четверг, 3 ноября 2011 г.

Как один телеведущий всю страну перехитрил

Как один телеведущий всю страну перехитрил

Когда пару недель назад я писал о новом фильме Кевина Смита "Красный штат" и остроумном решении продюсерской группы прокатывать кино своими силами, совсем забыл о том, что в тот самый момент не какой-нибудь, а наш российский режиссер повторил опыт американца в наших условиях. Вслед за Смитом телеведущий Александр Гордон пустился со своими "Огнями притона" в турне по глубинке - побывал на Кубани, в Сибири, Черноземье и бог еще знает где.

Речь, впрочем, идет не совсем об альтернативном прокате фильма, который в этом случае возьмут на себя профессионалы. Это, скорее, промо-акция, возможность для зрителей посмотреть картину до официального выхода, побывать на "Закрытом показе", не выезжая из своего города.

В "Закрытом показе" фильм тоже покажут - продюсеры едва ли не первым делом предложили права на "Огни притона" Первому каналу. Тут Гордон окажется в несколько неудобном положении: ему придется выбирать, остаться ли при полномочиях ведущего или сесть в режиссерское кресло и дать дискуссии развиваться самостоятельно.

Чтобы разместить это видео у себя в блоге, скопируйте данный код

Что же такое эти "Огни притона", фильм, претендующий на образцовость среди нагромождений артхаусной бессмыслицы?

Прежде всего и важнее всего то, что "Огни притона" - фильм про послевоенное время, а конкретнее - про Одессу конца 1950-х. Это эскизы из жизни крошечного домашнего борделя, в котором всего две "девочки" и одна мама Люба. Мама Люба ходит (каждый раз в новом наряде) на пляж к городскому сумасшедшему Адаму, которого интересует только портвейн, а к ней самой ходит прокурорский сын-малолеток Аркаша, который сам пока не знает, чего хочет. Люба сбегает в деревню к матери, белит старую хату и ездит на баштан за арбузами. Потом возвращается в свой притон и умирает, накрывшись занавеской. Все это местами смешно (Одесса все-таки) и, как говорят дизайнеры, визуальненько. Но дело не в этом.

Дело в том, что бросая вызов коллегам, ничего нового про нашу современность Гордон рассказывать не собирается, предпочитая безопасную территорию ностальгически далекого прошлого. Здесь нет ни намека на "проклятые вопросы", над которыми, как завороженные, бьются режиссеры "новой волны".

Нет в "Огнях притона" и универсализма Звягинцева, между прочим, одного из самых порицаемых Гордоном новых режиссеров, про картины которого ведущий говорит, что это самое жуткое, что можно было сделать в кино. "Абсолютная псевдятина, псевдожизнь, псевдолюди, псевдомысли и псевдокрасивость" - это про "Изгнание" и "Возвращение". Хуже Звягинцева, по мнению Гордона, только Кирилл Серебренников. Эти двое просто злодеи, которые морочат головы нашим зрителям и жюри европейских фестивалей. Все остальные - просто мелочь, ради которых и рта лишний раз открывать не стоит.

Ради кого стоит? Ради оператора "Огней притона" Максима Шинкаренко. Он еще молодой человек, но уже большой мастер. Ради актрисы Оксаны Фандеры, блистательно сыгравшей в фильме главную роль. Ну и конечно, отдельных слов заслуживает автор сценария, Гарри Борисович Гордон, художник и поэт; у этого что ни страница - живописное полотно, а диалоги - просто заслушаешься. Там, дескать, и текст, и юмор, и характер выпукло проявляется. Это я все цитирую режиссера Александра Гордона, его собственные слова о коллегах и о своей команде.

Такая самореклама особенно режет слух в условиях полного вакуума, в котором оказались "Огни притона" перед выходом на экраны. Фильм в общем-то неплохой, и смотреть его большую часть времени не противно и не скучно. Но в нем нет ничего такого, что могло бы вызвать бурный восторг или бурную ненависть: ну посмотрели и посмотрели, - что там у нас дальше?

Я сейчас говорю, конечно, не о газетной шумихе вокруг известного телеведущего, а о мнении авторитетных и опытных людей, критиков и киноведов, которые могли видеть фильм на "Кинотавре" или "Меридианах Тихого" во Владивостоке. На том и другом фестивале "Огни притона" встретили равнодушно; в Сочи дали какую-то утешительную грамоту Фандере, на "Меридианах" - приз зрительских симпатий. И вот этот приз, по-моему, требует объяснения.

Зрители все-таки - категория весьма подвижная и управляемая. Если им сказать что-то громко и доходчиво, так они и будут думать.

И с фильмом Гордона вышло как раз по такому сценарию. Потому что никакой кинокритик или киновед не сравнится с Александром Гордоном по медийности и возможности донести свою точку зрения до большой аудитории. У Гордона в этом смысле огромное преимущество, которое он с удовольствием использует на фестивальных презентациях и во время промо-гастролей по провинции.

А говорит он везде одно и то же: либо делает комплименты самому себе, либо отвлекает внимание анекдотами со съемочной площадки, либо вообще заявляет, что фильм так хорош, что чужое мнение его не волнует. И зрители, которые успели посмотреть "Огни притона", все твердят на один голос: прекрасная Одесса, чудесная Фандера, волшебные диалоги, изумительная игра актеров.

По сравнению с основной пищей российского зрителя, телесериалами, конечно, и "Огни притона" - праздничный торт. Но если на секунду освободиться от гипноза, наведенного Александром Гордоном, что останется? Блестящая операторская работа? Действительно блестящая, потому что это не фильм, а настоящий глянцевый журнал, со всем, что этот формат подразумевает.


Это ведь "атмосферное" даже "архаичное" кино, как утверждает сам режиссер, а на самом деле фильму чудовищно не хватает воздуха, средних и общих планов, где человек в кадре мог бы хоть немного шевелиться.

Я слышал, как кто-то после показа "Огней притона" восхищался картинами послевоенной Одессы, мастерством оператора, сумевшего ухватить "то самое" время. Это тоже морок: никакой Одессы в фильме нет. Старой Одессы вообще осталось ничтожно мало, город очень сильно перестроился с довоенного времени. Поэтому снимать там было практически нечего, а от компьютерного воспроизведения авторы отказались. Снимали что было: облака, ковыль, арбузы, морской прибой. Когда казалось, что облаков уже слишком много - глушили очередным крупным планом. Один раз сделали проезд по городу, да так, что ничего не разобрать: одни цветные пятна.

Актеров "Огней притона" обсуждать просто бессмысленно, потому что для большинства зрителей само выражение "хорошая актерская игра" означает, что в кадре находится много красивых и хорошо одетых людей.

В фильме Гордона так и есть, но все эти люди ведь должны быть для чего-то, работать на какую-то идею. Тем более в таком фильме, который должен заткнуть рты всем тем, кого раньше обидели на "Закрытом показе", и кто мог сказать ведущему: а ты-то, ты сам, что сделал, кроме бесчисленных однотипных теле- и радиопрограмм, в которых нет ничего, кроме брюзжания?

Нет в "Огнях притона" ничего такого, что придало бы этой конфетной обертке смысл, спаяло бы в целую конструкцию, при виде которой можно было бы ахнуть от восторга. Есть бесчисленные заявления автора, декларации, в которых он чего только не говорит. Есть даже такие слова, что все это кинополотно - глубоко личное, практически исповедь. Что он сам - эта Люба, и его отец, автор повести "Огни притона" и сценария на ее основе - тоже Люба. Что весь фильм снимался ради слов героини: "Людей жалко, особенно всех".

Конечно, Гордон все понимает и знает цену современному кино, и знает, что она выше той, что он ей дает. Просто обсуждать кино по-настоящему ему неинтересно, и он предпочитает играть в обсуждение, где даже голос разума будет подавлен энергичными выскочками - посмотрите любой эфир "Закрытого показа". Знает и то, что обладая такими вещательными возможностями, как у него, он сможет убедить кого угодно в чем угодно, а всех остальных вырежут при монтаже.

Знает Гордон и цену своим творческим амбициям - знает, но не может отказать себе в слабости снимать кино, пусть даже такое, как "Пастух своих коров" или "Огни притона". Даже если фильм не станет выдающимся, он всегда сможет его хорошо продать, если не в буквальном смысле, то хотя бы в символическом.

И, в общем, ничего заслуживающего порицания здесь нет, бизнес как бизнес. Пусть только те, кто вдруг поверил режиссеру Гордону, потом не обижаются, что на них кто-то чуть-чуть заработал.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции


Оригинальная статья

Поделитесь этой новостью с Вашими друзьями!

Ранее в рубрике "Кино":

Кандидаты в оскаровский комитет примут единое решение в декабре
Режиссеры и продюсеры, которых глава Союза кинематографистов Никита Михалков предложил включить в обновленный состав российского оскаровского комитета, встретились в среду в Минкультуры, однако никакого окончательного решения не приняли, рассказал РИА Новости один из участников заседания, режиссер Алексей Учитель. Помимо него, в Минкультуры пришли Константин Бронзит, Леонид Верещагин, Николай До...
  (читать дальше)

Совет директоров "Ленфильма" возглавил Пичугин из "КиноСити"
Совет директоров "Ленфильма" вместо представителя Росимущества возглавил основатель сетей "КиноСити" и "Кронверк Синема" Эдуард Пичугин. "Сейчас есть решение президента о том, чтобы во всех госкорпорациях на управление советом директоров приглашали не представителей власти, а эффективных менеджеров", - сообщил РИА Новости в среду Пичугин, возглавивший совет. В утвержденный в этом году состав со...
  (читать дальше)

Драма Погодина о распаде семьи выходит в широкий прокат
"Дом" Олега Погодина ("Родина ждет", "Непобедимый"), сделанный сообща двумя студиями, "Централ Партнершип" (ЦПШ) и СТВ, выходит в российский прокат более чем на 400 копиях с 3 ноября, а премьера картины состоится в Москве в среду, сообщили РИА Новости в компании ЦПШ. "Дом" - история семейства Шамановых, живущего посреди степи в огромном, разлапистом доме с погребами, тайниками и чердаками. Суров...
  (читать дальше)

Новый российский оскаровский комитет сделал первый шаг к самоорганизации
Режиссеры и продюсеры из «списка Михалкова» включили в состав Российского оскаровского комитета Андрея Кончаловского и договорились о будущем организации, чьё настоящее осталось в прошлом после демарша Владимира Меньшова. Сегодня в Министерстве культуры прошла встреча режиссеров и продюсеров, включенных в предложенный национальной киноакадемией «Золотой орел» состав Российского оскаровского коми...
  (читать дальше)

Олег Погодин: в России все разваливается на уровне семьи
Продюсеры два года обещали, что фильм "Дом" станет общественным событием. Премьеру этой истории о распаде семьи, на полдороги превращающейся в вестерн по-южнороссийски, назначили перед Днем примирения и согласия. Режиссер "Дома" Олег Погодин в интервью РИА Новости объяснил, почему южные люди злее, чем северные, к чему гангстеру степной ковыль и за счет чего кино преодолевает силу гравитации. Слуша...
  (читать дальше)

ЦПШ собирается усилить роль дистрибуции в собственном кинопроизводстве
Кинокомпания "Централ Партнершип" (ЦПШ), где в апреле сменилось руководство, намерена укрепить связку между производством и дистрибуцией, заявил РИА Новости президент компании Марк Лоло. "ЦПШ будет наращивать обороты в части продюсирования - как кино, так и сериалов - в еще более плотной связке с дистрибуцией. При запуске крупнобюджетного зрительского проекта будет в обязательном порядке подключ...
  (читать дальше)

"Новое британское кино" соберет в Москве представителей арт-хауса
Ежегодный фестиваль "Новое британское кино" (New British Film Festival), который открывается в среду в столичном кинотеатре "Формула кино Горизонт" и продлится до 13 ноября, покажет 15 фильмов, отмеченных на разных международных фестивалях, и представит российской публике молодых британских актеров и режиссеров, сообщила РИА Новости куратор Светлана Еденская. Фестиваль пройдет в двенадцатый раз ...
  (читать дальше)

Марк Лоло: мы оцениваем фильмы по количеству позитива от просмотра
Руководство в крупнейшей российской кинокомпании "Централ Партнершип" сменилось весной, но первое интервью новый президент Марк Лоло дал только осенью. РИА Новости он рассказал о том, почему дела с кинопрокатом у нас в стране обстоят прекрасно, и как сделать так, чтобы все получалось еще лучше, а заодно объяснил, почему успех картины не следует измерять в цифрах. Беседовала Ольга Гринкруг. - Прежд...
  (читать дальше)

Каннский победитель Малик запускает два фильма с Кристианом Бейлом
Американский киноклассик Терренс Малик (Terrence Malick), за последние 40 лет прославившийся перфекционизмом и медленной работой, объявляет уже о третьем проекте за год, передает в среду голливудский ресурс Variety. Первая картина называется "Без закона" (Lawless). Главную роль сыграет Райан Гослинг (Ryan Gosling), которого недавно можно было увидеть в "Драйве" (Drive) Николаса Виндинга Рефна и ...
  (читать дальше)
Выставка Ай Вэйвэя в Мультимедиа Арт Музее
К финалу «Фотобиеннале-2012» Мультимедиа Арт Музей приберег фотовыставку Ай Вэйвэя, одного из самых известных в мире китайских художников, – 220 фотографий, сделанные им в 1983–1993 годах во время жизни в Нью-Йорке. Строго говоря, Ай Вэйвэй не фотограф, хотя в 1970-х и учился в Пекинской киношколе вместе будущими звездами китайской волны 1990-х Чен Кайге и Чжан Имоу – их тоже можно увидеть на нью...
  (читать дальше)

«Свидание» Юсупа Бахшиева вышло в прокат
В прокат выходит «Свидание» – нескладная, но любовно сделанная алкогольно-романтическая комедия по мотивам старого фильма с Уиллисом и Бессинджер. Главный герой Дима (вокалист группы Uma2rmaH Владимир Кристовский) – ожившее объявление из рубрики знакомств. Перспективный молодой нейрохирург, аккуратная геологическая борода, в которой как бы кроется обязательность, не женат, не встречается, с ж/п,...
  (читать дальше)

Каннский кинофестиваль объявил программу основного конкурса 2012 года
65-й Каннский кинофестиваль объявил программу. Фильмом открытия станет «Королевство полной луны» Уэса Андерсона, а закрытия — экранизация Франсуа Мориака «Тереза Дескейру» недавно скончавшегося Клода Миллера. Россию в конкурсе представит Сергей Лозница. Каннский фестиваль пристрастен и верен своим героям. В этом году это правило получило очередное подтверждение: в одном списке оказались самые гро...
  (читать дальше)

В ГМИИ им. Пушкина открылась выставка «Портреты коллекционеров»
Лучшие образцы русского и европейского искусства из собраний Ильи Глазунова и Петра Авена в ГМИИ: сезон мероприятий к столетнему юбилею музея Пушкина открывает выставка «Портреты коллекционеров». Экспозицию «Портреты коллекционеров», на днях открывшуюся в отделе личных коллекций ГМИИ им. Пушкина, смело можно назвать обязательной для просмотра: здесь можно увидеть шедевры, обычно широкой публике н...
  (читать дальше)

Интервью с генеральным секретарем «DOCOMOMO-Россия» Анной Броновицкой
Генеральный секретарь российского отделения международной организации по охране архитектурных памятников DOCOMOMO Анна Броновицкая рассказала «Газете.Ru» о том, что происходит с павильонами ВВЦ, почему не реставрируются Дом Наркомфина и о том, чего добилась ее организация за год своей работы. В Международный день памятников, отмечавшийся в среду, год своей деятельности отметила российская секция ...
  (читать дальше)

Интервью Захара Прилепина
Захар Прилепин рассказал «Газете.Ru» о новой книге «Восьмерка», о превращениях героев его «Саньки» в эпоху Болотной и революции и о том, как может помочь русскому писателю слаборазвитая фантазия. За последний месяц у Захара Прилепина вышли две книги: его собственная книга «Восьмерка», состоящая из маленьких повестей, и «Лимонка в тюрьму» — сборник текстов политзаключенных, который он составил с Э...
  (читать дальше)

В коллективе Центра драматургии и режиссуры произошел раскол
Часть труппы столичного Центра драматургии и режиссуры заявила о недоверии своим худруку и директору, внедрившим новые методы работы. Городские культурные власти в ответ поставили обоим жесткое условие – урегулировать конфликт до конца сезона. Часть коллектива московского Центра драматургии и режиссуры (ЦДР) выразила недоверие своему художественному руководителю Михаилу Угарову и директору Людмил...
  (читать дальше)

В прокат вышел фильм ужасов «Хижина в лесу»
В прокате «Хижина в лесу» — хоррор, который то ли впервые со времен «Крика» и «Ведьмы из Блэр» перезапускает жанр, то ли окончательно его закрывает. Пока сотрудники явно очень секретного центра (Ричард Дженкинс и другие) готовятся к чему-то серьезному и обсуждают конкуренцию с Японией, пятеро студентов отправляются на выходные в загородный дом, удачно изолированный от большого мира: дорогу к нему...
  (читать дальше)

В Москве вручили «Золотые маски»
В Москве прошла церемония вручения наград театрального фестиваля «Золотая маска». Впервые за 8 лет премия вручалась на сцене Большого театра – и принесла большие сюрпризы: в списке лауреатов предпочла мастерам новые имена. Режиссёром церемонии выступила режиссёр Нина Чусова, громко заявившая о себе в начале нулевых, но последние годы работающая в основном в провинции. Театр Чусовой всегда резок ...
  (читать дальше)

«Маппеты»: история, персонажи, выдающиеся эпизоды
В прокат выходит фильм «Маппеты», в котором Лягушонок Кермит, Мисс Пигги, Медведь Фоззи, Гонзо, Животное и другие герои легендарного телешоу объединяются, чтобы спасти свой театр от нефтяного магната. Мир Маппетов населяют безбашенные марионетки из телевизора: преимущественно звери и птицы, но есть и несколько существ, идентификация которых вызывает всеобщее затруднение. Если брать перечисленных...
  (читать дальше)