среда, 16 ноября 2011 г.

Выставка «Утраченные иллюзии. Павел I – эпоха и личность» в музее-заповеднике «Царицыно»

Выставка «Утраченные иллюзии. Павел I – эпоха и личность» в музее-заповеднике «Царицыно» оказалась чрезвычайно масштабным и насыщенным историко-художественным проектом, в центре которого фигура то ли сумасбродного, то ли не в меру продвинутого императора, а вокруг все те, с кем ему пришлось иметь дело.

Время правления Павла Петровича принято называть эпохой, хотя занимал он российский трон всего 4 года, 4 месяца и 4 дня – почти пустяк в сравнении с царствованием его матушки Екатерины Великой. Но уж очень задел он своими реформами чувства подданных – те не простили и не забыли. А тайна гибели императора тревожила умы вплоть до 1905 года, когда власти впервые решились на официальную публикацию некоторых подробностей «апоплексического удара табакеркой в висок» (эта шутка возникла сразу после заявления, будто государь скончался от инсульта). Стоит себе представить, какой рискованной дерзостью казались современникам строчки юного Пушкина из оды «Вольность» про то, как «в лентах и звездах, вином и злобой упоенны, идут убийцы потаенны, на лицах дерзость, в сердце страх»... К сегодняшнему дню с хроникой «мартовских ид» 1801 года исследователи вроде бы окончательно разобрались (хотя в деталях все равно полным-полно разночтений), а вот насчет того, как оценивать саму деятельность Павла I на престоле, мнения до сих пор расходятся – порой диаметрально.

Однозначно ответить на вопрос, был ли этот человек безумцем или же недопонятым спасителем России от ее исконных пороков, не получится и после знакомства с выставкой в Царицыно.

Однако погрузиться в атмосферу павловской эпохи она позволяет почти безоговорочно. Этот проект, курируемый Александром Вальковичем, можно даже назвать беспрецедентным, по крайней мере для Москвы, где подобных «мемориалов» в честь «бедного, бедного Павла» не устраивалось никогда. Задействованы 16 архивов, библиотек и музеев (особенно хорошо удалось «поживиться» в Гатчине, где сейчас идет реставрация дворца, да и Павловск с Петергофом внесли немалую лепту). Суммарно набралось свыше семисот экспонатов, причем многие из них действительно уникальны и для заявленной темы категорически необходимы. Помянуть хотя бы ночную сорочку, в которой государь встретил свою погибель, или гвардейский шарф, которым он был задушен.

И не беда, что вряд ли кто-то из музейщиков мамой поклянется, будто предметы эти подлинные, те самые. Ну, может, и не ровно те самые, зато аутентичные в смысле времени и контекста.

Зато нет ни малейших сомнений в подлинности многочисленных портретов и самого Павла, и его окружения. Особенно занимательно парадное полотно кисти Иоганна Батиста Лампи-младшего, где государь запечатлен верхами со свитой: среди царедворцев можно обнаружить нескольких заговорщиков и будущих убийц. Имеются и отдельные изображения этих персонажей, например зловещего графа Петра Палена, бывшего генерал-губернатора Санкт-Петербурга. Не пропущен буквально никто из действующих лиц, игравших хоть сколько-нибудь заметную роль в драме под названием «Жизнь и правление государя Павла Петровича». Тут и его папенька Петр III, и супруга Мария Федоровна, и детки Александр с Николаем, и фаворитка Анна Лопухина, и канцлер Безбородко, и полководец Суворов – словом, все-все-все.

Для пущего антуража вынуты из различных запасников характерные артефакты – офицерские мундиры всевозможных фасонов, мушкеты, сабли, палаши, алебарды.

Дворцовый быт представлен образцами фарфора и мебели. Витрины пестрят разворотами книг, планами баталий, всевозможными «циркулярными канцелярскими цыдулами» с автографами императора. Отдельный зал посвящен истории взаимоотношений Павла I c орденом Святого Иоанна Иерусалимского (как известно, государь с детства страдал рыцарскими комплексами, поэтому титул предводителя госпитальеров принял на себя с нескрываемым восторгом). Стоит добавить, что нравами тогдашнего двора выставка не ограничивается: здесь выстроена и панорама «народной жизни» с гравированными типажами и купеческими портретами.

Иначе говоря, эпоха проиллюстрирована со множеством оттенков.

Нет сомнений, что этот «русский Гамлет» мечтал о введении в России настоящего европейского порядка. Не вышло. Да и после него ни у кого не вышло тоже. Возможно, концепция эта и вовсе утопична, но Павел Петрович хотел как лучше. Окружающие, в свою очередь, радели о стране и от сумасброда в итоге избавились. Им самим это деяние на пользу не пошло: всех участников заговора наследник престола потихоньку убрал со сцены. А вот послужило ли цареубийство на благо Отечества... Похоже, дискуссия на эту тему не закончится никогда.
Оригинальная статья

Поделитесь этой новостью с Вашими друзьями!

Ранее в рубрике "Литература":

Вдова писателя Астафьева скончалась в Красноярске
Мария Астафьева-Корякина, вдова писателя Виктора Астафьева, участница Великой Отечественной войны, писатель, скончалась на 92-м году жизни в среду в Красноярске, сообщила РИА Новости пресс-секретарь краевого министерства культуры Мария Маркова. "Мария Семеновна ушла из жизни в 5.30 утра (1.30 мск). Со слов родственников она скончалась в Железнодорожной больнице в Красноярске. Время и место проща...
  (читать дальше)

Прилепин с иронией относится к попытке найти экстремизм в его книгах
Писатель, лауреат "Супернацбеста" Захар Прилепин считает, что попытка найти в его книгах экстремистские высказывания, которую сделал руководитель нижегородского отделения молодежного движения "Новые люди" Вячеслав Мишин, говорит о нездоровье общества, и относится к этой ситуации с иронией. Ранее в СМИ появилась информация, что в среду нижегородское отделение движения направит в министерство юсти...
  (читать дальше)

Мария Семеновна Астафьева-Корякина. Биографическая справка
Мария Астафьева-Корякина, вдова писателя Виктора Астафьева, участница Великой Отечественной войны, писатель, скончалась на 92-м году жизни в Красноярске. Мария Семеновна Астафьева-Корякина родилась 22 августа 1920 года в городе Чусовом Пермской области (ныне Пермский край) в большой многодетной семье. Отец Семен Агафонович Корякин работал стрелочником на железной дороге, впоследствии - составител...
  (читать дальше)

Ожерелье с бриллиантами Екатерины I не нашло покупателя в Женеве
Гарнитур с бриллиантами, которые могли принадлежать российской императрице Екатерине I, не нашел своего покупателя на аукционе Sotheby`s в Женеве. Предпродажная оценка драгоценностей составила 9,1-13,5 миллиона франков (9,9-14,7 миллиона долларов). Однако торги за гарнитур проходили достаточно вяло - наиболее крупным оказалось предложение в размере 8,5 миллиона франков, поэтому лот реализован не...
  (читать дальше)

Третьяковка открыла обновленную экспозицию XVIII века
Третьяковская галерея преобразила встречающее зрителей пространство с искусством XVIII века, смиксовав скульптуру с живописью, добавив ампирную мебель и фамильные реликвии Голицыных из частной коллекции. В этом убедился корреспондент РИА Новости, одним из первых осмотрев экспозицию. Этого обновления ждали: на время ремонта залы были закрыты, поэтому посетителям приходилось заходить в экспозицию ...
  (читать дальше)

Вышла книга о жизни моряка, выжившего после трагедии "Титаника"
Английский писатель Патрик Стенсон выпустил новую книгу о "Титанике", рассказывающую о жизни выжившего после катастрофы моряка и о новых фактах трагедии, сообщает The Guardian. В своей книге автор осветил удивительную жизнь и карьеру помощника капитана трансатлантического лайнера "Титаник" Чарльза Лайтоллера, самого старшего из моряков, выживших после крушения корабля. По словам Стенсона, когда ...
  (читать дальше)

Книга Дайан Китон о кино, любви, Вуди Аллене и булимии вышла в США
Книга голливудской звезды, оскаровского лауреата Дайан Китон (Diane Keaton) о кино, любви, отношениях с Вуди Алленом, Аль Пачино и Джеком Николсоном, которую 65-летняя актриса писала три года, вышла во вторник в продажу в США, сообщает издание USA Today. Дайане Китон, снявшейся за свою карьеру в более чем полсотни фильмах, среди которых "Крестный отец" Фрэнсиса Форда Копполы, "Энни Холл" Вуди Ал...
  (читать дальше)

Рекордные продажи современного искусства: подъем или скорый кризис?
Торги современного искусства трех ведущих мировых аукционов, которые прошли в Нью-Йорке на минувшей неделе, продемонстрировали беспрецедентный, после 2008 года, рост спроса на произведения современного искусства, но вызвали больше вопросов, чем ответов. "В профессиональных кругах существуют два мнения: кто-то говорит о надвигающемся кризисе и сравнивает текущую ситуацию с событиями 2007-2008 год...
  (читать дальше)

Выход биографии Стива Джобса в России переносится на конец ноября
Выход в России книги Уолтера Айзексона "Стив Джобс", намеченный на ноябрь, задерживается до конца месяца по техническим причинам, сообщили РИА Новости в издательстве Corpus, подготавливающем книгу к печати. Биография Джобса, который скончался 5 октября 2011 года, еще до выхода в продажу стала мировым бестселлером, после ее издания сетевые ресурсы, такие как amazon.com, предрекают истории жизни о...
  (читать дальше)
Выставка Ай Вэйвэя в Мультимедиа Арт Музее
К финалу «Фотобиеннале-2012» Мультимедиа Арт Музей приберег фотовыставку Ай Вэйвэя, одного из самых известных в мире китайских художников, – 220 фотографий, сделанные им в 1983–1993 годах во время жизни в Нью-Йорке. Строго говоря, Ай Вэйвэй не фотограф, хотя в 1970-х и учился в Пекинской киношколе вместе будущими звездами китайской волны 1990-х Чен Кайге и Чжан Имоу – их тоже можно увидеть на нью...
  (читать дальше)

«Свидание» Юсупа Бахшиева вышло в прокат
В прокат выходит «Свидание» – нескладная, но любовно сделанная алкогольно-романтическая комедия по мотивам старого фильма с Уиллисом и Бессинджер. Главный герой Дима (вокалист группы Uma2rmaH Владимир Кристовский) – ожившее объявление из рубрики знакомств. Перспективный молодой нейрохирург, аккуратная геологическая борода, в которой как бы кроется обязательность, не женат, не встречается, с ж/п,...
  (читать дальше)

Каннский кинофестиваль объявил программу основного конкурса 2012 года
65-й Каннский кинофестиваль объявил программу. Фильмом открытия станет «Королевство полной луны» Уэса Андерсона, а закрытия — экранизация Франсуа Мориака «Тереза Дескейру» недавно скончавшегося Клода Миллера. Россию в конкурсе представит Сергей Лозница. Каннский фестиваль пристрастен и верен своим героям. В этом году это правило получило очередное подтверждение: в одном списке оказались самые гро...
  (читать дальше)

В ГМИИ им. Пушкина открылась выставка «Портреты коллекционеров»
Лучшие образцы русского и европейского искусства из собраний Ильи Глазунова и Петра Авена в ГМИИ: сезон мероприятий к столетнему юбилею музея Пушкина открывает выставка «Портреты коллекционеров». Экспозицию «Портреты коллекционеров», на днях открывшуюся в отделе личных коллекций ГМИИ им. Пушкина, смело можно назвать обязательной для просмотра: здесь можно увидеть шедевры, обычно широкой публике н...
  (читать дальше)

Интервью с генеральным секретарем «DOCOMOMO-Россия» Анной Броновицкой
Генеральный секретарь российского отделения международной организации по охране архитектурных памятников DOCOMOMO Анна Броновицкая рассказала «Газете.Ru» о том, что происходит с павильонами ВВЦ, почему не реставрируются Дом Наркомфина и о том, чего добилась ее организация за год своей работы. В Международный день памятников, отмечавшийся в среду, год своей деятельности отметила российская секция ...
  (читать дальше)

Интервью Захара Прилепина
Захар Прилепин рассказал «Газете.Ru» о новой книге «Восьмерка», о превращениях героев его «Саньки» в эпоху Болотной и революции и о том, как может помочь русскому писателю слаборазвитая фантазия. За последний месяц у Захара Прилепина вышли две книги: его собственная книга «Восьмерка», состоящая из маленьких повестей, и «Лимонка в тюрьму» — сборник текстов политзаключенных, который он составил с Э...
  (читать дальше)

В коллективе Центра драматургии и режиссуры произошел раскол
Часть труппы столичного Центра драматургии и режиссуры заявила о недоверии своим худруку и директору, внедрившим новые методы работы. Городские культурные власти в ответ поставили обоим жесткое условие – урегулировать конфликт до конца сезона. Часть коллектива московского Центра драматургии и режиссуры (ЦДР) выразила недоверие своему художественному руководителю Михаилу Угарову и директору Людмил...
  (читать дальше)

В прокат вышел фильм ужасов «Хижина в лесу»
В прокате «Хижина в лесу» — хоррор, который то ли впервые со времен «Крика» и «Ведьмы из Блэр» перезапускает жанр, то ли окончательно его закрывает. Пока сотрудники явно очень секретного центра (Ричард Дженкинс и другие) готовятся к чему-то серьезному и обсуждают конкуренцию с Японией, пятеро студентов отправляются на выходные в загородный дом, удачно изолированный от большого мира: дорогу к нему...
  (читать дальше)

В Москве вручили «Золотые маски»
В Москве прошла церемония вручения наград театрального фестиваля «Золотая маска». Впервые за 8 лет премия вручалась на сцене Большого театра – и принесла большие сюрпризы: в списке лауреатов предпочла мастерам новые имена. Режиссёром церемонии выступила режиссёр Нина Чусова, громко заявившая о себе в начале нулевых, но последние годы работающая в основном в провинции. Театр Чусовой всегда резок ...
  (читать дальше)

«Маппеты»: история, персонажи, выдающиеся эпизоды
В прокат выходит фильм «Маппеты», в котором Лягушонок Кермит, Мисс Пигги, Медведь Фоззи, Гонзо, Животное и другие герои легендарного телешоу объединяются, чтобы спасти свой театр от нефтяного магната. Мир Маппетов населяют безбашенные марионетки из телевизора: преимущественно звери и птицы, но есть и несколько существ, идентификация которых вызывает всеобщее затруднение. Если брать перечисленных...
  (читать дальше)