пятница, 9 декабря 2011 г.

"Борис Годунов". Новое прочтение

Борис Годунов. Новое прочтениеЭтой пьесе, возможно, как никакой в русской классике, везет на интерпретации. Среди театральных помнится эфросовский спектакль в Детском театре (1957). Затем его телевизионная версия. Знаменитая любимовская постановка, запрещенная к показу в 1982 году и увидевшая свет рампы в 1988-м . Уже в постсоветскую пору приехал в Москву Деклан Доннеллан и поставил на сцене МХАТа своего "Годунова" (2001).

В кино пушкинской пьесе повезло меньше: фильм-опера (1954), помпезная экранизация Сергея Бондарчука, осуществленная в 1980-х годах. И вот последняя в этом ряду - экранизация Владимира Мирзоева, так пока и не дошедшая до широкого зрителя (прокатчики не сочли ее достаточно зрелищной), но нашедшую живой отклик у интернетовской аудитории.

Хотя, что значит: "везет, не везет"? Повезло нам, что есть такая пьеса.

***

Столь пристальное внимание к пушкинскому тексту нетрудно объяснить. В пьесе переплелись и завязались в один тугой узел едва ли не самые проклятые вопросы русской истории, что столетиями обречены на актуальность и современное звучание - власть и народ, власть и мораль, власть и ее легитимность.

Наконец, власть и борьба за нее.

По обыкновению, режиссеры выделяют мотив терзающей царя совести, ее мук, что доводят Бориса до психического расстройства, которое сильно расстраивает и зрителя.

Годунова Сергея Бондарчука особенно жалко. Кажется, что его действительно оговорили, что именно народная молва его отравила злыми слухами, что бремя приписываемого ему молвой преступления оказалось для него непосильным, что он со своими "мальчиками кровавыми в глазах" убедил самого себя в собственной вине и теперь проснувшаяся в нем совесть его добивает.

В новой экранизации акцент сделан на другом. Бориса терзают не совесть, не физический недуг, не польское воинство, не боярское окружение, не бунтующий народ; его пытает общественное мнение.

"Мнение" это призрачно и лишь однажды себя выражает устами юродивого Николки: "Нельзя молиться за царя-ирода". Но еще резче оно обнаруживает себя в предвыборных дебатах царя с самим собой:

"Бог насылал на землю нашу глад,

Народ завыл, в мученьях погибая;

Я отворил им житницы, я злато

Рассыпал им, я им сыскал работы -

Они ж меня, беснуясь, проклинали!

Пожарный огнь их домы истребил,

Я выстроил им новые жилища.

Они ж меня пожаром упрекали!

Вот черни суд: ищи ж ее любви".

К тому же, она "изменчива, мятежна, суеверна, легко пустой надежде предана, мгновенному внушению послушна, для истины глуха и равнодушна, а баснями питается".

Это претензия Власти к народу. А вот челобитная оппозиционера Гаврилы Пушкина, обращенная к Власти:

"Что пользы в том, что явных казней нет,

Что на колу кровавом, всенародно,

Мы не поем канонов Иисусу,

Что нас не жгут на площади, а царь

Своим жезлом не подгребает углей?

… Уверены ль мы в бедной жизни нашей?

Нас каждый день опала ожидает…

… Все языки, готовые продать,

Правительством подкупленные воры.

Зависим мы от первого холопа,

Которого захочем наказать".

И т.д.

***

Дебаты между царской властью и боярской оппозицией в "Годунове" носят заочный характер. Не лицом к лицу, как в "Поединке" Владимира Соловьева.

…А рядом сгущается и наливается иррациональной силой что-то неведомое. "Но кто же он, мой грозный супостат? Кто на меня? Пустое имя, тень - ужели тень сорвет с меня порфиру?".

Его грозный "супостат" и есть общественное мнение, орудием которого по воле случая и в силу стечения обстоятельств становится самозванец.

У Григория Отрепьева свой интерес. На первом месте не жажда власти. В ранней редакции пьесы есть сцена, которая затем была исключена. Гришка разговаривает с Чернецом в летах и признается, что он от скуки готов на любую авантюру: "Что за скука, что за горе наше бедное житье!". В сердцах мечтательно призывает: "Хоть бы хан опять нагрянул! Хоть Литва бы поднялась!" Тогда бы и он взял в руки меч, коли жив был царевич Дмитрий. А так самому пришлось самому стать царевичем Дмитрием.

Для него лично поход во власть - приключение. Как и женитьба на Марине Мнишек. Не более того. И с ним лично Годунову с Басмановым сладить было не трудно, как толково объяснил умница Гаврила Пушкин.

"Я сам скажу, что войско наше дрянь, что казаки лишь только селы грабят, что поляки лишь хвастают да пьют, а русские".

Уничижительных слов для русских он не нашел и сразу перешел к сути: "Но знаешь ли, чем сильны мы, Басманов? Не войском, нет, не польскою помогой, не западными грантами, а мнением; да! мнением народным".

***

Бог знает, как вызревает и из какого сора произрастает субстанция, что называется "мнением народным". По крайней мере, в те времена, когда еще не было СМИ, а про ТВ и радио современники еще не смели догадываться… Но оно было и иногда решало судьбы стран и народов.
Нынче в этом отношении все проще и легче. Нынче не нужны ни настоящие Димитрии, ни Лжедимитрии.

Вчера их функции исполняли телеканалы и лжетелеканалы. Даром что Владимир Мирзоев ввел в свою экранизацию "Годунова" телевизор, перед экраном которого посадил в одной квартире простолюдинов, а в другой - тех, что представляют так называемый средний класс.

Средний класс в ответ на требование кричать: "Да здравствует царь Димитрий Иванович!" выключает ящик и, по всей вероятности, включает Интернет.

Теперь там, в сетях фейсбука и ЖЖ, формируется Общественное мнение, с которым, хочешь не хочешь, а считаться приходится.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции

Оригинальная статья

Поделитесь этой новостью с Вашими друзьями!

Ранее в рубрике "Театр":

Театр Виктюка и РАО заключили в суде мировое соглашение
Преображенский суд Москвы в четверг официально утвердил мировое соглашение Российского авторского общества (РАО) и театра Романа Виктюка в споре об использовании музыкальных произведений Альфреда Шнитке, Игоря Стравинского и Сергея Прокофьева во время гастролей в Ульяновске и Санкт-Петербурге в 2009 году, передает корреспондент агентства РАПСИ/rapsinews.ru из зала суда. РАО подало иск к театру Р...
  (читать дальше)

Галина Шляпина выступит в балете Тhe Timeless на своем юбилее
Мировая премьера балета The Timeless, созданного специально в честь юбилея балерины Галины Шляпиной, пройдет на столичной сцене Детского музыкального театра им. Наталья Сац в четверг, сообщили РИА Новости в оргкомитете вечера. Главную партию исполнит народная артистка РФ, лауреат государственной премии России Галина Шляпина, а ее партнером выступит лауреат премии "Золотая Маска" Роман Андрейкин....
  (читать дальше)

"Щелкунчик" Ратманского будет представлен на сцене Кеннеди-центра
"Щелкунчик" в исполнении труппы Американского театра балета и в хореографической редакции Алексея Ратманского впервые будет представлен в Вашингтоне на сцене Центра изобразительных искусств имени Джона Кеннеди. "Щелкунчик" - обязательный пункт рождественско-новогодней программы Кеннеди-центра, и мы очень рады, что в этом году жители столицы смогут увидеть хореографию Ратманского", - сказала РИА ...
  (читать дальше)

Опера "Дон Жуан" с Анной Нетребко открыла новый сезон "Ла Скала"
Опера Моцарта "Дон Жуан", в которой одну из главных ролей - партию Донны Анны исполняет Анна Нетребко, открывает в среду новый сезон всемирно известного миланского театра "Ла Скала" (La Scala). Российская оперная звезда впервые выходит на знаменитую сцену. В роли Донны Анна Нетребко предстанет перед итальянской публикой еще пять раз - 10, 13, 16, 20 и 23 декабря, сообщается на официальном сайте ...
  (читать дальше)

Братья Запашные по "Легенде" поссорятся из-за девушки
"Цирк братьев Запашных" представит 17 декабря в "Лужниках" новое цирковое шоу "Легенда" по мотивам древнегреческих мифов, в котором сами знаменитые дрессировщики Аскольд и Эдгард сыграют друзей-воинов, пути которых разошлись из-за любви к девушке. "Легенда" станет четвертым масштабным стилизованным театрально-цирковым шоу Запашных. Первое - "Камелот" по мотивам сказаний о короле Артуре было пред...
  (читать дальше)

Владимир Путин во время беспорядков поехал в музей
Во время митингов протеста премьер-министр Владимир Путин поехал в музей: в ГМИИ имени Пушкина он насладился творчеством Караваджо, поговорил о будущем музейном квартале в центре Москвы, освобождении необходимых зданий и об опасности коммерциализации. Председатель правительства России Владимир Путин после встречи с активом партии «Единая Россия» посетил Государственный музей изобразительных искус...
  (читать дальше)

Вахтанговский театр ждет "Бесов" Любимова на своей площадке
Государственный академический театр им. Вахтангова ведет переговоры о постановке на своей сцене режиссером Юрием Любимовым спектакля "Бесы", сообщил РИА Новости директор театра Кирилл Крок. Любимов, который проведет кастинг актеров для "Бесов" в Центре им. Мейерхольда, может выбрать любую площадку Москвы. По словам главы столичного департамента культуры Сергея Капкова, основное финансирование ве...
  (читать дальше)

Александринский театр покажет детям из детдомов свои лучшие спектакли
Главные спектакли своего репертуара покажет Александринский театр детям из специализированных школ и детских домов в рамках декабрьской просветительской акции благотворительного фонда "Александринский", которую профинансировал комитет по культуре Санкт-Петербурга, сообщили РИА Новости в пресс-службе театра. Около 1,5 тысячи человек смогут увидеть основные спектакли театра, в числе которых "Живой...
  (читать дальше)

Экспонаты 17 века из сокровищницы Кремля покажут в Пражском Граде
Выставка "Царский двор XVII века под скипетром Романовых. Сокровища Московского Кремля", на которой будут представлены самые ценные вещи, традиционно сопровождавшие государей от рождения до смерти, откроется в Манеже Пражского Града в Чехии в четверг, сообщил на пресс-конференции во вторник министр культуры РФ Александр Авдеев. "Открытие уникальной выставки приурочено к визиту президента РФ Дмит...
  (читать дальше)
Выставка Ай Вэйвэя в Мультимедиа Арт Музее
К финалу «Фотобиеннале-2012» Мультимедиа Арт Музей приберег фотовыставку Ай Вэйвэя, одного из самых известных в мире китайских художников, – 220 фотографий, сделанные им в 1983–1993 годах во время жизни в Нью-Йорке. Строго говоря, Ай Вэйвэй не фотограф, хотя в 1970-х и учился в Пекинской киношколе вместе будущими звездами китайской волны 1990-х Чен Кайге и Чжан Имоу – их тоже можно увидеть на нью...
  (читать дальше)

«Свидание» Юсупа Бахшиева вышло в прокат
В прокат выходит «Свидание» – нескладная, но любовно сделанная алкогольно-романтическая комедия по мотивам старого фильма с Уиллисом и Бессинджер. Главный герой Дима (вокалист группы Uma2rmaH Владимир Кристовский) – ожившее объявление из рубрики знакомств. Перспективный молодой нейрохирург, аккуратная геологическая борода, в которой как бы кроется обязательность, не женат, не встречается, с ж/п,...
  (читать дальше)

Каннский кинофестиваль объявил программу основного конкурса 2012 года
65-й Каннский кинофестиваль объявил программу. Фильмом открытия станет «Королевство полной луны» Уэса Андерсона, а закрытия — экранизация Франсуа Мориака «Тереза Дескейру» недавно скончавшегося Клода Миллера. Россию в конкурсе представит Сергей Лозница. Каннский фестиваль пристрастен и верен своим героям. В этом году это правило получило очередное подтверждение: в одном списке оказались самые гро...
  (читать дальше)

В ГМИИ им. Пушкина открылась выставка «Портреты коллекционеров»
Лучшие образцы русского и европейского искусства из собраний Ильи Глазунова и Петра Авена в ГМИИ: сезон мероприятий к столетнему юбилею музея Пушкина открывает выставка «Портреты коллекционеров». Экспозицию «Портреты коллекционеров», на днях открывшуюся в отделе личных коллекций ГМИИ им. Пушкина, смело можно назвать обязательной для просмотра: здесь можно увидеть шедевры, обычно широкой публике н...
  (читать дальше)

Интервью с генеральным секретарем «DOCOMOMO-Россия» Анной Броновицкой
Генеральный секретарь российского отделения международной организации по охране архитектурных памятников DOCOMOMO Анна Броновицкая рассказала «Газете.Ru» о том, что происходит с павильонами ВВЦ, почему не реставрируются Дом Наркомфина и о том, чего добилась ее организация за год своей работы. В Международный день памятников, отмечавшийся в среду, год своей деятельности отметила российская секция ...
  (читать дальше)

Интервью Захара Прилепина
Захар Прилепин рассказал «Газете.Ru» о новой книге «Восьмерка», о превращениях героев его «Саньки» в эпоху Болотной и революции и о том, как может помочь русскому писателю слаборазвитая фантазия. За последний месяц у Захара Прилепина вышли две книги: его собственная книга «Восьмерка», состоящая из маленьких повестей, и «Лимонка в тюрьму» — сборник текстов политзаключенных, который он составил с Э...
  (читать дальше)

В коллективе Центра драматургии и режиссуры произошел раскол
Часть труппы столичного Центра драматургии и режиссуры заявила о недоверии своим худруку и директору, внедрившим новые методы работы. Городские культурные власти в ответ поставили обоим жесткое условие – урегулировать конфликт до конца сезона. Часть коллектива московского Центра драматургии и режиссуры (ЦДР) выразила недоверие своему художественному руководителю Михаилу Угарову и директору Людмил...
  (читать дальше)

В прокат вышел фильм ужасов «Хижина в лесу»
В прокате «Хижина в лесу» — хоррор, который то ли впервые со времен «Крика» и «Ведьмы из Блэр» перезапускает жанр, то ли окончательно его закрывает. Пока сотрудники явно очень секретного центра (Ричард Дженкинс и другие) готовятся к чему-то серьезному и обсуждают конкуренцию с Японией, пятеро студентов отправляются на выходные в загородный дом, удачно изолированный от большого мира: дорогу к нему...
  (читать дальше)

В Москве вручили «Золотые маски»
В Москве прошла церемония вручения наград театрального фестиваля «Золотая маска». Впервые за 8 лет премия вручалась на сцене Большого театра – и принесла большие сюрпризы: в списке лауреатов предпочла мастерам новые имена. Режиссёром церемонии выступила режиссёр Нина Чусова, громко заявившая о себе в начале нулевых, но последние годы работающая в основном в провинции. Театр Чусовой всегда резок ...
  (читать дальше)

«Маппеты»: история, персонажи, выдающиеся эпизоды
В прокат выходит фильм «Маппеты», в котором Лягушонок Кермит, Мисс Пигги, Медведь Фоззи, Гонзо, Животное и другие герои легендарного телешоу объединяются, чтобы спасти свой театр от нефтяного магната. Мир Маппетов населяют безбашенные марионетки из телевизора: преимущественно звери и птицы, но есть и несколько существ, идентификация которых вызывает всеобщее затруднение. Если брать перечисленных...
  (читать дальше)