пятница, 25 ноября 2011 г.

Но комсомольская богиня…

Но комсомольская богиня…Закончилась вторая неделя "Фурцевой" на Первом канале. Не стану обсуждать художественную сторону сериала до его завершения. И не буду сверять реальную биографию исторического персонажа с ее беллетристическим отражением на экране - это любимая забава критиков и публицистов.

Я о другом - о непреходящем в нашем обществе интересе к ближнему кругу нашей истории: к советскому прошлому и к его знатным представителям.

Напрашивающееся объяснение интереса - банальная ностальгия по прошлому, подогретая недовольством сегодняшнего дня. Отчасти готов с этим согласиться. Но есть, как мне кажется, более глубинная мотивировка.
Советская действительность незаметно обрела в общественном сознании статус мифической цивилизации, эпохи, богатой на титанических героев и славной душераздирающими трагедиями.

Для отечественного искусства советское прошлое - это как мифы Древней Греции для мировой культуры, повествующие о всесильных богах, об отважных героях, следующих воле бессмертных или наплевавших на их предначертания, о запутанных матримониальных отношениях олимпийцев, о запуганных узниках Тартара и их мучениях и т.д.

Культура, имея такой арсенал сюжетов и образов, как Ленин, Сталин, Берия, Троцкий, Чкалов, Высоцкий и др. с их личными и общественными участями, не может не сделать их предметом национальной рефлексии, актуальной интерпретации и нередко - вульгарных спекуляций. Последних на ТВ уже промелькнуло видимо-невидимо.

Другая сторона дела - серьезное художественное исследование, заявку на которое и сделал сериал "Фурцева". И возникло навеянное им желание всмотреться в судьбу его героини.

***

Екатерина Алексеевна Фурцева репрезентативна, как мало кто из граждан минувшей эпохи. С ней интересно. И чем дальше по коридору ее биографии - тем увлекательнее.

Ей довелось побывать комсомольской богиней, потом - партийной и, наконец, - покровительницей искусств, их муз и мужей самих муз.

"Я гляжу на фотокарточку - две косички, строгий взгляд". Это первая серия. Дальше: "Вот скоро дом она покинет. Вот скоро вспыхнет бой кругом". Затем: "Но комсомольская богиня, ах, это, братцы, о другом". Не о другом. Об этом самом. О карьерном росте миловидной девушки с двумя косичками, в синей косыночке и с партбилетом в кармане.

Авторы "Фурцевой" вставляют в свое повествование эпизод с просмотром классики 1930-х годов - фильм "Член правительства". Будущий министр в окружении подруг смотрит финальную сцену, где Александра Соколова с трибуны произносит речь: "Вот стою я перед вами, простая русская баба, мужем битая, попами пуганая, врагами стреляная, живучая…". Речь она произносит с трибуны Верховного Совета.

Фурцевой в 1939-м году, коим датируется картина Зархи и Хейфица, до этой трибуны еще как до неба. Но видно, что она в тот момент, глядя на экран, прикидывает триумф бывшей батрачки на себя. А мы с высоты последовавших десятилетий знаем, что она в своем движении к командным высотам оставит далеко позади себя свой художественный прообраз.

Вообще-то, художественный прообраз Фурцевой - Александра Соколова - в минуту своего общественно-политического торжества уже совсем не интересна. Как в сказке - герои, которые поженились. Сказочник скороговоркой проговаривает: "Тут и сказке конец, кто слушал…". А дальше, мол, не о чем и сказывать.

Действительно, пока она была "простой русской бабой", было в ней личное обаяние, была в ней симпатичная непосредственность, а на трибуне высокого собрания - нечто среднее в сером пиджачном костюме, с гладко зачесанными волосами. Она уже не женщина; она - ответственный работник.

В 1970-е годы появилось еще несколько картин об успешных в карьерах дамах. Помню "Старые стены" с Гурченко, "Москва слезам не верит" с Алентовой. Ближе всего к "Члену правительства" по сюжетному ходу оказался фильм "Прошу слова". И, возможно, дальше всего от него по смыслу.

Простая фабричная девчонка Лиза Уварова, ужасно трогательная в своем простодушии и в своей непосредственности, став мэром провинциального городка, тоже оказывается "членом правительства" и попадает на съезд народных депутатов.

Ей до зарезу нужно выбить деньги из бюджета на строительство моста в подведомственном ей городе. Она шлет записку в президиум с просьбой о слове. Звучит тревожно-торжественная музыка, словно героиня - Жанна Д’Арк, словно ей предстоит взойти на эшафот, а не подняться на трибуну самого демократичного в мире парламента, чтобы сказать: "Вот я стою перед вами, простая русская баба…".

Между тем, при более подробном рассмотрении фильм обнаруживает тот подтекст, который, конечно же, был очевиден и в ту советскую пору, но который тогда предпочитали не видеть в упор.

В сущности, "Прошу слова" - история про то, как из душевно богатого человека вымывается не только женственность, но и индивидуальность. И вспомним, чем и то, и другое компенсируется.

Лиза - ворошиловский стрелок. В минуты острых эмоциональных потрясений она спешит в тир, чтобы пострелять. Косвенно милитаризация обыденного сознания мамы аукнулась ее сыну - он погиб от самострела.

Сериал "Фурцева" в первой части рассказывает сказку о чудесном восхождении простецкой советской девушки на довольно высокий уступ властной пирамиды. Во второй нам надлежит увидеть, сколь эфемерно ее положение там, под облаками.
Но это еще не вся сказка. Была еще и быль.

Был неразрешимый любовный треугольник. Она полюбила коммунистическую утопию так же сильно, как и своего летчика Петкова. Летчиком пришлось пожертвовать. Летчика пришлось сбросить как ненужный балласт. А утопия оказалась сплошным дурманом. И единственной опорой стала карьера, которой она поклонялась всю жизнь. Хотя это было мучительно сложно.

Ей приписаны слова, которые можно сказать, пожалуй, только в сердцах: "Я - министр культуры и умру министром культуры!". И то были не пустые слова. Даром, что молва распространила слух о намерении Екатерины Алексеевны покончить с собой перед угрозой отставки.

Но и это не все. Был еще один сюжетный поворот в ее биографии. У нее случился служебный роман. Я имею в виду не ее отношения с Николаем Фирюбиным, а ее отношения с Культурой и с людьми Культуры. Кажется, она их и в самом деле полюбила. С функционерами это бывает. Не со всеми, но… комсомольско-партийная богиня Екатерина Фурцева прониклась к Культуре… и в меру возможных сил поспособствовала ее выживанию.

Тут была и личная заинтересованность самого министра. Советский режим в свое время ее выпотрошил и набил требухой идеологических клише. А культура, которой она занималась по долгу службы, ее лечила и, может быть, вылечила окончательно от мертвечины коммунистических установок, если бы не продолжающееся давление этих самых установок.

***

Сегодня еще трудно решить, насколько последовательно и как глубоко авторы сериала проникнут в подполье драмы человека, который волею обстоятельств стал партийной богиней, а потом обнаружил, что кое-что человеческое ему чуждо.

Кто ж спорит: трудно человеку быть богом. А легко ли божеству стать человеком…

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции

Оригинальная статья

Поделитесь этой новостью с Вашими друзьями!

Ранее в рубрике "Кино":

Вуди Аллен стал героем документального фильма "Мастера Америки"
Автор интеллектуальных комедий, американский режиссер-социопат Вуди Аллен (Woody Allen) стал героем документального фильма Роберта Уэйда (Robert Wade), который выходит на телеканале PBS в рамках программы "Мастера Америки", сообщает издание The Telegraph. Режиссерский дебют Уэйда, сценариста картин "Казино Рояль", "Агент Джонни Инглиш", "Умри, но не сейчас", станет частью программы "Мастера Амер...
  (читать дальше)

"Ходорковский": сказание о блаженном Михаиле
Вчера в Москве впервые показали "Ходорковского" Кирилла Туши - документальный фильм, которому рукоплескали на Берлинале, из-за которого режиссер несколько месяцев боялся появляться в собственной квартире; ленту, которую с невероятными трудностями снимали пять долгих лет, а теперь, преодолевая еще большие трудности, пытаются выпустить в российский прокат. Что там Берлин! При всем уважении к немцам,...
  (читать дальше)

Новая постоянная экспозиция открылась в ММСИ
Абсолютно темная комната с поролоновым полом, качели и кровать, на которой можно полежать и посмотреть телевизор, - в таком антураже предстает искусство последнего столетия на обновленной постоянной экспозиции Московского музея современного искусства на Петровке, открывающейся в пятницу. Некоторое время назад музейщики решили больше не прятать в запасниках свою обширную коллекцию, в которой есть...
  (читать дальше)

Надежда Маркина получила премию Азиатско-Тихоокеанского региона
Кинопремия Азиатско-Тихоокеанского региона (Asia Pacific Screen Award) за лучший фильм досталась "Разводу Надера и Симин" иранского режиссера Асгара Фархади, сообщает в четверг Screen Daily. Чтобы разместить это видео у себя в блоге, скопируйте данный код Ранее картина завоевала на Берлинале "Золотого медведя" за лучший фильм и "Серебряного медведя" за актерский ансамбль, была удостоена премий ...
  (читать дальше)

Четвертые "Сумерки" повысили туристическую популярность Румынии
Каждый пятый поклонник фильма "Сумерки" мечтает о поездке в Трансильванию (Румыния) после просмотра четвертой части вампирской саги, приводит результаты исследования компании Travelex Worldwide Money портал romaniantimes.at. Статистические данные показывают, что количество туристов в Трансильванию выросло на 50%. Среди прочих поклонников вампирской саги лидируют американцы и британцы. В сообщен...
  (читать дальше)

Компания ЦПШ в 2011 году пустила деньги Фонда кино на четыре проекта
Кинокомпания "Централ Партнершип" (ЦПШ), вошедшая в число лидеров отечественного кинопроизводства и в этом качестве получающая от Фонда кино по 250 миллионов рублей ежегодно, в 2011 году пустила деньги на четыре проекта - "Уланская баллада", "Марафон", "Бой с тенью-3" и "Пять невест", сообщили РИА Новости в четверг в пресс-службе ЦПШ. Чтобы разместить это видео у себя в блоге, скопируйте данный ...
  (читать дальше)

Скарлетт Йоханссон и Роберт Дауни-младший могут приехать в Москву
Скарлетт Йоханссон (Scarlett Johansson) и Роберт Дауни-младший (Robert Downey Junior) могут появиться в Москве на премьере фильма "Мстители" (The Avengers), который выйдет в прокат в мае следующего года, сообщила РИА Новости генеральный директор "Уолт Дисней Компани СНГ" Марина Жигалова-Озкан. "Сейчас сложно что-то обещать, но мы надеемся, что сможем привезти в Россию в гости в первый раз и Скар...
  (читать дальше)

ВАС РФ принял жалобу на аккредитацию РСП на сбор 1% с чистых дисков
Высший арбитражный суд РФ зарегистрировал заявление Российского общества по смежным правам (РОСП) о пересмотре постановления о законности решения Росохранкультуры об аккредитации Российского союза правообладателей (РСП) Никиты Михалкова на сбор 1% со стоимости звукозаписывающей техники и чистых носителей, сообщил агентству РАПСИ/infosud представитель суда. РОСП просит ВАС РФ пересмотреть в поряд...
  (читать дальше)

Эдуард Назаров открыл своим ученикам мир анимации - Алексей Демин
Российский художник-аниматор Эдуард Назаров, автор мультфильмов "Винни-Пух" и "Жил-был пес", который в среду отмечает свой 70-летний юбилей - мастер, ставший внутренним цензором для многих поколений прекрасных аниматоров, считает мультипликатор Алексей Демин. Режиссер, сценарист и художник-постановщик Эдуард Назаров - автор любимых мультфильмов, среди которых "Жил-был пес", "Винни-Пух" "Путешест...
  (читать дальше)
Выставка Ай Вэйвэя в Мультимедиа Арт Музее
К финалу «Фотобиеннале-2012» Мультимедиа Арт Музей приберег фотовыставку Ай Вэйвэя, одного из самых известных в мире китайских художников, – 220 фотографий, сделанные им в 1983–1993 годах во время жизни в Нью-Йорке. Строго говоря, Ай Вэйвэй не фотограф, хотя в 1970-х и учился в Пекинской киношколе вместе будущими звездами китайской волны 1990-х Чен Кайге и Чжан Имоу – их тоже можно увидеть на нью...
  (читать дальше)

«Свидание» Юсупа Бахшиева вышло в прокат
В прокат выходит «Свидание» – нескладная, но любовно сделанная алкогольно-романтическая комедия по мотивам старого фильма с Уиллисом и Бессинджер. Главный герой Дима (вокалист группы Uma2rmaH Владимир Кристовский) – ожившее объявление из рубрики знакомств. Перспективный молодой нейрохирург, аккуратная геологическая борода, в которой как бы кроется обязательность, не женат, не встречается, с ж/п,...
  (читать дальше)

Каннский кинофестиваль объявил программу основного конкурса 2012 года
65-й Каннский кинофестиваль объявил программу. Фильмом открытия станет «Королевство полной луны» Уэса Андерсона, а закрытия — экранизация Франсуа Мориака «Тереза Дескейру» недавно скончавшегося Клода Миллера. Россию в конкурсе представит Сергей Лозница. Каннский фестиваль пристрастен и верен своим героям. В этом году это правило получило очередное подтверждение: в одном списке оказались самые гро...
  (читать дальше)

В ГМИИ им. Пушкина открылась выставка «Портреты коллекционеров»
Лучшие образцы русского и европейского искусства из собраний Ильи Глазунова и Петра Авена в ГМИИ: сезон мероприятий к столетнему юбилею музея Пушкина открывает выставка «Портреты коллекционеров». Экспозицию «Портреты коллекционеров», на днях открывшуюся в отделе личных коллекций ГМИИ им. Пушкина, смело можно назвать обязательной для просмотра: здесь можно увидеть шедевры, обычно широкой публике н...
  (читать дальше)

Интервью с генеральным секретарем «DOCOMOMO-Россия» Анной Броновицкой
Генеральный секретарь российского отделения международной организации по охране архитектурных памятников DOCOMOMO Анна Броновицкая рассказала «Газете.Ru» о том, что происходит с павильонами ВВЦ, почему не реставрируются Дом Наркомфина и о том, чего добилась ее организация за год своей работы. В Международный день памятников, отмечавшийся в среду, год своей деятельности отметила российская секция ...
  (читать дальше)

Интервью Захара Прилепина
Захар Прилепин рассказал «Газете.Ru» о новой книге «Восьмерка», о превращениях героев его «Саньки» в эпоху Болотной и революции и о том, как может помочь русскому писателю слаборазвитая фантазия. За последний месяц у Захара Прилепина вышли две книги: его собственная книга «Восьмерка», состоящая из маленьких повестей, и «Лимонка в тюрьму» — сборник текстов политзаключенных, который он составил с Э...
  (читать дальше)

В коллективе Центра драматургии и режиссуры произошел раскол
Часть труппы столичного Центра драматургии и режиссуры заявила о недоверии своим худруку и директору, внедрившим новые методы работы. Городские культурные власти в ответ поставили обоим жесткое условие – урегулировать конфликт до конца сезона. Часть коллектива московского Центра драматургии и режиссуры (ЦДР) выразила недоверие своему художественному руководителю Михаилу Угарову и директору Людмил...
  (читать дальше)

В прокат вышел фильм ужасов «Хижина в лесу»
В прокате «Хижина в лесу» — хоррор, который то ли впервые со времен «Крика» и «Ведьмы из Блэр» перезапускает жанр, то ли окончательно его закрывает. Пока сотрудники явно очень секретного центра (Ричард Дженкинс и другие) готовятся к чему-то серьезному и обсуждают конкуренцию с Японией, пятеро студентов отправляются на выходные в загородный дом, удачно изолированный от большого мира: дорогу к нему...
  (читать дальше)

В Москве вручили «Золотые маски»
В Москве прошла церемония вручения наград театрального фестиваля «Золотая маска». Впервые за 8 лет премия вручалась на сцене Большого театра – и принесла большие сюрпризы: в списке лауреатов предпочла мастерам новые имена. Режиссёром церемонии выступила режиссёр Нина Чусова, громко заявившая о себе в начале нулевых, но последние годы работающая в основном в провинции. Театр Чусовой всегда резок ...
  (читать дальше)

«Маппеты»: история, персонажи, выдающиеся эпизоды
В прокат выходит фильм «Маппеты», в котором Лягушонок Кермит, Мисс Пигги, Медведь Фоззи, Гонзо, Животное и другие герои легендарного телешоу объединяются, чтобы спасти свой театр от нефтяного магната. Мир Маппетов населяют безбашенные марионетки из телевизора: преимущественно звери и птицы, но есть и несколько существ, идентификация которых вызывает всеобщее затруднение. Если брать перечисленных...
  (читать дальше)