четверг, 3 ноября 2011 г.

Мягкая реформа российского оскаровского комитета

Мягкая реформа российского оскаровского комитета

Реформа российского оскаровского комитета по сценарию главы Союза кинематографистов Никиты Михалкова фактически состоялась. 17 режиссеров и продюсеров из списка предложенных ранее Михалковым 29-ти потенциальных членов комитета на встрече 2 ноября в Министерстве культуры хоть и не приняли окончательного решения, но концепция на деле сформирована.

Жюри избранных победителей

О необходимости реформы оскаровского комитета киносообщество заговорило в сентябре в связи со скандалом с "Цитаделью" Михалкова. Эта провалившаяся в прокате лента была выдвинута в качестве кандидата от России на премию "Оскар". Глава национального оскаровского комитета Владимир Меньшов противился этому решению, бушевали блогосфера и кинопресса. Тем не менее картина все равно поехала в США.

Свои концепции реформы предложили многие кинематографисты, прежде всего КиноСоюз, созданный в 2010 году в качестве альтернативы Союзу кинематографистов (СК) и состоящий из людей, не согласных с политикой Михалкова на посту главы СК.

Глава КиноСоюза Андрей Прошкин предложил включить в новый оскаровский комитет представителей всех киноструктур, с тем чтобы решения этого органа были более объективными. Владимир Меньшов, давно ратовавший за реформу, подчеркивал в беседе с РИА Новости, что в комитет должны входить "кинокритики, сценаристы, художники, люди из профессиональных гильдий". Андрей Кончаловский замечал, что у всех участников кинопроцесса – разные интересы, а следовательно, нужно включить в комитет представителей разных киноцехов.

2 ноября кандидаты в новый оскаровский комитет, предложенные Михалковым, фактически отвергли все альтернативные концепции реформы. Предложение КиноСоюза создаст "безобразие", высказал свою позицию в беседе с РИА Новости режиссер Алексей Учитель, участвовавший в обсуждении судьбы комитета в Министерстве культуры.

Владимир Меньшов, в ответ на вопрос РИА Новости о его отношении к реформе комитета, заявил, что в итогах вчерашней встречи кинематографистов "новости пока никакой нет". "Решения еще будут обсуждаться", – подчеркнул он и отказался от дальнейших комментариев. Ранее Меньшов говорил о необходимости включения в состав комитета не только режиссеров и продюсеров, но и кинокритиков, сценаристов.

"Почти все единогласно поддержали основной принцип формирования будущего комитета: туда войдут номинанты и победители "Оскара", а также режиссеры и продюсеры, получившие главные призы на фестивалях класса "А" [в Каннах, Венеции, Москве и т.п.]", – сообщил корреспонденту РИА Новости Алексей Учитель.

Именно такой принцип формирования комитета и предлагал Никита Михалков. 20 октября эту идею поддержало и Министерство культуры. Однако оно сделало оговорку, что "готово оказывать содействие работе комитета, не вмешиваясь в его организационную деятельность".

Среди предложенных Михалковым будущих членов комитета – Владимир Меньшов (режиссер оскароносной ленты "Москва слезам не верит"), Андрей Звягинцев, обладатель "Золотого льва" за фильм "Возвращение", Павел Чухрай, чей фильм "Вор" номинировался на "Оскар", глава "Мосфильма" Карен Шахназаров и другие кинодеятели, которых Михалков определил как людей, представляющих современное российское кино "на мировом уровне". Все названные кинематографисты присутствовали на заседании 2 ноября и решали судьбу оскаровского комитета.

Комитет может сохранить статус-кво

"Умные и крупные художники, которые у нас есть, работают не только в этих двух профессиях – режиссер и продюсер", – ранее прокомментировал РИА Новости михалковский вариант реформы оскаровского комитета глава КиноСоюза Андрей Прошкин.

"Думаю, что нового ничего не получится, и индикатором этого служит отказ Сергея Бодрова [номинанта на "Оскара" за фильмы "Кавказский пленник" 1997 г и "Монгол" 2007] и Александра Сокурова [обладателя "Золотого льва" Венецианского кинофестиваля 2011 года за фильм "Фауст"] войти в этот комитет", – сказал РИА Новости режиссер Алексей Герман-младший, обладатель "Серебряного льва" Венецианского фестиваля 2008 года за лучшую режиссерскую работу (фильм "Бумажный солдат").

"Оскаровский комитет заточен на то, чтобы сохранить статус-кво, – считает Алексей Герман-младший. – Все останется точно так же. Так же будут продавливать фильмы тех коллег, которые потом могут взамен дать какие-то преференции. Шансы российских фильмов получить "Оскар" не повысятся".

Во-первых, поясняет Алексей Герман, в комитет "не подпускают молодежь, пусть и с призами международных фестивалей". "Во-вторых, пока комитет будет при Национальной академии кинематографических искусств и наук России [в просторечии – академия “Золотой орел", по названию учрежденной ею девять лет назад кинопремии], он будет нерепрезентативен", – подчеркнул режиссер.

До сих пор оскаровский комитет фактически существовал при академии "Золотой орел" и проводил курс Никиты Михалкова, в то время как более старая, созданная сразу после перестройки киноакадемия "НИКА" была ранее отстранена от участия в комитете.

Будущий комитет декларирует независимость

Зависимость комитета от "Золотого орла" была одним из важнейших моментов, вызывавших критику киносообщества. Именно ангажированность прежнего оскаровского комитета заставила его принять "неоднозначное решение" в сентябре этого года – выдвинуть в оскаровские кандидаты "Цитадель", утверждал глава КиноСоюза Андрей Прошкин. Кинокритики (например, Андрей Плахов и Сэм Клебанов) выражали недоумение, как фильм, получивший уничижительную кинопрессу, мог поехать в США.

"Ни один из нас не готов стать членом оскаровского комитета, существующего при академии “Золотой орел” и созданного решением ее президиума… – прояснили свою позицию в недавнем открытом письме Меньшов, Чухрай и Кончаловский в ответ на предложение Михалкова войти в состав комитета. – Комиссия по выдвижению на “Оскара” не может быть зависима ни от какой общественной организации…". Александр Сокуров в ответ на предложение Михалкова заявил, что не готов участвовать в "игрушечных структурах".

Так или иначе, дискуссия по поводу ангажированности комитета зашла в тупик. Выходом из сложившегося тупика могла быть только декларация независимости от обоих кинематографических союзов и обеих киноакадемий. Такую декларацию на деле и приняли члены будущего оскаровского комитета, проголосовав за независимость от любых киноструктур.

Осталось доработать детали

Реформа приняла конкретные черты. Осталось доработать лишь некоторые детали. "Список кандидатов будет уточнен", – пояснил РИА Новости Алексей Учитель.

В него внесли Андрея Кончаловского, получившего в 1974 году главный приз фестиваля в Карловых Варах за "Романс о влюбленных" и не попавшего в число первоначальных кандидатов "по технической ошибке", а также Владимира Котта, чья "Муха" в 2008 году победила в Шанхае, и его продюсера Евгения Гиндилиса. Все последующие победители оскаровской гонки и номинанты будут автоматически включаться в число членов комитета.

Для окончательного осуществления реформы не хватает мнений некоторых людей, которые должны были присутствовать на заседании 2 ноября, сказал РИА Новости президент Национальной академии кинематографических искусств и наук России Владимир Наумов. Он подчеркнул, что новый комитет не хотел бы "раздувать новых дрязг".

"Мы посмотрим, какие возникнут дополнительно предложения, и будем тогда решать", – сказал Наумов.

Похоже, что новый комитет фактически уже существует – более представительный и, как многие надеются, более объективный.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции

Оригинальная статья

Поделитесь этой новостью с Вашими друзьями!

Ранее в рубрике "Кино":

Дэниэл Крейг в роли Джеймса Бонда вернется на экраны в 2012 году
Знаменитый шпион Джеймс Бонд вернется на экраны в 2012 году в фильме под названием Skyfall, сообщает в четверг агентство Ассошиэйтед Пресс со ссылкой на режиссера фильма Сэма Мендеса. Новый фильм станет 23-м в серии картин о Бонде. "Будет много сюрпризов", - рассказал о предстоящем фильме Мендес, автор "Красоты по-американски" (American Beauty, 1999) и "Проклятого пути" (Road to Perdition, 2002...
  (читать дальше)

Как один телеведущий всю страну перехитрил
Когда пару недель назад я писал о новом фильме Кевина Смита "Красный штат" и остроумном решении продюсерской группы прокатывать кино своими силами, совсем забыл о том, что в тот самый момент не какой-нибудь, а наш российский режиссер повторил опыт американца в наших условиях. Вслед за Смитом телеведущий Александр Гордон пустился со своими "Огнями притона" в турне по глубинке - побывал на Кубани,...
  (читать дальше)

Кандидаты в оскаровский комитет примут единое решение в декабре
Режиссеры и продюсеры, которых глава Союза кинематографистов Никита Михалков предложил включить в обновленный состав российского оскаровского комитета, встретились в среду в Минкультуры, однако никакого окончательного решения не приняли, рассказал РИА Новости один из участников заседания, режиссер Алексей Учитель. Помимо него, в Минкультуры пришли Константин Бронзит, Леонид Верещагин, Николай До...
  (читать дальше)

Совет директоров "Ленфильма" возглавил Пичугин из "КиноСити"
Совет директоров "Ленфильма" вместо представителя Росимущества возглавил основатель сетей "КиноСити" и "Кронверк Синема" Эдуард Пичугин. "Сейчас есть решение президента о том, чтобы во всех госкорпорациях на управление советом директоров приглашали не представителей власти, а эффективных менеджеров", - сообщил РИА Новости в среду Пичугин, возглавивший совет. В утвержденный в этом году состав со...
  (читать дальше)

Драма Погодина о распаде семьи выходит в широкий прокат
"Дом" Олега Погодина ("Родина ждет", "Непобедимый"), сделанный сообща двумя студиями, "Централ Партнершип" (ЦПШ) и СТВ, выходит в российский прокат более чем на 400 копиях с 3 ноября, а премьера картины состоится в Москве в среду, сообщили РИА Новости в компании ЦПШ. "Дом" - история семейства Шамановых, живущего посреди степи в огромном, разлапистом доме с погребами, тайниками и чердаками. Суров...
  (читать дальше)

Новый российский оскаровский комитет сделал первый шаг к самоорганизации
Режиссеры и продюсеры из «списка Михалкова» включили в состав Российского оскаровского комитета Андрея Кончаловского и договорились о будущем организации, чьё настоящее осталось в прошлом после демарша Владимира Меньшова. Сегодня в Министерстве культуры прошла встреча режиссеров и продюсеров, включенных в предложенный национальной киноакадемией «Золотой орел» состав Российского оскаровского коми...
  (читать дальше)

Олег Погодин: в России все разваливается на уровне семьи
Продюсеры два года обещали, что фильм "Дом" станет общественным событием. Премьеру этой истории о распаде семьи, на полдороги превращающейся в вестерн по-южнороссийски, назначили перед Днем примирения и согласия. Режиссер "Дома" Олег Погодин в интервью РИА Новости объяснил, почему южные люди злее, чем северные, к чему гангстеру степной ковыль и за счет чего кино преодолевает силу гравитации. Слуша...
  (читать дальше)

ЦПШ собирается усилить роль дистрибуции в собственном кинопроизводстве
Кинокомпания "Централ Партнершип" (ЦПШ), где в апреле сменилось руководство, намерена укрепить связку между производством и дистрибуцией, заявил РИА Новости президент компании Марк Лоло. "ЦПШ будет наращивать обороты в части продюсирования - как кино, так и сериалов - в еще более плотной связке с дистрибуцией. При запуске крупнобюджетного зрительского проекта будет в обязательном порядке подключ...
  (читать дальше)

"Новое британское кино" соберет в Москве представителей арт-хауса
Ежегодный фестиваль "Новое британское кино" (New British Film Festival), который открывается в среду в столичном кинотеатре "Формула кино Горизонт" и продлится до 13 ноября, покажет 15 фильмов, отмеченных на разных международных фестивалях, и представит российской публике молодых британских актеров и режиссеров, сообщила РИА Новости куратор Светлана Еденская. Фестиваль пройдет в двенадцатый раз ...
  (читать дальше)
Выставка Ай Вэйвэя в Мультимедиа Арт Музее
К финалу «Фотобиеннале-2012» Мультимедиа Арт Музей приберег фотовыставку Ай Вэйвэя, одного из самых известных в мире китайских художников, – 220 фотографий, сделанные им в 1983–1993 годах во время жизни в Нью-Йорке. Строго говоря, Ай Вэйвэй не фотограф, хотя в 1970-х и учился в Пекинской киношколе вместе будущими звездами китайской волны 1990-х Чен Кайге и Чжан Имоу – их тоже можно увидеть на нью...
  (читать дальше)

«Свидание» Юсупа Бахшиева вышло в прокат
В прокат выходит «Свидание» – нескладная, но любовно сделанная алкогольно-романтическая комедия по мотивам старого фильма с Уиллисом и Бессинджер. Главный герой Дима (вокалист группы Uma2rmaH Владимир Кристовский) – ожившее объявление из рубрики знакомств. Перспективный молодой нейрохирург, аккуратная геологическая борода, в которой как бы кроется обязательность, не женат, не встречается, с ж/п,...
  (читать дальше)

Каннский кинофестиваль объявил программу основного конкурса 2012 года
65-й Каннский кинофестиваль объявил программу. Фильмом открытия станет «Королевство полной луны» Уэса Андерсона, а закрытия — экранизация Франсуа Мориака «Тереза Дескейру» недавно скончавшегося Клода Миллера. Россию в конкурсе представит Сергей Лозница. Каннский фестиваль пристрастен и верен своим героям. В этом году это правило получило очередное подтверждение: в одном списке оказались самые гро...
  (читать дальше)

В ГМИИ им. Пушкина открылась выставка «Портреты коллекционеров»
Лучшие образцы русского и европейского искусства из собраний Ильи Глазунова и Петра Авена в ГМИИ: сезон мероприятий к столетнему юбилею музея Пушкина открывает выставка «Портреты коллекционеров». Экспозицию «Портреты коллекционеров», на днях открывшуюся в отделе личных коллекций ГМИИ им. Пушкина, смело можно назвать обязательной для просмотра: здесь можно увидеть шедевры, обычно широкой публике н...
  (читать дальше)

Интервью с генеральным секретарем «DOCOMOMO-Россия» Анной Броновицкой
Генеральный секретарь российского отделения международной организации по охране архитектурных памятников DOCOMOMO Анна Броновицкая рассказала «Газете.Ru» о том, что происходит с павильонами ВВЦ, почему не реставрируются Дом Наркомфина и о том, чего добилась ее организация за год своей работы. В Международный день памятников, отмечавшийся в среду, год своей деятельности отметила российская секция ...
  (читать дальше)

Интервью Захара Прилепина
Захар Прилепин рассказал «Газете.Ru» о новой книге «Восьмерка», о превращениях героев его «Саньки» в эпоху Болотной и революции и о том, как может помочь русскому писателю слаборазвитая фантазия. За последний месяц у Захара Прилепина вышли две книги: его собственная книга «Восьмерка», состоящая из маленьких повестей, и «Лимонка в тюрьму» — сборник текстов политзаключенных, который он составил с Э...
  (читать дальше)

В коллективе Центра драматургии и режиссуры произошел раскол
Часть труппы столичного Центра драматургии и режиссуры заявила о недоверии своим худруку и директору, внедрившим новые методы работы. Городские культурные власти в ответ поставили обоим жесткое условие – урегулировать конфликт до конца сезона. Часть коллектива московского Центра драматургии и режиссуры (ЦДР) выразила недоверие своему художественному руководителю Михаилу Угарову и директору Людмил...
  (читать дальше)

В прокат вышел фильм ужасов «Хижина в лесу»
В прокате «Хижина в лесу» — хоррор, который то ли впервые со времен «Крика» и «Ведьмы из Блэр» перезапускает жанр, то ли окончательно его закрывает. Пока сотрудники явно очень секретного центра (Ричард Дженкинс и другие) готовятся к чему-то серьезному и обсуждают конкуренцию с Японией, пятеро студентов отправляются на выходные в загородный дом, удачно изолированный от большого мира: дорогу к нему...
  (читать дальше)

В Москве вручили «Золотые маски»
В Москве прошла церемония вручения наград театрального фестиваля «Золотая маска». Впервые за 8 лет премия вручалась на сцене Большого театра – и принесла большие сюрпризы: в списке лауреатов предпочла мастерам новые имена. Режиссёром церемонии выступила режиссёр Нина Чусова, громко заявившая о себе в начале нулевых, но последние годы работающая в основном в провинции. Театр Чусовой всегда резок ...
  (читать дальше)

«Маппеты»: история, персонажи, выдающиеся эпизоды
В прокат выходит фильм «Маппеты», в котором Лягушонок Кермит, Мисс Пигги, Медведь Фоззи, Гонзо, Животное и другие герои легендарного телешоу объединяются, чтобы спасти свой театр от нефтяного магната. Мир Маппетов населяют безбашенные марионетки из телевизора: преимущественно звери и птицы, но есть и несколько существ, идентификация которых вызывает всеобщее затруднение. Если брать перечисленных...
  (читать дальше)