понедельник, 5 декабря 2011 г.

Музыкальный театр имени Станиславского и Немировича-Данченко показал «Сильфиду»

Музыкальный театр имени Станиславского и Немировича-Данченко показал «Сильфиду» В Музыкальном театре имени Станиславского и Немировича-Данченко прошла премьера «Сильфиды». Хореограф Пьер Лакотт реконструировал старинный французский балет.

В 1832 году «Сильфиду» поставил хореограф Филиппо Тальони, главную роль исполнила его дочь, будущая великая балерина Мария Тальони. Девушка обладала специфическими данными: в глаза бросались худоба, сутулость, длинные конечности. Для того чтобы выгодно подать на сцене необычную дочь, папе нужно было придумать особый танец. И он придумывал, проводя эксперименты с равновесием за несколько лет до появления «Сильфиды». Уплотнив носок мягкой балетной туфли и сделав на ее конце срез-пятачок, Тальони, как считается, изобрел пуанты. Обувшись по-новому, Мария встала на кончики пальцев, мгновенно преобразившись в красавицу, а женский танец обрел невиданную легкость. Следующий шаг был очевиден — создать спектакль, где новый способ движения претворится в оригинальное сценическое решение. Так появилась «Сильфида», в которой все, начиная от либретто и костюмов и заканчивая спецэффектами, работало на важные для общества идеи.

Это типичное произведение французского романтизма, столь же ему свойственное, как пьесы молодого Гюго, стихи Ламартина или картины Жерико. «Сильфида» — сказка о том, как шотландский крестьянин Джеймс увлекся чарами девы воздуха, по дороге бросив невесту.

Юноша хочет обладать астральной красавицей, но она, разумеется, не дается.

Финал трагический: в историю вмешивается злая ведьма Медж, когда-то обиженная Джеймсом. Кто-то скажет: ну и что? Страшилка для впечатлительных детей. Но не стоит записывать «Сильфиду» в наивное развлечение. В XIX веке первые зрители восприняли балет очень серьезно. За потоком красивых танцев они увидели конфликт, который не минует ни одного человека: столкновение мечты с грубой действительностью.

У «Сильфиды» сложная судьба. В эпоху позитивизма она исчезла из репертуара. Когда в 1972 году Пьер Лакотт обратился к легендарному спектаклю Тальони, он не стал никого обманывать — мол, восстановлю оригинал по крупицам из небытия. По крупицам — да, конечно. Но не оригинал (это невозможно), а вариацию на тему.

Получился, конечно, новодел, но стильный и тщательный — не в смысле буквальной точности, а по общему соответствию романтическому контексту.

Итак, шотландец Джеймс (все как положено: клетчатый килт, гольфы, берет, сумка на поясе) дремлет в кресле в гостиной своего дома. У его ног прикорнуло диковинное существо в белых одеждах с крыльями. Это пришелец из иного мира — Сильфида. Такое начало дает простор интеллектуальным маневрам: можно предположить, что происходящее герою снится. А сновидения, как доказал Фрейд, дело гиблое: затянет — не спасешься. Можно интерпретировать иначе: это балет о гибельной силе, возникающей, если столкнутся желания нескольких личностей.

Прихоть Сильфиды, соблазняющей человека посреди его свадьбы, не менее жестока, чем прихоть Джеймса, который, бросив все и всех, предпочел поэзию прозе.

Последняя воплощена в сценках первого действия: ритуальные шотландские танцы, поздравления родственников, привычная рутина. И вдруг — невидимые миру, но ясные герою видения: дева, дразнящая необычностью, порхающая по воздуху, как мотылек. Лакотт увлеченно воспроизводит театральные иллюзии: летающая дама лихо впорхнет в камин, приземлится на подоконник и мгновенно исчезнет из кресла, куда, казалось бы, только что присела. И, если грустноватой красоты танца вам окажется мало, получайте буквальную актуальность старинного балета: изумительное трио Сильфиды, Джеймса и его невесты (все на сцене погружено в темноту, а герой и его женщины в луче света делают мучительный выбор) наглядно показывает, что такое пограничная ситуация и точка бифуркации.

Второй акт, на поляне в лесной чаще, почти лишен действия. Лишь вначале ведьма Медж, потрясая седыми космами, варит в котле ядовитый шарф. Да в конце нетерпеливый Джеймс опутывает этим шарфом крылья сильфиды, танцующей в стайке себе подобных. Теперь, как думает герой, пленницу можно будет обнять. Но, как известно, нет ничего хуже приземленной мечты. Шарф оставляет деву без крыльев, она умирает, парень от горя тоже падает замертво, а Медж, упившись местью, злобно хохочет над покойником. Подруги уносят Сильфиду домой, в небо (иллюзии полетов снова замечательно работают, кажется, что девы воздуха качаются в ветвях деревьев и порхают над землей). Все остальное отдано танцу. Лакотт льет хореографию щедро, даже чересчур: герой пляшет вариацию за вариацией, героиня бесконечно щеголяет мелкой техникой стоп, кордебалет вьется в долгих хороводах и резво бегает на пуантах. Видны повторы и пластические отсылки к «Жизели»: этот романтический балет родился уже после «Сильфиды», но в отличие от нее сохранился в истории. И кого волнует, что на премьере только Тальони могла показать пуантный танец, а свита сильфид скромно танцевала на цыпочках, или, как говорят в балете, на высоких полупальцах? А герой никак не мог быть равным балерине по виртуозности.

Главное, что перед нами апофеоз романтической идеи. Идеал необычного. Образ грезы.

Оркестр Музыкального театра делал чудеса под руководством дирижера Антона Гришанина: музыка Шнейхоффера звучала почти как симфония, но и танцевать было удобно. Первый состав «Сильфиды» оказался выше всех похвал. Приглашенная из Мариинского театра Евгения Образцова роскошно делала «кульбиты» ногами и так скрупулезно соблюдала выворотность, что мелкая техника стоп в ее исполнении казалась россыпью жемчуга. А томно провисающие скругленные локти — типичная примета французской школы балета? А нежно-точные акценты корпуса и головы (просто чудеса координации), а законченность воздушных поз? Правда, в этой дочери воздуха не было потусторонней мистики, чем, по легенде, завораживала Тальони. Образцовой ближе сильфида-игрунья, сильфида-капризница. Но такая трактовка вполне возможна.

Партнер примы, премьер Гамбургского балета Тьяго Бордин, не бог весть какой артист, но обаятельный кавалер, тоннами наяривал антраша и «заноски», щеголяя четко скрещенными в воздухе ногами. На совершенные пятые позиции гостей (носок одной ноги к пятке другой) было любо-дорого смотреть: это основа танца «Сильфиды». Вот только труппа Музыкального театра не может равняться на именитых гостей: после Образцовой и Бордина недостаточная выворотность остальных резала глаз. Допустим, в первом действии это даже неплохо с точки зрения сюжета: грация сильфиды на фоне корявости крестьян решает дело в ее пользу. Но второй акт весь отдан сильфидам, тут не спрячешь неразработанные стопы даже под удлиненной многослойной юбкой. Впрочем, надо отдать должное труппе: по слухам, девушки работали день и ночь, пытаясь достичь нужных кондиций. Не их вина, что русская школа балета сильна многим, но не подготовкой стоп. Это не школа Парижской оперы, где, как на конвейере, готовят балерин с идеально поставленными ногами. Но даже с русским акцентом французский балет впечатляет. Когда толпа сильфид, балансируя на пальцах, невесомо взмывает, появляясь, пропадая и дразня изменчивостью, кажется, что в жизни нет ничего реальнее вымысла.
Оригинальная статья

Поделитесь этой новостью с Вашими друзьями!

Ранее в рубрике "Театр":

Хосе Каррерас. Биографическая справка
5 декабря знаменитому испанском тенору Хосе Каррерасу исполняется 65 лет. Знаменитый испанский оперный певец (тенор) Хосе Каррерас (Jose Carreras) родился 5 декабря 1946 года в Барселоне. Музыкальные способности проявились у него уже с раннего детства. Впервые Каррерас выступил на публике в возрасте восьми лет, исполняя на испанской государственной радиостанции песенку герцога La Donna e Mobile и...
  (читать дальше)

В Сочи закончил работу фестиваль «Текстура-Олимп»
Фестиваль «Текстура» представил в Сочи программу «Текстура-Олимп». Официальная цель мероприятия – выбрать лучшие спектакли для представления в рамках Культурной Олимпиады, которая будет сопровождать Олимпиаду спортивную в 2014 году. Неофициальная – привлечь молодежь и примирить местных жителей с существованием неопознанных арт-объектов. Пермский фестиваль «Текстура» продолжил освоение более теплы...
  (читать дальше)

Эдуард Бояков: фестиваль "Текстура Олимп" срезонировал с Сочи
Театральный фестиваль "Текстура Олимп", завершившийся в пятницу вечером объявлением лауреатов, прошел успешно, с аншлагом, отобрал лучшие театры для Олимпийских игр в 2014 году, сказал РИА Новости в пятницу художественный руководитель проекта, член совета конкурса Эдуард Бояков. Театральный конкурс о современности "Текстура Олимп", финал которого проходил в Сочи с 25 ноября по 2 декабря, заверши...
  (читать дальше)

Табаков предложил Путину провести "инвентаризацию" российских театров
Художественный руководитель Московского художественного театра им.Чехова Олег Табаков предложил главе правительства РФ Владимиру Путину провести "инвентаризацию" российских театров. "Не надо ли инвентаризовать, так сказать, русский театр и понять, обладаем ли мы кадровым резервом, обладаем ли мы действующими полноценными руководителями театров. Потому что 600 театров, которые содержит Россия, на...
  (читать дальше)

Ажиотаж вокруг билетов в ГАБТ спадет после Нового года, заявил Капков
Ажиотаж, связанный со спекуляцией билетами в Большой театр, создан искусственно и спадет после новогодних праздников, заявил на пресс-конференции в среду глава столичного департамента культуры Сергей Капков. "Мне кажется, что это искусственно созданный ажиотаж. Думаю, что рано или поздно он спадет, с учетом того, что новогодние праздники пройдут, все родители отведут детей на "Щелкунчика", и все...
  (читать дальше)

Путин считает возможным создание госфонда для театров
Премьер-министр РФ Владимир Путин считает возможным создание государственного фонда, в который могли бы привлекаться и частные средства, для финансирования реконструкции и развития российских театров. С таким предложением выступил в среду в ходе встречи Путина с художественными руководителями театров худрук Александринского театра Валерий Фокин. "То есть создать государственный, правительственн...
  (читать дальше)

Первая в мире видеоэнциклопедия оперного искусства вышла в России
Первый том видеоэнциклопедии оперного искусства "Хроника мировой оперы" вышел в свет в России, сообщили РИА Новости в пресс-службе Музыкального театра им. Станиславского и Немировича-Данченко. Трехтомная энциклопедия под авторством критика, профессора РАТИ Михаила Мугинштейна охватывает 400-летнюю историю оперы, первый том описывает около двухсот опер периода с 1600 по 1850 годы. Помимо тысяч ви...
  (читать дальше)

Минкульт предлагает разграничить посты финдиректора и худрука в театре
Министерство культуры России готовит изменения в действующее законодательство, которое бы вводили в театрах разграничение руководящих функций между художественным руководителем и директором театра, сообщил глава ведомства Александр Авдеев на встрече премьер-министра Владимира Путина с худруками театров. "Мы сейчас готовим изменения в закон, причем мы сошлемся и на театральную концепцию, и на мне...
  (читать дальше)

Любимов может выбрать для "Бесов" театр им. Вахтангова, заявил Капков
Режиссер Юрий Любимов, который в декабре проведет кастинг актеров для участия в его новом спектакле "Бесы", может выбрать театр им. Вахтангова для репетиций и премьеры, рассказал журналистам в среду глава департамента культуры Москвы Сергей Капков. "Сейчас площадка определяется. Сначала он должен был поставить в Центре имени Мейерхольда, сейчас собирается в театре им. Вахтангова ставить этот спе...
  (читать дальше)
Выставка Ай Вэйвэя в Мультимедиа Арт Музее
К финалу «Фотобиеннале-2012» Мультимедиа Арт Музей приберег фотовыставку Ай Вэйвэя, одного из самых известных в мире китайских художников, – 220 фотографий, сделанные им в 1983–1993 годах во время жизни в Нью-Йорке. Строго говоря, Ай Вэйвэй не фотограф, хотя в 1970-х и учился в Пекинской киношколе вместе будущими звездами китайской волны 1990-х Чен Кайге и Чжан Имоу – их тоже можно увидеть на нью...
  (читать дальше)

«Свидание» Юсупа Бахшиева вышло в прокат
В прокат выходит «Свидание» – нескладная, но любовно сделанная алкогольно-романтическая комедия по мотивам старого фильма с Уиллисом и Бессинджер. Главный герой Дима (вокалист группы Uma2rmaH Владимир Кристовский) – ожившее объявление из рубрики знакомств. Перспективный молодой нейрохирург, аккуратная геологическая борода, в которой как бы кроется обязательность, не женат, не встречается, с ж/п,...
  (читать дальше)

Каннский кинофестиваль объявил программу основного конкурса 2012 года
65-й Каннский кинофестиваль объявил программу. Фильмом открытия станет «Королевство полной луны» Уэса Андерсона, а закрытия — экранизация Франсуа Мориака «Тереза Дескейру» недавно скончавшегося Клода Миллера. Россию в конкурсе представит Сергей Лозница. Каннский фестиваль пристрастен и верен своим героям. В этом году это правило получило очередное подтверждение: в одном списке оказались самые гро...
  (читать дальше)

В ГМИИ им. Пушкина открылась выставка «Портреты коллекционеров»
Лучшие образцы русского и европейского искусства из собраний Ильи Глазунова и Петра Авена в ГМИИ: сезон мероприятий к столетнему юбилею музея Пушкина открывает выставка «Портреты коллекционеров». Экспозицию «Портреты коллекционеров», на днях открывшуюся в отделе личных коллекций ГМИИ им. Пушкина, смело можно назвать обязательной для просмотра: здесь можно увидеть шедевры, обычно широкой публике н...
  (читать дальше)

Интервью с генеральным секретарем «DOCOMOMO-Россия» Анной Броновицкой
Генеральный секретарь российского отделения международной организации по охране архитектурных памятников DOCOMOMO Анна Броновицкая рассказала «Газете.Ru» о том, что происходит с павильонами ВВЦ, почему не реставрируются Дом Наркомфина и о том, чего добилась ее организация за год своей работы. В Международный день памятников, отмечавшийся в среду, год своей деятельности отметила российская секция ...
  (читать дальше)

Интервью Захара Прилепина
Захар Прилепин рассказал «Газете.Ru» о новой книге «Восьмерка», о превращениях героев его «Саньки» в эпоху Болотной и революции и о том, как может помочь русскому писателю слаборазвитая фантазия. За последний месяц у Захара Прилепина вышли две книги: его собственная книга «Восьмерка», состоящая из маленьких повестей, и «Лимонка в тюрьму» — сборник текстов политзаключенных, который он составил с Э...
  (читать дальше)

В коллективе Центра драматургии и режиссуры произошел раскол
Часть труппы столичного Центра драматургии и режиссуры заявила о недоверии своим худруку и директору, внедрившим новые методы работы. Городские культурные власти в ответ поставили обоим жесткое условие – урегулировать конфликт до конца сезона. Часть коллектива московского Центра драматургии и режиссуры (ЦДР) выразила недоверие своему художественному руководителю Михаилу Угарову и директору Людмил...
  (читать дальше)

В прокат вышел фильм ужасов «Хижина в лесу»
В прокате «Хижина в лесу» — хоррор, который то ли впервые со времен «Крика» и «Ведьмы из Блэр» перезапускает жанр, то ли окончательно его закрывает. Пока сотрудники явно очень секретного центра (Ричард Дженкинс и другие) готовятся к чему-то серьезному и обсуждают конкуренцию с Японией, пятеро студентов отправляются на выходные в загородный дом, удачно изолированный от большого мира: дорогу к нему...
  (читать дальше)

В Москве вручили «Золотые маски»
В Москве прошла церемония вручения наград театрального фестиваля «Золотая маска». Впервые за 8 лет премия вручалась на сцене Большого театра – и принесла большие сюрпризы: в списке лауреатов предпочла мастерам новые имена. Режиссёром церемонии выступила режиссёр Нина Чусова, громко заявившая о себе в начале нулевых, но последние годы работающая в основном в провинции. Театр Чусовой всегда резок ...
  (читать дальше)

«Маппеты»: история, персонажи, выдающиеся эпизоды
В прокат выходит фильм «Маппеты», в котором Лягушонок Кермит, Мисс Пигги, Медведь Фоззи, Гонзо, Животное и другие герои легендарного телешоу объединяются, чтобы спасти свой театр от нефтяного магната. Мир Маппетов населяют безбашенные марионетки из телевизора: преимущественно звери и птицы, но есть и несколько существ, идентификация которых вызывает всеобщее затруднение. Если брать перечисленных...
  (читать дальше)