пятница, 23 декабря 2011 г.

Интервью Андрея Бокова, президента Союза архитекторов России

Сегодня, 22 декабря, начинается второй этап архитектурного конкурса на жилые кварталы района «Технопарк» иннограда Сколково: из 400 проектов, которые представили на рассмотрение жюри 240 команд архитекторов, было отобрано 30 архитектурных бюро – они продолжат соревнование за право создать здания для жизни ученых.

Первый этап конкурса, о котором было объявлено летом этого года, ближе к финалу (его итоги были подведены 16 декабря) оказался в центре профессионального скандала: новосибирское «Архитектурное бюро СП-VI» в письме на имя организаторов конкурса (имеется в распоряжении «Парка культуры») объявило об отзыве своей заявки на участие. Такое решение архитекторы объясняли тем, что градостроительные решения района «Технопарк» находятся в «резком противоречии» с заданными технико-экономическими показателями и не соответствуют российским нормам и правилам; заявления были подкреплены расчетами, приложенными к письму. Позицию архитектурного бюро поддержал президент Союза архитекторов России Андрей Боков, согласились с ней и в самом фонде «Сколково». 12 декабря генеральным проектировщиком Сколково в результате конкурса была выбрана российская архитектурная мастерская «SPEECH Чобан & Кузнецов»; его представители также признали справедливость критики и пообещали устранить все расхождения условий конкурса с российскими нормативами.

В конкурсе на создание архитектурной концепции Сколково победила французская компания AREP-Ville; к лету 2011 года концепция превратилась в генплан. По замыслу французов, инноград будет разделен на четыре большие зоны и шесть кластеров. В настоящее время наиболее проработанным является кластер «Технозона» – там предполагается расположить основной входной хаб в город, университет и жилые кварталы для ученых и специалистов. Именно для выбора разработчиков жилой зоны и проводится вызвавший споры конкурс. «Парк культуры» побеседовал с Андреем Боковым, чтобы понять, насколько обоснованны претензии к условиям конкурса и возможно ли повторение такой ситуации в будущем.

– Высказанные новосибирскими архитекторами проблемы и нестыковки действительно имеются в условиях конкурса?

– Основная проблема в изначальной трудновыполнимости условий конкурса, заданной архитектурной и градостроительной концепцией. Они разработаны без понимания, что происходит вокруг, да и без желания понять это. Целый ряд проблем даже не пытались решать – прежде всего, это проблема транспортная, связь с центром Москвы, движение внутри Сколково. Проблема безопасности и отношений с соседями. Они не понимают, что у нас снег, мороз, низкая температура постоянно сменяется оттепелями, сильное шумовое загрязнение, грязный воздух как следствие открытого грунта и выбросов со стороны дорог, проблемы с водой и т. д. и т. п. Всё это требует умного, адекватного, «зеленого» решения. Именно решения, а не рассказа о том, что оно якобы имеется.

Первый этап конкурса, по сути, стал первой демонстрацией реальной картины происходящего за завесой из заявлений, деклараций и великих имен.

На первом этапе конкурса обнаружились очевидные признаки незнания, непонимания вещей простейших и элементарных, вроде показателей плотности застройки. Люди оказались не в состоянии ответить на простые вопросы участников, главный из которых вытекал из очевидного несоответствия предложенного программой жилья портрету будущего жителя Сколково. Больше того, этот портрет попросту отсутствовал. И это вызывало оторопь. И это не только я говорю – было письмо от новосибирского архитектора Галины Ниловой из бюро «CП-VII», в котором она указывает на эти просчеты.

– Вы имеете в виду какие-то конкретные претензии или вас не устраивает общее положение дел?

– Сколково использует огромный медийный ресурс. Издает свой журнал, есть сайт, и лучшие пишущие люди обслуживают «проект Сколково». Это первый крупный и дорогой российский медийный проект, главной темой которого является архитектура. Это медийный проект, построенный на архитектурном и градостроительном материале. И вот тут возникает самое удивительное. На самом деле этот проект так же закрыт, как и все остальные, – о нем мало что известно по существу. Если проанализировать все тексты про Сколково, то получится бесконечный набор восторгов и комплиментов, пышных фраз и модных слов. И не очень понятно, насколько образ, который создается медийными средствами, соответствуют тем реалиям, что складываются в процессе проектирования.

По сути, мы впервые сталкиваемся с двумя несовпадающими действительностями, с двумя состояниями – медийным и реальным.

Если странный Куб (один из вариантов решения для въездного хаба. – «Парк культуры») с планами советского типового универмага награждать бездной высоких похвал и восторженных эпитетов, то никому в голову не придет задаться вопросом: что же это на самом деле и так ли он хорош? Если этот дом – публичное, общедоступное пространство, вроде существующих в мире при больших стройках информационных центров, то где панорамные виды, эффективные и понятные связи разных уровней и почему у витражей стоят унитазы? А если это контора, то к чему входы с четырех сторон, где естественный свет и естественная вентиляция? Если же Куб – и то и другое, то как разделены функции и потоки? И где, наконец, остальные признаки «зеленого» дома? На эти и другие вопросы отвечать в избранном сценарии не принято. Все понимают, что в сознании публики остается не то, что есть на самом деле, а то, что об этом написано. Так вот, автор письма, о котором идет речь, как маленький мальчик в сказке Андерсена, сказал то, что думает. Ведь не может не смущать то, что говорится одно, а делается, рисуется другое. Например, заявляют о создании многоцелевой среды, а на картинках все поделено на изолированные зоны и острова.

– Но этот принцип не был записан в программе конкурса «Технопарка»…

– Не был. Но был заявлен при объявлении этого конкурса – публично, на фестивале «Зодчество». Принцип этот общеизвестен и не может меняться на противоположный, тем более давно не актуальный. Но это не главное. Главное – драматический разрыв между заявлениями и проектными решениями. Если бы было заявлено, что все строится на жестком разделении типов жилья, отделении жилья от производства, производства и жилья от зелени – тогда нарисованное было бы понятно. Если говорится, что принципом является слияние домов с природой, то откуда берется жесткая граница, которая полностью исключает какое-либо слияние домов с окружением?

– Вам кажется, что интересы российских архитекторов в данном случае нарушены?

– Сколково пытается решать все проблемы силами архитектурных «звезд». Это гарантированно избавляет от лишних забот и подтверждает любимую мысль Грефа, Шувалова и Вексельберга: у российских архитекторов нет, мол, позитивного опыта – в крайнем случае им можно доверить роль исполнителей. Т. е. у наших банкиров, промышленников, депутатов есть позитивный опыт, а у профессии, существующей в России 300 лет, – нет.

Сегодня российский архитектор лишь часть, не всегда главная, того проектного блока или комплекса, который встроен в общую обойму.

С одной стороны, архитектором управляет главный заказчик, у которого деньги, и технический заказчик, который определяет цели и задачи. С другой стороны, архитектору указывает строитель и эксплуатирующие организации (уровня нынешнего ЖКХ), из чего строить и какое оборудование ставить. Сегодня архитектор лишен даже права участвовать в акте приемки-сдачи построенного дома. И в этих условиях, которые вызывают недоумение во всем мире, мы еще способны участвовать в конкурсах и делать качественные работы. Я восхищаюсь своими коллегами. Свои проекты представили 240 команд – это много; и связано это как с большим интересом к Сколково, так и с дефицитом традиционных и честных архитектурных конкурсов, отчасти и с отсутствием сегодня у многих работы.

– Вы участвовали в разработке программы этого конкурса?


– Я не участвовал и программу эту не подписывал. Меня даже в жюри включили, не известив, но я буду в нем работать, причем всякий раз, когда позовут. Тем более что люди из градостроительного совета Сколково пытаются доказать, что российские архитекторы не хотят участвовать в этом проекте Сколково – и поэтому приглашены иностранцы. Я хочу подтвердить, что Сколково нас интересует – интересуют и процедуры, и результат. Этот проект обязан быть открытым, понятным, честным и профессиональным – только это в состоянии оздоровить ситуацию.

– Недавно генеральным проектировщиком Сколково в результате конкурса была выбрана российская архитектурная мастерская «SPEECH Чобан & Кузнецов». Как это отразится на проекте?

– Это несомненный выход для устроителей, зашедших в тупик. Спокойный, консервативный и профессиональный Чобан займется лечением проекта, зараженного фантомной «инновационностью». Все станет понятно и предсказуемо. Если станет.
Оригинальная статья

Поделитесь этой новостью с Вашими друзьями!

Ранее в рубрике "Литература":

Аттестация реставраторов нужна, но требует доработки, считают эксперты
В России решено возобновить существовавшую до 2004 года практику аттестации реставраторов, чтобы освободить рынок от непрофессионалов и тем самым предотвратить некачественные работы, проводимые на памятниках культуры. Соответствующие поправки в законодательстве были приняты в конце ноября, а уже с февраля Минкультуры готовится приступить к оценке специалистов. Между тем, эксперты, в целом положит...
  (читать дальше)

Алексей Бородин: молодость театра не определяется возрастом
В преддверии 90-летнего юбилея столичного Российского академического Молодежного театра художественный руководитель РАМТа, режиссер, народный артист РФ Алексей Бородин рассказал РИА Новости, как провоцировать творческую атмосферу и что талант – это подробность. Беседовала Наталия Курова. - РАМТ – театр с богатой историей, здесь работали такие выдающиеся мастера, как Мария Кнебель, Анатолий Эфрос,...
  (читать дальше)

Вышла книга писателя Джонатана Фоера «Мясо»
Специалист по человеческим трагедиям Джонатан Фоер написал книгу «Мясо» о вечной войне между людьми и животными. «Мы вырубаем свиней с первого удара в 80 процентах случаев. Мы не хотим, чтобы животное что-то чувствовало. Всего один раз наше оборудование вышло из строя и стало действовать на половину заряда. Пришлось провести всю ночь на ногах и привести его в порядок до следующего забоя. Конечно,...
  (читать дальше)

Реализм возвращается в современную литературу для подростков
Список финалистов Национального конкурса на лучшее литературное произведение для подростков "Книгуру" был опубликован во вторник. Литературные вкусы российских школьников меняются, сегодня они все чаще предпочитают развлекательным повестям и романам более серьезные современные реалистические произведения, считают эксперты. В шорт-лист премии "Книгуру", учрежденной Федеральным агентством по печа...
  (читать дальше)

Писатель-фантаст судится с Кэмероном за авторство "Аватара"
Джеймсу Кэмерону (James Cameron) во второй раз за месяц предъявили судебный иск в отношении авторства сюжета "Аватара" (Avatar), на сей раз истцом стал фантаст Брайант Мур (Bryant Moore), который пытается отсудить у режиссера и студии 20th Century Fox 2,5 миллиарда долларов, сообщает новостное агентство Reuters. Мур надеется выручить у режиссера 3D-хита, продюсерской компании Lightstorm Entertai...
  (читать дальше)

Деятели культуры хотят быть услышанными на акции 24 декабря
Деятели культуры, подписавшиеся под открытым письмом с призывом к россиянам поучаствовать в санкционированном митинге "За честные выборы" 24 декабря на проспекте Сахарова в Москве, объясняют этот поступок своей гражданской позицией и надеются на перемены к лучшему, но не ставят перед собой каких-то конкретных политических целей. Под письмом подписались более 150 человек. Акция на проспекте Сахар...
  (читать дальше)

Конкурс произведений для подростков "Книгуру" определил 15 финалистов
Экспертный совет национального конкурса на лучшее литературное произведение для подростков "Книгуру" во вторник объявил шорт-лист, состоящий из 15 произведений, из них жюри выберет лауреатов в номинациях художественная и познавательная литература, сообщили РИА Новости организаторы. В шорт-листе представлены все жанры - от рассказов лесовода до мистического триллера, от психологической драмы до б...
  (читать дальше)

Федерация еврейских общин назвала главные культурные события года
Главным культурным событием года по версии Федерации еврейских общин России (ФЕОР) стало открытие памятников поэту Иосифу Бродскому и писателю-прозаику Исааку Бабелю работы известного российского скульптора Георгия Франгуляна, передает корреспондент РИА Новости. Церемония награждения лауреатов премии ФЕОР "Человек года-2011" состоялась в понедельник вечером в Государственном Кремлевском дворце, ...
  (читать дальше)

Станислав Говорухин может возглавить комитет Госдумы по культуре
В новой Госдуме комитет по культуре может снова возглавить Станислав Говорухин: его кандидатура была названа генсоветом «Единой России», и до должности остался лишь один шаг – утверждение на пленарном заседании. Режиссер уже работал в этом качестве в Думе второго созыва. Кинорежиссер Станислав Говорухин стал кандидатом на пост председателя комитета по культуре в Государственной думе шестого созыв...
  (читать дальше)
Выставка Ай Вэйвэя в Мультимедиа Арт Музее
К финалу «Фотобиеннале-2012» Мультимедиа Арт Музей приберег фотовыставку Ай Вэйвэя, одного из самых известных в мире китайских художников, – 220 фотографий, сделанные им в 1983–1993 годах во время жизни в Нью-Йорке. Строго говоря, Ай Вэйвэй не фотограф, хотя в 1970-х и учился в Пекинской киношколе вместе будущими звездами китайской волны 1990-х Чен Кайге и Чжан Имоу – их тоже можно увидеть на нью...
  (читать дальше)

«Свидание» Юсупа Бахшиева вышло в прокат
В прокат выходит «Свидание» – нескладная, но любовно сделанная алкогольно-романтическая комедия по мотивам старого фильма с Уиллисом и Бессинджер. Главный герой Дима (вокалист группы Uma2rmaH Владимир Кристовский) – ожившее объявление из рубрики знакомств. Перспективный молодой нейрохирург, аккуратная геологическая борода, в которой как бы кроется обязательность, не женат, не встречается, с ж/п,...
  (читать дальше)

Каннский кинофестиваль объявил программу основного конкурса 2012 года
65-й Каннский кинофестиваль объявил программу. Фильмом открытия станет «Королевство полной луны» Уэса Андерсона, а закрытия — экранизация Франсуа Мориака «Тереза Дескейру» недавно скончавшегося Клода Миллера. Россию в конкурсе представит Сергей Лозница. Каннский фестиваль пристрастен и верен своим героям. В этом году это правило получило очередное подтверждение: в одном списке оказались самые гро...
  (читать дальше)

В ГМИИ им. Пушкина открылась выставка «Портреты коллекционеров»
Лучшие образцы русского и европейского искусства из собраний Ильи Глазунова и Петра Авена в ГМИИ: сезон мероприятий к столетнему юбилею музея Пушкина открывает выставка «Портреты коллекционеров». Экспозицию «Портреты коллекционеров», на днях открывшуюся в отделе личных коллекций ГМИИ им. Пушкина, смело можно назвать обязательной для просмотра: здесь можно увидеть шедевры, обычно широкой публике н...
  (читать дальше)

Интервью с генеральным секретарем «DOCOMOMO-Россия» Анной Броновицкой
Генеральный секретарь российского отделения международной организации по охране архитектурных памятников DOCOMOMO Анна Броновицкая рассказала «Газете.Ru» о том, что происходит с павильонами ВВЦ, почему не реставрируются Дом Наркомфина и о том, чего добилась ее организация за год своей работы. В Международный день памятников, отмечавшийся в среду, год своей деятельности отметила российская секция ...
  (читать дальше)

Интервью Захара Прилепина
Захар Прилепин рассказал «Газете.Ru» о новой книге «Восьмерка», о превращениях героев его «Саньки» в эпоху Болотной и революции и о том, как может помочь русскому писателю слаборазвитая фантазия. За последний месяц у Захара Прилепина вышли две книги: его собственная книга «Восьмерка», состоящая из маленьких повестей, и «Лимонка в тюрьму» — сборник текстов политзаключенных, который он составил с Э...
  (читать дальше)

В коллективе Центра драматургии и режиссуры произошел раскол
Часть труппы столичного Центра драматургии и режиссуры заявила о недоверии своим худруку и директору, внедрившим новые методы работы. Городские культурные власти в ответ поставили обоим жесткое условие – урегулировать конфликт до конца сезона. Часть коллектива московского Центра драматургии и режиссуры (ЦДР) выразила недоверие своему художественному руководителю Михаилу Угарову и директору Людмил...
  (читать дальше)

В прокат вышел фильм ужасов «Хижина в лесу»
В прокате «Хижина в лесу» — хоррор, который то ли впервые со времен «Крика» и «Ведьмы из Блэр» перезапускает жанр, то ли окончательно его закрывает. Пока сотрудники явно очень секретного центра (Ричард Дженкинс и другие) готовятся к чему-то серьезному и обсуждают конкуренцию с Японией, пятеро студентов отправляются на выходные в загородный дом, удачно изолированный от большого мира: дорогу к нему...
  (читать дальше)

В Москве вручили «Золотые маски»
В Москве прошла церемония вручения наград театрального фестиваля «Золотая маска». Впервые за 8 лет премия вручалась на сцене Большого театра – и принесла большие сюрпризы: в списке лауреатов предпочла мастерам новые имена. Режиссёром церемонии выступила режиссёр Нина Чусова, громко заявившая о себе в начале нулевых, но последние годы работающая в основном в провинции. Театр Чусовой всегда резок ...
  (читать дальше)

«Маппеты»: история, персонажи, выдающиеся эпизоды
В прокат выходит фильм «Маппеты», в котором Лягушонок Кермит, Мисс Пигги, Медведь Фоззи, Гонзо, Животное и другие герои легендарного телешоу объединяются, чтобы спасти свой театр от нефтяного магната. Мир Маппетов населяют безбашенные марионетки из телевизора: преимущественно звери и птицы, но есть и несколько существ, идентификация которых вызывает всеобщее затруднение. Если брать перечисленных...
  (читать дальше)