пятница, 16 декабря 2011 г.

Интервью с режиссером Питером Гринуэем

Интервью с режиссером Питером ГринуэемРежиссер Питер Гринуэй рассказал «Парку культуры» о разочаровании в русском искусстве, о том, зачем Ватикану нужно анимировать Страшный суд, об экранизации Кандинского и о своем месте в цифровой революции.

Приглашенной звездой шестой церемонии вручения премии Кандинского был режиссер Питер Гринуэй: сразу после объявления лауреатов он прочел лекцию, в которой изложил свой взгляд на современную визуальную культуру, объявил, что кинематограф всего лишь иллюстратор текстов, и назвал изобразительное искусство противоядием от этой практики. «Парк культуры» побеседовал с режиссером о его мировоззрении и современном искусстве.

– Вы видели некоторые из номинированных на премию работ. Что запомнилось больше всего?

– Мне было очень интересно посмотреть на то, что делают художники в России, но, честно говоря, я не думал, что русское современное искусство практически не отличается от того, что можно увидеть в Нью-Йорке или в Лос-Анджелесе. В некотором смысле меня это разочаровало: ведь, когда едешь за границу, ожидаешь каких-то открытий. А в итоге понимаешь – ага, вот это мне знакомо, а что-то подобное я видел на прошлой неделе в Нью-Йорке... Возникает ощущение дежавю, узнаваемости. Но я вовсе не хочу показаться грубым или негативно настроенным. У каждого должна быть возможность заниматься тем, чем он считает нужным, и это стремление я только поддерживаю.

– В последних проектах, связанных с искусством, вы чаще обращаетесь к живописи старых мастеров (Рембрандт, Веронезе, да Винчи) — почему именно старое искусство?

– Потому что оно затрагивает вопросы, важные во все времена. И потом искусство — это нечто непрерывное. Любопытно, что в системе образования задается это деление на старое и современное. Для меня оно не существует. Все мы в одинаковой степени счастливы быть членами выдающегося клуба художников, которому уже не одна тысяча лет. И мы наблюдаем друг за другом, смотрим, кто и как работает. И неважно, стоит ли на дворе 1400 год – или 700 год до Рождества Христова.

– Большинство работ, которые вы отобрали для проекта (за исключением Джексона Поллока), фигуративные. Почему?

– Для меня не существует деления и в этом – на фигуративную и абстрактную живопись. Кроме того, абстрактное искусство прожило всего-то лет пять, а потом люди быстро вернулись к фигуративности. Для художника намного важнее он сам, искусство для него — зеркало самого себя. Мы заворожены тем, как мы выглядим, чувствуем, реагируем. Конечно, абстрактному искусству найдется место в истории, но это лишь малая часть нашего опыта. Я думаю, что нефигуративное искусство ХХ века через сотню лет окажется в музейных запасниках: оно больше никому не будет интересно.

– А кроме Поллока кого бы еще вы включили в проект? Кто из современных художников вам близок?

– Например, немец Ансельм Кифер. Ему уже за семьдесят, но он потрясающе владеет техникой, его высказывания с эстетической точки зрения невероятно точны; наконец, в его работах есть социальный и политический подтекст. Я думаю, что он идеальное воплощение того, каким должен быть художник XXI века. Еще один выдающийся мастер, не так давно от нас ушедший, – Люсьен Фрейд. Но еще более важен для меня Фрэнсис Бэкон, со всеми его макабрическими образами и одержимостью фатумом. На этих художников надо равняться.

– А Кандинский мог бы стать участником вашей серии?

– Да, вполне возможно. Он был великим теоретиком. Подозреваю, что я один из немногих оставшихся на Земле людей, которые прочли все его манифесты. Сегодня они забыты, на их место пришли новые манифесты. Но Кандинский оставил нам великолепную живопись.

– В какой стадии находятся ваши планы анимировать Страшный суд в Сикстинской капелле?

– Вполне вероятно, что они осуществятся. Всего в проекте девять картин, написанных как художниками Ренессанса, так и, например, Поллоком или Пикассо. Думаю, нам потребуется лет пятнадцать на то, чтобы все завершить. Этот проект имеет большое общественное значение. Представляете, каких усилий стоит убедить Ватикан пустить меня в Сикстинскую капеллу и сделать проекцию на работу Микеланджело? Это проблема из разряда политических. Но мы добьемся своего.

– Если Ватикан согласится на проект, как, по-вашему, для чего ему это нужно?

– Где-то 18 месяцев назад папа римский выступил с предложением художникам снова работать для римско-католической церкви. Все мы (а нас было человек триста: архитекторы, художники, режиссеры, включая, например, Билла Виолу и Либескинда) собрались в Сикстинской капелле послушать папу римского. Он говорил о том, что теперь у нас есть возможность сделать свой вклад в духовность (причем не обязательно исключительно в римско-католическом понимании), найти способ справиться с сегодняшним материализмом. И, конечно, я хотел бы использовать этот шанс для того, чтобы создать проекцию для Сикстинской капеллы. Представляете, как будет выглядеть подсвеченный Микеланджело!

– Для чего вам нужно анимировать живопись?

– Мне очень повезло — я могу снимать художественные и документальные фильмы, создавать веб-сайты, ставить оперы, театральные спектакли. Я бы хотел поднять свой флаг и возглавить современную цифровую революцию. Я хочу быть вовлеченным во все возможные эксперименты начала XXI века.


– В проекте лауреата премии Кандинского Юрия Альберта есть вопрос: «Считаете ли вы, что хорошее произведение искусства может изменить нашу жизнь к лучшему?» Как вы на него ответите?

– Я уверен, что это так. Но нужно запастись терпением, подождать, пока улягутся страсти, и мы сможем объективно оценить произошедшее. Некоторые величайшие художники вроде Вермеера или Ван Гога оставались неизвестными на протяжении многих лет и были открыты следующими поколениями, которые смогли увидеть в их работах то, чего не замечали современники.
Оригинальная статья

Поделитесь этой новостью с Вашими друзьями!

Ранее в рубрике "Живопись":

Обручальное кольцо Мэрилин Монро выставят на торги в Лос-Анджелесе
Обручальное кольцо самой знаменитой, желанной и загадочной актрисы Голливуда Мэрилин Монро выставляет в пятницу на торги в Лос-Анджелесе аукционный дом Profiles in History. Платиновый обруч, отделанный 35 бриллиантами, актрисе преподнес обожаемый тогда американцами выдающийся бейсболист Джо Ди Маджио. Они без помпы расписались в сити-холле Сан-Франциско 14 января 1954 года, однако брак продлился...
  (читать дальше)

Концерт в поддержку задержанных на митингах лишился площадки в Москве
Концерт-выставка "Свобода выборов" в поддержку задержанных на митингах, который был запланирован на субботу на территории дизайн-завода "Флакон" в Москве, лишился площадки и ищет новую, сообщил РИА Новости в четверг организатор мероприятия, лидер российской рок-группы "Центр" Василий Шумов. Представитель "Флакона" заявляет, что из-за концерта завод не смог бы обеспечить безопасность на мероприяти...
  (читать дальше)

Объявлены лауреаты художественной премии Кандинского за 2011 год
В столичном «Гараже» объявлены лауреаты художественной премии Кандинского за 2011 год. Главного приза удостоен концептуалист Юрий Альберт, обыгравший в своем проекте Moscow Poll ситуацию с голосованием публики по риторическим вопросам. Лучшим медиапроектом признан видеоперформанс «Яйца» Полины Канис, а в номинации «Молодой художник» победила Анастасия Рябова с архивной инсталляцией Artist`s Privat...
  (читать дальше)

Юрий Альберт стал победителем в главной номинации "Премии Кандинского"
Художник Юрий Альберт стал лауреатом "Премии Кандинского" за 2011 год в главной номинации "Проект года", передает корреспондент РИА Новости с церемонии вручения, которая проходит в столичном ЦСК "Гараж" в среду. Художник представил на суд жюри интерактивный проект "Московский опрос" (Moscow Polls, 2009 год) - в нем мог принять участие каждый желающий, ответив положительно или отрицательно на вос...
  (читать дальше)

Интервью с Ириной Кориной, номинантом V премии Кандинского
Художник Ирина Корина рассказала «Парку культуры» о себе и своей работе, номинированной на премию Кандинского в категории «Проект года». «Парк культуры» представляет номинантов премии Кандинского в категории «Проект года». С работой «Показательный процесс» в шорт-лист номинации вошла Ирина Корина — одна из самых заметных художниц среди нынешних «тридцатилетних». Сценограф по первому образованию, ...
  (читать дальше)

Рокеры и художники проведут акцию в поддержку задержанных на митингах
Рок-музыканты и художники в субботу устроят совместную акцию "Свобода выборов" на территории дизайн-завода "Флакон" в поддержку задержанных на митингах оппозиции в Москве, сообщил РИА Новости организатор мероприятия, лидер культовой российской рок-группы "Центр" Василий Шумов. По его словам, рок-музыканты и художники "совместно устроят концерт и выставку активистского искусства в помещении галер...
  (читать дальше)

В храме Христа Спасителя открылась гастрольная выставка «Таинство Рождества Христова. Сцены и вертепы в неаполитанской традиции XVIII века»
В храме Христа Спасителя открылась гастрольная выставка «Таинство Рождества Христова. Сцены и вертепы в неаполитанской традиции XVIII века». Фрагменты из шедеврального «презепе Кучиньелло», хранящегося в музее Сан-Мартино, соседствуют на выставке с живописью и графикой эпохи барокко и рококо. Едва ли этот проект свидетельствует о каких-то подвижках в сторону экуменизма, но косвенно все же намекае...
  (читать дальше)

Продажи на китайском аукционе Beijing Poly превысили $770 млн
Общая сумма сделок на завершившейся в пятницу осенней сессии аукциона предметов искусства китайской Beijing Poly International Auction Company составила 4,92 миллиарда юаней (около 776 миллионов долларов), сообщила компания. Beijing Poly, образованная в 2005 году, является одной из двух крупнейших китайских компаний, проводящих аукционы предметов искусства. Крупнейшие китайские аукционные дома P...
  (читать дальше)

Михаил Николаевич Румянцев. Биографическая справка
10 декабря исполняется 110 лет со дня рождения циркового артиста и мастера клоунады Михаила Румянцева (творческий псевдоним – Карандаш). Выдающийся цирковой артист и мастер клоунады Михаил Николаевич Румянцев (творческий псевдоним – Карандаш) родился 10 декабря (27 ноября по старому стилю) 1901 года в Санкт-Петербурге. В школе будущий мэтр советского цирка учился плохо и закончил ее с трудом. В ...
  (читать дальше)
Выставка Ай Вэйвэя в Мультимедиа Арт Музее
К финалу «Фотобиеннале-2012» Мультимедиа Арт Музей приберег фотовыставку Ай Вэйвэя, одного из самых известных в мире китайских художников, – 220 фотографий, сделанные им в 1983–1993 годах во время жизни в Нью-Йорке. Строго говоря, Ай Вэйвэй не фотограф, хотя в 1970-х и учился в Пекинской киношколе вместе будущими звездами китайской волны 1990-х Чен Кайге и Чжан Имоу – их тоже можно увидеть на нью...
  (читать дальше)

«Свидание» Юсупа Бахшиева вышло в прокат
В прокат выходит «Свидание» – нескладная, но любовно сделанная алкогольно-романтическая комедия по мотивам старого фильма с Уиллисом и Бессинджер. Главный герой Дима (вокалист группы Uma2rmaH Владимир Кристовский) – ожившее объявление из рубрики знакомств. Перспективный молодой нейрохирург, аккуратная геологическая борода, в которой как бы кроется обязательность, не женат, не встречается, с ж/п,...
  (читать дальше)

Каннский кинофестиваль объявил программу основного конкурса 2012 года
65-й Каннский кинофестиваль объявил программу. Фильмом открытия станет «Королевство полной луны» Уэса Андерсона, а закрытия — экранизация Франсуа Мориака «Тереза Дескейру» недавно скончавшегося Клода Миллера. Россию в конкурсе представит Сергей Лозница. Каннский фестиваль пристрастен и верен своим героям. В этом году это правило получило очередное подтверждение: в одном списке оказались самые гро...
  (читать дальше)

В ГМИИ им. Пушкина открылась выставка «Портреты коллекционеров»
Лучшие образцы русского и европейского искусства из собраний Ильи Глазунова и Петра Авена в ГМИИ: сезон мероприятий к столетнему юбилею музея Пушкина открывает выставка «Портреты коллекционеров». Экспозицию «Портреты коллекционеров», на днях открывшуюся в отделе личных коллекций ГМИИ им. Пушкина, смело можно назвать обязательной для просмотра: здесь можно увидеть шедевры, обычно широкой публике н...
  (читать дальше)

Интервью с генеральным секретарем «DOCOMOMO-Россия» Анной Броновицкой
Генеральный секретарь российского отделения международной организации по охране архитектурных памятников DOCOMOMO Анна Броновицкая рассказала «Газете.Ru» о том, что происходит с павильонами ВВЦ, почему не реставрируются Дом Наркомфина и о том, чего добилась ее организация за год своей работы. В Международный день памятников, отмечавшийся в среду, год своей деятельности отметила российская секция ...
  (читать дальше)

Интервью Захара Прилепина
Захар Прилепин рассказал «Газете.Ru» о новой книге «Восьмерка», о превращениях героев его «Саньки» в эпоху Болотной и революции и о том, как может помочь русскому писателю слаборазвитая фантазия. За последний месяц у Захара Прилепина вышли две книги: его собственная книга «Восьмерка», состоящая из маленьких повестей, и «Лимонка в тюрьму» — сборник текстов политзаключенных, который он составил с Э...
  (читать дальше)

В коллективе Центра драматургии и режиссуры произошел раскол
Часть труппы столичного Центра драматургии и режиссуры заявила о недоверии своим худруку и директору, внедрившим новые методы работы. Городские культурные власти в ответ поставили обоим жесткое условие – урегулировать конфликт до конца сезона. Часть коллектива московского Центра драматургии и режиссуры (ЦДР) выразила недоверие своему художественному руководителю Михаилу Угарову и директору Людмил...
  (читать дальше)

В прокат вышел фильм ужасов «Хижина в лесу»
В прокате «Хижина в лесу» — хоррор, который то ли впервые со времен «Крика» и «Ведьмы из Блэр» перезапускает жанр, то ли окончательно его закрывает. Пока сотрудники явно очень секретного центра (Ричард Дженкинс и другие) готовятся к чему-то серьезному и обсуждают конкуренцию с Японией, пятеро студентов отправляются на выходные в загородный дом, удачно изолированный от большого мира: дорогу к нему...
  (читать дальше)

В Москве вручили «Золотые маски»
В Москве прошла церемония вручения наград театрального фестиваля «Золотая маска». Впервые за 8 лет премия вручалась на сцене Большого театра – и принесла большие сюрпризы: в списке лауреатов предпочла мастерам новые имена. Режиссёром церемонии выступила режиссёр Нина Чусова, громко заявившая о себе в начале нулевых, но последние годы работающая в основном в провинции. Театр Чусовой всегда резок ...
  (читать дальше)

«Маппеты»: история, персонажи, выдающиеся эпизоды
В прокат выходит фильм «Маппеты», в котором Лягушонок Кермит, Мисс Пигги, Медведь Фоззи, Гонзо, Животное и другие герои легендарного телешоу объединяются, чтобы спасти свой театр от нефтяного магната. Мир Маппетов населяют безбашенные марионетки из телевизора: преимущественно звери и птицы, но есть и несколько существ, идентификация которых вызывает всеобщее затруднение. Если брать перечисленных...
  (читать дальше)