понедельник, 26 декабря 2011 г.

Министр культуры подвел итоги года

Министр культуры подвел итоги годаМинистр культуры Александр Авдеев подвел итоги года, подробно рассказал о том, сколько денег нужно, чтобы преодолеть кризис нравственности, измерил долю балласта в театральных труппах, отметил положительный эффект от митингов протеста, а также призвал американские власти отменить решение суда по «библиотеке Шнеерсона».

«Подход к культуре как к чему-то второстепенному, её финансирование по остаточному принципу привело к кризису нравственности», – заявил министр культуры Александр Авдеев на традиционной, посвященной итогами года пресс-конференции, прошедшей в понедельник в ИТАР-ТАСС.

Общение с журналистами министр начал с того, что отрасли не хватает денег:

по словам Авдеева, для нормальной деятельности ведомства необходимо 120 млрд рублей в год, бюджет же Минкультуры на 2012 год составляет всего 88 млрд рублей.

Правда, министр тут же уточнил, что вместе с «косвенными ручейками» будет 94 миллиарда, и отметил, что бюджет на культуру в его бытность министром ни разу не снижался, а в период с 2009 по 2011 годы даже увеличился на 25%. «Но только волевым решением председателя правительства», – заключил Авдеев.

Он добавил, что недостаток финансирования приводит к необходимости жесткого контроля расходования средств. «Мы понимаем, что деньги нужно расходовать оптимально», – объявил министр. Авдеев рассказал о договоре, заключенном со Счетной палатой, которая регулярно проверяет финансовую дисциплину, но не уточнил, будут ли такие проверки обязательными, если бюджет Минкультуры когда-либо достигнет 200 миллиардов рублей.

Министр культуры не впервые отчитывается перед журналистами, рассказывая о годе прошедшем и о планах на год будущий, правда, удержаться в объявленных рамках мероприятия не всегда удается. В прошлом году, например, вместо рапорта о достижениях получился отчет о неудачах – за год их накопилось прилично, и объективно именно они рисовали картину года, заслоняя несомненные достижения. На этот раз более всего занимал министра, видимо, вопрос финансирования – слишком много времени он ему уделил, подробно рассказывая, куда тратит деньги Минкультуры.

Напомним, что обе цифры бюджета, названные Авдеевым в качестве оптимальных (и 120 млрд, и 200 млрд рублей), он уже неоднократно озвучивал – например, весной еще 2010 года.

Справедливости ради отметим, что Авдеев подробно рассказывал и о другой, менее меркантильной, стороне деятельности ведомства. Он напомнил, что в 2011 году были вновь открыты Большой зал Московской Консерватории, Театр наций и – конечно же – историческая сцена Большого театра. И пообещал, что еще один долгострой, вторая сцена Мариинского театра, откроется к концу 2012 года, причем общая стоимость работ на ней достигнет 20 млрд рублей.

Что касается просто реставрации памятников, то, как горестно отметил Авдеев, «здания продолжают разрушаться», – несмотря на то, что «россияне стали острее реагировать на вандализм». Но что-то удается восстановить: по данным министра, в прошедшем году было отреставрировано 57 зданий-памятников («Это очень много», – заметил он).

А также около сотни других памятников – религиозного назначения, на которые была потрачена сумма, сравнимая по объему с господдержкой кинематографа – 5 млрд рублей.

С кинематографом, по словам министра, предстоит много работать, поскольку разорвалась связь между производством фильма и его показом, а наибольший доход приносят «нероссийские» картины; изменился и зритель, который «социально сузился» – в кинотеатры ходят фактически только подростки. Авдеев пообещал, что контроль над прокатом будет восстановлен – для этого вводится единый кинобилет (отметим, что он вводится уже три года) и будет создана региональная сеть кинотеатров с государственным участием. Он отметил сделанные в 2011 году «Фауста» Сокурова, «Елену» Андрея Звягинцева, «Жила-была одна баба» Андрея Смирнова и, очевидно запутавшись, добавил про «новый фильм» Станислава Говорухина (напомним, что «В стиле Jazz» вышла в ноябре 2010-го), который недавно возглавил комитет Госдумы по культуре.

«Фильмы есть разные – плохие, средние и хорошие. Четыре или пять хороших фильмов в год из пятидесяти произведенных – это хороший показатель», – заявил Авдеев.

Более жестко министр культуры был настроен по отношению к театру, и особенно – к актерам. «В наследство от советского времени нам досталась штатная основа репертуарного театра», – посетовал министр.

Сейчас, по словам Авдеева, в каждом театре имеется балласт – от 15 до 20 процентов сотрудников, которым не доверяют ролей.

«Им надо бы уйти, но они не уходят – по закону, получают зарплату, и театр ничего не может сделать… Молодые артисты ищут работу, а в театрах рабочие места заняты людьми, уже потерявшими квалификацию», – заявил он. Авдеев добавил, что актеры в обязательном порядке должны быть переведены на контрактную систему – как во всем мире.

Но поскольку этому препятствует трудовое законодательство, Минкультуры предлагает ввести в театрах обязательную аттестацию (подобный порядок действует, например, в медицине): те актеры, которые не смогут подтвердить свою квалификацию, будут уволены, а вновь пришедшие уже будут уже наняты по контракту.

Министр не упомянул, как предполагается бороться со злоупотреблениями при проведении данной аттестации, и что будет делать ведомство, если её не пройдут как раз молодые дарования.

Итоговая пресс-конференция может стать для Александра Авдеева последней: сразу после инаугурации нового президента он должен подать в отставку, и кто будет назначен главой культурного ведомства страны, пока неизвестно.

Но закончил Авдеев на высокой ноте. Для начала он заявил, что развитие гражданской активности, причиной которой стали выборы и нарушения на них, имеет положительный характер.

«Наше гражданское общество развивается очень быстро. В Западной Европе оно развивалось два века, медленно и постепенно, а нам – всего 20 лет»,


– сказал Авдеев, но добавил, что культурное ведомство не должно быть «идеологизированным» и «не представлять интересы одной партии».

А отвечая на вопрос о «Библиотеке Шнеерсона» и её влиянии на культурный обмен между Россией и США, министр ответил, что решение американского суда незаконно, а переговоры не будут возобновлены до отзыва этого решения и иска.

Напомним, что в августе 2010 года американский суд обязал Россию передать организации американских хасидов «Библиотеку Шнеерсона» – собрание документов и книг любавичских хасидов, часть из которых хранится в центральном военном архиве как трофей времен Второй мировой войны. Россия решение суда не признала, а Минкультуры запретил российским музеям отправлять в США свои экспонаты – опасаясь, что там на них будет наложен судебный запрет. Американские музеи не остались в долгу – и выставки в России лишились экспонатов из США.

«[Американский] cуд принял одиозное решение, которое затрагивает национальный суверенитет Российской Федерации», – отметил Авдеев.

Любопытно, что еще весной этого года, рассказывая об этом деле, министр говорил о ведущихся переговорах, которые обязательно должны закончиться положительно для обеих стран. С чем связано «внезапное похолодание», он не объяснил.
Оригинальная статья

Поделитесь этой новостью с Вашими друзьями!

Ранее в рубрике "Театр":

Развитие культуры требует 200 миллиардов рублей в год, заявил Авдеев
МОСКВА, 26 дек - РИА новости. Сохранение культуры в ее нынешнем состоянии требует около 100 миллиардов рублей, а развитие - вдвое больше, считает министр культуры РФ Александр Авдеев. "В 2011 году на культуру было выделено 88 миллиарда рублей, через косвенные ручейки - 94 миллиарда рублей. Чтобы нам сохранять культуру такой, как она сейчас есть, - нужно 100-120 миллиардов, чтобы развивать, нужно ...
  (читать дальше)

Вторая сцена Мариинки обойдется в 20 миллиардов рублей
Вторая сцена Мариинского театра, над которой ведется работа с 2003 года, должна открыться в конце 2012 года, заверил журналистов в понедельник министр культуры РФ Александр Авдеев. За прошедшие годы успел смениться архитектор - от проекта именитого француза Доминика Перро отказались из-за дороговизны, победителем второго тендера оказалось канадское бюро Diamond & Schmidt. Стройка также смени...
  (читать дальше)

Министр культуры РФ считает невиновным директора Театра Образцова
Министр культуры РФ Александр Авдеев уверен в невиновности директора Театра кукол имени Образцова Андрея Лучина, обвиняемого в присвоении и растрате около 12 миллионов рублей и отпущенного под залог в два миллиона рублей. "Он искал выходы и нашел их неудачно, за что попал под следствие, но, на мой взгляд, он невиновен", - сказал Авдеев на пресс-конференции в Москве в понедельник. Ранее он отмеча...
  (читать дальше)

Интервью художественного руководителя Театра на Таганке Валерия Золотухина
Директор и художественный руководитель Театра на Таганке Валерий Золотухин рассказал «Парку культуры» о первой премьере нового сезона, духе Юрия Любимова, новой жизни труппы и своих ощущениях от кресла худрука. В Театре на Таганке первая премьера сезона – «Венецианские близнецы» по Гольдони, поставленные итальянским режиссером Паоло Ланди в духе комедия дель арте. Нынешний год стал для Таганки, в...
  (читать дальше)

"Ленком" устраивает спектакль в поддержку Первого московского хосписа
"Благотворительный спектакль "Tout paye, или Все оплачено", билетный сбор от которого будет направлен в Благотворительный фонд помощи хосписам "Вера", пройдет в столичном театре "Ленком" в понедельник, сообщили РИА Новости в пресс-службе театра. "Публика сознательно покупала билеты именно на этот благотворительный спектакль, поскольку мы написали об этом и в кассах, и на самих билетах, - рассказ...
  (читать дальше)

Выбор РИА Новости: главные ожидаемые события в культуре в 2012 году
Наступающий год должен стать временем долгожданных обновлений и открытий: правительство, наконец, решит, как спасать "Ленфильм", Росгосцирк с новым главой и помощью Минкультуры постарается вернуть цирку статус самой прибыльной сферы из индустрии развлечений; музей имени Пушкина начнет постепенно превращаться в музейный городок, а ЦСК "Гараж" переедет в реконструированные павильоны Парка Горького,...
  (читать дальше)

Маэстро Темирканов закрыл фестиваль "Площадь искусств"
Выступление симфонического оркестра филармонии в воскресенье завершило фестиваль "Площадь искусств", проходивший в Петербурге в 12-ый раз, рассказали РИА Новости в пресс-службе Петербургской филармонии. На закрытии фестиваля прозвучали Вторая симфония и Второй концерт для фортепиано с оркестром Брамса. За дирижерский пульт встал маэстро Юрий Темирканов, а солирующим пианистом выступил израильски...
  (читать дальше)

Леонид Алексеевич Филатов. Биографическая справка
24 декабря исполняется 65 лет со дня рождения актера, поэта, режиссера и сценариста Леонида Филатова. Актер театра и кино, поэт, драматург, режиссер, сценарист, Народный артист РФ Леонид Алексеевич Филатов родился 24 декабря 1946 года в Казани. После развода родителей в 7-летнем возрасте он переехал с матерью в город Ашхабад (Туркмения). Еще будучи школьником, начал печататься в городской прессе....
  (читать дальше)

Режиссера Петра Фоменко выписали из больницы после обследования
Режиссер театра и кино Петр Фоменко, который проходил плановое обследование в отделении кардиологии НИИ имени Мясникова, выписан из больницы в четверг днем, сообщил РИА Новости источник в медицинских кругах. "После обследования и курса лечения режиссера выписали из больницы",- сказал собеседник агентства. Петр Фоменко родился в Москве 13 июля 1932 года. Окончил музыкально-педагогический институ...
  (читать дальше)
Выставка Ай Вэйвэя в Мультимедиа Арт Музее
К финалу «Фотобиеннале-2012» Мультимедиа Арт Музей приберег фотовыставку Ай Вэйвэя, одного из самых известных в мире китайских художников, – 220 фотографий, сделанные им в 1983–1993 годах во время жизни в Нью-Йорке. Строго говоря, Ай Вэйвэй не фотограф, хотя в 1970-х и учился в Пекинской киношколе вместе будущими звездами китайской волны 1990-х Чен Кайге и Чжан Имоу – их тоже можно увидеть на нью...
  (читать дальше)

«Свидание» Юсупа Бахшиева вышло в прокат
В прокат выходит «Свидание» – нескладная, но любовно сделанная алкогольно-романтическая комедия по мотивам старого фильма с Уиллисом и Бессинджер. Главный герой Дима (вокалист группы Uma2rmaH Владимир Кристовский) – ожившее объявление из рубрики знакомств. Перспективный молодой нейрохирург, аккуратная геологическая борода, в которой как бы кроется обязательность, не женат, не встречается, с ж/п,...
  (читать дальше)

Каннский кинофестиваль объявил программу основного конкурса 2012 года
65-й Каннский кинофестиваль объявил программу. Фильмом открытия станет «Королевство полной луны» Уэса Андерсона, а закрытия — экранизация Франсуа Мориака «Тереза Дескейру» недавно скончавшегося Клода Миллера. Россию в конкурсе представит Сергей Лозница. Каннский фестиваль пристрастен и верен своим героям. В этом году это правило получило очередное подтверждение: в одном списке оказались самые гро...
  (читать дальше)

В ГМИИ им. Пушкина открылась выставка «Портреты коллекционеров»
Лучшие образцы русского и европейского искусства из собраний Ильи Глазунова и Петра Авена в ГМИИ: сезон мероприятий к столетнему юбилею музея Пушкина открывает выставка «Портреты коллекционеров». Экспозицию «Портреты коллекционеров», на днях открывшуюся в отделе личных коллекций ГМИИ им. Пушкина, смело можно назвать обязательной для просмотра: здесь можно увидеть шедевры, обычно широкой публике н...
  (читать дальше)

Интервью с генеральным секретарем «DOCOMOMO-Россия» Анной Броновицкой
Генеральный секретарь российского отделения международной организации по охране архитектурных памятников DOCOMOMO Анна Броновицкая рассказала «Газете.Ru» о том, что происходит с павильонами ВВЦ, почему не реставрируются Дом Наркомфина и о том, чего добилась ее организация за год своей работы. В Международный день памятников, отмечавшийся в среду, год своей деятельности отметила российская секция ...
  (читать дальше)

Интервью Захара Прилепина
Захар Прилепин рассказал «Газете.Ru» о новой книге «Восьмерка», о превращениях героев его «Саньки» в эпоху Болотной и революции и о том, как может помочь русскому писателю слаборазвитая фантазия. За последний месяц у Захара Прилепина вышли две книги: его собственная книга «Восьмерка», состоящая из маленьких повестей, и «Лимонка в тюрьму» — сборник текстов политзаключенных, который он составил с Э...
  (читать дальше)

В коллективе Центра драматургии и режиссуры произошел раскол
Часть труппы столичного Центра драматургии и режиссуры заявила о недоверии своим худруку и директору, внедрившим новые методы работы. Городские культурные власти в ответ поставили обоим жесткое условие – урегулировать конфликт до конца сезона. Часть коллектива московского Центра драматургии и режиссуры (ЦДР) выразила недоверие своему художественному руководителю Михаилу Угарову и директору Людмил...
  (читать дальше)

В прокат вышел фильм ужасов «Хижина в лесу»
В прокате «Хижина в лесу» — хоррор, который то ли впервые со времен «Крика» и «Ведьмы из Блэр» перезапускает жанр, то ли окончательно его закрывает. Пока сотрудники явно очень секретного центра (Ричард Дженкинс и другие) готовятся к чему-то серьезному и обсуждают конкуренцию с Японией, пятеро студентов отправляются на выходные в загородный дом, удачно изолированный от большого мира: дорогу к нему...
  (читать дальше)

В Москве вручили «Золотые маски»
В Москве прошла церемония вручения наград театрального фестиваля «Золотая маска». Впервые за 8 лет премия вручалась на сцене Большого театра – и принесла большие сюрпризы: в списке лауреатов предпочла мастерам новые имена. Режиссёром церемонии выступила режиссёр Нина Чусова, громко заявившая о себе в начале нулевых, но последние годы работающая в основном в провинции. Театр Чусовой всегда резок ...
  (читать дальше)

«Маппеты»: история, персонажи, выдающиеся эпизоды
В прокат выходит фильм «Маппеты», в котором Лягушонок Кермит, Мисс Пигги, Медведь Фоззи, Гонзо, Животное и другие герои легендарного телешоу объединяются, чтобы спасти свой театр от нефтяного магната. Мир Маппетов населяют безбашенные марионетки из телевизора: преимущественно звери и птицы, но есть и несколько существ, идентификация которых вызывает всеобщее затруднение. Если брать перечисленных...
  (читать дальше)