понедельник, 26 декабря 2011 г.

Интервью художественного руководителя Театра на Таганке Валерия Золотухина

Интервью художественного руководителя Театра на Таганке Валерия ЗолотухинаДиректор и художественный руководитель Театра на Таганке Валерий Золотухин рассказал «Парку культуры» о первой премьере нового сезона, духе Юрия Любимова, новой жизни труппы и своих ощущениях от кресла худрука.

В Театре на Таганке первая премьера сезона – «Венецианские близнецы» по Гольдони, поставленные итальянским режиссером Паоло Ланди в духе комедия дель арте. Нынешний год стал для Таганки, вероятно, самым драматичным за последние два десятка лет. В августе, после скандала на гастролях в Чехии, театр покинул его бессменный руководитель и идеолог Юрий Любимов, а на его место заступает временный худрук – актер Валерий Золотухин. Спектакль Ланди станет первой из четырех премьер, намеченных на нынешний сезон новым руководством, – пермский постановщик Сергей Федотов выпустит «Калеку с Инишмаана» современного драматурга Мартина Макдонаха, актриса и режиссер Рената Сатириади – шекспировскую «Двенадцатую ночь» на Малой сцене, а польский мастер Кшиштоф Занусси – «Король умирает» Ионеско. «Парк культуры» побеседовал с Валерием Золотухиным о премьере и новой жизни театра.

– Валерий Сергеевич, какие ощущения от премьеры?

– Я вам сейчас зачитаю эсэмэску от зрителя (надевает очки, читает): «Театр жив! Спасибо вам за этот праздник». Для меня это тоже праздник – первый спектакль, очень ответственный. Потому что наш театр никогда так не работал – мы сделали премьеру всего за месяц. Ну и спектакль получился красочный – комедия дель арте, яркая, красочная, карнавальная постановка, которую сделал Паоло Ланди. Мне лично этот спектакль напомнил первый вахтанговский театр – «Принцессу Турандот».

– Что вы имеете в виду, говоря, что никогда так не работали?

– Мне кажется, такой творческой, напряженной жизнью, как сейчас, наш театр не жил очень давно. И у нас еще премьера в январе, феврале и в марте – а это значит, что репетиции идут уже сейчас, параллельно в нескольких помещениях. И некоторым актерам надо в буквальном смысле перебегать с одной на другую. Я поставил всех на дыбы – цеха вопят, костюмеры кричат, все выбиваются из сил... Но, кажется, все рады. Есть два таких понятия в актерской энергетике: момент быка, когда происходит набор энергии, и момент тигра, когда происходит бросок. Вот у нас сейчас момент тигра. С таким КПД Таганка еще никогда не работала.

– В чем причина этого воодушевления?

– Ну, во многом в том, что просто стало нужно играть. Не бить чечетку, не показывать номера, а именно играть. Это же комедия дель арте, особая игровая среда. Мы же глубоко засели в своем психологическом театре – молимся на него, а играть-то разучились. И вдруг Ланди задает такие условия, в которых актеры даже сами не понимают, на что они вдруг способны. Он превратил актеров в детей. Они все у него на сцене – дети. Я очень рад, что «Венецианские близнецы» дали возможность и мне, и труппе увидеть свой потенциал, показать себе, на что мы способны.

– Говорили, что были и недовольные, – культурные власти Москвы даже упоминали об этом.

– Культурные власти же потом это опровергали и оправдывались. Нет, на самом деле в любом большом предприятии всегда бывают недовольные – кого-то я поставил во второй состав вместо первого, кому-то не хватило внимания режиссера к его идеям. У Ланди к первой репетиции надо было знать текст, а некоторые еще долго ходили с листочками. Я много играю и ставлю в разных городах, а ребята немного не привыкли к этому. Но это, как бы сказать, нормальная для театра ситуация, здесь нет конфликта.
А взаимоотношения с коллективом всегда непростые. Когда начинается демократия, возникает множество вариантов: давайте так, давайте этак. Поэтому вожжи надо держать крепко.

– В вашей афише нынешнего сезона помимо российских режиссеров еще и два заметных иностранных театральных имени – Ланди и Кшиштоф Занусси. Берете курс на европейский театр?

– А мы сейчас и есть европейский театр – в том, что касается практической части. По премьере в месяц – притом, что раньше здесь одна премьера делалась в течение года. Ланди приехал к нам на пять недель – это международный стандарт для приглашенных иностранных режиссеров – со своей бригадой, куда входили осветители, специалисты по маскам, по движению и другие службы. И мы сделали «Венецианских близнецов» – мы сделали этот спектакль.

А что касается нового курса (улыбается)... Я вам скажу, как было дело. В августе происходят чрезвычайные события: ситуация внезапная, Любимов подает заявление, его отпуск. Мне достается целый ворох проблем – какие-то черные договора, нарушения законодательства... И самое главное – 15 сентября мне надо было сказать труппе, что именно мы будем репетировать. Плюс деньги на эти самые спектакли, про которые я еще ничего не знаю, должны быть запрошены весной, а 29 октября – поданы все окончательные финансовые документы. Скажу вам честно, нам очень сильно помогли и департамент по культуре, и Союз театральных деятелей – именно они помогли найти режиссеров, которые будут у нас работать в этот сезон: предоставили нам полтора десятка имен, которым мы могли уже что-то предлагать. И в данном конкретном случае нам, конечно, страшно повезло, что у Паоло Ланди и его команды оказался свободный кусок времени. Департамент по культуре пошел нам навстречу, правительство Москвы выделило финансирование. Так что сами судите, есть ли здесь какой-то «новый курс».

– Ставите ли вы задачей сохранить преемственность курса, проложенного Любимовым?

– Хочу сразу прояснить – никто не собирается выгонять из театра дух Любимова, стиль Любимова. Если бы не совсем уже невозможные, чрезвычайные происшествия летом и реакция людей на них, Любимов бы еще руководил театром. В среде интеллигенции очень распространено мнение, мол, Юрия Петровича выгнали из театра. Да боже упаси, кто бы слово сказал, если бы не... Терпели – и еще бы терпели много лет. Если бы не оскорбительные выпады... со стороны семьи, скажем так.

Больше того, скажу: наша задача – сохранить его репертуар. Мы не будем играть больше «Венецианских близнецов», чтобы меньше играть «Мастера и Маргариту». Здесь голосует зритель, и его избирательный участок – касса. Я вам скажу еще и с чисто прагматических позиций – ни один здравый руководитель не снимет спектакль «Марат Сад» или того же «Мастера»: на них же люди ходят. Но времена идут и меняются, и если «Близнецы» или «Калека с Инишмаана» будут собирать кассу – то будет им зеленый свет.

Те два спектакля, которые были сняты в нынешнем сезоне, «Сказки» и «Замок», были сняты исключительно по техническим причинам: батуты устарели, техника безопасности не была соблюдена. Охрана труда всегда запрещала играть, но раньше это игнорировалось и скрывалось. Но я на себя такую ответственность брать не буду.

А возвращаясь к духу и стилю Любимова, то я вам скажу, что у нас на каждом спектакле есть «наблюдатель» – актер, который смотрит за выполнением режиссерских решений. Есть такие наблюдатели и у спектаклей Любимова, и никто не вправе снимать с них эти полномочия.

Другое дело, что зритель, который пришел в Театр на Таганке и увидел комедию дель арте, – он удивится, наверное, такой смене декораций.

– Вы были назначены временным художественным руководителем. После первой премьеры уже почувствовали себя худруком?

– Как раз сейчас – самый неудачный момент для такого вопроса. Мы только что с пылу с жару выпустили эту первую премьеру. Сделаем еще три – и когда сядем подводить итоги, тогда и подумаем. Со мной заключили договор до 15 октября 2011-го, после совещания в департаменте культуры мне продлили мои временные полномочия на год. Это будет испытательный сезон – для всего и всех. И для труппы, и для бухгалтерии, и для меня. Я же артист, прежде всего. Сезон покажет, в общем. Корабль только-только пустился в плавание.

За одно только я бы себе поаплодировал – я шестым чувством понял, что надо отменять гастроли, вычислил режиссера и провел премьеру. И вчера я понял, что моя интуиция меня не подвела.

Я знаю, что критика будет против нас. Что нас будут постоянно сравнивать, говорить о том, где мы ошиблись, где не соответствуем уровню. Паоло Ланди мне сказал: «Вы знаете, Валерий, что бы вы ни делали, вас все равно расстреляют».
Оригинальная статья

Поделитесь этой новостью с Вашими друзьями!

Ранее в рубрике "Театр":

"Ленком" устраивает спектакль в поддержку Первого московского хосписа
"Благотворительный спектакль "Tout paye, или Все оплачено", билетный сбор от которого будет направлен в Благотворительный фонд помощи хосписам "Вера", пройдет в столичном театре "Ленком" в понедельник, сообщили РИА Новости в пресс-службе театра. "Публика сознательно покупала билеты именно на этот благотворительный спектакль, поскольку мы написали об этом и в кассах, и на самих билетах, - рассказ...
  (читать дальше)

Выбор РИА Новости: главные ожидаемые события в культуре в 2012 году
Наступающий год должен стать временем долгожданных обновлений и открытий: правительство, наконец, решит, как спасать "Ленфильм", Росгосцирк с новым главой и помощью Минкультуры постарается вернуть цирку статус самой прибыльной сферы из индустрии развлечений; музей имени Пушкина начнет постепенно превращаться в музейный городок, а ЦСК "Гараж" переедет в реконструированные павильоны Парка Горького,...
  (читать дальше)

Маэстро Темирканов закрыл фестиваль "Площадь искусств"
Выступление симфонического оркестра филармонии в воскресенье завершило фестиваль "Площадь искусств", проходивший в Петербурге в 12-ый раз, рассказали РИА Новости в пресс-службе Петербургской филармонии. На закрытии фестиваля прозвучали Вторая симфония и Второй концерт для фортепиано с оркестром Брамса. За дирижерский пульт встал маэстро Юрий Темирканов, а солирующим пианистом выступил израильски...
  (читать дальше)

Леонид Алексеевич Филатов. Биографическая справка
24 декабря исполняется 65 лет со дня рождения актера, поэта, режиссера и сценариста Леонида Филатова. Актер театра и кино, поэт, драматург, режиссер, сценарист, Народный артист РФ Леонид Алексеевич Филатов родился 24 декабря 1946 года в Казани. После развода родителей в 7-летнем возрасте он переехал с матерью в город Ашхабад (Туркмения). Еще будучи школьником, начал печататься в городской прессе....
  (читать дальше)

Режиссера Петра Фоменко выписали из больницы после обследования
Режиссер театра и кино Петр Фоменко, который проходил плановое обследование в отделении кардиологии НИИ имени Мясникова, выписан из больницы в четверг днем, сообщил РИА Новости источник в медицинских кругах. "После обследования и курса лечения режиссера выписали из больницы",- сказал собеседник агентства. Петр Фоменко родился в Москве 13 июля 1932 года. Окончил музыкально-педагогический институ...
  (читать дальше)

МВД РФ опровергло сведения о проверке романа Акунина на экстремизм
МВД РФ опровергает распространенную писателем Борисом Акуниным информацию о том, что его роман "Весь мир театр" проверяют на экстремизм, сообщил в пятницу РИА Новости представитель главка по противодействию экстремизму МВД России. Акунин в своем блоге написал, что недавно в издательство "Захаров" пришли правоохранители с намерением "проверять на экстремизм злосчастный роман "Весь мир театр". "Те...
  (читать дальше)

Аттестация актеров будет главным фактором реализации реформы в театрах
Одним из ключевых факторов реализации Концепции долгосрочного развития театрального дела в РФ на период до 2020 года, принятой в июне 2011 года, станет возрождение существовавшей в советское время аттестации актеров, заявил журналистам в пятницу замминистра культуры Алексей Шалашов, подводя итоги заседания министерской коллегии. "На сегодня, в соответствии с поручениями, которые были даны по рез...
  (читать дальше)

Юлий Ким: свобода творчества сейчас почти стопроцентная
Отмечающий в пятницу 75-летие поэт и композитор, драматург и бард, участник диссидентского движения Юлий Ким сбежал от празднования юбилея в Израиль, пообещав выступить в столице в январе, и считает одним из достоинств России гласность и творческую свободу. Беседовала Бова Городовикова. - Юлий Черсанович, почему вы все-таки решили не отмечать юбилей? - Я вообще не любитель такого рода праздников...
  (читать дальше)

Рождественские забавы пушкинских времен ждут гостей "Михайловского"
Театрализованную программу с развлечениями пушкинского времени подготовили для посетителей сотрудники музея-заповедника "Михайловское" Псковской области на новогодние и рождественские праздники, сообщила в четверг РИА Новости пресс-секретарь заповедника Лидия Токарева. "Мероприятие рассчитано на группу от 10 до 40 человек разных возрастов. Для тех, кто прибыл индивидуально, будет организована сп...
  (читать дальше)
Выставка Ай Вэйвэя в Мультимедиа Арт Музее
К финалу «Фотобиеннале-2012» Мультимедиа Арт Музей приберег фотовыставку Ай Вэйвэя, одного из самых известных в мире китайских художников, – 220 фотографий, сделанные им в 1983–1993 годах во время жизни в Нью-Йорке. Строго говоря, Ай Вэйвэй не фотограф, хотя в 1970-х и учился в Пекинской киношколе вместе будущими звездами китайской волны 1990-х Чен Кайге и Чжан Имоу – их тоже можно увидеть на нью...
  (читать дальше)

«Свидание» Юсупа Бахшиева вышло в прокат
В прокат выходит «Свидание» – нескладная, но любовно сделанная алкогольно-романтическая комедия по мотивам старого фильма с Уиллисом и Бессинджер. Главный герой Дима (вокалист группы Uma2rmaH Владимир Кристовский) – ожившее объявление из рубрики знакомств. Перспективный молодой нейрохирург, аккуратная геологическая борода, в которой как бы кроется обязательность, не женат, не встречается, с ж/п,...
  (читать дальше)

Каннский кинофестиваль объявил программу основного конкурса 2012 года
65-й Каннский кинофестиваль объявил программу. Фильмом открытия станет «Королевство полной луны» Уэса Андерсона, а закрытия — экранизация Франсуа Мориака «Тереза Дескейру» недавно скончавшегося Клода Миллера. Россию в конкурсе представит Сергей Лозница. Каннский фестиваль пристрастен и верен своим героям. В этом году это правило получило очередное подтверждение: в одном списке оказались самые гро...
  (читать дальше)

В ГМИИ им. Пушкина открылась выставка «Портреты коллекционеров»
Лучшие образцы русского и европейского искусства из собраний Ильи Глазунова и Петра Авена в ГМИИ: сезон мероприятий к столетнему юбилею музея Пушкина открывает выставка «Портреты коллекционеров». Экспозицию «Портреты коллекционеров», на днях открывшуюся в отделе личных коллекций ГМИИ им. Пушкина, смело можно назвать обязательной для просмотра: здесь можно увидеть шедевры, обычно широкой публике н...
  (читать дальше)

Интервью с генеральным секретарем «DOCOMOMO-Россия» Анной Броновицкой
Генеральный секретарь российского отделения международной организации по охране архитектурных памятников DOCOMOMO Анна Броновицкая рассказала «Газете.Ru» о том, что происходит с павильонами ВВЦ, почему не реставрируются Дом Наркомфина и о том, чего добилась ее организация за год своей работы. В Международный день памятников, отмечавшийся в среду, год своей деятельности отметила российская секция ...
  (читать дальше)

Интервью Захара Прилепина
Захар Прилепин рассказал «Газете.Ru» о новой книге «Восьмерка», о превращениях героев его «Саньки» в эпоху Болотной и революции и о том, как может помочь русскому писателю слаборазвитая фантазия. За последний месяц у Захара Прилепина вышли две книги: его собственная книга «Восьмерка», состоящая из маленьких повестей, и «Лимонка в тюрьму» — сборник текстов политзаключенных, который он составил с Э...
  (читать дальше)

В коллективе Центра драматургии и режиссуры произошел раскол
Часть труппы столичного Центра драматургии и режиссуры заявила о недоверии своим худруку и директору, внедрившим новые методы работы. Городские культурные власти в ответ поставили обоим жесткое условие – урегулировать конфликт до конца сезона. Часть коллектива московского Центра драматургии и режиссуры (ЦДР) выразила недоверие своему художественному руководителю Михаилу Угарову и директору Людмил...
  (читать дальше)

В прокат вышел фильм ужасов «Хижина в лесу»
В прокате «Хижина в лесу» — хоррор, который то ли впервые со времен «Крика» и «Ведьмы из Блэр» перезапускает жанр, то ли окончательно его закрывает. Пока сотрудники явно очень секретного центра (Ричард Дженкинс и другие) готовятся к чему-то серьезному и обсуждают конкуренцию с Японией, пятеро студентов отправляются на выходные в загородный дом, удачно изолированный от большого мира: дорогу к нему...
  (читать дальше)

В Москве вручили «Золотые маски»
В Москве прошла церемония вручения наград театрального фестиваля «Золотая маска». Впервые за 8 лет премия вручалась на сцене Большого театра – и принесла большие сюрпризы: в списке лауреатов предпочла мастерам новые имена. Режиссёром церемонии выступила режиссёр Нина Чусова, громко заявившая о себе в начале нулевых, но последние годы работающая в основном в провинции. Театр Чусовой всегда резок ...
  (читать дальше)

«Маппеты»: история, персонажи, выдающиеся эпизоды
В прокат выходит фильм «Маппеты», в котором Лягушонок Кермит, Мисс Пигги, Медведь Фоззи, Гонзо, Животное и другие герои легендарного телешоу объединяются, чтобы спасти свой театр от нефтяного магната. Мир Маппетов населяют безбашенные марионетки из телевизора: преимущественно звери и птицы, но есть и несколько существ, идентификация которых вызывает всеобщее затруднение. Если брать перечисленных...
  (читать дальше)