очень точен в своих наблюдениях".

И вот одно из наблюдений Полански: если лицемерная политкорректность (ее воплощает Пенелопа, гуманистка-правозащитница, обеспокоенная "моральной концепцией" мальчика-драчуна) вдруг всерьез схватится с воинственным цинизмом (таков делец Алан, заявляющий, что "в современном обществе без жестокости не обойтись"), перемирия не жди.

Впрочем, непримиримая война разражается прежде всего между женщинами. Хозяйка дома, Пенелопа, борется с внутренней агрессией с самого начала, и в ее торопливой предупредительности проступают истеричность и желание морально подавить своих собеседников. На вежливом лице бизнес-леди Нэнси – плохо скрываемая брезгливость.

Чтобы разместить это видео у себя в блоге, скопируйте данный код

Кажется, вот-вот добропорядочные матроны превратятся в фурий или эринний – древних богинь мести. Какие тут "права человека", которые отстаивает Пенелопа! У богинь мести совсем другие правила – "око за око".

Полански безжалостно срывает маски с вечно раздраженных красавиц. В финале Пенелопа со злости кидает сумку Нэнси, а та в ярости ломает тюльпаны противницы. Еще немного – и респектабельные дамы из разных лагерей забросают друг друга камнями.

И жизнь, и искусство предполагают в этом случае, пожалуй, только сценарий триллера. Во всяком случае, так считает Полански, автор блистательного "Призрака" (2010) – триллера о цинизме и преступлениях в политике, собравшего призы Европейской академии кино в ведущих номинациях. Кстати, и в "Призраке" одну из главных ролей – серого кардинала – по сюжету играла женщина.

Впрочем, как бы Полански ни насмехался над двумя self-made women, он дает им возможность громко и едко посмеяться над мужчинами, забавными в своей зависимости от денег, вещей и статуса. Как бы внушительно ни выглядели в "Резне" двое джентльменов, все равно они выглядят куда более уязвимыми, чем изысканные леди.

Удовольствие от войны

"Резня" – далеко не первая разговорная драма с похожими глобальными социально-психологическими конфликтами. Об агрессии, разъедающей человеческие души и общество, повествовали фильмы "Двенадцать разгневанных мужчин" (1957) Сидни Люмета, "Кошка на раскаленной крыше" (1958) Ричарда Брукса по одноименной пьесе Теннесси Уильямса (драматурга, боровшегося в пьесах со звериной злобой человека), "Кто боится Вирджинии Вульф?" (1966) Майка Николса по пьесе Эдварда Олби. Стоит ли говорить, что психологическая война в узком кругу – будь то две семейных четы или суд присяжных из 12 человек – всегда показательна и служит моделью психологической войны в обществе.

Самое неприятное, что участники конфликта явно получают от него удовольствие – или, по меньшей мере, пытаются извлечь из него выгоду. Обе семьи, как осторожные звери, встретившие чужака, сперва присматриваются друг к другу и даже "принюхиваются" (в конце концов Пенелопа даже опрыскивает гостиную, чтобы вытравить чужой запах).

А затем, как хищники, учуявшие запах крови, две семейные пары никак не хотят закончить беседу и разойтись с миром. Все четверо испытывают азарт перед побоищем и жаждут наконец выместить – неважно, на ком, – собственную досаду, расквитаться за неудачи.

И вот итог: две семьи разругались, обнаружились взаимная ненависть Пенелопы и Майкла и взаимное презрение Нэнси и Алана. И, тем не менее, мрачное удовлетворение от ссоры оказывается сильнее всех нанесенных душевных ран. Пенелопа со злорадством убеждается в неумении высокомерной Нэнси воспитывать сына. Алан после общения с оппонентами, видимо, в очередной раз убеждается в правильности своего презрения к людям и любви к деньгам. Нэнси считает, что получила подтверждение правоты своей логики: "Кто не палач, тот жертва".

Обычные люди, запутавшиеся в ценностях

Мастер триллера, Полански на этот раз отнюдь не демонизирует своих персонажей. Да и зачем? Ведь это обычные люди, не самые дурные и не самые хорошие. Полански – при всем своем пессимизме – отнюдь не мизантроп. Да и сгущение красок – это вполне распространенный художественный прием, который вовсе не означает презрения к человечеству.

Мировая премьера фильма Романа Полански состоялась в сентябре 2011 года на 68-м Венецианском кинофестивале. Российские зрители познакомились с пьесой благодаря "Современнику", который поставил "Резню" два года назад. На спектаклях российские зрители, вероятно, узнавали в героях Ясмины Реза самих себя, кто-то смеялся, кто-то ужасался.

Обычная реакция обычных людей, которые запутались в гуманистических и прагматических – житейских – ценностях и у которых, по большому счету, нет стопроцентной уверенности в их правильности.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции

Оригинальная статья

Поделитесь этой новостью с Вашими друзьями!

Ранее в рубрике "Кино":

Московский кинотеатр "Гавана" переименуют в "Планету КВН"
Мэр Москвы Сергей Собянин подписал постановление о переименовании кинотеатра "Гавана" в Московский молодежный центр "Планета КВН" и передаче его в ведомственное подчинение столичному департаменту имущества, сообщил РИА Новости в четверг источник в горадминистрации. Ранее премьер-министр РФ Владимир Путин и мэр Москвы Сергей Собянин предложили передать КВН кинотеатр "Гавана" в качестве площадки д...
  (читать дальше)

Глава Walt Disney возглавит создание "Музея кино" в Голливуде
Президент и гендиректор компании Walt Disney Боб Игер стал председателем проекта по созданию в Голливуде "Музея художественного фильма", объявила инициатор проекта Американская академия киноискусств в среду. Сопредседателями в реализации этого амбициозного проекта стали актриса Аннетт Бенинг и продюсер Том Хэнкс. "Под руководством Боба, Аннетт и Тома наша мечта открыть, наконец, в Лос-Анджелесе...
  (читать дальше)

Режиссер "Гарри Поттера" снимет фильм о детстве Иисуса Христа
Режиссер первых трех фильмов о Гарри Поттере Крис Коламбус (Chris Columbus) экранизирует книгу автора "Интервью с вампиром" Энн Райс (Anne Rice) о жизни и эпохе юного Иисуса Христа "Христос: Возвращение из Египта" (Christ the Lord: Out of Egypt), сообщает издание Variety. Студия Коламбуса 1492 Pictures и CJ entertainment приобрели права на экранизацию романа Райс, повествующего о семилетнем Хрис...
  (читать дальше)

Дочь Филипа Дика экранизирует его роман "В ожидании прошлого"
Роман Филипа Дика 1966 года "В ожидании прошлого" (Now Wait For Last Year) экранизируют дочь писателя Иза Дик Хакетт (Isa Dick Hackett) и продюсер "Властелина колец" Бэрри М. Осборн (Barrie M. Osborne), сообщает издание Variety. Роман рассказывает о трансплантирующем органы докторе Эрике Свитсенте (Eric Sweetscent), который оказывается вовлечен в межзвездную политику Земли и планеты Лилистар. Зе...
  (читать дальше)

Запашные и их тигр Мартин снимутся в фильме о дрессировщице Назаровой
Эдгард и Аскольд Запашные примут участие в съемках многосерийного художественного телефильма о звезде "Полосатого рейса", легендарной дрессировщице Маргарите Назаровой; продюсером фильма выступит генеральный директор ТК "Останкино" Алексей Пиманов, а в главной роли снимется актриса Ольга Погодина. "Пока планируется отснять серий шесть. При этом примерно 50% сюжета картины будет составлять именно...
  (читать дальше)

Основатель ЦПШ судится с компанией из-за титров к фильму "Два дня"
Рубен Дишдишян, создавший кинокомпанию "Централ Партнершип" (ЦПШ) в 1995 году и покинувший пост ее президента в апреле 2011 года, обратился в Хамовнический суд Москвы с иском к ООО "Централ Партнершип", требуя вернуть свое имя в титры картины Авдотьи Смирновой "Два дня" и возместить моральный ущерб в размере 1,5 миллиона рублей, говорится в сообщении, разосланном продюсером в среду. "Рубен Дишди...
  (читать дальше)

Анджелина Джоли снимется у Люка Бессона
Анджелина Джоли (Angelina Jolie) собирается играть у Люка Бессона (Luc Besson), режиссера "Леона", "Ее звали Никита" и "Пятого элемента", сообщает в среду киноблог Deadline.com. Названия фильм пока не имеет - известно лишь, что это будет психологический триллер, основанный на подлинных научных изысканиях. По всей видимости, именно работа с Бессоном станет следующим актерским проектом Джоли - он...
  (читать дальше)

ГМИИ имени Пушкина готов предоставить площадку для Музея кино
Государственный музей изобразительных искусств (ГМИИ)имени Пушкина готов предоставить площадку для Музея кино, сообщила директор музея Ирина Антонова. Во вторник ГМИИ имени Пушкина посетил глава правительства РФ Владимир Путин. Он побывал на выставке итальянского художника Микеланджело да Караваджо и провел совещание по вопросу концепции дальнейшего развития музея и музейного городка. Антонова ...
  (читать дальше)

"Высоцкий" вывел российских зрителей из "Сумерек"
Фильм "Высоцкий. Спасибо, что живой", где Владимир Высоцкий оживает с помощью компьютерных технологий и пластической маски, умирает от передозировки морфия и вновь чудесным образом воскресает, обошел в российском прокате двухнедельного лидера, четвертую часть саги "Сумерки" (The Twilight Saga: Breaking Dawn Part I), собрав 11,3 миллиона долларов, сообщает журнал "Кинобизнес сегодня". Чтобы раз...
  (читать дальше)
Выставка Ай Вэйвэя в Мультимедиа Арт Музее
К финалу «Фотобиеннале-2012» Мультимедиа Арт Музей приберег фотовыставку Ай Вэйвэя, одного из самых известных в мире китайских художников, – 220 фотографий, сделанные им в 1983–1993 годах во время жизни в Нью-Йорке. Строго говоря, Ай Вэйвэй не фотограф, хотя в 1970-х и учился в Пекинской киношколе вместе будущими звездами китайской волны 1990-х Чен Кайге и Чжан Имоу – их тоже можно увидеть на нью...
  (читать дальше)

«Свидание» Юсупа Бахшиева вышло в прокат
В прокат выходит «Свидание» – нескладная, но любовно сделанная алкогольно-романтическая комедия по мотивам старого фильма с Уиллисом и Бессинджер. Главный герой Дима (вокалист группы Uma2rmaH Владимир Кристовский) – ожившее объявление из рубрики знакомств. Перспективный молодой нейрохирург, аккуратная геологическая борода, в которой как бы кроется обязательность, не женат, не встречается, с ж/п,...
  (читать дальше)

Каннский кинофестиваль объявил программу основного конкурса 2012 года
65-й Каннский кинофестиваль объявил программу. Фильмом открытия станет «Королевство полной луны» Уэса Андерсона, а закрытия — экранизация Франсуа Мориака «Тереза Дескейру» недавно скончавшегося Клода Миллера. Россию в конкурсе представит Сергей Лозница. Каннский фестиваль пристрастен и верен своим героям. В этом году это правило получило очередное подтверждение: в одном списке оказались самые гро...
  (читать дальше)

В ГМИИ им. Пушкина открылась выставка «Портреты коллекционеров»
Лучшие образцы русского и европейского искусства из собраний Ильи Глазунова и Петра Авена в ГМИИ: сезон мероприятий к столетнему юбилею музея Пушкина открывает выставка «Портреты коллекционеров». Экспозицию «Портреты коллекционеров», на днях открывшуюся в отделе личных коллекций ГМИИ им. Пушкина, смело можно назвать обязательной для просмотра: здесь можно увидеть шедевры, обычно широкой публике н...
  (читать дальше)

Интервью с генеральным секретарем «DOCOMOMO-Россия» Анной Броновицкой
Генеральный секретарь российского отделения международной организации по охране архитектурных памятников DOCOMOMO Анна Броновицкая рассказала «Газете.Ru» о том, что происходит с павильонами ВВЦ, почему не реставрируются Дом Наркомфина и о том, чего добилась ее организация за год своей работы. В Международный день памятников, отмечавшийся в среду, год своей деятельности отметила российская секция ...
  (читать дальше)

Интервью Захара Прилепина
Захар Прилепин рассказал «Газете.Ru» о новой книге «Восьмерка», о превращениях героев его «Саньки» в эпоху Болотной и революции и о том, как может помочь русскому писателю слаборазвитая фантазия. За последний месяц у Захара Прилепина вышли две книги: его собственная книга «Восьмерка», состоящая из маленьких повестей, и «Лимонка в тюрьму» — сборник текстов политзаключенных, который он составил с Э...
  (читать дальше)

В коллективе Центра драматургии и режиссуры произошел раскол
Часть труппы столичного Центра драматургии и режиссуры заявила о недоверии своим худруку и директору, внедрившим новые методы работы. Городские культурные власти в ответ поставили обоим жесткое условие – урегулировать конфликт до конца сезона. Часть коллектива московского Центра драматургии и режиссуры (ЦДР) выразила недоверие своему художественному руководителю Михаилу Угарову и директору Людмил...
  (читать дальше)

В прокат вышел фильм ужасов «Хижина в лесу»
В прокате «Хижина в лесу» — хоррор, который то ли впервые со времен «Крика» и «Ведьмы из Блэр» перезапускает жанр, то ли окончательно его закрывает. Пока сотрудники явно очень секретного центра (Ричард Дженкинс и другие) готовятся к чему-то серьезному и обсуждают конкуренцию с Японией, пятеро студентов отправляются на выходные в загородный дом, удачно изолированный от большого мира: дорогу к нему...
  (читать дальше)

В Москве вручили «Золотые маски»
В Москве прошла церемония вручения наград театрального фестиваля «Золотая маска». Впервые за 8 лет премия вручалась на сцене Большого театра – и принесла большие сюрпризы: в списке лауреатов предпочла мастерам новые имена. Режиссёром церемонии выступила режиссёр Нина Чусова, громко заявившая о себе в начале нулевых, но последние годы работающая в основном в провинции. Театр Чусовой всегда резок ...
  (читать дальше)

«Маппеты»: история, персонажи, выдающиеся эпизоды
В прокат выходит фильм «Маппеты», в котором Лягушонок Кермит, Мисс Пигги, Медведь Фоззи, Гонзо, Животное и другие герои легендарного телешоу объединяются, чтобы спасти свой театр от нефтяного магната. Мир Маппетов населяют безбашенные марионетки из телевизора: преимущественно звери и птицы, но есть и несколько существ, идентификация которых вызывает всеобщее затруднение. Если брать перечисленных...
  (читать дальше)