понедельник, 28 ноября 2011 г.

Русские торги в Лондоне: шедевры, которым не светит попасть в музей

Русские торги в Лондоне: шедевры, которым не светит попасть в музей Традиционные русские торги, которые проведут в Лондоне с понедельника по начало декабря Bonhams, Christie`s, Sotheby`s и MacDougalls, отличаются небольшими, но тщательно подобранными коллекциями: каждый из аукционных домов предлагает клиентам несколько лотов музейного уровня. Правда, российским музеям заполучить лакомые лоты вряд ли удастся, да и в западные музеи произведения русской живописи скорее всего не попадут: наиболее вероятно, что они осядут за границей в особняках наших соотечественников или в хранилищах западных инвесторов, предпочитающих вкладывать средства в перспективные арт-рынки.

Русские в Лондоне

Топ-лотом аукциона MacDougalls станет яркая работа Бориса Кустодиева "Купчиха" 1923 года, которую оценили в 1,2-1,8 миллиона фунтов. Старейший британский аукционный дом Bonhams выставляет два полотна Василия Поленова "Повинен смерти" 1906 года с эстимейтом в 1,2-1,8 миллиона фунтов и "Кто из вас без греха" 1908 года (600-800 тысяч фунтов). Christie`s, всегда тщательно подбирающий каталоги прикладного искусства, делая ставку на работы фирмы Фаберже и старинный фарфор, в этот раз впервые выставляет парные фарфоровые вазы эпохи Николая Первого (1835-36 годы), их оценили в 1,7-2,2 миллиона фунтов. Топ-лотом раздела живописи аукционного дома признано экспертами масштабное полотно Василия Верещагина "Распятие на кресте у римлян" 1887 года из коллекции Бруклинского музея (1-1,5 миллиона фунтов). По мнению главы международного отдела русского искусства Christies Алекса Тизенгаузена, интерес ценителей может вызвать и "Богатырь" Виктора Васнецова 1920 года (эстимейт 300-500 тысяч фунтов) и вполне музейный небольшой "Натюрморт со свечой" Бориса Григорьева, который к тому же оценили не слишком высоко - 250-300 тысяч фунтов.

Аукцион Sotheby`s выставляет в Лондоне трогательный "Портрет боярыни" Константина Маковского (150-250 тысяч фунтов), полотно Николая Рериха "Град обреченный" (эстимейт 400-600 тысяч фунтов), а также коллекцию работ Александра Бенуа, оцененных в 805 тысяч - 1 миллион фунтов. "Все знают Бенуа в первую очередь как театрального художника, его декорации просто прелесть, но и его архитектурная графика очень красива, мне лично больше всего нравится рисунок Петергофа", - рассказала РИА Новости глава департамента русского искусства аукционного дома Sotheby`s в Лондоне Джо Викери.

Музейное музею

Как минимум несколько работ из каталогов нынешних торгов, по мнению экспертов, - вожделенные сокровища для российских музеев. Так в Государственной Третьяковской галерее, по словам заместителя генерального директора ГТГ по научной работе Лидии Иовлевой, очень хотели получить картины Василия Поленова, которые Bonhams экспонировал в музее, устроив предаукционную выставку прямо в зале Поленова. Но, как говорится, - мечтать не вредно. В Третьяковке мечтали и о "Парижском кафе" Ильи Репина, проданном за рекордную для передвижника сумму в 4,5 миллиона фунтов этим летом на Christies в Лондоне. Пролетело мимо коллекции музея и масштабное полотно Василия Верещагина "Стена Соломона", которое в 2007 году демонстрировал аукцион Christie`s в зале художника в течение пары недель. Когда картину снимали, по словам Иовлевой, посетители галереи кричали: "Не отдавайте картину, давайте всем миром скинемся". Но скинуться не получилось: "Стену Соломона" продали за 3,6 миллиона долларов, что лишь немногим превысило нижнюю границу эстимейта. Среди возможных покупателей называли Виктора Вексельберга.

Теоретически, для коллекцию музея произведения искусства могут приобрести и меценаты, хотя они редко выдают на это суммы, превышающие миллион долларов, а также министерство культуры, но от последнего большие суммы в короткие сроки не получить. Например, недавно ВТБ подарил ГТГ серию рисунков Николая Ге, но это была частная продажа.

Директор Пушкинского музея Ирина Антонова рассказала РИА Новости, что у ГМИИ случая покупки предметов искусства на аукционе не было из-за слишком высоких цен. "Мы покупаем иногда вещи, и иногда неплохие, но в России, а не за границей. Какие-то суммы дает Минкультуры, иногда меценаты. А участвовать в покупке зарубежных вещей государство не готово", - пояснила она.

По словам заместителя директора Музеев Кремля Зельфиры Трегуловой, все покупки для пополнения фондов у государственных музеев делаются по согласованию с Минкультуры, а этот процесс очень длительный. К тому же, в случае с аукционами необходимо быстро принимать решение, обладая большей суммой, так как эстимейт может увеличиться в несколько раз. С ней согласен директор Государственного исторического музея (ГИМ) Алексей Левыкин, который пояснил РИА Новости, что для отслеживания редкостей на различных аукционах должна быть специальная служба, которой у музеев попросту нет.

Вряд ли оперативно могут сработать и фонды целевого капитала (endowment funds), созданные при Эрмитаже и Пушкинском, или попечительские советы, которые есть у большинства крупных музеев. В целом, в российских музеях считают, что у государства нет никакой ясной системы выдачи денег на закупки.

Ушки на макушке

С этим не согласен Владимир Фомин, начальник отдела Музейного фонда Российской Федерации, который рассказал РИА Новости, что музеи часто поздно информируют Минкультуры о своем желании купить то или иное произведение. "Есть такая поговорка: кто предупрежден, тот вооружен. Наши музеи располагают всеми возможностями для активного взаимодействия с крупнейшими аукционными домами. Те же Sothebys и Christies заранее вывешивают на сайтах информацию о лотах, которые могут представлять интерес для российских музеев. Необходимо постоянно мониторить ситуацию на антикварном рынке в России и за рубежом, чтобы в последний момент не обращаться в Минкультуры с просьбой срочно выделить сумму эквивалентную сотням тысяч евро".

По его словам, в 2010 году федеральным музеям на приобретение музейных предметов были выделены бюджетные средства, на которые закупили ряд вещей: в частности, коллекцию иллюстраций Николаева к роману Льва Толстого "Война и мир" (77 предметов) в Государственный музей Толстого, акварель Михаила Врубеля "Кирибеевич", написанную по мотивам поэмы Лермонтова "Песня про купца Калашникова" (конец 1880-х годов), фортепиано E.W.Iogansonn начала XIX века для Государственного музея Глинки и другое.

Хотя общей суммы, потраченной на закупки, в Минкультуры предпочли не озвучивать, очевидно, что по сравнению с эстимейтами топ-лотов нынешних торгов она весьма незначительна.

В этой связи Фомин пояснил, что решение о срочном финансировании дорогостоящих покупок - например, антиквариата музейного уровня, - которые не запланированы в годовом бюджете Минкультуры, потребует принятия соответствующего решения на правительственном уровне, а это - время, которого уже нет. "Если деньги надо найти быстро, то, скорее всего, это будут средства спонсоров", - отметил он. Получается замкнутый круг: спонсоры большие средства не готовы давать, государство тоже. О случаях согласованных действий и тех и других неизвестно.

Национальное достояние

В Европе на выкуп признанной национальным достоянием и выставленной на продажу ценной вещи, которая может покинуть страну, собираются деньги, а на вывоз объявляется временное вето. "Если речь идет о защите национальных интересов, тогда либо деньги приходят из бюджета, либо проводится национальная подписка: такие случаи были и в Англии и во Франции. Но законом установлен определенный срок, и, если деньги не собраны, то вещь разрешается к вывозу", - рассказал РИА Новости глава Sothebys Россия-СНГ Михаил Каменский.

Иногда деньги удается собрать, причем сумма, как правило, формируется из ряда независимых источников: это могут быть и собственные средства музея, который иногда продает менее важные вещи из коллекции, чтобы купить более ценные, пример тому картины Поленова и Верещагина на нынешних торгах. В России по закону госмузей не имеет на это права.

Кроме того, деньги собирают при помощи национальной лотереи, как в Великобритании, или средства дают меценаты. Причем в отличие от российских, которые предпочитают использовать покупку как пиар-акцию, западные меценаты редко афишируют это, но в накладе тоже не остаются: налоговое законодательство Европы и США предусматривает значительные послабления в случае подобных трат.

Так, среди громких продаж в музее на аукционе Christies можно вспомнить ранее неизвестную картину "Крещение Христа" уроженца Крит Эль Греко, которую в 2004 году жители острова выкупили, собрав 789,2 тысячи фунтов. В том же году кабинетное бюро XVIII века куплено за 36,8 миллиона долларов музеем Лихтенштейна, большую часть средств выделил князь Лихтенштейна Ганс Адам Второй. В 2005 году за рекордную сумму в 7,6 миллиона долларов полотно Франческо Гарди "Гранд канал в Венеции" приобрел музей Гетти. Этот же музей купил в 2010 году самую дорогую картину Уильяма Тернера "Современный Рим - Кампо Ваччино" на Sothebys за рекордные 44,9 миллиона долларов, но вывезти полотно смог лишь полгода спустя, потому что в Великобритании не смогли набрать нужную сумму, чтобы выкупить картину.

В 2009 году Лувр Abu-Dabi купил за 21,5 миллиона евро полотно Пита Мондриана. Довольно активны на рынке частные музеи, особенно швейцарские, традиционно имеющие большую финансовую свободу. Из недавних громких приобретений - золотые карманные часы Patek Philippe, приобретенные за 1,98 миллиона долларов на Christies.

Первым из отметившихся громкими покупками россиян стал Виктор Вексельберг, который до торгов Sotheby`s за 100 миллионов долларов заполучил коллекцию ювелирных изделий Карла Фаберже из девяти пасхальных яиц в 2004 году. Отдать произведения госмузею бизнесмен категорически отказывается, вместо этого планируя строительство частного музея Фаберже.

Еще один российский миллиардер Алишер Усманов приобрел за неназванную сумму - эстимейт равнялся 40 миллионам долларов - снятую Sotheby`s с торгов в 2007 году коллекцию искусства Мстислава Ростроповича и Галины Вишневской, которая теперь хранится в Константиновском дворце.

Из последних громких актов доброй воли - приобретение бизнесменом Евгением Юрченко для российского музея космонавтики на Sotheby`s в Нью-Йорке капсулы корабля "Восток" за 3 миллиона долларов. Правда, говорят, что все эти масштабные приобретения бизнесменам подсказаны сверху.

Вынужденная эмиграция

В среде аукционов к ожиданиям музеев по поводу особо ценных лотов относятся по-разному. Кто-то готов пойти на уступки и взять на себя переговоры с владельцем, чтобы снять лот с торгов и оформить частную продажу, а кто-то считает, что раз речь идет о коммерческой торговле, то у музеев должны быть общие для всех покупателей правила. Михаил Каменский пояснил, что никаких специальных условий для музеев не бывает. "Музей может попросить, чтобы владелец снял работу с аукциона и продал по фиксированной цене. Но о таком я не слышал никогда и не понимаю, почему это должно быть, ведь если владелец хочет, чтобы вещь была в музее, он напрямую обращается в музей".

Генеральный директор "Российского аукционного дома" Андрей Степаненко считает, что музеям должно предоставляться преимущество при приобретении произведений искусства на публичных аукционах. "Мы неизменно идем навстречу музеям - два лота с наших аукционов уже находятся в коллекции государственного музея-заповедника "Павловск", а недавно еще один - хрустальный бокал Императорского стекольного завода - продан Эрмитажу. РАД отказался от комиссии", - пояснил он. Правда, одно дело отказаться от комиссии в несколько десятков тысяч рублей и совсем другое дело, когда речь идет о десятках и сотнях тысяч долларов: таких комиссий российские аукционы никогда не видели и вряд ли увидят в ближайшие годы.

То, что работы Поленова или Верещагина уйдут российским коллекционерам, а не музеям, не страшно: опасно другое. Вряд ли картины вернутся на родину их создателей, пусть и не в музеи, но в частные коллекции. В последнее время, по словам антикваров, российские коллекционеры не только не ввозят арт-ценности в Россию, а напротив, предпочитают вывозить наиболее значимые вещи, причем делают это без проблем и формальностей - частные джеты не принято слишком тщательно досматривать.

Оригинальная статья

Поделитесь этой новостью с Вашими друзьями!

Ранее в рубрике "Живопись":

Картину Дмитрия Левицкого выставят на торги в Москве
Появление картины Дмитрия Левицкого "Портрет князя Александра Прозоровского" 1779 года на аукционе, который проведет который Российский аукционный дом (РАД) в субботу в зале своего московского филиала в Гостином дворе, большая редкость для мирового арт-рынка, считает ведущий эксперт РАД Светлана Честных. "Появление картин Левицкого на мировых аукционах всегда большая редкость и мы очень рады, чт...
  (читать дальше)

Выставка Караваджо в Москве войдет в историю, считает Ирина Антонова
Самая масштабная зарубежная выставка произведений итальянского художника Микеланджело да Караваджо, привезенных в ГМИИ им. Пушкина из итальянских собраний, войдет в историю российской выставочной деятельности, заявила на пресс-конференции в пятницу директор музея Ирина Антонова. "Такую выставку невозможно сделать. Практически. Как, например, выставки Рафаэля или Леонардо да Винчи. Тем не менее, ...
  (читать дальше)

Новая постоянная экспозиция открылась в ММСИ
Абсолютно темная комната с поролоновым полом, качели и кровать, на которой можно полежать и посмотреть телевизор, - в таком антураже предстает искусство последнего столетия на обновленной постоянной экспозиции Московского музея современного искусства на Петровке, открывающейся в пятницу. Некоторое время назад музейщики решили больше не прятать в запасниках свою обширную коллекцию, в которой есть...
  (читать дальше)

Лондонская Национальная галерея пытается прекратить перепродажу билетов на выставку да Винчи
Организаторы выставки Леонардо да Винчи в Лондоне ведут борьбу со спекулянтами: купленные с рук билеты будут объявляться недействительными, а их обладателей не пустят посмотреть на полотна художника. Лондонская Национальная галерея решила бороться со спекуляцией билетами на выставку работ Леонардо да Винчи: руководство музея объявило, что перепроданные билеты будут недействительны и воспользовать...
  (читать дальше)

Бюсты бизнесменов появились в "Музеоне" из-за коррупции - Капков
Бюсты бизнесменов, незаконно установленные в Парке искусств "Музеон", появились там из-за коррупции и тщеславия, сказал журналистам в среду на демонтаже скульптур руководитель столичного департамента культуры Сергей Капков. Среди незаконно возведенных прямо напротив входа в Третьяковскую галерею объектов - декоративная конструкция "Шар" и девять бюстов общественным деятелям, среди которых оказал...
  (читать дальше)

Эдуард Назаров открыл своим ученикам мир анимации - Алексей Демин
Российский художник-аниматор Эдуард Назаров, автор мультфильмов "Винни-Пух" и "Жил-был пес", который в среду отмечает свой 70-летний юбилей - мастер, ставший внутренним цензором для многих поколений прекрасных аниматоров, считает мультипликатор Алексей Демин. Режиссер, сценарист и художник-постановщик Эдуард Назаров - автор любимых мультфильмов, среди которых "Жил-был пес", "Винни-Пух" "Путешест...
  (читать дальше)

Рисунки cолиста Sex Pistols приравняли к наскальной живописи
Рисунки, оставленные членами панк-рок группы Sex Pistols на стене лондонской квартиры, которую они снимали в середине 1970-х годов, следует беречь и изучать, как доисторические наскальные росписи, заявил профессор археологии Джон Шофилд (John Schofield), чьи слова приводит во вторник The Daily Telegraph. Свидетельства пребывания музыкантов в доме были случайно обнаружены за шкафом одного из офис...
  (читать дальше)

Сторонники Ай Вэйвэя стали раздеваться в поддержку художника
Сторонники китайского художника Ай Вэйвэя (Ai Weiwei), которого власти обвинили вначале в неуплате налогов, а теперь - еще и в распространении порнографии, в качестве протеста стали публиковать в интернете свои фотографии в обнаженном виде, сообщает во вторник газета The Guardian. Ай Вэйвэй, которого журнал ArtReview признал самым влиятельным художником мира, известен не только своими грандиозны...
  (читать дальше)

Драгоценный череп "Ради любви к Богу" бесплатно покажут в Лондоне
Самая дорогая работа ныне живущего художника британца Дэмиена Херста - платиновый череп с более чем 8 тысячами бриллиантов - впервые будет бесплатно показана публике лондонской галереей Tate Modern весной 2012 года в рамках Культурной олимпиады, сообщает пресс-служба музея. "Ради любви к Богу" (For the Love of God) - знаменитое произведение Херста, проданное в 2007 году лондонской галереей White...
  (читать дальше)
Выставка Ай Вэйвэя в Мультимедиа Арт Музее
К финалу «Фотобиеннале-2012» Мультимедиа Арт Музей приберег фотовыставку Ай Вэйвэя, одного из самых известных в мире китайских художников, – 220 фотографий, сделанные им в 1983–1993 годах во время жизни в Нью-Йорке. Строго говоря, Ай Вэйвэй не фотограф, хотя в 1970-х и учился в Пекинской киношколе вместе будущими звездами китайской волны 1990-х Чен Кайге и Чжан Имоу – их тоже можно увидеть на нью...
  (читать дальше)

«Свидание» Юсупа Бахшиева вышло в прокат
В прокат выходит «Свидание» – нескладная, но любовно сделанная алкогольно-романтическая комедия по мотивам старого фильма с Уиллисом и Бессинджер. Главный герой Дима (вокалист группы Uma2rmaH Владимир Кристовский) – ожившее объявление из рубрики знакомств. Перспективный молодой нейрохирург, аккуратная геологическая борода, в которой как бы кроется обязательность, не женат, не встречается, с ж/п,...
  (читать дальше)

Каннский кинофестиваль объявил программу основного конкурса 2012 года
65-й Каннский кинофестиваль объявил программу. Фильмом открытия станет «Королевство полной луны» Уэса Андерсона, а закрытия — экранизация Франсуа Мориака «Тереза Дескейру» недавно скончавшегося Клода Миллера. Россию в конкурсе представит Сергей Лозница. Каннский фестиваль пристрастен и верен своим героям. В этом году это правило получило очередное подтверждение: в одном списке оказались самые гро...
  (читать дальше)

В ГМИИ им. Пушкина открылась выставка «Портреты коллекционеров»
Лучшие образцы русского и европейского искусства из собраний Ильи Глазунова и Петра Авена в ГМИИ: сезон мероприятий к столетнему юбилею музея Пушкина открывает выставка «Портреты коллекционеров». Экспозицию «Портреты коллекционеров», на днях открывшуюся в отделе личных коллекций ГМИИ им. Пушкина, смело можно назвать обязательной для просмотра: здесь можно увидеть шедевры, обычно широкой публике н...
  (читать дальше)

Интервью с генеральным секретарем «DOCOMOMO-Россия» Анной Броновицкой
Генеральный секретарь российского отделения международной организации по охране архитектурных памятников DOCOMOMO Анна Броновицкая рассказала «Газете.Ru» о том, что происходит с павильонами ВВЦ, почему не реставрируются Дом Наркомфина и о том, чего добилась ее организация за год своей работы. В Международный день памятников, отмечавшийся в среду, год своей деятельности отметила российская секция ...
  (читать дальше)

Интервью Захара Прилепина
Захар Прилепин рассказал «Газете.Ru» о новой книге «Восьмерка», о превращениях героев его «Саньки» в эпоху Болотной и революции и о том, как может помочь русскому писателю слаборазвитая фантазия. За последний месяц у Захара Прилепина вышли две книги: его собственная книга «Восьмерка», состоящая из маленьких повестей, и «Лимонка в тюрьму» — сборник текстов политзаключенных, который он составил с Э...
  (читать дальше)

В коллективе Центра драматургии и режиссуры произошел раскол
Часть труппы столичного Центра драматургии и режиссуры заявила о недоверии своим худруку и директору, внедрившим новые методы работы. Городские культурные власти в ответ поставили обоим жесткое условие – урегулировать конфликт до конца сезона. Часть коллектива московского Центра драматургии и режиссуры (ЦДР) выразила недоверие своему художественному руководителю Михаилу Угарову и директору Людмил...
  (читать дальше)

В прокат вышел фильм ужасов «Хижина в лесу»
В прокате «Хижина в лесу» — хоррор, который то ли впервые со времен «Крика» и «Ведьмы из Блэр» перезапускает жанр, то ли окончательно его закрывает. Пока сотрудники явно очень секретного центра (Ричард Дженкинс и другие) готовятся к чему-то серьезному и обсуждают конкуренцию с Японией, пятеро студентов отправляются на выходные в загородный дом, удачно изолированный от большого мира: дорогу к нему...
  (читать дальше)

В Москве вручили «Золотые маски»
В Москве прошла церемония вручения наград театрального фестиваля «Золотая маска». Впервые за 8 лет премия вручалась на сцене Большого театра – и принесла большие сюрпризы: в списке лауреатов предпочла мастерам новые имена. Режиссёром церемонии выступила режиссёр Нина Чусова, громко заявившая о себе в начале нулевых, но последние годы работающая в основном в провинции. Театр Чусовой всегда резок ...
  (читать дальше)

«Маппеты»: история, персонажи, выдающиеся эпизоды
В прокат выходит фильм «Маппеты», в котором Лягушонок Кермит, Мисс Пигги, Медведь Фоззи, Гонзо, Животное и другие герои легендарного телешоу объединяются, чтобы спасти свой театр от нефтяного магната. Мир Маппетов населяют безбашенные марионетки из телевизора: преимущественно звери и птицы, но есть и несколько существ, идентификация которых вызывает всеобщее затруднение. Если брать перечисленных...
  (читать дальше)