понедельник, 7 ноября 2011 г.

В петербургском Новом музее показывают картины и листы художников послевоенного ленинградского андерграунда

В петербургском Новом музее показывают картины и листы художников послевоенного ленинградского андерграундаВ петербургском Новом музее открылась выставка «Беспутные праведники. Орден нищенствующих живописцев (ОНЖ)», где собрано наследие пяти художников – представителей послевоенного ленинградского андерграунда из так называемого Арефьевского круга.

Тема эстетических разногласий с советской властью отнюдь не так очевидна, как может показаться на первый взгляд. С засильем сталинского соцреализма боролись многие художники, в том числе и вполне статусные. Далеко не все, кто брались в оттепельные годы за реформы художественного языка, ощущали себя диссидентами. Ровно наоборот:

у большинства из них довольно долго сохранялась иллюзия, будто путем «либеральных подвижек» в манере удастся сделать официальное искусство более продвинутым и человечным.

Лишь единицы не верили в подобные идеалы, изначально заняв позиции маргинальные, эксцентричные, «антиобщественные». В Ленинграде едва ли не первыми художниками, заявившими, пусть и едва слышно, о такой концепции в жизни и творчестве, были участники ОНЖ – Ордена нищенствующих живописцев имени Св. Луки (по другой версии – «непродажных живописцев»).

Этот орден – то ли рыцарский, то ли монашеский, – мог бы восприниматься в качестве юношеской игры в романтику, если бы не два обстоятельства. Во-первых, на дворе тогда стоял 1949 год, и возникновение любого тайного общества, даже игрушечного, было чревато самыми настоящими репрессиями. Кстати, у троих юных дарований из ОНЖ к тому моменту за плечами уже имелся опыт отчисления из художественной школы при Академии художеств за «формализм» – и было понятно, что это не предел карательных возможностей системы. А во-вторых, серьезность намерений членов ордена подтверждалась потом на протяжении десятилетий.

Они так и не бросили своих усилий по культивации «свободного искусства», не зависящего ни от мнения власти, ни от запросов конъюнктуры.

Маленькое сообщество подпольных художников, пьяниц и морфинистов (достоверно известно, что свой первый срок – а сидел он дважды – лидер группы Александр Арефьев получил в 1956 году за подделку медицинских рецептов) подвергалось тяжелым, порой трагическим испытаниям. Ранние смерти, самоубийства, тюрьмы, психушки – весь этот букет был знаком им не понаслышке. И все же костяк ОНЖ в лице Александра Арефьева, Владимира Шагина, Рихарда Васми, Шолома Шварца, Валентина Громова сумел остаться в истории не только благодаря скандальной славе, но и по причине своей творческой состоятельности.

Как ни странно, полноценной музейной ретроспективы «Арефьевского круга» (этот термин, несмотря на его условность, давно закрепился в искусствоведческом лексиконе) никогда прежде не устраивалось. Надо полагать, музейщиков настораживала и отпугивала чрезвычайная хлопотность такого проекта: наследие ОНЖ разбросано по многим коллекциям, включая зарубежные (например, одно время работы арефьевцев активно покупал американец Нортон Додж, впоследствии передавший это собрание музею Зиммерли в Нью-Джерси). В итоге за организацию выставки взялся частный «Новый музей», открывшийся больше года назад на Васильевском острове. Вообще-то здесь хранится коллекция современного искусства, собранная предпринимателем Асланом Чехоевым, и «Арефьевский круг» в ней представлен минимально – большинство экспонатов куратору Владимиру Назанскому пришлось разыскивать и добывать «на стороне». К процессу оказались привлечены и Третьяковка с Русским музеем, и питерский «Манеж», и музей «Царскосельская коллекция», и упомянутый музей Зиммерли, не говоря уже о сонме частных владельцев произведений.

Экспозиция получилась действительно беспрецедентной, хотя и вовсе не гигантской по масштабу. Дело в том, что практически все работы арефьевцев имеют камерный формат; крупногабаритных холстов у них не бывало.

Феномен «ленинградского экспрессионизма» проиллюстрирован набором живописных и графических вещиц, которые с первого взгляда не производят впечатления революционных.

В этих пейзажах, портретах, натюрмортах, интерьерах (представленные авторы редко выходили за рамки традиционных жанров, хотя интерпретировали их своеобразно) угадывается влияние самых разных предшественников – и фовистов, и футуристов, и немецких экспрессионистов, и представителей довоенной «ленинградской школы» вроде Александра Ведерникова и Николая Лапшина. К слову, последний был соседом юного Рихарда Васми по коммунальной квартире.

Черные обводные контуры, вспышки цветовых масс, изломанная пластика – пожалуй, противостояние власти и впрямь было эстетическим, а не политическим. Да, у Арефьева найдется немало рисованных сюжетов с вроде бы антисоветской подоплекой (листы «Арест», «Допрос», «Смотрящие в угол», «До чего хорошо кругом!»), а Шварц был не чужд религиозной тематики. Но все же – эти и другие художники воспринимаются сегодня скорее как блаженные маргиналы, нежели как диссиденты, – в отличие от нонконформистов-москвичей, вроде Оскара Рабина и группы «Гнездо», порой посягавших на устои самым недвусмысленным образом. И даже участие арефьевцев в так называемой газаневщине середины 1970-х (официально разрешенные показы подпольного искусства в ДК имени Газа и ДК «Невский», весьма разогревшие в городе ситуацию с андеграундом) больше похоже на проходной эпизод в их биографиях: до такой степени асоциальными людьми они казались.

Тем занятнее, что именно из драматически-гротескной эстетики «нищенствующих живописцев» произросли впоследствии и стиль искусства, и манера поведения питерских «митьков», которые «никого не хотят победить». Заимствование мирного юродства вкупе с изобразительными приемами, равно как и знаменитой тельняшки в качестве символа, происходило напрямую, по праву кровного родства, поскольку главный «митек» Дмитрий Шагин – сын одного из арефьевцев.

В живых из них остался сейчас только Валентин Громов. Хотя, разумеется, этот круг состоял не из пятерых художников, других причастных хватало, но даже расширенные списки выглядят сегодня по большей части мартирологами. Не то чтобы кто-то специально их всех замучил – можно даже сказать, что они замучили сами себя. Но выбранная ими маргинальная позиция была не совсем уж прихотью. «В России испокон веков было так: свободным оставалось только то, на что не обращало внимание обывательство», – сказал однажды легендарный Арех, то есть Александр Арефьев. Вот и пришлось им ради свободы творчества выпасть из сферы обывательского сознания – со всеми вытекающими последствиями. Впрочем, к числу таких последствий относится иной раз и посмертная слава.
Оригинальная статья

Поделитесь этой новостью с Вашими друзьями!

Ранее в рубрике "Живопись":

Сторонники китайского диссидента Ай Вэйвэя собрали для него $550 тыс
Тысячи людей, сочувствующих китайскому художнику-диссиденту Ай Вэйвэю, которого власти страны обвиняют в неуплате налогов в крупных размерах, пожертвовали ему более полумиллиона долларов, передает агентство Ассошиэйтед Пресс. На прошлой неделе Ай Вэйвэй, которого лондонский журнал ArtReview признал в октябре самой влиятельной арт-персоной в мире, сообщил, что налоговые органы Китая повысили сумм...
  (читать дальше)

Дающее квас и сок дерево победило в конкурсе картонного дизайна
Члены международного жюри подвели итоги IV Конкурса картонной архитектуры и дизайна "Картония", проходившего в Ульяновске в импровизированном городе Картонске, первое место досталось творческой группе из Волгограда, соорудившей из картона необычное дерево, сообщила РИА Новости в понедельник куратор архитектурного конкурса, архитектурный критик, обозреватель газеты "Ведомости" Мария Фадеева. "Стр...
  (читать дальше)

Для "Спящей красавицы" Большого шьют более 400 костюмов
Костюмы для балетной премьеры Большого театра "Спящая красавица", которая пройдет 18 ноября на исторической сцене в новой хореографической редакции Юрия Григоровича, специалисты мастерских театра шьют по эскизам итальянского художника Франки Скуарчапино, доработанным российскими художниками, сообщила РИА Новости художник по женским костюмам Большого театра Ольга Удод. Балетная премьера "Спящей к...
  (читать дальше)

Мягкая реформа российского оскаровского комитета
Реформа российского оскаровского комитета по сценарию главы Союза кинематографистов Никиты Михалкова фактически состоялась. 17 режиссеров и продюсеров из списка предложенных ранее Михалковым 29-ти потенциальных членов комитета на встрече 2 ноября в Министерстве культуры хоть и не приняли окончательного решения, но концепция на деле сформирована. Жюри избранных победителей О необходимости рефор...
  (читать дальше)

Как один телеведущий всю страну перехитрил
Когда пару недель назад я писал о новом фильме Кевина Смита "Красный штат" и остроумном решении продюсерской группы прокатывать кино своими силами, совсем забыл о том, что в тот самый момент не какой-нибудь, а наш российский режиссер повторил опыт американца в наших условиях. Вслед за Смитом телеведущий Александр Гордон пустился со своими "Огнями притона" в турне по глубинке - побывал на Кубани,...
  (читать дальше)

Спецгость биеннале проехал от Владивостока до Москвы со своим проектом
Специальный гость 4-й Московской биеннале современного искусства французский художник Бертран План (Bertrand Planes) за два месяца проехал всю Россию, показав свой проект BumpIt! в 12-ти российских городах, рассказал РИА Новости координатор проекта Олег Краснов. По его словам, тур начался во Владивостоке 1 сентября, а завершается открытием выставки в московском фонде "Екатерина" 4 ноября. BumpI...
  (читать дальше)

Прокуратура возобновила уголовное преследование активиста "Войны"
Прокуратура Санкт-Петербурга отменила решение следствия о прекращении уголовного преследования в отношении активиста арт-группы "Война" Леонида Николаева, обвиняемого в хулиганстве, сообщил РИА Новости в среду адвокат активиста Дмитрий Динзе. В начале октября на сайте арт-группы сообщалось, что следственные органы удовлетворили ходатайство Николаева и постановили прекратить его уголовное преслед...
  (читать дальше)

Интервью художника Бертрана Плана
Французский художник Бертран План, чья выставка открывается 3 ноября в рамках Московской биеннале современного искусства, рассказал «Парку культуры» о своей автомобильной поездке из Владивостока в Москву, искренности российских провинциалов и путешествии как перформансе. Выставка Бертрана Плана в Москве в программе 4-й биеннале современного искусства значится самой последней по срокам. Дело вовс...
  (читать дальше)

Выставка «Новая академия. Санкт-Петербург» в фонде культуры «Екатерина»
Воскрешение классических идеалов чудеснейшим образом уживается с постмодернистским стебом на выставке «Новая академия. Санкт-Петербург» в столичном фонде культуры «Екатерина». Красота если не спасет мир, то обязательно его развлечет – такой эпиграф мог бы предварять ретроспективу, именуемую в релизе «парадным шествием петербургского неоакадемизма». Когда Георг Вильгельм Фридрих Гегель придумывал ...
  (читать дальше)
Выставка Ай Вэйвэя в Мультимедиа Арт Музее
К финалу «Фотобиеннале-2012» Мультимедиа Арт Музей приберег фотовыставку Ай Вэйвэя, одного из самых известных в мире китайских художников, – 220 фотографий, сделанные им в 1983–1993 годах во время жизни в Нью-Йорке. Строго говоря, Ай Вэйвэй не фотограф, хотя в 1970-х и учился в Пекинской киношколе вместе будущими звездами китайской волны 1990-х Чен Кайге и Чжан Имоу – их тоже можно увидеть на нью...
  (читать дальше)

«Свидание» Юсупа Бахшиева вышло в прокат
В прокат выходит «Свидание» – нескладная, но любовно сделанная алкогольно-романтическая комедия по мотивам старого фильма с Уиллисом и Бессинджер. Главный герой Дима (вокалист группы Uma2rmaH Владимир Кристовский) – ожившее объявление из рубрики знакомств. Перспективный молодой нейрохирург, аккуратная геологическая борода, в которой как бы кроется обязательность, не женат, не встречается, с ж/п,...
  (читать дальше)

Каннский кинофестиваль объявил программу основного конкурса 2012 года
65-й Каннский кинофестиваль объявил программу. Фильмом открытия станет «Королевство полной луны» Уэса Андерсона, а закрытия — экранизация Франсуа Мориака «Тереза Дескейру» недавно скончавшегося Клода Миллера. Россию в конкурсе представит Сергей Лозница. Каннский фестиваль пристрастен и верен своим героям. В этом году это правило получило очередное подтверждение: в одном списке оказались самые гро...
  (читать дальше)

В ГМИИ им. Пушкина открылась выставка «Портреты коллекционеров»
Лучшие образцы русского и европейского искусства из собраний Ильи Глазунова и Петра Авена в ГМИИ: сезон мероприятий к столетнему юбилею музея Пушкина открывает выставка «Портреты коллекционеров». Экспозицию «Портреты коллекционеров», на днях открывшуюся в отделе личных коллекций ГМИИ им. Пушкина, смело можно назвать обязательной для просмотра: здесь можно увидеть шедевры, обычно широкой публике н...
  (читать дальше)

Интервью с генеральным секретарем «DOCOMOMO-Россия» Анной Броновицкой
Генеральный секретарь российского отделения международной организации по охране архитектурных памятников DOCOMOMO Анна Броновицкая рассказала «Газете.Ru» о том, что происходит с павильонами ВВЦ, почему не реставрируются Дом Наркомфина и о том, чего добилась ее организация за год своей работы. В Международный день памятников, отмечавшийся в среду, год своей деятельности отметила российская секция ...
  (читать дальше)

Интервью Захара Прилепина
Захар Прилепин рассказал «Газете.Ru» о новой книге «Восьмерка», о превращениях героев его «Саньки» в эпоху Болотной и революции и о том, как может помочь русскому писателю слаборазвитая фантазия. За последний месяц у Захара Прилепина вышли две книги: его собственная книга «Восьмерка», состоящая из маленьких повестей, и «Лимонка в тюрьму» — сборник текстов политзаключенных, который он составил с Э...
  (читать дальше)

В коллективе Центра драматургии и режиссуры произошел раскол
Часть труппы столичного Центра драматургии и режиссуры заявила о недоверии своим худруку и директору, внедрившим новые методы работы. Городские культурные власти в ответ поставили обоим жесткое условие – урегулировать конфликт до конца сезона. Часть коллектива московского Центра драматургии и режиссуры (ЦДР) выразила недоверие своему художественному руководителю Михаилу Угарову и директору Людмил...
  (читать дальше)

В прокат вышел фильм ужасов «Хижина в лесу»
В прокате «Хижина в лесу» — хоррор, который то ли впервые со времен «Крика» и «Ведьмы из Блэр» перезапускает жанр, то ли окончательно его закрывает. Пока сотрудники явно очень секретного центра (Ричард Дженкинс и другие) готовятся к чему-то серьезному и обсуждают конкуренцию с Японией, пятеро студентов отправляются на выходные в загородный дом, удачно изолированный от большого мира: дорогу к нему...
  (читать дальше)

В Москве вручили «Золотые маски»
В Москве прошла церемония вручения наград театрального фестиваля «Золотая маска». Впервые за 8 лет премия вручалась на сцене Большого театра – и принесла большие сюрпризы: в списке лауреатов предпочла мастерам новые имена. Режиссёром церемонии выступила режиссёр Нина Чусова, громко заявившая о себе в начале нулевых, но последние годы работающая в основном в провинции. Театр Чусовой всегда резок ...
  (читать дальше)

«Маппеты»: история, персонажи, выдающиеся эпизоды
В прокат выходит фильм «Маппеты», в котором Лягушонок Кермит, Мисс Пигги, Медведь Фоззи, Гонзо, Животное и другие герои легендарного телешоу объединяются, чтобы спасти свой театр от нефтяного магната. Мир Маппетов населяют безбашенные марионетки из телевизора: преимущественно звери и птицы, но есть и несколько существ, идентификация которых вызывает всеобщее затруднение. Если брать перечисленных...
  (читать дальше)