пятница, 11 ноября 2011 г.

"Портрет в сумерках": этюд в хмурых тонах

Портрет в сумерках: этюд в хмурых тонах

С этой недели в российских кинотеатрах стартует прокат одного из лучших наших фильмов года - картина режиссера Ангелины Никоновой "Портрет в сумерках". Конечно, когда мы говорим о российском кино, мы имеем в виду нечто настолько специфическое, что даже его лучшие образцы - удовольствие на ценителя, вроде шоу виртуозов волынки или дегустации копченых китайских чаев.

Начиная, условно говоря, с 2009 года, когда на сочинском "Кинотавре" показали сразу несколько фильмов, которых публика расценила как манифест нового движения в кино, к российской "новой волне" принято относить произведения тяжелые, хмурые, сосредоточенные на социальной критике. Фильмы Василия Сигарева "Волчок", Николая Хомерики "Сказка про темноту", Алексея Мизгирева "Бубен, барабан" стали первыми в этом "тренде", впоследствии вызвавшем у многих зрителей протест и отторжение, а у немногих - восторженные приветствия.


Но тоска тоске рознь, и порой любоваться оттенками своей или чужой печали может быть не менее увлекательно, чем, скажем, читать долгожданное продолжение любимой детективной серии.

Что касается фильмов "новой волны", то, как утверждают их авторы, эта тоска и эта "чернуха" - всего лишь отражение другой, большой тоски и большой "чернухи", существующей в реальном мире. Не будем с этим спорить; важно то, что, как и всегда в творческой сфере, самое сильное искусство возникает там, где за прямым высказыванием, социальным или мелодраматическим, открывается иной, менее очевидный смысл. В фильме "Портрет в сумерках" он есть, и этот смысл моментально выводит картину из "полупрофессиональной" российской лиги во "взрослый" кинематограф.

Что там на виду? Насупленный, неприветливый Ростов, в котором, кажется, нет никого живого, кроме совсем распоясавшихся полицейских, разъезжающих по городу и карающих граждан без разбору. Только-только появившиеся зажиточные ростовчане на фоне инфернальных стражей порядка выглядят как-то неуверенно и хило: и сами толком не живут, и другим мешают.


До этого момента "Портрет в сумерках" еще мог бы оставаться вполне типичной европейской социальной драмой с российскими особенностями: молодая женщина мается от неприкаянности в фантомной буржуазной среде города Ростова, пытается взять на себя гражданскую ответственность за воспитание "низов", но ничего не может этим "низам" предъявить при реальной встрече.

И ничего бы из такого фильма не вышло. То, что народ разошелся с интеллигенцией, а декабристы болезненно далеки от народа, мы все знаем еще со школы. Вряд ли режиссеры знают, как эту проблему решить и расскажут нам об этом языком кино. Лучшие фильмы на эту животрепещущую тему получаются у тех, кто снимает с себя бремя "проклятых вопросов" и использует мрачную российскую действительность как материал для собственных фантазий.

Наивно было бы считать "Груз 200" Балабанова или "Юрьев день" Серебренникова ответом на нашу с вами общественную неустроенность - хотя это и весьма популярная точка зрения у зрителей. На самом деле одному режиссеру (Балабанову), вечно зачарованному темой смерти и разложения, было интересно поразмышлять о любимом предмете на примере агонизирующего Советского союза. Другому (Серебренникову) удалось сделать в формальном плане сложнейший кульбит: совместить жанровое кино (голливудские хорроры) с полумистической богоискательской историей. Это хорошо видно по ракурсам, по освещению, гриму, диалогам, которые использует Серебренников - он снимает "народ" как зомби, живых покойников, с которыми светлая, но обреченная героиня никогда не найдет общего языка. Конечно, к нашей реальности это не имеет отношения, и искать ответа на вопрос "что делать?" в таких фильмах бессмысленно. И все же, как целостный режиссерский эксперимент оба фильма почти гениальны.

Чтобы разместить это видео у себя в блоге, скопируйте данный код

Разглядеть в этом фильме социальную проблематику не сложно, хотя и неинтересно: сейчас в кино почти невозможно заниматься критикой и не повторяться. Но так называемый "народ": менты, работяги, алкаши, подростки-бездельники, при всей их колоритности, не очень увлекают авторов "Портрета в сумерках", а только создают фон для героини и ее истории перерождения. Сам этот процесс, оценить который в полной мере зритель может, только досмотрев фильм до конца, прекраснее и величественней внешне эффектной картины противостояния классов.

Писатель Алексей Иванов, автор нашей новой классики - исторических романов "Сердце Пармы" и "Золото бунта", говоря о последней книге, признавался, что хотел написать ее так, будто это голливудский блокбастер - стремительный, яркий и берущий за сердце. У Иванова, без сомнения, получилось, что особенно поразительно, если вспомнить, на каком специфическом материале (о жизни уральских сплавщиков три века назад) и каким архаичным языком написано "Золото бунта".


И напрасно. Никонова на российском мрачноватом материале показывает, как самоотверженно может вчерашняя богачка опускаться на самое дно жизни ради самой себе еще непонятной цели. Марина начинает есть то, что ест ее насильник, ходить в те же места, куда и он, пытается узнать его через секс и задушевную беседу на кухне. Ровно то же происходило и в "Юрьевом дне" с героиней Ксении Раппопорт, только та, добровольно опустившись в ад российской провинции, там и остается, а Марина, закалившись в дьявольском пламени, выходит из него в новую жизнь.

Может быть даже для того, чтобы вернуться к работе с неблагополучными семьями, с которыми теперь она знает как разговаривать. Никонова не нарушает законов жанра: никто никогда не рассказывает, чем занимаются самураи в отставке. Это и неважно - история Марины заканчивается вместе с ее свершившейся местью.

А история самого фильма пока только начинается. И понятно, что, несмотря на все фестивальные призы, особого успеха "Портрета в сумерках" в российском прокате лучше не ждать. Переживем и это: Никонова обещает вскоре заняться новым фильмом. Может, ко времени его выхода что-то и поменяется - и в кинотеатрах, и в самих зрителях.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции


Оригинальная статья

Поделитесь этой новостью с Вашими друзьями!

Ранее в рубрике "Кино":

В Петербурге пройдет ретроспектива фильмов Орсона Уэллса
Фестиваль "Гражданин мира Орсон Уэллс", где будут представлены пять кинокартин классика американского кинематографа, пройдет в Петербурге с 11 по 14 ноября, сообщили РИА Новости в международном фестивальном агентстве Tour de Film. Эта небольшая ретроспектива приурочена к 70-летию самой известной ленты Уэллса - "Гражданин Кейн". "Мы хотели показать классические фильмы Орсона Уэллса в том виде, в...
  (читать дальше)

Путин поздравил актера Сухорукова с юбилеем
Премьер-министр России Владимир Путин поздравил с 60-летием актера Виктора Сухорукова и отметил его самобытный талант и жизненную энергию, сообщает в четверг сайт правительства. "Самобытный и щедрый талант, преданность избранному делу, жизненная энергия помогли вам состояться в актерской профессии, осуществить яркие, неординарные творческие замыслы и в театре, и в кинематографе, заслужить призна...
  (читать дальше)

Кинообразование в РФ нуждается в специалистах из США, считают эксперты
Для развития кинообразования в России необходимо привлекать американских специалистов и менять образовательные стандарты, считают российские продюсеры. Многие отечественные кинодеятели - такие крупные режиссеры и продюсеры, как Сергей Сельянов, Дмитрий Месхиев, Валерий Тодоровский - неоднократно сетовали на недостаток профессиональных кинокадров в России, в частности, отмечали нехватку профессион...
  (читать дальше)

Брайан Грейзер станет продюсером 84-ой оскаровской церемонии
Брайан Грейзер занял место продюсера 84-ой церемонии вручения кинопремии "Оскар" после ухода Бретта Ратнера, сообщает dailymail. Ратнер отказался от работы над церемонией после того, как общественность осудила его высказывания в адрес женщин и сексуальных меньшинств. "Брайан Грейзер - знаменитый кинематографист, создавший за 25-летнюю карьеру целый ряд выдающихся работ", - говорится в заявлении А...
  (читать дальше)

Мэр Москвы поздравил с юбилеем актера Виктора Сухорукова
Мэр Москвы Сергей Собянин поздравил с 60-летием известного актера, Народного артиста России Виктора Сухорукова, говорится в сообщении на сайте правительства столицы. "Этот знаменательный и ответственный жизненный рубеж Вы встречаете в качестве мастера театральной сцены и кинематографа, популярного артиста, снискавшего широкое зрительское признание и любовь. Ваши роли вносят глубокое представлени...
  (читать дальше)

Последний фильм Сергея Говорухина покажут на фестивале "Отражение"
Последний фильм Сергея Говорухина, скончавшегося 27 октября этого года, "Земля людей", покажут на московском открытом Фестивале молодежного кино "Отражение", который в третий раз пройдет с 21 по 25 ноября во Дворце культуры "Зеленоград", сообщили РИА Новости организаторы. В конкурсной программе примут участие более 40 картин для молодежи и о молодежи, а также фильмы для детей. Среди них "Дом Сол...
  (читать дальше)

Виктор Иванович Сухоруков. Биографическая справка
10 ноября российскому актеру Виктору Сухорукову исполняется 60 лет. Актер театра и кино, народный артист России Виктор Иванович Сухоруков родился 10 ноября 1951 года в городе Орехове-Зуеве в Подмосковье. В 1978 году он окончил ГИТИС (ныне Российская академия театрального искусства), мастерскую Всеволода Остальского. После окончания института уехал в Ленинград (ныне Санкт-Петербург). С 1979 по 1...
  (читать дальше)

Авторы "Портрета в сумерках" сами организовали себе прокат
Фильм "Портрет в сумерках", награжденный на "Кинотавре" за операторскую работу, получивший главные призы в Рейкьявике и Коттбусе, отмеченный как лучший дебют на фестивале в Варшаве и претендующий на победу в Стокгольме, выходит в российский прокат на 60 копиях, сообщила РИА Новости режиссер фильма Ангелина Никонова, для которой "Портрет" стал полнометражным игровым дебютом. Организацией проката ...
  (читать дальше)

ДДТ спели в Москве на фоне звездного неба и советских символов
Группа "ДДТ" во главе с Юрием Шевчуком представила в среду вечером в СК "Олимпийский" новый альбом и концертную программу "Иначе", показав поклонникам неожиданное почти трехчасовое шоу с фильмами, фейерверками, фольклором, тяжелым роком и песнями о непростой судьбе России, передает корреспондент РИА Новости. Группа, существующая с 1980 года, приехала в Москву в рамках большого двухмесячного турн...
  (читать дальше)
Выставка Ай Вэйвэя в Мультимедиа Арт Музее
К финалу «Фотобиеннале-2012» Мультимедиа Арт Музей приберег фотовыставку Ай Вэйвэя, одного из самых известных в мире китайских художников, – 220 фотографий, сделанные им в 1983–1993 годах во время жизни в Нью-Йорке. Строго говоря, Ай Вэйвэй не фотограф, хотя в 1970-х и учился в Пекинской киношколе вместе будущими звездами китайской волны 1990-х Чен Кайге и Чжан Имоу – их тоже можно увидеть на нью...
  (читать дальше)

«Свидание» Юсупа Бахшиева вышло в прокат
В прокат выходит «Свидание» – нескладная, но любовно сделанная алкогольно-романтическая комедия по мотивам старого фильма с Уиллисом и Бессинджер. Главный герой Дима (вокалист группы Uma2rmaH Владимир Кристовский) – ожившее объявление из рубрики знакомств. Перспективный молодой нейрохирург, аккуратная геологическая борода, в которой как бы кроется обязательность, не женат, не встречается, с ж/п,...
  (читать дальше)

Каннский кинофестиваль объявил программу основного конкурса 2012 года
65-й Каннский кинофестиваль объявил программу. Фильмом открытия станет «Королевство полной луны» Уэса Андерсона, а закрытия — экранизация Франсуа Мориака «Тереза Дескейру» недавно скончавшегося Клода Миллера. Россию в конкурсе представит Сергей Лозница. Каннский фестиваль пристрастен и верен своим героям. В этом году это правило получило очередное подтверждение: в одном списке оказались самые гро...
  (читать дальше)

В ГМИИ им. Пушкина открылась выставка «Портреты коллекционеров»
Лучшие образцы русского и европейского искусства из собраний Ильи Глазунова и Петра Авена в ГМИИ: сезон мероприятий к столетнему юбилею музея Пушкина открывает выставка «Портреты коллекционеров». Экспозицию «Портреты коллекционеров», на днях открывшуюся в отделе личных коллекций ГМИИ им. Пушкина, смело можно назвать обязательной для просмотра: здесь можно увидеть шедевры, обычно широкой публике н...
  (читать дальше)

Интервью с генеральным секретарем «DOCOMOMO-Россия» Анной Броновицкой
Генеральный секретарь российского отделения международной организации по охране архитектурных памятников DOCOMOMO Анна Броновицкая рассказала «Газете.Ru» о том, что происходит с павильонами ВВЦ, почему не реставрируются Дом Наркомфина и о том, чего добилась ее организация за год своей работы. В Международный день памятников, отмечавшийся в среду, год своей деятельности отметила российская секция ...
  (читать дальше)

Интервью Захара Прилепина
Захар Прилепин рассказал «Газете.Ru» о новой книге «Восьмерка», о превращениях героев его «Саньки» в эпоху Болотной и революции и о том, как может помочь русскому писателю слаборазвитая фантазия. За последний месяц у Захара Прилепина вышли две книги: его собственная книга «Восьмерка», состоящая из маленьких повестей, и «Лимонка в тюрьму» — сборник текстов политзаключенных, который он составил с Э...
  (читать дальше)

В коллективе Центра драматургии и режиссуры произошел раскол
Часть труппы столичного Центра драматургии и режиссуры заявила о недоверии своим худруку и директору, внедрившим новые методы работы. Городские культурные власти в ответ поставили обоим жесткое условие – урегулировать конфликт до конца сезона. Часть коллектива московского Центра драматургии и режиссуры (ЦДР) выразила недоверие своему художественному руководителю Михаилу Угарову и директору Людмил...
  (читать дальше)

В прокат вышел фильм ужасов «Хижина в лесу»
В прокате «Хижина в лесу» — хоррор, который то ли впервые со времен «Крика» и «Ведьмы из Блэр» перезапускает жанр, то ли окончательно его закрывает. Пока сотрудники явно очень секретного центра (Ричард Дженкинс и другие) готовятся к чему-то серьезному и обсуждают конкуренцию с Японией, пятеро студентов отправляются на выходные в загородный дом, удачно изолированный от большого мира: дорогу к нему...
  (читать дальше)

В Москве вручили «Золотые маски»
В Москве прошла церемония вручения наград театрального фестиваля «Золотая маска». Впервые за 8 лет премия вручалась на сцене Большого театра – и принесла большие сюрпризы: в списке лауреатов предпочла мастерам новые имена. Режиссёром церемонии выступила режиссёр Нина Чусова, громко заявившая о себе в начале нулевых, но последние годы работающая в основном в провинции. Театр Чусовой всегда резок ...
  (читать дальше)

«Маппеты»: история, персонажи, выдающиеся эпизоды
В прокат выходит фильм «Маппеты», в котором Лягушонок Кермит, Мисс Пигги, Медведь Фоззи, Гонзо, Животное и другие герои легендарного телешоу объединяются, чтобы спасти свой театр от нефтяного магната. Мир Маппетов населяют безбашенные марионетки из телевизора: преимущественно звери и птицы, но есть и несколько существ, идентификация которых вызывает всеобщее затруднение. Если брать перечисленных...
  (читать дальше)