вторник, 15 ноября 2011 г.

В прокате фильм Андрея Зайцева «Бездельники» по песням Виктора Цоя

В прокате фильм Андрея Зайцева «Бездельники» по песням Виктора ЦояВ прокате идет фильм «Бездельники», снятый по песням Виктора Цоя, — игровой дебют документалиста Андрея Зайцева, испорченный излишне документальными приемами, которые погрузили героев-бездельников в депрессию.

Молодой человек с кинематографическим именем Сергей Соловьев и лицом актера Антона Шагина ничем особенно не занимается — носит прикид в стиле стыка 80-х и 90-х, пьет с другом Сашей Матросовым пиво на крыше, громогласно смотрит с друзьями футбол, а в метро строит девушкам глазки. Однажды эти невинные шалости заходят слишком далеко: встреченная в метро девица (Александра Тюфтей), прежде чем остаться по другую сторону надписи «не прислоняться», успевает круто запасть герою в душу. Как назло, она очень скоро окажется девушкой того самого лучшего друга (Андрей Шибаршин, артист Студии театрального искусства Сергея Женовача), а если случается, что друг влюблен и ты на его пути, то ничего хорошего не предвидится.

Ах да, герой еще сочиняет ранние песни Цоя, времен альбомов «45» и «46».

В прямом смысле — то есть фильм как бы играет в некое альтернативное настоящее, где автором этих песен является не «Кино» и его солист, а наш герой.

«Бездельники» — полнометражный игровой дебют замечательного режиссера-документалиста Андрея Зайцева. В своей неигровой и короткометражной ипостасях Зайцев по-настоящему прославился двумя фильмами — «Мой дом» и «Плакат». В обоих был использован один прием — будто забытая кем-то камера снимает с одной точки все, происходящее в ее окоеме. В первом случае это был взаправдашний закоулок между бытовкой и стеной магазина, видимый из окна квартиры режиссера: там пили пиво, разговаривали, справляли нужду; во втором — заминированный плакат с антисемитской надписью, установленный неизвестными провокаторами на Киевском шоссе и дождавшийся неравнодушной к экстремистским проявлениям автомобилистки (фабула фильма основана на реальных событиях, имевших место в 2003 году). Нечто подобное режиссер применил и здесь — все действие прошито постоянно, с минимальными вариациями повторяющимся эпизодом, заглядывающим в экранное будущее:

герой Шагина, спрятавшийся за горой хлама в гримерке ДК, тайком наблюдает забегающих в комнату людей — ищущих кого-то, спорящих о чем-то, орущих друг на друга или просто пришедших за афишами или досками.

«Бездельники» шли к экрану долго и изнурительно, и прокатом авторам фильма пришлось заниматься самим — добрых пару лет после завершения проекта. Так, например, Антон Шагин снимался в этом фильме еще до того, как стал звездой после «Стиляг» Валерия Тодоровского и «В субботу» Александра Миндадзе. Режиссер рассказывал, что замысел фильма пришел к нему в самолете: чтобы не скучать в дороге, Зайцев купил в аэропорту диск с ранними песнями Виктор Цоя. В отличие от торжественных композиций с пластинок «Группа крови» и «Звезда по имени Солнце», рассказывал Зайцев, легкие ранние композиции «Кино» связались у него в одно целое и предоставили режиссеру героя — сквозного персонажа песен Цоя, как раз такого бездельника, который «целыми днями занят бездельем, играет словами».

Придется признать, что в процессе переноса на экран этот трепетный образ претерпел фатальные изменения.

Парадокс: при чрезвычайно талантливой игре актеров Зайцев чисто режиссерскими средствами сумел создать ощущение фантастической ненатуральности всего, что происходит в кадре. Герои преувеличенно громко веселятся, преувеличенно радостно обнимаются, неоправданно экспрессивно признаются в любви и ненависти — настолько, что кажется, будто на монтаже были нарочно взяты неудачные дубли. Но дело не только в этом. Призванный очаровывать своей радужной внутренней полнотой герой Шагина под влиянием девушки с тонной косметики на лице оказывается слезливым никчемушником с пустыми глазами, а затем, ближе к концу фильма, суровым на лицо, но не менее пустым рок-старом. Ему не сочувствуешь и не сопереживаешь совсем — настолько, что когда в кадре появляется некий продюсер, эталон циничной сволочи (лучший эпизод фильма в исполнении режиссера Александра Вартанова), то в безжалостном и глумливом разносе, который он устраивает песням молодого дарования, слышится горькая правда и в первый и последний раз за фильм хочется сказать: «Верю». Наконец, чувство чудовищного контраста возникает, когда, кажется, нарочито неровное пение героя зачем-то сменяется оригиналом в исполнении Виктора Цоя; право, этого делать не стоило.

И, кажется, причин этого ясны: Зайцев переоценил снизошедшее на него в самолете наитие и воспринял название группы «Кино» слишком буквально:

ни героя, ни поколения, ни даже компании друзей, на особенную и полнокровную жизнь которых смотришь заворожено и завистливо, у него предъявить не получилось. И подвел его инструментарий его же неигровых картин: ощущение чрезмерности и надуманности часто возникает от того, как камера слезает со штатива, трясясь, ходит за героем по пятам или вдруг принимается показывать нам мир глазами персонажа. Когда так снимают настоящих бомжей или водил, получается очень круто и подлинно, а когда помещенную в условное настоящее историю — возникает диссонанс формы и содержания. Ну и о содержании: для того чтобы лепить персонажа из ранних песен Цоя, нужно еще в сценарии наделить его как минимум той же полнотой и объемом личности, какой обладал лирический герой песен раннего «Кино», иначе

хорошим актерам вместо романтичных бездельников придется играть туповатую, как из учебника по психиатрии, ничем не примечательную депрессию.

Интересно, что фильмы-поиски потерянных поколений стали фирменной чертой сестер Михалковых как продюсеров: «Бездельникам» помогала появиться на свет дебютировавшая в этом качестве Надежда Михалкова, точно так же как за шесть лет до того старшая, Анна, работала в том же качестве на картине «Похитители книг» Леонида Рыбакова. Автор той картины искал поколение, описанное в песнях «Мумий-тролля» — не слишком удачной картине Рыбакова хотя бы удалось убедительно констатировать в финале, что эта самая генерация растворилась во времени. Зайцев и Надежда Никитична попробовали забрать поглубже. И оказалось, что песни Цоя по-прежнему полны воздуха, но только без внятно рассказанной истории он в кадр не переносится.
Оригинальная статья

Поделитесь этой новостью с Вашими друзьями!

Ранее в рубрике "Кино":

Алексей Сидоров: я ницшеанец и киплингианец
Шесть лет назад, после первого "Боя с тенью", Алексею Сидорову казалось, что он все уже сказал про боксера Колчина – но обстоятельства сложились так, что режиссер с персонажем снова встретились. Накануне премьеры Сидоров рассказал РИА Новости, как надо обращаться с нервными змеями, улыбчивыми тайцами, сокращенными бюджетами и моделями вертолетов. Беседовала Ольга Гринкруг. - Два первых "Боя с тен...
  (читать дальше)

СМИ и антигерои станут темой фестиваля "Северный характер" в Мурманске
Четвертый международный фестиваль документальных фильмов и телевизионных программ "Северный характер", в котором примут участие представители восьми стран, открывается в Мурманске во вторник, сообщили РИА Новости организаторы кинофорума. "Северный характер" проходит в Мурманске уже в четвертый раз. Его главный организатор - телекомпания "ТВ-21". В этом году на конкурс поступило 115 работ из Росс...
  (читать дальше)

Анджей Вайда выбрал актера на роль Леха Валенсы в своем фильме
Роль основателя антикоммунистической польской "Солидарности" Лехи Валенсы в байопике режиссера Анджея Вайды (Andrzej Wajda) сыграет Роберт Вечкевич (Robert Wieckiewicz), сообщает в понедельник издание The Hollywood Reporter. В новом фильме речь пойдет о начале движения "Солидарность", возникшего после восстания рабочих, руководимых Валенсой, в гданьских верфях в 1970-х годах. Деятельность первог...
  (читать дальше)

Гафт, которому стало плохо в воскресенье, чувствует себя нормально
Ведущий актер театра "Современник" Валентин Гафт, который почувствовал недомогание на торжественном вечере в столичном театре имени Вахтангова в воскресенье, находится в хорошем физическом состоянии и 16 ноября выйдет на сцену в спектакле "Трудные люди", сообщили РИА Новости в театре. Во время первого отделения юбилейного спектакля вахтанговского театра "Пристань" актеру вызвали "скорую помощь",...
  (читать дальше)

Спайк Ли предложил Колину Ферту роль в римейке "Олдбоя"
Американский режиссер Спайк Ли (Spike Lee) предложил оскаровскому лауреату Колину Ферту (Colin Firth) роль злодея в римейке "Олдбоя" (Oldboy), психологическом корейском триллере - адаптации японской манги, сообщает издание Very Aware. Южнокорейский триллер "Олдбой", где герой, по непонятной причине пробывший 15 лет в одиночном заключении, выходит на свободу и пытается отомстить похитителям, снял...
  (читать дальше)

Rolex Джеймса Бонда уйдут с молотка на аукционе в Женеве
Наручные часы Rolex, которые в восьмом фильме Бондианы "Живи и дай умереть" носил британский актер Роджер Мур, будут проданы в понедельник на аукционе Christie`s в Женеве. Часы знаменитого агента британской секретной службы МИ-6 были созданы специально на основе выполненной в стальном корпусе дайверской модели Rolex Oyster Perpetual Submariner. Их заднюю крышку украшает надпись "Roger Moore 007"...
  (читать дальше)

Папарацци сообщают, что у Мела Гибсона появилась новая подруга
Американские папарацци выяснили имя таинственной брюнетки, замеченной в обществе известного голливудского актера Мела Гибсона, который в 2010 году расстался с Оксаной Григорьевой, сообщил новостной портал о мире шоу-бизнеса TMZ. Новую подругу актера зовут Азита Ганизада (Azita Ghanizada). Она уроженка Афганистана, в США работает актрисой и снимается в криминальном телесериале "Alphas", сообщил и...
  (читать дальше)

Шнуров держит в секрете работу над саундреком к фильму Смирновой
Подробности о саундтреке, который музыкант Сергей Шнуров напишет к новому фильму Авдотьи Смирновой с рабочим названием "Кококо", держат в секрете, но работа над ним уже началась. Чтобы разместить это видео у себя в блоге, скопируйте данный код Сценарист Авдотья Смирнова после своей дебютной режиссерской картины "Два дня" с Федором Бондарчуком и Ксенией Раппопорт начала съемки нового фильма в Са...
  (читать дальше)

Фильму "Борис Годунов" не хватает средств для широкого проката
Фильму "Борис Годунов" режиссера Владимира Мирзоева, снятому по пьесе Пушкина, не хватило средств, чтобы выйти в широкий прокат, рассказал РИА Новости Максим Суханов, который сыграл в ленте главную роль царя Бориса. Несмотря на то, что критики уже называют "Бориса Годунова" самой громкой премьерой осени, фильм пока идет только одним экраном в кинотеатре "Бульвар", расположенном в отдаленном спал...
  (читать дальше)
Выставка Ай Вэйвэя в Мультимедиа Арт Музее
К финалу «Фотобиеннале-2012» Мультимедиа Арт Музей приберег фотовыставку Ай Вэйвэя, одного из самых известных в мире китайских художников, – 220 фотографий, сделанные им в 1983–1993 годах во время жизни в Нью-Йорке. Строго говоря, Ай Вэйвэй не фотограф, хотя в 1970-х и учился в Пекинской киношколе вместе будущими звездами китайской волны 1990-х Чен Кайге и Чжан Имоу – их тоже можно увидеть на нью...
  (читать дальше)

«Свидание» Юсупа Бахшиева вышло в прокат
В прокат выходит «Свидание» – нескладная, но любовно сделанная алкогольно-романтическая комедия по мотивам старого фильма с Уиллисом и Бессинджер. Главный герой Дима (вокалист группы Uma2rmaH Владимир Кристовский) – ожившее объявление из рубрики знакомств. Перспективный молодой нейрохирург, аккуратная геологическая борода, в которой как бы кроется обязательность, не женат, не встречается, с ж/п,...
  (читать дальше)

Каннский кинофестиваль объявил программу основного конкурса 2012 года
65-й Каннский кинофестиваль объявил программу. Фильмом открытия станет «Королевство полной луны» Уэса Андерсона, а закрытия — экранизация Франсуа Мориака «Тереза Дескейру» недавно скончавшегося Клода Миллера. Россию в конкурсе представит Сергей Лозница. Каннский фестиваль пристрастен и верен своим героям. В этом году это правило получило очередное подтверждение: в одном списке оказались самые гро...
  (читать дальше)

В ГМИИ им. Пушкина открылась выставка «Портреты коллекционеров»
Лучшие образцы русского и европейского искусства из собраний Ильи Глазунова и Петра Авена в ГМИИ: сезон мероприятий к столетнему юбилею музея Пушкина открывает выставка «Портреты коллекционеров». Экспозицию «Портреты коллекционеров», на днях открывшуюся в отделе личных коллекций ГМИИ им. Пушкина, смело можно назвать обязательной для просмотра: здесь можно увидеть шедевры, обычно широкой публике н...
  (читать дальше)

Интервью с генеральным секретарем «DOCOMOMO-Россия» Анной Броновицкой
Генеральный секретарь российского отделения международной организации по охране архитектурных памятников DOCOMOMO Анна Броновицкая рассказала «Газете.Ru» о том, что происходит с павильонами ВВЦ, почему не реставрируются Дом Наркомфина и о том, чего добилась ее организация за год своей работы. В Международный день памятников, отмечавшийся в среду, год своей деятельности отметила российская секция ...
  (читать дальше)

Интервью Захара Прилепина
Захар Прилепин рассказал «Газете.Ru» о новой книге «Восьмерка», о превращениях героев его «Саньки» в эпоху Болотной и революции и о том, как может помочь русскому писателю слаборазвитая фантазия. За последний месяц у Захара Прилепина вышли две книги: его собственная книга «Восьмерка», состоящая из маленьких повестей, и «Лимонка в тюрьму» — сборник текстов политзаключенных, который он составил с Э...
  (читать дальше)

В коллективе Центра драматургии и режиссуры произошел раскол
Часть труппы столичного Центра драматургии и режиссуры заявила о недоверии своим худруку и директору, внедрившим новые методы работы. Городские культурные власти в ответ поставили обоим жесткое условие – урегулировать конфликт до конца сезона. Часть коллектива московского Центра драматургии и режиссуры (ЦДР) выразила недоверие своему художественному руководителю Михаилу Угарову и директору Людмил...
  (читать дальше)

В прокат вышел фильм ужасов «Хижина в лесу»
В прокате «Хижина в лесу» — хоррор, который то ли впервые со времен «Крика» и «Ведьмы из Блэр» перезапускает жанр, то ли окончательно его закрывает. Пока сотрудники явно очень секретного центра (Ричард Дженкинс и другие) готовятся к чему-то серьезному и обсуждают конкуренцию с Японией, пятеро студентов отправляются на выходные в загородный дом, удачно изолированный от большого мира: дорогу к нему...
  (читать дальше)

В Москве вручили «Золотые маски»
В Москве прошла церемония вручения наград театрального фестиваля «Золотая маска». Впервые за 8 лет премия вручалась на сцене Большого театра – и принесла большие сюрпризы: в списке лауреатов предпочла мастерам новые имена. Режиссёром церемонии выступила режиссёр Нина Чусова, громко заявившая о себе в начале нулевых, но последние годы работающая в основном в провинции. Театр Чусовой всегда резок ...
  (читать дальше)

«Маппеты»: история, персонажи, выдающиеся эпизоды
В прокат выходит фильм «Маппеты», в котором Лягушонок Кермит, Мисс Пигги, Медведь Фоззи, Гонзо, Животное и другие герои легендарного телешоу объединяются, чтобы спасти свой театр от нефтяного магната. Мир Маппетов населяют безбашенные марионетки из телевизора: преимущественно звери и птицы, но есть и несколько существ, идентификация которых вызывает всеобщее затруднение. Если брать перечисленных...
  (читать дальше)