четверг, 22 декабря 2011 г.

Аттестация реставраторов нужна, но требует доработки, считают эксперты

Аттестация реставраторов нужна, но требует доработки, считают эксперты В России решено возобновить существовавшую до 2004 года практику аттестации реставраторов, чтобы освободить рынок от непрофессионалов и тем самым предотвратить некачественные работы, проводимые на памятниках культуры. Соответствующие поправки в законодательстве были приняты в конце ноября, а уже с февраля Минкультуры готовится приступить к оценке специалистов. Между тем, эксперты, в целом положительно оценивая нововведение, считают, что только аттестацией весь комплекс проблем в реставрационной сфере не решить.

Приоритетная сфера

Авторы законодательной инициативы в первую очередь стремились защитить недвижимые памятники, однако эксперты считают, что аттестация не менее актуальна для тех, кто работает с произведениями искусства - иконами, картинами, фарфором и так далее.

"Эти нововведения значимы для тех, кто занимается движимыми памятниками культуры. Представьте, что в руки реставраторов попадает памятник XVI-XVII века, и, естественно, специалист третьей категории с ним не сможет работать - такие варианты осуществляются только реставраторами высшей категории, поэтому у молодых специалистов будет стимул для повышения своей квалификации", - считает директор Всероссийского художественного научно-реставрационного центра им. Грабаря Александр Лесовой.

Со своей стороны, председатель "Российской ассоциации реставраторов" Артем Новиков рассказал, что дело не в отсутствии нужного опыта - ценный музейный экспонат попросту нельзя отдать в руки не аттестованному специалисту.

"Музейная сфера наиболее остро ощутила отсутствие барьера. Прежде, чем музейщику приняться реставрировать какую-то уникальную ценность - картину, фарфор, ему нужно было иметь именно аттестацию, поскольку музейная сфера не лицензировалась. Это был такой допуск к объекту, и даже у тех, кто в числе последних получил его в 2004 году, срок уже закончился, поскольку аттестация действовала пять лет", - сказал Новиков.

По его словам, реставрировать музейные экспонаты, привлекая сторонние организации за исключением государственного Центра Грабаря, попросту не принято, поскольку они не могут обеспечить должные условия хранения ни по безопасности, ни по климату.

Как рассказал РИА Новости Сергей Куликов, главный архитектор ГУП "Центральные научно-проектные реставрационные мастерские", занимавшегося реставрацией Новодевичьего монастыря и Храма Василия Блаженного, между реставрацией движимых памятников и недвижимых существует принципиальная разница.

"Если у художника-реставратора живописи, икон, керамики, металла между головой и руками прямая связь, то на недвижимых памятниках то несколько сложнее - отвечает за все архитектор, но с ним работают химики, технологи, рабочие, которые со своей стороны тоже могут повлиять на конечный результат", - пояснил он.

Образованным - верить!

Реставратор, главный искусствовед ФГУП "Межобластное научно-реставрационное художественное управление" Владимир Сарабьянов, руководивший восстановлением фресковых памятников Пскова, уверен, что специальное реставрационное образование - уже гарантия того, что никакого вреда памятнику, будь это икона или здание, нанесено не будет.

Специалистов готовят, в частности, Московский архитектурный институт, Московская государственная художественно-промышленная академия им. Строганова. Кроме того, у Минкультуры есть планы по созданию реставрационного обучающего центра на базе Санкт-Петербургского университета культуры и искусства, который объединился бы с Суздальским художественно-реставрационным училищем

"Диплом - это и есть совмещение образования и практической работы. Выпускники - уже высококвалифицированные специалисты. Дело в том, что аттестация направлена в основном на предохранение от участия не таких вот специалистов с образованием, а людей, которые его не имеют", - сказал он.

Сарабьянов считает, что и среди них есть профессионалы своего дела, однако подавляющее большинство не представляет, что такое реставрация.

"Они пришли в профессию потому, что эта деятельность сейчас материально привлекательная, и по незнанию наносят ущерб памятникам. За людей, имеющих образование, я бы не переживал", - отметил эксперт.

По существующим сейчас правилам дифференциации между специалистами с профильным образованием и без оного нет: чтобы работать в реставрации, и те, и другие, обязаны будут раз в пять лет проходить аттестацию. В противном случае, компания, в которой они работают, не получит лицензию на деятельность в этой сфере.

Подводный камень

Как говорится в положении Минкультуры об аттестации реставраторов, основанием для получения лицензии на осуществление деятельности по сохранению объектов культурного наследия является наличие в штате организации или у индивидуальных предпринимателей аттестованных Минкультуры реставраторов. Эксперты признают, что реставраторов, которые могли бы пройти аттестацию, гораздо меньше, чем потенциальных работодателей.

По оценке Куликова, речь идет максимум о двух тысячах специалистов (в Италии, например, речь идет о 120 тысячах реставраторов), что в масштабах целой страны ничтожно мало. В связи с этим он опасается, что через некоторое время аттестованный может числиться в нескольких компаниях.

"Должна быть постоянная аттестация, некий экзамен, когда работа строится наподобие выдачи археологических листов: по закрытии его, когда сдаешь отчет, на его основании принимается, нарушена или нет методика, какие данные получены и принимается решение о том, давать ли лист в следующий раз. А сейчас получается индульгенция, подготовленных специалистов немного, им дадут аттестацию, и через полгода эти люди будут числиться в сотнях организаций, которые будут прикрываться аттестованными специалистами", - прогнозирует специалист.

Ему возражает руководитель департамента госконтроля и надзора в сфере культурного наследия Минкультуры Владимир Цветнов, который говорил ранее, что новый федеральный закон по лицензированию внес некоторые изменения в плане проверок таких вещей, поэтому контроль станет жестче, а перемещения реставраторов можно будет отследить и остановить.

Также Куликов предлагает особо прописать в законе то, что является основой сохранения памятника.

"Здесь важна категория подлинности - она является основой в памятниках, а сейчас в законе этого принципа подлинности нет. На этом основывается методика - что мы сохраняем", - заключил собеседник агентства.

На этой неделе Минкультуры разослало специалистам положения об аттестации реставраторов и о научно-методическом совете по культурному наследию с тем, чтобы эксперты внесли необходимые правки до 15 января. После планируется их обобщить и доработать документы с учетом мнения реставраторов. Если все пойдет по плану, аттестация специалистов должна начаться в феврале.

Оригинальная статья

Поделитесь этой новостью с Вашими друзьями!

Ранее в рубрике "Живопись":

Картина Александра Савко «Нагорная проповедь» повторно признана «экстремистским материалом»
Художник Александр Савко рассказал «Парку культуры» о суде на своей картиной «Нагорная проповедь», которую суд повторно признал «экстремистским материалом», о том, когда было создано это полотно и почему оно не направлено против христианства. Картина Александра Савко «Нагорная проповедь» из цикла «Путешествие Микки-Мауса по истории искусства» повторно признана «экстремистским материалом»: Жуковск...
  (читать дальше)

В Театре наций играют первую премьеру - «Фрекен Жюли» в постановке Томаса Остермайера
21 декабря Театр наций сыграет свою первую премьеру в новом здании – спектакль «Фрекен Жюли», поставленный одним из главных режиссеров Германии Томасом Остермайером с Чулпан Хаматовой и Евгением Мироновым в главных ролях. В начале нынешнего театрального сезона завершилась многолетняя реконструкция здания Театра наций. Старинный особняк в Петровском переулке с большой театральной историей – в нем ...
  (читать дальше)

Продажа вещей Лиз Тейлор стала самой прибыльной в истории Christie`s
Продажа драгоценностей и одежды голливудской звезды Элизабет Тейлор, скончавшейся в марте 2011 года, стала самой прибыльной в истории аукционного дома Christie`s, сообщили во вторник устроители торгов. Торги в зале Рокфеллер-центра и онлайн-продажа, которые проводились с 13 по 17 декабря, увенчались небывалым результатом - были распроданы все лоты. В общей сложности за них было выручено 156,8 ми...
  (читать дальше)

В прокат выходит фильм «Без названия»
В прокат выходит фильм «Без названия» — незлобливая пародия на мир современного искусства. Городской невротик Эдриен Джейкобс (Адам Голдберг) сочиняет и исполняет атональную музыку, послушать которую в хороший вечер приходит человек 10, из которых двое — родители, еще двое — брат с девушкой, следующие двое — неприятные критики, а про остальных можно подумать, что зашли они случайно, но стесняются...
  (читать дальше)

"Мадонну с младенцем" и полиптих Джотто выставили в Третьяковке
Два произведения художника раннего Возрождения Джотто ди Бондоне (Giotto di Bondone) можно увидеть в Третьяковской галерее по случаю обмена художественными и духовными шедеврами между Россией и Италией в честь перекрестного года культур обеих стран, сообщили РИА Новости в пресс-службе музея. Речь идет о "Мадонне с младенцем" из церкви Сан-Джорджо алла Коста, относящейся сейчас к Епархиальному му...
  (читать дальше)

Выставка работ Церетели открылась в Туле
Выставка президента Российской академии художеств Зураба Церетели, на которой представлена не только живопись и скульптура, но и другие работы, выполненные мастером в различной технике, открылась в пятницу в выставочном зале тульского музея изобразительных искусств. В экспозиции, которая получила название "Туле с любовью", представлены эмали, рельефы, скульптура, живопись и графика. Автор работ ...
  (читать дальше)

Эрмитаж выставит в Главном штабе "Древности Геркуланума"
Первая после реставрации Главного штаба выставка "Древности Геркуланума" станет бесплатной для зрителей и покажет предметы античных церемоний императорского культа, заявил журналистам директор Эрмитажа Михаил Пиотровский. "Эта выставка была подарена нам, а мы, в свою очередь, хотим подарить ее петербуржцам. Проход на нее будет совершенно свободным", - заявил Пиотровский. Геркуланум, также как и...
  (читать дальше)

Петербургский художник возродил культ тела Древнего Рима в Эрмитаже
Мирный период истории Римской империи, Pax Romana, стал сюжетом выставки Antologia последователя неоклассических идеалов "Новой академии" Алексея Морозова, сообщили РИА Новости в пресс-службе Мраморного дворец, где открылась экспозиция. Pax Romana, по мнению Морозова, заложил фундамент для западной цивилизации и послужил отправным пунктом для творчества художника. "Лицо современного мира сформи...
  (читать дальше)

Концерт в поддержку задержанных на митингах перенесли на неделю
Концерт-выставка "Свобода выборов" в поддержку задержанных на митингах, который был запланирован на субботу на территории столичного дизайн-завода "Флакон", но неожиданно лишился этой площадки, перенесен на следующий уикенд, сообщил РИА Новости в пятницу организатор мероприятия, лидер российской рок-группы "Центр" Василий Шумов. В четверг днем, за двое суток до начала концерта-выставки "Флакон" ...
  (читать дальше)
Выставка Ай Вэйвэя в Мультимедиа Арт Музее
К финалу «Фотобиеннале-2012» Мультимедиа Арт Музей приберег фотовыставку Ай Вэйвэя, одного из самых известных в мире китайских художников, – 220 фотографий, сделанные им в 1983–1993 годах во время жизни в Нью-Йорке. Строго говоря, Ай Вэйвэй не фотограф, хотя в 1970-х и учился в Пекинской киношколе вместе будущими звездами китайской волны 1990-х Чен Кайге и Чжан Имоу – их тоже можно увидеть на нью...
  (читать дальше)

«Свидание» Юсупа Бахшиева вышло в прокат
В прокат выходит «Свидание» – нескладная, но любовно сделанная алкогольно-романтическая комедия по мотивам старого фильма с Уиллисом и Бессинджер. Главный герой Дима (вокалист группы Uma2rmaH Владимир Кристовский) – ожившее объявление из рубрики знакомств. Перспективный молодой нейрохирург, аккуратная геологическая борода, в которой как бы кроется обязательность, не женат, не встречается, с ж/п,...
  (читать дальше)

Каннский кинофестиваль объявил программу основного конкурса 2012 года
65-й Каннский кинофестиваль объявил программу. Фильмом открытия станет «Королевство полной луны» Уэса Андерсона, а закрытия — экранизация Франсуа Мориака «Тереза Дескейру» недавно скончавшегося Клода Миллера. Россию в конкурсе представит Сергей Лозница. Каннский фестиваль пристрастен и верен своим героям. В этом году это правило получило очередное подтверждение: в одном списке оказались самые гро...
  (читать дальше)

В ГМИИ им. Пушкина открылась выставка «Портреты коллекционеров»
Лучшие образцы русского и европейского искусства из собраний Ильи Глазунова и Петра Авена в ГМИИ: сезон мероприятий к столетнему юбилею музея Пушкина открывает выставка «Портреты коллекционеров». Экспозицию «Портреты коллекционеров», на днях открывшуюся в отделе личных коллекций ГМИИ им. Пушкина, смело можно назвать обязательной для просмотра: здесь можно увидеть шедевры, обычно широкой публике н...
  (читать дальше)

Интервью с генеральным секретарем «DOCOMOMO-Россия» Анной Броновицкой
Генеральный секретарь российского отделения международной организации по охране архитектурных памятников DOCOMOMO Анна Броновицкая рассказала «Газете.Ru» о том, что происходит с павильонами ВВЦ, почему не реставрируются Дом Наркомфина и о том, чего добилась ее организация за год своей работы. В Международный день памятников, отмечавшийся в среду, год своей деятельности отметила российская секция ...
  (читать дальше)

Интервью Захара Прилепина
Захар Прилепин рассказал «Газете.Ru» о новой книге «Восьмерка», о превращениях героев его «Саньки» в эпоху Болотной и революции и о том, как может помочь русскому писателю слаборазвитая фантазия. За последний месяц у Захара Прилепина вышли две книги: его собственная книга «Восьмерка», состоящая из маленьких повестей, и «Лимонка в тюрьму» — сборник текстов политзаключенных, который он составил с Э...
  (читать дальше)

В коллективе Центра драматургии и режиссуры произошел раскол
Часть труппы столичного Центра драматургии и режиссуры заявила о недоверии своим худруку и директору, внедрившим новые методы работы. Городские культурные власти в ответ поставили обоим жесткое условие – урегулировать конфликт до конца сезона. Часть коллектива московского Центра драматургии и режиссуры (ЦДР) выразила недоверие своему художественному руководителю Михаилу Угарову и директору Людмил...
  (читать дальше)

В прокат вышел фильм ужасов «Хижина в лесу»
В прокате «Хижина в лесу» — хоррор, который то ли впервые со времен «Крика» и «Ведьмы из Блэр» перезапускает жанр, то ли окончательно его закрывает. Пока сотрудники явно очень секретного центра (Ричард Дженкинс и другие) готовятся к чему-то серьезному и обсуждают конкуренцию с Японией, пятеро студентов отправляются на выходные в загородный дом, удачно изолированный от большого мира: дорогу к нему...
  (читать дальше)

В Москве вручили «Золотые маски»
В Москве прошла церемония вручения наград театрального фестиваля «Золотая маска». Впервые за 8 лет премия вручалась на сцене Большого театра – и принесла большие сюрпризы: в списке лауреатов предпочла мастерам новые имена. Режиссёром церемонии выступила режиссёр Нина Чусова, громко заявившая о себе в начале нулевых, но последние годы работающая в основном в провинции. Театр Чусовой всегда резок ...
  (читать дальше)

«Маппеты»: история, персонажи, выдающиеся эпизоды
В прокат выходит фильм «Маппеты», в котором Лягушонок Кермит, Мисс Пигги, Медведь Фоззи, Гонзо, Животное и другие герои легендарного телешоу объединяются, чтобы спасти свой театр от нефтяного магната. Мир Маппетов населяют безбашенные марионетки из телевизора: преимущественно звери и птицы, но есть и несколько существ, идентификация которых вызывает всеобщее затруднение. Если брать перечисленных...
  (читать дальше)