суббота, 12 ноября 2011 г.

Выставка «По прозвищу Зверь» к 80-летию Анатолия Зверева

Выставка «По прозвищу Зверь» к 80-летию Анатолия ЗвереваВыставкой «По прозвищу Зверь» в столичной галерее «Сезоны» отмечено 80-летие Анатолия Зверева – легендарного андеграундного художника, «русского Матисса», ярого богемщика, пьяницы, полубомжа и, как считают многие, гения.

Без романтических мифов скучно жить. Если бы Анатолия Зверева не существовало, его следовало бы придумать. Отчасти так и вышло, что греха таить. Популярный у широкой публики образ вдохновенного маргинала, за бутылку создававшего бесчисленные шедевры, возник благодаря искусственному синтезированию.

Реальная биография Анатолия Тимофеевича Зверева лишь послужила основой для легенды, старательно культивируемой не одно десятилетие.

Надо сказать, ее формирование не потребовало большой фантазии и грубого искажения фактов: достаточно было грамотно расставить акценты и придать сюжету эпическую интонацию. Номер прошел на ура.

Одна из главнейших натяжек в этом мифе заключается в том, что значение творчества Зверева для истории русского искусства ХХ века преподнесено как чуть ли не решающее. Это явная небылица, недостоверность которой очевидна любому, кто знаком с вопросом, но на уровне массового сознания она срабатывает безотказно. Не может ведь быть такого, чтобы общепризнанный гений не оказал заметного влияния на изобразительную культуру своей эпохи...

Разочаруем поклонников: не оказал.

И дело даже не в том, что искусствоведам особо некуда приткнуть этот феномен с точки зрения систематизации художественных процессов. Важнее то, что сами художники (официальные и неофициальные) никогда не признавали Зверева авторитетом. Хотя нет, бытуют легенды, как хвалили его Роберт Фальк и Пабло Пикассо (последний будто бы даже назвал его «лучшим русским рисовальщиком»), но все же лесть мэтров стоило бы рассматривать как аванс – речь шла о довольно молодом еще даровании. Увы, приходится констатировать: аванс не оправдался. Стремительный взлет, пришедшийся на конец 1950-х – начало 1960-х, постепенно превратился в беспилотное и бесцельное маневрирование.

Зверев прочно увяз в так называемом салонном андеграунде, из которого не мог выбраться до самой смерти. Да и не пытался, похоже.

Судьба его творческого наследия отяготилась к тому же обилием «фальшаков». Разумеется, такой участи не удается избежать практически никому из известных художников, но случай Зверева – это нечто беспрецедентное. Чрезмерная экспрессивность и необязательность многих подлинных произведений привели к тому, что после смерти автора фальсификации были буквально поставлены на поток. При упоминании этого имени многие сегодняшние эксперты вздрагивают и спешно переводят разговор на другую тему.

Но чудеса аутентичности все-таки иногда случаются.

По крайней мере, та коллекция, которую показывает сейчас галерея «Сезоны», вроде бы прошла серьезную сертификацию. В ее пользу говорит и то обстоятельство, что складываться она начала еще при жизни Зверева, когда подделка его работ не практиковалась в промышленных масштабах. Художник умер в 1986-м, а год спустя владелец коллекции Давид Гольдферт отбыл из Москвы в Париж и новых приобретений с той поры не делал. Почему вдруг принято решение обнародовать это собрание именно сейчас, сказать трудно. Версия насчет его распродажи подтверждений не находит, а устроители называют показ некоммерческим. Словом, неясностей здесь хватает, однако работы похожи на настоящие – и по провенансу (истории бытования), и по внешним стилистическим признакам.

Фирменная манера Анатолия Зверева явлена на выставке во всем спектре.

Найдутся и привычные женские портреты с карминными губами и глазами в пол-лица, и цветочные натюрморты, и зарисовки животных в зоопарке, и композиции на тему «Дон-Кихота», и даже абстрактные опусы, у этого художника достаточно редкие. Экспозиция уснащена множеством цитат, призванных передать особенности прямой речи и мышления Зверева. Например: «Хотя я ученик Леонардо да Винчи, я ничего не хочу изучать. Я никогда не хотел быть художником, я стал им совершенно случайно, а вот гением – не случайно!» Или вот такое еще изречение: «Как бы научиться, как хамелеон, цвет менять? Ведь мы уже не борцы, мы слабые люди, и наш бронепоезд не стоит на запасном пути – надо как-то приспосабливаться к обществу». Философия и поэтика устных высказываний автора является составной частью его персонального мифа, так что внедрение подобных цитат в экспозицию выглядит логичным.

Правда, нет уверенности, что сама выставка что-то существенное к этому мифу добавляет.

Представленные работы настолько укладываются в знакомую канву, что едва ли смогут изменить чье-либо мнение о художнике. Кто его творчество любит всей душой, тот будет любить и дальше. А кто обнаруживает в зверевском наследии лишь отзвуки загубленного водкой дарования и салонную маэстрию на грани халтуры, тот получит очередное наглядное подтверждение своей позиции. Пожалуй, минуло время, когда работы Зверева способны были провоцировать дискуссии – не о подлинности, а о смысле и качестве. Адепты и хулители остались при своем, искусство же движется дальше, в сторону «гения» совершенно не оборачиваясь.
Оригинальная статья

Поделитесь этой новостью с Вашими друзьями!

Ранее в рубрике "Живопись":

Утерянную картину Николя Турнье "Несение Креста" вернули Франции
Картина французского художника Николя Турнье (Nicolas Tournier) "Несение креста" (Christ carrying the cross) 1632 года, утерянная в XIX веке и привезенная на прошлой неделе на парижский аукцион лондонской Weiss Gallery, возвращена Минкультуры Франции, сообщает издание Le Monde со ссылкой на министерство культуры Франции. Картина выставлялась на аукционе в Париже за 675 тысяч евро. После того, ка...
  (читать дальше)

Выставка испанского живописца Игнасио Бургоса в Московском музее современного искусства
Ретроспективная выставка испанского живописца Игнасио Бургоса в Московском музее современного искусства дает понять, что на Пиренеях пристрастие к традиционной фигуративной пластике отнюдь не угасло. В наши дни многие былые тенденции изобразительного искусства воспринимаются если не как архаические, то уж точно консервативные. Хотя консерватизм, говоря по справедливости, особым грехом все-таки не...
  (читать дальше)

Холст абстракциониста Стилла продан на Sotheby`s за $61,7 млн
Холст "1949-А N1" выдающегося представителя абстрактного экспрессионизма Клиффорда Стилла продан в среду на торгах в Нью-Йорке за 61,7 миллиона долларов, сообщил аукционный дом Sotheby`s. Предложенная сумма вдвое превышает эстимейт и втрое - предыдущий ценовой рекорд на работы художника. Четыре работы, выставленные для поддержки открывающегося в ноябре музея художника в Денвере, были проданы в ...
  (читать дальше)

Торги Christie`s открылись 16 ценовыми рекордами
Первый день нью-йоркских торгов работами послевоенного и современного искусства принес аукционному дому Christie`s 16 ценовых рекордов, включая абсолютный рекорд на фотографию, сообщила пресс-служба дома. Рынок поднял на новые высоты Роя Лихтенштейна, Пола Маккарти, Чарльза Рэя, Мауриццио Кателлана. Масштабная бронзовая скульптура Луизы Буржуа под названием "Паук" при первоначальном эстимейте в ...
  (читать дальше)

Комикс Лихтенштейна продан в Нью-Йорке за рекордные $43,2 млн
Работа Роя Лихтенштейна, выполненная в свойственной ему манере комикса, продана за 43,2 миллиона долларов во вторник в Нью-Йорке на торговой площадке Christie`s, таким образом был установлен ценовой рекорд на работы представителя американского поп-арта, сообщил аукционный дом. Холст "Я могу видеть всю комнату и в ней никого нет" размером 121,9 x 121,9 сантиметра был создан в 1961 году во многом ...
  (читать дальше)

Редкие холсты Стилла продадут для поддержки его музея в США
Аукционный дом Sotheby`s в среду выставляет на торги четыре полотна Клиффорда Стилла, представляя коллекционерам уникальную возможность приобрести редко появляющиеся на рынке работы американского абстрактного экспрессиониста. Художник при жизни обычно не продавал свои холсты, переправляя завершенную работу из мастерской в хранилище. Всего 77 картин первопроходца этого течения в живописи находятс...
  (читать дальше)

Церетели вручат в Риме международную премию
Известный скульптор и живописец, президент Российской академии художеств Зураб Церетели удостоен Международной премии имени Джузеппе Шиакки (Giuseppe Sciacca) в области культуры за 2011 год, сообщил РИА Новости во вторник вечером видный итальянский искусствовед и историк культуры, почетный консул РФ в городе Анконе Армандо Джинези (Armando Ginesi). "Мы весьма удовлетворены тем, что жюри этой пре...
  (читать дальше)

Крупнейшая выставка картин Леонардо да Винчи открывается в Лондоне
Самая большая в истории выставка живописи Леонардо да Винчи "Леонардо: художник миланского двора", которая открывается в среду в лондонской Национальной галерее, покажет девять из 15 сохранившихся работ мастера и десятки его рисунков, обещая стать главным выставочным событием 2011 года во всей Британии. Работы для экспозиции предоставили музеи Италии, Франции, США, России и Польши, при том, что ...
  (читать дальше)

Михаил Шемякин показывает неизвестного Высоцкого на выставке в Москве
Михаил Шемякин лично представил выставку своих иллюстраций для книги "Две судьбы", в которую вошли тексты песен Владимира Высоцкого и воспоминания художника о дружбе с ним, в ГМИИ им. Пушкина во вторник, передает корреспондент РИА Новости. На выставке, в полузатемненном зале со звучащими песнями Высоцкого демонстрируются 42 работы - по числу прожитых певцом лет - авторские акварели, фотографии, ...
  (читать дальше)
Выставка Ай Вэйвэя в Мультимедиа Арт Музее
К финалу «Фотобиеннале-2012» Мультимедиа Арт Музей приберег фотовыставку Ай Вэйвэя, одного из самых известных в мире китайских художников, – 220 фотографий, сделанные им в 1983–1993 годах во время жизни в Нью-Йорке. Строго говоря, Ай Вэйвэй не фотограф, хотя в 1970-х и учился в Пекинской киношколе вместе будущими звездами китайской волны 1990-х Чен Кайге и Чжан Имоу – их тоже можно увидеть на нью...
  (читать дальше)

«Свидание» Юсупа Бахшиева вышло в прокат
В прокат выходит «Свидание» – нескладная, но любовно сделанная алкогольно-романтическая комедия по мотивам старого фильма с Уиллисом и Бессинджер. Главный герой Дима (вокалист группы Uma2rmaH Владимир Кристовский) – ожившее объявление из рубрики знакомств. Перспективный молодой нейрохирург, аккуратная геологическая борода, в которой как бы кроется обязательность, не женат, не встречается, с ж/п,...
  (читать дальше)

Каннский кинофестиваль объявил программу основного конкурса 2012 года
65-й Каннский кинофестиваль объявил программу. Фильмом открытия станет «Королевство полной луны» Уэса Андерсона, а закрытия — экранизация Франсуа Мориака «Тереза Дескейру» недавно скончавшегося Клода Миллера. Россию в конкурсе представит Сергей Лозница. Каннский фестиваль пристрастен и верен своим героям. В этом году это правило получило очередное подтверждение: в одном списке оказались самые гро...
  (читать дальше)

В ГМИИ им. Пушкина открылась выставка «Портреты коллекционеров»
Лучшие образцы русского и европейского искусства из собраний Ильи Глазунова и Петра Авена в ГМИИ: сезон мероприятий к столетнему юбилею музея Пушкина открывает выставка «Портреты коллекционеров». Экспозицию «Портреты коллекционеров», на днях открывшуюся в отделе личных коллекций ГМИИ им. Пушкина, смело можно назвать обязательной для просмотра: здесь можно увидеть шедевры, обычно широкой публике н...
  (читать дальше)

Интервью с генеральным секретарем «DOCOMOMO-Россия» Анной Броновицкой
Генеральный секретарь российского отделения международной организации по охране архитектурных памятников DOCOMOMO Анна Броновицкая рассказала «Газете.Ru» о том, что происходит с павильонами ВВЦ, почему не реставрируются Дом Наркомфина и о том, чего добилась ее организация за год своей работы. В Международный день памятников, отмечавшийся в среду, год своей деятельности отметила российская секция ...
  (читать дальше)

Интервью Захара Прилепина
Захар Прилепин рассказал «Газете.Ru» о новой книге «Восьмерка», о превращениях героев его «Саньки» в эпоху Болотной и революции и о том, как может помочь русскому писателю слаборазвитая фантазия. За последний месяц у Захара Прилепина вышли две книги: его собственная книга «Восьмерка», состоящая из маленьких повестей, и «Лимонка в тюрьму» — сборник текстов политзаключенных, который он составил с Э...
  (читать дальше)

В коллективе Центра драматургии и режиссуры произошел раскол
Часть труппы столичного Центра драматургии и режиссуры заявила о недоверии своим худруку и директору, внедрившим новые методы работы. Городские культурные власти в ответ поставили обоим жесткое условие – урегулировать конфликт до конца сезона. Часть коллектива московского Центра драматургии и режиссуры (ЦДР) выразила недоверие своему художественному руководителю Михаилу Угарову и директору Людмил...
  (читать дальше)

В прокат вышел фильм ужасов «Хижина в лесу»
В прокате «Хижина в лесу» — хоррор, который то ли впервые со времен «Крика» и «Ведьмы из Блэр» перезапускает жанр, то ли окончательно его закрывает. Пока сотрудники явно очень секретного центра (Ричард Дженкинс и другие) готовятся к чему-то серьезному и обсуждают конкуренцию с Японией, пятеро студентов отправляются на выходные в загородный дом, удачно изолированный от большого мира: дорогу к нему...
  (читать дальше)

В Москве вручили «Золотые маски»
В Москве прошла церемония вручения наград театрального фестиваля «Золотая маска». Впервые за 8 лет премия вручалась на сцене Большого театра – и принесла большие сюрпризы: в списке лауреатов предпочла мастерам новые имена. Режиссёром церемонии выступила режиссёр Нина Чусова, громко заявившая о себе в начале нулевых, но последние годы работающая в основном в провинции. Театр Чусовой всегда резок ...
  (читать дальше)

«Маппеты»: история, персонажи, выдающиеся эпизоды
В прокат выходит фильм «Маппеты», в котором Лягушонок Кермит, Мисс Пигги, Медведь Фоззи, Гонзо, Животное и другие герои легендарного телешоу объединяются, чтобы спасти свой театр от нефтяного магната. Мир Маппетов населяют безбашенные марионетки из телевизора: преимущественно звери и птицы, но есть и несколько существ, идентификация которых вызывает всеобщее затруднение. Если брать перечисленных...
  (читать дальше)