среда, 28 декабря 2011 г.

Интервью с Сашей Денисовой, автором спектакля «Маяковский идет за сахаром «

Интервью с Сашей Денисовой, автором спектакля «Маяковский идет за сахаром «Автор спектакля «Маяковский идет за сахаром « Саша Денисова рассказала «Парку культуры» о соотношении документального и художественного в новой работе, процессе совместных поисков отношений поэта с его друзьями и современниками и о том, что значит сахар в жизни человека.

В театре имени Маяковского прошла премьера спектакля под названием «Маяковский идет за сахаром». Его поставил молодой режиссер Алексей Кузьмин-Тарасов, а автором литературной основы стала вчерашний дебютант Саша Денисова, получившая за прошлогодний «Зажги мой огонь» номинацию на премию «Золотая Маска-2011» в категории «Эксперимент». Та постановка была построена на актерских импровизациях – артисты искали точки соприкосновения своих судеб и жизни трех великих рокеров - Дженнис Джоплин, Джима Моррисона и Джими Хендрикса. В центре новой постановки, ставшей результатом продюсерских усилий нового худрука «Маяковки» Миндаугаса Карбаускиса – судьба поэта, именем которого назван театр. «Парк культуры» поговорил с Денисовой о её пьесе и новом спектакле.

– О жизни Маяковского известно буквально по дням. Под каким углом решили рассмотреть его вы?

– Это пьеса о жизни Маяковского, начиная с первой встречи с Бурлюком и заканчивая смертью поэта. Мы с самого начала решили, что у нас будет один основополагающий принцип: хронологический. Там есть несколько линий — юности, дружбы, любви, которые развиваются во время постановки. Дружба — это Хлебников: вот они встречаются в 1914 году, в еще безмятежное время, у них все впереди. Вот Шкловский в 1919 году, который приходит в «Окна РОСТА», они еще идеалисты, друг за друга горой. А вот Хлебников приходит в 1922 году — опухший от голода, больной малярией, и Маяковский выдает ему тулуп и отправляет в деревню (где тот, как известно, умирает)... А вот уже на выставку, посвященную двадцатилетию творчества, не приходит никто — ни власть, ни коллеги-писатели, никто.

Нас и интересовали вот эти рифмы — крушение таких вещей, как любовь и дружба, которые в юности кажутся незыблемыми и верными, а по мере течения жизни начинают распадаться. Маяковский к нам пришел с какой-то другой стороны — мы не пытались опровергать мифы, оправдывать его или судить. И у нас получился неплакатный Маяковский — такой мальчишка, который оказывается в разных ситуациях: в одних он вроде как подлец (хотя не подлец же), в других — верный друг, в третьих — пылкий возлюбленный, в отчаянии пытающийся объясниться с молоденькой девушкой. Такой же, как и мы — мы же тоже любим, дружим и не подлецы, но бывают обстоятельства...

– Как вы работали над исходным материалом? Это снова документальная пьеса?

– Здесь нет встреч, которых не происходило в реальности. Но это художественная пьеса: все события основаны на реальных фактах, и какие-то вполне документальные реплики вмонтированы прямо в ткань, в общем, художественного текста. Есть даже целые документальные монологи – монолог Лили Брик (ее играет народная артистка России Галина Анисимова), которая вспоминает свою жизнь с Маяковским с высоты прожитых лет. Есть, например, монолог Шкловского о сахаре, составленный из его же «монтажной прозы». Он побывал и эсером, и в Белой армии повоевал, и у Скоропадского — в общем, видел войну. И вот он приходит в «Окна РОСТА» – где художники занимались утопическими, в общем, вещами — и рассказывает им о том, как с Украины вывозили сахар, как он был самой желаемой вещью в армии... в общем, так в «Окна РОСТА» врывается самая настоящая жизнь.

– У вас в пьесе сахар занимает большое место - можно даже решить, что не поэт тут главный герой, а именно вот эта сладкая субстанция.

– Нет, все-таки он «Идет за сахаром» - наверное, это иносказание того, что он идет за жизнью. Как и мы все - жизнь же нам что-то предлагает, и мы раздумываем, колеблемся, или соблазняемся. В нашей жизни этот сахар всегда разный - похвалы, деньги, привилегии, положение – и у него он тоже разный, причем на сцене в буквальном смысле: тростниковый, французский, кусковой. Это некие блага жизни, которые на самом деле превращаются в неотменяемые обстоятельства, и дают нам человека в этих обстоятельствах.

Но вообще, сахар - это не столько даже ценность, сколько просто символ. Причем символ очень многогранный. Сахар – форма жизни. Ее вкус. Сахар – это сладость любви. Сахар – то, о чем мечтаешь, пока идет война – хорошая жизнь. Сахар – за него тебя покупают. Сахар – орудие труда, пища для мозга и поэзии. Сахар – это засахаривание жизни, когда все хорошо, а тошно. Сахар – казался мечтой, а оказалось, сахарок, за которым пошел, а может и зря.

– Про вас говорят, что вы очень осовременили Маяковского, и что писали пьесу вместе с актерами.

– Нет, в ней нет осовременивания, мы не раздавали персонажам айпады. А есть условность, есть попытка взглянуть на персонажей его жизни своими глазами. Импровизации были на самом деле невозможны: малейший сдвиг и в сторону неправды, как по тексту, так и в игре – и все рассыпается. Просто пьеса приносилась по сцене, и пока нам - режиссеру, актерам и мне - не становилось ясно, что же происходит, мы не шли дальше. Актеры сами начинали искать информацию, читать - про Хлебникова, про Керженцева, про Незнамова и других персонажей 1920-х. То есть пьеса писалась от одной репетиции к другой, но все-таки это моя пьеса.

– Но дебютировали вы пьесой «Зажги мой огонь», которая родилась на репетициях и которую вы писали вместе с актерами. Как раз после премьеры многие говорили, что это образец «театра драматурга», где автор выходит на первый план, а режиссер оказывается как бы подчинен тексту. В «Маяковском» вы с режиссером работали по той же схеме?

– Не совсем. «Зажги мой огонь» строился в виде таких исторических анекдотов о рок-звездах, и там актеры очень активно подключали личный опыт. Здесь все-таки должна была соблюдаться точность в деталях - не бытовых, конечно, а в деталях отношений.

Я бы это описала как сочинительский театр – когда драматург, режиссер и актеры ищут некие общие точки, верные оправдания, правдивые решения. Это не значит, что драматург сидит и переделывает пьесу в угоду режиссерскому замыслу, это значит, что и спектакль, и текст сочиняются вместе. Я абсолютно уверена, что драматург должен работать в театре. Я не писала следующую сцену, пока мы не разберем предыдущую - и не знала, чем она закончится. Для драматурга это тоже такой сахар, когда ты понимаешь, что актеры ждут, режиссер ждет - это страшно «ведет», стимулирует писать дальше. Это очень интересный опыт - как только текст пьесы наконец сложился, стало ясно, как ее играть. Из этого длинного совместного путешествия появилась и заработала какая-то энергия внутренняя, Маяковский вышел из темноты.

– Как вам работалось в театре Маяковского – до недавнего времени это была точка большого напряжения, меньше года назад сюда пришел молодой руководитель Миндаугас Карбаускис...

– Ну, Карбаускис же и придумал наш проект. Точнее так - он придумал конкурс под названием «Новый Маяковский», и одним из победителей стал наш проект. И это была его инициатива - пустить молодых режиссеров на Малую сцену, познакомить труппу, истосковавшейся по современному репертуару. Он, в общем, вел наш проект от начала и до конца - и очень деятельно, очень внимательно смотрел и помогал.
Оригинальная статья

Поделитесь этой новостью с Вашими друзьями!

Ранее в рубрике "Театр":

Путин поздравил театр "Ромэн" с 80-летием со дня основания
Премьер-министр Владимир Путин поздравил коллектив музыкально-драматического цыганского театра "Ромэн" с 80-летием со дня основания театра, сообщает в среду пресс-служба правительства. "Ромэн" всегда славился ярким и одаренным актерским составом, сильной режиссурой, прекрасным, насыщенным репертуаром. Здесь всегда царил дух свободного творчества, глубокое уважение и доверие к своему зрителю. Сце...
  (читать дальше)

Режиссер Анатолий Васильев встретится с москвичами впервые за пять лет
Первое запять лет выступление знаменитого театрального режиссера Анатолия Васильева, который согласился вернуться вРоссию ивозглавить школу-лабораторию театра вМоскве, пройдет наплощадке столичного центра дизайна Artplay всреду, сообщили РИА Новости впресс-службе школы кино прицентре. Помимо дискуссии срежиссером, модератором которой будет Зара Абдулаева, покажут «Медея. Материал», снятый Василь...
  (читать дальше)

Вечер памяти Ролана Пети пройдет в Большом театре
Вечер памяти Ролана Пети (Roland Petit), скончавшегося летом на88-м году жизни, пройдет вБольшом театре, набалет которого хореограф оказал существенное влияние. Пети признан одним изсамых величайших хореографов, его балеты были поставлены навсех ведущих сценах мира. Особую роль он сыграл дляРоссии, вчастности, дляБольшого театра, где ставил несколько спектаклей, втом числе «Гибель розы» 1973 год...
  (читать дальше)

Театр Дурова накануне столетия просит денег на животных и новое здание
Театр "Уголок дедушки Дурова", который 8 января отметит столетний юбилей, нуждается в дополнительных средствах на покупку животных и просит властей Москвы разрешить строительство нового здания на выделенной под него территории, рассказал РИА Новости в преддверии праздника руководитель театра, режиссер и потомственный дрессировщик Юрий Дуров. По его словам, единственный в мире театр, где главными...
  (читать дальше)

Власти Москвы будут развивать непопулярные столичные театры
Власти Москвы намерены повышать популярность городских театров, и ни один из них не будет закрыт, сообщил руководитель столичного департамента культуры Сергей Капков в интервью газете "Известия", опубликованном во вторник. "Мэр ставит задачу часть из них реконструировать, часть - отремонтировать, оборудовать нормальной вентиляцией. Но главное - помочь вдохнуть жизнь в театры, на содержание котор...
  (читать дальше)

Анатолий Васильев откроет школу-лабораторию театра по приезде в Москву
Научно-исследовательский центр "Кафедра лабораторных исследований теории и техник театра" возглавит режиссер Анатолий Васильев, который в ноябре объявил о согласии вернуться в Москву, в историческое здание театра на Поварской, сообщила РИА Новости в понедельник заместитель руководителя департамента культуры Евгения Шерменева. "Еще осенью 2011 года выдающийся режиссер Анатолий Васильев получил оф...
  (читать дальше)

Министр культуры подвел итоги года
Министр культуры Александр Авдеев подвел итоги года, подробно рассказал о том, сколько денег нужно, чтобы преодолеть кризис нравственности, измерил долю балласта в театральных труппах, отметил положительный эффект от митингов протеста, а также призвал американские власти отменить решение суда по «библиотеке Шнеерсона». «Подход к культуре как к чему-то второстепенному, её финансирование по остаточ...
  (читать дальше)

Развитие культуры требует 200 миллиардов рублей в год, заявил Авдеев
МОСКВА, 26 дек - РИА новости. Сохранение культуры в ее нынешнем состоянии требует около 100 миллиардов рублей, а развитие - вдвое больше, считает министр культуры РФ Александр Авдеев. "В 2011 году на культуру было выделено 88 миллиарда рублей, через косвенные ручейки - 94 миллиарда рублей. Чтобы нам сохранять культуру такой, как она сейчас есть, - нужно 100-120 миллиардов, чтобы развивать, нужно ...
  (читать дальше)

Вторая сцена Мариинки обойдется в 20 миллиардов рублей
Вторая сцена Мариинского театра, над которой ведется работа с 2003 года, должна открыться в конце 2012 года, заверил журналистов в понедельник министр культуры РФ Александр Авдеев. За прошедшие годы успел смениться архитектор - от проекта именитого француза Доминика Перро отказались из-за дороговизны, победителем второго тендера оказалось канадское бюро Diamond & Schmidt. Стройка также смени...
  (читать дальше)
Выставка Ай Вэйвэя в Мультимедиа Арт Музее
К финалу «Фотобиеннале-2012» Мультимедиа Арт Музей приберег фотовыставку Ай Вэйвэя, одного из самых известных в мире китайских художников, – 220 фотографий, сделанные им в 1983–1993 годах во время жизни в Нью-Йорке. Строго говоря, Ай Вэйвэй не фотограф, хотя в 1970-х и учился в Пекинской киношколе вместе будущими звездами китайской волны 1990-х Чен Кайге и Чжан Имоу – их тоже можно увидеть на нью...
  (читать дальше)

«Свидание» Юсупа Бахшиева вышло в прокат
В прокат выходит «Свидание» – нескладная, но любовно сделанная алкогольно-романтическая комедия по мотивам старого фильма с Уиллисом и Бессинджер. Главный герой Дима (вокалист группы Uma2rmaH Владимир Кристовский) – ожившее объявление из рубрики знакомств. Перспективный молодой нейрохирург, аккуратная геологическая борода, в которой как бы кроется обязательность, не женат, не встречается, с ж/п,...
  (читать дальше)

Каннский кинофестиваль объявил программу основного конкурса 2012 года
65-й Каннский кинофестиваль объявил программу. Фильмом открытия станет «Королевство полной луны» Уэса Андерсона, а закрытия — экранизация Франсуа Мориака «Тереза Дескейру» недавно скончавшегося Клода Миллера. Россию в конкурсе представит Сергей Лозница. Каннский фестиваль пристрастен и верен своим героям. В этом году это правило получило очередное подтверждение: в одном списке оказались самые гро...
  (читать дальше)

В ГМИИ им. Пушкина открылась выставка «Портреты коллекционеров»
Лучшие образцы русского и европейского искусства из собраний Ильи Глазунова и Петра Авена в ГМИИ: сезон мероприятий к столетнему юбилею музея Пушкина открывает выставка «Портреты коллекционеров». Экспозицию «Портреты коллекционеров», на днях открывшуюся в отделе личных коллекций ГМИИ им. Пушкина, смело можно назвать обязательной для просмотра: здесь можно увидеть шедевры, обычно широкой публике н...
  (читать дальше)

Интервью с генеральным секретарем «DOCOMOMO-Россия» Анной Броновицкой
Генеральный секретарь российского отделения международной организации по охране архитектурных памятников DOCOMOMO Анна Броновицкая рассказала «Газете.Ru» о том, что происходит с павильонами ВВЦ, почему не реставрируются Дом Наркомфина и о том, чего добилась ее организация за год своей работы. В Международный день памятников, отмечавшийся в среду, год своей деятельности отметила российская секция ...
  (читать дальше)

Интервью Захара Прилепина
Захар Прилепин рассказал «Газете.Ru» о новой книге «Восьмерка», о превращениях героев его «Саньки» в эпоху Болотной и революции и о том, как может помочь русскому писателю слаборазвитая фантазия. За последний месяц у Захара Прилепина вышли две книги: его собственная книга «Восьмерка», состоящая из маленьких повестей, и «Лимонка в тюрьму» — сборник текстов политзаключенных, который он составил с Э...
  (читать дальше)

В коллективе Центра драматургии и режиссуры произошел раскол
Часть труппы столичного Центра драматургии и режиссуры заявила о недоверии своим худруку и директору, внедрившим новые методы работы. Городские культурные власти в ответ поставили обоим жесткое условие – урегулировать конфликт до конца сезона. Часть коллектива московского Центра драматургии и режиссуры (ЦДР) выразила недоверие своему художественному руководителю Михаилу Угарову и директору Людмил...
  (читать дальше)

В прокат вышел фильм ужасов «Хижина в лесу»
В прокате «Хижина в лесу» — хоррор, который то ли впервые со времен «Крика» и «Ведьмы из Блэр» перезапускает жанр, то ли окончательно его закрывает. Пока сотрудники явно очень секретного центра (Ричард Дженкинс и другие) готовятся к чему-то серьезному и обсуждают конкуренцию с Японией, пятеро студентов отправляются на выходные в загородный дом, удачно изолированный от большого мира: дорогу к нему...
  (читать дальше)

В Москве вручили «Золотые маски»
В Москве прошла церемония вручения наград театрального фестиваля «Золотая маска». Впервые за 8 лет премия вручалась на сцене Большого театра – и принесла большие сюрпризы: в списке лауреатов предпочла мастерам новые имена. Режиссёром церемонии выступила режиссёр Нина Чусова, громко заявившая о себе в начале нулевых, но последние годы работающая в основном в провинции. Театр Чусовой всегда резок ...
  (читать дальше)

«Маппеты»: история, персонажи, выдающиеся эпизоды
В прокат выходит фильм «Маппеты», в котором Лягушонок Кермит, Мисс Пигги, Медведь Фоззи, Гонзо, Животное и другие герои легендарного телешоу объединяются, чтобы спасти свой театр от нефтяного магната. Мир Маппетов населяют безбашенные марионетки из телевизора: преимущественно звери и птицы, но есть и несколько существ, идентификация которых вызывает всеобщее затруднение. Если брать перечисленных...
  (читать дальше)