воскресенье, 11 декабря 2011 г.

Дон Жуан в городе: "Ла Скала" представил в Милане новую версию оперы

Дон Жуан в городе: Ла Скала представил в Милане новую версию оперы.

Милан – "Дон Жуан в городе", - возвещают биллборды на улицах и перекрестках этой финансовой и культурной столицы Италии, которая посвятила целый городской фестиваль премьере оперы Моцарта в своем любимом театре "Ла Скала".

И по своему звездному составу, включающему мировую супер-звезду россиянку Анну Нетребко, и как первый спектакль нового музыкального руководителя "Ла Скала" Даниэля Баренбойма/ Daniel Barenboim, призвавшего модного канадского оперного режиссера Роберта Карсена/ Robert Carsen, эта премьера претендовала на звание главного события оперного сезона Европы. Встречена она была жесткой критикой в здешней прессе и сдержанным энтузиазмом публики.

Первое представление открыло сезон "Ла Скала" 7 декабря, в день покровителя города святителя Амвросия Медиоланского, и транслировалось, в частности, российским телеканалом "Культура". Но после второго представления в субботу, уже лишенного премьерной помпы и политического антуража в виде присутствия президента и премьер-министра Италии, а равно демонстрации протеста у стен театра, афишу "Дон Жуан в городе" хочется прочесть иначе: Дон Жуан пришел и уверенно поселился в Милане.

Посмотрев и телевизионную трансляцию, и теперь сам спектакль, могу сказать: он невероятно проигрывает в видео-версии. Может быть, сказывается недостаток опыта у режиссеров трансляции, по сравнению с основателями этого жанра из Нью-Йоркской Метрополитен-Опера. А может быть, это особенность самого спектакля – зрелища многократно театрального. Здесь не просто применен известный прием "театр в театре". Театров здесь много – как матрешка один в другом, и все перепутаны между собой.

Уже на увертюре "Дон Жуан" сдергивает занавес и за ним появляется гигантское мерцающее зеркало, отражающее пурпурно-золотой зал со зрителями, моментально оказывающимися в контексте действия. Затем декорации повторяют занавес и голые сценические изнанки. Артисты выходят в партер, а Статуя Командора (корейский "вагнеровский" бас Квангчул Юн/ Kwangchul Yuon) выступает из центральной ложи. В начале второго акта, когда Лепорелло и Дон Жуан меняются одеждой, чтобы соблазнять, соответственно, Донну Эльвиру и ее горничную, Дон Жуан превращается в режиссера и зрителя одновременно, который сидит на авансцене спиной к залу, а перед ним, на еще одной сцене разварачивается действие, позволяющее ему легко охмурить сидящую рядом горничную. В итоге она удаляется со сцены в одних чулках, но с программкой "Дон Жуана" в руках.

Плоти в этом спектакле действительно много – как и следовало, наверное, ожидать от оперы о распутнике на эротизированной современной сцене. Здесь постоянно переодеваются на виду и много неглиже. В первой сцене режиссер помещает Донну Анну и Дон Жуана в постель, лишая оперу изначальной тайны – ведь в оригинале никто не знает, что же на самом деле произошло в комнате Донны Анны, а это, в свою очередь, и дает повод разноречивым интерпретациям в дальнейшем действии. Временами этот "софт порн" смущает публику. Когда Церлина допевает арию Batti, batti, o bel Masetto, она и ее жених оказываются в такой позе, что зрители хотели было поаплодировать, но не могут, и редкие хлопки быстро иссякают, хотя прекрасная австрийская колоратурное сопрано Анна Прохазка/Anna Prohaska, к которой были претензии на первом спектакле, второй провела с замечательной ровностью голоса и изяществом сценического образа.

При явном обилии качественного тела, возникает вопрос, есть ли в этом спектакле настоящий эротизм, не говоря уже о любви. Скорее всего, нет. Все ненастоящее, театральное, символическое – как и клюквенная кровь на груди убитого Командора. Но в совокупности с роскошными эклектичными костюмами все это создает красивое, временами завораживающее зрелище. Просто у Карсена и сценографа Михаэля Левайна/Michael Levine происходит инверсия – не "весь мир – театр", а "театр – весь мир".

Эта же пост-модернистская инверсия, только уже нравственная, происходит в финале оперы. Дон Жуан, которого режиссер в своих интервью воспевает как носителя "свободы" и "энергии", лишенного, по его мнению, страха смерти, восстает из преисподней и, закуривая сигарету, посмеивается над остальными персонажами, которые проваливаются под сцену при пении секстета о том, что, дескать, как ты жил, так и умрешь. Понятно, что морализаторский финал, призванный говорить о торжестве добродетели над пороком устами охотно вовлеченных в этот порок персонажей, представляет явную сложность для современного режиссера. В незаслуженно, на мой взгляд, раскритикованном прессой спектакле "Дон Жуан" в Венской Опере, премьера которого состоялась год назад (режиссер Жан-Луи Мартиноти/Jean-Louis Martinoty), финальный секстет поется в тени памятника Дон Жуану. Но одно дело памятник, а другое – вечно живой торжествующий совратитель.

Если в телевизионной трансляции премьеры – наверное, за счет смотрения из Москвы – главной героиней казалась Донна Анна в исполнении Нетребко, для которой этот спектакль стал дебютом на легендарной миланской сцене, то из зала было ясно абсолютное первенство шведского баритона Петера Маттея/Peter Mattei в роли Дон Жуана. Понятно, почему он чарует всех своих женщин, которых, как мы знаем, в одной Испании – тысяча три. Он и всех зрителей чарует невероятным богатством своего голоса, отточенностью нюансов, непринужденностью сценического поведения и органичным дендизмом - что в халате, что в серой тройке, что в пурпурном камзоле.

Маститый валлийский баритон Брин Терфель/ Bryn Terfel блестяще поет и играет комичного слугу Лепорелло – персонажа, которому режиссер не отводит никаких глубин, в отличие от других известных постановок, где Лепорелло возводится до "второго Дон Жуана". К сожалению, откровенно слаб Джузеппе Филианоти/ Giuseppe Filianoti в роли порядочного Дона Оттавио, хотя для певца это появление и стало личной победой над прежде уволившей его администрацией "Ла Скала".

Что же до всеобщей любимицы Донны Анны Нетребко, то в ее пении, особенно поначалу, были дефекты, как бы ни радовала она публику уже своим появлением на сцене. Потом были и замечательные моменты, а последняя ария Non mi dir, bell’idol mio прозвучала захватывающе. Главным же достоинством ее исполнения было то, что в этом спектакле она играла в ансамбле, а не была примой, как бы того ни хотела публика. Думается, что этот "Дон Жуан" застал Нетребко в непростой момент её творческого развития. Как показала "Анна Болейн" Доницетти в Метрополитен Опера, Нетребко, перешагнув рубеж материнства, стала другой – с ранее недоступными ей диапазоном голоса, тембром и глубиной переживаний настоящей оперной героини. А Донна Анна – партия из ее старого репертуара, где превалировало амплуа игривой красавицы. В субботнем спектакле героические моменты в партии, сколь напускными они ни были по содержанию оперы, явились гораздо более убедительными, чем те, где Донна Анна – любовница.

Знаменитая итальянская сопрано Барбара Фриттоли/Barbara Frittoli была, увы, не ровна в партии Донны Эльвиры. Когда она распелась к концу первого акта, то была временами прекрасна. Но голос иногда качался, а страстность была малоубедительна – возможно, из-за черной комбинации, в которой этой красивой женщине пришлось провести большую часть спектакля. В любом случае, ей не хватало той моцартовской филигранности, которую доводилось слышать, например, в Cosi fan tutte под управлением прежнего шефа "Ла Скала" Рикардо Мути.

Новый музыкальный руководитель Даниэль Баренбойм и оркестр были все время на высоте. Тут не было никаких экскурсий в аутентичность, как, например, в недавней постановке Теодора Курентзиса в Большом театре. Звук был полный, но не жирный. Оркестр был участником действия, но не отвлекал на себя внимание. И даже когда музыканты на сцене в картине карнавала вдребезги разошлись, было непонятно, так ли задумано дирижером и режиссером – ведь как могут играть приглашенные музыканты на вечеринке? - или это случайно получилось.
Главным же отличием миланского спектакля было то, что в нем присутствовала и придавала всему смысл великая и таинственная музыка Моцарта, написавшего эту "веселую драму" о любви и смерти в осенней Праге 1787 года. А сегодняшние зрители, погруженные в атмосферу многоразличных театральных изысков, слушали все же Моцарта, а не Баренбойма или Карсена.

Спектакль будет идти в Милане 13, 16, 20, 23 и 28 января, 4, 8, 12 и 14 января. В июне будущего года Баренбойм будет дирижировать другой премьерой "Дон Жуана" в Берлинской опере с участием Нетребко, Прохазки и Филианоти. А осенью будущего года, как ожидается, "Ла Скала" привезет миланский спектакль на гастроли в Москву.

Оригинальная статья

Поделитесь этой новостью с Вашими друзьями!

Ранее в рубрике "Театр":

Первый в мире ледовый театр откроется на площади Революции в Москве
Первый в мире ледовый театр откроется в воскресенье на площади Революции в центре Москвы, горожане смогут посмотреть сказку "Теремок", где все персонажи и декорации выполнены изо льда, сообщает пресс-служба префектуры Центрального административного округа. Согласно данным, театр начнет свою работу в рамках рождественского фестиваля "Русская зима". "Театр представляет собой четырехметровый ледян...
  (читать дальше)

Николай Петрович Караченцов. Биографическая справка
В субботу известный актер Николай Караченцов был срочно госпитализирован в НИИ имени Склифосовского в Москве из-за сильных головных болей. Николай Петрович Караченцов родился 27 октября 1944 года в Москве. Отец – Караченцов Петр Яковлевич (1907–1998), художник-график, много лет проработал в журнале "Огонек". Мать – Брунак Янина Евгеньевна (1913 1998), балетмейстер-постановщик. Учась в 10 классе...
  (читать дальше)

"Борис Годунов". Новое прочтение
Этой пьесе, возможно, как никакой в русской классике, везет на интерпретации. Среди театральных помнится эфросовский спектакль в Детском театре (1957). Затем его телевизионная версия. Знаменитая любимовская постановка, запрещенная к показу в 1982 году и увидевшая свет рампы в 1988-м . Уже в постсоветскую пору приехал в Москву Деклан Доннеллан и поставил на сцене МХАТа своего "Годунова" (2001). В ...
  (читать дальше)

Театр Виктюка и РАО заключили в суде мировое соглашение
Преображенский суд Москвы в четверг официально утвердил мировое соглашение Российского авторского общества (РАО) и театра Романа Виктюка в споре об использовании музыкальных произведений Альфреда Шнитке, Игоря Стравинского и Сергея Прокофьева во время гастролей в Ульяновске и Санкт-Петербурге в 2009 году, передает корреспондент агентства РАПСИ/rapsinews.ru из зала суда. РАО подало иск к театру Р...
  (читать дальше)

Галина Шляпина выступит в балете Тhe Timeless на своем юбилее
Мировая премьера балета The Timeless, созданного специально в честь юбилея балерины Галины Шляпиной, пройдет на столичной сцене Детского музыкального театра им. Наталья Сац в четверг, сообщили РИА Новости в оргкомитете вечера. Главную партию исполнит народная артистка РФ, лауреат государственной премии России Галина Шляпина, а ее партнером выступит лауреат премии "Золотая Маска" Роман Андрейкин....
  (читать дальше)

"Щелкунчик" Ратманского будет представлен на сцене Кеннеди-центра
"Щелкунчик" в исполнении труппы Американского театра балета и в хореографической редакции Алексея Ратманского впервые будет представлен в Вашингтоне на сцене Центра изобразительных искусств имени Джона Кеннеди. "Щелкунчик" - обязательный пункт рождественско-новогодней программы Кеннеди-центра, и мы очень рады, что в этом году жители столицы смогут увидеть хореографию Ратманского", - сказала РИА ...
  (читать дальше)

Опера "Дон Жуан" с Анной Нетребко открыла новый сезон "Ла Скала"
Опера Моцарта "Дон Жуан", в которой одну из главных ролей - партию Донны Анны исполняет Анна Нетребко, открывает в среду новый сезон всемирно известного миланского театра "Ла Скала" (La Scala). Российская оперная звезда впервые выходит на знаменитую сцену. В роли Донны Анна Нетребко предстанет перед итальянской публикой еще пять раз - 10, 13, 16, 20 и 23 декабря, сообщается на официальном сайте ...
  (читать дальше)

Братья Запашные по "Легенде" поссорятся из-за девушки
"Цирк братьев Запашных" представит 17 декабря в "Лужниках" новое цирковое шоу "Легенда" по мотивам древнегреческих мифов, в котором сами знаменитые дрессировщики Аскольд и Эдгард сыграют друзей-воинов, пути которых разошлись из-за любви к девушке. "Легенда" станет четвертым масштабным стилизованным театрально-цирковым шоу Запашных. Первое - "Камелот" по мотивам сказаний о короле Артуре было пред...
  (читать дальше)

Владимир Путин во время беспорядков поехал в музей
Во время митингов протеста премьер-министр Владимир Путин поехал в музей: в ГМИИ имени Пушкина он насладился творчеством Караваджо, поговорил о будущем музейном квартале в центре Москвы, освобождении необходимых зданий и об опасности коммерциализации. Председатель правительства России Владимир Путин после встречи с активом партии «Единая Россия» посетил Государственный музей изобразительных искус...
  (читать дальше)
Выставка Ай Вэйвэя в Мультимедиа Арт Музее
К финалу «Фотобиеннале-2012» Мультимедиа Арт Музей приберег фотовыставку Ай Вэйвэя, одного из самых известных в мире китайских художников, – 220 фотографий, сделанные им в 1983–1993 годах во время жизни в Нью-Йорке. Строго говоря, Ай Вэйвэй не фотограф, хотя в 1970-х и учился в Пекинской киношколе вместе будущими звездами китайской волны 1990-х Чен Кайге и Чжан Имоу – их тоже можно увидеть на нью...
  (читать дальше)

«Свидание» Юсупа Бахшиева вышло в прокат
В прокат выходит «Свидание» – нескладная, но любовно сделанная алкогольно-романтическая комедия по мотивам старого фильма с Уиллисом и Бессинджер. Главный герой Дима (вокалист группы Uma2rmaH Владимир Кристовский) – ожившее объявление из рубрики знакомств. Перспективный молодой нейрохирург, аккуратная геологическая борода, в которой как бы кроется обязательность, не женат, не встречается, с ж/п,...
  (читать дальше)

Каннский кинофестиваль объявил программу основного конкурса 2012 года
65-й Каннский кинофестиваль объявил программу. Фильмом открытия станет «Королевство полной луны» Уэса Андерсона, а закрытия — экранизация Франсуа Мориака «Тереза Дескейру» недавно скончавшегося Клода Миллера. Россию в конкурсе представит Сергей Лозница. Каннский фестиваль пристрастен и верен своим героям. В этом году это правило получило очередное подтверждение: в одном списке оказались самые гро...
  (читать дальше)

В ГМИИ им. Пушкина открылась выставка «Портреты коллекционеров»
Лучшие образцы русского и европейского искусства из собраний Ильи Глазунова и Петра Авена в ГМИИ: сезон мероприятий к столетнему юбилею музея Пушкина открывает выставка «Портреты коллекционеров». Экспозицию «Портреты коллекционеров», на днях открывшуюся в отделе личных коллекций ГМИИ им. Пушкина, смело можно назвать обязательной для просмотра: здесь можно увидеть шедевры, обычно широкой публике н...
  (читать дальше)

Интервью с генеральным секретарем «DOCOMOMO-Россия» Анной Броновицкой
Генеральный секретарь российского отделения международной организации по охране архитектурных памятников DOCOMOMO Анна Броновицкая рассказала «Газете.Ru» о том, что происходит с павильонами ВВЦ, почему не реставрируются Дом Наркомфина и о том, чего добилась ее организация за год своей работы. В Международный день памятников, отмечавшийся в среду, год своей деятельности отметила российская секция ...
  (читать дальше)

Интервью Захара Прилепина
Захар Прилепин рассказал «Газете.Ru» о новой книге «Восьмерка», о превращениях героев его «Саньки» в эпоху Болотной и революции и о том, как может помочь русскому писателю слаборазвитая фантазия. За последний месяц у Захара Прилепина вышли две книги: его собственная книга «Восьмерка», состоящая из маленьких повестей, и «Лимонка в тюрьму» — сборник текстов политзаключенных, который он составил с Э...
  (читать дальше)

В коллективе Центра драматургии и режиссуры произошел раскол
Часть труппы столичного Центра драматургии и режиссуры заявила о недоверии своим худруку и директору, внедрившим новые методы работы. Городские культурные власти в ответ поставили обоим жесткое условие – урегулировать конфликт до конца сезона. Часть коллектива московского Центра драматургии и режиссуры (ЦДР) выразила недоверие своему художественному руководителю Михаилу Угарову и директору Людмил...
  (читать дальше)

В прокат вышел фильм ужасов «Хижина в лесу»
В прокате «Хижина в лесу» — хоррор, который то ли впервые со времен «Крика» и «Ведьмы из Блэр» перезапускает жанр, то ли окончательно его закрывает. Пока сотрудники явно очень секретного центра (Ричард Дженкинс и другие) готовятся к чему-то серьезному и обсуждают конкуренцию с Японией, пятеро студентов отправляются на выходные в загородный дом, удачно изолированный от большого мира: дорогу к нему...
  (читать дальше)

В Москве вручили «Золотые маски»
В Москве прошла церемония вручения наград театрального фестиваля «Золотая маска». Впервые за 8 лет премия вручалась на сцене Большого театра – и принесла большие сюрпризы: в списке лауреатов предпочла мастерам новые имена. Режиссёром церемонии выступила режиссёр Нина Чусова, громко заявившая о себе в начале нулевых, но последние годы работающая в основном в провинции. Театр Чусовой всегда резок ...
  (читать дальше)

«Маппеты»: история, персонажи, выдающиеся эпизоды
В прокат выходит фильм «Маппеты», в котором Лягушонок Кермит, Мисс Пигги, Медведь Фоззи, Гонзо, Животное и другие герои легендарного телешоу объединяются, чтобы спасти свой театр от нефтяного магната. Мир Маппетов населяют безбашенные марионетки из телевизора: преимущественно звери и птицы, но есть и несколько существ, идентификация которых вызывает всеобщее затруднение. Если брать перечисленных...
  (читать дальше)