среда, 21 декабря 2011 г.

Картина Александра Савко «Нагорная проповедь» повторно признана «экстремистским материалом»

Картина Александра Савко «Нагорная проповедь» повторно признана «экстремистским материалом»Художник Александр Савко рассказал «Парку культуры» о суде на своей картиной «Нагорная проповедь», которую суд повторно признал «экстремистским материалом», о том, когда было создано это полотно и почему оно не направлено против христианства.

Картина Александра Савко «Нагорная проповедь» из цикла «Путешествие Микки-Мауса по истории искусства» повторно признана «экстремистским материалом»: Жуковский районный суд Калужской области подтвердил свое решение, принятое в августе этого года.

18 августа тот же суд уже называл «Нагорную проповедь» Савко «экстремистским материалом»: по мнению судьи, картина являет собой «предельно циничное, издевательское оскорбление, дисфорическое высмеивание религиозных убеждений и религиозных чувств православных верующих, унижение их человеческого достоинства». Впрочем, вышестоящая инстанция отправила дело на повторное рассмотрение по процессуальным соображениям (в августе Савко не был своевременно извещен, и не успевал приехать на процесс, который прошел в его отсутствие) — оно закончилось вынесением аналогичного решения. Представитель художника в суде Дамир Гайнутдинов рассказал агентству РАПСИ, что мотивы, побудившие судью поступить именно так, пока неизвестны — пока оглашена только резолютивная часть постановления.


Прокуратура уже занималась «Нагорной проповедью»: в 2006 году графический лист был в экспозиции скандально известной выставки «Запретное искусство», но тогда по отдельным полотнам решения не принимались. Если решение суда вступит в законную силу, то работа Савко в соответствии с законом «О противодействии экстремистской деятельности» попадет в список Минюста и будет запрещена к экспонированию, а ее изображение нельзя будет печатать в СМИ — за это издание получит предупреждение от Роскомнадзора.

Александр Савко рассказал «Парку культуры» о том, как проходил процесс, с каким умыслом художник создавал работу и почему не стоит искать в ней никакого экстремизма.

— Александр, вы присутствовали на заседании суда? Изменилась ли формулировка приговора?

— Да. Были отменены результаты прошлого, заочного суда, работа была вновь признана экстремистской.

— Были ли повторены слова «предельно циничное, издевательское оскорбление, дисфорическое высмеивание религиозных убеждений»?

— Это фраза из экспертизы по выставке «Запретное искусство-2006». Нет, на этот раз обвинение не пользовалось этой экспертизой.

— Как вам кажется, соблюдались ли принципы правосудия — состязательность сторон, презумпция невиновности?

— У меня не сложилось такого впечатления. Притом что внешне все выглядело так: свидетелей обвинения не было, зато приехали верующие, православные интеллигентные люди, которые свидетельствовали в мою защиту и говорили, что эта работа не оскорбляет чувств верующих. Второй стороной полемики были прокурор и судья — все доводы свидетелей защиты отметались. Прежде всего прокурором: он выдвигал тезисы, а судья делал заключения.

— Был ли доказан умысел с вашей стороны?

— Они доказывали его мне — мол, я, ведая или не ведая о том, сотворил экстремистскую картину. Прокурор в своем выступлении сказал, что в наше смутное время надо не раскачивать лодку и нужно сделать все, чтобы сохранить «хрупкий социальный мир».

— А с вашей стороны был умысел? Что вы хотели сказать своей картиной?

— Тут надо понимать прежде всего, в каком контексте существовала картина. Она была частью целого цикла, который назывался «Путешествие Микки-Мауса по истории искусства». Где я брал классические гравюры-репродукции разных времен и актуализировал их, встраивая в композицию Микки-Мауса. А если уж говорить о смысле, то… знаете, картина создана в 1994 году, когда плакаты с Марией Дэви Христос, развешанные по городам и селам, сменили плакаты с «Аум Синрике». Страшный духовный и религиозный голод: коммунистическая формация ушла, ничего нового нет. Люди метались в поисках духовности и находили разнообразные эрзацы. И своей работой я хотел зафиксировать, что истинные ценности заменяются этими медийными эрзацами: люди находятся в состоянии, когда готовы выбрать богом любого мультяшку. Я просто проиллюстрировал происходившее на моих глазах.

— Насколько я понимаю, гравюра в отличие от иконы не является освященным, каноническим предметом культа, несмотря на евангельский сюжет. Кто-нибудь сказал суду об этом?

— Это было сказано экспертами отдела новейших течений Третьяковки и рядом других искусствоведов. Суд не стал прислушиваться к выводам этих экспертов. Вообще этот процесс сильно напоминал инквизицию: наши доводы вообще не принимались во внимание, доказывать, приводить какие-то хронологические и фактические аргументы было бесполезно. Обвинению и суду было неизвестно, что «Нагорная проповедь» была создана художником-лютеранином и к православной культуре имеет мало отношения. Суду было также неизвестно, что в середине XVII века патриарх Никон лично изрубил иконы, на которых были наклеены европейские гравюрные сюжеты, иллюстрации к библии. Говоря при этом, что «сие не есть лик Божий». Но нет: эксперты со стороны обвинения говорили, что «Нагорная проповедь» висит чуть ли не в каждом православном доме и на этом основании в моей картине можно найти в ней экстремизм.

— Будете обжаловать приговор? Есть надежда на объективность?

— Да, подадим апелляцию в Калужский городской суд. Калуга — город промышленный, интеллигентный, как-никак, так что есть надежда на объективное рассмотрение.

— Какие ограничения на вас накладывает этот приговор?

— Я не могу ее публиковать, воспроизводить и выставлять, но это все не имеет значения: на руках у меня картины нет — она находится в Одессе в центре современного искусства.

— Как, по-вашему, можно ли говорить, что в Калуге имело место фактическое продолжение процесса над устроителями выставки «Запретное искусство-2006»?

— По факту можно. А еще мне, если честно, непонятно: по законам и религиозным, и светским сначала надо попробовать договориться. Заявительница даже не пыталась этого сделать. И не только с правосудием, но и с христианством я вижу противоречие: в Нагорной проповеди же сказано: «Ибо если вы будете прощать людям согрешения их, то простит и вам Отец ваш Небесный, а если не будете прощать людям согрешения их, то и Отец ваш не простит вам согрешений ваших».
Оригинальная статья

Поделитесь этой новостью с Вашими друзьями!

Ранее в рубрике "Живопись":

В Театре наций играют первую премьеру - «Фрекен Жюли» в постановке Томаса Остермайера
21 декабря Театр наций сыграет свою первую премьеру в новом здании – спектакль «Фрекен Жюли», поставленный одним из главных режиссеров Германии Томасом Остермайером с Чулпан Хаматовой и Евгением Мироновым в главных ролях. В начале нынешнего театрального сезона завершилась многолетняя реконструкция здания Театра наций. Старинный особняк в Петровском переулке с большой театральной историей – в нем ...
  (читать дальше)

Продажа вещей Лиз Тейлор стала самой прибыльной в истории Christie`s
Продажа драгоценностей и одежды голливудской звезды Элизабет Тейлор, скончавшейся в марте 2011 года, стала самой прибыльной в истории аукционного дома Christie`s, сообщили во вторник устроители торгов. Торги в зале Рокфеллер-центра и онлайн-продажа, которые проводились с 13 по 17 декабря, увенчались небывалым результатом - были распроданы все лоты. В общей сложности за них было выручено 156,8 ми...
  (читать дальше)

В прокат выходит фильм «Без названия»
В прокат выходит фильм «Без названия» — незлобливая пародия на мир современного искусства. Городской невротик Эдриен Джейкобс (Адам Голдберг) сочиняет и исполняет атональную музыку, послушать которую в хороший вечер приходит человек 10, из которых двое — родители, еще двое — брат с девушкой, следующие двое — неприятные критики, а про остальных можно подумать, что зашли они случайно, но стесняются...
  (читать дальше)

"Мадонну с младенцем" и полиптих Джотто выставили в Третьяковке
Два произведения художника раннего Возрождения Джотто ди Бондоне (Giotto di Bondone) можно увидеть в Третьяковской галерее по случаю обмена художественными и духовными шедеврами между Россией и Италией в честь перекрестного года культур обеих стран, сообщили РИА Новости в пресс-службе музея. Речь идет о "Мадонне с младенцем" из церкви Сан-Джорджо алла Коста, относящейся сейчас к Епархиальному му...
  (читать дальше)

Выставка работ Церетели открылась в Туле
Выставка президента Российской академии художеств Зураба Церетели, на которой представлена не только живопись и скульптура, но и другие работы, выполненные мастером в различной технике, открылась в пятницу в выставочном зале тульского музея изобразительных искусств. В экспозиции, которая получила название "Туле с любовью", представлены эмали, рельефы, скульптура, живопись и графика. Автор работ ...
  (читать дальше)

Эрмитаж выставит в Главном штабе "Древности Геркуланума"
Первая после реставрации Главного штаба выставка "Древности Геркуланума" станет бесплатной для зрителей и покажет предметы античных церемоний императорского культа, заявил журналистам директор Эрмитажа Михаил Пиотровский. "Эта выставка была подарена нам, а мы, в свою очередь, хотим подарить ее петербуржцам. Проход на нее будет совершенно свободным", - заявил Пиотровский. Геркуланум, также как и...
  (читать дальше)

Петербургский художник возродил культ тела Древнего Рима в Эрмитаже
Мирный период истории Римской империи, Pax Romana, стал сюжетом выставки Antologia последователя неоклассических идеалов "Новой академии" Алексея Морозова, сообщили РИА Новости в пресс-службе Мраморного дворец, где открылась экспозиция. Pax Romana, по мнению Морозова, заложил фундамент для западной цивилизации и послужил отправным пунктом для творчества художника. "Лицо современного мира сформи...
  (читать дальше)

Концерт в поддержку задержанных на митингах перенесли на неделю
Концерт-выставка "Свобода выборов" в поддержку задержанных на митингах, который был запланирован на субботу на территории столичного дизайн-завода "Флакон", но неожиданно лишился этой площадки, перенесен на следующий уикенд, сообщил РИА Новости в пятницу организатор мероприятия, лидер российской рок-группы "Центр" Василий Шумов. В четверг днем, за двое суток до начала концерта-выставки "Флакон" ...
  (читать дальше)

Интервью с режиссером Питером Гринуэем
Режиссер Питер Гринуэй рассказал «Парку культуры» о разочаровании в русском искусстве, о том, зачем Ватикану нужно анимировать Страшный суд, об экранизации Кандинского и о своем месте в цифровой революции. Приглашенной звездой шестой церемонии вручения премии Кандинского был режиссер Питер Гринуэй: сразу после объявления лауреатов он прочел лекцию, в которой изложил свой взгляд на современную виз...
  (читать дальше)
Выставка Ай Вэйвэя в Мультимедиа Арт Музее
К финалу «Фотобиеннале-2012» Мультимедиа Арт Музей приберег фотовыставку Ай Вэйвэя, одного из самых известных в мире китайских художников, – 220 фотографий, сделанные им в 1983–1993 годах во время жизни в Нью-Йорке. Строго говоря, Ай Вэйвэй не фотограф, хотя в 1970-х и учился в Пекинской киношколе вместе будущими звездами китайской волны 1990-х Чен Кайге и Чжан Имоу – их тоже можно увидеть на нью...
  (читать дальше)

«Свидание» Юсупа Бахшиева вышло в прокат
В прокат выходит «Свидание» – нескладная, но любовно сделанная алкогольно-романтическая комедия по мотивам старого фильма с Уиллисом и Бессинджер. Главный герой Дима (вокалист группы Uma2rmaH Владимир Кристовский) – ожившее объявление из рубрики знакомств. Перспективный молодой нейрохирург, аккуратная геологическая борода, в которой как бы кроется обязательность, не женат, не встречается, с ж/п,...
  (читать дальше)

Каннский кинофестиваль объявил программу основного конкурса 2012 года
65-й Каннский кинофестиваль объявил программу. Фильмом открытия станет «Королевство полной луны» Уэса Андерсона, а закрытия — экранизация Франсуа Мориака «Тереза Дескейру» недавно скончавшегося Клода Миллера. Россию в конкурсе представит Сергей Лозница. Каннский фестиваль пристрастен и верен своим героям. В этом году это правило получило очередное подтверждение: в одном списке оказались самые гро...
  (читать дальше)

В ГМИИ им. Пушкина открылась выставка «Портреты коллекционеров»
Лучшие образцы русского и европейского искусства из собраний Ильи Глазунова и Петра Авена в ГМИИ: сезон мероприятий к столетнему юбилею музея Пушкина открывает выставка «Портреты коллекционеров». Экспозицию «Портреты коллекционеров», на днях открывшуюся в отделе личных коллекций ГМИИ им. Пушкина, смело можно назвать обязательной для просмотра: здесь можно увидеть шедевры, обычно широкой публике н...
  (читать дальше)

Интервью с генеральным секретарем «DOCOMOMO-Россия» Анной Броновицкой
Генеральный секретарь российского отделения международной организации по охране архитектурных памятников DOCOMOMO Анна Броновицкая рассказала «Газете.Ru» о том, что происходит с павильонами ВВЦ, почему не реставрируются Дом Наркомфина и о том, чего добилась ее организация за год своей работы. В Международный день памятников, отмечавшийся в среду, год своей деятельности отметила российская секция ...
  (читать дальше)

Интервью Захара Прилепина
Захар Прилепин рассказал «Газете.Ru» о новой книге «Восьмерка», о превращениях героев его «Саньки» в эпоху Болотной и революции и о том, как может помочь русскому писателю слаборазвитая фантазия. За последний месяц у Захара Прилепина вышли две книги: его собственная книга «Восьмерка», состоящая из маленьких повестей, и «Лимонка в тюрьму» — сборник текстов политзаключенных, который он составил с Э...
  (читать дальше)

В коллективе Центра драматургии и режиссуры произошел раскол
Часть труппы столичного Центра драматургии и режиссуры заявила о недоверии своим худруку и директору, внедрившим новые методы работы. Городские культурные власти в ответ поставили обоим жесткое условие – урегулировать конфликт до конца сезона. Часть коллектива московского Центра драматургии и режиссуры (ЦДР) выразила недоверие своему художественному руководителю Михаилу Угарову и директору Людмил...
  (читать дальше)

В прокат вышел фильм ужасов «Хижина в лесу»
В прокате «Хижина в лесу» — хоррор, который то ли впервые со времен «Крика» и «Ведьмы из Блэр» перезапускает жанр, то ли окончательно его закрывает. Пока сотрудники явно очень секретного центра (Ричард Дженкинс и другие) готовятся к чему-то серьезному и обсуждают конкуренцию с Японией, пятеро студентов отправляются на выходные в загородный дом, удачно изолированный от большого мира: дорогу к нему...
  (читать дальше)

В Москве вручили «Золотые маски»
В Москве прошла церемония вручения наград театрального фестиваля «Золотая маска». Впервые за 8 лет премия вручалась на сцене Большого театра – и принесла большие сюрпризы: в списке лауреатов предпочла мастерам новые имена. Режиссёром церемонии выступила режиссёр Нина Чусова, громко заявившая о себе в начале нулевых, но последние годы работающая в основном в провинции. Театр Чусовой всегда резок ...
  (читать дальше)

«Маппеты»: история, персонажи, выдающиеся эпизоды
В прокат выходит фильм «Маппеты», в котором Лягушонок Кермит, Мисс Пигги, Медведь Фоззи, Гонзо, Животное и другие герои легендарного телешоу объединяются, чтобы спасти свой театр от нефтяного магната. Мир Маппетов населяют безбашенные марионетки из телевизора: преимущественно звери и птицы, но есть и несколько существ, идентификация которых вызывает всеобщее затруднение. Если брать перечисленных...
  (читать дальше)