среда, 2 ноября 2011 г.

Выставка «Новая академия. Санкт-Петербург» в фонде культуры «Екатерина»

Выставка «Новая академия. Санкт-Петербург» в фонде культуры «Екатерина»Воскрешение классических идеалов чудеснейшим образом уживается с постмодернистским стебом на выставке «Новая академия. Санкт-Петербург» в столичном фонде культуры «Екатерина». Красота если не спасет мир, то обязательно его развлечет – такой эпиграф мог бы предварять ретроспективу, именуемую в релизе «парадным шествием петербургского неоакадемизма».

Когда Георг Вильгельм Фридрих Гегель придумывал свою теорию насчет того, что человечество развивается по спирали, он, видимо, не предполагал, что его поймут совсем уж буквально. Спираль спиралью, конечно, от нее никуда не денешься, но только и воображение неплохо бы иногда подключать, чтобы оное историческое движение не становилось чересчур монотонным – так, должно быть, рассуждал отец диалектики. Ошибался, однако. Человечество обожает флешбэки, причем максимально типовые. Давайте, к примеру, подсчитаем, сколько раз европейская культура пробовала со всею силою страсти заново припадать к художественным канонам Древней Греции. Загибаем пальцы: эллинизм – раз, Древний Рим – два, Ренессанс – три, классицизм – четыре, неоклассицизм – пять...

Дальше идут дроби, но тенденция все равно сохраняется; Гегель за чертой бытия нервно щурится, проклиная свои прозрения в духе объективного идеализма.

И вот пресловутая спираль снова дотягивается до города на Неве, тогда еще Ленинграда. На дворе 1989 год, разгар перестройки и гласности, публичное торжество андеграунда, а питерский гуру Тимур Новиков тем временем объявляет о создании Новой академии изящных искусств, призванной «сохранять классическую эстетику в современной художественной практике». Опять же загибаем полпальца и отдаем должное магнетизму древних греков. По щекам Гегеля текут незримые слезы правоты и отчаяния.

Однако про спираль он все же правильно сказал. Культурные флешбэки каждый раз оказываются немного иными, с поправками на современный ветер. В нашем случае это был ветер постмодернизма – да, слегка мусорный, но как бы и очистительный. Тимур Новиков со товарищи развязывает жаркую, хотя и мало кем воспринимаемую полемику с современным искусством: мол, вы есть силы зла и разрушения, изыдите же и покайтесь пред лицом подлинных художественных ценностей. Исходов и покаяний, разумеется, не припомнить, но как-то вышло, что Новая академия изящных искусств (НАИИ) утвердилась на нашей арт-сцене в качестве важной компоненты.

Чуть ли не в роли древнегреческого хора, выносящего мелодичные коллективные суждения о смысле происходящего.

Понятное дело, это была игра, но некоторые в нее заигрались – вплоть до возникновения так называемой «Новой серьезности», которая, конечно, тоже игра, только на будто бы следующем «уровне». Но даже и без «новых серьезных» свести ретроспекцию НАИИ к приемлемому для всех результату оказалось сегодня делом нешуточным. Кто-то из движения мнил себя великим и незаменимым, кто-то, напротив, давно болт положил на свою прежнюю «неоакадемическую» активность, кто-то вообще умер, не оставив после себя внятных распоряжений. Проявились вдруг «ветераны» из Москвы, Берлина и других точек планеты, претендующие на значительность своего вклада в историю Новой академии. Куратор выставки Аркадий Ипполитов, научный сотрудник Эрмитажа, принужден был бороться на нескольких фронтах и выдал в итоге версию, которая соответствовала его собственным представлениям о феномене. Название «Санкт-Петербург» в заголовке отмело иногородних, а личная воля Ипполитова оставила за рамками проекта и некоторых питерских авторов (назовем хотя бы Сергея Бугаева «Африку», тоже когда-то мелькавшего в титрах, но не домелькавшего до титула профессора Новой академии – лишь носители этого звания и остались в экспозиции). Борьба за место под неоакадемическим солнцем продолжалась до последнего: на пресс-конференции куратор не сумел избежать фразы насчет того, что «не далее как вчера при составлении экспозиции я выгнал из зала Ольгу Тобрелутс, чтобы она не пачкала мне мозги». В ответ изгнанница произнесла тираду, где выражалась надежда на действительно внятную ретроспективу – не сейчас, конечно, а в отдаленной перспективе...

Как говаривал их земляк Даниил Хармс, «хорошие люди, но не умеют поставить себя на твердую ногу». В смысле наоборот: ноги здесь поставлены чересчур твердо – сразу с нескольких сторон.

Так за что же боролись? Выставка получилась довольно представительной (не при Ольге Тобрелутс будет сказано, ибо она утверждает, что здесь всего-то процентов пять от конгломерата, достойного презентации). Хотя не удалось получить работы из зарубежных коллекций, зато отечественные собрания представлены изобильно – их около сорока. Кто из зрителей пожелает получить представление об исследуемом феномене, тот его наверняка получит. Впрочем, для искушенной публики здесь не так уж много неожиданного. Впору даже допустить, что период неожиданностей у Новой академии давно закончился – осталось наследие, иногда датируемое 2011 годом.

Наиболее оригинальным автором, как и следовало ожидать, оказывается учредитель НАИИ Тимур Петрович Новиков, скончавшийся в 2002 году. Он громче всех провозглашал неоакадемические лозунги и даже выпорол однажды под видеозапись нерадивого воспитанника Мамышева-Монро, но сам-то не особенно торопился переквалифицироваться из авангардистов в классицисты, чему свидетельством его текстильные коллажи и «гобелены».

Так себе классицизм, прямо скажем, весьма сомнительный, неустойчивый, маргинальный – и тем занимательный. А вот в своих приверженцах Новиков успел воспитать поразительную склонность к академическому китчу. Амур и Психея, Кастор и Поллукс, Дафнис и Хлоя перестают быть таинственными аллегориями или образчиками изобразительного натурализма, а выступают метафорами общества потребления. Когда критическими, а когда и позитивными – существенной разницы не видно, замечается лишь общее старание «академиков» блеснуть исполнением. Разумеется, есть оттенки: скажем, Георгий Гурьянов – бывший барабанщик группы «Кино» и соратник Сергея Курехина в «Поп-механике» – который год напирает на советскую имперско-физкультурную бодрость, подчеркивая ее отчужденность от быта, а дуэт Олега Маслова и Виктора Кузнецова исследует тему гедонизма, сопряженного с насилием.

Надо еще учесть, что в Новой академии помимо живописи приветствуются различные медиа: фотография, видео, компьютерная обработка. Типа соединение архаики с современностью. Та же Ольга Тобрелутс свои мифологические композиции часто свинчивает на мониторе: зачем тратить больше, когда эффект не хуже и даже превосходит? Однако и многодельное тюканье кисточками по масштабному холсту приветствуется тоже. Собственно, границы между технологиями намеренно размываются ради общего впечатления: эти художники презирают суету сегодняшней жизни, смеются над ней, прилаживают ее к вечности. Приблизительно так мыслят и креативные сотрудники в пиар-агентствах, только они не забывают приделывать к сюжетам надлежащие рекламные слоганы. Пожалуй, Новой академии есть над чем подумать в ближайшей перспективе.
Оригинальная статья

Поделитесь этой новостью с Вашими друзьями!

Ранее в рубрике "Живопись":

Арт-рынок насторожен в Нью-Йорке, хотя и установил мировой рекорд
Аукционный дом Christies, рассчитывавший собрать выручку в размере свыше 200 миллионов долларов на торгах "Искусство импрессионизма и модернизма", которые состоялись в Нью-Йорке во вторник вечером, продемонстрировал настороженность арт-рынка на фоне падения Уолл-стрит и опасений о новом витке рецессии. Итогом вечерних торгов стала выручка в размере 140,8 миллиона долларов при непроданных топ-лот...
  (читать дальше)

Christie`s выставляет на торги полотна Пикассо и скульптуру Дега
Аукционный дом Christie`s рассчитывает собрать выручку в размере свыше 200 миллионов долларов на торгах "Искусство импрессионизма и модернизма", которые состоятся в Нью-Йорке во вторник вечером. Бесспорным топ-лотом среди 84 выставляемых на продажу устроители торгов назвали знаковую работу Эдгара Дега "Маленькая четырнадцатилетняя танцовщица", эстимейт которой составляет 25-35 миллионов доларов....
  (читать дальше)

Музейные шедевры откроют русские торги в Нью-Йорке
Осенние русские торги, на которые выставлены поистине шедевры, пройдут во вторник в Нью-Йорке. Топ-лоты аукциона предоставили известные музеи и галереи США, средняя цена лота достигает 1 миллиона долларов. "Каждый раз коллекционеры говорят нам - "мы хотим все самое лучшее". Мы представляет на этот раз всего 29 лотов, но это действительно лучшие образцы русского искусства, которые нечасто можно п...
  (читать дальше)

Основной проект Московской биеннале увидели 70 тысяч человек
Выставку "Переписывая миры", основной проект 4-й Московской биеннале современного искусства, за полтора месяца работы пришло посмотреть 70 тысяч зрителей, рассказал в интервью РИА Новости ее комиссар Иосиф Бакштейн. Экспозицию курировал крупнейший специалист по медиаискусству Петер Вайбель. В общей сложности на выставке показывали работы порядка 80 авторов из 33 стран, которые разместили на двух...
  (читать дальше)

Никас Сафронов впервые привез в Калининград более 80 своих картин
Выставка картин одного из самых известных и модных современных художников Никаса Сафронова, включающая более 80 работ, впервые открылась в калининградской художественной галерее в пятницу. "Около пяти лет назад, проводя анкетирование посетителей, мы интересовались, с творчеством какого художника они хотели бы познакомиться. Никас оказался в первой пятерке, наряду с такими классиками, как Рубенс"...
  (читать дальше)

Картины Айвазовского и Рериха выставят на продажу в Москве
"Российский аукционный дом" (РАД) выставит на продажу картины Айвазовского и Рериха в рамках третьего аукциона искусства и предметов антиквариата 26 ноября в Москве, сообщает в пятницу пресс-служба аукционного дома. "На аукцион будут выставлены уникальные произведения западноевропейских и русских мастеров конца XIX - XX веков, а также предметы декоративно-прикладного и ювелирного искусства", - г...
  (читать дальше)

Фестиваль "Видеоформа" в Петербурге посвятят толерантности
Второй Международный фестиваль "Видеоформа", на котором покажут видеоарт на тему толерантности с отсылками к знаменитому немому фильму Гриффита "Нетерпимость", начинается 28 октября в петербургском Центре современного искусства имени Курехина, рассказали РИА Новости в пресс-службе фестиваля. "По счастью, художники, занимающиеся современным искусством, социально и политически ответственны. Они по...
  (читать дальше)

Хронология реконструкции Большого театра. Справка
8 октября состоится торжественное открытие исторической сцены Большого театра после длительной реконструкции. Большой театр в Москве открылся 18 (6 по ст. ст.) января 1825 года. За долгую историю Большого театра в здании много раз проводились строительные, ремонтные, реставрационные, перепланировочные и прочие работы.В 1894 году в связи с ремонтом театр закрывался на год. К северному фасаду здан...
  (читать дальше)

Парижский музей д`Орсэ открылся из-за забастовки с опозданием в неделю
Парижский музей д`Орсэ после шестидневной забастовки в четверг открыл двери для посетителей, на неделю опоздав с представлением публике обновленных галерей импрессионистов, сообщает интернет-сайт музея. Музей, известный своей коллекцией живописи импрессионистов, в прошлый четверг должен был представить публике отреставрированный павильон и новые галереи, ремонт которых обошелся музею и государст...
  (читать дальше)
Выставка Ай Вэйвэя в Мультимедиа Арт Музее
К финалу «Фотобиеннале-2012» Мультимедиа Арт Музей приберег фотовыставку Ай Вэйвэя, одного из самых известных в мире китайских художников, – 220 фотографий, сделанные им в 1983–1993 годах во время жизни в Нью-Йорке. Строго говоря, Ай Вэйвэй не фотограф, хотя в 1970-х и учился в Пекинской киношколе вместе будущими звездами китайской волны 1990-х Чен Кайге и Чжан Имоу – их тоже можно увидеть на нью...
  (читать дальше)

«Свидание» Юсупа Бахшиева вышло в прокат
В прокат выходит «Свидание» – нескладная, но любовно сделанная алкогольно-романтическая комедия по мотивам старого фильма с Уиллисом и Бессинджер. Главный герой Дима (вокалист группы Uma2rmaH Владимир Кристовский) – ожившее объявление из рубрики знакомств. Перспективный молодой нейрохирург, аккуратная геологическая борода, в которой как бы кроется обязательность, не женат, не встречается, с ж/п,...
  (читать дальше)

Каннский кинофестиваль объявил программу основного конкурса 2012 года
65-й Каннский кинофестиваль объявил программу. Фильмом открытия станет «Королевство полной луны» Уэса Андерсона, а закрытия — экранизация Франсуа Мориака «Тереза Дескейру» недавно скончавшегося Клода Миллера. Россию в конкурсе представит Сергей Лозница. Каннский фестиваль пристрастен и верен своим героям. В этом году это правило получило очередное подтверждение: в одном списке оказались самые гро...
  (читать дальше)

В ГМИИ им. Пушкина открылась выставка «Портреты коллекционеров»
Лучшие образцы русского и европейского искусства из собраний Ильи Глазунова и Петра Авена в ГМИИ: сезон мероприятий к столетнему юбилею музея Пушкина открывает выставка «Портреты коллекционеров». Экспозицию «Портреты коллекционеров», на днях открывшуюся в отделе личных коллекций ГМИИ им. Пушкина, смело можно назвать обязательной для просмотра: здесь можно увидеть шедевры, обычно широкой публике н...
  (читать дальше)

Интервью с генеральным секретарем «DOCOMOMO-Россия» Анной Броновицкой
Генеральный секретарь российского отделения международной организации по охране архитектурных памятников DOCOMOMO Анна Броновицкая рассказала «Газете.Ru» о том, что происходит с павильонами ВВЦ, почему не реставрируются Дом Наркомфина и о том, чего добилась ее организация за год своей работы. В Международный день памятников, отмечавшийся в среду, год своей деятельности отметила российская секция ...
  (читать дальше)

Интервью Захара Прилепина
Захар Прилепин рассказал «Газете.Ru» о новой книге «Восьмерка», о превращениях героев его «Саньки» в эпоху Болотной и революции и о том, как может помочь русскому писателю слаборазвитая фантазия. За последний месяц у Захара Прилепина вышли две книги: его собственная книга «Восьмерка», состоящая из маленьких повестей, и «Лимонка в тюрьму» — сборник текстов политзаключенных, который он составил с Э...
  (читать дальше)

В коллективе Центра драматургии и режиссуры произошел раскол
Часть труппы столичного Центра драматургии и режиссуры заявила о недоверии своим худруку и директору, внедрившим новые методы работы. Городские культурные власти в ответ поставили обоим жесткое условие – урегулировать конфликт до конца сезона. Часть коллектива московского Центра драматургии и режиссуры (ЦДР) выразила недоверие своему художественному руководителю Михаилу Угарову и директору Людмил...
  (читать дальше)

В прокат вышел фильм ужасов «Хижина в лесу»
В прокате «Хижина в лесу» — хоррор, который то ли впервые со времен «Крика» и «Ведьмы из Блэр» перезапускает жанр, то ли окончательно его закрывает. Пока сотрудники явно очень секретного центра (Ричард Дженкинс и другие) готовятся к чему-то серьезному и обсуждают конкуренцию с Японией, пятеро студентов отправляются на выходные в загородный дом, удачно изолированный от большого мира: дорогу к нему...
  (читать дальше)

В Москве вручили «Золотые маски»
В Москве прошла церемония вручения наград театрального фестиваля «Золотая маска». Впервые за 8 лет премия вручалась на сцене Большого театра – и принесла большие сюрпризы: в списке лауреатов предпочла мастерам новые имена. Режиссёром церемонии выступила режиссёр Нина Чусова, громко заявившая о себе в начале нулевых, но последние годы работающая в основном в провинции. Театр Чусовой всегда резок ...
  (читать дальше)

«Маппеты»: история, персонажи, выдающиеся эпизоды
В прокат выходит фильм «Маппеты», в котором Лягушонок Кермит, Мисс Пигги, Медведь Фоззи, Гонзо, Животное и другие герои легендарного телешоу объединяются, чтобы спасти свой театр от нефтяного магната. Мир Маппетов населяют безбашенные марионетки из телевизора: преимущественно звери и птицы, но есть и несколько существ, идентификация которых вызывает всеобщее затруднение. Если брать перечисленных...
  (читать дальше)