четверг, 15 декабря 2011 г.

Объявлены лауреаты художественной премии Кандинского за 2011 год

Объявлены лауреаты художественной премии Кандинского за 2011 годВ столичном «Гараже» объявлены лауреаты художественной премии Кандинского за 2011 год. Главного приза удостоен концептуалист Юрий Альберт, обыгравший в своем проекте Moscow Poll ситуацию с голосованием публики по риторическим вопросам. Лучшим медиапроектом признан видеоперформанс «Яйца» Полины Канис, а в номинации «Молодой художник» победила Анастасия Рябова с архивной инсталляцией Artist`s Private Collections.

Более или менее весомые награды в области современного искусства в России начали раздавать не так давно. Скажем, конкурс «Инновация» был учрежден Министерством культуры и ГЦСИ в 2005 году, а самая значимая из негосударственных премия Кандинского впервые вручалась пять лет назад. Определенная конкуренция между ними существует по сей день, и утверждать с безапелляционностью, что одна из двух заведомо круче другой, было бы опрометчиво. Даже призовые фонды у этих институций соизмеримы. Поскольку сейчас речь идет все-таки о премии Кандинского, обозначим именно ее экономические параметры: лауреату в категории «проект года» в этом году достаются 40 тысяч евро, лучший молодой художник получает 10 тысяч, а обладатель приза в разделе «медиаарт» забирает 7 тысяч. Суммы вполне пристойные, не хуже тех, что выдаются лауреатам престижных европейских призов вроде премии Тернера в Британии или премии Дюшана во Франции.

Другое дело, что реноме одними лишь деньгами не зарабатывается.

Был момент, когда премия Кандинского (в просторечии Candy Prize или «кандей») стремилась к вердиктам парадоксальным и даже эпатажным – вспомнить хотя бы шумиху в связи с присуждением Гран-при в 2008 году Алексею Беляеву-Гинтовту, обвиненному «прогрессивной общественностью» в пропаганде посредством искусства «красно-коричневых» взглядов.

Но ставка на скандал себя не оправдала – начиная со следующего сезона премия вернулась в чинное, респектабельное русло. Фигуры последующих лауреатов особых споров среди заинтересованной публики не вызывали, разве что в жанре «а вот лично я бы все-таки наградил не того, а этого». Напомним имена прежних обладателей главного приза по хронологии: Анатолий Осмоловский, Алексей Беляев-Гинтовт, Вадим Захаров, Александр Бродский.

В шорт-листе нынешней премии Кандинского, вручаемой в пятый раз, никаких неожиданностей не просматривалось. Хотя кто знает: если бы «Инновация» в начале года не досталась группе «Война», не исключено, что опальных акционистов двинули бы наверх как раз по альтернативному эскалатору.

Но играть в эту игру по второму разу никому уже не хотелось, а других «анфан терриблей» подходящего уровня не нашлось. В итоге на финишную прямую после выставки всех номинантов в ЦДХ вышли три довольно предсказуемых претендента – Иван Чуйков, Юрий Альберт, Ирина Корина. В «медийной» и «молодежной» номинациях тоже обошлось без экстравагантных кандидатур и особых сюрпризов. Предстояла типичная «борьба хорошего с замечательным».

Международное жюри (в составе которого по сравнению с прошлым годом произошла единственная ротация – место Тима Марлоу, арт-директора лондонской галереи White Cube, заняла Ивона Блазвик, руководитель не менее лондонской Whitechapel Gallery), возможно, и испытывало какие-то трудности с выявлением победителей, но до собравшейся в «Гараже» аудитории никаких сигналов подобного рода не донеслось. Похоже, решения принимались более или менее единодушно. После вокально-инструментального номера в исполнении группы «Вежливый отказ» было оглашено имя лауреата в номинации «Молодой художник. Проект года». Вышедший для вручения приза Анатолий Осмоловский, лауреат самой первой премии Кандинского, пообещал усугубить интригу и произнес имя наоборот – Анилоп Синак, но люди в зале подобрались смекалистые и сразу поняли, о ком речь. Полина Канис, уроженка города на Неве и недавняя выпускница московской школы фотографии и мультимедиа имени Родченко, удостоилась приза за видеоинсталляцию «Яйца».

Снуя по неведомой крыше, героиня собственного перформанса ловила в подол мини-юбчонки куриные яйца, прилетающие откуда-то свыше. Сценарно это действо напоминает знаменитую в свое время электронную игру, в которой Волк из мультфильма «Ну, погоди!» гонялся с корзиной за яйцами.

А вот идейная подоплека лауреатского произведения отнюдь не столь проста. Согласно аннотации, это «высказывание о гендерном статусе индивида как части общественной структуры предписанных отношений между полами. Работа является видеодокументацией перформанса, в котором художница размышляет над темой добровольной женской виктимности и природной агрессивности, которые реализуются в социально легитимных формах». Ни прибавить, ни убавить.

Сразу вслед за этим вручением на сцене оказался знаменитый режиссер Питер Гринуэй, чтобы прочесть традиционную лекцию (премия Кандинского от своего правила приглашать на церемонию какого-нибудь guest star не отступила и на сей раз). Создатель «Повара, вора…», «Живота архитектора», «Книг Просперо», «Чемоданов Тульса Люпера» и других культовых фильмов изложил перед публикой собственные воззрения на современную визуальную культуру. По Гринуэю выходило, что кинематограф за всю свою более чем вековую историю лишь иллюстрировал тексты. В условиях повальной «визуальной безграмотности» населения приживается лишь сюжетное и вербальное кино, утверждал режиссер. Противоядием от этой пагубной практики должно стать изобразительное искусство.

«Если кино умрет, то живопись никогда» – таков был один из базовых пассажей Гринуэя.

Аудитория похлопала и призадумалась, а тем временем уже другой кинорежиссер, Алексей Попогребский, вышел на подиум для объявления лауреата в номинации «медиаарт». Из трех барышень, оказавшихся в шорт-листе, жюри выбрало москвичку Анастасию Рябову (между прочим, магистра философии). Ее проект Artist`s Private Collections и вовсе тянет на кандидатскую диссертацию: уж больно он сложносочиненный и проникнутый культурологическими рефлексиями. Это вам не яйца в подол ловить… А для награждения обладателя Гран-при на сцену вернулся Питер Гринуэй и сказал: «Albert». Ветеран российского концептуализма Юрий Альберт, судя по всему, оной вестью не был застигнут врасплох, по крайней мере он отчетливо знал, что делать и что говорить. Вместо дежурного «спасибо маме и академии» лауреат для начала выдвинул антитезу гринуэеевской лекции, потом обрушился с критикой на современное российское искусство – «положение довольно унылое: за последние годы никакого качественного изменения не произошло», – после чего обратился к теме демократии, выборов и общественного мнения.

«Честные выборы всегда лучше нечестных – и в искусстве, и в жизни», – резюмировал Альберт.

А в самом конце своей речи он пообещал поделиться денежным вознаграждением с детьми, нуждающимися в лечении.

Надо полагать, на публичные высказывания о прозрачности выборов лауреата подвигли события последних дней, но вообще-то и сама интерактивная инсталляция Moscow Poll, впервые представленная в 2009 году в галерее Paperworks, к теме свободного волеизъявления граждан имеет непосредственное отношение. Это парафраз довольно давней, 1970-х годов, инсталляции Ханса Хааке, в рамках которой зрителям предлагалось ответить «да» или «нет» на заданные автором вопросы. Юрий Альберт мало что изменил в прежнем антураже (прозрачные урны, настенные формулировки вопросов, бюллетени), но сделал свои вопросы к «избирателям» куда более риторическими, а порой и абсурдными, но заставляющими задумываться о смысле искусства. Совершенно очевидно, что художник не намеревался в этом проекте отказываться от установок концептуализма – более того, по его мнению, даже такой формат недостаточно хорош для будущего, где искусства в сегодняшнем понимании не станет вовсе. Так что спонтанная полемика Альберта с приверженцем живописи Гринуэеем вовсе не беспочвенна, если задуматься. Но грядущее тем и занимательно, что не поддается окончательным прогнозам.
Оригинальная статья

Поделитесь этой новостью с Вашими друзьями!

Ранее в рубрике "Живопись":

Юрий Альберт стал победителем в главной номинации "Премии Кандинского"
Художник Юрий Альберт стал лауреатом "Премии Кандинского" за 2011 год в главной номинации "Проект года", передает корреспондент РИА Новости с церемонии вручения, которая проходит в столичном ЦСК "Гараж" в среду. Художник представил на суд жюри интерактивный проект "Московский опрос" (Moscow Polls, 2009 год) - в нем мог принять участие каждый желающий, ответив положительно или отрицательно на вос...
  (читать дальше)

Интервью с Ириной Кориной, номинантом V премии Кандинского
Художник Ирина Корина рассказала «Парку культуры» о себе и своей работе, номинированной на премию Кандинского в категории «Проект года». «Парк культуры» представляет номинантов премии Кандинского в категории «Проект года». С работой «Показательный процесс» в шорт-лист номинации вошла Ирина Корина — одна из самых заметных художниц среди нынешних «тридцатилетних». Сценограф по первому образованию, ...
  (читать дальше)

Рокеры и художники проведут акцию в поддержку задержанных на митингах
Рок-музыканты и художники в субботу устроят совместную акцию "Свобода выборов" на территории дизайн-завода "Флакон" в поддержку задержанных на митингах оппозиции в Москве, сообщил РИА Новости организатор мероприятия, лидер культовой российской рок-группы "Центр" Василий Шумов. По его словам, рок-музыканты и художники "совместно устроят концерт и выставку активистского искусства в помещении галер...
  (читать дальше)

В храме Христа Спасителя открылась гастрольная выставка «Таинство Рождества Христова. Сцены и вертепы в неаполитанской традиции XVIII века»
В храме Христа Спасителя открылась гастрольная выставка «Таинство Рождества Христова. Сцены и вертепы в неаполитанской традиции XVIII века». Фрагменты из шедеврального «презепе Кучиньелло», хранящегося в музее Сан-Мартино, соседствуют на выставке с живописью и графикой эпохи барокко и рококо. Едва ли этот проект свидетельствует о каких-то подвижках в сторону экуменизма, но косвенно все же намекае...
  (читать дальше)

Продажи на китайском аукционе Beijing Poly превысили $770 млн
Общая сумма сделок на завершившейся в пятницу осенней сессии аукциона предметов искусства китайской Beijing Poly International Auction Company составила 4,92 миллиарда юаней (около 776 миллионов долларов), сообщила компания. Beijing Poly, образованная в 2005 году, является одной из двух крупнейших китайских компаний, проводящих аукционы предметов искусства. Крупнейшие китайские аукционные дома P...
  (читать дальше)

Михаил Николаевич Румянцев. Биографическая справка
10 декабря исполняется 110 лет со дня рождения циркового артиста и мастера клоунады Михаила Румянцева (творческий псевдоним – Карандаш). Выдающийся цирковой артист и мастер клоунады Михаил Николаевич Румянцев (творческий псевдоним – Карандаш) родился 10 декабря (27 ноября по старому стилю) 1901 года в Санкт-Петербурге. В школе будущий мэтр советского цирка учился плохо и закончил ее с трудом. В ...
  (читать дальше)

Выставка «Нет на свете краше птицы, чем свиная колбаса» Ростислава Лебедева в в галерее pop/off/art
На выставке «Нет на свете краше птицы, чем свиная колбаса» в галерее pop/off/art художник Ростислав Лебедев демонстрирует, что эстетика соц-арта поддается реанимации. Соединив казенные плакатные лозунги советской эпохи с текстами народных частушек, автор напоминает о пропасти между жизнью реальной и воспеваемой пропагандистами. Еще лет десять назад казалось, что участь соц-арта – иронического кон...
  (читать дальше)

Скончался художник Робинсон, придумавший героев комиксов про Бэтмена
Американский художник-иллюстратор Джерри Робинсон, который считается одним из создателей героев культовых в США комиксов о Бэтмене - Джокера и Робина, скончался в возрасте 89 лет, сообщает в пятницу агентство Ассошиэйтед Пресс. Робинсон умер в четверг в больнице Нью-Йорка. "Робинсон иллюстрировал известнейшие персонажи, ставшие иконами американской поп-культуры", - цитирует агентство слова Джим...
  (читать дальше)

В центре прошла дискуссия на тему «Художник и власть: мир или война» с участием «Синих носов», группы «Война» и художника Хихуса
В Центре-музее им. Сахарова дискуссией на тему «Художник и власть: мир или война» открылся новый дискуссионный проект «Говорящие головы». В приобретшем неожиданную актуальность разговоре приняли участие художник-комиксист Хихус, арт-группа «Синие носы» и члены московской фракции группы «Война». Лидер последних обратился к собравшимся с экрана в связи с тем, что изучал заявленную тему на практике —...
  (читать дальше)
Выставка Ай Вэйвэя в Мультимедиа Арт Музее
К финалу «Фотобиеннале-2012» Мультимедиа Арт Музей приберег фотовыставку Ай Вэйвэя, одного из самых известных в мире китайских художников, – 220 фотографий, сделанные им в 1983–1993 годах во время жизни в Нью-Йорке. Строго говоря, Ай Вэйвэй не фотограф, хотя в 1970-х и учился в Пекинской киношколе вместе будущими звездами китайской волны 1990-х Чен Кайге и Чжан Имоу – их тоже можно увидеть на нью...
  (читать дальше)

«Свидание» Юсупа Бахшиева вышло в прокат
В прокат выходит «Свидание» – нескладная, но любовно сделанная алкогольно-романтическая комедия по мотивам старого фильма с Уиллисом и Бессинджер. Главный герой Дима (вокалист группы Uma2rmaH Владимир Кристовский) – ожившее объявление из рубрики знакомств. Перспективный молодой нейрохирург, аккуратная геологическая борода, в которой как бы кроется обязательность, не женат, не встречается, с ж/п,...
  (читать дальше)

Каннский кинофестиваль объявил программу основного конкурса 2012 года
65-й Каннский кинофестиваль объявил программу. Фильмом открытия станет «Королевство полной луны» Уэса Андерсона, а закрытия — экранизация Франсуа Мориака «Тереза Дескейру» недавно скончавшегося Клода Миллера. Россию в конкурсе представит Сергей Лозница. Каннский фестиваль пристрастен и верен своим героям. В этом году это правило получило очередное подтверждение: в одном списке оказались самые гро...
  (читать дальше)

В ГМИИ им. Пушкина открылась выставка «Портреты коллекционеров»
Лучшие образцы русского и европейского искусства из собраний Ильи Глазунова и Петра Авена в ГМИИ: сезон мероприятий к столетнему юбилею музея Пушкина открывает выставка «Портреты коллекционеров». Экспозицию «Портреты коллекционеров», на днях открывшуюся в отделе личных коллекций ГМИИ им. Пушкина, смело можно назвать обязательной для просмотра: здесь можно увидеть шедевры, обычно широкой публике н...
  (читать дальше)

Интервью с генеральным секретарем «DOCOMOMO-Россия» Анной Броновицкой
Генеральный секретарь российского отделения международной организации по охране архитектурных памятников DOCOMOMO Анна Броновицкая рассказала «Газете.Ru» о том, что происходит с павильонами ВВЦ, почему не реставрируются Дом Наркомфина и о том, чего добилась ее организация за год своей работы. В Международный день памятников, отмечавшийся в среду, год своей деятельности отметила российская секция ...
  (читать дальше)

Интервью Захара Прилепина
Захар Прилепин рассказал «Газете.Ru» о новой книге «Восьмерка», о превращениях героев его «Саньки» в эпоху Болотной и революции и о том, как может помочь русскому писателю слаборазвитая фантазия. За последний месяц у Захара Прилепина вышли две книги: его собственная книга «Восьмерка», состоящая из маленьких повестей, и «Лимонка в тюрьму» — сборник текстов политзаключенных, который он составил с Э...
  (читать дальше)

В коллективе Центра драматургии и режиссуры произошел раскол
Часть труппы столичного Центра драматургии и режиссуры заявила о недоверии своим худруку и директору, внедрившим новые методы работы. Городские культурные власти в ответ поставили обоим жесткое условие – урегулировать конфликт до конца сезона. Часть коллектива московского Центра драматургии и режиссуры (ЦДР) выразила недоверие своему художественному руководителю Михаилу Угарову и директору Людмил...
  (читать дальше)

В прокат вышел фильм ужасов «Хижина в лесу»
В прокате «Хижина в лесу» — хоррор, который то ли впервые со времен «Крика» и «Ведьмы из Блэр» перезапускает жанр, то ли окончательно его закрывает. Пока сотрудники явно очень секретного центра (Ричард Дженкинс и другие) готовятся к чему-то серьезному и обсуждают конкуренцию с Японией, пятеро студентов отправляются на выходные в загородный дом, удачно изолированный от большого мира: дорогу к нему...
  (читать дальше)

В Москве вручили «Золотые маски»
В Москве прошла церемония вручения наград театрального фестиваля «Золотая маска». Впервые за 8 лет премия вручалась на сцене Большого театра – и принесла большие сюрпризы: в списке лауреатов предпочла мастерам новые имена. Режиссёром церемонии выступила режиссёр Нина Чусова, громко заявившая о себе в начале нулевых, но последние годы работающая в основном в провинции. Театр Чусовой всегда резок ...
  (читать дальше)

«Маппеты»: история, персонажи, выдающиеся эпизоды
В прокат выходит фильм «Маппеты», в котором Лягушонок Кермит, Мисс Пигги, Медведь Фоззи, Гонзо, Животное и другие герои легендарного телешоу объединяются, чтобы спасти свой театр от нефтяного магната. Мир Маппетов населяют безбашенные марионетки из телевизора: преимущественно звери и птицы, но есть и несколько существ, идентификация которых вызывает всеобщее затруднение. Если брать перечисленных...
  (читать дальше)