вторник, 15 ноября 2011 г.

Рекордные продажи современного искусства: подъем или скорый кризис?

Рекордные продажи современного искусства: подъем или скорый кризис? Торги современного искусства трех ведущих мировых аукционов, которые прошли в Нью-Йорке на минувшей неделе, продемонстрировали беспрецедентный, после 2008 года, рост спроса на произведения современного искусства, но вызвали больше вопросов, чем ответов.

"В профессиональных кругах существуют два мнения: кто-то говорит о надвигающемся кризисе и сравнивает текущую ситуацию с событиями 2007-2008 годов, а кто-то смотрит на ошеломляющие результаты как на признак восстановления рынка современного искусства после кризиса. Мне ближе второе мнение: мы видим сегодня прекрасное предложение и хороший спрос, и это, скорее всего, здоровая и позитивная ситуация на рынке современного искусства", - рассказала РИА Новости глава российского представительства Phillips de Pury & Company: Art Auctions Russia Светлана Марич.

Так, общий результат двухдневной сессии торгов Christie`s "Послевоенное и современное искусство", включавшей в себя работы из коллекции Питера Нортона, составил 325,9 миллиона долларов. Ценовой рекорд установлен на произведения Роя Лихтенштейна: его картина "Я вижу всю комнату... Но в ней никого нет!" 1961 года ушла за 43,2 миллиона долларов. Полотно "Без названия" 1996 года Луиз Буржуа купили за 10 миллионов долларов, а картина Пола Маккарти "Томатоголовый (Зеленый)" 1994 года продана за 4,5 миллиона долларов.

Не намного уступил конкуренту и Sotheby`s, чья совокупная выручка составила 315,8 миллиона долларов, а торги стали самыми успешными с мая 2008 года. Значительную долю в успехе торгов аукциона сыграла продажа четырех полотен представителя абстрактного экспрессионизма Клиффорда Стилла. Работы, выставленные на аукцион для поддержки открывающегося в ноябре музея художника в Денвере, ушли за 114,1 миллиона долларов, почти вдвое превысив эстимейт.

И, наконец, благотворительные торги в пользу музея Гуггенхайм и торги современного искусства в совокупности принесли аукционному дому Phillips de Pury, совладельцем которого является отечественная компания Mercury, - 78,4 миллиона долларов.

По мнению Марич, результаты торгов во многом зависят от качества работ, выставляемых на торги. "На рынке снова появились шедевры, люди престали бояться их продавать. Это очень важно, так как во время кризиса хорошие работы редко попадали на аукцион, в основном, их держали до лучших времен в качестве инвестиций".

Голубые фишки рубежа веков

Однако, по мнению ряда экспертов, арт-рынок далеко не так стабилен, каким хочет казаться. Как считают аналитики, долговой кризис лета 2011 года и нестабильность на Уолл-стрит напрямую отразились на наиболее стабильных торгах "Искусства импрессионизма и модернизма".

Произведения топовых авторов конца XIX - первой половины ХХ века традиционно считались "голубыми фишками" инвестиций в искусство, однако аукцион импрессионистов и модернистов Christie`s, который в Нью-Йорке прошел в начале ноября, разочаровал участников рынка и был многими воспринят как предвестник серьезных перемен. Торги принесли Christie`s 140,7 миллиона долларов, против заявленного эстимейта 211,9 - 304 миллиона долларов, но покупателей на произведения искусства музейного уровня не нашлось. В частности, остались непроданными два портрета Пикассо, относящихся к 1930-м годам, осталась невостребованной и изящная статуэтка работы Дега.

Впрочем, аналогичный нью-йоркский аукцион Sotheby`s, который проходил днем позже, оказались более удачным: говорят, благодаря тому, что клиенты согласились снизить гаранты - суммы, которые гарантирует аукцион владельцу работы при любом исходе торгов.

В итоге, аукционный дом наторговал на 229 миллионов долларов, установив даже ряд рекордов. Например, картина Амадео Модильяни "Сидящая обнаженная на диване" была продана за 68,96 миллиона долларов, поставив ценовой рекорд на произведения художника, а пейзаж Густава Климта Litzlberg am Attersee - за 40,4 миллиона долларов.

Несмотря на то, что по общему итогу торги в сегменте импрессионистов и модернистов неудачными назвать никак нельзя, участники и критики бросились дружно выражать недовольство, намекая на стагнацию рынка и обвиняя аукционы в завышении цен, а также порочности самого принципа аукционной политики. Но главное, все снова стали пугать арт-рынок новым кризисом.

Предвестник бури

При этом взлеты и падения мировых финансовых рынков, согласно данным ежегодного отчета портала Artprice.com, в последний год лишь добавляли веса двум видам вложений: инвестициям в золото и искусство. Цена на золото за два года выросла вдвое, а арт-рынок пережил с января по июнь 2011 года лучшее полугодие за всю свою историю, показав более динамичное развитие, чем в пиковый период 2007-2008 годов. За аналогичный период, с июля 2010 по июнь 2011, выручка от современного искусства составила 895 миллионов евро, за период 2009-2010 годов только 501 миллион евро.

И все же, по мнению аналитиков, рынок современного искусства не может эффективно противостоять большим экономическим спадам, что наглядно подтвердил его крах в 1991, а затем в 2008-2009 годах. А пиковые цены на современное искусство как раз и стали предвестником экономического кризиса 2008 года, результатом которого стало падение цен в этом сегменте арт-рынка до 80%.

Впрочем, аналитики считают, что одним из надежных показателей состояния арт-рынка является уровень непроданных лотов, в рамках торгов современного искусства. С этой точки зрения эксперты с нетерпением ждали торги современного искусства ведущих аукционов с 8 по 10 ноября в Нью-Йорке, которые должны были стать лакмусовой бумажкой истинного состояния рынка. Участники рынка разочарованы не были: лоты представителей по итогам нью-йоркских торгов были проданы на 85-90%.

Восток-Запад

Ведущий экономист главного информационного портала Artprice.com Мартин Бремон (Martin Bremond) рассказал РИА Новости, что, несмотря на успешные показатели торгов современного искусства, арт-рынок еще очень далек от полного восстановления.

"Если посмотреть на оценку лотов, то у проданных работ они редко бывали превышены, тогда как в 2007 году почти при каждой продаже эстимейты удваивались", - пояснил он, добавив, что высокие эстимейты установленные на недавних нью-йорских торгах импрессионистов и модернистов, очевидно, не совпали с уровнем покупательского спроса.

На этом фоне оценки современного искусства оказались более реалистичными и соответствующими ожиданиям рынка, поэтому и торги прошли удачно.

Теперь, по его словам, многое зависит от того, как пройдут осенние торги современным искусством в Пекине и Гонконге, а также от того, удастся ли Пекину удержать лидерство на арт-рынке, полученное в прошлом году. В 2010 году китайский рынок аукционов впервые опередил американский - их доля рынка составила 33% против 30%.

Противостояние Востока и Запада с каждым годом становится все более очевидным. Аукционный дом Poly International даже задумал открыть офис в Нью-Йорке, чтобы заинтересовать китайским искусством американских клиентов. А ведущие аукционы уже давно обосновались в Гонконге, превратив его в третью мировую площадку современного искусства после Пекина и Нью-Йорка. Согласно данным Artprice.com, гонконгский офис Sotheby`s за период с июля 2010 по июнь 2011 выручил на продаже произведений искусства 339 миллионов евро, из которых примерно треть приходится на современное искусство. На втором месте - Christies с общей выручкой 323,5 миллиона евро, из которых 79,5 миллиона евро пришлись на современное искусство.

Если торги современного искусства в Китае, и прежде всего в Пекине, на которых Poly International будет продавать современных китайцев в начале декабря, продемонстрируют лучшие результаты в современном искусстве, чем в Нью-Йорке, можно будет говорить о том, что Нью-Йорк окончательно уступил пальму первенства Пекину.

Однако вкусы китайских коллекционеров, даже в области современного искусства, главным образом направлены не на авторов, уже включенных в западный арт-рынок, а на азиатских художников, цены на произведения которых значительно выросли за последние 10 лет. Поэтому то, насколько западные коллекционеры и дилеры будут готовы инвестировать в искусство поднебесной, а также от того, заинтересуются ли азиатские и прежде всего китайские любители искусства современными западными художниками, будет зависеть судьба мирового contemporary art.

Впрочем, собеседница агентства уверена, что главные рекорды на рынке современного искусства еще впереди, а цены на крупнейших современных художников вырастут еще больше - Ричард Принс, Дэмиен Херст, Жан-Мишель Баскиа подорожают, как подорожали Пикассо, Матисс и Ротко.

Оригинальная статья

Поделитесь этой новостью с Вашими друзьями!

Ранее в рубрике "Живопись":

Работы российских фотографов-пикторалистов покажут в Германии
Выставка "Тихое сопротивление", на которой демонстрируются произведения российских фотографов из коллекции российского Мультимедиа арт музея, открывается во вторник в Берлине в центре Martin-Gropius-Bau, сообщили РИА Новости в пресс-службе организаторов проекта. В центре экспозиции снимки, сделанные в 1900-1930-е годы в мягкой, так называемой пикторальной, манере, что делает их похожими на живоп...
  (читать дальше)

Выходит новый роман Мишеля Уэльбека «Карта и территория»
Через неделю в продажу поступит русский перевод последнего на данный момент романа Мишеля Уэльбека «Карта и территория». Из книги можно узнать о мрачном настоящем Западной Европы и ее радужном будущем, понять, что автор очень хорошо относится к русским, особенно к блондинкам, и выяснить как правильно расчленять писателей. Джед Мартин уныл и скучен, как унылы и скучны все главные герои романов Ми...
  (читать дальше)

Выставка «По прозвищу Зверь» к 80-летию Анатолия Зверева
Выставкой «По прозвищу Зверь» в столичной галерее «Сезоны» отмечено 80-летие Анатолия Зверева – легендарного андеграундного художника, «русского Матисса», ярого богемщика, пьяницы, полубомжа и, как считают многие, гения. Без романтических мифов скучно жить. Если бы Анатолия Зверева не существовало, его следовало бы придумать. Отчасти так и вышло, что греха таить. Популярный у широкой публики обра...
  (читать дальше)

Утерянную картину Николя Турнье "Несение Креста" вернули Франции
Картина французского художника Николя Турнье (Nicolas Tournier) "Несение креста" (Christ carrying the cross) 1632 года, утерянная в XIX веке и привезенная на прошлой неделе на парижский аукцион лондонской Weiss Gallery, возвращена Минкультуры Франции, сообщает издание Le Monde со ссылкой на министерство культуры Франции. Картина выставлялась на аукционе в Париже за 675 тысяч евро. После того, ка...
  (читать дальше)

Выставка испанского живописца Игнасио Бургоса в Московском музее современного искусства
Ретроспективная выставка испанского живописца Игнасио Бургоса в Московском музее современного искусства дает понять, что на Пиренеях пристрастие к традиционной фигуративной пластике отнюдь не угасло. В наши дни многие былые тенденции изобразительного искусства воспринимаются если не как архаические, то уж точно консервативные. Хотя консерватизм, говоря по справедливости, особым грехом все-таки не...
  (читать дальше)

Холст абстракциониста Стилла продан на Sotheby`s за $61,7 млн
Холст "1949-А N1" выдающегося представителя абстрактного экспрессионизма Клиффорда Стилла продан в среду на торгах в Нью-Йорке за 61,7 миллиона долларов, сообщил аукционный дом Sotheby`s. Предложенная сумма вдвое превышает эстимейт и втрое - предыдущий ценовой рекорд на работы художника. Четыре работы, выставленные для поддержки открывающегося в ноябре музея художника в Денвере, были проданы в ...
  (читать дальше)

Торги Christie`s открылись 16 ценовыми рекордами
Первый день нью-йоркских торгов работами послевоенного и современного искусства принес аукционному дому Christie`s 16 ценовых рекордов, включая абсолютный рекорд на фотографию, сообщила пресс-служба дома. Рынок поднял на новые высоты Роя Лихтенштейна, Пола Маккарти, Чарльза Рэя, Мауриццио Кателлана. Масштабная бронзовая скульптура Луизы Буржуа под названием "Паук" при первоначальном эстимейте в ...
  (читать дальше)

Комикс Лихтенштейна продан в Нью-Йорке за рекордные $43,2 млн
Работа Роя Лихтенштейна, выполненная в свойственной ему манере комикса, продана за 43,2 миллиона долларов во вторник в Нью-Йорке на торговой площадке Christie`s, таким образом был установлен ценовой рекорд на работы представителя американского поп-арта, сообщил аукционный дом. Холст "Я могу видеть всю комнату и в ней никого нет" размером 121,9 x 121,9 сантиметра был создан в 1961 году во многом ...
  (читать дальше)

Редкие холсты Стилла продадут для поддержки его музея в США
Аукционный дом Sotheby`s в среду выставляет на торги четыре полотна Клиффорда Стилла, представляя коллекционерам уникальную возможность приобрести редко появляющиеся на рынке работы американского абстрактного экспрессиониста. Художник при жизни обычно не продавал свои холсты, переправляя завершенную работу из мастерской в хранилище. Всего 77 картин первопроходца этого течения в живописи находятс...
  (читать дальше)
Выставка Ай Вэйвэя в Мультимедиа Арт Музее
К финалу «Фотобиеннале-2012» Мультимедиа Арт Музей приберег фотовыставку Ай Вэйвэя, одного из самых известных в мире китайских художников, – 220 фотографий, сделанные им в 1983–1993 годах во время жизни в Нью-Йорке. Строго говоря, Ай Вэйвэй не фотограф, хотя в 1970-х и учился в Пекинской киношколе вместе будущими звездами китайской волны 1990-х Чен Кайге и Чжан Имоу – их тоже можно увидеть на нью...
  (читать дальше)

«Свидание» Юсупа Бахшиева вышло в прокат
В прокат выходит «Свидание» – нескладная, но любовно сделанная алкогольно-романтическая комедия по мотивам старого фильма с Уиллисом и Бессинджер. Главный герой Дима (вокалист группы Uma2rmaH Владимир Кристовский) – ожившее объявление из рубрики знакомств. Перспективный молодой нейрохирург, аккуратная геологическая борода, в которой как бы кроется обязательность, не женат, не встречается, с ж/п,...
  (читать дальше)

Каннский кинофестиваль объявил программу основного конкурса 2012 года
65-й Каннский кинофестиваль объявил программу. Фильмом открытия станет «Королевство полной луны» Уэса Андерсона, а закрытия — экранизация Франсуа Мориака «Тереза Дескейру» недавно скончавшегося Клода Миллера. Россию в конкурсе представит Сергей Лозница. Каннский фестиваль пристрастен и верен своим героям. В этом году это правило получило очередное подтверждение: в одном списке оказались самые гро...
  (читать дальше)

В ГМИИ им. Пушкина открылась выставка «Портреты коллекционеров»
Лучшие образцы русского и европейского искусства из собраний Ильи Глазунова и Петра Авена в ГМИИ: сезон мероприятий к столетнему юбилею музея Пушкина открывает выставка «Портреты коллекционеров». Экспозицию «Портреты коллекционеров», на днях открывшуюся в отделе личных коллекций ГМИИ им. Пушкина, смело можно назвать обязательной для просмотра: здесь можно увидеть шедевры, обычно широкой публике н...
  (читать дальше)

Интервью с генеральным секретарем «DOCOMOMO-Россия» Анной Броновицкой
Генеральный секретарь российского отделения международной организации по охране архитектурных памятников DOCOMOMO Анна Броновицкая рассказала «Газете.Ru» о том, что происходит с павильонами ВВЦ, почему не реставрируются Дом Наркомфина и о том, чего добилась ее организация за год своей работы. В Международный день памятников, отмечавшийся в среду, год своей деятельности отметила российская секция ...
  (читать дальше)

Интервью Захара Прилепина
Захар Прилепин рассказал «Газете.Ru» о новой книге «Восьмерка», о превращениях героев его «Саньки» в эпоху Болотной и революции и о том, как может помочь русскому писателю слаборазвитая фантазия. За последний месяц у Захара Прилепина вышли две книги: его собственная книга «Восьмерка», состоящая из маленьких повестей, и «Лимонка в тюрьму» — сборник текстов политзаключенных, который он составил с Э...
  (читать дальше)

В коллективе Центра драматургии и режиссуры произошел раскол
Часть труппы столичного Центра драматургии и режиссуры заявила о недоверии своим худруку и директору, внедрившим новые методы работы. Городские культурные власти в ответ поставили обоим жесткое условие – урегулировать конфликт до конца сезона. Часть коллектива московского Центра драматургии и режиссуры (ЦДР) выразила недоверие своему художественному руководителю Михаилу Угарову и директору Людмил...
  (читать дальше)

В прокат вышел фильм ужасов «Хижина в лесу»
В прокате «Хижина в лесу» — хоррор, который то ли впервые со времен «Крика» и «Ведьмы из Блэр» перезапускает жанр, то ли окончательно его закрывает. Пока сотрудники явно очень секретного центра (Ричард Дженкинс и другие) готовятся к чему-то серьезному и обсуждают конкуренцию с Японией, пятеро студентов отправляются на выходные в загородный дом, удачно изолированный от большого мира: дорогу к нему...
  (читать дальше)

В Москве вручили «Золотые маски»
В Москве прошла церемония вручения наград театрального фестиваля «Золотая маска». Впервые за 8 лет премия вручалась на сцене Большого театра – и принесла большие сюрпризы: в списке лауреатов предпочла мастерам новые имена. Режиссёром церемонии выступила режиссёр Нина Чусова, громко заявившая о себе в начале нулевых, но последние годы работающая в основном в провинции. Театр Чусовой всегда резок ...
  (читать дальше)

«Маппеты»: история, персонажи, выдающиеся эпизоды
В прокат выходит фильм «Маппеты», в котором Лягушонок Кермит, Мисс Пигги, Медведь Фоззи, Гонзо, Животное и другие герои легендарного телешоу объединяются, чтобы спасти свой театр от нефтяного магната. Мир Маппетов населяют безбашенные марионетки из телевизора: преимущественно звери и птицы, но есть и несколько существ, идентификация которых вызывает всеобщее затруднение. Если брать перечисленных...
  (читать дальше)