суббота, 12 ноября 2011 г.

В Москве проходят гастроли итальянского «Атербалетто»

Танцевальная компания «Атербалетто» в четверг и пятницу показывает на сцене столичного РАМТ балет «Ромео и Джульетта» на музыку Сергея Прокофьева. В рамках фестиваля современного танца DanceInversion труппа представила версию знаменитой истории, придуманную хореографом Мауро Бигонцетти.

«Атербалетто» существует с 1979 года, Бигонцетти возглавляет труппу последние пятнадцать лет. Этот хореограф хорошо известен московской публике: он ставил балеты для проектов «Отражения» и «Короли танца» с участием звезд мирового балета. Теперь в Россию приехала собственная труппа постановщика.

Общечеловеческое тут братски обнимается с национальным. Вечные проблемы плавно перетекают в злобу дня: ведь понятие архетипа еще никто не отменял. Но те, кто пришел на спектакль, чтобы в очередной раз пережить войну враждующих кланов и страдания юных смертников, остались с носом.

Бигонцетти все радикально переделал. И начал с Прокофьева.

Несколько лет назад наследники композитора запретили хореографу Раду Поклитару использовать партитуру знаменитого предка в новой версии «Золушки». Мол, тот и либретто исказил, и творение гения перелопатил. Поклитару пришлось пойти на беспрецедентный шаг – заказать новую партитуру под уже готовую хореографию. Мауро Бигонцетти от подобных запретов явно не страдает, хотя в его версии музыка к балету «Ромео и Джульетта» перекроена так, что мало не покажется. Конец партитуры звучит в начале, середина в конце, да еще с сокращениями и вкраплениями посторонних звуков. Про либретто и говорить нечего. В общем, если придерживаться буквы, то в итальянском опусе от Шекспира почти ничего не осталось: нет кланов Монтекки и Капулетти, нет Меркуцио и Тибальда, кормилицы и патера Лоренцо, смерти героев тоже нет, да и Верона как таковая отсутствует. Вместо нее два куба с видеопроекциями… нет, не города, а природных стихий. Ведь сценограф спектакля Фабрицио Плесси известен как создатель видеоинсталляций, творчески препарирующих ветер, огонь и воду.

Возможно, наследники Прокофьева были столь милостивы к нарушителям, что те пообещали сохранить дух творения. В самом деле, что главное в «Ромео и Джульетте»? Любовь. А это Бигонцетти сохранил и даже приумножил. Изгнав всех родственников и знакомых Ромео и Джульетты, он населил сцену клонами любовников.

Десять Ромео и столько же Джульетт демонстрируют то, что автор назвал «культурным мифом западной цивилизации».

Бигонцетти и Плесси вообще склонны к подробным вербальным объяснениям. В преамбуле к спектаклю чего только не сказано! Что миф, подобно ветру или реке, пересекает пространства стран и культур, меняя детали, но сохраняя глубинный смысл. Что чувства, которыми наполнена эта история, трогают людей независимо от декораций и облика персонажей. Архетип мифа образуют пять элементов: страсть, конфликт, судьба, любовь и смерть. Человек не имеет «подушек безопасности», защищающих его душу и тело от страстей. Любовь нечаянно нагрянет, когда ее совсем не ждешь.

На сцене группа полуголой молодежи, подчеркивающей свою современность. Танцовщики, молодые женщины и мужчины, играют в подростков-байкеров. В этой моторизованной тусовке, по мысли хореографа, особенно ярко бушует страсть и все поголовно теряют голову. Одежд на персонажах немного – кожаные плавки (у женщин купальники), нагрудники, наколенники и напульсники. В некоторых сценах на героях нет и этого; нагота, впрочем, показана целомудренно: она имитируется трико телесного цвета.

Балет начинается с мужского соло, в котором одна нога солиста засунута в недра мотоциклетного шлема: так подчеркнута его среда обитания.

Юноша отчаянно гнется и ловко крутит пируэт, балансируя на полукруглом основании и поддерживая равновесие другой, свободной, ногой.

Сзади него на наклонных подиумах лежат прочие артисты: они то и дело тянутся друг к другу, пытаясь соединиться хотя бы кончиками пальцев. Все вскакивают, грядет общий танец. Из общей массы выделяются пары, вступающие в иллюстративные телесные отношения: объятия всех мастей, патетические поддержки со сползанием вниз по телу партнера, запрыгивания женщин на руки мужчинам и внезапные падения на пол, как бы обмякнув – мол, изнеможение от любви.

Балет недлинный, чуть больше часа, и до конца зрелища так все и будет: выходы со шлемами и без них, интимно-публичные дуэты и массовые камлания, типовая смесь классики и современного танца. Из общего ряда выделяется эпизод, когда двое танцуют под фонограмму сердечного стука, а на заднике высвечиваются пики взбудораженной кардиограммы. В какой-то момент парочка заберется в недра огромного вентилятора и будет красиво обниматься на фоне кружащихся лопастей. Еще эффектнее финал: любовники забираются на верх стены, разделенной на две половинки. Между ними зияет пропасть и льется стремительный виртуальный водопад. Но любовь преодолеет все преграды. Она ведь движет горы. И вот (под давлением бушующих гормонов) стенки медленно сходятся, пропасть суживается до щели, а Ромео и Джульетта, прогибая спины, красиво соприкасаются животами.

Мускулистые, хорошо обученные артисты «Атербалетто» проделывают все это с бесстрастными лицами и довольно небрежным видом.

Очевидное равнодушие исполнителей подрывает доверие к истовым преамбулам постановщиков. На сцене, в отличие от текстов, никто не теряет голову, не терпит стресс и не гибнет от ударов судьбы. Больше всего это похоже на постановочные эротические сцены в кинофильмах: вроде бы и секс, но тщательно, до отказа, отполированный. Тень Станиславского с его легендарным «не верю!» на спектакле явно витала под колосниками.
Оригинальная статья

Поделитесь этой новостью с Вашими друзьями!

Ранее в рубрике "Театр":

Актриса Елена Захарова, потерявшая дочь, никого не винит в трагедии
Актриса театра и кино Елена Захарова, которая недавно потеряла восьмимесячную дочь, никого в ее смерти не обвиняет и утверждает, что никаким изданиям интервью по этому поводу не давала. На этой неделе ряд интернет-изданий сообщил, что якобы после трагедии Захарова дала первое интервью, в котором назвала виновными врачей. "Нет, я не давала интервью. Я никого ни в чем не обвиняю, но и интервью я ...
  (читать дальше)

Норвежская драма в Москве
В Центре драматургии и режиссуры А. Казанцева и М. Рощина в прошлом сезоне развернули новую программу "Мастерская на Беговой". В эти дни проходит третья по счету Мастерская, вдохновитель и арт-директор которой – молодой режиссер Марат Гацалов. За три дня режиссер должен подготовить эскиз спектакля по предложенной пьесе, сыграть его на зрителе, а после принять участие в дискуссии. Один из четыре...
  (читать дальше)

Театральный гид: La Scala в Большом и вахтанговский юбилей
Прогон спектакля "Пристань" в Театре им. Вахтангова Прогон спектакля "Пристань" в Театре им. Вахтангова Прогон спектакля "Пристань" в Театре им. Вахтангова РИА Новости представляет театральный гид: новое и интересное на подмостках московских театров.Афиша событий в России и мире на ноябрь 2011 >> 1. Миланский оперный театр La Scala представит в Москве "Реквием" Джузеппе Верди – гастрол...
  (читать дальше)

Костюмы Ла Скала покажут в Большом перед гастролями миланского театра
Выставка миланского театра Ла Скала "История театра в его лучших спектаклях 1950-2011 годов", которая пройдет в недавно открывшемся историческом здании Большого театра с 12 ноября по 10 января 2012 года, представит более 30 костюмов по эскизам художников Бенуа, Фриджерио, Дзеффирелли и других, сообщили РИА Новости в пресс-службе ГАБТ. Первый совместный проект музеев Большого и Ла Скала - в рамка...
  (читать дальше)

Путин поздравил актера Сухорукова с юбилеем
Премьер-министр России Владимир Путин поздравил с 60-летием актера Виктора Сухорукова и отметил его самобытный талант и жизненную энергию, сообщает в четверг сайт правительства. "Самобытный и щедрый талант, преданность избранному делу, жизненная энергия помогли вам состояться в актерской профессии, осуществить яркие, неординарные творческие замыслы и в театре, и в кинематографе, заслужить призна...
  (читать дальше)

Мальгара отказался от поста президента Венецианской биеннале
Коммерсант Джулио Мальгара (Giulio Malgara), которого министр культуры Италии Джанкарло Галан (Giancarlo Galan) выдвигал в новые президенты Венецианской биеннале (La Biennale di Venezia), взял самоотвод, сообщает в четверг газета Corriere della Sera. Венецианская биеннале объединяет в себе старейший в Европе кинофестиваль, а также проходящие раз в два года смотры архитектуры, современного искусс...
  (читать дальше)

В столичных библиотеках можно будет купить билет в театр без наценки
Департамент культуры Москвы в следующем году интегрирует столичные культурные заведения в общую сеть, а библиотеки оборудует бесплатным Wi-Fi, в результате там можно будет купить билет в любой театр, сообщил в четверг журналистам глава ведомства Сергей Капков. "В Москве 440 библиотек, среди них есть большие и прогрессивные. Во всех есть выделенные полосы интернета и компьютеры. Со следующего год...
  (читать дальше)

Большой театр в дороговизне билетов обвиняет перекупщиков
Билеты на спектакли в Большой театр продаются через интернет, но моментально раскупаются спекулянтами, которые накручивают цены, сообщила РИА Новости руководитель пресс-службы Большого театра Екатерина Новикова. В интернет-блогах появились жалобы людей, попытавшихся купить билеты на спектакли в недавно открывшийся после шестилетней реставрации Большой театр. Блогеры столкнулись с тем, что через ...
  (читать дальше)

Театр кошек Куклачева в Москве переехал на время ремонта
Столичный Театр кошек Куклачева из-за ремонта здания на Кутузовском проспекте будет временно показывать спектакли на других площадках, а животных поселил в снятом помещении на Фрунзенской набережной, рассказал РИА Новости знаменитый дрессировщик Юрий Куклачев. "Нам наконец-то столичные власти дали денег, и мы закрылись на ремонт. Теперь работаем в "Московском фольклорном центре Рюминой" и ДК "Зо...
  (читать дальше)
Выставка Ай Вэйвэя в Мультимедиа Арт Музее
К финалу «Фотобиеннале-2012» Мультимедиа Арт Музей приберег фотовыставку Ай Вэйвэя, одного из самых известных в мире китайских художников, – 220 фотографий, сделанные им в 1983–1993 годах во время жизни в Нью-Йорке. Строго говоря, Ай Вэйвэй не фотограф, хотя в 1970-х и учился в Пекинской киношколе вместе будущими звездами китайской волны 1990-х Чен Кайге и Чжан Имоу – их тоже можно увидеть на нью...
  (читать дальше)

«Свидание» Юсупа Бахшиева вышло в прокат
В прокат выходит «Свидание» – нескладная, но любовно сделанная алкогольно-романтическая комедия по мотивам старого фильма с Уиллисом и Бессинджер. Главный герой Дима (вокалист группы Uma2rmaH Владимир Кристовский) – ожившее объявление из рубрики знакомств. Перспективный молодой нейрохирург, аккуратная геологическая борода, в которой как бы кроется обязательность, не женат, не встречается, с ж/п,...
  (читать дальше)

Каннский кинофестиваль объявил программу основного конкурса 2012 года
65-й Каннский кинофестиваль объявил программу. Фильмом открытия станет «Королевство полной луны» Уэса Андерсона, а закрытия — экранизация Франсуа Мориака «Тереза Дескейру» недавно скончавшегося Клода Миллера. Россию в конкурсе представит Сергей Лозница. Каннский фестиваль пристрастен и верен своим героям. В этом году это правило получило очередное подтверждение: в одном списке оказались самые гро...
  (читать дальше)

В ГМИИ им. Пушкина открылась выставка «Портреты коллекционеров»
Лучшие образцы русского и европейского искусства из собраний Ильи Глазунова и Петра Авена в ГМИИ: сезон мероприятий к столетнему юбилею музея Пушкина открывает выставка «Портреты коллекционеров». Экспозицию «Портреты коллекционеров», на днях открывшуюся в отделе личных коллекций ГМИИ им. Пушкина, смело можно назвать обязательной для просмотра: здесь можно увидеть шедевры, обычно широкой публике н...
  (читать дальше)

Интервью с генеральным секретарем «DOCOMOMO-Россия» Анной Броновицкой
Генеральный секретарь российского отделения международной организации по охране архитектурных памятников DOCOMOMO Анна Броновицкая рассказала «Газете.Ru» о том, что происходит с павильонами ВВЦ, почему не реставрируются Дом Наркомфина и о том, чего добилась ее организация за год своей работы. В Международный день памятников, отмечавшийся в среду, год своей деятельности отметила российская секция ...
  (читать дальше)

Интервью Захара Прилепина
Захар Прилепин рассказал «Газете.Ru» о новой книге «Восьмерка», о превращениях героев его «Саньки» в эпоху Болотной и революции и о том, как может помочь русскому писателю слаборазвитая фантазия. За последний месяц у Захара Прилепина вышли две книги: его собственная книга «Восьмерка», состоящая из маленьких повестей, и «Лимонка в тюрьму» — сборник текстов политзаключенных, который он составил с Э...
  (читать дальше)

В коллективе Центра драматургии и режиссуры произошел раскол
Часть труппы столичного Центра драматургии и режиссуры заявила о недоверии своим худруку и директору, внедрившим новые методы работы. Городские культурные власти в ответ поставили обоим жесткое условие – урегулировать конфликт до конца сезона. Часть коллектива московского Центра драматургии и режиссуры (ЦДР) выразила недоверие своему художественному руководителю Михаилу Угарову и директору Людмил...
  (читать дальше)

В прокат вышел фильм ужасов «Хижина в лесу»
В прокате «Хижина в лесу» — хоррор, который то ли впервые со времен «Крика» и «Ведьмы из Блэр» перезапускает жанр, то ли окончательно его закрывает. Пока сотрудники явно очень секретного центра (Ричард Дженкинс и другие) готовятся к чему-то серьезному и обсуждают конкуренцию с Японией, пятеро студентов отправляются на выходные в загородный дом, удачно изолированный от большого мира: дорогу к нему...
  (читать дальше)

В Москве вручили «Золотые маски»
В Москве прошла церемония вручения наград театрального фестиваля «Золотая маска». Впервые за 8 лет премия вручалась на сцене Большого театра – и принесла большие сюрпризы: в списке лауреатов предпочла мастерам новые имена. Режиссёром церемонии выступила режиссёр Нина Чусова, громко заявившая о себе в начале нулевых, но последние годы работающая в основном в провинции. Театр Чусовой всегда резок ...
  (читать дальше)

«Маппеты»: история, персонажи, выдающиеся эпизоды
В прокат выходит фильм «Маппеты», в котором Лягушонок Кермит, Мисс Пигги, Медведь Фоззи, Гонзо, Животное и другие герои легендарного телешоу объединяются, чтобы спасти свой театр от нефтяного магната. Мир Маппетов населяют безбашенные марионетки из телевизора: преимущественно звери и птицы, но есть и несколько существ, идентификация которых вызывает всеобщее затруднение. Если брать перечисленных...
  (читать дальше)