вторник, 27 декабря 2011 г.

Интервью с Дэвидом Финчером, режиссером фильма «Девушка с татуировкой дракона»

Интервью с Дэвидом Финчером, режиссером фильма «Девушка с татуировкой дракона» Дэвид Финчер рассказал «Парку культуры» о своем новом фильме «Девушка с татуировкой дракона», о культурных различиях между шведами и американцами и о том, почему не взял Натали Портман на роль Лисбет Саландер.

Первая громкая премьера 2012 года — экранизация всемирного бестселлера шведского писателя Стига Ларссона «Девушка с татуировкой дракона» американцем Дэвидом Финчером. В этом холодном, медитативном и жутковатом триллере режиссер возвращается к темам, затронутым в его картинах «Семь» и «Зодиак», а также вслед за прошлогодней «Социальной сетью» исследует «поколение XXI века». Недаром заглавной героиней, бисексуальной хакершей-социопаткой Лисбет Саландер, он сделал ту же актрису, которая сыграла подружку Марка Цукерберга в «Социальной сети», — Руни Мара, которую теперь, очевидно, ждет большое будущее: в картине Финчера она затмила таких общепризнанных любимцев публики, как Дэниэл Крэйг и Стеллан Скарсгард. Накануне выхода ленты в российский прокат Дэвид Финчер поговорил с «Парком культуры».

— «Девушка с татуировкой дракона» — ваш третий фильм о маньяке-убийце. Неужели это случайное совпадение?

— Не то чтобы случайное… Но и с параллелями я бы не торопился. «Семь» — фильм не о серийном убийце, а о самом понятии «зло», о том, как ты становишься его частью. «Зодиак» — кино о знании и познании, о приближении к этому познанию. Да и мой новый фильм не о маньяке. Убийца, скрытый в семье магнатов Вангеров, интересовал меня куда меньше, чем мужчина средних лет и социально неадаптированная двадцатилетняя девица. Что они сделают друг для друга? Как и почему познакомятся? Для меня очевидно, что своим сумасшедшим успехом книга обязана этой истории любви… или не любви, а чего-то большего — партнерства. Все остальное, включая детектив, — лишь бэкграунд. Хотя, конечно, существенный.

— Стиг Ларссон уверял, что его Микаэл Блюмквист — наследник Калле Блюмквиста из детских детективов Астрид Линдгрен, а Лисбет Саландер — правопреемница Пеппи Длинныйчулок. Вы как-то учитывали эти референции?

— Я, честно, вообще не слышал о Калле Блюмквисте и очень мало что знаю о Пеппи. Невозможно же учитывать все аспекты! В нашей версии Блюмквист не такой, как в книге. Он действительно совсем не супермен и не вполне сыщик. Он парень, который облажался. Ему стыдно перед всем миром. Именно таков он в сценарии Стивена Зэллиана, а мы старались придерживаться сценария — и, не скрою, я этим доволен! В книгу, правда, тоже изредка заглядывали, но не злоупотребляли этим.

— Себя вы узнали в ком-нибудь из персонажей? Для Ларссона Блюмквист явно альтер эго, а для вас?

— Ну, лично я никогда убийств не расследовал — все-таки это триллер, детектив, а не житейская история, так что примерить его на себя сложнее. Хотя тот Блюмквист, которого сыграл Дэниэл Крэйг, иногда очень похож на меня, а иногда на моего отца. Лисбет напоминает мне то мою дочь, то мою девушку. Да и меня самого временами: ее застенчивость, молчаливость, недоверие к окружающему миру, затишье перед тем, как она переходит к активным действиям…

— Сложно было выбирать актеров на две главные роли? Крэйг — всемирно известная звезда, Руни Мара — наоборот, почти дебютантка, а ведь на роль Саландер претендовали Натали Портман и Скарлетт Йоханссон.

— Дело в том, что кастинг — не конкурс красоты или популярности. Кастинг — вопрос не того, чьи лица ты хочешь видеть на экране. И не того, с кем ты хочешь поработать или просто познакомиться. Кастинг — это решение проблем. Как, кстати, и фильм как таковой. Проблем море, одни сложнее других, и мне необходимо найти тех людей, которые переложат хотя бы часть из них на свои плечи. Это и есть необходимые актеры. Я сразу сказал, что буду бескомпромиссен и не поддамся ни на чьи рекомендации при выборе актрисы: ее кандидатура — важнейший, принципиальный момент. А потом, когда я перепробовал человек тридцать, кто-то сказал: «Почему бы не Руни?» Мне идея показалась странной, парадоксальной: я видел ее только в роли подруги Марка Цукерберга из «Социальной сети», а это абсолютно противоположный персонаж — естественная, спокойная, нормальная девушка. Но потом я задался вопросом: нет ли у нее другой стороны, которую мы не изучали? Лисбет молчалива и косноязычна, у нее взрывной характер, хотя она невероятно умна — ей даже хватает ума не сопротивляться насильнику. Почему-то именно эта сцена в сценарии вновь навела меня на мысль о Руни… Результат вы видели. Руни — человек, при помощи которого я решал проблемы этой картины.

— Фильм снят на английском, но делали вы его в Швеции и старались изо всех сил держаться шведской фактуры. Почему?

— Это шведская книга — я не видел смысла в том, чтобы переносить действие куда-нибудь в Айдахо. В съемочной группе было десять американцев и восемьдесят шведов. Мы были в меньшинстве и не собирались навязывать свой стиль работы. С нами работали лучшие местные профессионалы, и почему бы не использовать это? Впервые я приехал в Стокгольм, уже прочитав книгу, но до того, как был готов сценарий. Я ничего не знал о городе и об этой стране, хотя с первого шага понял, что здесь не центр Лос-Анджелеса. А еще вряд ли кто-то даст мне тут закрыть целую улицу, чтобы заставить ее сорока трейлерами! Я сел на велосипед и объехал целый город, чтобы найти места для съемки и просто почувствовать это пространство. К тому же меня никто не узнавал в лицо, что, конечно, особенно приятно. Стокгольм прекрасен! Именно потому, что здесь редко снимают кино, горожане этого не любят. То же самое, кстати, можно сказать о Париже или Сан-Франциско. Что ж, пришлось многое менять — в себе, в самой манере съемки.

— А шведская ментальность? Что о ней скажете?

— Тут живут крутые ребята. Спокойные, уравновешенные. Здесь другие рестораны и бары, другая музыка. На улицах не услышите громкого шума или сирен. И этот город большой. В нем можно заблудиться, как в лабиринте, и это мне тоже нравится.

— О вас рассказывают, что вы каждый эпизод снимаете в лучшем случае с сорокового дубля…

— Вообще-то, это чистая правда.

— А что, прямо каждый? Или только если что-то не ладится?

— Меня бесит, что все об этом спрашивают. Я что, со зрителей больше денег беру за то, что снимаю фильм дольше времени? Понимаете, я не останавливаюсь до тех пор, пока не получу то, что мне необходимо. Я могу так хоть сто дублей сделать, если нужно. И это же не для того, чтобы актеров помучить! Попробую объяснить. Как правило, актеры входят в образ, готовят себя психологически и физически к своей роли, а затем начинают ее разыгрывать перед камерой. А мне-то этого не нужно. У меня и без того работают оператор, осветитель, художник-постановщик, и нечего актеру перетягивать внимание на себя. Поэтому он должен устать, дойти до нужной кондиции. Нет, его первая, непосредственная реакция очень важна — в каком-то смысле, и первый дубль всегда важен. Бывает и так, что после восемнадцати дублей я возвращаюсь к первому. Но редко. К тому же, надо сделать несколько десятков дублей, чтобы понять ценность первого.

— А бывает, что трех дублей хватает?

— Было такое. Как-то раз. А в «Девушке с татуировкой дракона» я снял кое-что с первого раза. Было необходимо показать, как автомобиль едет по только что выпавшему, девственно-белому снегу. Во второй раз уже не получилось бы: на снегу были бы следы шин. На самом деле я стараюсь организовать работу так, чтобы съемочный график, группа и актеры были встроены в мой замысел, чтобы конфликта не возникло. Все равно, конечно, работали мы долго: сто пятьдесят съемочных дней — не шутка. Но это потому, что в Швеции люди не привыкли трудиться дольше восьми-девяти часов в сутки, тогда как в Лос-Анджелесе мы работаем часов по двенадцать-тринадцать. Я сразу поставил студии ультиматум: снимать буду так долго, как мне понадобится. И продюсеры согласились.

— А актеры-то не возмущались?

— Что бы ни думали сами актеры, я знаю наверняка: они сыграют лучше, если будут знать, что домой не уйдут до тех пор, пока не достигнут нужного мне результата. А времени мне не жалко. За тридцать лет моей карьеры ко мне лишь пару раз приходило осознание того, что дубль № 2 был по-настоящему удачным, но в 98,9% случаев я использую при финальном монтаже один из последних дублей. Даже лучшие актеры в мире не способны выглядеть естественно в новой для себя обстановке. Я говорю им: «Здесь ты живешь, вот твой любимый диван, сюда ты кидаешь сумку, сюда — ключи, а здесь телефон с автоответчиком», — и самые виртуозные гении играют лучше на двадцатом дубле, чем на первом или втором. Потому что им скучно, им надоело! А люди похожи на себя именно тогда, когда им скучно.
Оригинальная статья

Поделитесь этой новостью с Вашими друзьями!

Ранее в рубрике "Кино":

Старые кинотеатры в Москве могут перепрофилировать в другие учреждения
Власти Москвы рассматривают возможность перепрофилировать старые здания кинотеатров под другие культурные нужды, сообщил руководитель департамента культуры Сергей Капков в интервью газете "Известия", опубликованном во вторник. "Сейчас выработан принципиальный подход к реорганизации кинотеатров. Там, где по соседству появился торговый центр с девятизальным, скажем, киноцентром, есть смысл старый ...
  (читать дальше)

Сергей Сергеевич Бодров. Биографическая справка
27 декабря исполняется 40 лет со дня рождения актера и режиссера Сергея Бодрова-младшего. Российский актер, режиссер, сценарист, телеведущий, историк-искусствовед Сергей Сергеевич Бодров родился 27 декабря 1971 года в Москве в семье писателя, сценариста и режиссера Сергея Владимировича Бодрова. Учился в школе с углубленным изучением французского языка. С 1989 года по 1994 год учился на отделени...
  (читать дальше)

Марлен Дитрих. Биографическая справка
27 декабря исполняется 110 лет со дня рождения актрисы и певицы Марлен Дитрих. Немецкая и американская актриса и певица Марлен Дитрих (Marlene Dietrich) родилась 27 декабря 1901 года в Шёнеберге (район Берлина) в семье офицера полиции и дочери ювелира. Настоящее имя - Мария Магдалена фон Лош (взяла псевдоним в 19 лет). Училась в Музыкальной академии и Школе драматического искусства М.Рейнхардта....
  (читать дальше)

Сергей Бодров и брат Данила
27 декабря 2011 года Сергею Бодрову-младшему исполнилось бы всего лишь сорок. История Сергея Бодрова - сколь изумительна, столь же и естественна для всех кинематографий и стран, которые пережили момент социального перелома. Короткая звездная судьба. Фото: из семейного архива Актер Сергей Бодров Сегодня не без удивления обнаруживаешь, что между его первым появлением на экране летом 1996 года в ...
  (читать дальше)

Депардье может сыграть в экранизации скандала со Стросс-Каном
Американский режиссер Абель Феррара (Abel Ferrara), автор "Опасной игры" и "Плохого лейтенанта", собирается снимать фильм, основанный на истории отставки главы МВФ Доминика Стросс-Кана (Dominique Strauss-Kahn), и в главной роли видит французского актера Жерара Депардье, сообщает во вторник ресурс Deadline.com. В мае 2011 года Стросс-Кана задержали в Нью-Йорке: горничная отеля, где он остановился...
  (читать дальше)

"Смешарики" не смогли догнать "Елки-2" в прокате
"Елки-2", сумевшие выручить уже 15,5 миллиона долларов, в том числе 5 миллионов - за минувший уикенд, вторую неделю кряду царят в российском предновогоднем прокате, гласят предварительные данные портала Kinobusiness.com. Таким образом, вторые "Елки" заработали уже в три раза больше, чем стоили, доказав коммерческую привлекательность новогодних альманахов. Впрочем, уже первого уикенда проката хва...
  (читать дальше)

Министр культуры подвел итоги года
Министр культуры Александр Авдеев подвел итоги года, подробно рассказал о том, сколько денег нужно, чтобы преодолеть кризис нравственности, измерил долю балласта в театральных труппах, отметил положительный эффект от митингов протеста, а также призвал американские власти отменить решение суда по «библиотеке Шнеерсона». «Подход к культуре как к чему-то второстепенному, её финансирование по остаточ...
  (читать дальше)

Федор Бондарчук получил 7,78% акций в подмосковном банке "Пушкино"
Российский кинорежиссер и актер Федор Бондарчук получил 7,78% акций в подмосковном банке "Пушкино" после присоединения к нему банка "АБ Финанс", говорится в материалах банка. Акционеры "Пушкино" в августе приняли решение реорганизовать банк в форме присоединения к нему банка "АБ Финанс" (бывший "Агроимпульс"), в котором Бондарчук и его партнер по проекту "Кино Сити" Эдуард Пичугин владели по 15,...
  (читать дальше)

В прокат выходит мультфильм «Иван Царевич и Серый Волк»
В прокат выходит мультфильм «Иван Царевич и Серый Волк» — сказочная история про то, как царь дочку замуж выдавал, озвученная Иваном Охлобыстиным, Виктором Сухоруковым, Артуром Смольяниновым и другими. Царская дочь Василиса Премудрая (Татьяна Бунина) хранит дипломы европейских университетов, вышивает портрет Эйнштейна и на словах предпочитает замужеству продолжение образования и открытие собственн...
  (читать дальше)
Выставка Ай Вэйвэя в Мультимедиа Арт Музее
К финалу «Фотобиеннале-2012» Мультимедиа Арт Музей приберег фотовыставку Ай Вэйвэя, одного из самых известных в мире китайских художников, – 220 фотографий, сделанные им в 1983–1993 годах во время жизни в Нью-Йорке. Строго говоря, Ай Вэйвэй не фотограф, хотя в 1970-х и учился в Пекинской киношколе вместе будущими звездами китайской волны 1990-х Чен Кайге и Чжан Имоу – их тоже можно увидеть на нью...
  (читать дальше)

«Свидание» Юсупа Бахшиева вышло в прокат
В прокат выходит «Свидание» – нескладная, но любовно сделанная алкогольно-романтическая комедия по мотивам старого фильма с Уиллисом и Бессинджер. Главный герой Дима (вокалист группы Uma2rmaH Владимир Кристовский) – ожившее объявление из рубрики знакомств. Перспективный молодой нейрохирург, аккуратная геологическая борода, в которой как бы кроется обязательность, не женат, не встречается, с ж/п,...
  (читать дальше)

Каннский кинофестиваль объявил программу основного конкурса 2012 года
65-й Каннский кинофестиваль объявил программу. Фильмом открытия станет «Королевство полной луны» Уэса Андерсона, а закрытия — экранизация Франсуа Мориака «Тереза Дескейру» недавно скончавшегося Клода Миллера. Россию в конкурсе представит Сергей Лозница. Каннский фестиваль пристрастен и верен своим героям. В этом году это правило получило очередное подтверждение: в одном списке оказались самые гро...
  (читать дальше)

В ГМИИ им. Пушкина открылась выставка «Портреты коллекционеров»
Лучшие образцы русского и европейского искусства из собраний Ильи Глазунова и Петра Авена в ГМИИ: сезон мероприятий к столетнему юбилею музея Пушкина открывает выставка «Портреты коллекционеров». Экспозицию «Портреты коллекционеров», на днях открывшуюся в отделе личных коллекций ГМИИ им. Пушкина, смело можно назвать обязательной для просмотра: здесь можно увидеть шедевры, обычно широкой публике н...
  (читать дальше)

Интервью с генеральным секретарем «DOCOMOMO-Россия» Анной Броновицкой
Генеральный секретарь российского отделения международной организации по охране архитектурных памятников DOCOMOMO Анна Броновицкая рассказала «Газете.Ru» о том, что происходит с павильонами ВВЦ, почему не реставрируются Дом Наркомфина и о том, чего добилась ее организация за год своей работы. В Международный день памятников, отмечавшийся в среду, год своей деятельности отметила российская секция ...
  (читать дальше)

Интервью Захара Прилепина
Захар Прилепин рассказал «Газете.Ru» о новой книге «Восьмерка», о превращениях героев его «Саньки» в эпоху Болотной и революции и о том, как может помочь русскому писателю слаборазвитая фантазия. За последний месяц у Захара Прилепина вышли две книги: его собственная книга «Восьмерка», состоящая из маленьких повестей, и «Лимонка в тюрьму» — сборник текстов политзаключенных, который он составил с Э...
  (читать дальше)

В коллективе Центра драматургии и режиссуры произошел раскол
Часть труппы столичного Центра драматургии и режиссуры заявила о недоверии своим худруку и директору, внедрившим новые методы работы. Городские культурные власти в ответ поставили обоим жесткое условие – урегулировать конфликт до конца сезона. Часть коллектива московского Центра драматургии и режиссуры (ЦДР) выразила недоверие своему художественному руководителю Михаилу Угарову и директору Людмил...
  (читать дальше)

В прокат вышел фильм ужасов «Хижина в лесу»
В прокате «Хижина в лесу» — хоррор, который то ли впервые со времен «Крика» и «Ведьмы из Блэр» перезапускает жанр, то ли окончательно его закрывает. Пока сотрудники явно очень секретного центра (Ричард Дженкинс и другие) готовятся к чему-то серьезному и обсуждают конкуренцию с Японией, пятеро студентов отправляются на выходные в загородный дом, удачно изолированный от большого мира: дорогу к нему...
  (читать дальше)

В Москве вручили «Золотые маски»
В Москве прошла церемония вручения наград театрального фестиваля «Золотая маска». Впервые за 8 лет премия вручалась на сцене Большого театра – и принесла большие сюрпризы: в списке лауреатов предпочла мастерам новые имена. Режиссёром церемонии выступила режиссёр Нина Чусова, громко заявившая о себе в начале нулевых, но последние годы работающая в основном в провинции. Театр Чусовой всегда резок ...
  (читать дальше)

«Маппеты»: история, персонажи, выдающиеся эпизоды
В прокат выходит фильм «Маппеты», в котором Лягушонок Кермит, Мисс Пигги, Медведь Фоззи, Гонзо, Животное и другие герои легендарного телешоу объединяются, чтобы спасти свой театр от нефтяного магната. Мир Маппетов населяют безбашенные марионетки из телевизора: преимущественно звери и птицы, но есть и несколько существ, идентификация которых вызывает всеобщее затруднение. Если брать перечисленных...
  (читать дальше)