вторник, 29 ноября 2011 г.

В Пушкинском музее открылась выставка «Уильям Блейк и британские визионеры»

В Пушкинском музее открылась выставка «Уильям Блейк и британские визионеры»Вслед за открытием выставки Караваджо ГМИИ им. А. С. Пушкина вывел на свою авансцену еще одного знаменитого автора. Гастрольная экспозиция «Уильям Блейк и британские визионеры» посвящена творчеству самого загадочного художника туманного Альбиона.

«Милый Агнец, расскажи, кем ты создан, расскажи? Из каких ты вышел рук? Кто тебя привел на луг? Кто пушок придумал твой, чистый, мягкий, золотой?...» Виршами подобного рода наполнен знаменитый сборник Уильяма Блейка «Песни невинности и опыта, показывающие два противоположных состояния души человеческой». Честно говоря, бывает поэзия и поизощреннее. Однако не стоит думать, будто автор хотел своей книжкой развлечь и воспитать английских несмышленышей от двух до пяти. Напротив, он был невероятно серьезен и адресовался зрелой аудитории, намереваясь донести до нее свои духовные прозрения. Увы, почтенная публика не вняла. До самой смерти Блейка его взглядами на устройство мира, равно как и опусами, эти взгляды выражавшими, интересовались единицы.

Всем остальным было проще и привычнее считать его сумасшедшим.

Переоценка случилась через много лет после кончины Блейка. В истории хватает таких примеров: приходит новое поколение со смутными идеалами, оглядывается по сторонам в поисках ориентиров и резко актуализирует чье-то подзабытое наследие. Имя Уильяма Блейка (вместе с рядом других, конечно) начертали на своих знаменах художники из Братства прерафаэлитов. Впрочем, они и сами долгое время слыли маргиналами, а их последующая известность почти не транслировалась за пределы Британских островов. Короче говоря, по-настоящему всемирная слава досталась Блейку только в ХХ веке, да и то поначалу в качестве поэта. Признание его великим художником давалось труднее, но в итоге все-таки далось.

Так в чем же состояла былая проблема с пониманием творчества этого автора? Да приблизительно в том же, в чем и теперь.

За двести лет в произведениях Блейка особой ясности не добавилось. Как была в них сплошная эзотерика, так и осталась.

Нет, специалисты, конечно, приложили усилия, чтобы эти мистические аллегории расшифровать и распутать. Существуют на планете даже клубы почитателей Блейка, с воодушевлением дискутирующих об оттенках его поэтики и символической образности. Но для среднестатистического любителя искусства глубинный смысл блейковских сюжетов – по-прежнему темный лес. Тут мы от его современников мало отличаемся, разве что поменяли оценку с негативной на позитивную.

Вместо безумия обнаружилась гениальность, хотя объяснить ее природу сумеет далеко не каждый.

Если удариться в рассмотрение персональной философии Блейка и его не менее персональной религиозности, придется продираться сквозь прихотливые сплетения библейского богословия, мифологии гностицизма, античных и восточных верований, теософии шведского духовидца Эммануила Сведенборга, некоторых феминистских теорий, доктрины «свободной любви» и т. п. Причем однозначных и внятных результатов подобному исследованию никто не гарантирует, ибо воззрения нашего героя на протяжении его жизни эволюционировали. Эта эволюция незамедлительно находила отражение и в поэтических текстах, и в гравюрах, акварелях, темперах. Словом, как верно заметила на пресс-конференции директор ГМИИ Ирина Антонова: «Уильям Блейк довольно сложен для восприятия».

Хотя все вышеупомянутое не мешает его популярности у сегодняшней публики. В англоязычных странах Блейк сделался едва ли не народным кумиром – по крайней мере, признаки его культа там налицо. У нас, конечно, такого количества фанатов не наберется, но многие испытывают на сей счет любопытство.

Удовлетворить его самое время, поскольку гастрольная выставка получилась максимально репрезентативной. В таком объеме с изобразительным наследием Блейка даже из англичан мало кто имел возможность познакомиться. В проекте задействованы восемь британских музеев, причем перворазрядных – назвать хотя бы галерею Тейт, Британский музей, музей Виктории и Альберта, Национальную портретную галерею. Здесь фигурирует множество иллюстраций к Ветхому и Новому заветам, к Данте, Мильтону, Шекспиру, Спенсеру – а еще больше к собственным сочинениям Блейка «Бракосочетание Ада и Рая», «Книга Уризена», «Книга Тэль», «Видения дочерей Альбиона». Именно так он и предпочитал доводить до общественности свои откровения – в гармоническом единстве текстов и изображений.

Правда, поэзию Блейка в экспозицию включать все же не стали, открыв публике простор для дальнейшего самообразования.

Не все демонстрируемые работы понятны с первого и даже второго взгляда, зато они чрезвычайно эффектны. Допустим, вы представления не имеете о том, кто такие Уризен, Лос, Эпитармон, или почему автору пришло в голову назвать одно из произведений «Духовная форма Питта, направляющая Бегемота». Кое-какие сведения вы сумеете почерпнуть из приложенных аппликаций, но даже более важно проникнуться общим настроем. Эзотерическая философия Блейка – в некотором роде лишь оправдание для видений, которые являлись ему от младенчества до смертного одра. Их-то он чаще всего и фиксировал на бумаге или холсте, будучи не в силах держать этот визуальный груз при себе. И не исключено, что ради их «легитимации» он громоздил свою субъективную мифологию. Во всяком случае, большинство зрителей ценят творчество Блейка именно за визионерскую искренность.

Кстати, о визионерах. Они обещаны в заголовке выставки – и действительно присутствуют.

Правда, не во всех случаях можно с уверенностью говорить о сверхъестественной природе этих произведений, однако влияние Уильяма Блейка на их авторов несомненно. Тут и рисунки Иоганна Генриха Фюсли, выходца из Швейцарии, который долго обитал в Лондоне и с Блейком дружил (тот даже создал по композиции Фюсли гравюру «Проклятая душа»), и работы прямого последователя Блейка – Джорджа Ричмонда, и таинственные образы от тех самых прерафаэлитов – Данте Габриеля Россетти и Эдварда Бёрн-Джонса. К той же визионерской категории небезосновательно отнесена графика легендарного Обри Бёрдсли, а также работы живших в ХХ веке Джона Пайпера, Сесила Коллинза, Фрэнсиса Бэйкона. Это экспозиционное приложение выглядит довольно уместным и занимательным, но все же факультативным. Публика, разумеется, пойдет прежде всего на Блейка.
Оригинальная статья

Поделитесь этой новостью с Вашими друзьями!

Ранее в рубрике "Литература":

Поэтический сборник в честь Бродского представят в Венеции
Посвященный Бродскому поэтический сборник "Венеция: обретенный рай" (Venezia: Paradiso ritrovato) представят его авторы в венецианском палаццо Зенобио (Palazzo Zenobio) во вторник, сообщила РИА Новости художница Катя Марголис, которая придумала и проиллюстрировала это издание. В книгу вошли посвященные Венеции стихи современных русских поэтов поколения Иосифа Бродского: Юрия Кублановского, Алекс...
  (читать дальше)

Премия "Большая книга 2011" назовет трех лауреатов во вторник
Национальная ежегодная премия "Большая книга" с самым большим призовым фондом среди российских литературных конкурсов - 5,5 миллиона рублей - назовет победителей 2011 года во вторник вечером на торжественной церемонии, которая по традиции пройдет в Москве, в Доме Пашкова (РГБ). Литературная академия, в которую входит более ста ученых, бизнесменов и деятелей культуры, выберет трех лауреатов из де...
  (читать дальше)

Редкий знак ордена Святого Георгия 4-й степени выставлен на аукцион
Знак ордена Святого Георгия 4-й степени за выслугу 25 лет строевой службы в сухопутных войсках 1837 года будет продан на очередных торгах нумизматической фирмы "Монеты и медали", которые пройдут в субботу в столичной гостинице "Марриотт Ройал Аврора", сообщил гендиректор фирмы Игорь Лаврук. "Этот крест Св. Георгия не просто редкий, а крайне редкий, выслужной, им награждали сухопутных офицеров за...
  (читать дальше)

"Ходорковский": сказание о блаженном Михаиле
Вчера в Москве впервые показали "Ходорковского" Кирилла Туши - документальный фильм, которому рукоплескали на Берлинале, из-за которого режиссер несколько месяцев боялся появляться в собственной квартире; ленту, которую с невероятными трудностями снимали пять долгих лет, а теперь, преодолевая еще большие трудности, пытаются выпустить в российский прокат. Что там Берлин! При всем уважении к немцам,...
  (читать дальше)

Сергей Галанин: когда еще собирать друзей, как не на "полтинник"
Знаменитый рок-музыкант Сергей Галанин, который вместе со своей группой "Серьга" даст в пятницу в "Крокус Сити Холле" большой концерт под названием "Полвека с детским сердцем" в честь своего 50-летия, рассказал в интервью РИА Новости об отношении к юбилею, друзьям и напиткам на букву "В". Поздравляла Ирина Гордон. - Перед своим 50-летием вы уже успели побывать на юбилеях и Чижа, и Бутусова, и Сук...
  (читать дальше)

Константин Богомолов показал своего «Лира» в театре «Приют комедианта»
Московский режиссер Константин Богомолов поставил в петербургском театре «Приют комедианта» спектакль «Лир. Комедия», который обещает стать главным событием сезона в драматическом театре. В шекспировской трагедии режиссер увидел историю ХХ века. Задолго до премьеры режиссер всех обо всем предупредил — просто выложил в своем блоге на livejournal список действующих лиц и актеров. Из этой импровизир...
  (читать дальше)

Музей Бахрушина выпустил альбом "Чехов" о выставке писателя
Юбилейный альбом-каталог "Чехов" современных и архивных документальных фотографий, посвященных писателю, выходит в четверг в театральном музее им. Бахрушина, сообщили РИА Новости в пресс-службе музея. Альбом составлен на основе материалов выставки, проходившей в прошлом году к 150-летнему юбилею писателя в Музее современной истории России. Выставка была настолько успешной, что продлевалась дважд...
  (читать дальше)

Литературно-музыкальный фестиваль "Аксенов-фест" открывается в Казани
Пятый международный литературно-музыкальный фестиваль "Аксенов-фест", посвященный известному писателю Василию Аксенову, откроется в четверг на его родине, в Казани, сообщил РИА Новости представитель пресс-службы мэрии города. Первый "Аксенов-фест" был организован в Казани в октябре 2007 года по инициативе мэра города Ильсура Метшина. Он был приурочен к 75-летию со дня рождения выдающегося писате...
  (читать дальше)

Леонард Коэн выпустит новый студийный альбом 30 января 2012 года
Прославленный канадский певец и поэт Леонард Коэн (Leonard Cohen) выпустит первый за восемь лет студийный альбом 30 января 2012 года, сообщает в среду газета Daily Telegraph. Пластинка будет называться Old Ideas - "Старые идеи". Обложку к ней придумал и нарисовал сам Коэн. "Десять песен, включенных в альбом, в поэтической форме подступаются к решению глубочайших вопросов человеческого существов...
  (читать дальше)
Выставка Ай Вэйвэя в Мультимедиа Арт Музее
К финалу «Фотобиеннале-2012» Мультимедиа Арт Музей приберег фотовыставку Ай Вэйвэя, одного из самых известных в мире китайских художников, – 220 фотографий, сделанные им в 1983–1993 годах во время жизни в Нью-Йорке. Строго говоря, Ай Вэйвэй не фотограф, хотя в 1970-х и учился в Пекинской киношколе вместе будущими звездами китайской волны 1990-х Чен Кайге и Чжан Имоу – их тоже можно увидеть на нью...
  (читать дальше)

«Свидание» Юсупа Бахшиева вышло в прокат
В прокат выходит «Свидание» – нескладная, но любовно сделанная алкогольно-романтическая комедия по мотивам старого фильма с Уиллисом и Бессинджер. Главный герой Дима (вокалист группы Uma2rmaH Владимир Кристовский) – ожившее объявление из рубрики знакомств. Перспективный молодой нейрохирург, аккуратная геологическая борода, в которой как бы кроется обязательность, не женат, не встречается, с ж/п,...
  (читать дальше)

Каннский кинофестиваль объявил программу основного конкурса 2012 года
65-й Каннский кинофестиваль объявил программу. Фильмом открытия станет «Королевство полной луны» Уэса Андерсона, а закрытия — экранизация Франсуа Мориака «Тереза Дескейру» недавно скончавшегося Клода Миллера. Россию в конкурсе представит Сергей Лозница. Каннский фестиваль пристрастен и верен своим героям. В этом году это правило получило очередное подтверждение: в одном списке оказались самые гро...
  (читать дальше)

В ГМИИ им. Пушкина открылась выставка «Портреты коллекционеров»
Лучшие образцы русского и европейского искусства из собраний Ильи Глазунова и Петра Авена в ГМИИ: сезон мероприятий к столетнему юбилею музея Пушкина открывает выставка «Портреты коллекционеров». Экспозицию «Портреты коллекционеров», на днях открывшуюся в отделе личных коллекций ГМИИ им. Пушкина, смело можно назвать обязательной для просмотра: здесь можно увидеть шедевры, обычно широкой публике н...
  (читать дальше)

Интервью с генеральным секретарем «DOCOMOMO-Россия» Анной Броновицкой
Генеральный секретарь российского отделения международной организации по охране архитектурных памятников DOCOMOMO Анна Броновицкая рассказала «Газете.Ru» о том, что происходит с павильонами ВВЦ, почему не реставрируются Дом Наркомфина и о том, чего добилась ее организация за год своей работы. В Международный день памятников, отмечавшийся в среду, год своей деятельности отметила российская секция ...
  (читать дальше)

Интервью Захара Прилепина
Захар Прилепин рассказал «Газете.Ru» о новой книге «Восьмерка», о превращениях героев его «Саньки» в эпоху Болотной и революции и о том, как может помочь русскому писателю слаборазвитая фантазия. За последний месяц у Захара Прилепина вышли две книги: его собственная книга «Восьмерка», состоящая из маленьких повестей, и «Лимонка в тюрьму» — сборник текстов политзаключенных, который он составил с Э...
  (читать дальше)

В коллективе Центра драматургии и режиссуры произошел раскол
Часть труппы столичного Центра драматургии и режиссуры заявила о недоверии своим худруку и директору, внедрившим новые методы работы. Городские культурные власти в ответ поставили обоим жесткое условие – урегулировать конфликт до конца сезона. Часть коллектива московского Центра драматургии и режиссуры (ЦДР) выразила недоверие своему художественному руководителю Михаилу Угарову и директору Людмил...
  (читать дальше)

В прокат вышел фильм ужасов «Хижина в лесу»
В прокате «Хижина в лесу» — хоррор, который то ли впервые со времен «Крика» и «Ведьмы из Блэр» перезапускает жанр, то ли окончательно его закрывает. Пока сотрудники явно очень секретного центра (Ричард Дженкинс и другие) готовятся к чему-то серьезному и обсуждают конкуренцию с Японией, пятеро студентов отправляются на выходные в загородный дом, удачно изолированный от большого мира: дорогу к нему...
  (читать дальше)

В Москве вручили «Золотые маски»
В Москве прошла церемония вручения наград театрального фестиваля «Золотая маска». Впервые за 8 лет премия вручалась на сцене Большого театра – и принесла большие сюрпризы: в списке лауреатов предпочла мастерам новые имена. Режиссёром церемонии выступила режиссёр Нина Чусова, громко заявившая о себе в начале нулевых, но последние годы работающая в основном в провинции. Театр Чусовой всегда резок ...
  (читать дальше)

«Маппеты»: история, персонажи, выдающиеся эпизоды
В прокат выходит фильм «Маппеты», в котором Лягушонок Кермит, Мисс Пигги, Медведь Фоззи, Гонзо, Животное и другие герои легендарного телешоу объединяются, чтобы спасти свой театр от нефтяного магната. Мир Маппетов населяют безбашенные марионетки из телевизора: преимущественно звери и птицы, но есть и несколько существ, идентификация которых вызывает всеобщее затруднение. Если брать перечисленных...
  (читать дальше)