четверг, 22 декабря 2011 г.

Алексей Бородин: молодость театра не определяется возрастом

Алексей Бородин: молодость театра не определяется возрастомВ преддверии 90-летнего юбилея столичного Российского академического Молодежного театра художественный руководитель РАМТа, режиссер, народный артист РФ Алексей Бородин рассказал РИА Новости, как провоцировать творческую атмосферу и что талант – это подробность. Беседовала Наталия Курова.

- РАМТ – театр с богатой историей, здесь работали такие выдающиеся мастера, как Мария Кнебель, Анатолий Эфрос, Олег Ефремов. Театр переживал периоды расцвета и творческого подъема и другие менее успешные, сменив несколько названий. Чем это было вызвано и как повлияло на саму концепцию?

- Вначале был Московский театр для детей (1921-36), затем после переезда на Театральную площадь стал Центральным Детским (1936-92) и 20 лет назад получил имя Российского академического Молодежного театра. Так что мы отмечаем своеобразный тройной юбилей. Название "Детский" просто не соответствовало тому, что происходило в театре, он давно вышел за рамки детства, и об изменении своего имени думали еще наши предшественники. В словаре у Даля я не нашел слова "детство", у него есть понятие "младость", включающее детство, отрочество и юность. А это уже возраст полноценного самостоятельного человека, к которому надо относиться серьезно и очень внимательно.

- Вы стараетесь подстроиться под зрителя или больше дорожите своими художественными принципами?

- Мне очень близка идея художественного общедоступного театра, которую выдвинули великие реформаторы Станиславский и Немирович-Данченко. Они понимали, что важнейшая составляющая театра – его зритель. На самом деле, без публики театра нет, и мы должны думать об этом, но, конечно, не в ущерб собственным художественным интересам. Мы должны быть честны перед зрителями и перед самими собой. Мы исповедуем честность в творчестве, основополагающее понятие для театра, и просветительство. Может быть, это звучит несколько назидательно, но это важно: театр должен опираться на культуру, понимая, какие вещи основополагающие, а какие - проходящие. Театр, если мы претендуем на то, чтобы он был не просто местом развлечения, а духовным центром, не должен предавать основные человеческие постулаты: это важно в просветительском и в художественном смысле. И, как оказывается, это нужно зрителям самых разных возрастов, заполняющим наши залы, понимая, почему и зачем они приходят именно к нам.

- В репертуаре РАМТа представлена драматургия, которой нет больше ни в одном театре. Вы первые рискнули поставить Акунина, удачно сотрудничаете с Томом Стоппардом, сейчас репетируете никогда не ставящуюся в России пьесу Юджина О’Нила "Участь Электры". Каков для вас критерий отбора литературного материала?

- Очень важно доверять себе: если пьеса или проза задевает, трогает, если мы чувствуем необходимым поставить по ней спектакль, то обязательно это делаем. А как только изменяем себе, стараемся учесть конъюнктуру, то ничего не получается. Важно себя не предавать в главном. И каждый раз убеждаемся в том, что интересующая нас пьеса вызывает отклик и у зрителя. Количество премьер за сезон, а у нас их, наверное, больше, чем у кого-либо, не означает стремление попасть в книгу Гиннесса. Мы стараемся провоцировать творческую атмосферу: и когда возникают азартные идеи, приходят интересные режиссеры, наши двери для них всегда открыты. Мы стараемся дать возможность реализовать замыслы, и появляются новые названия, проекты, такие, как "Молодые режиссеры детям", ночные программы, многочасовые спектакли по Акунину и знаменитый "Берег утопии" Стоппарда.

- В РАМТе свои первые шаги делает талантливая молодежь, но часто вы предоставляете свои площадки и для известных мастеров. Многие худруки с ревностью относятся к "пришельцам"?

- У меня вообще нет таких комплексов. Если пришел такой одаренный режиссер, как Карбаускис со своим предложением, то как можно было не схватиться за него и не дать реализовать его замысел? Мы привечаем таланты всех возрастов и рангов. Наша задача – всячески содействовать. В результате Миндаугас успел поставить на нашей сцене два прекрасных спектакля до того, как возглавил театр им. Маяковского. Для меня важнее всего, чтобы в театре было интересно работать всем: артистам, режиссерам, художникам, всему ансамблю репертуарного театра. Только тогда театр остается живым, молодым, только тогда он каждый раз новый. Возраст не определяется годами – понятие молодости – это состояние духа театра.

- Алексей Николаевич, наверное, самое трудное и важное для режиссера - найти подход к артисту, от которого зависит воплощение его замысла. Каков ваш принцип работы?

- У Тургенева есть определение: талант – это подробность. Я исповедую принцип тщательной, внимательной, подробной работы с артистом. Это не то, что сделать все одним махом. Здесь важны и наши личные человеческие отношения, не только творческие устремления, но и мировоззренческие. И плюс профессиональные требования, которые мы предъявляем друг к другу. Самое главное, чтобы в процессе создания спектакля ни у кого не было ощущения чрезмерной самодостаточности и самодовольства, успокоения и безразличия. Главное - единое для всех честное и требовательное отношение к себе и к делу. Тогда возможен настоящий коллектив единомышленников, ансамбль, силами которого и творится жизнь театра.

- На недавней встрече с Владимиром Путиным одним из главных вопросов театральных мастеров был вопрос сосуществования художественного руководителя и директора, разделение их полномочий. Насколько я знаю, у вас в этом смысле нет особых проблем?

- К счастью, у меня ситуация предельно внятная. Мы вместе с Владиславом Любым работаем уже 13 лет и, несмотря на то, что он по сравнению со мной человек молодой, относимся друг к другу с пониманием. У каждого есть свой круг обязанностей, за которые он отвечает. Он развивается и помогает развиваться мне, и наоборот. В театре должна быть единая команда, это главный двигатель театра. Решающий вопрос – взаимодействия и взаимоотношения. Когда начинаются выяснения кто главнее, тут все и заканчивается. Должно быть взаимоуважение, ведь каждый выполняет задачи для общего дела. Важно, чтобы мы слушали и слышали друг друга, чтобы могли сказать, что думаем, с чем согласны или нет. Только в этом случае может произойти некий контакт, необходимый для совместной работы.

- Вы верите в будущее репертуарного театра, театра-дома, каким является Молодежный?

- Я лично будущее вижу только в репертуарном театре. Конечно, люди могут собираться на отдельные антрепризные спектакли. Но самое глупое, что можно сделать сейчас – загубить наше главное достояние - репертуарный театр, не заниматься им, не развивать, не создавать новые организационные формы его существования, не двигать вперед. Потому что именно репертуарный театр, который делает ансамбль, способен создавать такие спектакли, как, например, "Берег утопии". Мы только что были с этим многочасовым проектом в Испании, где нас принимали превосходно. И испанская пресса как раз отмечала, как важное достоинство РАМТа, его ансамблевость, коллективное творчество.

- Как вы собираетесь отметить юбилей? Какие сюрпризы ждут ваших гостей?

- Наш театр горазд на всякого рода капустники, но на этот раз мы решили пойти другим путем. Мы готовим спектакль-концерт, объединенный единой идеей, в котором артисты предстанут в разных своих творческих проявлениях. Это будет калейдоскоп номеров, которые никто никогда не видел: драматические монологи и поэзия, танец, вокал. И во всем этом столкновении жанров, стилей и настроений – вся 90-летняя история РАМТа, театра, который объединяет прошлое и настоящее, хранит энергию тех, кто был до нас и думает о тех, кто придет нам на смену, всех, кого объединяет пространство сцены.

Оригинальная статья

Поделитесь этой новостью с Вашими друзьями!

Ранее в рубрике "Театр":

Власти Москвы подготовили на праздники "антидиванную" программу
Департамент культуры Москвы подготовил максимально разнообразную программу отдыха и развлечений для гостей Первопрестольной и жителей столицы, которые остаются в городе на новогодние каникулы, сообщает корреспондент РИА Новости, ознакомившись с планами властей Москвы. "Антидиванная" кампания "В преддверии каникул все школьники Москвы принесут домой программу "50 поводов, чтобы выйти из дома", в...
  (читать дальше)

В Театре наций играют первую премьеру - «Фрекен Жюли» в постановке Томаса Остермайера
21 декабря Театр наций сыграет свою первую премьеру в новом здании – спектакль «Фрекен Жюли», поставленный одним из главных режиссеров Германии Томасом Остермайером с Чулпан Хаматовой и Евгением Мироновым в главных ролях. В начале нынешнего театрального сезона завершилась многолетняя реконструкция здания Театра наций. Старинный особняк в Петровском переулке с большой театральной историей – в нем ...
  (читать дальше)

Начо Дуато представил детям свой балет "Спящая красавица"
Более 600 детей, нуждающиеся в благотворительной помощи, приехали со всей России во вторник в Михайловский театр на третье представление балета "Спящая красавица" в постановке Начо Дуато, сообщает корреспондент РИА Новости. Организатором и спонсором мероприятия выступила компания Walt Disney. Наблюдать за происходящим на сцене можно было также в режиме on-line трансляции. Ее в виде эксперимента...
  (читать дальше)

Театр на Таганке опровергает заявление властей о конфликте в труппе
Руководство Театра на Таганке в письме-опровержении заявления главы департамента культуры Москвы Сергея Капкова о конфликтной ситуации в труппе, утверждает, что конфликта нет, а спектакли Юрия Любимова "Замок" и "Сказки" сняты из репертуара по технической необходимости. Как сказал ранее РИА Новости Капков, в Театре на Таганке назревает новый театральный конфликт между частью труппы, которая подд...
  (читать дальше)

Актер Михаил Державин госпитализирован из-за проблем с желудком
Актер Московского академического театра Сатиры, народный артист РСФСР Михаил Державин госпитализирован в отделение хирургии из-за проблем с желудком, его состояние врачи оценивают как средней тяжести, сообщил РИА Новости во вторник источник в медицинских кругах столицы. "Вчера Державина на скорой доставили в больницу №31 из-за проблем с желудком, но состояние у него не тяжелое", - сказал собесед...
  (читать дальше)

Режиссер Паоло Ланди: я еще не имею права ставить русскую классику
Итальянский режиссер Паоло Эмилио Ланди, который поставил первый после ухода Юрия Любимова спектакль в театре на Таганке "Венецианские близнецы", в преддверии премьеры рассказал РИА Новости, что русский выучил сам, но наших классиков еще ставить боится, таганская труппа особенная, но и комедия выбрана непростая, и что главное в спектакле – легкость. Беседовала Наталия Курова. - Корр.: Сегодня пье...
  (читать дальше)

Федерация еврейских общин назвала главные культурные события года
Главным культурным событием года по версии Федерации еврейских общин России (ФЕОР) стало открытие памятников поэту Иосифу Бродскому и писателю-прозаику Исааку Бабелю работы известного российского скульптора Георгия Франгуляна, передает корреспондент РИА Новости. Церемония награждения лауреатов премии ФЕОР "Человек года-2011" состоялась в понедельник вечером в Государственном Кремлевском дворце, ...
  (читать дальше)

Балетная премия Benois de la Danse объявила членов жюри
Жюри фестиваля Benois de la Danse, отмечающего 20-летие, по-прежнему возглавит Юрий Григорович, среди экспертов также Джон Ноймайер, Алтынай Асылмуратова, Лоран Илер и другие, сообщила на пресс-конференции в понедельник арт-директор приза Надежда Кудрявцева-Лури. "Каждый год состав жюри меняется, неизменен только председатель - Юрий Григорович, возглавляющий Международный союз деятелей хореограф...
  (читать дальше)

Медведев наградил Льва Дурова орденом "За заслуги перед Отечеством"
Президент России Дмитрий Медведев наградил актера Театра на Малой Бронной Льва Дурова орденом "За заслуги перед Отчеством" III степени за развитие отечественного театрального и кинематографического искусства, многолетнюю творческую деятельность. Соответствующий указ размещен в понедельник на портале государственной системы правовой информации. В пятницу Дурову исполнится 80 лет. С 1967 года он и...
  (читать дальше)
Выставка Ай Вэйвэя в Мультимедиа Арт Музее
К финалу «Фотобиеннале-2012» Мультимедиа Арт Музей приберег фотовыставку Ай Вэйвэя, одного из самых известных в мире китайских художников, – 220 фотографий, сделанные им в 1983–1993 годах во время жизни в Нью-Йорке. Строго говоря, Ай Вэйвэй не фотограф, хотя в 1970-х и учился в Пекинской киношколе вместе будущими звездами китайской волны 1990-х Чен Кайге и Чжан Имоу – их тоже можно увидеть на нью...
  (читать дальше)

«Свидание» Юсупа Бахшиева вышло в прокат
В прокат выходит «Свидание» – нескладная, но любовно сделанная алкогольно-романтическая комедия по мотивам старого фильма с Уиллисом и Бессинджер. Главный герой Дима (вокалист группы Uma2rmaH Владимир Кристовский) – ожившее объявление из рубрики знакомств. Перспективный молодой нейрохирург, аккуратная геологическая борода, в которой как бы кроется обязательность, не женат, не встречается, с ж/п,...
  (читать дальше)

Каннский кинофестиваль объявил программу основного конкурса 2012 года
65-й Каннский кинофестиваль объявил программу. Фильмом открытия станет «Королевство полной луны» Уэса Андерсона, а закрытия — экранизация Франсуа Мориака «Тереза Дескейру» недавно скончавшегося Клода Миллера. Россию в конкурсе представит Сергей Лозница. Каннский фестиваль пристрастен и верен своим героям. В этом году это правило получило очередное подтверждение: в одном списке оказались самые гро...
  (читать дальше)

В ГМИИ им. Пушкина открылась выставка «Портреты коллекционеров»
Лучшие образцы русского и европейского искусства из собраний Ильи Глазунова и Петра Авена в ГМИИ: сезон мероприятий к столетнему юбилею музея Пушкина открывает выставка «Портреты коллекционеров». Экспозицию «Портреты коллекционеров», на днях открывшуюся в отделе личных коллекций ГМИИ им. Пушкина, смело можно назвать обязательной для просмотра: здесь можно увидеть шедевры, обычно широкой публике н...
  (читать дальше)

Интервью с генеральным секретарем «DOCOMOMO-Россия» Анной Броновицкой
Генеральный секретарь российского отделения международной организации по охране архитектурных памятников DOCOMOMO Анна Броновицкая рассказала «Газете.Ru» о том, что происходит с павильонами ВВЦ, почему не реставрируются Дом Наркомфина и о том, чего добилась ее организация за год своей работы. В Международный день памятников, отмечавшийся в среду, год своей деятельности отметила российская секция ...
  (читать дальше)

Интервью Захара Прилепина
Захар Прилепин рассказал «Газете.Ru» о новой книге «Восьмерка», о превращениях героев его «Саньки» в эпоху Болотной и революции и о том, как может помочь русскому писателю слаборазвитая фантазия. За последний месяц у Захара Прилепина вышли две книги: его собственная книга «Восьмерка», состоящая из маленьких повестей, и «Лимонка в тюрьму» — сборник текстов политзаключенных, который он составил с Э...
  (читать дальше)

В коллективе Центра драматургии и режиссуры произошел раскол
Часть труппы столичного Центра драматургии и режиссуры заявила о недоверии своим худруку и директору, внедрившим новые методы работы. Городские культурные власти в ответ поставили обоим жесткое условие – урегулировать конфликт до конца сезона. Часть коллектива московского Центра драматургии и режиссуры (ЦДР) выразила недоверие своему художественному руководителю Михаилу Угарову и директору Людмил...
  (читать дальше)

В прокат вышел фильм ужасов «Хижина в лесу»
В прокате «Хижина в лесу» — хоррор, который то ли впервые со времен «Крика» и «Ведьмы из Блэр» перезапускает жанр, то ли окончательно его закрывает. Пока сотрудники явно очень секретного центра (Ричард Дженкинс и другие) готовятся к чему-то серьезному и обсуждают конкуренцию с Японией, пятеро студентов отправляются на выходные в загородный дом, удачно изолированный от большого мира: дорогу к нему...
  (читать дальше)

В Москве вручили «Золотые маски»
В Москве прошла церемония вручения наград театрального фестиваля «Золотая маска». Впервые за 8 лет премия вручалась на сцене Большого театра – и принесла большие сюрпризы: в списке лауреатов предпочла мастерам новые имена. Режиссёром церемонии выступила режиссёр Нина Чусова, громко заявившая о себе в начале нулевых, но последние годы работающая в основном в провинции. Театр Чусовой всегда резок ...
  (читать дальше)

«Маппеты»: история, персонажи, выдающиеся эпизоды
В прокат выходит фильм «Маппеты», в котором Лягушонок Кермит, Мисс Пигги, Медведь Фоззи, Гонзо, Животное и другие герои легендарного телешоу объединяются, чтобы спасти свой театр от нефтяного магната. Мир Маппетов населяют безбашенные марионетки из телевизора: преимущественно звери и птицы, но есть и несколько существ, идентификация которых вызывает всеобщее затруднение. Если брать перечисленных...
  (читать дальше)