пятница, 9 декабря 2011 г.

Эксплуатация Высоцкого

Эксплуатация Высоцкого

Фильм "Высоцкий. Спасибо, что живой" породил за первую неделю проката такое количество мнений (и породил бы еще больше, если бы народ не переключился на обсуждение выборов), что самому – даже лично для себя – хочется подвести под обсуждением черту. Что в итоге-то? Стал ли этот фильм грандиозным прорывом нашего кинематографа, как восхищены одни, или его сущим позором, как уверены другие? Хотелось бы написать, что истина, как всегда, посередине. Но нет: она не посередине. Кое-что перевешивает.

Поскольку фильм уже известен, позвольте обойтись без перечисления его создателей, пересказа сюжета, а также гадания на кофейной гуще (о, вот главная тема дискуссий!), кто именно спрятался под маской Высоцкого и один ли только Безруков (сразу в двух СМИ на глаза попалась смешная фраза: "Судя по всему, Высоцкого, в основном, сыграл Безруков". Значит ли это, что у Безрукова были свои клоны-дублеры, которые тоже поучаствовали в создании клона Высоцкого? Или что тело было, в основном, безруковское, но вот, например, шея, которая у Высоцкого при пении знаменито напрягалась, принадлежала кому-то третьему? С этими компьютерными технологиями теперь ведь все возможно.). Нет-нет, ну ее, всю эту суету! Обратимся к сути. И начнем с ситуации вокруг фильма, поскольку в ней много примечательного.

Чтобы разместить это видео у себя в блоге, скопируйте данный код

Творцы "Высоцкого", которых по аналогии с создателем другого искусственного человека логично прозвать Франкенштейнами, с легкостью докажут, что соорудили невиданный шедевр. И приведут в качестве доказательств многочисленные репортажи об успехах фильма в новостных программах Первого канала, восторженные отзывы VIP-персон и цифры кассовых сборов.

Цифры – да! Они действительно впечатляют. Особенно на фоне того, что половина прессы пророчила фильму перед прокатом кассовый провал. Пророчила вроде бы обоснованно: в кино, по статистике, ходит публика молодая – те, кто родился после смерти поэта, его творчеством всерьез не увлекался, а подчас вообще не знает ни о нем, ни о реалиях СССР. А те, кто любит Высоцкого, в кино не ходит. Но "Высоцкий" посрамил скептиков, собрав за первый уикенд (а прокатные итоги во всем мире, если кто не знает, подводят именно после уикендов) 350 млн рублей. Очевидно, он станет самым кассовым отечественным фильмом 2011 года.

Тем не менее на месте создателей фильма я бы гордился не слишком. Потому что Первый канал, который превозносит "Высоцкого" не только в новостях, но и в огромном количестве других передач – от кулинарных до субботних вечерних – является одним из его производителей и фактически использует для его раскрутки административный ресурс. Потому что VIP-персоны от Путина до Пугачевой не могут не выражать восторгов по поводу лент, на эксклюзивные показы которых их позвали – иначе они проявят себя невежливыми людьми. И потому что значительная часть публики явно ломанулась на фильм с единственной целью – выяснить, правда ли, что компьютерный Высоцкий, аналог Горлума из "Властелина колец" (которого на съемках тоже моделировал известный, но неузнаваемый на экране актер – Энди Серкис) выглядит на экране как живой. Вполне возможно, что утолив свой интерес, в предстоящий второй уикенд проката публика к "Высоцкому" охладеет.

На это создатели фильма возразят куда более козырным аргументом: а вы видели, что зрители выходят после просмотра потрясенными и зареванными? Видели – в том числе в репортажах все того же Первого канала. К проблеме зареванности мы еще вернемся.

Это одна чаша весов. Если продолжать говорить о ситуации вокруг фильма, то есть и другая. У фильма в целом плохая пресса (в так называемых качественных изданиях, кажется, ни одной безусловно положительной рецензии) и достаточно дурной сарафан в интернете. VIP-персоны среди недоброжелателей есть тоже. Приведу два наиболее резких отзыва: 1) VIP-персоны. 2) Кинокритика. Евгений Гришковец на личном сайте: "Увидите довольно скучную и невнятную историю про несимпатичного человека с очень странным лицом, а точнее, со странной головой, которая насажена на чужое туловище". Михаил Трофименков в "Коммерсанте Weekend": "Живым" на экране может стать только герой, претворенный актером в образ. "Как живыми" бывают только зомби. В связи с этим особенно циничным издевательством кажется подзаголовок фильма: "Спасибо, что живой".

Общее мнение противников фильма: персонажи, окружающие в "Высоцком" главного героя, выглядят более живыми, нежели он сам. Например, совестливый гэбист в исполнении Андрея Смолякова. Некоторые вообще уверены, что фильм снят во славу гэбистов, поскольку у них, в отличие от главного героя, различимо человеческое лицо. Именно поэтому – это тоже мнение – фильм так и понравился нашему премьеру.

Но хватит о том, выглядит ли Высоцкий на экране живым человеком. Не станем зацикливаться и на этической проблеме: можно ли клонировать на экране великих актеров прошлого и – как сделали создатели фильма – притворяться в титрах, будто Высоцкого в фильме никто не играл, а это словно бы он сам. Обратим внимание на куда более принципиальное противоречие: зачем делать вид, будто в кадре – реальный Высоцкий, если все вокруг него в том же кадре – обескураживающее вранье?

Раскручивая фильм, Первый канал показал в один из вечеров документальный фильм о последнем годе жизни поэта-актера, в котором подробно говорится о том страшном эпизоде (его клинической смерти во время гастролей в Бухаре ровно за год – день в день), который стал основой "Высоцкого. Спасибо, что живой". Лучше бы Первый канал этот фильм утаил. Потому что выясняется, что в "Высоцком", которого публика принимает за чистую монету (отчего и рыдает на выходе из зала столь отчаянно) все напридумано.

Высоцкий не давал концерты в Бухаре через силу и обморок – он их, из-за скверного самочувствия, не давал вообще. Его откачивали не домашние и любимые в номере гостиницы, где якобы случилось чудо и он – к изумлению рыдающих в зале зрителей – воскрес как святой после 8-минутной клинической смерти (хотя мозг умирает через три минуты) – его на самом деле откачивали врачи в местной больнице.

Поехали дальше. Да, как и в фильме, он ходил на бухарский рынок – но не с целью устроить там веселый перформанс в национальном костюме, чтобы сбить цену на ковер для близкого друга, а в надежде найти там замену оставленным в Москве наркотикам. Не кто-нибудь, а он сам вызвал из Москвы в Бухару свою близкую подругу, чтобы та привезла запрещенные законом ампулы (в фильме он, благородный до крайности, взбешен тем, что его окружающие втайне от него вызвали его подругу с ампулами, подвергая ее тюремному риску).

Никакие гэбисты эту во всех смыслах светлую подругу с ампулами в реальности не перехватывали. Или врет документальный фильм? Никакие гэбисты на Высоцкого в Бухаре, с целью прижать его к ногтю в связи с "левыми" концертами, не охотились. Никакую борьбу за подругу, когда гэбисты решили арестовать ее, чтобы все-таки прижать его к ногтю, он с ними не вел. Никаких совестливых гэбистов не перевоспитывал.

Короче, не было ничего из того, что заставило наиболее чувствительных зрителей нервничать, сжимать кулаки и выходить после сеанса с покрасневшими глазами. Все как в старом анекдоте. "Это правда, что Карпович выиграл вчера в рулетку десять тысяч долларов? – Абсолютная правда! Только не Карпович, а Сазанович, не в рулетку, а в очко, не десять тысяч долларов, а десять рублей, и не выиграл, а проиграл".

К финалу фильм и вовсе превращается в слезовыжималку. Чего стоит один только душещипательный эпизод, когда во время обратного рейса в Москву верная любящая подруга с восхитительным лицом Оксаны Акиньшиной кладет герою на мужественное плечо свою прелестную голову, и он на пачке из под сигарет начинает сочинять стихотворение – первое за последние полгода (у него был творческой кризис) и одно из своих самых итоговых и жизненноважных. Тут уже у самого бесчувственного болвана затрясутся губы.

Подведу итоги. Самая большая беда в том, что из жизни Высоцкого устроено шоу. Что фильм о нем оказался попсой, хотя нет ничего более далекого друг от друга, чем попса и Высоцкий. Что сам он показан человеком хоть и с недостатками (в которых, впрочем, по фильму не виноват), но человеком уютным – хотя уютным ни в жизни, ни в творчестве уж точно не был (читайте воспоминания о нем). Создатели фильма словно бы поставили перед собой одну-единственную конкретную задачу: в их экранном Высоцком зрителю должно нравиться абсолютно все – его слова, поведение, выступления, его девушка, даже окружающие его гэбисты. При этом в атмосфере фильма, повествующего о том, как он едва не умер, удивительным образом отсутствует то предчувствие скорого ухода, которым были пронизаны многие его песни. Никаких тебе "не доpаспpобовал вино, и даже недопpигyбил" или "как всем нам хочется не умереть, а именно уснуть".

И возникает каверзная мысль. Фильм о том, как левые антрепренеры зарабатывают на концертах Высоцкого, нещадно его эксплуатируя, тоже отчасти сделан для того, чтобы (убрав из его жизни и образа все лишнее и неудобное) наварить на народной любви к нему. Ну что же: удалось. Наварили.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции

Оригинальная статья

Поделитесь этой новостью с Вашими друзьями!

Ранее в рубрике "Кино":

Фотограф Широков откроет выставку "Черно-Белое. Звезды!" в Кирове
Выставка "Черно-Белое. Звезды!", на которой представлено более 40 портретов российских знаменитостей авторства фотографа Владимира Широкова, откроется 9 декабря в кировском музее им. братьев Васнецовых. Широков снял более 200 знаменитостей для нескольких десятков различных глянцевых изданий. Его мастерство успели по достоинству оценить не только в России, но и далеко за ее пределами. Он провел с...
  (читать дальше)

Выставка, приуроченная к юбилею Диккенса, открывается в Музее Лондона
Интерактивная выставка о жизни Лондона во времена Чарльза Диккенса, а также о личных взаимоотношениях знаменитого писателя и не менее знаменитого города открывается в пятницу для посетителей Музея Лондона. Выставка, приуроченная к предстоящему в 2012 году двухсотлетнему юбилею со дня рождения Диккенса, станет первой масштабной экспозицией о жизни и творчестве писателя с 1970 года, когда отмечало...
  (читать дальше)

"Фауст" Сокурова выходит в российский прокат 9 февраля
"Фауст" Александра Сокурова, получивший "Золотого льва" на Венецианском фестивале, выйдет на российские экраны 9 февраля, сообщили РИА Новости в четверг в компанрии "Люксор", которая будет отвечать за прокат картины. Чтобы разместить это видео у себя в блоге, скопируйте данный код Ранее продюсер и композитор "Фауста" Андрей Сигле выражал надежду на то, что картину будут показывать с конца январ...
  (читать дальше)

Том Круз приехал в Москву на премьеру фильма "Миссия невыполнима"
Голливудский актер Том Круз (Tom Cruise), вопреки сообщениям некоторых интернет-СМИ, не испугался неспокойной обстановки в Москве и приехал на премьеру фильма "Миссия невыполнима: Протокол Фантом" (Mission: Impossible - Ghost Protocol), которая состоится в четверг вечером в кинотеатре "Пушкинский", сообщила РИА Новости пиар-менеджер прокатывающей картину компании "Централ Партнершип" Марина Григо...
  (читать дальше)

"Резня": родительское собрание, переходящее в вендетту
"Резня" ("Carnage") Романа Полански, выходящая в российский прокат 8 декабря, по форме напоминает разговорную драму с пряным трагикомическим привкусом. По сути же режиссер-пессимист, исследователь зла во всех его видах, снял социально-психологический триллер – о войне в обществе на всех фронтах и том сумбуре ходульных клише, который все чаще заменяет человеку самосознание и питает его агрессию. ...
  (читать дальше)

Московский кинотеатр "Гавана" переименуют в "Планету КВН"
Мэр Москвы Сергей Собянин подписал постановление о переименовании кинотеатра "Гавана" в Московский молодежный центр "Планета КВН" и передаче его в ведомственное подчинение столичному департаменту имущества, сообщил РИА Новости в четверг источник в горадминистрации. Ранее премьер-министр РФ Владимир Путин и мэр Москвы Сергей Собянин предложили передать КВН кинотеатр "Гавана" в качестве площадки д...
  (читать дальше)

Глава Walt Disney возглавит создание "Музея кино" в Голливуде
Президент и гендиректор компании Walt Disney Боб Игер стал председателем проекта по созданию в Голливуде "Музея художественного фильма", объявила инициатор проекта Американская академия киноискусств в среду. Сопредседателями в реализации этого амбициозного проекта стали актриса Аннетт Бенинг и продюсер Том Хэнкс. "Под руководством Боба, Аннетт и Тома наша мечта открыть, наконец, в Лос-Анджелесе...
  (читать дальше)

Режиссер "Гарри Поттера" снимет фильм о детстве Иисуса Христа
Режиссер первых трех фильмов о Гарри Поттере Крис Коламбус (Chris Columbus) экранизирует книгу автора "Интервью с вампиром" Энн Райс (Anne Rice) о жизни и эпохе юного Иисуса Христа "Христос: Возвращение из Египта" (Christ the Lord: Out of Egypt), сообщает издание Variety. Студия Коламбуса 1492 Pictures и CJ entertainment приобрели права на экранизацию романа Райс, повествующего о семилетнем Хрис...
  (читать дальше)

Дочь Филипа Дика экранизирует его роман "В ожидании прошлого"
Роман Филипа Дика 1966 года "В ожидании прошлого" (Now Wait For Last Year) экранизируют дочь писателя Иза Дик Хакетт (Isa Dick Hackett) и продюсер "Властелина колец" Бэрри М. Осборн (Barrie M. Osborne), сообщает издание Variety. Роман рассказывает о трансплантирующем органы докторе Эрике Свитсенте (Eric Sweetscent), который оказывается вовлечен в межзвездную политику Земли и планеты Лилистар. Зе...
  (читать дальше)
Выставка Ай Вэйвэя в Мультимедиа Арт Музее
К финалу «Фотобиеннале-2012» Мультимедиа Арт Музей приберег фотовыставку Ай Вэйвэя, одного из самых известных в мире китайских художников, – 220 фотографий, сделанные им в 1983–1993 годах во время жизни в Нью-Йорке. Строго говоря, Ай Вэйвэй не фотограф, хотя в 1970-х и учился в Пекинской киношколе вместе будущими звездами китайской волны 1990-х Чен Кайге и Чжан Имоу – их тоже можно увидеть на нью...
  (читать дальше)

«Свидание» Юсупа Бахшиева вышло в прокат
В прокат выходит «Свидание» – нескладная, но любовно сделанная алкогольно-романтическая комедия по мотивам старого фильма с Уиллисом и Бессинджер. Главный герой Дима (вокалист группы Uma2rmaH Владимир Кристовский) – ожившее объявление из рубрики знакомств. Перспективный молодой нейрохирург, аккуратная геологическая борода, в которой как бы кроется обязательность, не женат, не встречается, с ж/п,...
  (читать дальше)

Каннский кинофестиваль объявил программу основного конкурса 2012 года
65-й Каннский кинофестиваль объявил программу. Фильмом открытия станет «Королевство полной луны» Уэса Андерсона, а закрытия — экранизация Франсуа Мориака «Тереза Дескейру» недавно скончавшегося Клода Миллера. Россию в конкурсе представит Сергей Лозница. Каннский фестиваль пристрастен и верен своим героям. В этом году это правило получило очередное подтверждение: в одном списке оказались самые гро...
  (читать дальше)

В ГМИИ им. Пушкина открылась выставка «Портреты коллекционеров»
Лучшие образцы русского и европейского искусства из собраний Ильи Глазунова и Петра Авена в ГМИИ: сезон мероприятий к столетнему юбилею музея Пушкина открывает выставка «Портреты коллекционеров». Экспозицию «Портреты коллекционеров», на днях открывшуюся в отделе личных коллекций ГМИИ им. Пушкина, смело можно назвать обязательной для просмотра: здесь можно увидеть шедевры, обычно широкой публике н...
  (читать дальше)

Интервью с генеральным секретарем «DOCOMOMO-Россия» Анной Броновицкой
Генеральный секретарь российского отделения международной организации по охране архитектурных памятников DOCOMOMO Анна Броновицкая рассказала «Газете.Ru» о том, что происходит с павильонами ВВЦ, почему не реставрируются Дом Наркомфина и о том, чего добилась ее организация за год своей работы. В Международный день памятников, отмечавшийся в среду, год своей деятельности отметила российская секция ...
  (читать дальше)

Интервью Захара Прилепина
Захар Прилепин рассказал «Газете.Ru» о новой книге «Восьмерка», о превращениях героев его «Саньки» в эпоху Болотной и революции и о том, как может помочь русскому писателю слаборазвитая фантазия. За последний месяц у Захара Прилепина вышли две книги: его собственная книга «Восьмерка», состоящая из маленьких повестей, и «Лимонка в тюрьму» — сборник текстов политзаключенных, который он составил с Э...
  (читать дальше)

В коллективе Центра драматургии и режиссуры произошел раскол
Часть труппы столичного Центра драматургии и режиссуры заявила о недоверии своим худруку и директору, внедрившим новые методы работы. Городские культурные власти в ответ поставили обоим жесткое условие – урегулировать конфликт до конца сезона. Часть коллектива московского Центра драматургии и режиссуры (ЦДР) выразила недоверие своему художественному руководителю Михаилу Угарову и директору Людмил...
  (читать дальше)

В прокат вышел фильм ужасов «Хижина в лесу»
В прокате «Хижина в лесу» — хоррор, который то ли впервые со времен «Крика» и «Ведьмы из Блэр» перезапускает жанр, то ли окончательно его закрывает. Пока сотрудники явно очень секретного центра (Ричард Дженкинс и другие) готовятся к чему-то серьезному и обсуждают конкуренцию с Японией, пятеро студентов отправляются на выходные в загородный дом, удачно изолированный от большого мира: дорогу к нему...
  (читать дальше)

В Москве вручили «Золотые маски»
В Москве прошла церемония вручения наград театрального фестиваля «Золотая маска». Впервые за 8 лет премия вручалась на сцене Большого театра – и принесла большие сюрпризы: в списке лауреатов предпочла мастерам новые имена. Режиссёром церемонии выступила режиссёр Нина Чусова, громко заявившая о себе в начале нулевых, но последние годы работающая в основном в провинции. Театр Чусовой всегда резок ...
  (читать дальше)

«Маппеты»: история, персонажи, выдающиеся эпизоды
В прокат выходит фильм «Маппеты», в котором Лягушонок Кермит, Мисс Пигги, Медведь Фоззи, Гонзо, Животное и другие герои легендарного телешоу объединяются, чтобы спасти свой театр от нефтяного магната. Мир Маппетов населяют безбашенные марионетки из телевизора: преимущественно звери и птицы, но есть и несколько существ, идентификация которых вызывает всеобщее затруднение. Если брать перечисленных...
  (читать дальше)