среда, 28 декабря 2011 г.

На какие выставки сходить в новогодние каникулы

На какие выставки сходить в новогодние каникулыВ новогодние каникулы, пока нету вернисажей, музеи зовут на те выставки, которые уже открылись, а у вечно занятого москвича, наконец, появляется возможность добраться-таки до музея. «Парк культуры» рекомендует несколько экспозиций, которые не только помогут скрасить каникулярный досуг, но и окажутся небесполезны для интеллекта и эстетического чувства.

Начать следует, пожалуй, с рождественской и новогодней тематики: все-таки праздничного контекста никто не отменял. Тут уместно вспомнить про экспозицию «Таинство Рождества Христова. Сцены и вертепы в неаполитанской традиции XVIII века» в музее храма Христа Спасителя. Хотя и православная культура не чуждалась устройства рождественских вертепов, первыми в этом деле все же были католики.

Инсценировать евангельский эпизод с появлением на свет младенца Иисуса придумали итальянцы – строго говоря, автором идеи был святой Франциск Ассизский.

А в самой Италии наиболее художественными, роскошными и ремесленно безупречными считаются вертепы, созданные в Неаполе в XVIII столетии. Именно тем периодом датируются фигурки и декорации из «презепе Кучиньелло» – большой коллекции, хранимой в неаполитанском музее Сан-Мартино. Кроме фрагментов знаменитого вертепа в Москву на гастроль прибыли холсты и графические листы того же времени, причем весьма неплохие: их авторами значатся знаменитые художники вроде Микко Спадаро, Франческо Лиани, Гаэтано Джиганте. Среди сюжетов преобладают, конечно же, «Благовещение» и «Рождество».

Куда более светское – точнее говоря, советское измерение давних традиций представлено на выставке «С Новым годом, дорогие товарищи!» в Историческом музее. На протяжении ХХ века каноны любимого праздника у нас в отечестве претерпевали ощутимые мутации – от полного запрета наряжать елки до смены рождественской атрибутики на явственно прокоммунистическую. Вроде бы все это мелочи «по сравнению с мировой революцией», однако тоже часть истории. Устроители выставки в ГИМ решили максимально наглядно отразить все пертурбации, происходившие с новогодними атрибутами за почти сто лет.

Для чего вместо привычных витрин с экспонатами публике предъявлены инсталляции с елками, наряженными по фасонам минувших десятилетий.

Разумеется, в оформлении использованы подлинные артефакты.

Раз речь зашла про советское прошлое, то не забудем про выставку в Музее архитектуры имени Щусева, которая об этом прошлом может поведать немало любопытного. Экспозиция «Архитектор власти. К 120-летию Бориса Иофана» посвящена деятельности человека легендарного, но несколько недооцененного потомками.

Будучи автором проекта Дворца Советов, Иофан стал своего рода заложником этого циклопического сооружения, так никогда и не построенного.

Между тем в его творческом арсенале немало работ куда менее одиозных, причем реализованных, хотя бы знаменитый Дом на набережной. К юбилею Бориса Михайловича в анфиладе Музея архитектуры развернута большая монографическая выставка, где представлены не только эскизы проектов Иофана, но и макеты, фотографии, предметы довоенного быта и даже образцы текстиля, предназначавшегося для декорирования интерьеров Дворца Советов.

Но рождественские выставки одной современностью не ограничиваются. Сейчас в Москве гастролируют три очень значимых зарубежных проекта, в каждом из которых присутствует свой главный герой.

Причем все трое не просто именитые художники, а поистине культовые фигуры, существенно повлиявшие на будущее мирового искусства: Джотто, Караваджо, Блейк.

По хронологии начнем с выставки «Уильям Блейк и британские визионеры» в Пушкинском музее. Этот поэт и художник оказался одним из самых загадочных, но и самых почитаемых в английской культуре авторов. Блейка называют предтечей тамошнего романтизма, однако его своеобразный мистицизм не укладывается в рамки какого-то одного направления. После смерти о нем почти на полвека забыли; и лишь во второй половине XIX столетия его имя начертали на своих знаменах художники-прерафаэлиты. А всемирную известность его творчество обрело еще позднее – в начале века двадцатого. Нынешняя гастроль в Пушкинском музее, приуроченная к музыкальному фестивалю «Декабрьские вечера Святослава Рихтера», подготовлена совместными усилиями таких значительных институций, как лондонская галерея Тейт, Британский музей, музей Виктории и Альберта. Кроме работ самого Уильяма Блейка (в частности, на выставке представлены его иллюстрации к Данте, Мильтону, Шекспиру, а также отдельные раскрашенные гравюры и темперы) в экспозицию включены произведения художников, испытавших на себе влияние этого автора – упомянем хотя бы Данте Габриеля Росетти, Обри Бёрдсли, Фрэнсиса Бэйкона.

Здесь же, в ГМИИ, продолжается показ потрясающей выставки «Караваджо (1571–1610). Картины из собрания Италии и Ватикана». Несмотря на обилие событий, включенных в программу уже минувшего Года России – Италии, именно этот показ можно отнести к разряду подлинных мегахитов. Выставку одиннадцати картин великого Микеланджело да Караваджо (упомянем только наиболее известные – «Мальчик с корзиной фруктов», «Ужин в Эммаусе», «Положение во гроб», «Обращение Савла») следует посетить хотя бы потому, что в России хранится лишь одно его произведение – эрмитажная картина «Юноша с лютней». Впрочем, статистика не лучший стимул для того, чтобы оторваться от дивана и направиться в музей. Сформулируем иначе:

Караваджо сумел «закрыть» эпоху Ренессанса и совершить прорыв в реалистическое искусство, пусть даже базировавшееся на религиозных сюжетах.

Его прижизненный успех был замешен на скандалах и уголовщине, а вот посмертная слава превзошла все мыслимые ожидания. Одиннадцать картин Караваджо, собранные в одном месте, – чрезвычайная редкость даже по мировым музейным меркам. Не пропустите.

Наконец, коротенькая реклама еще одного итальянца, который в рекламе не нуждается. Несмотря на камерный формат выставки «Во Христе. Джотто в Москве», она чрезвычайно важна и символична:

работ Джотто ди Бондоне к нам никогда прежде не привозили.

Авторство доставленных из Флоренции икон – «Мадонны с Младенцем» и алтарного полиптиха из пяти досок с двусторонними изображениями – установлено относительно недавно, но итальянские специалисты уверяют, что сомнений в авторстве Джотто у них нет. Произведения рубежа XIII – XIV веков, то есть эпохи Проторенессанса, наглядно демонстрируют, как в противовес византийским канонам возникала европейская живопись нового времени.

Ну а тем, кому ближе современность, стоит отправиться на выставку номинантов фотоконкурса «Серебряная камера – 2011»: там представлены около тысячи снимков, призванных отразить самые разные грани столичной жизни (напомним, конкурс посвящен Москве, хотя участвуют в нем не только москвичи). «Серебряная камера» существует уже десять лет и все это время играет ведущую роль в поддержке отечественной репортажной фотографии. Лауреаты конкурса входят в национальную фотографическую элиту (впрочем, заявку на участие может подать любой желающий). По правилам конкурса имена авторов не разглашаются: и зрители, и члены жюри могут обнаружить на этикетках лишь кодовые обозначения претендентов. Награды выдаются в трех номинациях – «Лица», «События и повседневная жизнь», «Архитектура». Победителей предполагается огласить в конце января, а пока что есть возможность не только познакомиться с конкурсными работами, но и проголосовать за приз зрительских симпатий.
Оригинальная статья

Поделитесь этой новостью с Вашими друзьями!

Ранее в рубрике "Живопись":

Алексей Кудрин стал художником-абстракционистом
Бывший вице-премьер и министр финансов РФ Алексей Кудрин стал художником-абстракционистом, его первая работа "Шахматы" была продана за 100 тысяч евро, пишет газета "Московский Комсомолец" в среду. Как сообщает издание, в занятиях живописью Кудрину помогали Ирина и Валерий Нагие, владельцы галереи "Древо" на Малой Никитской. На стене галереи даже есть надпись: "Здесь я стал художником, А.Л.Кудрин...
  (читать дальше)

В Русском музее проходит выставка скульптора и художника Алексея Морозова
В Мраморном дворце Русского музея проходит выставка «Antologia» московского скульптора и художника Алексея Морозова. Около 60 работ, созданных Морозовым за десять лет, показывают, каким могло бы быть искусство, если бы после римлян ничего не было. Высшим проявлением человеческого гения скульптор и художник Алексей Морозов считает эллинизм: в I и II веках н. э. был заложен фундамент нашей цивилиз...
  (читать дальше)

Суд 16 января рассмотрит иск художника Шилова из-за интервью падчерицы
Пресненский суд Москвы в понедельник перенес на 16 января 2012 года рассмотрение иска известного художника Александра Шилова о защите чести и достоинства и компенсации морального вреда к бывшей супруге, падчерице и издательству "Семь дней", передает корреспондент агентства РАПСИ/rapsinews.ru из зала суда. "Мосгорсуд 22 декабря рассматривал наше ходатайство о передаче дела по подсудности в Савело...
  (читать дальше)

Выставка польского плаката в ГМИИ имени Пушкина
Вслед за выставками английских рекламных постеров, французских афиш и работ Альфонса Мухи в ГМИИ открылась выставка польского плаката. Коллекция зарубежного плаката досталась ГМИИ им. Пушкина после ликвидации в 1948 году Государственного музея нового западного искусства. Пополнялась она нерегулярно – сотрудники отдела гравюры и рисунка обычно привозили из загранпоездок рулоны афиш. Некоторых пр...
  (читать дальше)

Аттестация реставраторов нужна, но требует доработки, считают эксперты
В России решено возобновить существовавшую до 2004 года практику аттестации реставраторов, чтобы освободить рынок от непрофессионалов и тем самым предотвратить некачественные работы, проводимые на памятниках культуры. Соответствующие поправки в законодательстве были приняты в конце ноября, а уже с февраля Минкультуры готовится приступить к оценке специалистов. Между тем, эксперты, в целом положит...
  (читать дальше)

Картина Александра Савко «Нагорная проповедь» повторно признана «экстремистским материалом»
Художник Александр Савко рассказал «Парку культуры» о суде на своей картиной «Нагорная проповедь», которую суд повторно признал «экстремистским материалом», о том, когда было создано это полотно и почему оно не направлено против христианства. Картина Александра Савко «Нагорная проповедь» из цикла «Путешествие Микки-Мауса по истории искусства» повторно признана «экстремистским материалом»: Жуковск...
  (читать дальше)

В Театре наций играют первую премьеру - «Фрекен Жюли» в постановке Томаса Остермайера
21 декабря Театр наций сыграет свою первую премьеру в новом здании – спектакль «Фрекен Жюли», поставленный одним из главных режиссеров Германии Томасом Остермайером с Чулпан Хаматовой и Евгением Мироновым в главных ролях. В начале нынешнего театрального сезона завершилась многолетняя реконструкция здания Театра наций. Старинный особняк в Петровском переулке с большой театральной историей – в нем ...
  (читать дальше)

Продажа вещей Лиз Тейлор стала самой прибыльной в истории Christie`s
Продажа драгоценностей и одежды голливудской звезды Элизабет Тейлор, скончавшейся в марте 2011 года, стала самой прибыльной в истории аукционного дома Christie`s, сообщили во вторник устроители торгов. Торги в зале Рокфеллер-центра и онлайн-продажа, которые проводились с 13 по 17 декабря, увенчались небывалым результатом - были распроданы все лоты. В общей сложности за них было выручено 156,8 ми...
  (читать дальше)

В прокат выходит фильм «Без названия»
В прокат выходит фильм «Без названия» — незлобливая пародия на мир современного искусства. Городской невротик Эдриен Джейкобс (Адам Голдберг) сочиняет и исполняет атональную музыку, послушать которую в хороший вечер приходит человек 10, из которых двое — родители, еще двое — брат с девушкой, следующие двое — неприятные критики, а про остальных можно подумать, что зашли они случайно, но стесняются...
  (читать дальше)
Выставка Ай Вэйвэя в Мультимедиа Арт Музее
К финалу «Фотобиеннале-2012» Мультимедиа Арт Музей приберег фотовыставку Ай Вэйвэя, одного из самых известных в мире китайских художников, – 220 фотографий, сделанные им в 1983–1993 годах во время жизни в Нью-Йорке. Строго говоря, Ай Вэйвэй не фотограф, хотя в 1970-х и учился в Пекинской киношколе вместе будущими звездами китайской волны 1990-х Чен Кайге и Чжан Имоу – их тоже можно увидеть на нью...
  (читать дальше)

«Свидание» Юсупа Бахшиева вышло в прокат
В прокат выходит «Свидание» – нескладная, но любовно сделанная алкогольно-романтическая комедия по мотивам старого фильма с Уиллисом и Бессинджер. Главный герой Дима (вокалист группы Uma2rmaH Владимир Кристовский) – ожившее объявление из рубрики знакомств. Перспективный молодой нейрохирург, аккуратная геологическая борода, в которой как бы кроется обязательность, не женат, не встречается, с ж/п,...
  (читать дальше)

Каннский кинофестиваль объявил программу основного конкурса 2012 года
65-й Каннский кинофестиваль объявил программу. Фильмом открытия станет «Королевство полной луны» Уэса Андерсона, а закрытия — экранизация Франсуа Мориака «Тереза Дескейру» недавно скончавшегося Клода Миллера. Россию в конкурсе представит Сергей Лозница. Каннский фестиваль пристрастен и верен своим героям. В этом году это правило получило очередное подтверждение: в одном списке оказались самые гро...
  (читать дальше)

В ГМИИ им. Пушкина открылась выставка «Портреты коллекционеров»
Лучшие образцы русского и европейского искусства из собраний Ильи Глазунова и Петра Авена в ГМИИ: сезон мероприятий к столетнему юбилею музея Пушкина открывает выставка «Портреты коллекционеров». Экспозицию «Портреты коллекционеров», на днях открывшуюся в отделе личных коллекций ГМИИ им. Пушкина, смело можно назвать обязательной для просмотра: здесь можно увидеть шедевры, обычно широкой публике н...
  (читать дальше)

Интервью с генеральным секретарем «DOCOMOMO-Россия» Анной Броновицкой
Генеральный секретарь российского отделения международной организации по охране архитектурных памятников DOCOMOMO Анна Броновицкая рассказала «Газете.Ru» о том, что происходит с павильонами ВВЦ, почему не реставрируются Дом Наркомфина и о том, чего добилась ее организация за год своей работы. В Международный день памятников, отмечавшийся в среду, год своей деятельности отметила российская секция ...
  (читать дальше)

Интервью Захара Прилепина
Захар Прилепин рассказал «Газете.Ru» о новой книге «Восьмерка», о превращениях героев его «Саньки» в эпоху Болотной и революции и о том, как может помочь русскому писателю слаборазвитая фантазия. За последний месяц у Захара Прилепина вышли две книги: его собственная книга «Восьмерка», состоящая из маленьких повестей, и «Лимонка в тюрьму» — сборник текстов политзаключенных, который он составил с Э...
  (читать дальше)

В коллективе Центра драматургии и режиссуры произошел раскол
Часть труппы столичного Центра драматургии и режиссуры заявила о недоверии своим худруку и директору, внедрившим новые методы работы. Городские культурные власти в ответ поставили обоим жесткое условие – урегулировать конфликт до конца сезона. Часть коллектива московского Центра драматургии и режиссуры (ЦДР) выразила недоверие своему художественному руководителю Михаилу Угарову и директору Людмил...
  (читать дальше)

В прокат вышел фильм ужасов «Хижина в лесу»
В прокате «Хижина в лесу» — хоррор, который то ли впервые со времен «Крика» и «Ведьмы из Блэр» перезапускает жанр, то ли окончательно его закрывает. Пока сотрудники явно очень секретного центра (Ричард Дженкинс и другие) готовятся к чему-то серьезному и обсуждают конкуренцию с Японией, пятеро студентов отправляются на выходные в загородный дом, удачно изолированный от большого мира: дорогу к нему...
  (читать дальше)

В Москве вручили «Золотые маски»
В Москве прошла церемония вручения наград театрального фестиваля «Золотая маска». Впервые за 8 лет премия вручалась на сцене Большого театра – и принесла большие сюрпризы: в списке лауреатов предпочла мастерам новые имена. Режиссёром церемонии выступила режиссёр Нина Чусова, громко заявившая о себе в начале нулевых, но последние годы работающая в основном в провинции. Театр Чусовой всегда резок ...
  (читать дальше)

«Маппеты»: история, персонажи, выдающиеся эпизоды
В прокат выходит фильм «Маппеты», в котором Лягушонок Кермит, Мисс Пигги, Медведь Фоззи, Гонзо, Животное и другие герои легендарного телешоу объединяются, чтобы спасти свой театр от нефтяного магната. Мир Маппетов населяют безбашенные марионетки из телевизора: преимущественно звери и птицы, но есть и несколько существ, идентификация которых вызывает всеобщее затруднение. Если брать перечисленных...
  (читать дальше)